Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Новые научные течения в юриспруденции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историческая школа права в основу своей теории положила весьма неясную идею народного сознания как источника, из которого вытекает право в его историческом развитии. Более реальное направление, поставившее историческое изучение права в связь с другими явлениями общественной жизни, стало мало-помалу заменять романтическое представление народного сознания более реальными явлениями общественной… Читать ещё >

Новые научные течения в юриспруденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Историческая школа права в основу своей теории положила весьма неясную идею народного сознания как источника, из которого вытекает право в его историческом развитии. Более реальное направление, поставившее историческое изучение права в связь с другими явлениями общественной жизни, стало мало-помалу заменять романтическое представление народного сознания более реальными явлениями общественной жизни. С другой стороны, эта школа понимала право слишком отвлеченно, рассматривая его как продукт чисто органического развития, как будто тут были не при чем жизненные интересы и борьба этих интересов. Удар такой идее был нанесен преимущественно знаменитым юристом Иерингом в его чисто теоретических трудах «Борьба за право» (1872) и «Цель в праве» (1877 и 1883). Выдающийся знаток римского права и его истории, Иеринг внес в эту область более трезвое понимание, хотя сам и стоял на метафизической точке зрения. Самое главное — то, что, признав относительность юридических норм, он стал смотреть на них как на явления, подлежащие такому же изучению, какому подлежат и всякие другие исторические явления. Но и представители старой исторической школы, и новые историки права в конце концов занимались и занимаются своим предметом для разъяснения лишь данного права. Для того чтобы из исторического изучения извлекать общие выводы необходимо это изучение сделать сравнительным. Сравнительный метод и был на самом деле применен к юриспруденции, как был применен и к государствоведению. Особенно в этом отношении замечателен немецкий юрист Пост, автор целого ряда сочинений, одни названия которых весьма характеристичны: «Естественный закон права» (1867), «Введение в естественную науку права» (1872) и т. п. Главное его сочинение называется «Основы общей науки права на сравнительно-этнологическом базисе» (1880). Пост — принципиальный противник схоластическидогматического направления, сохраняющегося еще в обществоведении. По его мнению, в юриспруденции необходима реформа, которая должна состоять в применении к изучению общественной жизни «опытно-естественно-исторического метода», который один только и в состоянии создать юриспруденцию будущего. Этот метод, по его мысли, должен быть именно сравнительно-этнологическим, так как Пост рекомендует приходить к общим истинам будущей научной юриспруденции путем сравнения юридических явлений, взятых из жизни разных народов. В сущности, основная мысль Поста та же самая, что и у других представителей сравнительного изучения, но Пост особенно настаивает на мысли о возможности объяснять юридические явления из природы человека и о необходимости создать, так сказать, общий тип развития юридических отношений общества. Подобно другим представителям реалистического направления в юриспруденции он желал сблизить свою науку с естествознанием, но он еще не сумел вполне отделаться от смешения юридических законов с законами в научном смысле. Это было наследие старой метафизики, создавшей идею неизменного естественного права, которое в ее понимании было равносильно законам природы, представляя из себя на самом деле только наши идеальные представления о праве. В том и заключается заслуга Иеринга, что, признав относительность всякого права, он тем самым отказался видеть в праве неизменный закон общественных отношений. В том понимании права, какое мы находим у Иеринга, оно и оказывается наиболее способным сделаться предметом изучения в духе требований позитивной социологии Конта. Сближение между иеринговским пониманием права и контовским пониманием задачи научного изучения мы наблюдаем в трудах крупного русского цивилиста, занимавшего в Московском университете кафедру сначала истории римского права, а потом гражданского права, С. А. Муромцева.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой