Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудовые ценности современной студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночные преобразования в России способствовали кардинальным изменениям в структуре занятости, в качестве жизни населения, ценностных ориентациях и жизненных планах людей. Проблемы современного общества все острее ставят перед любым человеком вопрос самоопределения, формирования своей активной жизненной позиции, а также нравственного выбора. Ценностные ориентации формируются в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования ценностей и ценностных установок студенческой молодежи: социологический анализ
    • 1. 1. Динамика ценностей и ценностных ориентаций в трансформирующемся обществе
    • 2. 2. Ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере труда
  • Глава 2. Основные факторы формирования трудовых ценностей студенческой молодежи (на примере студентов вузов города Пензы)
    • 2. 1. Влияние вторичной занятости студенческой молодежи на трудовые ценности
    • 2. 2. Роль профессионального образования в формировании трудовых стратегий студенческой молодежи

Трудовые ценности современной студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в новых социальноэкономических условиях России. Переход к рыночным отношениям разрушил старую систему мотивации, а новая система трудовых ориентаций находится в стадии формирования. Все это привело к смене ценностных приоритетов в сфере труда и профессиональных установок. Изменение ценностной системы общества затронуло молодое поколение в большей степени, чем другие слои общества, в силу его особой восприимчивости и высокой социальной мобильности.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодежи, негативного влияния средств массовой информации, насаждения психологии общества потребления происходит трансформация ценностных основ. Дифференциация и материальное расслоение общества, возникшее в современных социально-экономических условиях, негативно влияет на ценности и ориентации в сфере труда молодого поколения россиян и стимулирует его отчуждение от трудовой деятельности.

В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у молодого поколения претерпело значительные изменения. Высокая мотивация к труду у студенческой молодежи основана не только на стремлении стать высококвалифицированным профессионалом, но и во многом связана со стратегиями получения материального достатка, построения профессиональной карьеры и самореализации. Сложившуюся тенденцию можно считать положительной, поскольку выдвижение материального и профессионального мотива занятости в качестве главного ориентира свидетельствует о высокой экономической активности молодого поколения.

Исследование ценностных ориентаций, предпочтений и приоритетов молодежи в сфере труда позволяет выявить направленность и содержание трудовой активности молодого поколения и в конечном счете определить 3 степень его включенности в социально-экономические отношения, определить общественно значимые трудовые ценности молодых людей. Развитие страны зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие предприятий, отраслей и экономики в целом зависит не только от образовательного и профессионального уровня молодых специалистов, но и от их мотивации в сфере труда, от доминирующих в трудовой деятельности ценностных ориентаций и установок.

Молодое поколение, отвечая требованиям времени, сочетает обучение с работой в различных сферах производстваименно во время получения профессии и с выходом на рынок труда у молодых людей складываются представления о целях профессиональной деятельности и способах их достижения, что отражается на их мотивации, трудовых ориентациях и стратегиях. В связи с этим очевидна потребность в комплексном изучении трудовых ценностей и установок студенческой молодежи, поскольку в ближайшем будущем сегодняшние студенты займут ключевые места специалистов в экономике страны. '.

Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в изучение ценностной проблематики внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи.

В зарубежной социологии проблемы ценностей и ценностных ориентаций, социокультурных установок личности и различных социальных групп рассматривались в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, М. Рокича, У. Томаса и других.

Среди отечественных ученых, разрабатывающих теорию ценностей, исследующих структуру и динамику трудовых ценностей, следует выделить труды Н. А. Журавлевой, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Лапина, Г. В. Осипова, И. М. Поповой, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова.

Сущность и природа ценностей молодого поколения, в частности процесс их формирования, рассматривались в работах 3. Т. Голенковой, Ю. 4.

А. Зубок, В. Лукова, Ю. Лясниковой, В. С. Магуна, А. В. Петровой, Л. В. Рожковой, Е. Ю. Рудкевич, В. Е. Семенова, В. И. Чупрова и других.

Анализ трудовых ценностей молодежи представлен в работах Ж. Г. Озерниковой, Д. Л. Константиновского, Т. В. Хлоповой. Ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере труда в условиях трансформирующейся экономики России рассматриваются в трудах.

A. Н. Покиды.

Проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи, роль профессионального образования, престиж профессии глубоко рассмотрены в трудах Д. Л. Константиновского, Л. И. Найденовой, Я. М. Рощиной, Л. Я. Рубиной, Г. А. Чередниченко,.

B. Н. Шубкина.

Различные аспекты молодежной проблематики, такие как трудовое воспитание, ценностные ориентации, жизненные' перспективы, профессиональные ориентации, нашли отражение в работах отечественных социологов: Ю. Р. Вишневского, М. К. Горшкова, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, Е. Л. Омельченко, Г. И. Осадчей, Т. Э. Петровой, И. А. Суриной.

Структура и динамика трудовых ценностей российского населения рассматривается в работах В. С. Магунафакторы трудового поведения промышленных рабочих исследуются в трудах А. Л. Темницкого.

Проблема вторичной занятости студенческой молодежи подробно анализируется в работах О. А. Большаковой, Е. Д. Вознесенской, Я. В. Дидковской, С. И. Иконниковой, Д. Л. Константиновского, К. Харченко, Г. А. Чередниченко и других.

Несмотря на то, что проблема ценностей молодежи вообще и студенческой молодежи в частности в силу своей актуальности нашла отражение в трудах российских исследователей, трудовые ценности студенческой молодежи, их динамика и состояние в условиях социокультурной модернизации российского общества остаются еще 5 недостаточно исследованными, что определило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа.

Предмет исследования — трудовые ценности современной студенческой молодежи в условиях трансформации российского общества.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении структуры и специфики трудовых ценностей студенческой молодежив условиях социокультурной модернизации России:

В? соответствии с поставленной" целью были сформулированы следующие задачи:

1. Провести социологический анализ теории ценностейрассмотреть основные подходы к определению понятий «ценности», «ценностные ориентации» и «социальные установки».

2. Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование трудовых ценностей и ценностных ориентаций студенческой"молодежи.

3. Выявить структуру ценностей студенчествапроанализировать место и роль трудовых установок в структуре ценностей.

4. Определить основные мотивы вторичной занятости молодежи, обучающейся в вузе.

5. Выделить типологические группы студенческой молодежи в зависимости от адаптационного поведения на рынке труда.

6. Выявить жизненные стратегии студентов на основе их социально-профессиональных ценностей.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили концептуальные разработки, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных исследователей по проблемам ценностных и профессиональных ориентаций студенческой молодежи. При анализе трудовых установок студенческой молодежи диссертант опирался" на труды зарубежных ученых в области ценностей и социальных установок (М. 6.

Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, М. Рокич), а также на работы отечественных социологов, посвященные изучению жизненных и трудовых ценностей (М. К. Горшков, Н. А. Журавлева, Д. Л. Константиновский, В. С. Магун, Г. А. Чередниченко, Н. И. Лапин, В. А. Ядов).

В качестве основных методов исследования применялись институциональный и структурно-функциональный подходы. При обобщении и интерпретации информации использовался принцип системности, позволяющий в комплексе проанализировать влияние различных факторов на формирование трудовых ориентаций современной студенческой молодежи.

Эмпирическая база исследования включает результаты качественных и количественных социологических исследований:

— анкетный опрос «Трудовые установки в структуре ценностей студенческой молодежи» (п = 420), проведенный автором в 2009 г. среди студенческой молодежи старших курсов государственных и негосударственных вузов г. Пензы;

— результаты, полученные в ходе фокус-групп, проведенных среди работающих и неработающих студентов-старшекурсников г. Пензы в 2010 г.;

— материалы глубинных интервью с преподавателями вузов (Пенза, 2011 г.).

Диссертантом также был осуществлен вторичный анализ данных социологических исследований: «Наши ценности сегодня» (Москва, 1990— 2006, Н. И. Лапин) — «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» (Москва, 2007, под руководством М. К. Горшкова) — «Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе» (Москва, 2006, Н. А. Журавлева) — исследования, посвященные изучению профессионального самоопределения студентов (Москва, 1994;2002, под руководством Н. Д. Сорокиной).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентацийуточнено соотношение понятий «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки», различающиеся их воздействием на поведение социальных субъектов.

2. Определены факторы, влияющие на трудовые ценности молодежи на макроуровне (социально-экономическое развитие страны, региональные особенности, средства массовой коммуникации), микроуровне (семья, ближайшее социальное окружение), а также личностные факторы (социально-демографические, личностно-индивидуальные характеристики).

3. Проанализирована система ценностей современной студенческой молодежи (ядро ценностной системы составляют семья, здоровье, материальный достаток) — показано, что трудовые установки занимают одно из ведущих мест в структуре ценностей студенчества.

4. Выявлены основные мотивы вторичной занятости студенческой молодежи (достижение материального благополучия, необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи', стремление к финансовой независимости, которое дает работа).

5. Разработана авторская типология студенческой молодежи в зависимости от ценностного отношения к труду («прагматики», «консерваторы», «профессионалы», «сибариты», «гедонисты»).

6. Показано влияние профессионального образования на жизненные стратегии студенческой молодежиустановлена взаимосвязь профессиональных установок и жизненных стратегий студентов в зависимости от тендерной принадлежности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система ценностей личности является главным мотиватором социального действия, оказывающим влияние на ее интересы и потребности.

В мотивационную сферу входят такие компоненты, как ценности, 8 ценностные ориентации, ценностные установки, которые определяют поведение человека. В современной социологической литературе отсутствует четкое соотношение понятий «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки». Теоретический анализ социологических концепций позволил определить различия этих категорий в зависимости от уровня их влияния на личность. Так, ценности могут быть представлены в виде неких идеалов и норм личности, к которым человек стремится всю жизнь. Ценностные ориентации формируют установку личности, определяя ее направленность на цели и средства деятельности в той или иной сфере. Социальные установки определяются ценностными ' ориентациями, выраженными в форме готовности личности занять активную позицию к объектам и явлениям в социуме. Они влияют на поведение человека на ином уровне, чем ценности. Если ценности представляют собой глобальные убеждения, которые определяют поведение человека во всех ситуациях, то установки имеют отношение только к поведению, направленному на конкретные объекты или ситуации. Ценностные ориентации схожи с социальными установками состоянием предрасположенности личности к определенному отношению к явлениям или предметам социальной действительности. Они входят в мотивационную систему личности, определяют поведение, участие личности в формировании норм и ценностей всего общества.

2. Процесс формирования ценностных ориентаций обусловлен многими факторами. На формирование трудовых ориентаций студенческой молодежи воздействуют факторы на микрои макроуровне, а также личностные факторы. В зависимости от социально-демографических характеристик (таких как пол, национальность, личностные качества, интересы) индивид формирует свою систему ценностей, отвечающую его потребностям и мотивам. Формирование ценностных ориентаций включено в жизнедеятельность людей. На систему жизненных ценностей влияет социальная ситуация развития личности: особенности социализации 9 личности в ближайшем окружении, т. е. семья, друзья, сверстники. Семья как важнейший институт социализации приобщает личность' к ценностям и нормам, поддерживающимся в данной социальной группе. На процесс усвоения и принятия ценностей влияет социально-экономическая ситуация в стране, региональные особенности, а также сложившаяся система ценностей в обществе. В современных условиях во многом проводником между трудовыми ценностями общества и формирующимися трудовыми установками молодежи выступают средства массовой коммуникации. Посредством рекламы, телепередач молодое поколение формирует поведенческие установки в сфере труда.

3. Результаты авторского исследования показали, что, несмотря на значимость труда для современной молодежи, данная ценность не включена в ядро ценностной структуры студенческой молодежи. Ядро ценностной I структуры современного студенчества совпадает с базовыми ценностями россиян и включает такие традиционные ценности, как семья, здоровье, материальное благополучие. Данные исследований показали, что в трудовых установках молодых людей преобладает ориентация на материальные и, профессиональные ценности. Доминирование материальных и статусно-профессиональных ценностей приводит к рационализации и индивидуализации сознания современной российской ' молодежи. По результатам исследования было выявлено, что «интересная работа» не входит в тройку базовых ценностей у большинства представителей студенческой молодежи, однако иметь работу и быть занятыми хотят большинство молодых людей. Ценность труда для молодежи является инструментальной ценностьюс помощью работы молодые люди хотят преуспеть в будущем, заработать определенный капитал, приобрести определенный статус, продвинуться по карьерной лестнице и заслужить уважение окружающих.

4. Современные социально-экономические условия заставляют молодых людей выходить на рынок труда, еще обучаясь в вузе. Мотивы.

10 занятости, которыми руководствуется современная молодежь, различны. По результатам авторского исследования были выявлены две группы мотивов трудоустройства студенческой молодежи: общие для всех работающих студентов (необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи и достижение материального благополучия) и мотивы, которые связаны с материальным достатком их семьи. Так, для среднеобеспеченных и высокообеспеченных студентов кроме материального мотива важна потребность в профессиональной самореализации. Эти студенты воспринимают работу как определенную ступень, позволяющую преуспеть в будущем. Для малообеспеченных студентов главным является материальный стимул, позволяющий зарабатывать деньги для обеспечения себя и своей семьи товарами первой необходимости. И даже приобретение профессионального опыта малообеспеченные студенты рассматривают как еще одну возможность в дальнейшем получить высокооплачиваемую работу.

5. При получении профессионального образования студенты формируют модели своего будущего трудового поведения, которые соответствуют их жизненным установкам и связаны с профессионально-личностными стратегиями. На основании результатов социологического исследования разработана типология моделей адаптационного поведения студентов на рынке труда. Группу «прагматиков» (44%) составляют студенты, главной ценностью которых является материальное благополучие. Данные молодые люди хотели бы много работать и при этом много зарабатывать, для того чтобы удовлетворить свои потребности. Для «консерваторов» (35%) ценна стабильная работа со всеми социальными гарантиями. Группу «профессионалов» (13%) составляют юноши и девушки, для которых главная ценность — интересная работа, независимо от размера заработка. «Сибариты» (6%) выразили желание «не работать, не учиться, но при этом иметь все, что хочется». Для «гедонистов» (2%) главной ценностью выступает наличие свободного времениони согласны иметь небольшой заработок, но при этом много свободного времени.

6. В современной ситуации наличие диплома о высшем профессиональном образовании является важнейшей характеристикой при трудоустройстве. Образование для современной молодежи представляет собой определенный фундамент, на основании которого они собираются реализовать свои цели и планы. Мотивы получения образования, преломляясь под воздействием образовательных технологий, способствуют реализации определенных профессионально-личностных стратегий. По результатам исследования выделено несколько ярко выраженных стратегий реализации получаемого образования: профессиональная (хорошая работа по профессии, карьерный рост) — статусная (высокая социальная позиция в обществе) — материальная (основа для материального благополучия).

Жизненные планы студентов складываются на основе отношения к своей профессии, ее статуса в обществе, оплаты данного труда и т. п. В результате каждый студент решает для себя, что для него является наиболее важным в ближайшем будущем. Жизненные стратегии у молодых людей дифференцируются в зависимости от тендерной принадлежности. Было выявлено, что девушки в большей степени ориентированы на образование, чем юноши. Студентки в будущем хотели бы добиться таких целей, как карьера и профессионализм. У юношей в большей степени выражена устремленность к власти и славе, чем у девушек. Однако следует отметить, что среди неработающих студентов около 20% от общего числа опрошенных не имеют планов даже на ближайшее будущееэто в два раза больше по сравнению с работающими респондентами. По-видимому, это связано с тем, что работающие студенты более четко представляют свое будущее, так как у них уже, есть определенные навыки и опыт работы, что способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда в будущем.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в теоретическом развитии концепции трудовых ценностей молодежи, расширении научных знаний о трудовых установках.

12 студенческой молодежи, уточнении системы факторов, влияющих на формирование и трансформацию ценностных ориентаций современного студенчества в сфере труда. Отдельные теоретические положения могут послужить основой для дальнейших исследований ценностей молодого поколения в условиях социокультурной модернизации российского общества.

На практике результаты диссертационной работы могут найти применение при разработке региональных программ молодежной политики в целях повышения эффективности трудовой мотивации, профессиональной социализации молодежи и улучшения ее положения на рынке труда.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов общей социологии, социологии молодежи, социологии труда, а также при подготовке учебно-методических материалов и пособий по этим курсам.

Апробация исследования. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были представлены и обсуждены на Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» (Москва, 2009), Международной социологической конференции «Продолжая Грушина» (Москва, 2010), «Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества» (Пенза, 2009, 2010), а также на всероссийских научно-практических конференциях: «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» (Пенза, 2008, 2010) — «Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты» (Пенза, 2009;2011) — «Проблемы социальной защиты населения» (Пенза, 2009) — «Университетское образование» (Пенза, 2011), «Социально-экономическое развитие России в 21 веке» (Пенза, 2011) — на специализированных курсах «Социология образования: теоретические и эмпирические исследования» (Москва, ИС РАН, 2011).

Результаты диссертационного исследования внедрены в высшей школе в процессе преподавания курсов «Социология», «Социология труда».

По теме диссертационного исследования опубликовано 13 статей (в том числе 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК России) общим объемом 3,45 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Социология и управление персоналом» Пензенского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1. Результаты исследования позволили выявить основные мотивы получения высшего образования для современного студенчества. Сегодняшние студенты с помощью профессионального образования в будущем хотят найти высокооплачиваемую работу (30%), продвинуться по карьерной лестнице (28,6%), а также повысить свой статус в обществе (15%). Такие результаты указывают на инструментальную ценность высшего профессионального образования.

Получение образования большинством молодых людей воспринимается как инвестиции в будущую статусную позицию, а также как способ достижения жизненных целей. Современное время диктует спрос на высококвалифицированный персонал, который способен обучаться и развиваться, совершенствуя свои знания и навыки. Молодое поколение, осознавая требования бизнеса, стремится получить качественное образование, которое повышало бы их конкурентоспособность на рынке труда. Работодатель очень требователен, однако за труд профессионального специалиста он готов платить большие деньги. Именно поэтому итогом своих вложений в образование молодые люди видят высокий уровень своего благосостояния завтра.

2. В современных условиях большое значение отводится тому, какие мотивы движут молодыми людьми при выборе своей специальности. Большая часть юношей и девушек выбирает будущую профессию в зависимости от потребности в ней рынка труда (37%). Некоторые ориентируются на такие преимущества своей специальности, как престижность (23%) или высокооплачиваемость (10%). Нужно отметить, что 17% студентов выбрали специальность по совету родителей, в зависимости от малого проходного балла при поступлении, возможности отсрочки от армии и другим причинам.

По результатам исследования были выявлены противоречия в ответах I респондентов. Во-первых, большинство студентов выбирают профессию в зависимости от ее востребованности на рынке труда. Однако в народном хозяйстве остается целый ряд отраслей, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Во-вторых, основным требованием, предъявляемым к будущей работе, у студентов выступает высокая заработная плата, однако, будучи абитуриентом, высокооплачиваемую работу выбирал лишь каждый пятый.

4. В процессе обучения у молодых людей формируются планы, которые они собираются реализовать после окончания вуза. Анализ результатов исследования показал, что большая часть студентов определились, чем они будут заниматься в ближайшем будущем. Большинство работающих (27,9%) и неработающих (35,9%) студентов после окончания вуза хотели бы организовать собственный бизнес. Продолжить образование захотели 17,4% работающих и 18,7% неработающих молодых людей. Нужно отметить, что у некоторых студентов нет планов на ближайшее будущие, больший процент преобладает среди неработающих (17,5%), 'чем среди работающих студентов. Таким образом, работающие студенты видят свое будущее более четко, формируя планы, которых они хотят достичь.

5. На основе ближайших планов молодые люди ставят для себя цель жизни, к которой будут стремиться. Результаты социологического исследования показали, что жизненные цели у молодых людей дифференцируются в зависимости от тендерной принадлежности. У юношей в большей степени выражена устремленность к власти и славе, чем у девушек. Студентки в отличие от юношей в будущем хотели бы добиться таких целей, как карьера и профессионализм. Было выявлено, что девушки в большей степени ориентированы на образование, чем мужчины.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование для современной молодежи представляет собой определенный фундамент, на основании которого они собираются реализовать свои цели и планы. Сегодня общество оценивает молодого специалиста по нескольким аспектам, доминирующим среди которых является образованность и конкурентноспособность в рыночных условиях. Под данными аспектами понимается не только наличие специфичных профильных знаний, но и мотивация к труду, ориентиры в сфере труда.

Заключение

.

Рыночные преобразования в России способствовали кардинальным изменениям в структуре занятости, в качестве жизни населения, ценностных ориентациях и жизненных планах людей. Проблемы современного общества все острее ставят перед любым человеком вопрос самоопределения, формирования своей активной жизненной позиции, а также нравственного выбора. Ценностные ориентации формируются в процессе социализации и проявляются в целях, убеждениях и мотивах поведения человека. В современных условиях принятию или отторжению базовых ценностей общества наиболее подвержено молодое поколение, которое формируется в новом обществе. Оно наиболее быстро отражает в своем облике и мотивах поведения те процессы, которые происходят в социуме последние десятилетия. В молодости закладываются основы будущей жизненной позиции человека, формируется отношение личности к окружающей действительности. В это время происходит усвоение ценностей и норм культуры общества, а также формируются собственные мотивационные установки молодых людей.

Студенческие годы наиболее важны для формирования ценностных ориентаций, так как в этот период вырабатывается ценностное отношение к социальной действительности. От того, сможет ли молодой человек выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, будет зависеть успешность и направленность его дальнейшего жизненного пути.

Процесс усвоения и принятия ценностей в современном обществе осложняется процессом социокультурной модернизации в российском обществе, спецификой восприятия личностью новых социально-экономических, культурных и политических условий: Ценностную структуру современной молодежи составляют традиционные ценности. По-прежнему главное значение для молодых людей имеет ценность семьи. В ряду жизненно важных ценностей большую популярность имеют ценности здоровья, материального благополучия, интересной работы. Трудовые ценности для респондентов занимают доминирующее положение в удовлетворении их потребительских запросов и обеспечивают реализацию их терминальных ценностей.

Исследования в области трудовой занятости молодежи показывают, что в ходе реформ изменились мотивы занятости, требования к работе, способы получения работы и т. д. Все эти изменения связаны с тем, что труд из обязанности превратился в право. И каждый распоряжается этим правом по-своему. Отношение к труду в сознании молодежи претерпело значительные изменения. Работа была и остается очень важным элементом жизни людей. Однако отношение к работе изменилось в сознании всего населения. Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ — материальных, социального статуса, общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации, то в настоящий момент работа воспринимается большинством людей, в том числе и молодежью, как средство единственной и универсальной цели — материального благополучия. Стремясь добиться финансовой независимости, юноши и девушки начинают работать, совмещая учебу с вторичной занятостью.

В процессе трудовой деятельности у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии, о профессиональных целях и способах их достижения, меняются ценностные ориентиры. На этапе сочетания работы и учебы трудовая деятельность является инструментальной ценностью, так как в большей степени молодые люди работают ради заработка и опыта работы, а не для реализации своих способностей и повышения квалификации.

В целом для большинства девушек и юношей наиболее распространенной в трудовой сфере является социально-психологическая установка «много работать и хорошо зарабатывать». Хорошая работа для молодых людей является инструментальной и терминальной ценностью. Инструментальная ценность труда в сознании будущих специалистов проявляется прежде всего в том, что работа является инструментом достижения жизненных целей молодежи. С помощью работы молодые люди желают достигнуть материального благополучия и самореализоваться в профессии, достичь высокого должностного статуса. Таким образом, молодые люди демонстрируют материальную и социально-статусную ориентацию в сфере труда. Такие ценностные предпочтения в. трудовой деятельности студентов можно объяснить недостатком, который ощущается молодыми людьми наиболее остро, в данном случае это материальная независимость и нестабильное положение в обществе.

Для получения достойной работы студенческая молодежь главным преимуществом считает необходимые знания и наличие высокой квалификации, поскольку наличие качественного образования становится основным ресурсом, обеспечивающим жизненный успех. Современное молодое поколение обладает чертами, характерными для рыночного общества. На смену коллективизму пришел индивидуализм, когда каждый человек строит свою стратегию поведения в зависимости от ценностных приоритетов. Ставя перед собой конкретные цели, молодые люди хотят добиться в жизни желаемого. Для этого они готовы работать и хорошо зарабатывать. Среди тех качеств, которые помогают человеку добиться успехав жизни, студенты называют целеустремленность, ответственность, образованность. Ориентация студенческой молодежи на формирование именно этих качеств говорит об активной жизненной стратегии. Ориентация на личный успех становится важным компонентом жизненной стратегии молодежи в современных рыночных условиях.

Ведущую роль в достижении своих целей молодые люди отводят ценности образования. Получение образования позволяет, во-первых, достичь конкурентоспособного уровня собственных ресурсов, дающих возможность для относительно свободного «включения» в рынок труда и обеспечивающих относительно стабильное, устойчивое положение на нем, и, во-вторых, удовлетворить собственные материальные запросы, сформировавшиеся на основе новых потребительских стандартов.

Получение образования большинством молодых людей воспринимается как инвестиции в будущую статусную позицию, а также как способ достижения жизненных целей. Современное время диктует спрос на высококвалифицированный персонал, который способен обучаться и развиваться, совершенствуя свои знания и навыки. Молодое поколение, осознавая требования бизнеса, стремится получить качественное образование, которое повышало бы их конкурентоспособность на рынке труда. Именно поэтому итогом своих вложений в сегодняшнее образование молодые люди видят высокий уровень своего благосостояния завтра.

Таким образом, результаты авторских исследований подтверждают, что образование для современной молодежи представляет собой определенный фундамент, на основании которого они собираются реализовать свои цели и планы. Сегодня общество оценивает молодого специалиста по нескольким аспектам, доминирующим среди которых является образованность и конкурентоспособность в рыночных условиях. Под данными аспектами понимается не только наличие специфичных профильных знаний, но и мотивация к труду, ориентиры в сфере труда.

Молодые люди при выходе на рынок труда планируют предложить, прежде всего, свое будущее образование и высокую квалификацию в качестве конкурентоспособного преимущества, занимая определенные статусные позиции. Важнейшим мотивом получения данного статуса в их представлении является достижение материального благополучия. Именно этот показатель определяет значимость поведенческих приоритетов образовательной цели.

Подводя итог, необходимо отметить направления дальнейших исследований, которые включают:

— исследование динамики и структуры ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурной модернизации России;

— исследование трансформации трудовых ценностей современной студенческой молодежи в различных региональных социумах Поволжья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Из-во «Мысль», 1991.
  2. , Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Аврамова, Ю. Б. Верпаховская // Социологические исследования. 2006. — № 4.
  3. , Т. Ф. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества / Т. Ф. Алексеенко, И. А. Рудакова, Л. Н. Щербакова. Новочеркасск: ЮРТУ (НПИ), 2005.
  4. , Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.
  5. , Н. Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи/ Н. Г. Багдасарьян, А. А. Немцов, А. В. Канеузян // Социологические исследования. 2003. — № 6.
  6. , С. А. Метод фокус-групп / С. А. Белановский. М.: Из-во Магистр, 1996.
  7. , Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Л. И. Бойко // Социологические исследования. -2002. № 3.
  8. , О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов/ О. А. Большакова // Социологические исследования. 2005.- № 4.
  9. , М. Избранные произведения /М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.
  10. , М. Основные социологические понятия / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.
  11. , Ю.Р. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина // Социологические исследования. 1997. -№ 10.
  12. , Ю. Р. Студент 90-х социокультурная динамика/ Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. -№ 12.
  13. , О. В. О мотивационных предпочтениях студентов и абитуриентов / О. В. Виштак // Социологические исследования. 2003. — № 2.
  14. , Ю. Г. Социология молодежи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, П. А. Шаповалов. Ростов — на -Дону: Феликс, 2001.
  15. , Н. X. Теоретические основы формирования нравственных ценностей и ценностных ориентаций студенчества. / Н. X. Ворокова // Образование и общество. 2009. — № 4.
  16. , В. В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. — № 4.
  17. , В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. К. Трикоз // Социологические исследования. 2002. — № 1.
  18. , В. А. Феномен работающего студента вуза / В. А. Герчиков // Социологические исследования. 1999. — № 8.
  19. , Дж. Л. Организация: поведение, структура, процессы/ Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. X. мл. Доннелли. — М.: ИНФРА-М., 2000.
  20. , Э. Социология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  21. Голеикова, 3. Т. Профессионалы на рынке труда/ 3. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2004 / Отв. ред. JI.M. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2004.
  22. , М. М. Исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы // М. М. Горбатова, М. А. Ляхова. / Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://hpsy.ru/public/x2462.htm. свободный
  23. , М. К. Молодежь России: образ жизни и ценностные приоритеты / М. К. Горшков, В. В. Петухов, A. JI. Андреев, В. А. Аникин и др. -М.: Институт социологии РАН, 2007.
  24. , М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. М.: Институт социологии РАН, 2010.
  25. , А. Б. Дюркгейм о ценностях и идеалах/ А. Б. Гофман // Социологические исследования. 1991. — № 2.
  26. , JI. А. Ценностные ориентации: тендерный аспект / JI. А. Гусейнова // Социологические исследования. — 1999. № 53L Давыдова, К. Д. Социальная установка как психологический феномен // Социальная психология и философия. М., 1975.
  27. , И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.
  28. , Д. Большой толковый социологический словарь: в 2 т./ Д. Джерри, Дж Джерри. М.: Из-во Вече, ACT, 2001.
  29. , Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Я. В. Дидковская // Социологические исследования. — 2001. — № 7.
  30. , А. Полная и эффективная занятость молодежи -условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. — № 8.
  31. , О. Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия / О. Я. Дымарская //Россия реформирующаяся: Ежегодник 2005 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2006.
  32. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана./ Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995.
  33. , Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. 1991. — № 2.
  34. , А. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект/ А. Жигало, В. Пузиков // Высшее образование в России. 2007. — № 10.
  35. , Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А. Журавлева. М: «Институт социологии РАН», 2006.
  36. , Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н. А. Журавлева // Психологический журнал. 2006. — № 1.
  37. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности /А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986.
  38. , С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи // Народное образование. 2007 — № 6.
  39. , Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. -СПб.: Питер, 2000.
  40. , Н. Ценности и установки российской молодежи / Н. Зоркая, 3. М. Дюк // Мониторинг общественного мнения. 2003. — № 4.
  41. , Ю. А. Социальная регуляция, в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008.
  42. , Ю. А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. -2008. № 7.
  43. , С. П. Проблемы социализации современной молодежи: монография / С. П. Иваненков. СПб.: Архей, 2008.
  44. , И. М. Молодежь в процессе развития / И. М. Ильинский / Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molrazv.php, свободный
  45. , И. М. Молодежь как социальная ценность и фактор перемен / И. М. Ильинский // Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molsoc.php
  46. , Т. Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов/ Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова, Г. Р. Хамзина // Социологические исследования. 1999. — № 6.
  47. , О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения /О. И. Карпухин // Социологические исследования. 2000. — № 3.
  48. , К. М. Зеркало для человека. Ведение в антропологию / К. М. Клакхон. СПб.: Евразия, 1998.
  49. Кон, И. С. Молодежь / И. С. Кон // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. -М., 1990.
  50. , Д. Л. Образование как важнейший ресурс для личности и общества / Л. Д. Константиновский. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/conferencii/programl 5 102 008. pdf
  51. , Д. Л. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко,' Ф. А. Хохлушкина. СПб.: РХГИ, 2001.
  52. , Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности / Л. Д. Константиновский. М.: ЦСО РАО, 2000.
  53. , Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. -М.: ЦСП, 2008.
  54. , Д. Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа/ Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская. М.: ЦСП, 2002.
  55. , Д. Л. Ситуация выбора / Д. Л. Константиновский // Информационно публицистический бюллетень Просвещение. 2006. — № 5.
  56. , Н. В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи / Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений поволжский регион. Общественные науки. 2011. — № 1.
  57. , Н. В. Компетентностный подход как новая парадигма в образовании при подготовке специалистов / Н. В. Корж. / Электронныйресурс. Режим доступа]: http://www.ssa-rss.ru/files/File/conf.pdf., свободный
  58. Н. В. Проблема ценностей и установок в социологии / Н. В. Корж // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2011. — № 3.
  59. , Н. В. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в сфере труда / Н. В. Корж, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений поволжский регион. Общественные науки. 2010. — № 2.
  60. , Г. Б. Ценности модерна в ориентациях современной студенческой молодежи / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. — № 1
  61. , В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. СПб.: Питер, 2007.
  62. , Н. И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян / Н. И. Лапин. Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России» — М., 2007.
  63. , Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева, Н. Ф. Наумова, А. Г. Здравомыслов. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  64. , Н. И. Как чувствует себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Мир России. 2003. — № 4.
  65. , Н. И. Функционально — ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2010. — № 1.
  66. , Н. И. Базовые ценности населения и российская либерализация / Н. И. Лапин // Общество и экономика. 2002. — № 12.
  67. , Н. И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций / Н. И. Лапин // Мир России. 2000. — № 3.
  68. , H. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. — 1996. № 5.
  69. , Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. — 1998. № 1.
  70. , М. Новое поколение российского студенчества / М. Лисаускене // Высшее образование в России. — 2006. № 10.
  71. , В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)/ В. Т. Лисовский // Социологические исследования. — 1998. — № 5.
  72. , В. Т. Социальные изменения в молодежной среде / В. Т. Лисовский // CREDO NEW. 2002. — № 1.
  73. , В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. СПб.: Из-во С.-Петербурского университета, 1996.
  74. Луков, Вал. А. Ценностные ориентации российской молодежи / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Н. В. Захаров // Знание. Понимание. Умение. -2008. № 3. / Электронный ресурс. — [Режим доступа]: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2008/3/Lukovs&Zakharov, свободный
  75. , В. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи / В. Гневашева, Н. Захарова, Вл. Луков, С. Луков, О. Намлинская // ALMA MATER. 2008.-№ 2.
  76. , Ю. Жизненные ценности и социально трудовые ожидания студенческой молодежи / Ю. Лясникова // Человек и труд. — 2003. -№ 4.
  77. , В. С. Аттитьюды (социальные установки) и их место в психологической регуляции социальной деятельности личности // Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983.
  78. , В. С. Динамика притязаний и изменения ресурсных стратегий молодежи: 1985- 2005 годы / В. С. Магун, М. В. Энговатов // Отечественные записки. — 2006. № 3.
  79. , В. С. Жизненные ценности российского населения: сходство и отличие в сравнение с другими европейскими странами / В. С. Магун, М. Руднев / /Вестник общественного мнения. — 2008. № 1.
  80. , B.C. Динамика трудовых ценностей российского населения 1991−2007 гг. Социально трудовые отношения: проблемы и перспективы: материалы Первого германо-российского форума «Формирование социальной политики» / В. С. Магун. М., 2009.
  81. , B.C. Как меняются российские трудовые ценности / В. С. Магун // Отечественные записки. — 2007. № 3.
  82. , B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения. «Россия: трансформирующееся общество"/ В. С. Магун. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001.
  83. , B.C. Трудовые ценности населения России / В. С. Магун. / Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://rabportal.ru, свободный
  84. , О. М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Социология: 4 М. 2000. — № 12.
  85. , Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
  86. , Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г. М. Мкртчян // Социологические исследования. — 2005.-№ 2.
  87. , Е. Л. Экономические ориентации студенчества их взаимосвязи и методы формирования/ Е. Л. Могильчак // Социологические исследования. — 2005. — № 10.
  88. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством
  89. Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. М., 2007. / Электронный ресурс. — [Режим доступа]: http://www.isras.ru/analyticalreportYouth.html, свободный
  90. , М. Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи / М. Н. Муханова // Модернизация социальной структуры общества // отв. ред. 3. Т. Голенкова. — М.: Институт социологии РАН, 2008.
  91. , Л. И. Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования / Л. И. Найденова // Социосфера. -2011.- № 1.
  92. , И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
  93. , Е. Л. Молодежный вопрос в пространстве современности / Е. Л. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. 2006. — № 2.
  94. , Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования 2002 -№ 10.
  95. , А. М. Социальные предпосылки, формирования студенчества / А. М. Осипов, В. А. Медик // Образование и общество. 2010. -№ 2.
  96. , Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г. В. Осипов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.
  97. , Г. В. Социология и социализм / Г. В. Осипов. М.: Наука, 1990.
  98. , А. Н. Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений / А. Н. Осянин // Социология. 2005. — № 1.
  99. , В. В. Социология молодежи и юв’енология / В. В. Павловский //Социологические исследования. 1999. — № 5.
  100. , Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. -М.: Академический Проект, 2000.
  101. , Ю. М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного положения / Ю. М. Пасовец //Социологические исследования. 2010. — № 3.
  102. , В. А. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения / В. А. Петров // Социологические исследования. — 2008. № 2.
  103. , Т. Э. Социокультурный облик российского студенчества на рубеже XXI века / Т. Э. Петрова, А. А. Каравашкин // Известия МГИУ. -2005.- № 1.
  104. , Т. Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления / Т. Э. Петрова. СПб.: «Бельведер», 2000.
  105. , JI. К. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / JI. К. Плюснина // Социологические исследования. — 2005. № 7.
  106. А. Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи / А. Н. Покида // Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень № 3. М.: РАГС, 2002.
  107. И. М. Ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности // Сознание и трудовая деятельность (Ценностные аспекты сознания, вербальное и фактическое поведение в сфере труда) / И. М. Попова. Одесса: Высш. школа, 1985
  108. , Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадина // Социологические исследования. 2006. — № 9.
  109. , Т. Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив/ Т. Е. Резник, Ю. М. Резник. М.: Деловое содействие, 1995.
  110. , JI. В. Ценности и традиции в этническом измерении /Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. -2008.- № 4.
  111. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005.
  112. , Я. Профессиональное образование в России: образовательные и трудовые стратегии студентов / Я. Рощина // Платное образование. 2007. — № 5.
  113. , Я. Социальная дифференциация молодежи в российском профессиональном образовании / Я. Рощина // Отечественные записки. 2006. — № 3.
  114. , Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов // Социологические исследования. 2002. — № 5.
  115. , Е. Система ценностей общества: структурный анализ / Е. Рудкевич // Власть. 2007. — № 1.
  116. , Л. А. Молодежь Тольятти: анализ опыта социологического исследования: монография / Л. А. Рузова, О. В. Кораблева, Е. В. Головина, С. В. Скутнева. Тольятти: Из-во ПВГУС, 2009.
  117. , М. Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965−2002) / М. Н. Рудкевич. М. Из-во: Гардарики, 2002.
  118. , А. В. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеев. -М.: Из-во Дом интеллектуальной книги, 2003.
  119. , Л. П. Ценностный аспект становления будущих специалистов / Л. П. Саксонова // Журнал прикладной психологии. 2005. -№ 3.
  120. , В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. В. Семенов // Социологические исследования. 2007. — № 4.
  121. , В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / В. Семенова. М.: РОССПЭН, 2009.
  122. , В. С. Социология молодежи. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.
  123. , Г. Модернизация высшего образования как фактор развития рынка труда и профессий в России (социологический анализ) / Г. Силласте // Безопасность Евразии. 2005. — № 3.
  124. , В. А. Социальные проблемы молодежи российской провинции / В. А. Смирнов // Вестник МГУ. 2008. — № 2.
  125. , А. В. Интеллектуально нравственная дифференциация современного студенчества / А. В. Соколов // Социологические исследования. — 2005. — № 9.
  126. , П. А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.
  127. , П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992.
  128. , Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н. Д. Сорокина // Социологические исследования. -2003.-№ 10.
  129. Социокультурные ценности и жизненные стратегии населения Пензенской области в транзитивном российском обществе: моногр. / Г. Б. Кошарная, Л. Т. Толубаева, Л. В. Рожкова, А. П. Шумилин. Пенза: Изд-во ПТУ. -2009.
  130. , И. А. Ценностные ориентации / И. А. Сурина // Знание. Понимание. Умение. 2005. — № 4.
  131. , Г. Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных // Социология: 4 М. 2002. — № 14.
  132. , А. Л. Теоретико методологические подходы к исследованию трудового поведения / А. Л. Темницкий // Социологические исследования. — 2007. -№ 6.
  133. , У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Из-воМГУ, 1994.
  134. , Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. / Ж. Т. Тощенко. — М.: Прометей: Юрайт-М., 2001.
  135. , В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
  136. , А. Положение молодежи в России: аналитический доклад / А. Фадеева // Безопасность Евразии. 2005. — № 2.
  137. , В. И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации / В. И. Филоненко. Ростов — на — Дону, 2009.
  138. , К. Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии / К. Харченко // Высшее образование в России. 2008. -№ 9.
  139. , Л. Труд в системе жизненных ориентаций российского населения / Л. Хахулина // Вестник общественного мнения. 2006. — № 5.
  140. , Т. В. Трудовые ценности молодежи / Т. В. Хлопотова, Ж. Г. Озерникова // Народонаселение. 2002. — № 4.
  141. , Т. В. Экономические ценности студенческой молодежи: социологические оценки / Т. В. Хриенко // Социально -гуманитарное знания. — 2005. № 3.
  142. Чарлз, Бидуэлл Молодежь в современном обществе. Американская социология / Б. Чарлз. М.: Из-во Прогресс, 1972.
  143. , Г. А. Личные планы выпускников средних учебных заведений (сравнительный анализ) / Г. А. Чередниченко // Социологические исследования. 2001. — № 12.
  144. , Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. — СПб.: Издво РХГИ, 2004.
  145. , Г. А. Новое в образование и профессиональной деятельности молодежи / Г. А. Чередниченко // Социологические исследования. 2009. — № 7.
  146. , В. И. Молодежь в обществе риска. / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. -М.: Наука, 2003.
  147. , В. И. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок // Социологические исследования. -1996.-№ 9.
  148. , Л.С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи / Л. С. Шилова / Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.isras.ru/files/File/Publication/ObrazuspehaSchilova, свободный
  149. , И. О трудовых ценностях и привычке к работе / И. Шмерлина // Социальная реальность. — 2007. № 4.
  150. , В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко. М.: Мысль, 1985.
  151. , Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представлений ценностей как динамических запретов / Л. Б. Эрштейн. СПб., 2008.
  152. , А. Г. Московское студенчество 1995 2000 гг.: социальная ситуация, тенденции, перспективы / А. Г. Эфендиев, М. В. Кондрашова. — Мир России. — 2004. — № 1.
  153. , В. А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — М., 1979.
  154. Ядов,, В. А. Ценности в кризисном социуме / В. А. Ядов // Психологический журнал. 1991. — № 6.
  155. , В. А. Стратегия социологического исследования /В. А. Ядов. М.: Академкнига, Добросвет, 2003.
  156. , В. А. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / В. А. Ядов. М.: Флинта, 2005.
  157. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии / В. А. Ядов. -М.: Наука, 1975.
  158. , М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения / М. А. Ядова // Социологические исследования. 2006. — № 10.
  159. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М. С. Яницкий / Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://hpsy.rn/public/x2755.htm, свободный
  160. , А. И. Генезис формирования отечественной социально-философской концепции ценности/ А. И. Ясеницкий // Вестник СамГ. 2007. — № 5/3.
  161. Schwartz, S. H. Towards a Psychological Structure of Human Values/ S.H. Schwartz, W. Bilisky // Journal of Personality and Social Psychology, 1987.
  162. Rokeach. M. The nature of human values / M. Rokeach. — N.Y.: Free Press, 1973.
Заполнить форму текущей работой