Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семья как активная социальная система

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку. Кроме того, согласно традиционному определению, семья представляет собой социальную систему, изменяемую во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой… Читать ещё >

Семья как активная социальная система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «активная система» в характеристике семьи

Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку. Кроме того, согласно традиционному определению, семья представляет собой социальную систему, изменяемую во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, т. е. многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство. Социальные работник встречается с семьями, которые одновременно проходят через процесс утраты и воссоздания, а следовательно имеет дело с активными социальными системами, продолжительность жизни которых измеряется неделями, месяцами или годами.

Как и любая активная социальная система, она находится в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой и под ее воздействием испытывает различные изменения.

Понятие «активная система» применительно к характеристике семьи (малой социальной группы) в сфере социальной работы все чаще и чаще встречается на страницах психолого-педагогических изданий [16, 49, 67,118], а важнейшие параметры ее состояний всецело определяют сущность и содержание психолого-педагогического обеспечения деятельности специалиста любого профиля.

Под активной социальной системой (АСС), характеризующей семью, понимается такая малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт, и со временем, по мере реализации своих потенциальных возможностей превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме. Его уровень развития, как и степень психолого-педагогического воздействия на членов семьи, могут быть различными.

Исходя из этого в изучении семьи как активной социальной системы может быть значима следующая группа вопросов.

  • 1. Что собой представляет сегодня семья как активная система?
  • 2. С какими психолого-педагогическими проблемами жизнедеятельности она встречается?
  • 3. Каковы ее потенциальные возможности в восстановлении собственных деформированных функций и социальном воспитании своих членов?

В поисках оптимальных вариантов ответов на эти вопросы важно учитывать многообразие подходов к составлению психолого-педагогической характеристики семьи как активной системы, а, следовательно, объекта и потенциального субъекта социальной работы.

Так, например, Л. И. Щербич и Н. В. Кузнецова отмечают, что «тема семьи относится к вечным темам, поскольку семья изменяется с изменением общества, которое в свою очередь изменяется с изменением семьи» [119]. Тем самым авторы акцентирует внимание на традиционном подходе, основу которого составляет тесная взаимозависимость общества и семьи.

А. В. Петровский, С. В. Ковалев, В. П. Левкович, О. Э. Зуськова и другие рассматривают семью посредством различных социально-психологических явлений, присущих малой социальной группе и прежде всего совокупности межличностных отношений, социальных ролей в сфере совместной деятельности [52, 56, 102].

В работах В. А. Сысенко концентрируется внимание на классификации потребностей семьи и через их многообразие составляется ее характеристика, включающая ряд показателей: потребность в доверительно-дружеском общении; потребность в близких людях, потребность в брачном партнере; потребность быть любимым, уважаемым, ценным; потребность в эмоциональной, психологической поддержке и взаимопонимании; потребность во взаимопомощи, сотрудничестве, кооперации; потребность в здоровой семье, детях; сексуальная потребность в связи с другими эмоционально-психологическими потребностями [108].

Многие авторы, в числе которых М. С. Мацковский, Л. М. Панкова, Т. А. Семикина, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Т. Ж. Шайдуллаева и другие отдают предпочтение в характеристике семьи основополагающим функциям ее жизнедеятельности. Так, например, психологом Т. А. Семикиной в социально-психологическом исследовании семьи выделяются: естественно-биологическая функция; функция социализации новых поколений; хозяйственно-производственная функция; функция психологической разрядки и дается их характеристика [93].

В рассмотрении семьи с точки зрения объекта социальной работ И. А. Зимняя придает важное значение внутрисемейному общению, выдел его как главный показатель здоровья семьи. «Семья, — по ее утверждению, это прежде всего сеть межличностных отношений типа „принятие — неприятие“, „симпатия — антипатия“, „уважение — пренебрежение“, „поддержка безразличие“, „любовь — неприязнь“ и т. д. Семья без общения мертва — э некоторый социальный конструкт, в котором межличностное или индивидуальное взаимодействие стремится к нулю. Более того, именно по характеру внутрисемейного общения можно судить о взаимоотношениях членов семьи» [38].

Наряду с вышеназванными имеют место и другие подходы во взглядах на семью как активную социальную систему — объект внимания социальных работников. Одни акцентируют внимание на психологическом климате семьи удовлетворенности браком (Б. К. Алешина, О. А. Добрынина, М. Н. Рахманов [2, 32, 83]; другие обращаются к анализу образа ее жизни (Л. Ц. Иорданов Т. X. Талибаева, Т. А. Шеляг [41, 109, 120]; третьи за основу берут уровень развития воспитательного потенциала семьи (Я. М. Арцимович, И. В. Гребенников, С. Торохтий) [10, 25, 113]; четвертые считают, что для социальной работ значимым показателем семьи является характер проблем ее жизнедеятельности (Л. В. Данилова, Н. И. Стрекалова) [29, 103].

Анализ существующих подходов в рассмотрении семьи как объекта социальной работы, а также сущности и содержания активной социальной системы условиях открытого социума, позволяет выделить три значимых элемента в характеристике семьи.

  • 1. Классификационные признаки (типы семей и их семейный уклад, характерные для семьи социально-психологические явления и процессы, состояние здоровья, социальная мобильность, потребительское поведение и т. д.).
  • 2. Характер и состояние проблем жизнедеятельности семьи (соотношение ценностей супругов и детей, внутрисемейные роли, межличностная адаптация, воспитание детей и т. д.).
  • 3. Потенциальные возможности семьи (интеллектуальный, нравственный, воспитательный, экономический потенциал, включающий текущее состояние психологического здоровья семьи и т. д.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой