Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общество. 
Социология для экономистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И действительно, не все люди одинаковы с точки зрения положения, занимаемого в общественной иерархии, с точки зрения рода их деятельности и вклада, вносимого в выживание и нормальное функционирование общества. Отличие крестьянина от преподавателя и чиновника очевидно: крестьянин производит материальные блага, без которых общество (а точнее, его члены) не сможет выжить, тогда как преподаватель… Читать ещё >

Общество. Социология для экономистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое общество?

Общество — это целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их объединениями, которая складывается в процессе их взаимодействия и постоянно изменяется.

Впрочем, вряд ли это определение раскрывает сущность общества полностью. Оно фиксирует лишь самые важные его характеристики. Но ведь общество — это сложный феномен, оно обладает сложной структурой, т. е. в конечном счете внутренне неоднородно. В чем же проявляется эта неоднородность?

Изучая общество в целом с точки зрения его неоднородности, социологи обычно обращают внимание на три группы явлений: 1) социальное расслоение; 2) социальные общности; 3) социальные институты[1].

1. Социальное расслоение неизбежно, поскольку люди отличаются друг от друга. У кого-то денег много, а у кого-то нет совсем, кто-то умен, а кто-то не очень, кто-то красив, а кто-то нет… Вспомним также о том, что люди делятся на «мальчиков» и «девочек», что они могут принадлежать к разным национальностям, причем жить на территории, где их этнос является основным или, наоборот, находится в меньшинстве.

И действительно, не все люди одинаковы с точки зрения положения, занимаемого в общественной иерархии, с точки зрения рода их деятельности и вклада, вносимого в выживание и нормальное функционирование общества. Отличие крестьянина от преподавателя и чиновника очевидно: крестьянин производит материальные блага, без которых общество (а точнее, его члены) не сможет выжить, тогда как преподаватель сохраняет и передает знания, от существования которых непосредственно зависит духовная жизнь общества. Чиновник (руководитель) в нормальном случае выступает как та часть мозга, которая принимает решения, определяющие наиболее уместный способ действий в сложившихся условиях. По большому счету чиновнику иногда приходится решать, что в данный момент является более важным: деятельность крестьянина или деятельность преподавателя.

Различия между указанными ролями касаются и престижа. Так, в нашей стране крестьянский труд — наиболее низко оплачиваемый, а потому мы имеем дело с большим оттоком населения из деревень: все стремятся получить более высокое положение, изменить свою позицию в социальной структуре. Позиция чиновника, возможно, оказывается наиболее значимой, тогда как преподаватели занимают среднее положение.

Социальное расслоение — это более общее понятие, которое объединяет такие лишь отчасти похожие явления, как социальное неравенство и социальная стратификация. Положение человека в этой системе обычно описывается как его социальный статус. А поскольку положение человека в социальной системе далеко не всегда остается неизменным, социологи разработали понятие социальной мобильности, которое описывает перемещения человека между социальными слоями и группами.

2. Люди, как правило, не могут, не хотят и не любят жить в одиночестве, а потому склонны объединяться. Именно так возникают элементарные социальные общности, например семьи, племена, группы друзей, а также более сложные разновидности — организации, нации, народы, государства и т. д. Мы вполне могли бы считать, что общество — это такая огромная общность, которая распадается на целое множество других, более мелких, причем каждый член общества одновременно «стоит» в нескольким таких объединениях. И действительно, у каждого из вас есть семья, друзья, вы учитесь, а потому являетесь частью группы, курса, возможно, вы состоите в каком-то общественном объединении и т. д.; если вы еще и работаете, то являетесь членом коллектива.

На основании этого нетрудно сделать вывод, что для изучения неоднородности общества необходимо выяснить, какие виды социальных общностей существуют.

3. Общество можно также рассматривать как совокупность социальных институтов. Институт — это особая подсистема общества, на которую возлагается обязанность регламентации, упорядочивания той или иной сферы отношений и контроля за людьми, принимающими участие в этой сфере. Это определение достаточно приблизительно, но пока нам будет его достаточно. Отметим также, что институт — это не только организация, включающая определенное количество людей, но и совокупность норм, которые приняты в данной сфере деятельности и общественной жизни. Любой поступок, который совершает человек, участвующий в определенной деятельности, оценивается другими людьми с точки зрения этих норм. Если вдруг оказывается, что он не соответствует нормам, является их нарушением, то человека наказывают; соответствие поступков нормам не всегда как-то поощряется, однако в значительной части случаев это все же происходит. Наказания и поощрения — это основные механизмы социального контроля, который, как правило, институционален, т. е. закреплен за некоторыми более или менее формализованными организациями[2].

Думается, вполне понятно, что эти аспекты изучения общества в целом не являются абсолютно изолированными. Класс, одна из форм закрепления социального неравенства, вполне может объединиться для защиты своих интересов (по крайней мере, так думали марксисты) и в этом случае станет общностью; да и вообще класс можно рассматривать как особую разновидность социальной общности, особенность которой состоит в том, что ее члены не всегда осознают свою принадлежность к ней (хотя между ними много общего, причем не только в положении, но и способах действия, в образе мыслей). Социальные институты обычно воплощаются в организациях, как это происходит, например, в случае с армией — институтом, призванным обеспечивать безопасность общества (но не государства, как иногда думают). Впрочем, это не означает, что социальный институт — это то же самое, что и организация; просто та же армия является институтом, с одной точки зрения, и организацией — с другой. Иными словами, три указанные подхода к обществу постоянно пересекаются и в конечном счете не полны без других подходов[3].

Тем не менее не стоит рассматривать общество как простой конгломерат, т. е. «кучу» людей, социальных общностей и институтов. Общество, как и любая другая система, действительно формируется из более мелких образований, однако, будучи целым, приобретает качества, которые не присущи ни его частям, ни совокупности этих частей. В частности, Т. Парсонс полагал, что общества как социальные системы имеют собственные потребности, не связанные непосредственно с потребностями входящих в них людей, такими как:

  • 1) потребность в адаптации, т. е. в соотнесении системы со средой, в которой она существует, и использовании ее ресурсов;
  • 2) достижение целей, стоящих перед системой;
  • 3) интеграция, т. е. поддержание внутреннего порядка и относительной стабильности;
  • 4) выработка латентного образца, обеспечивающего достаточную мотивировку для выполнения задач. Каждая из потребностей социальной системы обеспечивается некоторой самоорганизующейся подсистемой.

В свою очередь, у этой подсистемы, которая также является целостным образованием, тоже возникают все указанные выше потребности, а потому происходит еще одно членение социальной системы и т. д. В принципе, предел такого деления установить очень сложно.

Кроме того, общество обладает целым рядом признаков, которые позволяют отделить его от других обществ.

  • [1] Чернышова М. Б. Понятие социальной структуры. Социальная структура общества //Лингвокультурные пролегомены: мифология, фольклор, религия. Симферополь, 2017.
  • [2] Волков Ю. Г. Социальная диагностика и социологическая экспертиза. М., 2015.
  • [3] Волков Ю. Г., Лубский А. В. Российская реальность в пространстве социологического дискурса: монография. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2018.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой