Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Постструктурализм как предшественник постмодернистских теорий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По Дж. Ритцеру — в постмодернистскую эру текст, по существу, заменяет понятие «работа», предполагающее наличие конкретного автора, ибо ныне не столько важен тот, кто создал текст, сколько тот, кто его «читает». Соответственно, предполагается множество интерпретаций текста с акцентом не на его адекватность реальности, а на связь между идеями текста и идеями, изложенными в других соответствующих… Читать ещё >

Постструктурализм как предшественник постмодернистских теорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постструктурализм — направление, представленное социальными теоретиками и социолингвистами, которые пытались рассматривать возрастающую динамичность социального мира, его конкретные составляющие как определенный текст, под которыми имеются в виду связанные содержанием и смыслом коды, характерные для конкретной культуры.

Рефлексивность по поводу текстов востребована тем, что в условиях усложняющейся социокультурной динамики тексты все более приобретают открытый и динамичный характер — их содержание находится в постоянном изменении. И все же тексты обладают достаточной стабильностью, чтобы их можно было анализировать с помощью особого инструментария, прежде всего, семиотики (наука о знаках и знаковых системах).

В итоге ученые, проявляя воистину незаурядное социологическое воображение, попытались создать новаторские теоретическо-методологические подходы, которые позволяют углублять наши представления о характере новых социальных тенденций, их динамике, о том, по каким направлениям идет развитие человеческой цивилизации.

Постструктурализм, по существу, явился непосредственным предвестником постмодернистских теорий, а некоторые исследователи прямо относят творчество ряда его представителей к постмодернизму (так, Дж. Ритцер считает теории М. Фуко и Ж. Дерриды постмодернистскими).[1]

Теоретико-методологические истоки

Инструментарий семиотики в социолингвистике

В современном динамично развивающемся обществе резко возрастает роль знаков, кодов, брендов в социальном взаимодействии. Отнюдь не случайно в социальные науки и в социологию стали проникать методы семиотики. Теоретико-методологический инструментарий возник прежде всего в рамках лингвистики.

Ее наиболее яркими представителями были Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Ю. Лотман и др.

Фердинанд де Соссюр (1857—1913 гг.; Ferdinand de Saussure) — швейцарский теоретик, один из основателей структурализма, многие идеи которого оказались востребованными в постструктурализме и постмодернистских парадигмах. Он предложил использовать лингвистические модели не только для анализа языка, но и текста. Среди его сочинений: " Курс общей лингвистики«[2], «Заметки по общей лингвистике«[3].

Чарлз Сандерс Пирс (1839—1914 гг.; Charles Sanders Peirce) — американский философ, логик, математик, один из основателей семиологии. Основоположник прагматизма, а также естествоиспытатель. Весьма известна его работа " Рассуждение и логика вещей" .

В самом общем виде семиотика как наука изучает свойства знаков и знаковых систем. Ее теоретико-методологические основания были сформулированы Ф. де Соссюром и Ч. Пирсом, которые, но существу, заложили основы теории знаков. Они исходили из того, что суть знака амбивалентна: он является материальным объектом, представляющим некое обозначающее, или референт; вместе с тем он выступает как обозначаемое, содержит смысл, который вкладывается в него при интерпретации. Объект становится знаком, если он соотнесен с определенным контекстом и получил соответствующую интерпретацию. Сама же интерпретация знака возможна лишь посредством сто соотнесения с адекватной системой знаков. Пример тому язык как социокультурная система знаков. Определить значение слова без его соотнесения с другими словами, т. е. социокультурной системой в целом просто невозможно.

При этом социолингвисты рассматривают любой язык в контексте культуры исходя из того, что механизм конкретного языка своеобразен, и это сказывается на характере соотнесения слов с реальностью. Язык является средством конструирования социальной реальности, и его своеобразие неизбежно делает социальную реальность уникальной, а ее интерпретацию — относительной.

Данный постулат представляется весьма ценным для социологов и социальных теоретиков. Из него следует, что возможности конструирования социальной реальности связаны с контекстом той или иной культуры: социальные отношения имеют специфическую интерпретацию в различных языковых системах.

Даже научные понятия могут иметь нюансы в разных языках. Это объективное обстоятельство, с одной стороны, создает некоторые проблемы для взаимопонимания, но с другой — используется в социолингвистическом теоретико-методологическом инструментарии для исследования специфики социальных отношений, взятых в контексте их культурного пространства и исторического времени, которые затем анализируются как определенный текст.

Под текстом изначально понимается совокупность культурных кодов, позволяющих определенным образом организовать и выразить знаковое многообразие культуры. В постмодернистской социологии текст выступает как связная последовательность знаков, обозначающих модель реальности, при этом выражающих принципиальную открытость ее смысла исходя из отсутствия референтов.

По Дж. Ритцеру — в постмодернистскую эру текст, по существу, заменяет понятие «работа», предполагающее наличие конкретного автора, ибо ныне не столько важен тот, кто создал текст, сколько тот, кто его «читает». Соответственно, предполагается множество интерпретаций текста с акцентом не на его адекватность реальности, а на связь между идеями текста и идеями, изложенными в других соответствующих текстах[4]. При этом, подчеркнем, текст создается с помощью знаков, и социологам важно исследовать фактор знака — его смысл — в конструировании социальных отношений.

Ч. Пирс предложил следующую классификацию знаков:

  • — знаки-копии (тонические знаки) обозначают реальные объекты по принципу сходства, которое распознается через процедуру простого узнавания. Изображение чего-либо на картине, фотографии является знаком реального объекта, интерпретировать который можно на основе обычного визуального восприятия и узнавания;
  • — знаки-индексы связаны с реальным объектом причинными связями. Дым является знаком огня; изможденные люди знаком социальной депривации и т. д.;

знаки-символы связаны с обозначаемым объектом культурным контекстом. Для их верной интерпретации необходимо быть знакомым с определенным контекстом (свод профессиональных знаков, правила дорожного движения и т. д.)[5].

  • [1] RitzerG. Postmodern Social Theory. The McGraw-Hill Companies, 1997.
  • [2] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: УРСС Эдиториал, 2007.
  • [3] Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990.
  • [4] RitzerG. Postmodern Social Theory. The McGraw-Hill Companies, 1997. P. 181−183.
  • [5] Пирс Ч. С. Рассуждение и логика вещей: лекции для Кембриджских конференций 1898 года. М.: РГГУ, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой