Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Визуализированный образ в научном познании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. В философии визуализированные представления изучались, прежде всего, в дихотомии «образ-мысль», где они противопоставлялись рациональному знанию. К примеру, Платон считал зрительные представления низшим видом знания по отношению к идеям, которые в его философии рассматриваются в качестве первоначала и сущности вещей. Эта традиция оказалась господствующей… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. I. ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 1. Визуализация как способ развития научного знания
  • 2. Природа визуализированного образа и его виды
  • 3. Формирование визуализированного образа в научном познании
  • Гл. II. ФУНКЦИИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВ В НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 1. Визуализированный образ как средство объективации и трансляции научного знания
  • 2. Герменевтическая функция визуализированного образа в научном познании
  • 3. Визуализированный образ как средство обобщения научного знания
  • 4. Визуализированный образ как средство креативного мышления в научном познании

Визуализированный образ в научном познании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой темы определяется местом научного знания в современном обществе, в котором наука стала неотъемлемой частью культуры. Но-уже с появлением науки между научными идеями и их материальными воплощениями обнаружился некий виртуальный мир объектов, обладающих одновременно и рациональной, и чувственной природой — визуализированные образы, представляющие собой наглядные выражения научно-теоретического знания. Пренебрежительное отношение к этим объектам является, на наш взгляд, одной из причин отрыва научной теории от практики, теоретических исследований от материального производства.

К сожалению, даже среди крупных ученых и философов распространено мнение, что трансляция научно-теоретического знания в материальную сферу является его нисхождением, хотя еще Гегель и К. Маркс рассматривали этот процесс как восхождение от абстрактного к конкретному. Думается, эта традиция в оценке чувственных трансформаций идеи берет начало еще у Платона, в философии которого объекты материального мира рассматриваются как воплощения духовных сущностей — идей или эйдосов. В иудее-христианской культуре ее выражением является христианская онтология, в которой дух и плоть противопоставляются, а развитие рассматривается как преодоление плоти. Но в Новое время Ф. Бэконом начинается реабилитация практического опыта, а в XX веке в рамках психологии появляется деятельностный подход, выраженный в виде теории интериоризации, согласно которой форма мысли являются результатом практической деятельности.

В середине XX века американский физик Уильяме Бриджмен разрабатывает так, называемый операциональный подход, представляющий собой концепцию, снимающую противопоставление теории и практики: согласно Брид-жмену, научная теория представляет собой «инобытие» практических или «ка-рандашно-бумажных» операций, поэтому значение научных понятий определяется им совокупностью опытных операций (прежде всего, измерением).

В 1970;е годы в отечественной физике эти идеи развивал талантливый ученый И. С. Алексеев, известный в эпистемологии субстанциализацией практики в научном познании. Им была разработана концепция научного (в данном случае — физического) знания, где оно рассматривалось как структурированная при помощи математического языка модель данных о наблюдаемых и ненаблюдаемых физических объектах1.

В области философии большой вклад в разработку практических основ знания внесли B.C. Степин2, Э.В. Ильенков3 и Д.В. Пивоваров4.

В работах вышеуказанных авторов исследуется и обосновывается, главным образом, взаимосвязь практики и научной теории. Однако промежуточный мир между этими феноменами каким-то образом оказался вне поля зрения ученых и философов. В лучшем случае их внимание было привлечено к моделям, как материализованным репрезентантам научных теорий5. Но визуализированный образ, представляющий собой синтез теоретического знания и модальностей зрительного отражения, переживаемый субъектом познания как реально существующий* объект, оказался малоисследованным феноменом в эпистемологии и общей теории познания.

Полагаем, что исследование этой темы важно и в дидактических целях. Одним из принципов педагогики является принцип наглядности. Многочисленные монографии, диссертации, статьи, посвященные исследованию феномена наглядности в обучении, нуждаются в методологическом обосновании и, прежде всего, в разработке концептуальной модели, объясняющей эффективность применения наглядных средств в обучении и воспитании.

1 Алексеев И. С. Возможная модель структуры физического знания // Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974. С. 212−214.

2 Степин B.C. Взаимосвязь наблюдения, эксперимента и теории в познании Вселенной // Философские проблемы астрономии XX века. М., 1976.

3 Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1984.

4 Пивоваров Д. В. О соотношении предметного и операционального компонентов научного знания // Вопросы философии. 1977. № 5. С. 19−23.

5 Батороев К. Б. Аналогии и модели в познании — Новосибирск, 1981; Hesse М. Models and Analogies in Science. Indiana, 1966 и др.

Наконец, есть еще одна проблема, делающая настоящее исследование актуальным для сегодняшнего дня: это проблема трансляции научно-теоретического знания во вненаучные сферы культуры, прежде всего, в сферу образования. К сожалению, ни в эпистемологии, ни в педагогике эта проблема почему-то не привлекает внимание исследователей, несмотря на ее важность. За исключением одной научной статьи, одной монографии и одного диссертационного исследования нам не удалось обнаружить результаты анализа данной темы1.

Степень разработанности темы. В философии визуализированные представления изучались, прежде всего, в дихотомии «образ-мысль», где они противопоставлялись рациональному знанию. К примеру, Платон считал зрительные представления низшим видом знания по отношению к идеям, которые в его философии рассматриваются в качестве первоначала и сущности вещей. Эта традиция оказалась господствующей в европейской философии: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. В. Гегель внесли свой вклад в европейский рационализм. И только Д. Локк нарушил эту традицию, сформулировав в ясном виде основную парадигму сенсуализма: «ощущения образуют основу знания». После него Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» объяснил происхождение идей причинности, пространства и времени из чувственного опыта, который, правда, рассматривал в традиции трансцендентализма, восходящей к философии Дж. Беркли.

В зарубежной науке исследования визуализированных представлений активизировались в 1950 годах, после более чем трех десятилетий застоя в этой области, когда был утрачен интерес к образным явлениям. Р. Хольт назвал это время периодом изгнания образов из науки". Исследованием природы образных представлений, их связи с практическими действиями субъекта занимались Ф. Г. Олпорт, Р. Л. Грегори, К. Кофка, Р. С. Вудвортс, Дж. Брунер, Р. Арнхейм,.

1 Бляхер Е. Д., Волынская JI.M. Научная метафора: к методологии исследования трансляции знания // Философские науки. 1989. № 2- Крымский С. Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев, 1974; Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции: дис. д. филос. наук. — Уфа, 2000.

2 Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Психология ощущений и восприятия. М., 2009. С. 17.

Дж. Гибсон, У. Нассер, Д. Бом и др1. В отечественной психологии заметные результаты в исследовании зрительных образов, прежде всего восприятия, связаны с именами представителей деятельностного подхода: JI. Венгера, Н. Верги-леса, Ю. Гиппенрейтера, А. Запорожца, В. Зинченко, А.ЛеонтьеваА. Логви-ненко, А. Рузской, В. Столина, Т. Гагошидзе, Е. Храмской2.

В эпистемологии исследованию сущности и гносеологических функций визуальных представлений посвящены работы Н. И. Губанова, Л.А. Мяснико-вой, В. Г. Панова, В. И. Жуковского, Д. В. Пивоварова, A.B. Славина3. Но в них не различаются образы восприятия и образы, сформированные в процессе визуализации. Важно заметить, что последние имеют искусственное происхождение. В диссертационном исследовании Б. С. Галимова они называются «тео-ретизированными конструктами"4, В. Ф. Сетькова — образами «вторичной наглядности"5, Р. Ю. Рахматуллина — «наглядными образами"6.

1 Олпорт Ф. Г. Феномены восприятия // Психология ощущений и восприятияВудвортс P.C. Подкрепление восприятия // Там жеБрунер Дж. О перцептивной готовности // Там жеЕго же. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977; Арн-хейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974; Грегори P.JI. Глаз и мозг. М., 1970; Д. Бом. Роль инвариантов в восприятии // Специальная теория относительности. М., 1967; Gibson J. The perception of the visual world. Boston, 1950.

2 Леонтьев A.H. Проблемы развития психики. M., 1965; Гиппенрейтер Ю. Б., Уразаева В. А. Исследование движений глаз при выполнении метрических задач // Вопросы психологии. 1963. № 6- Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969; Зинченко В. П. Формирование зрительного образа // Вопросы психологии. — 1958. № 5- Зинченко В. П, Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969; Логвиненко А. Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчатоточного образа // Восприятие и деятельность. М., 1976; Принципы порождающего процесса восприятия. М., 1992; Смирнов С. Д. Психология образа. М., 1985; Столин В. В. Исследование порождения зрительного пространственного образа // Восприятие и деятельностьГагошидзе Т.Ш., Храмская Е. Д. Нейропсихологические исследования наглядно-образного мышления//Вопросы психологии. 1983. № 4.

3 Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971; Панов В. Г. Чувственное, рациональное, опыт. М., 1976; Чувственное и рациональное. Свердловск, 1982. Губанов.

Н.И. Чувственное отражение. М., 1986; Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Созидающая визуализация. Красноярск, 1999; Мясникова Л. А. Восприятие // Современный философский словарь. М. 2004.

4 Галимов Б. С. Принцип развития в основаниях научной картины природы: методологические проблемы: дне.. д-ра филос. наук. Свердловск, 1989.

5 Сетьков В. Ф. Наглядность как основание понимания научного знания: дис.. д. филос. наук. Екатеринбург, 1996.

6 Рахматуллин Р. Ю. Наглядные образы научной картины мира: природа и гносеологические функции: дис.. канд. филос. наук. — Свердловск, 1986.

В отечественной философии науки проблемы визуализации научного знания была впервые исследована В. П. Бранским, который весьма критично оценил возможности визуализированных представлений в развитии теоретической науки1. Позднее, появляется большое количество публикаций, защищаются диссертации, посвященные исследованию научной картины мира, содержащей в себе особый вид образных представлений — наглядных образов, представляющих собой синтез теории с модальностями чувственного отражения2. Особенность этих образов состояла еще и в том, что они, благодаря свойству интенциональности сознания, переживались человеком как реально существующие объекты. В работах B.C. Степина, Д. В. Пивоварова, Д. А. Нуриева, Р. Ю. Рахматуллина вводится понятие онтологизации, под которым авторы полагают наделение теоретических объектов науки модальностями чувственного образа3. В этих исследованиях онтологизированный образ, как элемент научной картины мира, рассматривается, в качестве разновидности визуализированного научно-мировоззренческого представления. Но как показывает педагогическая практика, не всякое визуализированное представление является репрезентантом мировоззренческого знания: трансляция научных знаний в образовательную систему возможна и без онтологизированных образов.

Объектом диссертационного исследования являются используемые в научном познании визуализированные представления.

1 Бранский В. П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике. Л., 1962.

Галимов Б. С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981; Дышлевый П. И., Яценко JI.B. Что такое общая картина мира. М., 1984; Кузнецова Л. Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск, 1984; Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск, 1987; Медведева О. Ю. Научная картина мира в процессах внутринаучного и общекультурного функционирования: дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1984; Научная картина мира как компонент современного мировоззрения. М.- Обнинск, 1983; Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск, 1987; Человек в научной картине мира. Уфа, 1989; Научная картина мира как феномен культуры. Уфа, 1992; Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

3 Степип B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988; Нуриев Д. А. Исторические, логические и мировоззренческие основания категории «материя». Уфа, 1996.

В качестве предмета исследования выступает визуализированный’образ как результат научного познания и его репрезентант.

Цель диссертационного исследования заключается в систематическом освещении генезиса, природы и роли визуализированного образа как компонента науки.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

— раскрыть содержание понятий «визуализация», «визуализированный образ», построить классификацию визуализированных образов;

— обосновать необходимость визуализированных представлений в научном познании;

— выявить механизм формирования визуализированного образа-.

— раскрыть обобщающие и творческие возможности визуализированного образа в науке;

— выявить семантическую роль визуализированного образа в научном познании;

— исследовать особенности представления и трансляции научной информации в форме визуализированного образа.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа основывается на принципах: единства онтологии и гносеологии, эмпирического и теоретического, познания и практики, рационального и чувственного, а также восхождения от абстрактного к конкретному и социокультурной детерминированности научного познания.

Теоретической основойдиссертации послужили результаты психологических исследований образных представлений и мышления, выполненные в рамках парадигмы деятельностного подхода (теория интериоризации), представленные в работах Ж. Пиаже, Р. Арнхейма, П. Я. Гальперина, Роберта Грегори, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева и др. Философско-методологической основой исследования природы визуализированного образа послужили работы Э. В. Ильенкова, B.C. Стёпина, Д. В. Пивоварова, Б. С. Галимова, Д. А. Нуриева,.

Р.Ю. Рахматуллина, В1А. Лекторского, И .Я. Лойфмана, Л. А. Микешиной, В. Ф. Сетькова и др.

Историко-научныйматериал для обоснования основных положений диссертации почерпнут из работ классиков науки: Г. Галилея, Д. Гильберта, В. Гейзенберга, Н. Лобачевского, А. Эйнштейна, Г. Фреге и других представителей физики и математики. Ряд методологических идей заимствован из педагогических сочинений В. В. Давыдова, В. Ф. Шаталова, Я. А. Коменского.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в гносеологии проводится концептуальный анализ результата визуализации научного знания, которым является визуализированный образ, способный транслировать научно-теоретические идеи во вненаучные сферы культуры. При решении этой задачи получены следующие результаты, выносимые на защиту. определено, что визуализация есть способ трансформации знания в зрительную форму, возникающий как средство его понимания и переноса в иные — отличающиеся от области его генезиса — сферы культурывыявлено, что визуализированный образ, как результат восхождения научной идеи от абстрактного к конкретному, представляет собой более развитую форму знания, ибо выступает синтезирующим итогом концептуального и чувственного познаниясистематизированы виды визуализированных образов (сукцессивные образы, зрительные, онтологизированные, образ-цель, натуральная наглядность, художественный образ) — обнаружена герменевтическая функция визуализированных представлений как семантической и прагматической основы языка наукиобоснована идея участия визуализации при формировании мировоззренческого научного знаниявыявлена специфика обобщения научной информации при помощи визуализированного образавыявлен эвристический потенциал визуализации научного знаниявизуализированный образ рассматривается в качестве вида объективированного научного знания, применяемого для его трансляции во вне-научные сферы культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется новыми возможностями, заключенными в идее визуализации как средстве репрезентации и развития научного знания. Это позволяет обогатить методологию науки, создает возможности для разработки новых методов изложения и объяснения научной информации, обогащая, тем самым, методику педагогических и психологических исследований, реабилитировать принцип наглядности, незаслуженно отодвигаемый на задний план при преподавании теоретических дисциплин. Результаты исследования могут быть применены при разработке концепций виртуальной реальности, связанных, прежде всего, с массовой компьютеризацией современной культуры, а также в рекламном деле. Отдельные фрагменты диссертации можно использовать при чтении курсов философии, истории и философии науки, спецкурсов по методологии научного познания и гносеологии, педагогике и психологии.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе модернизации действующих учебных планов и программ подготовки бакалавров и магистров, при формировании научных программ для исследования актуальных проблем педагогической и психологической науки, маркетинга и имид-желогии.

Апробация работы. Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на семинарах и конференциях: на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24−28 мая 2005 г.) — на VIII Республиканской научной конференции студентов и аспирантов по социально-гуманитарным наукам (Уфа, 2005 г.) — на международной научно-практической конференции «Социальная работа: состояние, проблемы, перспективы» (Казань, 2006) — международной научно-практической конференции «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов» (Уфа, 2009) — на всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы профессиональной коммуникации» (Уфа, 2010).

Отдельные аспекты работы нашли отражение в восьми публикациях автора. Материалы исследования используются в педагогической деятельности автора на факультете философии и социологии Башкирского государственного университета.

Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии и науки Башкирского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура работы и объем исследования:

Диссертация состоит из введения, двух глав (первая глава содержит три, вторая — четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы, включающего 204 наименования. Общий объем диссертации — 151 страница.

Результаты исследования' историко-научных текстов позволили также расширить понимание роли визуализированных образов в творческих процессах. Значимым результатом нашего исследования мы считаем развитие знания о роли структурной аналогии в научном познании. В этой сфере мы попытались доказать, что структура, представленная в пространственной форме образа, при ее проецировании в новую область, способна качественно изменить характеристики этой области, привести к новому знанию или иной интерпретации существующего знания.

Креативную роль визуализированных образов в научном мышлении удалось, как нам представляется, доказать также при помощи раскрытия их свойства выступать в качестве синтеза противоположностей, когда одна из них представляет теоретическое, а другая — эмпирическое знание.

Определенный вклад внесен нами в исследование объективирующей (он-тологизирующей) функции визуализированного образа. Визуализированный образ, рожденный в недрах науки, рассматривается нами как переходная ступень от теории к практике: результат теории не может быть внедрен в практику, если не облачается в чувственно воспринимаемую форму. Тем самым указывается путь движения научно-теоретического знания в эмпирическую область. Объективация научно-теоретического знания в форму визуализированного образа позволяет транслировать научное знание не только в другие науки, но и во вненаучные сферы культуры.

Анализ обобщающих функций визуализированных представлений показал их способность синтезировать такую информацию, которую объединить логическими средствами невозможно. Визуализированный образ представляет собой вид синтеза, в котором обобщается рациональное, чувственное и эмоциональное. Такая его полимодальность создаёт перспективу разработки новых у > способов обработки информации, основанную на создание принципиально новых крмпьютерных программ. .

На основе анализа эволюции научного и философского знания в диссертации исследованмеханизм развития знания от уровня идей до визуализированных представлений, необходимых, как оказалось, для> реализации результат тов теории на практике. В краткой форме он выглядит так: на основе первоначального исследования формируются. абстрактные объекты, из которых: конструируетсятеоретическая модель. Полученная модель схематизируетсяпри помощи средств графической наглядности. Проекцияполученной? графической схемы на бытийный слой сознания позволяет, «оживить» ее, представить в сфере практической жизни, что ведет к формированиювизуализированногообраза предмета или ситуации. Проекцияэтого образа на НКМ может привести к включению его в содержание картины мира. Данная схема с определенными поправками может быть использована, на наш взгляд, и в других областях человеческой деятельности — рекламе, средствах массовой информации, художественном творчестве и т. д.

Перспективу развития темынашего исследования мы видим в. нескольких направлениях:

Во-первых, участие визуализированных представлений в процессах обоснования научного знания. Эта проблема, поднятая в диссертации при. анализе герменевтической функции визуализированного образа, нуждается в более тщательном исследовании в виде отдельной работы — монографии или диссертации;

Во-вторых, анализ семантической и прагматической функции визуализированного знания, имеет большие перспективы, в лингвистических исследованиях, а также: в дидактике, где проблема понимания текста является одной из центральных.

В-третьих, весьма актуальной является’проблема, популяризации научного знания. Тема исследованияможет быть далее развита для изучения механизма трансформации теоретического знания для его трансляции через телевидение или другие средства массовой информации.

В-четвертых, исследование возможности перевода информации из неязыковой реальности в вербально-логические формы, т. е. декомпозиции образа. Это создало бы новые возможности для компьютеризации процессов, в которых информация представлена в чувственной форме.

В-пятых, исследование механизмов сближения научных, художественных и религиозных идей, возможностей снятия противоречия между наукой и искусством, наукой и религией, активно использующих образы для передачи информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении подведем итоги диссертационного исследования, обозначим перспективу развития нашей темы.

Существует ряд причин, вызвавших в ХХ-ХХ1 вв. интерес к визуализации научного знания. Нарастающий и невиданный раньше рост научной информации и сциентизации культуры вызвали потребность в разработке ёмких и понятных для большинства людей способов её выражения. Развитие масс-медиа приучило современного человека к восприятию информации в образной форме и в этой новой культуре «роль всего визуального резко возросла"1. Оказалось, что визуализация научного знания способна более эффективно решить и проблему «уплотнения» информации, и проблему ее понимания, и проблему ее трансляции во вненаучные сферы культуры. Произошло «возвращение образов из изгнания» (Р. Хольт), ибо «образ оказался. непревзойденной формой представления знания"2.

В диссертации образ определяется как форма визуального выражения информации, обладающая структурным соответствием с выражаемым в нем предметом и переживаемый человеком в качестве реально существующего объекта. Под визуализированным образом понимаются, такие образы, которые создаются человеком специально для решения тех или иных познавательных, а нередко и практических задач. Визуализированный образ есть результат визуализации, который отличается от обычного образа своим искусственным происхождением.

Особую актуальность исследование роли визуализированных представлений в науке приобрело в связи с колоссальным ростом образовательных услуг, когда вопросы понимания научно-теоретического текста стали ключевыми в дидактике. Злободневность проблемы понимания вызвала потребность в мето.

1 Розин В. Визуальное восприятие в современной культуре. С. 41.

2 Зинченко В. П., Назаров А. И. Размышления об искусственном интеллекте // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 135. дологии ее исследования, а это, в свою очередь, обусловило появление философской герменевтики. В диссертации герменевтические свойства визуализированного образа раскрываются, главным образом, через его способность выполнять семантическую и прагматическую функцию в научных текстах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.Ф., Рахматуллин, Р.Ю. Визуализированное знание как компонент науки Текст. / З. Ф. Абрарова, Р. Ю. Рахматуллин // Вестник Уфим. юрид. ин-та МВД России. 2010. — № 1. — С. 9−121
  2. , А.Н. Обоснование фундаментальных теоретических объектов Текст. / А. Н. Авдонин. Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 158 с.
  3. , А.Н. Фундаментальные объекты и развитие социальной теории Текст. / А. Н. Авдонин Уфа: Изд. БГПУ, 2004. — 112 с.
  4. , А.Н. Обоснование первичных теоретических объектов и развитие знания Текст. / А. Н. Авдонин: дисс.. д-ра филос. наук. Уфа, 2005. -346 с.
  5. , Н.С. Метафорика и понимание Текст. / Н. С. Автономова // Загадка человеческого понимания. М., 1991. — С. 95−113.
  6. , Ж. Исследование процесса изобретения в математике Текст. / Ж. Адамар. — М.: Советское радио, 1970. 152 с.
  7. , Н.Р. Специфика и принципы графического моделирования философского знания Текст. / Н. Р. Аксенов. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1980. — 250 с.
  8. , И.С. Возможная модель структуры физического знания Текст. / И. С. Алексеев // Проблемы истории и методологии научного познания. -М., 1974.-С. 270−230.
  9. , В.А., Пивоваров, Д.В. Чувственное и рациональное в наглядном образе Текст. / В. А. Андрусенко, Д. В. Пивоваров // Чувственное и рациональное. Свердловск, 1982. — С. 62−70.
  10. , Р. Визуальное мышление Текст. / Р. Арнхейм // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971. — Ч. 1. — С. 9−30.
  11. , Р. Образ и мысль Текст. / Р. Арнхейм // Там же. С. 31−50.
  12. , Р. Искусство и визуальное восприятие мысль Текст. / Р.Арнхейм. -М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  13. , Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры: Сборник / общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С. 416−434.
  14. , Е.В. Понимание как воссоздание смысла бытия: апофатиче-ский путь Текст. / Е. В. Бакеева: автореф. дисс.. канд. филос. н. — Екатеринбург, 2005.-37 с.
  15. , Г. Понятие «образ» в структуре социальной теории Текст. / Г. Баранов. Томск: Изд. Томского ун-та, 1991. — 172 с.
  16. , К.Б. Аналогии и модели в познании Текст. / К.Б. Баторо-ев. Новосибирск: Наука. Сибир. отд-ние, 1981. — 319 с.
  17. , З.С. Визуализация научно-теоретического знания Текст. / З. С. Белова. — Чебоксары: Изд. Чуваш, ун-та, 2001. — 237 с.
  18. , Д. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия Текст. / Д. Беркли // Сочинения. -М., 1978.-С. 149−247.
  19. , Е.Д., Волынская, Л.М. «Картина мира» и механизмы познания Текст. / Е. Д. Бляхер, Л. М. Волынская. Душанбе: Ирфон, 1976. — 151 с.
  20. , Л. Статьи и речи Текст. / Л. Больцано. М.: Наука, 1970. -406 с.
  21. Бом, Д. Квантовая теория Текст. / Л. Бом. — М.: Наука, 1965. 727 с.
  22. Бом, Д. Роль инвариантов в восприятии Текст. / Л. Бом. // Психология ощущений и восприятия. -М.: АСТ- Астрель, 2009. С. 203−210.
  23. Бор, Н. Избранные научные труды. В 2-х томах: Т. 2 Текст. / Н.Бор. -М.: Наука, 1971.-583 с.
  24. , H.H., Доброхотова, Т.А. Функциональные асимметрии человека Текст. / H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Медицина. — 1988. — 237 с.
  25. , В.П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике Текст. / В. П. Бранский. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1962.- 193 с.
  26. , A.A. Понимание и текст Текст. / В. П. Бранский // Загадка человеческого понимания. С. 114−128.
  27. , Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. / Д. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 413 с.
  28. , М. Интуиция и физика Текст. / М. Бунге. М.: Прогресс, 1967.-187 с.
  29. , Е.К. Научное познание и проблема понимания Текст. / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наукова думка, 1986. — 132 с.
  30. , Ф. Сочинения. В 2-х томах: Т. 1 Текст. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1977. — 566 с.
  31. , С.И. Микроструктура света Текст. / С. И. Вавилов // Собрание сочинений. -М., 1952. С. 381−544.
  32. , Л.М. Психика и реальность Текст. / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998.-197 с.
  33. , Е.П., Зинченко, В.П., Лекторский, В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования Текст. / Е. П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 3−30.
  34. , Н.Ю., Зинченко, В.П. Проблема адекватности образа Текст. / Н. Ю. Вергилес, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1967. — № 4. — С. 55−65.
  35. Визуальная культура XX века и проблемы современного образования: материалы междунар. молодеж. науч.-практ. конф. / ред.: В. В. Устюгова Текст. Пермь: Изд. Перм. гос. пед. ун-та, 1999. — 395 с.
  36. JI. Философские работы Текст. / Л. Витгенштейн. — М.: Гнозис, 1994. 612 с.
  37. , Л. Логико-философский трактат работы Текст. / Л. Витгенштейн. — М.: Мысль, 1958. 317 с.
  38. , Д.В., Штофф, В.А. Диалектика обыденного и научного знания Текст. / Д. В. Вичева, В. А. Штофф // Философские науки. 1980. — № 4. — С. 50−58.
  39. Восприятие и деятельность Текст. / Под.ред. проф. А. Н. Леонтьева. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976. — 320 с.
  40. , Е.В. Интенциональность в современной философии сознания Текст. /Е.В. Вострикова: дисс.. к. филос. наук. — М., 2008. — 176 с.
  41. , Ш. Созидающая визуализация Текст. / Ш. Гавэйн. — Минск: Вида-Н- М.: Либрис, 1997. 176 с.
  42. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.-Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991. 367 с.
  43. Гадамер, Г-Г. Истина и метод Текст. / Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.-704 с.
  44. , П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ Текст. / П. П. Гайденко. -М.: Наука, 1980. 567 с.
  45. , П.П. У истоков классической механики Текст. / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 80−89.
  46. , П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века Текст. / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. — 495 С.
  47. , Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук Текст. / Г. Галилей // Избранные труды. В 2-х томах: Т. 1. — М.: Наука, 1964. С. 127−293.
  48. , Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы Текст. / Б. С. Галимов. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1981. — 247 с.
  49. , Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы: методологические проблемы природы Текст. / Б. С. Галимов: дис.. д-ра филос. наук. — Свердловск, 1989.
  50. , Э.А. Понятие «популярной философии»: гносеологический аспект природы Текст. / Э. А. Гареева: дис. канд. филос. наук. Уфа, 2001. — 132 с.
  51. , Г. Сочинения природы Текст. / Г. Гегель. Т.4. — М.: Мысль, 1959.-317 с.
  52. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук Текст. / Г. Гегель // Сочинения. В 3-х томах: Т. 3. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  53. , Г. Философия духа Текст. / Г. Гегель // Сочинения. В 3-х томах: Т. З.-ЧЗ.-М.: Мысль, 1956.-371 с.
  54. , В. Шаги за горизонт Текст. / В. Гейзенберг. — М.: Прогресс, 1987.-368 с.
  55. , В. Физика и философия. Часть и целое Текст. / В. Гейзенберг. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  56. , Д. Основания геометрии Текст. / Д. Гильберт. — М.: Гос-техиздат, 1948. 492 с.
  57. , Д., Бернайс, П. Основания математики: Логические исчисления и формализация математики Текст. / Д. Гильберт, П. Бернайс. — М.: Наука, 1982.-556 с.
  58. , O.A. Восприятие и изображение третьего пространственного измерения Текст. / O.A. Гончаров: дис.. д-ра псих. наук. Сыктывкар, 2009.-391 с.
  59. , Д.П. Обобщение и познание Текст. / Д. П. Горский. — М.: Мысль, 1985.-208 с.
  60. , P.JI. Разумный глаз Текст. / P.JI. Грегори. М.: Едиториал УРСС, 2010.-240 с.
  61. , Н.И. Пространственная локализация и проекция чувственных образов Текст. / Н. И. Губанов // Философские науки. 1984. — № 3. — С. 73−81.
  62. , Н.И. Чувственное отражение Текст. / Н. И. Губанов. М.: Мысль, 1986.-240 с.
  63. , В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности Текст. / В. Б. Губин // Вопросы философии. 1997. — № 8. — С. 166−174.
  64. , В. Язык и философия культуры Текст. / В. Гумбольдт-М.: Прогресс, 1985. 451 с.
  65. , П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы восприятия Текст. / П. С. Гуревич. — М.: Искусство, 1991. -219 с.
  66. , С.С., Пукшанский, Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации Текст. / С. С. Гусев, Б. Я. Пукшанский. СПб.: Наука, 1994.-88 с.
  67. , С.С., Тульчинский, Г.Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ Текст. / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. -М.: Политиздат, 1985. 192 с.
  68. , Э. Кризис европейской науки и трансцендентальная философия Текст. / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136−176.
  69. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Текст. / Э. Гуссерль. М.: Лабиринт, 1994. — 110 с.
  70. , В.В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  71. , В.В. Проблемы развивающегося обучения- Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  72. , Р. Сочинения: В 2-х томах Текст. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989.-654 с.
  73. , П. Принципы квантовой механики Текст. / П. Дирак. — М.: Физматгиз, 1960. -434 с.
  74. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  75. , O.A. Феномен понимания в структуре познавательной деятельности Текст. / O.A. Долгова: дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2004. — 158 с.
  76. , И.А. Формы объективации сознания в европейской метафизике Текст. / И. А. Долгополов: дис.. к. филос. наук. СПб., 2008. -166 с.
  77. , П.И., Яценко, Л.В. Что такое общая картина мира Текст. / П. И. Дышлевый, Л. В. Яценко. — М.: Знание, 1984. 64 с.
  78. , Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д. Дьюи. -М.: Просвещение, 1919. 271 с.
  79. , К.К. Мысль. Слово. Проблемы семантики в философском освещении Текст. / К. К. Жоль. Киев: Наукова Думка, 1984. — 303 с.
  80. , В.И., Пивоваров, Д.В. Зримая сущность Текст. / В. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров. Свердловск: Изд. Уральск, ун-та, 1991. — 284 с.
  81. , В.И., Пивоваров, Д.В. Интеллектуальная визуализация Текст. / В. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров. Красноярск: Изд. Красноярского ун-та, 1999.-223 с.
  82. , А. В. и др. Восприятие и действие / под. ред. А. Н. Леонтьева Текст. / А. В. Запорожец и др. -М.: Просвещение, 1967. 323 с.
  83. , В.П. Современные проблемы образования и воспитания: Докл. на заседании «Круглого стола» Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 1973. — № 11. — С. 42−57.
  84. , В.П. Наука неотъемлемая часть культуры Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы философии. — 1990. — № 1. — С. 33−50.
  85. Э.В. Диалектическая логика : Очерки истории и теории Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
  86. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант // Сочинения в 6 т. Т. 3. -М.: Мысль, 1964. — 831 с.
  87. Кант, И. Сочинения: В 6-ти томах: Т. 6 Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1966.-312 с.
  88. , В.Н. Системность теоретического знания: Логический аспект разума Текст. / В. Н. Карпович. — Новосибирск: Изд. НГУ, 1984. 125 с.
  89. , Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы разума Текст. / Э. Кассирер // Культурология. XX век. Антология. М.: Мысль, 1995. — С. 3 8−209.
  90. , В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания разума Текст. / В. В. Кашин. — Уфа: Изд. Башкир, ун-та, 2000. — 184 с.
  91. , А. Очерки истории философской мысли Текст. / А. Койре. -М.: Прогресс, 1985. 286 с.
  92. ЮО.Коменский, Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения разума Текст. / Я. А. Коменский. — М.: Учпедгиз, 1939. С. 55−314.
  93. , Я.А. Сочинения Текст. / Я. А. Коменский. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 224 с.
  94. , С.Б. Научное знание и принципы его трансформации Текст. / С. Б. Крымский. -Киев, 1974.-206 с.
  95. ЮЗ.Куайн, У. В. Слово и объект Текст. / У. В. Куайн. М.: Логос, 2000.386 с.
  96. , А.Ф. Единство наук: основания и перспективы Текст. / А. Ф. Кудряшев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 184 с.
  97. , Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании Текст. / Л. Ф. Кузнецова. Минск: Изд. «Университетское», 1984. — 142 с.
  98. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. -М.: Наука, 1977.-300 с.
  99. , И. Бесконечный регресс и основания математики Текст. / И. Лакатос // Современная философия науки. -М.: Наука, 1994. С. 68−88.
  100. , А.П. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения Текст. / А. П. Ланг. — Таллин: Валгус, 1967. — 84 с.
  101. , В.А. Субъект. Объект. Познание Текст. / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980. — 359 с.
  102. , В.А. Научное познание как феномен культуры Текст. / В. А. Лекторский // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — С. 28−36.
  103. , В.А. Теория познания (гносеология и эпистемология) Текст. / В .А. Лекторский // Вопросы философии. 1999. — № 8. С. 72−80.
  104. , В.А., Швырёв, B.C. Диалектика практики и теории Текст. / В. А. Лекторский, Швырев В. С // Вопросы философии. 1981. — № 11. -С. 12−25.
  105. , В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1967. — № 4. — С. 44−54.
  106. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  107. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 2 Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Наука, 1983. — 572 с.
  108. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1975. -317 с.
  109. , Н.И. Новые начала геометрии с полной теорией параллельных // Полное собрание сочинений: В 5-ти томах- Т. 2 Текст. / Н. И. Лобачевский.-М.: Наука, 1949.-С. 135−588.
  110. , А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст. / А. Ф. Лосев. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.
  111. , А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии: В 2-х томах Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 960 с.
  112. , В.В. Предметность восприятияТекст. / В. В. Любимов // Психология ощущений и восприятия / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М.: ACT- Астрель, 2009. — С. 407−410.
  113. , Л.А. Специфика философской интерпретации Текст. / Л! А. Микешина // Вопросы философии. 1999. — № 11. — С. 7−18.
  114. , Л.А. Детерминация естественнонаучного познания: методологические аспекты Текст. / Л. А. Микешина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -244 с.
  115. , Л.А., Опенков, М.Ю. Новые образцы познания и реальности Текст. / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
  116. , Л.А. Философия познания. Полемические главы-Текст. / Л. А. Микешина. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  117. Мимоход, С. П: Образы макро- и микрокосма в процессе познания Текст. / С. П. Мимоход: дис. канд. филос. наук. Омск, 2003. — 135 с.
  118. , М. Фреймы для организации знания Текст. / М. Минский. -М.: Энергия, 1979. 152 с.
  119. , В.В. В поисках иных смыслов Текст. / В. В. Налимов. -М.: Прогресс, 1993. 260 с.
  120. , Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя» Текст. / Д. А. Нуриев. Уфа, 1996. — 186 с.
  121. , Ф.Х. Феномены восприятия Текст. / Ф. Х. Олпорт // Психология ощущений и восприятия / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер- М.: ACT- Астрель, 2009. — С.61−68.
  122. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры: Сборник. М., 1990. —С. 68−81.
  123. , Н.И. Обобщение как метод формирования нового знания Текст. / Н. И. Панышева: дис.. к. филос. наук. Тюмень, 2009. — 123 с.
  124. , И. Педагогическое наследие Текст. / И. Песталоций. -М.: Просвещение, 1989. 411 с.
  125. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  126. , Ж. Речь и мышление ребёнка Текст. / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 528 с.
  127. , Д.В. О соотношении предметного и операционального компонентов научного знания Текст. / Д. В. Пивоваров // Вопросы философии. 1977. -№ 5. -С. 19−23.
  128. , Д.И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Д. И. Писарев. М.: Педагогика, 1984. — 367 с.
  129. , М. Избранные труды Текст. /М. Планк. М.: Наука, 1975. -788 с.
  130. Платон. Сочинения: В 3-х томах: Т. 3. Ч. 1 Текст. — М.: Мысль, 1971.- 617 с.
  131. , С.М. Человек и его мир Текст. / С. М. Поздяева. -Уфа: Изд. Башкир, ун-та. — 169 с.
  132. Поль, Рикёр философ диалога Текст. / П. Рикёр. Изд.: Ин-т философии РАН, 2008. — 144 с.
  133. , К. Логика и рост научного знания Текст. / К. Поппер // Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
  134. , К. Объективное знание: эволюционный подход Текст. / К. Поппер. М.: УРСС, 2002. — 384 с.
  135. , В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции Текст. / В. Н. Порус // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 93−111.
  136. , В.Н. Как объяснять? Знак развилки на пути психологии Текст. / В. Н. Порус // Методология и история психологии, 2008. Т. 3. — № 1. -С. 88−97.
  137. , А. О науке Текст. / А. Пуанкаре М.: Наука, 1990.736 с.
  138. , Б.Я. Обыденное знание Текст. / Б. Я. Пукшанский. -Д.: Изд. Ленингр. ун-та, 1987. 153 с.
  139. , Б. Человеческое познание, его формы и границы Текст. / Б. Рассел. М.: Прогресс, 1957. — 555 с.
  140. . Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами Текст. / Б. Рассел. М.: Республика, 1998. — 479 с.
  141. , Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. / Б. В. Раушенбах. М.: Интерпракс, 1994. — 235 с.
  142. , Р.Ю. Наглядные образы научной картины мира Текст. / Р. Ю. Рахматуллин: дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1986. -174 с.
  143. , Р.Ю. Онтологизированные образы в научно-исследовательской и педагогической деятельности Текст. / Р. Ю. Рахматуллин. Уфа: Изд. Уфим. юрид. ин-та МВД России, 1998. — 165 с.
  144. , Р.Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции Текст. /Р.Ю. Рахматуллин: дис.. докт. филос. наук. -Уфа, 2000.-276 с.
  145. , Р.Ю., Рахматуллин, Т.Р., Сафронова, Л. В. Образы и образцы в научной и педагогической деятельности: монография Текст. / Р.Ю. Рахматуллин, Т.Р. Рахматуллин, Л. В. Сафронова. Академия ВЭГУ, 2009. -116 с.
  146. , Б. Об основаниях геометрии Текст. / Б. Риман. М.: Гос-техиздат, 1956. — 519 с.
  147. , П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение Текст. / В. Розин // Теория метафоры: Сборник. М.: Прогресс, 1990.-С. 416−434.
  148. , В. Визуальное восприятие в современной культуре Текст. / В. Розин // Aima mater // Вестник высшей школы. -1998. № 7. — С. 40−43.
  149. , Ф.Ф. Синтез как методология поиска истины и красоты Текст. / Ф. Ф. Саттарова // Гуманитарные науки: сборник научных трудов. -Караганда: Изд. КарГу, 2010. С. 35−42.
  150. , Л.В., Рахматуллин, Т.Р. Визуализация научного знания: монография Текст. / Л. В. Сафронова, Т. Р. Рахматуллин. Уфа: Изд. Уфим. юрид. ин-та, 2008. — 127 с.
  151. , Г. От мечты к открытию: Как стать ученым Текст. / Г. Се-лье. М.: Прогресс, 1987.-368 с.
  152. , В.Ф. Наглядность как основание понимания научного знания (онтогносеологический аспект) Текст. / В. Ф. Сетьков: дис.. д-ра фи-лос.наук. Екатеринбург, 1996. — 207 с.
  153. , С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. — 231 с.
  154. Сознание и физический мир Текст. Вып. 1 / Под ред. А. Е. Акимова. -М.: Наука, 1995.-147 с.
  155. , Ж.А. Специфика наглядного воплощения сакральных сущностей Текст. / Ж. А. Соколова: дис. .канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1998.- 145 с.
  156. , Б. Основы философии Р. Декарта, доказанные геометрическим способом Текст. / Б. Спиноза // Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 1. -М.: Политиздат, 1957. — 631 с.
  157. , B.C. Теоретическое знание Текст. / B.C. Стёпин. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 743 с.
  158. , B.C. Философия науки. Общие проблемы Текст. / B.C. Стёпин. М.: Гардарики, 2007. — 384 с.
  159. , А.Н. Картина мира и проблемы ее типологизации Текст. / А. Н. Суворова: автореф. дис.. канд. филос. наук. Самара, 1996. -18 с.
  160. , Л.Б. Космосцентричность мироощущения современного человека Текст. / Л. Б. Султанова // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 1997. — С. 190−192.
  161. , А. Н. Образ как форма бытия в науке и в искусстве. Эйдологический анализ смысла Текст. / А. Н. Счастливцев: дис.. д-ра филос. наук. Тамбов, 2002. — 274 с.
  162. , Д.Ю. Проблема формирования идеальных моделей естественнонаучных теорий Текст. / Д. Ю. Сысоев: автореф. дис.. канд. филос. наук. Самара, 1998. — 20 с.
  163. , К.А. Наука и демократия. Сборник статей 1904—1919 гг. Текст. / К. А. Тимирязев. Л.: Прибой, 1926- 432 с.
  164. , А. Прогресс и реальность. Избранные работы по философии Текст. / А. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990. — 717с.
  165. , Р., Лейтон, Р., Сэндс, М. Фейнмановские лекции по физике Текст. / Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. М.: Мир, 1977. — Вып. 3−4. -496 с.
  166. , Р. Характер физических законов Текст. / Р. Фейнман. -М.: Мир, 1968.-232 с.
  167. Философия науки. Наука как инновационная деятельность: учебное пособие Текст. / под общ. ред. проф. С. А. Лебедева: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. Уфа, 2009. — 490 с.
  168. , Г. Основоположения арифметики Текст.' / Г. Фреге // Логико-философские труды. Новосибирск, 2008. — С. 125−237.
  169. , М. Положения об основании. Статьи и фрагменты Текст. / М. Хайдеггер. СПб.: Алетейя, 1999. — 292 с.
  170. , B.C. Истины бытия и познания (избранные сочинения) Текст. / B.C. Хазиев. Уфа: Китап, 2007. — 288 с.
  171. , Дж. Тематический анализ науки Текст. / Дж. Холтон, -М.: Прогресс, 1981. 383 с.
  172. , Р. Образы: возвращение из изгнания // Психология ощущений и восприятия. С. 14−24.
  173. , B.C. О природе научной теории Текст. / B.C. Черняк // Вопросы философии. 1977. — № 6. — С. 71−81.
  174. , И., Марутаев, М., Шмелёв, И. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии Текст. / И. Шевелёв, М. Марутаев, И. Шмелёв. -М.: Стройиздат, 1990. 343 с.
  175. , М. Формы знания и образования Текст. / М. Шел ер // Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994. С. 43−48.
  176. , В. М. Конвенциализм А. Пуанкаре и соотношение чувственного и рационального в физическом познании Текст. / В. М. Шемякинский //Чувственное и рациональное. — Свердловск, 1982. —С. 136−143.
  177. , Э. Новые пути в физике Текст. / Э. Шрёдингер. М.: Наука, 1971.-321 с.
  178. , Э. Избранные труды по квантовой механике Текст. / Э. Шрёдингер. М.: Наука, 1976. — 377 с.
  179. , Э. Что такое жизнь с точки зрения физика Текст. / Э. Шрёдингер (пер. с англ. A.A. Малиновского). М.: РИМИС, 2009. — 176 с .
  180. , А. Селективный субъективизмТекст. / А. Эддингтон // Вопросы философии. 1997. — № 9. — С. 126−132.
  181. , А. Физика и реальность Текст. / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1965.-359 с.
  182. , А. Геометрия и опыт Текст. / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов: В 4-х т. Т. 2. — М.: Наука, 1966. — С. 83−94.
  183. , А. Пространство и время Текст. / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов: В 4-х т. Т. 2. — М.: Наука, 1966. — С. 234−243.
  184. , А. Проблема пространства, эфира и поля в физике Текст. / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов: В 4-х томах. Т.2. М.: Наука, 1966.-С. 275−281.
  185. Akishige Y. Perceptual space and law of conservation of perceptual information. In.: XVIII intern, congr. psychol. symp. 19: Perception of Space and time. — Moscow, 1966. — P. 42−49.
  186. Cambell L., Garnet W. The life of James Maxwell. Oxford, 1982.471 p.
  187. Kienle G. Experiments concerning the non-euclidian structure of the visual space. // Bioastronautics. -N.Y.- L., 1964. — P. 386−400.
  188. Lakatos J. Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge, 1970. -297 p.
  189. Martin R.M. The philosophical import of virtual classes // The Journal of philosophy. 1964. — № 61. — P. 377−387.
  190. Penrose R. Shadows of the Mind. A Search for Missing of Conciseness. Oxford: University Press, 1994. — 317 p.
  191. Traub H. Johann Gottlieb Fichtes Popularphilosophie 1804−1806. -Stuttgart, 1992. 280 s.
Заполнить форму текущей работой