Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное общество: динамический портрет, тенденции развития: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, перед нами еще не ставшее, а становящееся общество. Можно говорить только о некоторых предпосылках, очертаниях генезиса его развития, но невозможно однозначно дать определения динамичным процессам структурирования экономики, культуры, политики, образования, сферы услуг, занятости. Еще нет ничего окончательного, но оно и вряд ли возможно вообще с учетом особой природы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационная революция и глобализация
    • 1. 1. Характер универсальной цивилизации
    • 1. 2. Инфоэкономика
    • 1. 3. Инфообщество — массовое общество
  • Глава 11. рынок информационных услуг и будущее человечества 2.1 .Тенденции развития ЭВТ
    • 2. 2. Мировой рынок информационных услуг
    • 2. 3. Сетевое общество
    • 2. 4. Киберпространство
    • 2. 5. Информационный мир и Россия
  • Заключение
  • Литература

Информационное общество: динамический портрет, тенденции развития: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Человечество вступает в новую фазу, когда основным предметом труда являются информация и знание, а орудием труда — информационные технологии.

Лавинообразный рост информации, активное воздействие научно-технических знаний на материально-производственную, социокультурную области жизни человечества вызвали такие явления, как глобализация, социальная трансформация, унификация на межгосударственном и межгрупповом уровне (электронное правительство, транснациональные корпорации, электронные фирмы), специализация на наукоемких технологиях (технополисы, технопарки, наукограды, сетевые предприятия), универсализация ряда черт и поведенческих навыков индивидов («электронный работник»). Сложнейшие модификации научно-производственных комплексов, высокая скорость прохождения научной идеи от ее формирования до опытных образцов и практического применения, новизна задач, решаемых уже не только в НИИ, но и многими профессиональными группами, вызывают неоднозначные социальные процессы.

Понимание проблемы получило отражение в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ (май 2003 г.), где подчеркиваются приоритеты образования, науки, как решающих направлений удвоения ВВП, модернизации экономики, производства, повышения качества жизни населения. Отсюда обостренное внимание ко всему комплексу противоречий внутри имеющегося многообразия социальных структур, социальных институтов и процессов как контекста единого информационно-образовательного и культурного пространства, требующих синхронизации, баланса между мировыми и национальными процессами, универсальностью знаний, их фундаментальным характером и прагматической направленностью.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема социально-философского анализа информационного общества, тенденций его становления является сравнительно новой темой в корпусе социально-гуманитарных наук. В той или иной степени она рассматривалась в контексте философских и социальных исследований науки, техники, теории информатики, кибернетики.

Данные тенденции стимулировали философские, социологические, психолого-педагогические исследования. Идея информационного общества формулируется в конце 60х — начале 70-х г. XX столетия с введением соответствующего термина в научный оборот одновременно в США и Японии (Ф.Махлуп, Т. Умесао) — в дальнейшем теория оформляется у М. Пората, Й. Масуды, Т. Стоуньера, Р.Катца.

Среди теорий, описывающих трансформационные сдвиги подобного плана, доминируют классические, неклассические, неонеклассические. К первому типу относятся модели Д. Белла, А. Турена, Р.Дарендорфа. Концепция постиндустриального общества Д. Белла создает представление изменения характера знаний, их перераспределения, возникновения наукоемких отраслей промышленности, порождения социальных организмов, ориентированных в будущее.

Неклассическая концепция информационного общества представлена работами А. Тоффлера, Й. Масуды, Дж.Несбита. В обществе «третьей волны» (А.Тоффлер) происходит изменение кода цивилизации, создаются новые ритмы, пронизывающие деятельность предприятий, жизнь человека — средства производства меняют характер труда, вызывая каскад изменений в психике, мышлении. Показательно, что термин «информационное общество» возникает как калька термина «информационные технологии» в отчетах научно-исследовательских центров, лабораторий, корпораций, ориентированных на применение новых технологий. По мнению Й. Масуды характерной ценностью становится не производство товаров, а время.

Неонеклассическая парадигма характеризуется исследованиями М. Кастельса, Д. Эймора, С. Каннингема, А. Портера, Э. Корниша, фиксирующих качественно новый рубеж развития информационного общества — превращение информации в сырье. В работах С. Нора,.

A.Минка показано, каким образом единый язык электронной коммуникации способствует преодолению культурного неравенства. М. Постер предлагает положить в основу периодизации прошлого концепцию информационных потоков, возвращая дискуссию о соотношении научного и ненаучного знания на новый круг.

В отечественной социальной философии у Ф. Ш. Абдуллаева, Т. В. Андрианова, К. Вигнера, Б. А. Глинского, Н. Л. Голубевой, С. И. Гришунина, Д. В. Ивановой, И. Н. Моисеева И.Б.Новика, Н. Л. Полякова, А. И. Ракитова, А. Д. Урсула создан важный теоретический задел, позволяющий обосновать продуктивные модели представлений о новом типе социальных отношений, формах социализации, контурах общества, которое отличается высокой эффективностью адаптационных механизмов.

В числе исследований, касающихся особенностей процессов предметно-познавательной деятельности в эпоху компьютеризации, выделяются работы В. С. Степина, В. В. Ильина, Л. А. Микешиной,.

B.А.Канке, М. Ю. Опенкова, В. К. Бонько, С. П. Кулика. Зарубежные исследования представлены трудами Н. Винера, Дж. Надлера, Ш. Хибино, А. Бюлема, М. Маклуэна, М. Паэтау, Р.Шенка.

Основная трудность изучения процессов формирования нового облика современного общества обусловлена включенностью исследователя «внутрь» процессов, когда он одновременно является и наблюдателем и участником (субъектом) динамичных преобразований. В работе использованы источники, которые условно можно отнести к завершенным исследовательским проектам: материалы опросов общественного мнения, проводившиеся в последние годы, публикации специалистов-ученых и менеджеров в области информационных технологий, в том числе размещенные в сети Интернет.

Активное внедрение информационных технологий, феномен массового общества обострили вопрос их осмысления, регулирования. Например, винеровская кибернетика, зарекомендовавшая себя эффективностью рецептов, сроится на ценностях, которыми руководствуются субъекты.

В целом ряде наиболее влиятельных философских направлений (феноменология, фундаментальная онтология, герменевтика, постструктурализм) феномен техники демонизируется. Наряду с демонизацией имеет место другая крайность — апологетика, что характерно, для аналитической философии, марксизма.

Дефицит рефлексии в информатике стимулирует неадекватные гипертрофии. Отсюда попытки преодолеть трудности, характерные для инфосферы, без привлечения философии неизменно заканчиваются новыми трудностями. Открывающаяся в этой связи перспектива достаточно очевидна: либо эволюция информационного общества выводится из-под смыслового контроля, либо для его коррекции используется потенциал философии. Во втором случае, как представляется, надежды следует возлагать на эвристический блок «философия техники — этика техники».

В течение последних лет многие государства демонстрируют последовательное, устойчивое движение к построению информационного общества. Для России подобное движение имеет особый смысл — информационный тип социальной цивилизации, новый тип экономики должны стать непременным условием выхода на уровень развитых стран мира, где человеку обеспечивается достойное существование.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — социально-философский анализ информационного общества, его сущности, характера, тенденций развития.

В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются ЗАДАЧИ:

1. Провести анализ современных информационно-технологических процессов и их влияния на социальную трансформацию общества.

2. Рассмотреть тенденции развития электронно-вычислительной техники и рынка наукоемких технологий как результата реализации информационных потребностей.

3. Выделить признаки сетевого общества, складывающегося в условиях глобализации, как доминирующей тенденции цивилизационного развития.

4. Выяснить влияние процессов информатизации, как фактора глобализации мирового сообщества на социально-экономическое развитие России.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — социальные трансформации, вызванные воздействием развития современных информационно-коммуникативных технологий и информационно-технологических процессов.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — воздействие информационного общества на социальные институты и процессы и проявление его на гносеологическом, аксиологическом, онтологическом уровнях.

ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что в укоренении информационных высокотехнологических процессов проявляются детерминанты: объективная, вытекающая из естественной логики исторического прогресса и субъективная, определяемая возможностями индивидов и различных социально-профессиональных групп ассимилировать достижения современной информационной культуры.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ:

1. На основе проведенного социально-философского анализа уточнены сущностные черты современного общества, характеризующиеся спецификой информационно-технологических процессов, средств массовой коммуникации. Информационное общество рассматривается как закономерный процесс глобализации, в результате которого происходит трансформация различных сфер жизнедеятельности общества — экономики, политики, культуры. Определены направления оптимизационной стратегии научно-информационной политики;

2. Рассмотрение тенденций развития новой информационной технологии позволило представить их в исторической ретроспективенаметить контуры развития мирового рынка телекоммуникационных услуг: миниатюризация, позволяющая достигать новых результатов в медицине, растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности, создании электронных приборов слежения за живыми объектамирезкое повышение скорости передачи, обработки информации, делающее процедуры мгновенными создают новые возможности познания и конструирования окружающего мира, которые все шире используются в предметно-целесообразной деятельности индивидов, социальных групп, институтов;

3. Выделение сущностных сторон формирующихся социальных процессов и явлений: «сетевое общество», «киберпространство» позволило представить «сетевое общество» в качестве возникающих в результате широкомасштабного внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование, здравоохранение, производство, быт, досуг, новых возможностей общения, где посредниками выступают «умные машины», приборы, средства связив результате все более контролируемыми становятся не только публичные, но и многие аспекты личной жизни людей. Новый виртуальный социальный мир человека — киберпространствопредстает как единственная реальность для пользователя всемирной сети Интернет, что делает актуальной проблематику социального познания, проникновения в субъект-объектные, коммуникативные отношения. В характеристике процессов, порождаемых массовым обществом, показано, что базовые положения их понимания связаны с развитием основных положений теории ценностей применительно к проблемам становления информационного пространства. Этика ответственности в информационном обществе носит характер универсального объединяющего социально-ценностного начала, в интегрированном виде содержащего заданные в культурах разных народов, мировых религиях паттерны, на базе которых очерчивается глобальный полифонический ансамбль голосов в поддержку мира, свободы, достоинства человека;

4. Выяснение специфические черты развития информационного общества в России показало, что в стране сохраняется один из высоких потенциалов в области информационных технологий. Охарактеризованы первоочередные меры, необходимые для конструктивного развития ситуации в стране. На основе содержательного анализа экономических, социальных, политических, культурных процессов, характерных для России на рубеже ХХ-ХХ1 В., сделан вывод о потенциальной возможности ускоренного подъема ведущих отраслей производства при преимущественной ориентации их на производство знаниеемкой продукции.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ. В основе диссертационного исследования лежат принципы системного подхода, в соответствии с которым информационное общество рассматривается как целостное образование, имеющее внешние и внутренние источники развития. Для изучения внутренней структуры применен структурно-функциональный анализ, деятельностный подход, применяемый к исследованию общественных явлений.

Использованы ресурсы институционального подхода, позволяющего выделять, рассматривать устойчивые социальные процессы, отношения, в которых участвуют организации, выполняющие социально значимые функции, действуют нормы, предписания, регулирующие области деятельности людей. Задействован сравнительный метод, позволяющий сопоставлять гомологи.

В ходе работы автор опирался на результаты изысканий видных представителей философской, социологической, политологической мысли, использовал труды российских и зарубежных авторов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе представлены основные тенденции, факторы становления современного понимания тенденций развития информационного общества. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение для разработки проблематики в социально-философском ракурсе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты исследования могут использоваться при чтении общих теоретических курсов по философии, специальных курсов по социальной философии, философии истории, социальному управлению и других учебных дисциплин.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация обсуждена на кафедре философии МГТУ им. Н. Э. Баумана и рекомендована к защите. Отдельные аспекты темы раскрывались на конгрессе «Молодежь — путь в третье тысячелетие», МГТУ, 2002; Энгельмееровских чтениях 2001 г., в публикациях автора. Результаты диссертации используются в педагогической работе со студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана, КФ МГЭИ.

СРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ определяется ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приступая к исследованию мы ставили задачу сущностно определить понятие «информационное общество», указав на его видовые и родовые отличия от предшествующих, современных или прогнозируемых обществ. Анализ показал, что мир идет к выделению неких наиболее эффективных универсальных характеристик, что общество, построенное на принципиально новом для цивилизации ресурсе, каковым являются информационно-коммуникационные технологии, вызывает изменения в принципах организации многих социальных институтов — экономики, политики, культуры, -одновременно порождая новые направления в стиле жизни каждого отдельного человека.

Насыщение производств робототехникой, автоматами, электронными устройствами, в значительной степени заменяющими людей на ответственных и опасных для жизни и здоровья участках, вызывает необходимость новых профессий, видов труда, способов организации рабочего места и трудовых отношений. Миниатюризация производства, упор на миникомпании, которые вызывают укороченные сроки оборота капитала, являются признаками грядущих глобальных преобразований. Возможность сверхбыстрого обмена идеями, включая прямое несанкционированное их заимствование, порождает новые возможности в практическом применении разработок. Минимизация продвижения идей и товаров порождает высокий темп деятельности работников и фирм.

В сфере занятости происходят преобразования, сутью которых является востребованность образовательного ценза, знаний и умений в области информационной техники. Все меньше людей, которые имеют лишь школьное образование. Одновременно более выпукло представлены профессии, которые не требуют специальных знаний и навыков, их представители воспринимают свою роль не как место в резервации, а как способ небогатой, но и небезнадежной жизни. Возникают рабочие места, отдаленные друг от друга океанами с учетом уникальности квалификации и задач, решаемых фирмами.

На основе новых приборов и технологий меняется качество медицинских услуг, возникает возможность телекоконсультаций, проведения операций врачами вне операционной, быстрой диагностики и оригинальных способов введения лекарственных препаратов. Клонирование, вживление чипов не были бы возможны без информационных технологий, вне прорывов в осмыслении глобальных процессов, согласно которым нет недозволенных тем, не существует не решаемых задач.

Свертывание пространственных форм в виртуальные среды порождает иное видение архитектурных ансамблей, градостроительных проектов.

Со всей мощью информационные технологии обрушились на бытовые приборы, устройства, которые преобразуют среду проживания человека, порождают потребности, в стремлении к удовлетворению которых человек организует невиданную гонку с друзьями и коллегами.

Общение людей приобретает своеобразные черты. В личную и повседневную жизнь человека агрессивно внедряются средства массовой информации. Они навязывают образцы потребления товаров и услуг, варианты личной жизни, разжигают дух соперничества, алчности, получения сверхприбылей, стимулируют вкус к переживанию острых состояний и критических ситуаций. Путешествия по другим странам приобретают повальный интерес, несмотря на возможности, предоставляемые телекоммуникационными каналами. Отсюда всплеск активности пожилых людей, которые таким образом адаптируются на пороге зрелой старости.

Видеотелефонизация станет реальностью для многих людей уже в ближайшее время.

Искусство и литература развиваются с учетом вызванных радикальными изменениями в науке и технологиях преобразованиях внешней среды проживания человека. Но в еще большей мере их интересует внутренний мир пользователя сети Интернет невиданный рынок реализации творческой продукции. Проникновение в глубины человеческой психики достигают невиданной ранее интенсивности. В романе М. Ульбека «Мир как супермаркет» показана тотальная включенность человека во всемирную паутину информационно-коммуникационных отношений, что приводит к утрате чистоты ощущений: активное использование в представлении аллюзий, насмешек, интерпретаций, юмора выхолащивает достижения подлинного искусства, философии, вызывают сомнение в искренности общения и ведут в итоге к совсем печальному итогу — к уменьшению доли индивидуальности у каждого.

Отсюда особая востребованность этических начал информационного сообщества. С позиций этики ответственности, все прагматические науки насквозь пронизаны этическим содержанием41. Мы полагаем, что в данном отношении не являются исключением исследования социально-экономических, технико-технологических, культурно-политических процессов, вызванных стремительным.

41 Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. -М.: Логос, 2003. — 352с., стр. 310 развитием информационных наук. Актуальная этика для любой профессиональной деятельности — этика ценностей.

Информация — некоторая форма и система знаний, обладает тем или иным потенциальным носителем, который выступает как объект или предмет деятельности человека. Становление информационных наук вызвано возникновением методов математического количественного описания информациисозданием способов ее перекодирования в определенных элементах специальных технических устройств (компьютер, например) — нахождением эффективных технических способов хранения, переработки, передачи, а также использования информации.

Социальное пространство приобретает новый облик, характеризуемый с точки зрения ускоряющихся потоков информации и возрастающей ответственности человека за их прохождение, наделения информации такими качествами, как приватность, секретность, компьютерной стереотипизации, моделирования, проблем надежности и безопасности технологических систем с их компьютерным обеспечением, максимизации практической информации применительно к каждой личности.

Их сопровождают такие проблемы, как повышенная доверчивость человека к компьютеру, лишающая его моральной автономии. Излишняя вера в то, что компьютерное решение — наиболее оптимальное, ясное, подрывает значение смыслообразующих конструкций. Иллюзия будто мир насквозь связан, в то время как всемирная паутина — виртуальный призрак, наполнен не только кажимостью всеобщего братства, но и вполне конкретными угрозами, исходящими от любого участника виртуального диалога.

Феноменологическая концепция ответственности (Э.Гуссерль, X. Блюменберг) реальное значение придает челночному движению между сознанием человека и действительным миром, этика имеет материальный (жизненный) характер, она оказывается этикой ценностей, где последние выступают как сущности и поступков людей, и их переживаний по поводу этих поступков. К числу вещей природы, полагал Г. Г. Шпет, следует отнести социальные «вещи», и отсюда следует смотреть на знак как логическую форму (понимание понятия), и логическое содержание (уразумение идеи).

Значительный интерес в век природных и техногенных катасроф представляет эколого-лингвистическая трактовка этики ответственности в экзистенциальной философии. М. Хайдеггер обеспокоен тем, что человек самоотчуждается от собственного бытия в технике, которая становится второй природой, подавляющей подлинную природу. Отход от истинного бытия совершается в просвете бытия, в его открытости. Отсюда вывод — живи в согласии с природой и проживай ее в языке. Носителем ответственности в конечном счете является конкретная индивидуальная творческая личность. Этика ответственности — не доктрина, а рост этического знания.

Огромный потенциал герменевтики направлен на прояснение сути дела, когда речь идет о ценностях, во имя которых живет и действует человек. Отсюда ситуационно-диалоговая форма интерпретации ответственности, стремление к языковой ясности, корректировке ценностных определений. Однако, стремление к подмене ценностей смысла ценностями языковыми и текстовыми ведет к размытости и отказу от этики ценностей, что представляется спорным и ненадежным аргументом в эпоху глобальных реконструкций многомерного мира человека.

Попытка придать двойственную направленность категории ответственности реализуется в дискурсивно-коммуникативной концепции. Трансцендентальная ответственность означает, что нужно добиваться компетентности в языковом диалоге, стремиться к такому знанию, которое было бы принято воображаемым идеальным сообществом. Прагматическая ответственность означает, что вербальный характер трансцендентальных выводов дополняется их практической проверкой и осуществлением. Отсюда возможность широкой мы-перспективы, соответствующей глобальной сети информационных контактов.

Социологическая мысль атакует новое пространство бытия человека, подходит к постановке важного вопроса: если социальное наполнено атомами материального, не является ли виртуальное пространство также носителем неких социальных качеств?

Здесь мы входим в область непроясненного, мерцающего бытия, которое надлежит продумать в его сущностных характеристиках, к которым относится язык пользователя, поведенческие модели, ценностные категории, эмоционально-мотивационные состояния. Мы понимаем, что такое мораль, детерминированная объектом, но что такое мораль вблизи виртуального?

Работами Апеля, Ю. Хабермаса, М. Нуссбаума сформулированы основания универсальной (коммуникативной) этики, делающие упор на общей для людей способности разумно мыслить, что напоминает призыв М. Фуко к людям воздействовать на самих себя, наблюдать, испытывать, улучшать и преображать самих себя.

Как видим, за рамками подходов остается духовная составляющая личности, которая определяет ее кодекс поведения. Если Интернет — память человечества, культура цивилизаций, находящиеся в интерактивном режиме, то есть в динамике состояний пользователя сети, предельно важно знать, что ожидает здесь людей, особенно подростков, формирование которых происходит в 13 — 16 лет, то есть в период активного увлечения компьютерными мирами.

Таким образом, перед нами еще не ставшее, а становящееся общество. Можно говорить только о некоторых предпосылках, очертаниях генезиса его развития, но невозможно однозначно дать определения динамичным процессам структурирования экономики, культуры, политики, образования, сферы услуг, занятости. Еще нет ничего окончательного, но оно и вряд ли возможно вообще с учетом особой природы информационного мира. В исследовании дан подвижный портрет, составленный из контуров, наиболее ярких линий, некоторых выступающих деталей, но еще подвижных, находящихся в движении, полных противоречивости. Тем не менее, описание является продуктивным для фиксации процессов, которые можно отнести к завершенным, имея в виду роль информационной коммуникации, технологий, направленности изменений в предметно-деятельностной сфере человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XX1.века. — М.: ВЛАДОС, 1994.-320 с.
  2. А.К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. -М: Наука, 1989.- 172 с.
  3. Альтернативные миры знания. СПб.: РХГИ, 2000. — 328 с.
  4. C.B. «Киберпространство»: фантастика и реальность// Инфо. М., 2003. -№ 11.- С.59−67.
  5. М.А. Мозг, машина и математика. Пер. с англ. — М.: Наука, 1968.-224 с.
  6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.:Логос, 2002.-390 с.
  7. М.А., Кручинкин С. К. Микропроцессоры. -М.: Наука, 1981 125с.
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Academia, 1999.-872 с.
  9. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: МЕДИУМ, 1995.-323 с.
  10. Ю.Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с. 11 .Бердяев H.A. Человек и машина// Вопросы философии. -М., 1989. № 2. — С.143 — 163 с.
  11. Д.И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989.- 188 с.
  12. Л. Наука и теория информации. Пер. с англ. М.: Физматгиз, 1960. — 322 с.
  13. П. Социология и политика. M.: Socio-Logos, 1993. -336 с.
  14. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001. -416 с.
  15. Дж. Прозрачное общество. М.: «Логос». 2002. -128 с.
  16. М. Протестантская этика и дух капитализма// Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  17. Н. Кибернетика и общество. М.: Иностр. лит-ра, 1958.-200 с.
  18. Н. Творец и робот М.: Прогресс, 1966. — 103 с.
  19. В.А., Никуличев Ю. В., Хисамутдинов В. Р. Новая информационная среда и горизонты информации// Будущее науки. М., 1987. — Вып. 20. — С. 220 — 264 с.
  20. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: Логос, 1998. — 112 с.
  21. Впереди XXI век: Перспективы, прогнозы, футуролиги. Антология современной классической прогностики. 19 521 999. М: Academia, 2000. — 480 с.
  22. A.A. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991.-308 с.
  23. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  24. А.Г. Мир информатики на пороге III тысячелетия// Вестник РАН, Том 66. М., 1996. — № 7. -С.651 -652 с.
  25. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-480 с.
  26. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -704 с.
  27. Э. Устроение общества. М.: Логос, 2003. 524 с.
  28. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категориии современной науки: (становление и развитие). М.: Мысль, 1984.-268 с.
  29. Н.Л. Развитие и современное состояние исследований по искусственному интеллекту в СССР. М., 1991.- 156 с.
  30. И.И. О логико-семантических теориях информации// Управление, информация, интеллект. М., 1976.-383 с.
  31. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфо-Арт, 1991.-331 с.
  32. Н. Способы создания миров. М.: Праксис, 2001. -376 с.
  33. Д.И. Новая реальность: человек и компьютер// Полигнозис. М., 2003. — № 3. — С. 20−32.
  34. Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.-432с.
  35. А.Д. Современная информационная революция// Социс. М., 2003. — № 10. — С.29−38.
  36. Г. В., Стрельцов A.A. Информационная безопасность России. 4.1. Основные понятия и определения.- М.: РАГС, 1999.-289 с.
  37. A.A. Информатика- философские и социально-этические проблемы// Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Саранск, 1999.- 16 с.
  38. В.Н. Социальные технологии в современном мире. -М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  39. Д.В. Виртуализация общества. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.
  40. В.В. Философия науки. М., 2003. — 360 с.
  41. В. Расколотая цивилизация. М.:Академия-Наука, 1999. — 724с.
  42. Информационные технология и информационная политика: Научн.-информ. исслед. М.: ИНИОН, 1994. — 182 с.
  43. Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит наш бизнес. СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2002. — 272 с.
  44. В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего.- М.: Логос, 2003. 352 с.
  45. Э. Мифологическое мышление. М.: Логос, 1996. -347 с.
  46. Э. Техника современных политических мифов// Вестник Московского университета. Сер.7. — Философия. -1990.-№ 2.
  47. М. Становление общества сетевых структур/ Новая постиндустриальная волне на Западе. М.: Academia, 1999. -284 с.
  48. М. Информационная эпоха. М., 2000. — 607 с.
  49. .Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: Изд-во Моск. ун-та потребкооперации, 1998. — 244 с.
  50. Г. Кибернетика и философия. М.: ИЛ, 1963. — 516 с.
  51. В.З. Качество информации и мир инфологем (фрагменты теории)// Проблемы информационного взаимодействия. Новосибирск, 1993. — 185с.
  52. М.В. Российские СМИ в глобальном информационном пространстве// Доклад на семинаре «Глобализация информационного пространства: вызовы и новые возможности для России» Центра стратегических разработок 13 апреля 2000 г. www.csr.ru
  53. Коммуникации в современной науке. Сборник переводов -М.: Высш. школа, 1996. 342 с.
  54. О. Курс положительной философии// Западноевропейская социология XIX века. Тексты. М.: Изд-во МУБУ, 1996. — С. 94 — 119.
  55. Концепция виртуальных миров и научное позниние. СПб.: РХГИ, 2000. — 320 с.
  56. А.Н., Коган В. З. Проблема информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М.: Наука, 1980. — 21 с.
  57. В. Глобализация и рождение мегаобщества// Проблемы глобализации. Труды Фонда Горбачева. М., 2001. 685 с.
  58. Н.А., Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования: (перспективы информатики)// Вопросы философии. М., 1999. — № 1. — С. 77 — 87.
  59. .Ю. Исходные понятия в структуре информации (методологический анализ).// Автореф. дисс. канд. филос. наук. Саранск, 1999. — 18 с.
  60. .Ю. Фундаментальные понятия социальной информации в структуре информатики. Понятия «информация», «отражение», «управление"// Вестник Мордов. ун-та, 1998. № 3 4. — С. 40 — 41.
  61. Кук Ф. Модерн, постмодерн и город// Логос, М., 2002. — № 3 -4.- С. 234−251
  62. Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск: БГК им. А. И. Бодуэна де Куртэнэ, 1998. — 300 с.
  63. В.А. Разум против человека: Философия выживания в эпоху постмодернизма. М.: «ЧеРо», 1999. -227 с. .
  64. М.Г. Этика науки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 126 с.
  65. C.B. Социологическое познание: Методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов: Учеб. пособие. Минск- Белорусская наука, 1998. — 207 с.
  66. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценность и научное понимание. М.: Логос, 2001. — 360 с.
  67. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. -М.: Прогресс, 1991. 412 с.
  68. Лэш К. Восстание элит. М.: Логос, 2002. — 224 с.
  69. В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы. Пенза: Изд-во Пенз. гос. унта, 1998. — 278с.
  70. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., ТА, ч.П. С. 65 — 521.
  71. H.A. Идея индустриализма: философско-методологические аспекты интеграции социального организма в западных теориях XIX XX веков. — М., 1996. -172 с.
  72. К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс. — 1995. — с. 150- Ленк X. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс. — 1996. — 210 с.
  73. Модернизация российской экономики. В двух книгах. -М.2002. т.1 — 328 с. т.2 — 208 с.
  74. H.H. Информационное общество как этап новейшей истории// Свободная мысль. М., 1996. — № 1. — С. 76 — 82.
  75. Население и глобализация / Римашевская Н. М. и др. — М., 2002. 322 с. .
  76. А. Конец цивилизации, или Конфликт истории// МЭ и МО. 1999. -№ 3. — 36 с.
  77. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. -М.: Прогресс, 1999. 640с.
  78. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт., т.2. М.: Мысль, 2001.-634 с.
  79. И.Б. Информация и риск (философские основания системного анализа риска)// Философские науки. М., 1992. -№ 3. — С. 24−35.
  80. И.Б., Фомичев А. И. Философские аспекты информатизации.// ВНИИМ. М., 1983. — 111 с.
  81. Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. — 246 с.
  82. В.В., Васильева Т. С. Человек, ускорение, научно-технический прогресс. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990.- 192 с.
  83. С. Компьютерная графика после -«юрского периода»// Знание сила. — № 8. — 1997. -185 с.
  84. E.H. Информатика и устойчивое развитие (методол. аспекты). М.: РАГС, 1996. — 218 с.
  85. Д.Н. Интернет-пространство: состояние премодерна?// Полис. М., 2003. — № 5. — C.46−55.
  86. A.B. Проблемы познания информационных процессов// Философия. Человек. Общество. Сб. науч. ст. -М.-.МИЭТ, 1998.-С.118- 128.
  87. В.А. Социология жизненного пространства. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 182 с.
  88. Платон. Государство // Соч. в 3 т. Т. 3., ч. 1. М.: Прогресс, 1973.-С. 89−454.
  89. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. пособие. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1998. — 280с.
  90. К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
  91. И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1999. 265 с.
  92. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  93. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект: Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1989. -192 с.
  94. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России// Вопросы философии. М., 1994. № 4.-С.З- 13.
  95. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  96. . История западной философии: В 2 т. Т. 2. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1994. 400 с.
  97. Е. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция?//МЭ и МО. М., — 1999. — № 7. -С. 122
  98. Е.Б. Цивилизации мира в сегодняшней науке// МэиМО. М., 2001. — № 11, с.3−9.
  99. А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб., 2002. — 472 с.
  100. В.М. Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ). М.: Прогресс, 1991. — 185 с.
  101. Н.С. Человек и общество: Проблемы теории воспроизводства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. -72 с.
  102. Ю.В. Статистические даннные как эмпирический базис социальных наук// Вопросы философии. М., 1999. -№ 7. — С. 79−93.
  103. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. М.: Наука, 1988. — 173 с.
  104. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.- 424 с.
  105. А. Век информации// Наука и жизнь. М., — 1989. -№ 2. С. 28 — 29.
  106. .И. Критерии безопасности информационных технологий// «Вестник Ассоциации российских банков». М., 1999. — № 5. С.29−34.
  107. Социологический словарь. Минск: Изд-во «Университетское», 1991. -468 с.
  108. Социология. Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2003.- 1312 с.
  109. Г. Синтетическая философия Киев:Ника-Центр, 1997.-512 с.
  110. Субъект, познание, деятельность. М.: Логос, 2002. — 720 с.
  111. A.B. Управление как информационный процесс// Философия. Культура. Управления. Сб. науч. статей. М., 1999.-С. 202−212.
  112. В.Б. Эволюция форм собственности в США: современные особенности// США Канада: ЭПК — 2001. — № 1.-С.5.
  113. А.П. Информация и прогресс/ Отв. ред. Симанов A.JI. Новосибирск: Наука, 1988. — 238 с.
  114. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Наука, 1988.-350с.
  115. Теория и практика общественно-научной информации / Редкол. Виноградов В. А. и др. Вып. 12. — М.: ИНИОН РАН, 1996.-С.259.
  116. М.Ю. Информатизация управления: вопросы повышения эффективности// Философия. Культура. Управления. Сб. науч. статей. М.: 1999. — С. 225 — 234.
  117. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: ИКАР, 1998.-312 с.
  118. .Т. Социология. -М.: Прометей, 1994. 384 с.
  119. Э. Метаморфозы власти. М.: Наука, 2001.420 с.
  120. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981. — 367 с.
  121. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: М.: Прогресс, 1991. 405 с.
  122. П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. И нем. М.: Прогресс, 1986. — 543 с.
  123. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 551 с.
  124. Философия науки и техники /Под ред. В. В. Ильина. М., 2003.-220 с.
  125. Философия техники в ФРГ. Сб. ст. М.: Прогресс, 1989. -527 с.
  126. Фон Вригт Г. Х. Философия техники Николая Бердяева// Вопр. философии. М., 1995.- № 4.- С.74
  127. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М.: издательств «Весь Мир», 2003. -232с.
  128. Ф. Великий разрыв. М.: Логос, 2003. — 476 с.
  129. Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Логос, 2003.-410 с.
  130. П., Кастельс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М.: Логос, 2002.- 128 с.
  131. Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России/ Р.И. Цвылев- Рос. акад. наук. М.: Наука, 1996. — 205 с.
  132. К. Бандвагон. В кн.: Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М.: Прогресс, 1963. — С.667 -668.
  133. А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Логос, 2003.-332 с.
  134. В.Е. Технопарки России: этап становления и динамика развития // Научно-технологические парки высшей школы: инновационный этап развития. (Научн.-метод, сб.). -Москва-Тверь, 1995.-С. 16−28.
  135. Г. И. Информация и познавательные потребности. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 160 с.
  136. Д. Электронный бизнес. Эволюция и/ или революция. М.: Логос, 2001. 752 с.
  137. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995. — 939 с.
  138. Этические проблемы компьютеризации. Реферат, сб. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. — 155 е.
  139. Этические проблемы творчества ученого. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993. — 27 с.
  140. Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб., 2002. — 560 с.
  141. Язык и интеллект. Сб.-М.: Наука, 1995.-416 с.
  142. Atkinson R., Court R. The New Economy Index: Understanding America’s Economic Transformation. Wash., November 1998.
  143. Cohem St., DeLong J., Zysman J/ Tools for Thought. Berkeley Roundtable on he International Economy, University of California at Berkley, BRIE Working Paper № 138. 2000. P.5. (http://brie.berkeley.edu/briewww).
  144. Drouin P. L’AUTRE Future. P.: Faurd, 1985.-385 p.
  145. Dutton W.H., Rogers E.M., Suk-Ho J. Diffusion and social impacts of personal computers // Communication research. -Beverly Hills- L., 1987. Vol. 14. — № 2. — P. 219 — 250.
  146. Griffiths R. Internet for Historians, History of the Internet http://www.let.leidenuniv.ni/history/ivh/INTERNET.HTM
  147. Katz J/ The Digital Citizen // Wired, 1997, v.5, № 12 (http://www.wired.com')
  148. Merton R.K. The sociology of Science. Chicago- L.: Univ. of Chicago press, 1973. 270 p.
  149. Rauch J. The New Old Economy // The Atlantic Monthy. January 2001, V. 287. № 1.
  150. Shepard St/ The New Economy: What in Really Means // Business Week, 17.11.1977.
  151. Starr H. The Electronic Commons // The American Prospect, 2000, v. l 1, № 10 (http://www.prospect.org).
  152. Technik und Ethik. Hrsg. H. Lenk, G.Ropohl. Stuttgart: Philipp Reklam, 1993. — S.376.
Заполнить форму текущей работой