Понимающее бытие в межкультурной коммуникации
Диссертация
В значительной степени актуальность темы исследования также определяется растущим интересом, проявляемым к частым и практически неизбежным межкультурным контактам со стороны разных научных областей. Поэтому в сферу психологии, теории культуры, культурной антропологии, социологии, психолингвистики, методики преподавания иностранных языков, международных отношений вошло понятие «межкультур!шя… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Онтология пространства межкультурной коммуникации ^ 1.1. Коммуникативность бытия
- 1. 2. Пространство межкультурной коммуникации
- 1. 3. Понимание как способ бытия
- Глава 2. Формы понимания в межкультурной коммуникации
- 2. 1. Традиция в бытии субъекта
- 2. 2. Предпонимание в межкультурной коммуникации
- 2. 3. Деструктивное пребывание субъекта в традиции
Список литературы
- Аверинцев С.С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Рос. Академия наук, Институт философии. — М.: Наука, 1992. — 177с.
- Аверьянов А.А. Традиция как преемственность // Человек. 2000. — № 2. -С.31−45.
- Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — Т. 1. — Интерпретация культуры. — 727с.
- Барт Р. Структурализм как деятельность // URL: http://www.philosophy.ru/library/barthes/struct.html.
- Бергельсон М.Б. Лингвистические методы исследования в области (межкультурной) коммуникации // URL: http://www.russcomm.rU/rcabiblio/b/bergelsonO 1.shtml.
- Бердяев Н.А. Проблема человека. // URL: http://www.philosophy.ru/library/berd/chel.html.
- Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей: Человек в истории. Исследования по социальной истории культуры. М.: Наука, 1989. — С.21−60.
- Ю.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в21 век.-М.: Политиздат, 1991.-412с.
- Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. — 176с.
- Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. — 224с.
- Борисов Е.В. Диалог как судьба. Co-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // URL: http://www.philosophy.rU/iphras/library/iphl.html#7.
- М.Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // URL: http://elenakosilova.narod.ru/studia/bruening.htm.
- Бубер М. Диалог // Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. — 122−162с.
- Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. — 24−122с.
- Буржуазная философская антропология / Отв. ред. Б. Т. Григорьян. М.: Наука, 1986.-295с.
- Вайсгербер И.Л. Родной язык и формирование духа / Вайсгербер И. Л. -Пер. с нем., вступит, статья и коммент. О. А. Радченко. М.: Изд-во МГУ, 1993.-С.110−143.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -312с.
- Вальненфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» // Логос. 1994. — № 6. — С.77−94.
- Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288с.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Гнозис, 1994. — 612с.
- Вундт В. Проблемы психологии народов // Вундт В. Психология народов. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — С.9−117.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1996.- 150с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367с.
- Гадамер Х.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. — С.243−254.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 700с.
- Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — С. 72−82.
- Гадамер Х.Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. — С. 202 242.
- Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — С. 9−16.
- Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки // Логос. 1991. — № 2. — С. 56−68.
- Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — С. 43−60.
- Гайденко П.П. Человек и история в свете «философской коммуникации» К.Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. -М.: Наука, 1978. С. 97−134.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Academia, 1998.-430с.
- Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999. — 256с.
- Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада и Востока // Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А. И. Арнольдов. М.: Наука, 1987. — С.262−299.
- Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Буржуазная философская антропология / Отв. ред. Б. Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. — С.23−34.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. — 352с.
- Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960 -4.1. — С.68−86.
- Гумбольдт В. фон Характер языка и характер народа / Гумбольдт В. фон Язык и философия культуры: Пер. с нем. / Сост, общая ред. и статьи А. В. Гулыги и Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. — С.370−382.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. — 528с.
- Гусеев С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. — 192с.
- Делез Ж. М.Турнье или мир без Другого // Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 395−422.
- Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998. — 262с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии- СПб.: Алетейя, 1998. -286с.
- Деррида Ж. Эссе об имени. СПб.: Алетейя, 1998. — 192с.
- Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1989. — № 7. — С. 3−27.
- Дианова В.М. Культурный плюрализм в условиях глобализации // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцвания В. В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.93−103.
- Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. — 160с.
- Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность / РАН Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2002. — 222с.
- Долгова О.А. Феномен понимания в структуре познавательной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. наук. Уфа, 2004. — 158с.
- Дьяков А.В. Философия и эстетика постмодернизма // URL: http: diakoff.kurskzerno.ru/post.htm.
- Жигалкин С. Метафизика вечного возвращения. Миф о вечном возвращении // URL: http://www.nietzsche.ru/ariund/meta3.php.
- Зайцев П.Л. Априоризм в познании истории. Дисс. на соиск. уч.степ.к.филос.наук. — Омск, 2001. — 150с.56.3ильберман Д. Б. Традиция как коммуникация // Вопросы философии. -1996. № 4. — С.76−105.
- Зыкова А.Б. Проблема общения в философии М. де Унамуно // История философии № 1 // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/iphl .html# 1.
- Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995.-№ 11.-С. 26−33.
- Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. -295с.
- История философии // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/iphl.html.
- Интенциональность и текстуальность: философская мысль Франции XX века / М. Мерло-Понти, М. Дюфрен, Э. Левинас, П. Рикер, А. Камю, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.-Л.Нанси. Издательство «Водолей» Томск, 1998.-320с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-315с.
- Каликанов С.В. Философское содержание учения А.А. Ухтомского о доминанте // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003. — № 1. — С. 30−43.
- Касавин И.Т. Контекст для традиции: к понятию индивидуальной культурной лаборатории // Когнитивная эволюция и творчество. М.: ИФ РАН, 1995. — С.161−185.
- Касавин И.Т. Мир науки и жизненный мир человека // Эпистемология и философия науки. М.: Канон+, 2005. — № 3. — T.V. — С.2−6.
- Касавин И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии // Вопросы философии. 2004. -№ 11. — С. 19−33.
- Касавин И.Т. Текст, контекст, индивид // URL: http://URL: http://journal.iph.ras.ru/textkontextindivid.html.
- Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: РХГИ, 2000. — 318с.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -С.3−30.
- Кемеров В.Е., Коновалова Н. П. Запад и Восток: Проблематизация диалога // Культуры в диалоге. (Человек. Культура. Философия.) Вып.1 / Под ред. В. Е. Кемерова Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1992. — С.6−14.
- Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. — № 1. — С. 76−79.
- Коган JI.H., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972. — 120с.
- Колесников А.С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.- 112с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990.- 108с.
- Комлев Н.Г. Слово, денотация и картина мира // Вопросы философии. -1981. № 11. — С.25−37.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. — 302с.
- Костина О.В. Онтология коммуникации / Под ред. проф. Б. И. Мокина. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 156с.
- Костюк О.В. Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2002.-18с.
- Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. — С. 47−67.
- Кузин И.В. Маски субъекта: Стратегии социальной идентификации. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 312с.
- Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. 1999. — № 10. — С. 43−88.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 192с.
- Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета // Логос. 1991. — № 2. -С. 199−214.
- Кузьмина Т.А. Человеческое бытие как «ничто» (Ж.-П. Сартр) // Буржуазная философская антропология / Отв. ред. Б. Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. — С.65−72.
- Культура: теории и проблемы / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой М.: Наука, 1995. -275с.
- Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А. И. Арнольдов. М.: Наука, 1987.-347с.
- Культуры в диалоге. (Человек. Культура. Философия.) Вып.1 / Под ред. В. Е. Кемерова Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1992. — 376с.
- Лаин Энтральго П. Теория и реальность Другого // История философии // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/iphl .html.
- Левинас Э. Время и другой // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. -265с.
- Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — С. 162−318.
- Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. — 359с.
- Леонтович О.А. Теория межкультурной коммуникации в России: Состояние и преспективы // Теория коммуникации и прикладная коммуникация, Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. № 1, 2002. С.63−67.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. — 214с.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т эксперим. социологии, СПб.: Алетейя, 1998. — 159с.
- Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера // URL: http://vAvw.philosophy.rU/iphras/library/iphl.html#4.
- Лифинцева Т.П. Философия Мартина Бубера // URL: http://philosophy.ru/iphras/library/lifinceva.html.
- Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической трансформации. М.: Изд-во МГУ, 1998.-264с.
- Лоренц К. Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии // Человек. 1997. — № 5. — С. 19−38.
- Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство — СПб, 2004. С.590−603.
- Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство -СПб, 2004. С.603−614.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство -СПб, 2004. — 12−149.
- Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. -1995.-№ 3.-С.114−126.
- Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 446с.
- Малахов B.C. Герменевтика. Герменевтика философская. Герменевтический круг // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. -М.: Мысль, 2000. Т. I. — С.511−515.
- Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. 2003. — № 1. — С.80−87.
- Макерова В.В. Франкфуртская школа: коммуникация и понятие диалога // Культуры в диалоге. (Человек. Культура. Философия.) Вып.1 / Под ред. В. Е. Кемерова Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1992. — С. 114 121.
- Малахов В. Культурный плюрализм versus мультикультурализм // Логос. 2000. — № 5/6. — С.4−8.
- Малахов В. Традиция, в которой мы не живем // Логос. 1999. — № 1. -С. 3−10.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-282с.
- Марков Б.В. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера / Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. — С.10−33.
- Материалы работы научной конференции «Человек, культура и этнос в науке XXI века» Вторые широкогоровские чтения // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Том V. — Вып.№ 3−4. — С.368−383.
- Межуев В.М. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? // Личность. Культура. Общество 2003. — T.V. — Вып.3−4. — С.44−55.
- Методологические проблемы познания человека, общества и культуры (материалы круглого стола) // Личность. Культура. Общество. T.V. — Вып. 3−4. — С.361−368.
- Наместникова И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен. Дисс. на соиск. уч. степ. Д-ра филос. наук. М., 2003. — 330с.
- Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ежегодник Ad Marginem'93. М.: Ad Marginem, 1993. — C. l 60−175.
- Нефедова Л.А. Когнитивно-деятельностный аспект импликативной коммуникации. -Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2001. 151с.
- Николин В.В., Федяев Д. М. Техника в потоке истории (социальные факторы технической эволюции): Монография. Челябинск — Омск: Изд-во Челябинского и Омского пединститутов, 1992. — 246с.
- Новая философская энциклопедия / В 4-х томах. — Под ред. В. С. Степина. — М.: Мысль, 2000.
- Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. -№ 3. — С.5−18. -№ 4 — С.18−28.
- Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С.51−62.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд-во МГИК., 1994. 214с.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла. М.: Мысль, 1983. — 288с.
- Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. — 371с.
- Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек. 2001. — № 4. — С.5−18.
- Полуяхтова Е.М. Проблема экзистенциальной коммуникации в учении КарлаЯсперса. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004. -23с.
- Подорога В.А. Другой // Новая философская энциклопедия в 4-х томах.- М.: Мысль, 2000. Т. I. — С.698.
- Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 319с.
- Понимание как философско-методологическая проблема (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1986. — № 7. — С.63−81- № 81. С.46−63- № 9. С.49−64.
- Попов Б.Н. Другой в современной философии. М.: Лист-Нью, 2001. -169с.
- Попов Б.Н. Методологический статус Другого в философии М.М. Бахтина // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003. -№ 4. — С. 17−25.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Рефл-бук, Ваклер, 2001. -651с.
- Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -546с.
- Рац М. Диалог в современном мире // Вопросы философии. 2004. -№ 10. — С.20−33.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. Т.1. Античность и Средневековье. -604с.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. Т.4. От романтизма до наших дней. -604с.
- Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // URL: http://www.philosophy.ru/library/ricoeur/social.htm.
- Рикер П. Повествовательная идентичность // URL: http://www.philosophy.ru/library/ricoeur/iden/html.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. — № 4. — С.78−86.
- Руткевич A.M. «Понимающая психология» К.Ясперса // URL: http://www.philosophy.rU/iphras/library/iphl.html#2.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000. 639с.
- Словарь иностранных слов. М.: Издание 13-е стереотипное, 1986. -428с.
- Смирнов А. Логические основания мера инакости? // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. — М.: ОГИ, 2003. — Вып.5. — С.525−539.
- Смирнов А.В. Существует ли «всемирная философия», или Проблема преодоления чуждости чужого // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1995. — С.352−361.
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. — с.
- Ставцев С.Н. Онтологизация субъективности и философская герменевтика: М. Хайдеггер и Г.-Г. Гадамер // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. -СПБ.: Web- кафедра философской антропологии, 2003. С. 60−63.
- Степанов Ю.С. Биосемиотика // Степанов Ю. С. Семиотика. М.: Наука, 1971.- 167с.
- Тавризян Г. М. Габриэль Марсель: Бытие и интерсубъективность // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/iphl .html#3.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб пособие) М.: Слово / Slovo, 2000. — 624с.
- Тлостанова М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистских эпистемах // Личность. Культура. Общество. Т. V. — Вып. 3−4. — С. 116−135.
- Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. М.: ACT, СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 157−202.
- Фадеева И.Е. Символ в культурной коммуникации // Человек. 2004. -№ 6. — С.5−15.
- Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. -М.: ЦОП ИФ РАН, 1999. 246с.
- Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. -445с.
- Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина М.: Гардарики, 2004. — 1072с.
- Философия М. Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. — 251с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия. 1989.815с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Издание 7-е, переработанное и дополненное М.: Республика, 2001. — 719с.
- Философы двадцатого века / Науч. ред. A.M. Руткевич, И. С. Вдовина. -М.: Исусство, 1999.-263с.
- Франк С.Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — С. 247−796.
- Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-логос: Социология. Антропология. Метафизика. М.: Прогресс, 1991. — Вып.1. — С.284−311.
- Хайдеггер М. Бытие и время. СПб, Наука, 2002. — 451 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления. М.: Республика, 1993.-447с.
- Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — С.273−302.
- Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — С. 252−273.
- Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: Гнозис-Изд-во Логос, 1997. -64с.
- Хайдеггер М. Что значит мыслить? // URL: http://www.philosophy.ru/library/heideg/thought.html.
- Хлебникова О.В. Познание как игра. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. наук. Омск, 2004. — 187с.
- Чучин-Русов А. Е. Единое поле мировой культуры // Вестник Российской Академии наук. 1996. -№ 10. — С. 913−924.
- Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский Дом, 2004. -242с.
- Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы // Шпет Г. Мысль и Слово. Избранные труды. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. — С. 248−415.
- Щедровицкий Г. П. Интеллект и коммуникация // Вопросы философии.- 2004.-№ 3.-С. 170−184.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, Symposium, 2004. — 544с.
- Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. — С. 90.
- Юнг К. О психологии бессознательного // Юнг К. Психология бессознательного. М., 1996. — С.27−175.
- Ясперс К. Введение в философию // URL: http://www.philosophy.ru/library/text/libkosilova/jaspersvvedphil.zip.
- Ясперс К. Философкая вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Республика, 1994. С.420−524.
- Ясперс К. Шифры трансцендентного // Культуры в диалоге. (Человек. Культура. Философия.) Вып.1 / Под ред. В. Е. Кемерова Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1992. — С.115 — 126.
- Euben R.L. Enemy in the Mirror. Princeton University Press. 1999. 197c.
- Hart W.B. A Brief History of Intercultural Communication: A Paradigmatic Approach//URL: http://www.odu.edu/webroot/instr/AL/wbhart.nsf/pages/histICC.
- Heidegger M. Die Grundprobleme der Phaenomenologie. (Gesammtausgabe-24), V. Klostermann, Frankfurt, 1989.
- Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. (Gesammtausgabe-3), V. Klostermann, Frankfurt, 1991.
- Hermeneutics: From Textual Explication to Computer Understanding? // Massachusetts Institute of Technology. Artificial Intelligence Laboratory. A.I. Memo, № 871.
- Gadamer Hans-Georg // URL: http://www.plato.stanford.edu/entries/gadamer/
- Geertz CI. Ethos, World-View and the Analysis of Sacred Symbols. In: Hamme E.A. and Simmons W.S. Man Makes Sense. Boston: Little, Brown and Company, 1970.
- Kluckhon F., Strodbeck F. Variations in Value Orientations. Evenston, 111. Elmsford, New York: Row Peterson and сотр., 1961.
- Palmer Richard E. The Relevance of Gadamer’s Philosophical Hermeneutics to Thirty-Six Topics or Fields of Human Activity.
- Palmer Richard E. The Liminality of Hermes and the Meaning of Hermeneutics // URL: http://www.mac.edu/faculty/richardpalmer/liminality.html.
- Samovar L.A., Porter R.E. Communication Between Cultures. Belmont, 1991.