Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуализация английской языковой картины мира с помощью звукосимволических средств: На материале английской поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим одной из задач данного диссертационного исследования является сопоставление результатов статистического анализа экспериментальных текстов (по методике определения проминантных звуков путем оценки их отклонения от нормальных речевых частот) с результатами слухового эксперимента (по выявлению фоносемантических доминант поэтического текста). Сопоставление экспериментальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗВУКОВОГО СИМВОЛИЗМА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
    • 1. Языковая картина мира как основа мировидения человека
      • 1. 1. Языковая картина мира: сущность и структура
      • 1. 2. Концепт как структурная единица картины мира
    • 2. Звуковой символизм как средство актуализации языковой картины мира
      • 2. 1. Синестэмия и «языковая привычка» как основа существования звукового символизма
      • 2. 2. Методы изучения звукового символизма
        • 2. 2. 1. Метод субъективного наблюдения
        • 2. 2. 2. Метод фоносемантического анализа лексической системы языка
        • 2. 2. 3. Метод психолингвистического эксперимента
        • 2. 2. 4. Звуковой символизм в поэтическом тексте
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
    • 1. Экспериментальный материал
    • 2. Единица анализа
    • 3. Перцептивная специфика фоносемантической доминанты как предмета исследования
    • 4. Статистический анализ экспериментального материала
    • 5. Слуховой эксперимент по выявлению фоносемантических доминант экспериментальных текстов
      • 5. 1. Испытуемые и аудиторы
    • 4. " 5.2. Экспериментальная проверка влияния речеголосовых характеристик диктора на восприятие звукового профиля стихотворения
      • 5. 3. Тест на поиск оптимального способа предъявления экспериментального материала
      • 5. 4. Эксперимент по выявлению фоносемантической доминанты поэтического текста
  • ГЛАВА III. АКТУАЛИЗАЦИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА С ПОМОЩЬЮ ЗВУКОСИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
    • 1. Фоносемантическая доминанта как средство актуализации картины мира поэтического текста
    • 2. Основные функции фоносемантической доминанты в актуализации картины мира поэтического текста
      • 2. 1. Конститутивная функция
      • 2. 2. Фасцинативная функция
    • 3. Фонетическое значение фоносемантической доминанты
    • 4. Фоносемантическая доминанта vs статистическая проминантность звука

Актуализация английской языковой картины мира с помощью звукосимволических средств: На материале английской поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная диссертация представляет собой экспериментально-фонетическое исследование роли звукового символизма в актуализации языковой картины мира, в частности, английской языковой картины мира.

Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как и сам человек. Создание первых картин мира у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом научно-философского и лингвистического рассмотрения лишь в недавнее время. Понятие картины мира находится в настоящий момент в стадии своего формирования: предпринимаются попытки построения его развернутого определения и раскрытия смысладискутируются вопросы о структурной единице картины мира — концепте, о его компонентном составе и о средствах актуализации содержания картины мира.

Проблема картины мира тесно связана с такими вопросами, как репрезентация ее с помощью языковых средств (языковая картина мира), а также национальная специфика картины мира, связанная с особенностями того или иного языка. Этими и другими проблемами занимается специальная отрасль лингвистического знания — когнитивная лингвистика. В самом общем виде предмет когнитивной лингвистики можно охарактеризовать как исследование способов и средств вербализации концепта. Лингвокогнитивное исследование предполагает описание ядра и когнитивных слоев концепта, реализованных в языке или речи. К способам вербализации концепта традиционно относят единицы тех языковых уровней, которые, помимо плана выражения, имеют еще и план содержания, т. е. все, кроме звуков речи, единиц низшего, фонологического уровня.

Современные достижения в области фоносемантики позволяют утверждать, что звук несомненно обладает планом содержания и способен репрезентировать некоторые концептуальные признаки. Однако до сих пор роль звукового символизма в актуализации языковой картины мира не установлена.

Судя по появляющимся публикациям, большинство современных исследователей звукового символизма заняты дальнейшей разработкой тем и идей, выдвинутых в известных трудах «классиков» фоносемантики [Журавлев, 1969, 1973, 1974, 1991; Левицкий, 1969, 1973, 1975, 1980, 1987, 1989, 1994, 1998; Воронин, 1982, 1985, 1990; Михалев, 1995]. Это, прежде всего, вопросы определения фонетического значения звуков речи (на уровне семантических признаков) [Кушнерик, 1987; Павловская, 1999; Шамина, 1989, 1998], фоносеман-тический анализ текста [Красовская, 1998; Кулешова, 1984; Любимова, Пине-жанинова, Сомова, 1996; Павловская, 1999; Прокофьева, 1998, 2003; Фадеева, 2004], попытки классификации лексики по фоносемантическому принципу [Пономарева, 1991; Бурская, 1990], вопросы соблюдения фоносемантических особенностей текста при переводе [Шулепова, 1991; Камбаров, 1990; Балаш, 1999].

На современном этапе развития фоносемантики «классических» идей, как показывает анализ соответствующей научной литературы, становится недостаточно. Нехваткой новых, свежих идей, на наш взгляд, и объясняется некоторое ослабление интереса современных отечественных лингвистов к проблеме звукового символизма. Между тем, исследование фоносемантических особенностей речи открывает перед учеными новые горизонты, особенно в области практического применения, в частности, при создании текстов, оказывающих суггестивное воздействие на человека (реклама) и корректирующих эмоциональное состояние личности (стимульный материал в психиатрии).

Для проведения исследования нами был введен в употребление термин «фоносемантическая доминанта». Под фоносемантической доминантой мы понимаем звук речи, обладающий объективными признаками статистической проминантности и маркированный многократным фонетическим повтором, оказывающий доминирующее воздействие на воспринимающего субъекта как самый выделенный звук в тексте. Фоносемантическая доминанта является репрезентантом звукового символизма на текстовом уровне.

Объектом данного экспериментально-фонетического исследования выступает звучащий поэтический текст, изучаемый с точки зрения реализации в нем фоносемантической доминанты как средства актуализации содержания языковой картины мира.

Материалом исследования послужили звучащие поэтические тексты английских поэтов-классиков и современных авторов. В общей сложности было прослушано 576 поэтических текстов общим звучанием 9 часов 35 минут, которые составили широкий корпус экспериментального материала. Обязательным требованием к записанным на магнитную ленту отрывкам было исполнение их актерами-носителями языка. Узкий корпус экспериментального материала составили 66 рабочих экспериментальных текстов, представляющих собой законченные по смыслу поэтические фрагменты, репрезентирующие шесть концептов, входящих в концептосферу «nature» («wind», «rain», «spring», «summer», «autumn», «winter»), из которых была смонтирована аудиокассета общим звучанием 18 минут.

Выбор поэтических текстов в качестве языкового материала не случаен, поскольку, «хотя поэзия и не единственная область, где ощутим звуковой символизм, но это та область, где внутренняя связь между звучанием и значением из скрытой становится явной, проявляясь наиболее ощутимо и интенсивно» [Якобсон, 1990: 183].

Предметом диссертационного исследования является фоносемантиче-ская доминанта, изучаемая с точки зрения ее роли в экспликации содержания языковой картины мира.

Поскольку фоносемантическая доминанта может быть выявлена лишь в ходе эксперимента, то изучение фоносемантического компонента английской языковой картины мира было направлено в экспериментальное русло.

В отечественной фоносемантике в настоящее время используются две методики выявления эффекта звукового символизма в поэзии.

Первая была разработана А. С. Штерн [1969]. Она основывается на оценке отклонений частот звуков в стихе от их нормальных речевых частот. Аналогичным способом звуковой символизм в поэтической речи исследовали.

О.Д.Кулешова [1984], Н. М. Камбаров [1990], Н. П. Пинежанинова [1992], И. Ю. Павловская [1999].

Вторая методика была предложена А. П. Журавлевым [1974]. Она заключается в автоматическом вычислении суммарного фонетического значения всех звукобукв стихотворения, в результате чего ЭВМ выдает набор признаков, характеризующих содержательную сторону звуковой формы стихотворного текста. Подобная методика на материале немецкой поэзии и ее переводов применялась А. Ф. Петрухиным [1978], русской — JI.B. Зубовой [1990], Е. Г. Сомовой [1991].

В данном исследовании была разработана авторская методика проведения исследования, представляющая собой определенным образом организованную методику прослушивания текстов с целью выявления их фоносеман-тических доминант. В качестве испытуемых выступили студенты английского отделения факультета иностранных языков Мордовского педагогического института им. М. Е. Евсевьева. Для выполнения интонационной разметки экспериментальных текстов были привлечены два аудитора — фонетисты, имеющие опыт проведения анализа интонационной структуры текста. Консультантом при осуществлении лингвистической интерпретации результатов исследования выступил Саймон Мюррей (Simon Murray), британец шотландского происхождения, философ по образованию, поэт-любитель.

Эксперимент был предварен статистическим анализом экспериментальных текстов, в основу которого положена методика А. С. Штерн [1969]. На необходимость усовершенствования данной методики указывал А. П. Журавлев [1974], полагая, что для правильного определения проминантных звуков следует учитывать их позицию в тексте. Однако большинство современных исследователей контекстуального звукового символизма используют методику А. С. Штерн без внесения каких-либо поправок [Кулешова, 1985; Камбаров, 1990; Пинежанинова, 1992; Павловская, 1999].

В связи с этим одной из задач данного диссертационного исследования является сопоставление результатов статистического анализа экспериментальных текстов (по методике определения проминантных звуков путем оценки их отклонения от нормальных речевых частот) с результатами слухового эксперимента (по выявлению фоносемантических доминант поэтического текста). Сопоставление экспериментальных и статистических данных призвано доказать некорректность популярной среди фоносемасиологов статистической процедуры и необходимость ее замены экспериментом. Безусловно, методика выявления фоносемантических доминант, разработанная и апробированная в рамках данной работы, далека от универсальности и, возможно, не лишена недостатков. Тем не менее, она может рассматриваться как один из алгоритмов определения фоносемантической доминанты текстов с целью выявления фоносемантического компонента языковой картины мира.

Еще одной комплементарной задачей данного экспериментально-фонетического исследования является подтверждение гипотезы о том, что звук речи может стать репрезентантом того или иного концепта только при условии его употребления в фонетическом контексте достаточной протяженности, т. е. в тексте. Поставленная задача решалась путем сопоставления собственных экспериментальных данных с данными эксперимента И. Ю. Павловской [1999: 82−102] по изучению элементарного звукового символизма.

Таким образом, актуальность данного экспериментально-фонетического исследования определяется потребностью дальнейшей разработки теории звукового символизма в новом научном контексте современного языкознания с учетом антропоцентрической и когнитивной парадигм. Данная диссертация выполнена в русле когнитивной лингвистики, одного из новых и активно разрабатываемых направлений в сфере гуманитарного знания. В эпоху формирования антропоцентрической парадигмы из «двойственного» союза «человек и язык» на передний план выдвигается человек как носитель языка. Язык служит основным средством доступа к человеческим знаниям, к их содержанию, представленному в виде концептов как «оперативных содержательных единиц памяти». Однако до настоящего времени ученые уделяли пристальное внимание лишь аспекту реализации концептов на лексическом, грамматическом, синтаксическом и текстовом / дискурсивном уровнях. Отсутствие когнитивных исследований фонологической системы языка определило выбор темы данной диссертации. Актуальность работы обусловлена также и тем, что в настоящее время активизируются исследования суггестивных свойств речи, привлекающих звуковой символизм как один из способов воздействия на механизм восприятия и оценку реципиентами речевого сообщения.

Теоретическая значимость диссертации заключается:

• в трактовке звукового символизма как одного из компонентов концепта сознания;

• в определении функциональной значимости звукосимволических средств в актуализации языковой картины мира;

• в разработке методики слухового эксперимента по определению фоно-семантических доминант поэтического текста.

Научная новизна заключается в том, что в данной диссертационной работе предпринимается попытка осуществить анализ фоносемантической структуры стиха с опорой на концепцию языковой картины мира. Исследования подобного рода еще не получили достаточного распространения, поскольку данный подход представляет собой новое явление в лингвистике.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсах по теоретической фонетике, стилистике, в спецкурсах по фоносемантике, в курсовых и дипломных работах, в дальнейших исследованиях по теме. Поскольку фоносемантический компонент является важной составляющей когнитивного процесса, то апелляция к звуковому символизму при обучении иностранным языкам способствует формированию языкового чутья и во многом облегчает работу памяти. Опираясь на ощущения и восприятие как базовые ступени, обеспечивающие любую деятельность человека, в том числе и речевую, фоносемантический подход в преподавании иностранных языков особенно эффективен, так как иностранная речь обладает особой звуковой аттракцией.

Исходной гипотезой исследования явилось научное предположение о том, что звуки речи наряду с другими языковыми средствами участвуют в актуализации языковой картины мира. Также в качестве исходной гипотезы выдвигался тезис о том, что необходимым условием реализации потенциальной способности звука к актуализации того или иного концепта является употребление его в фонетическом контексте достаточной протяженности.

Целью данного экспериментально-фонетического исследования является доказательство способности фоносемантической доминанты, являющейся репрезентантом звукового символизма в тексте, актуализировать концепт как единицу языковой картины мира с опорой на текстовый контекст.

Достижение указанной цели осуществлялось поэтапно через решение ряда задач, которые были объединены в две группы. Первую группу составляют задачи общетеоретического плана, которые заключались в разработке теоретических основ изучения фоносемантического компонента языковой картины мира, объективированной в поэтическом тексте. Задачи этой группы предполагали:

• определение понятия «языковая картина мира», описание ее основных ат-трибутивных характеристик и ее внутренней структуры;

• определение понятия «концепт» и описание основных методических приемов актуализации содержания его когнитивных слоев;

• определение специфики звукового символизма как языкового явления;

• анализ существующих подходов к изучению звукового символизма;

• изучение фоносемантического аспекта звуковой организации поэтического текста.

Вторую группу задач составили задачи экспериментального анализа текстового материала. Для решения данных задач потребовалось:

• определить понятие «фоносемантическая доминанта» и описать ее основные характеристики;

• разработать методику определения фоносемантической доминанты поэтического текста;

• осуществить статистический анализ экспериментального языкового материала с целью определения проминантных звуков на основе оценки отклонения от их нормальных речевых частот;

• экспериментально (с опорой на слуховое и зрительное восприятие информантов) определить фоносемантические доминанты поэтических текстов;

• разработать на основе сопоставления данных, полученных статистическим и экспериментальным путем, алгоритм определения фоносемантической доминанты поэтического текста;

• реконструировать на основе анализа полученных данных фоносемантиче-ский компонент исследуемых в работе концептов;

• определить особенности функционирования фоносемантической доминанты в поэтическом тексте;

• на основе результатов данного диссертационного исследования и результатов эксперимента по оценке фонетического значения изолированных звуков [Павловская, 1999] сопоставить элементарную символику звука и его контекстуальное значение.

Для решения вышеизложенных задач в работе применен комплексный метод исследования, включающий метод научного анализа теории и истории проблемы звукового символизма и языковой картины мира, статистический анализ экспериментального материала по методике определения проминантных звуков путем оценки их отклонения от нормальных речевых частот, перцептивный анализ поэтических текстов с привлечением испытуемых с целью определения текстовых фоносемантических доминант, метод математической статистики, метод просодического анализа звучащих поэтических текстов, лингвопоэтический анализ.

Структура диссертации обусловлена поставленными выше целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ.

Анализ маркированности фоносемантической доминанты повтором про-минантного звука является завершающим этапом в изложении результатов эксперимента. Прежде чем изложить выводы, к которым пришел автор данного исследования, необходимо отметить тот факт, что исследование не ставит точку в вопросе изучения роли фоносемантических средств в актуализации содержания картины мира, а лишь является поиском по своей сути. В работе предпринята попытка изучения фоносемантического аспекта структуры поэтического текста, реализация которой на экспериментальном уровне принесла определенные результаты, которые будут изложены ниже в виде выводов.

Результаты эксперимента позволяют констатировать, что теоретическая гипотеза об активном участии звукового символизма в актуализации картины мира была подтверждена экспериментально.

Применение методики определения фоносемантической доминанты в процессе экспликации концептуального содержания поэтических текстов позволило доказать экспериментальным путем корреляцию между фоносемантической организацией поэтического текста и концептуальной системой автора, которая носит сложный ассоциативно-синестэмический характер.

Фоносемантическая доминанта выполняет в художественном тексте две основные функции — конститутивную и фасцинирующую функцию. Судя по экспериментальным данным, основными носителями фоносемантической доминанты являются такие звуковые повторы как рифма, аллитерация, ассонанс и паронимическая аттракция.

Лексические единицы, обладающие объективными признаками фоносемантической проминантности, а также синтаксически и семантически связанные с ними слова, выступают в роли содержательно значимых элементов поэтического текста.

Фонетическое значение изолированного звука не всегда коррелирует с его символическими ассоциациями в художественном тексте.

Результаты эксперимента выявили, что статистический анализ, направленный на выявление в тексте звуков, превышающих лингвистическую вероятность своего появления в речи, не является достаточным при изучении функционирования звукового символизма в поэтическом тексте. Совершенно очевидно, что при изучении данного языкового явления необходим психолингвистический (слуховой) эксперимент, поскольку в основе этого языкового явления лежит психофизиологический механизм синестэмии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Заключение

является разделом диссертации, в котором представлен обобщенный взгляд на работу как целостное завершенное исследование. В заключении необходимо остановиться на двух принципиально важных моментах: во-первых, необходимо подвести итоги предпринятого исследования, во-вторых, обозначить возможные направления дальнейшего исследования в сфере затронутой в работе проблематики.

Подводя итоги проделанной работы, кратко остановимся на наиболее показательных аспектах данного исследования, которые выступают в качестве ключевых моментов работы и формируют обобщенный взгляд на работу как завершенное исследование.

В диссертации предпринята попытка изучения английской языковой картины мира с позиции участия фоносемантических средств в ее формировании. Исследование звукового символизма в данном ракурсе продиктовано набирающей в современной лингвистике силу тенденцией к исследованию языковых явлений относительно их способности к актуализации концептов.

Диссертационное исследование основано на теоретическом положении о том, что языковая картина мира есть совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа на определенном этапе развития народа, и состоит из квантов знания — концептов, представляющих собой единство четырех составляющих — вербального, эмоционального, чувственного и фоносемантического, объединенных понятийным содержанием. Звуковой символизм наряду с другими языковыми средствами помогает актуализировать содержание концепта. В основе звукового символизма лежит психофизиологический механизм синестэмии и «языковая привычка», что обусловливает наличие в звукосимволических картинах мира как изоморфических, так и алло-морфических черт. Звуковой символизм функционирует на трех уровняхуровне изолированного звука (элементарный звуковой символизм), уровне лексической единицы (фоно-морфематический звуковой символизм) и уровне текста (контекстуальный звуковой символизм). Наибольшей способностью к семантизации концептов обладает контекстуальный звуковой символизм. Наилучшим методом изучения функционирования звукового символизма в художественном тексте является психолингвистический (слуховой) эксперимент.

К исследованию фоносемантического компонента английской языковой картины мира применялся интегративный подход, выразившийся в том, что изучение роли фоносемантической доминанты в актуализации картины мира, объективированной в художественном тексте, велось в контексте с другими доминантами поэтического текста. Применение интегративного подхода к анализу фоносемантики поэтического текста продиктовано тем, что художественный текст является совокупностью трех доминант — концептуальной, эмоциональной и фоносемантической.

С целью экспликации фоносемантического компонента картины мира поэтического текста был выбран способ анализа по методу выделения фоносемантической доминанты. Этот способ был практически реализован в экспериментальной части работы.

Главная гипотеза диссертации о том, что звуковой символизм является одним из средств актуализации языковой картины мира, была подтверждена экспериментально. Анализ фоносемантической структуры стихотворений позволил доказать, что звуковой символизм действительно помогает эксплицировать содержание картины мира художественного текста.

В ходе лингвистической интерпретации результатов эксперимента были сделаны выводы, которые представим в следующем порядке.

Фоносемантическая доминанта как текстовый репрезентант звукового символизма может служить средством актуализации языковой картины мира в силу сложной ассоциативно-синестэмической связи между понятийным и фо-носемантическим содержанием концепта, а также корреляции фоносемантики и лексической базы поэтического текста.

В поэтическом тексте фоносемантическая доминанта выполняет две функции: конститутивную и фасцинативную. Конститутивная функция фоносемантической доминанты базируется на особой роли звука в поэзии и заключается в его способности создавать ритм речевого произведения, в этом случае фоносемантическая доминанта как бы «растворяется» в тексте в виде аллитераций, ассонансов и рифмы. Фасцинативная функция фоносемантической доминанты проявляется в ее способности концентрироваться в одном или нескольких ключевых словах стихотворения, тем самым привлекая к этим лексемам внимание воспринимающего субъекта, в этом случае фоносемантическая доминанта концентрируется в тесном ряду в виде паронимической аттракции. Лексические единицы, обладающие объективными признаками фоносемантической проминантности, а также синтаксически и семантически связанные с ними слова, выступают в роли содержательно значимых элементов поэтического текста.

Фонетическое значение изолированного звука не всегда коррелирует с его символическими ассоциациями в поэтическом тексте. Декодирование фоносемантического содержания концепта должно опираться на восприятие адресатом тех звукосимволических средств, которые заложены в тексте автором.

Статистическая проминантность звука в поэтическом тексте не является достаточным и необходимым маркером фоносемантической доминанты. Носителем фоносемантической доминанты является звуковой повтор в составе рифмы, аллитерации и ассонанса, паронимической аттракции. Система звуковых повторов может быть как привязанной к определенной позиции (например, рифма на концах стихотворных строк), так и не имеющей характерного распределения позиций в тексте, однако и в том, и в другом случае она ориентируется на так называемую звуковую память слова, то есть его способность вызывать в памяти и притягивать к себе в тексте близкие по звучанию слова.

Проведенное исследование расширяет наше представление о явлении звукового символизма как об одном из способов экспликации картины мира поэтического текста.

Следует отметить, что данная работа не претендует на исчерпывающее решение всех вопросов, связанных с проблемой актуализации картины мира на фоносемантическом уровне. Исследование звукового символизма может быть продолжено в следующих направлениях:

• Определение статуса фонестемы, составление списка английских фоне-стем, определение их нормальной частоты встречаемости в речи (можно осуществить на материале квазиспонтанной речи из кинофильмов) с последующим изучением их функционирования в художественных произведениях.

• Исследование взаимодействия фоносемантической и просодической структуры текста.

• Исследование тендерных особенностей восприятия звукового символизма.

• Межъязыковые сравнения звукосимволических средств актуализации языковой картины мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Э. Исследование концепта MONEY в языковой картине мира Текст. / Н. Э. Агаркова // Когнитивный анализ слова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.-С. 87−103.
  2. , С.А. Функционально-семантический анализ звукоизобрази--f «тельной лексики, а современном русском языке Текст.: автореф. дис.. канд.филол. наук / С. А. Алиева. Махачкала, 1997. — 27 с.
  3. , И.А. Аксиология звучащего текста как артефакта культуры Текст.: дис.. докт. филол. наук / И. А. Анашкина. М., 1996. -446 с.
  4. , С.А. Поэтическое слово в когнитивном аспекте (на материале английских поэтических произведений викторианского периода) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук/С.А. Андреева. -М., 1999.-24 с.
  5. Античные теории языка и стиля Текст. М., 1936.-341 с.
  6. , М.В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения (на материале художественных текстов) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / М. В. Антропова. М., 1996. — 24 с.
  7. , И.А. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования) Текст. / И. А. Арнольд. М.: Просвещение, 1990. — 304 с.
  8. , С.А. Концепт и слово Текст. / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С. 267−279.
  9. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 608 с.
  10. , М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания. Экспериментальное исследование Текст.: Дис.. канд. филол. наук / М. А. Балаш. Горно-Алтайск, 1999. — 159 с.
  11. , Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности Текст. / Н. П. Бехтерева. JL, 1974. — 152 с.
  12. , Л. Язык Текст. / Л. Блумфилд. М.: Прогресс, 1968. -365 с.
  13. , Н.Н. Когнитивная семантика. Курс лекций Текст. / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 123 с.
  14. , Л.В. Человек в системе фонем и система фонем в человеке Текст. / Л. В. Бондарко // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы: Тезисы международной конференции. Т. 1. -М., 1995, — С. 69−71.
  15. , Л.В. Звуки речи Текст. / Л. В. Бондарко // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 165.
  16. , Л.В., Вербицкая, Л.А., Гордина, М. В. Основы общей фонетики Текст.: Учеб. пособие / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. -Спб.: Изд-во С- Петербургского университета, 1991. 152 с.
  17. , С.В. Фоносимволизм и его проявление у гласных звуков современного русского языка Текст. / С. В. Бондарь // Семантика языковых единиц: Доклады VI Междунар. конференции. Т. 1. — М.: Изд-во «СпортАка-демПресс», 1998. — С.15−17.
  18. , Т.А., Варбанец, П.Д., Таранец, В. Г. Метод статистического анализа в фонетических исследованиях Текст. / Т. А. Бровченко, П. Д. Варбанец, В. Г. Таранец. Одесса, 1976.
  19. , Г. А. Язык и картина мира Текст. / Г. А. Брутян // НДВШ. Философские науки. 1973. — № 1. -С.108−111.
  20. , Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании Текст. / Г. А. Брутян // Методологические проблемы анализа языка. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1976. — С.57−64.
  21. , Т.В., Шмелев, А.Д. Языковая концептуализация мира: (На материале рус. грамматики) Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Шк. «Мастера русской культуры»: Кошелев, 1997. — 574 с.
  22. , Е.А. Фоносемантический аспект антономии в русском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Бурская. М.: УДН им. П. Лумумбы, 1990.- 16 с.
  23. , В.М. Концепт в лингвистическом аспекте Текст. / В.М. Бу-харов // Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студентов вузов. -Н.Новгород, 2001. С. 74−84. '
  24. , А.Б. Языковые особенности текстов, используемых в психотерапевтической коммуникации Текст.: дис.. канд. филол. наук/А.Б. Бушев. -Тверь, 1999.-245 с.
  25. , В.А. Фонема Текст. / В. А. Виноградов // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С.552−554.
  26. , О.В. Паронимия в современном русском языке Текст. / О. В. Вишнякова. -М., 1984.
  27. , С.В. Звукосимволизм Текст. / С. В. Воронин // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред В. Н. Ярцева. 2-е изд. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 166.
  28. , С.В. Звукосимволизм на уровне текста Текст. / С. В. Воронин // Взаимоотношение единиц разных уровней языковой структуры (на материале романо-германских языков): Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1985. — С. 39−43.
  29. , С.В. Основы фоносемантики Текст. / С. В. Воронин. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982. — 244 с.
  30. , И.Р. Информативность единиц языка Текст.: Пособие по курсу общего языкознания / И. Р. Гальперин. М.: Высшая школа, 1974. — 175 с.
  31. , И.Р. Очерки по стилистике английского языка Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 1958. — 460 с.
  32. , И.Р. Стилистика английского языка Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Высшая школа, 1981. — 336 с.
  33. , Г. Три картины мира Текст. / Г. Герц // Новые вехи в философии.-СПб., 1914.-№ 11.
  34. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. Учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высшая школа, 2001. -479 с.
  35. , Б.Н. Язык и статистика Текст. / Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1970. -190 с.
  36. , И.Б. Стилистика русского языка Текст.: Учеб. пособие / И. Б. Голуб. М.: Рольф- Айрис-пресс, 1997. — 448 с. — Электронный вариант: http://www.hi-edu.rU/x-books/xbook028/01 /index.html7part-007.htm — 10.09.2005. -18:11.
  37. , С.Ф. Стилистический анализ испанского стихотворного текста Текст. / С. Ф. Гончаренко. М., 1988. — 192 с.
  38. , Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы Текст. / Б. П. Гончаров. М.: Наука, 1973. — 276 с.
  39. , И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. Психолингв, основы искусств, интеллекта Текст. / И. Н. Горелов. Таллинн: Валгус, 1987. — 190 с. г
  40. , И.Н. Прикладные аспекты фоносемантики Текст. / И. Н. Горелов // Фоносемантические исследования: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т языкознания, Пенз. гос. пед. ин-т им. В. Г. Белинского. Пенза: Б. и., 1990. -С. 7280.
  41. , М. Звук как средство выразительности речи Текст. / М. Граммон // Воронин С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения: Учеб. пособие. JT.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — С. 175−178.
  42. , В.П. Поэтика слова Текст. / В. П. Григорьев. М.: Наука, 1979.-343 с.
  43. , О.Н. Языковая картина мира немецкой народной сказки Текст.: дис.. д-ра филол. наук / О. Н. Тройская. СПб., 1998. — 440 с.
  44. , В. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Гумбольдт. М.: Прогресс, 1984. — 397 с.
  45. , Е.А. Элементарный звуковой символизм (Стат. исследование) Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Гурджиева. М., 1973.-30 с.
  46. , Н.В. О соотношении языковой и концептуальной картин мира Текст. / Н. В. Дрожащих // Языковая концепция регионального существования человека и этноса. Тез. докл. / Под ред. В. А. Чесноковой. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999.- 177 с.
  47. , В. Рифма, ее история и теория Текст. / В. Жирмунский. -Пг., 1923.
  48. , А.П. Звук и смысл Текст.: Кн. для внеклассного чтения (VII X кл.) / А. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  49. , А.П. О мотивированности признаковой семантики слова натуральным значением входящих в него звуков Текст. / А. П. Журавлев // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. Л., 1969.-С. 64−68.
  50. , А.П. Содержательность фонетической формы знаков в современном русском языке (психолингвистическое исследование) Текст.: дис.. д-ра филол. наук / А. П. Журавлев. Калининград, 1973. — 341 с.
  51. , А.П. Фонетическое значение Текст. / А. П. Журавлев. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1974. — 160 с.
  52. , А.Н. Звуковой символизм в языке : некоторые подходы и принципы описания Текст. / А. Н. Журинский // Проблемы африканского языкознания. М., 1972. — С. 95−124.
  53. , А.А., Иванов, Вяч.Вс., Топоров, В.Н. О возможности струк-турно-типологического изучения некоторых моделирующих семиотических систем Текст. / А. А. Зализняк, Вяч.Вс. Иванов, В. Н. Топоров // Структурно-типологические исследования. -М., 1962.
  54. Звуковая организация текста Электронный ресурс. // Энциклопедия «Кругосвет» / А. Б. Давидсон [гл. ред.] //http://www.krugosvet.ru/articles/76/l007661 /print.htm 22.08.2005.- 18:15.
  55. , Л.Р. Некоторые принципиальные основы экспериментально-фонетических исследований Текст. / Л. Р. Зиндер // Экспериментально-фонетические исследования речи. Минск, 1969.
  56. , Л.В. Лингвистический аспект поэзии М. Цветаевой Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Л. В. Зубова. Л., 1990. — 37 с.
  57. Иванов, Вяч.Вс., Топоров, В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (древний период) Текст. / Вяч.Вс. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1965. — 246 с.
  58. , Н.М. Фоносемантические средства английского языка и их соответствия в узбекском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук /
  59. Н.М. Камбаров. Ташкент: Ташкент, гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Ф. Энгельса, 1990.- 17 с.
  60. , Г. А. Как правильно пользоваться статистикой Текст. / Г. А. Кимбл- Пер. с англ. Б. И. Клименко. М.: Финансы и статистика, 1982. -294 с.
  61. , Ю.В. Об изучении фасцинации Текст. / Ю. В. Кнорозов // Вопросы языкознания. 1962. — № 1.
  62. , Н.П. Словарь паронимов русского языка Текст. / Н. П. Колесников. Тбилиси, 1971.
  63. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  64. , JI.A. Субъективный и объективный звуковой символизм в английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / J1.A. Комарницкая. Одесса, 1985. — 17 с.
  65. , A.M. Звуки и знаки Текст. / A.M. Кондратов. М.: Знание, 1978. — 208 с. '
  66. , О.А. Языковые картины мира как отражения национальных менталитетов Текст.: автореф. дис.. д-ра культурол. наук / О. А. Корнилов. М., 2000. — 46 с.
  67. , Н.А. Художественно-изобразительные свойства звуков в поэтической речи Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. А. Красовская. Новгород, 1998. — 22 с.
  68. , Н.Ф. Средства метафоризации и понимание текста Текст. / Н. Ф. Крюкова. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 128 с.
  69. , Е.С. Концепт Текст. / Е. С. Кубрякова // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. — С. 9093.
  70. , Е.С. Концептуальная система или структура Текст. / Е. С. Кубрякова // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л.Г.
  71. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. -М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 94−95.
  72. , Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира Текст. / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 141−172.
  73. , О.Д. Фоносемантическая структура текста : (Эксперим. ис-след. на материале англ. яз.) Текст.: дис.. канд. филол. наук. / АН СССР, Ин-т языкознания / О. Д. Кулешова. М., 1984. — 214 с.
  74. , В.И. Фонетическое значение и фонетическая мотивированность в современном немецком языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук. / Одес. гос. ун-т им. И. И. Мечникова / В. И. Кушнерик. Одесса, 1987.- 15 с.
  75. , Т.И. Интонация как сигнал потенциальной семантики текста Текст.: дис.. канд. филол. наук / Т. И. Лалова. М., 1986. — 189 с.
  76. , В.В. Звуковой символизм : Итоги и перспективы Текст. / Черновиц. гос. ун-т / В. В. Левицкий. Черновцы, 1980. — 29 с.
  77. , В.В. Звукосимволизм в лингвистике и психолингвистике Текст. / В. В. Левицкий. // Филологические науки. 1975. — № 4. — С. 54−61.
  78. , В.В. К проблеме звукосимволизма Текст. /В.В. Левицкий // Психологические и лингвистические проблемы владения и овладения языком / Под. ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Московского унта, 1969.-С. 123−132.
  79. , В.В. Семантика и фонетика. Пособие, подготовленное на материале экспериментальных исследований Текст. / В. В. Левицкий. Черновцы, 1973.- 103 с.
  80. , В.В. Фонетическая мотивированность слова Текст. /
  81. B.В. Левицкий //Вопросы языкознания. 1994. -№ 1. — С. 26−37.
  82. V4 86. Левицкий, В.В. Sound symbolism: Основные итоги Текст. / В. В. Левицкий. Черновцы, 1998. — 129 с.
  83. , В.В., Стернин, И.А. Экспериментальные методы в семасиологии Текст. / В. В. Левицкий, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во ВГУ., 1989.- 192 с.
  84. , А.А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-287с.
  85. , А.А. Психолингвистика Текст. / А. А. Леонтьев. Л., 1967.- 118 с.
  86. , С.Ф. Фонетика и фоносемантика : (К вопр. обучения произношению) Текст. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской / С. Ф. Леонтьева.-М., 1989.- 12 с.
  87. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  88. Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С. 280 287. t ¦
  89. , М.В. Краткое руководство к красноречию Текст. / М. В. Ломоносов // Ломоносов М. В. Полное собр. соч. Т. 7. — М.-Л., 1952.1. С.172−241.
  90. , Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. — С. 18−252. Электронный вариант: http://www.ruthenia.ru/lotman/papers/apt/index.html -07.06.2005.- 19:34.
  91. , Н.А., Пинежанинова, Н.П., Сомова, Е. Г. Звуковая метафора в поэтическом тексте Текст. / Н. А. Любимова, Н. П. Пинежанинова, Е. Г. Сомова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1996. — 142 с.
  92. , В.А. Учебное пособие по аналитическому чтению Текст.: [Учеб. пособие для студентов ин-тов и фак. иностр. яз.] / В. А. Мальцев. Мн.: Выш. школа., 1980.- 240 с.
  93. , Г. П. Типы мотивированности языковых знаков Текст. / Г. П. Мельников // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. Л.: Наука, 1969. — С. 3−6.
  94. , Л.В., Феденев, В.Б. Паронимия в языке и речи Текст. / Л. В. Минаева, В. Б. Феденев // Вопросы языкознания. 1982. — № 2. — С. 90−95.
  95. , А.Б. Теория фоносемантического поля Текст. / А. Б. Михалев. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1995. — 213 с.
  96. , Л.Н., Штерн, А.С. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-171 с.
  97. , Т.Б. Семиотика созвучий (на материале современного английского языка) Текст. / Т. Б. Назарова // Филологические науки. 1990. -№ 1. — С. 124−130.
  98. , Т.Б. Филология и семиотика. Современный английский язык Текст.: Монография / Т. Б. Назарова. М.: Высшая школа, 1994. — 184с.
  99. , Т.М. От звука к тексту Текст. / Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 680 с.
  100. , А.И. Семантика текста и ее формализация Текст. / А. И. Новиков.-М., 1983.-214 с.
  101. , И.Ю. Фоносемантические аспекты речевой деятельности Текст.: дис.. д-ра филол. наук / И. Ю. Павловская. СПб., 1999. — 393с.
  102. , Н.Ф. О семантизации звуковой стороны художественного текста Текст. / Н. Ф. Пелевина // Вопросы семантики. Межвуз. сборник науч. тр., Выпуск 2. JT.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. — С. 88−95.
  103. , Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста Текст. / Н. Ф. Пелевина. Л.: Просвещение, 1980. — 272 с.
  104. , А.Ф. Содержательность звуковой формы поэтического произведения (на материале немецкой поэзии) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Ф. Петрухин. М., 1978. — 26 с.
  105. , Н.П. Фоностилистический аспект звуковой организации стиха (на материале поэзии А. Блока) Текст.: дис.. канд. филол. наук / Н. П. Пинежанинова. СПб., 1992. — 188 с.
  106. , М. Единство физической картины мира Текст. / М. Планк. -М., 1966.
  107. , М. Смысл и границы точной науки Текст. / М. Планк // Вопросы философии. 1958. — № 5.
  108. , С.Н. Фоносемантический анализ лексики : этимологический аспект: (на материале англояз. науч. фантастики) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук. / С-Петерб. гос. ун-т / С. Н. Пономарева. СПб., 1991,-16 с.
  109. , З.Д., Стернин, И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Воронежский ГУ, 1999.
  110. , З.Д., Стернин, И.А. Язык и национальная картина мира Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Воронежский ГУ, 2002. -59 с.
  111. , З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Воронежский ГУ, 2001. -191с.
  112. Постовалова, В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека
  113. Текст. / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 8−69.
  114. Практическая фонетика английского языка Текст.: Учебник для фак. англ. языка пед. ин-тов / М. А. Соколова, К. П. Гинтовт, JI.A. Кантер и др. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  115. , Л.П. Понятие позиции звукобуквы в аспекте звуко-цветовой ассоциативности Текст. / Л. П. Прокофьева // Семантика языковых единиц: Доклады VI Междунар. Конференции. Т. 2. — М.: Изд-во «Спор-тАкадемПресс», 1998. — С. 331 -333.
  116. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  117. , И.Г. Природные звуки в семантике языка (Когнитивные стратегии именования) Текст. / И. Г. Рузин // Вопросы языкознания. 1993. — № 6. -С. 17−27.
  118. , Л.М. Языковая картина мира А.С. Пушкина как русской языковой личности в романе «Евгений Онегин» Текст.: дис.. канд. филол. наук / Л. М. Салимова. Уфа, 2000. — 198 с.
  119. , Л.Н. Современная фоносемантика : истоки, проблемы, возможные решения Текст. / Л. Н. Санжаров. Тула: Изд. Тульского гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1996. — 36 с.
  120. Северская, О.И. К описанию семантики паронимической аттракции
  121. Текст. / О. И. Северская // Вопросы языкознания. 1990. — № 3. — С. 32−39.
  122. , Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? Текст. / Б. А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 87−107.
  123. , Б.А. Предисловие Текст. / Б. А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988а.-С. 3−7.
  124. , Б.А. Язык отражает действительность или выражает ее знаковым способом? Текст. / Б. А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 19 886. — С. 70−86.
  125. , В.М. Фасцинология как наука Текст. / В. М. Соковнин // Фасцинология. 2003. — № 1. Электронный вариант: http://www.fascinology.narod.ru/Nayka.html — 17.05.2005. — 13:17.
  126. , П.П. Факты и теория «цветного слуха» Текст. / П. П. Соколов // Вопросы философии и психологии. 1897. — № 37. — С. 252−275. — № 38. -С. 387−412.
  127. , Е.Г. Звукосимволизм как фоностилистическое средство в поэтическом тексте Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. Г. Сомова. СПб., 1991.- 184 с.
  128. , Ю.С. Концепт Текст. / Ю. С. Степанов // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Издание 2-е, испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — С. 43−83.
  129. , С.В. Характер проявления фоносемантических особенностей звуков в различных стилях речи Текст.: дис.. канд. филол. наук / С. В. Степанова. Калуга, 1998. — 211 с.
  130. , И.А. Методика исследования структуры концепта Текст. / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001.-С. 58−65.
  131. , А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Самар. гос. ун-т / А. Н. Суворова. Самара, 1996. — 18 с.
  132. , А.Н. Место и функции картины мира в структуре познания : методологический аспект Текст. / Самар. гос. ун-т / / А. Н. Суворова. -Самара, 1995.-30 с.
  133. , К. О поэзии и поэтике Текст. / К. Тарановский. М.: Языки русской культуры, 2000. — 432 с.
  134. , В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира Текст. / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 173−204.
  135. Теоретическая фонетика английского языка Текст.: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз. / М. А. Соколова, К. П. Гинтовт, И. С. Тихонова, P.M. Тихонова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 286 с.
  136. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст.: Учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
  137. , А.П. Французские лингвисты об экспрессивных возможностях звуков Текст. / А. П. Тимонина // Фоносемантические исследования:
  138. Сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания, Пенз. гос. пед. ин-т им. В. Г. Белинского. Пенза: Б. и., 1990. — С. 50−57.
  139. , A.JI. Английская фонетическая терминология Текст. / A.JI. Трахтеров. М.: Изд-во лит-ры на ин. языках, 1962. — 352 с.
  140. , Е.В. Языковая картина мира и лексические заимствования (лексемы округа и район) Текст. / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. -1999.-№ 6.-С. 79−82.
  141. , А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира Текст. / А. А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -С.108−140.
  142. , А.А. Учение о доминанте Текст. / А. А. Ухтомский // Ухтомский А. А. Избранные труды. JI.: Наука, 1978. — С. 7−106.
  143. , Е.Н. Фоносемантическая характеристика индивидуального стиля автора (На примере поэтической речи XX века) Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. Н. Фадеева. Тула, 2004. — 173 с.
  144. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира Текст. / Ин-т славяноведения и балканистики. Отв. ред. В. Н. Топоров / Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1990. — 207 с.
  145. , Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека Текст.: автореф. дис.. докт. психол. наук / Н. И. Чуприкова. -М., 1980.
  146. , И.Н. Фоносемантическая доминанта как структурообразующий компонент текста перевода : Экспериментальное исследование на материале русского и английского языков Текст.: дис.. канд. филол. наук / И. Н. Шадрина. Горно-Алтайск, 2001.
  147. , Е.А. Дистрибуция лабиальных в фонетическом и фоносе-мантическом отношении : (Стат.-эксперим: исслед. на материале английского и русского языков) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук. / ЛГУ / Е. А. Шамина. Л., 1989. — 16 с.
  148. , Е.А. О звуковом символизме английских лабиальных фонем Текст. / Е. А. Шамина // Фонетика иноязычной речи. Межвуз. сб. науч. трудов. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1998. — С. 160−164.
  149. , Г. А. Техника стиха Текст. / Г. А. Шенгели. М.: Художественная лит-ра, 1960. — 312 с.
  150. , В. «Заумный» звук в поэзии Текст. / В. Шкловский // Сборники по теории поэтического звука. Вып.1. -Пг., 1916. — С. 1−15.
  151. А.С. Влияние лингвистических факторов на восприятие речи : автореф. дис.. канд. филол. наук / А. С. Штерн. Л., 1981. — 24 с.
  152. , А.С. Объективные критерии выявления эффекта «звуковой символики» Текст. / А. С. Штерн // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. Ленинград: Наука, 1969. — С. 69−73.
  153. , О.Л. Фоносемантический профиль слов и прозаических текстов : (Русско-английские параллели) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / О. Л. Шулепова. Саратов: Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 1991. — 18 с.
  154. , Л.В. Фонетика французского языка Текст. / Л. В. Щерба. -М.: Изд-во лит-ры на ин. языках, 1953. 312 с.
  155. , А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности Текст. / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов. М., 1967.-Т. 2, 4.
  156. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа Текст. М.: Гнозис, 1994. — 560 с. .
  157. , Р. Избранные работы по лингвистике Текст.: Пер. с англ., нем., франц. языков / Под общ. ред. В. А. Звегинцева / Р. Якобсон. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — 448 с.
  158. , Р. Лингвистика и поэтика Текст. / Р. Якобсон // Воронин С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. -С.178−185.
  159. , Р. Работы по поэтике Текст.: Переводы / Р. Якобсон / Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. — 464 с.
  160. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.-334 с.
  161. , Л.П. Язык и его функционирование Текст. / Л.П. Яку-бинский. М.: Наука, 1986. — 205 с.
  162. Beccaria, G.L. Letteratura е dialetto Text. / G.L. Beccaria. Bologna: Zanichelli, 1975.
  163. Bolinger, D. The atomization of meaning Text. / D. Bolinger // Language, 1965.-P. 555−573.
  164. Firth, J.R. The technique of semantics Text. / J.R. Firth // Transactions of the philological society. 1935. — P. 36−72.
  165. Fonagy, I. Communication in Poetry Text. / I. Fonagy // Word. 1961. -Vol.17.-P. 194−201.
  166. Gimson, A.C. An Introduction to the Pronunciation of English Text. / A.C. Gimson. 4th ed. / revised for the forth edition by Susan Ramsaran. — Edward Arnold. London New York Melbourne Auckland, 1989. — 364 p.
  167. Grammont, M. Notes de phonetique generate Text. / M. Grammont // VIII. L’assimilation, 24. 1923.
  168. Grammont, M. Traite de phonetique Text. / M. Grammont. Paris, 1933.
  169. Householder F.W. On the Problem of Sound and Meaning, An English Phonestheme Text. / F.W. Householder // Language. 1946. — 23 feb.
  170. Jespersen, O. Symbolic value of the vowel «i» Text. / O. Jespersen // Philologika. London, 1922. — Vol. 1.
  171. , M. (1999) What’s in a Word? Studies in Phonosemantics Electronic resource. / M. Magnus //http://www.trismegestos.com/Dissertation/Theory.html 5.05.2003. — 13:17.
  172. Newmann, S.S. Further Experiments in Phonetic Symbolism Text. / S.S. Newmann // American Journal of Psychology. Vol. 45. — 1933. — P. 53−75.
  173. Osgood, C.E., Suci, G.J., Tannenbaum, P.H. The measurement of meaning Text. / C.E. Osgood, G.J. Suci, P.H. Tannenbaum. Urbana, 1967.
  174. Sapir, E. A Study in Phonetic Symbolism Text. / E. Sapir // Journal of Experimental Psychology. Vol. 12. — 1929. — P. 225−239.
  175. Sound symbolism Text. / Ed. by Leanne Hinton [et al.]. Cambridge: Cambridge univ. press, 1997. — 373 p.
  176. Taylor, I.K., Taylor, M.M. Phonetic Symbolism in Four Unrelated Languages Text. / G.K. Taylor, M.M. Taylor// Canadian Journal of Psychology. Vol. 16. — No. 4. — Dec., 1962. — P. 344−356.
Заполнить форму текущей работой