Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей 5-7 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее информативным показателем соматического развития является длина тела, двигательного развития — достижения детей в прыжках с места в длину. Возрастные изменения длины тела вызывают изменения массы, окружности груди, а изменение прыгучести — скорости бега и дальности метаний, что позволяет, учитывая высокие корреляционные связи между этими взаимосвязанными ¦ признаками, считать длину тела… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМА ПОВЫ ШИШ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНШ ДЕТЕЙ
    • I. Структура и содержание процесса педагогического руководства
    • 2. Пути получения информации о физическом состоянии
    • 3. Методы оценки физического состояния
  • Глава II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • I. Цели и задачи исследования
    • 2. Методика исследований
    • 3. Организация исследований
  • Глава III. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕН®- ПРИЗНАКОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5−7 ЛЕТ
    • I. Динамика признаков телосложения
    • 2. Характеристика двигательного развития
    • 3. Взаимосвязь исследуемых признаков
  • Глава 1. У. ДШЕРЕНДОРОВАННЬЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ДЕТЕЙ
    • I. Критерии количественно-качественных соотношений признаков физического состояния
    • 2. Типы физического состояния и их использование в управляемом педагогическом процессе
    • 3. Комплексная оценка физического состояния с помощью вычислительного прибора
    • 4. Особенности педагогической диагностики физического состояния
  • Глава V. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКИЙ СОСТОЯНИЕМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • I. Оценка исходного состояния
    • 2. Определение общей работоспособности
    • 3. Оценка эффективности педагогического руководства
  • ВЫВОДЫ

Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей 5-7 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здоровый детский организм на каждом этапе своего развития представляет сложную биологическую систему"функционирование которой служит естественной предпосылкой для обучения и воспитания. Одним из наиболее чувствительных к педагогический воздействиям периодов развития, по мнению исследователей, является период «скачка» показателей физического состояния в раннем онтогенезе человека с 5 до 7 лет. На этом возрастном этапе с помощью движений происходит познание ребенком окружающего мира, приобретается опыт практической деятельности, закладываются предпосылки нормальной жизнедеятельности организма во взрослом состоянии. Практика и научные исследования показывают, что двигательная активность ребенка стимулирует его всестороннее развитие, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, формирует познавательный интерес к деятельности [ 8, 38, 49, 59, 80, 131 J .

Основной формой воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми 5−7 лет являются занятия по физической культуре, организуемые по специальным программам под руководством педагога. Эффективность этого руководства во многом зависит от уровня знаний индивидуальных особенностей психофизиологического и морфологического развития организма ребенка. Объективное единство взаимосвязанных показателей здоровья, телосложения, двигательной подготовленности и работоспособности в конкретный момент жизни может характеризовать физическое состояние человека [ 41, 43, 51, 52, 69, 85, 98, 128, 150 ] .

Общеизвестно, что наличие надежного и информатичного способа оценки состояния ребенка при использовании средств физической культуры и спорта позволяет педагогу контролировать процэсс двигательного развития детей. Получаемая при этом информация дает возможность корректировать программы обучения и воспитания, принимать решения по применению физиологических и психологических нагрузок на организм. Разработка системы комплексного подхода к оценке здоровья и работоспособности, телосложения и двигательной подгтовленности детей в прецессе их трудового, нравственного, эстетического воспитания, формирования и совершенствования разнообразных навыков и умений с учетом физического состояния каждого ребенка является актуальной проблемой педагогической нау.

Однако, анализ практики и доступной нам научной литературы позволили сделать вывод о недостаточной разработке вопросов дифференцированного подхода к детям с различным уровнем физического состояния. Не разработаны четкие методические рекомендации по комплексной оценке показателей соматического и двигательного развития, при организации оптимального управления изменениями физического состояния в дошкольном возрасте. В связи с этим большой теоретический и практический интерес представляет обоснование критериев педагогической диагностики физического состояния и путей их использования для всестороннего двигательного развития дошкольников.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней выявлены: — критерии комплексной оценки физического состояния детей ки [ 16, 24, 55, 68, 91, 144 дошкольного возраста;

— динамика, взаимная связь и обусловленность признаков соматического и двигательного развития дошкольников;

— способы моделирования уровней физического состояния детей;

— пути целенаправленного использования средств физической культуры и спорта при дифференцированном педагогическом руководстве двигательным развитием детей 5−7 лет.

Практическая значимость. В работе сделаны конкретные рекомендации по использованию в практической деятельности форм, средств и методов педагогического контроля за физическим состоянием детей дошкольного возраста, обоснована необходимость целенаправленного использования средст физической культуры с учетом уровня физического состояния ребенка.

Предложенные в работе рекомендации по осуществлению педагогического руководства двигательным развитием детей дают возможность создавать наиболее благоприятные условия для организации активного двигательного режима на занятиях по физической культуре в детском дошкольном учреждении и в самостоятельной игровой деятельности ребенка.

Педагогический эксперимент явился положительным фактором дальнейшего улучшения руководства физическим воспитанием детей дошкольного возраста в г. Днепродзержинске. За" 'время его проведения снизилось количество простудных заболеваний у всех детей, участвующих в эксперименте, улучшилось материальное обеспечение физкультурных занятий, повысился познавательный интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Количество детей с оптимальным физическим состоянием в опытных группах увеличилось в среднем на.

30/о при одновременном более значительном уменьшении количества «детей с низким уровнем физического состояния.

— 7.

Апробация работы. По результатам исследований был разработан и представлен на республиканский смотр-конкурс цикл лекций по проблемам повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, который удостоен призового места. Результаты исследований апробированы в практике работы методического объединения педагогов дошкольных учрездений г. Днепродзержинска и тренеров преподавателей по спорту ДСО «Авангард» .

Полученные в процессе исследования модельные характеристики признаков телосложения и двигательной подготовленности использованы в шкалах вычислительного прибора, который признан изобретением.

Результаты исследований отражены в методических рекомендациях, доложены на семинарах педагогов по дошкольному, воспитанию, включены в доклады на научно-практических конференциях, опубликованы в печати, использованы в курсе лекций для студентов Днепропетровского ГИФК,.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, приложений и содержит 15 таблиц, II рисунков, библиографического указателя, содержащего 155 названий. Дссер-тация изложена на 166 стр. машинописного текста." **.

ВЫВОДЫ:

1. Руководство двигательным развитием детей 5−7 лет является решающим (фактором целенаправленного использования средств физической культуры и спорта в системе физического воспитания дошкольников. Эффективность этого руководства определяется степенью педагогических воздействий на организм с учетом возраста и пола, состояния здоровья, уровня соматического развития и общей работоспособности, а также двигательного опыта и способностей конкретного ребенка.

2. На исследуемом возрастном этапе /5−7 лет-/ наблюдается гетерохронное изменение показателей соматического и двигательного развития. Величины годовых приростов антропометрических показателей /длина, масса тела и окружность груди/ и показателей двигательной подготовленности / бег, прыжки, метание/ обусловлены индивидуальными темпами развития детей. С увеличением темпов соматического развития можно наблюдать увеличение темпов двигательного развития у девочек на шестом году жизни, а у мальчиков на седьмом.

3. Наиболее информативным показателем соматического развития является длина тела, двигательного развития — достижения детей в прыжках с места в длину. Возрастные изменения длины тела вызывают изменения массы, окружности груди, а изменение прыгучести — скорости бега и дальности метаний, что позволяет, учитывая высокие корреляционные связи между этими взаимосвязанными ¦ признаками, считать длину тела и показатель прыжка в длину с места интегративными факторами двигательного развитая дошкольников. Соотношение этих показателей в коэффициенте двигательного развития /КДР/ может представлять простейшую информационную модель комплексной оценки морфэфункциояалыюго развития ребенка.

4. Комплексная оценка физического состояния детей 5−7 лет может выражаться модельными характеристиками признаков с учетом изменения длин тела на I см. Мерой количественно-качественных соотношений признаков в процессе возрастного развития детей является модуль «0,56». Распределение значения признаков в пределах х? 0,5 6 может характеризовать нормальное состояние, как совокупность средних для обследуемого контингента детей показателей. Опережающее /более х — 0,5сэ / или отстающее /менее х ± - 0,5 / развитие двигательных признаков может выражать оптимальность или недостаточность развития двигательной функции. Гармония признаков телосложения и двигательной подготовленности обеспечивается устойчивыми /нормальными/ колебаниями их показателей: а/ в возрастном аспекте ± 6 мес.- б/ в значениях длины тела ^ 3 см, массы тела * 1,5 кгв/ окружное яи груди ?2,0 смг/ в достижениях детей в беге на 30 м ?0,5 сек, в прыжках в длину с места — 10 см, в метаниях теннисного мяча на дальность * 2,0 м.

5. В педагогическом эксперименте выявлено, что объем, интенсивность, направленность управляющих врздействий может дифференцироваться с учетом уровня физического состояния детей по соответствующим группам:

— группа, А / высокий уровень/ включает детей с большим двигательным опытом, высокой общей работоспособностью, активным интересом к физическим упражнениям, а поэтому для них в каждой) серии из четырех занятий /ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование/ планируются задачи и средства направленные преимущественно на совершенствование быстроты движений, взрывной силы /прыгучести/, координационных способностей с использованием элементов соревнований и методических приемов повышения длительности и общей сложности упражнений;

— группа Б / средний уровень/ характеризуется детьми со значительным запасом двигательных умений и навыков, большим желанием выполнять физические упражнения, но дети допускают отдельные ошибки в технике выполнения движений и имеют недостаточные двигательные способности, что требует закрепления основных двигательных умений и навыков в упражнениях на ловкость и быстроту, с использованием различных перемещений, лазания, преодоления препятствий, спортивных упражнений, игр средней и большой подвижности;

— группа В /низкий уровень/ включает детей с незначительными отклонениями соматического развития, с малым двигательным опытом, с низкой общей работоспособностью, что предопределяет использование педагогических задач, направленных на ознакомление и разучивание отдельных упражнений, выполнение кошлексов гимнастических упражнений с предметами и без предметов, развитие основных движений, укрепление мышц, увеличение двигательной активности в играх.

6. Эффективность управления физическим состоянием детей при целенаправленном использовании средств и методов общего двигательного развития определяется с помощью разнообразных диагностических приемов в различных по содержанию видах педагогического контроля:

— повседневные наблюдения за общим состоянием детей, их самочувствием, отношением к занятиям по физической культуре, двигательной активностью;

— ежемесячный анализ количественных и качественных проявлений двигательного развития детей;

— ежеквартальный контроль для определения общей работоспо.

— 142 собности, планирошния и распределения физических нагрузок в зависимости от состояния детей;

— контрольная оценка эффективности педагогического руководства процессом физического воспитания .

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Карл ivIapKC- Полн.собр.соч, т.2б" с.43−93.
  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС- М.: Политиздат, I 9 8 I 223 с. 3 Адашявичене Э. И. Формирование двигательных действий у CTapniix дошкольников (на примере обучеюш действия1Л с шчом): Автореф.дисс. канд.пед.наук.- М., 1977.- 17 с 4″ Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста.- З-е изд.М.: Медицина, 1977.- 304 с ил.
  3. Н.М. Моделирование глншления и психики.- К.: Наукова дуглка, 1965.- 304 с. 6″ Анохин П. К. Филоаовские аспекты теории функциональной системы: Избр.труды.- М.: Наукова душа, 1978" — 400 с ил.
  4. Антропова Ш*В. DirHena детей и подростков.- 5-е изд. М.: Медиц1Ша, 1977.- 334 с ил.
  5. Антропова Н. В",. Шшова П.
  6. О .А. Исследование г о товности детей к обучению на основании ряда морйофункциональных: и психофизиологических показателей.- Новые исследования по возрастной физиологии, 1976″ J. I" C. II-I4.
  7. Е.А. Ребенок в дошкольные годы.- М.: Просвещешю, 1968.- 443 с 11. Аул11к И. В. Определешхе физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медевдша, 1979.- 195 с ил.
  8. В.З., Зверев СМ. Содержание
  9. Ю.К. Как оптишзировать процесс обучешш.- М.: Знанисг 1978.- 48 с Новое в кизни, najie, терщике. Серия «Педагогика и ПСР1Х0Л0ГИЯ», 2/.
  10. Учение о физическом развитии человека.- М.: Изд-во 1. ГУ, 1962.- 340 е., ил.
  11. Безрукова В"Н. Врачебные наблюдешш за физическим воспитанием в детском саду. В кн.: Физическая культура и здоровье детей и подростков. М., 1966″ с.60−64.
  12. .П. Методологические проблемы выявления научной информации в педагогическом исследовании: Авторей.дисс. докт. пед.наук.- Вильнюс, I97I.- 42 с.
  13. Бишаева А. А*, Любошрский Л. Е. данашша некоторых моторных функций у детей 5−7 лет под влиянием тренировки.- Новые исследования по возрастной физиологш-ь 1976″ i- I" с.41−44.
  14. И.В., Ю, а Э.Г. Становлешхе и сущность системдш ного по.дхода.- М.: Наука, 1972.- 270 с.
  15. Е.Я. Наделжость тестов, используемых для характеристики моторики человека.- Теория и практика ф11зической культуры, 1969, В 5, с. 15−18.
  16. В.В., Рочинский Я. Я., Нестурх М. Ф. Антропология.М.: Учпедгиз, 1940.- 380 с ил.
  17. А.И., Леви-Гориневская Е.Г. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- В кн.: Родителям о физическом Bocmiташш детей. М., 1962, с.95−138.
  18. А.И., Осокина Т. Н. Еазвитие движений у детей в детском саду.- М.: Изд-во, А Н РСФСР, I960.- 134 с. П
  19. Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дожольного возраста: Автореб.дисс.
  20. Е.Н. Развивайте у дошкольш-шов ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещешш, I98I.- 96 с ил,
  21. Л.А. О некоторыхдаюкуссионныхвопросах теории способностей.- В кн.: Генезис сенсорных способностей" М., 1978, с. 233−248.
  22. Ю.В. Исследования закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой: Авторей.дисс. докт. пед.наук. Ы., 1972, — 42 с
  23. Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста.- 2-е изд., перераб.- к.: Здоров"я, 1979, — 232 с.
  24. Восш1тание и обучение в детскшл саду: Мат.конф.молод. ученых Ш дошол. воспитания, А Н СССР, 23−24 иьзля 1976 М., 197б. Ж П 79 с В надзаг.: АШ СССР.
  25. Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировKPi/ Ред. колл: Граевская Н. Д., Дембо А. Г., Летунов СП. (отв.ред.) М.: физкультура и спорт, 1963.- 302 с.
  26. Врачебно-педагогический контроль за ф11зическим воспитанием в школах-интернатах Под ред. В. К. Добровольского.- Л.: Недгиз, 1963.- 184 а.
  27. Врачебно-педагогический контроль за ойзическим воспитанием детей: Метод. письмо Сост. А. А. Горюнова.- К.: Радянська школа, 1977.- 40 с.
  28. Врачебны! и педагогический контроль в системе Физического воспитания.- В кн.: Советская система сТязического воспитания. М., 1975, C.48I-
  29. B.C. Прогностические методы в педагогике.-
  30. А.Г. Предупредительны! и текущий санитарный надзор за дошкольны! детскими учрекдешшми.- В кн.: Справочшш по санитарно-гигиеническому контролю за детскими учренденияш. К., 1979, 168 с.
  31. Н.А. Контроль треш1ровочных и соревновательных нагрузок.- М.: физкультура и спорт, 1980.- 136 е., ил. 36- Гончарук С И Общеизвестные законы и закономерности.- М.: Пожтиздат, 1977.- 112 с ил.
  32. Н.Д. Самоконтроль спортсмена.- В кн.: Учебник спортсмена. М., 1964, с.401−428.
  33. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии.- М.: Мед11цина, 1967.- 291 с.
  34. Громбах С М О гигиешгаеских критериях «школьной зрелости».- Новые исследования по возрастной физиологии, 1976″ I" C.8-II.
  35. Грошенков С С Субботина КП.,.- Кабачкова П.й. и др. Всесторонняя соизическая подготовка детей и подростков, начинакщих заниматься спортом.- В кн.: Тренировка юных спортсменов. М., 19б5, с.280−289.
  36. А.А. Тренировка как педагогический процесс- управления физическим состоянием юного спортсмена.- В кн.: Сборник научных тезисов Всемирного назчного конгресса «Спорт в современном обществе. М., 1974, с. 76. 42. 3? урова Н. И. Рост и развитие опорно-двигательного аппарата у детей, начинаьщих обучение с б лет.- Новые исследования по возрастной ф11зиологии, 1976″ J- I» с.61−63.
  37. А.Г. О функциональной д11агностике в спортивной медицине.- В кн.: Методы исследовашш по врачебно-педагогическому
  38. А.Ф. Определение и оценка рзического развития.В кн.: Врачебнш контроль. М., 19б5| с.26−65. 45. Л-штриенко Т. И. Спортивные упраннения и развлечешш для детей дошкольного возраста.- К.: Радянська школа, 1976.- 118. с.
  39. В.И. Возрастные особенности физической работоспособности дошкольиРШОБ. в кн.: Физическое воспитание детей дошкольного возраста. M. f 1976″ с.120−142. 47. йшанин СА." Шрогова Е. А., Дуд1шна В. Д. Бальная система комплексного врачебно-педагогического контроля (1ШНТРЭК0−2) при занятиях массовы1/ш формами физической культуры.- Теория и практика физической культуры, 1978, J5 5, с.49−52.
  40. В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 231 с ил.
  41. З.И. Изменеш1е физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста под влиянием различных двигательных режимов: Автореф. дахсс" канд.пед.наук.Шнек, 1974.- 20 й.
  42. ЗапороЕСЦ А. В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания: Мат. к докл. на Всесоюз.пед. чтешях 1970 г в Ленинграде.- М.: Знание, 1970.- 29 с"
  43. Запоронанов В"А. Основы педагогического контроля в легкой атлетике: Автореф.деюс. докт, пед.наук.- М., 1976, — 4б с. 45. Запоронанов В. А. Рационализация методов управления тренировочныгл процессом на основе диагностики текущего состояния легкоатлетов (на примере прыгунов и метателей): Автореф.дисс. канд. пед. нау!.- М., 1969.- 21 с. J
  44. В.М. Основы спортивной метрологии.- М.: Физкультура и спорт, 1979.- 182 с ил,
  45. Змановскии 10.Ф. Роль комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников в подготовке iix к обучению в школе. В кн.: Роль физического воспиташш в подготовке детей к школе. М., 1980, с.3−16.
  46. А.К., Манаева Д. Ф., Сокол Г. И. Врачебный контроль.- В кн.: Справочникга[-1зкультурногоработника. К." 1976, с.303−336. 57. pjBaHOB ГЛ" Врачебный контроль и лечебная физкультура.Изд.З-е.- М.: Медицина, 1970.- 471 с ил.,
  47. Ц.В. Некоторые особенности методики организации физического воспитания детей дошкольного возраста.- В кн.: физическая культура в ремме труда и отдыха. К., I97I, с.17−19. 59. кардашенко В.Н., Вишневецкая T.JO. Биологический уровень развития и школьная зрелость детей 6−7 лет" — Новые исследования по возрастной физиологии, 1976″ J I" с.14−16.
  48. Л.В. Содержаше и методика енедневных физических занятий на воздухе и их роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дгсс. канд.пед.наук. Ш н е к 1976.- 28 с.
  49. Карпман-B.I., Белоцерковский 3"Б#, Гудьсов И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- 98 с. 62. 1{ибернетика и проблемы обучения: Сб. переводов Ред. академ. А. И. Берг.- М.: Прогресс, 1970.- 388 с ил. 63. киколов А.И., Косилина Н. И. ОбосноваШ1е дифференцированного подхода к подбору форм двигательной активности в зависимости от состояния организма.- В кн.: Физическая культура в резшме тру52. Козин.А. П. Вреш двигательных реакций как показатель функциональных возможностей организма.- В кн.- Физическая культура в решше труда и отдыха. К." I97I, с.95−102.
  50. В.И., Гладышева А. А. Основы спортивной морфологии: учеб.пособ.для ин-тов физ.культуры.- М.: (Мзкультура и спорт, 1977. 103 с. 66 Козлов В. И., Фарбер Д. А. Основные теоретические предпосылки изучеш1я физиологического развития ребенка.- В кн.: Биологический возраст и возрастная периодизация. М. 1978″ с.5−7.
  51. Ф.Ф. В.И.ЛеШШ и педагогика.- М.: Педагогика, I97I.- 398 с.
  52. Е.А. Методические подходы к разработке ког-1плексной оценки состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.- В кн.: Актуальные вопросы социальной гигиены и оргаш-хзацГШ здравоохранения. М., 1975, с.14−16. 69. 1{узнецов В.В., Петровский В. В., Щ7стин Б. Н. Модельные характеристики легкоатлетов.- к.: Здоровя, 1979.- 88 с.
  53. Г. М. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.- В кн.: Советы врача спортсменам. М., 1968, с.65−80.
  54. Н.К. О дошкольном воспиташш: Сб. статей и речей. 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1973.- 288 с ил.
  55. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных двикений у детей дошкольного возраста.- М.: Изд-во АПН СССР, 1963.- 168 с.
  56. П.Ф. Руководство по физическому образованию де-гтей школьного возраста.- М.: Физкультура и спорт, 1953.- 444 с,
  57. Летунов С П Мотылянская Р. Е. Определение состояния тренированности спортсмена.- В кн.: Проблемы спортивной медащины. М., 1972, с.6−66.
  58. Astrand Р.-О. Do we need physical conditioning?-J, Physical Education, 1972, March-April, p.129−136
  59. Denenberg 7.H., Bell R.W. Critical periods for the effects of infantile experience on adult learning.-Science, Vol.131,I960,p.227.
  60. Kraus H. Ecology and backache.-J.Physical education, 1972, March-April, p.111−112.
  61. Macdonald A, Puberty and physical activity. Physical Education, 1959,10.154.
  62. Reidan R., V/elech B., Yrisp C, Relationships of body fat to motor fitness test acores, «The Res Quart». 1958, v.29, No. 2.
  63. Stampfl P. On running.-London, 1955, p.21.
  64. Wasserman K,, 7hipp B. State of art. Exercise physiology in health and desense.-Am.Rev/.Res.Dis. 1975, v.112,p, 2l9−249.
Заполнить форму текущей работой