Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подростков с отклонениями в поведении, слабой успеваемостью, достаточно большое количество, и они требуют к себе пристального внимания и напряженной индивидуальной работы. В одних случаях недостатки личности усугубляются, стабилизируются, а то и получают дальнейшее развитие, выражаясь в моральной неустойчивости, трудновоспитуемости и потому подвержены отрицательному влиянию со стороны. Так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕНТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСЬСИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Анализ проблемы педагогической коррекции девиантного поведения подростков в педагогической теории
    • 1. 2. Характеристика особенностей отклонений подростков девиантного поведения
    • 1. 3. Физическое культура как средство коррекции девиантного поведения подростков
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Цель, задачи, организация и методики исследования
    • 2. 2. Основные принципы и методы коррекции индивидуальных особенностей подростков девиантного поведения
    • 2. 3. Моделирование процесса коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Реализация педагогических условий коррекции девиантного поведения подростков
    • 3. 2. Анализ результатов констатирующего исследования
    • 3. 3. Анализ результатов исследования эффективности модели педагогической коррекции девиантного поведения подростков
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Правонарушения в наше время повышают критическую обстановку, вызывают обеспокоенность в обществе. Исследования, проведенные в области педагогики и психологии, показывают, что источником пополнения числа правонарушителей зачастую становятся подростки де-виантного поведения. Выявление источников негативных тенденций, факторов, их усиливающих, устранение причин их проявления — задачи государственной важности, от решения которых зависит развитие общества в целом. В связи с этим важнейшей государственной задачей сегодняшнего дня является разработка и реализация социальной программы в области образования и воспитания подрастающего поколения.

Подростков с отклонениями в поведении, слабой успеваемостью, достаточно большое количество, и они требуют к себе пристального внимания и напряженной индивидуальной работы. В одних случаях недостатки личности усугубляются, стабилизируются, а то и получают дальнейшее развитие, выражаясь в моральной неустойчивости, трудновоспитуемости и потому подвержены отрицательному влиянию со стороны. Так отдельные недостатки личности перерастают в педагогическую запущенность, а она в свою очередь, в аморальное поведение, самая опасная форма которого — преступность. Подростки девиантного поведения — явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов [17, с. 12]1.

Поэтому преодоление проблемы девиантного поведения требует специальной работы при обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.

К числу средств перевоспитания подростков девиантного поведения.

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. относится физическая культура, которая направлена не только на физическое совершенствование, но и является мощным фактором нравственного воспитания [53, с. 13].

Проблема девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые формы, порождая новую волну потребительства часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше сложной экономической ситуацией в стране. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на t жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия-ради компании, чтобы не прослыть трусом [41, с. 27].

По мнению Л. Б. Шнейдера девиантное поведение подростков — это распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового возраста. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них за пределами 18-летия. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения [169, с. 4].

Интерес к обозначенной теме обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. «Шок будущего» — не выдумка науки, в наше время он хорошо известен и взрослым, и детям, и целому обществу. Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать свое время, более того, у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени. Научный анализ условий формирования ценностного отношения ко времени, развития установки на сознательное построение собственной жизни детьми и подростками могут обогатить и педагогический процесс. По нашему мнению, профилактика девиантного поведения должна строиться на конструктивном формировании самоорганизации времени жизни подростков [170, с. 5].

При этом в настоящее время недостаточно разработано направление работы с подростками девиантного поведения в процессе внеклассной работы по физическому воспитанию. Решению этой актуальной задачи и посвящено наше исследование.

Степень научной разработанности проблемы исследования. На современном этапе в педагогической и психологической науке накоплен материал по проблеме воспитания детей и подростков девиантного поведения. В исследованиях представлены следующие вопросы:

— понятие «девиантное поведение» и «норма поведения», их взаимосвязь (JI.M. Зюбин, Л. И. Божович, JI.B. Благонадежина, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейберг, В. Н. Кудрявцева, В.Н. Молодцова);

— психологические аспекты о сущности «девиантного поведения» (С.А. Беличева, М. И. Буянов, Я. И. Гилинский, Э. Ш. Натансон, A.M. Прихожан, Н. М. Таланчук, Д.И. Фельдштейн);

— проблемы в воспитании детей и подростков девиантного поведения (А.А. Реан, X. Ремшитд, В. Д. Семенов, В. Г. Степанов, В. А. Татенко, В. А. Фусс, Э.Г. Эйдемиллер).

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий между: а) возросшей необходимостью коррекции девиантного поведения подростков и неполным вниманием со стороны образовательных учреждений к этой проблеме, недостаточной разработанностью в теории и практике концептуальных идейб) признанием приоритета педагогической коррекции девиантного поведения подростков в детских домах, и необходимостью в разработке педагогических условий коррекции поведения подростков.

Вследствие этого сформулирована проблема: каковы пути повышения уровня нравственной воспитанности подростков девиантного поведения средствами физической культуры в процессе внеклассной работы по физическому воспитанию.

Слабая научная разработанность проблемы, и ее большая практическая значимость побудили нас избрать тему диссертационного исследования: «Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры».

Цель исследования: определить эффективные педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры.

Объект исследования: процесс физического воспитания подростков.

Предмет исследования: педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры.

Гипотеза исследования: процесс педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры будет более эффективным, если: а) уточнены признаки нравственной воспитанностиб) разработана модель педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культурыв) разработаны педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры:

— индивидуальный подход в процессе внеклассной работы по физическому воспитанию;

— ситуации успеха, позитивно влияющие на воспитание подростков;

— благоприятная материально-пространственная среда;

— программно-методическое обеспечение внеклассной работы.

Исходя, из цели и предложенной гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы воспитания подростков с девиантным поведением на современном этапе и уточнить признаки нравственной воспитанности.

2. Разработать модель педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры.

3. Обосновать эффективность педагогических условий коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры.

4. Разработать методические рекомендации по коррекции девиантного поведения подростков.

Методологическую основу исследования составили: положения современной коррекционной педагогики, представленные в трудах С.Ю. Боро-дулиной, JI.C. Выготского, А. Д. Гонеева, А. И. Захарова, А. Б. Фоминойдостижения современной теории и методики физической культуры по изучению структуры двигательной деятельности человека, изложенные в трудах К. А. Гейнца, Е. Н. Данилина, В. Ю. Лосева, Л. П. Матвеевасовременные концепции физического воспитания школьников В. К. Бальсевича, Л.И. Лубыше-войтеоретические аспекты социальной педагогики и психологии А. И. Андреевой, В. П. Андрющенко, Р. С. Немова, В. А. Петровского, Е. И. Рогова, Д. Б. Эльконина, В. А. Ядова.

Методологическая основа и поставленные задачи определили порядок теоретического и экспериментального исследования проблемы.

Основными базами исследования являлись: Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом № 6 г. Челябинска, Муниципальное образовательное учреждение детский дом № 2 г. Челябинска, Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования молодежи № 2» г. Златоуста.

В исследовании приняли участие 120 подростков 13−14 лет. Все те негативные поступки, совершаемые ими, не входят в разряд противоправных (делинкветных). Типичные формы девиантного поведения у подростков — это нарушение школьного режима, грубость, непослушание, неуважительное отношение к учителям, воспитателям. Неприятие общепринятых норм нравственного поведения принимало, в отдельных случаях, характер грубых нарушений, граничащих с наказуемыми, противоправными действиями (хулиганские выходки, вымогательство, кражи).

В экспериментальных группах апробированы педагогические условия, обеспечивающие решение проблемы девиантного поведения. Эта группа подростков занималась по специальной программе. Программой предусматривались занятия спортивными играми, упражнениями с выраженной прикладной и оздоровительной направленностью, спортивные соревнования, теу матические физкультурно-массовые мероприятия и теоретические занятия, направленные на приобщение к здоровому образу жизни. В каждое из предлагаемых мероприятий включались ситуации успеха, что стимулировало интерес подростков к занятиям физической культурой.

В контрольной группе с подростками проводились обычные для общеобразовательных школ уроки физической культуры и спортивные мероприятия по плану спортивно-массовой работы. Специальных приемов для формирования интереса к занятиям физической культурой не предусматривалось.

Исследование проводилось в течение 2004;2009 гг. включило в себя три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2004 — 2005 гг.) — поисково-теоретический, его основное содержание составили: анализ научной литературы, диссертационных работ, составление понятийного аппарата. Основное внимание сосредоточено на физическом воспитании подростков в образовательных учреждениях. Основными методами исследования в этот период являлись: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование.

Второй этап (2005 — 2007 гг,) — содержательно-процессуальный, разработаны модель и педагогические условия коррекции девиантного поведения, сформированы контрольная и экспериментальные группы, проведен педагогический эксперимент, сформулированы выводы. Методы исследования второго этапа: моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Третий этап (2007 — 2009 гг.) — на аналитико-корректирующем этапе обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные, проводилась работа по внедрению результатов исследования в практику работы образовательных учреждений. Методы исследования третьего этапа: анализ, систематизация, обобщение результатов экспериментальной работы, методы математической статистики экспериментальных данных.

Научная новизна исследования.

1. Уточнены признаки нравственной воспитанности подростков девиантного поведения по следующим показателям: социальная активность, ответственное отношение к общественно-ценной деятельности, дисциплинированность, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, товарищество и взаимопомощь, трудолюбие и бережливость.

2. Разработана модель педагогической коррекции девиантного поведения подростков в процессе внеклассной работы, включающая целевой блок, отражающий потребности общества и государства в социальном заказе по программам физического воспитаниясодержательны блок, характеризуется основными функциями физической культуры в процессе коррекционной работы, основными принципами коррекционной работы с подростками девиантного поведениядеятельностный блок представлен комплексом педагогических условийв диагностический блок, входят основные направления диагностики, используемые в работе.

3. Определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность коррекции девиантного поведения подростков в условиях деятельности детских домов: индивидуальный подход в процессе внеклассной работы по физическому воспитаниюситуации успеха, позитивно влияющие на воспитание подростков;

— благоприятная материально-пространственная среда;

— программно-методическое обеспечение внеклассной работы.

Теоретическая значимость исследования.

1. Уточнено понятие «Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры», под которым понимается — система педагогических мероприятий физического воспитания, направленных на исправление, или устранение отрицательных черт характера подростков, повышение уровня нравственной воспитанности и уровня физической подготовленности.

2. Обоснована модель педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры.

3. Разработаны и обоснованы критерии нравственной воспитанности, которые позволяют определить эффективность коррекционного воздействия на девиантное поведение подростков.

Практическая значимость исследования состоит в получении результатов в процессе экспериментальной работы, и, на их основе теоретические выводы положены в основу методических рекомендаций руководителям детских домов и домов-интернатов, воспитателям, педагогам. Материалы исследования использованы при создании программы коррекции девиантного поведения подростков, а также в массовой практике подготовки педагогов с детьми группы риска, при создании специального курса, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Положения, выносимые на защиту.

1. Уточнение признаков нравственной воспитанности подростков позволило разработать критерии эффективности коррекции девиантного поведения, способствовало осуществлению индивидуального подхода, с учетом особенностей поведения подростков.

2. Модель педагогической коррекции девиантного поведения, позволила повысить уровень нравственной воспитанности подростков средствами физической культуры.

3. Педагогические условия (индивидуальный подход в процессе внеклассной работы по физическому воспитаниюситуации успеха, позитивно влияющие на воспитание подростковблагоприятная материально-пространственная средапрограммно-методическое обеспечение) позволили повысить эффективность работы по коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры.

Личный вклад автора состоит: а) в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культурыб) в обосновании модели, способствующей повышению уровня нравственной воспитанностив) апробации педагогических условий в процессе занятий физической культурой и организации и проведении экспериментальной работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: исходными методологическими позициямииспользованием комплекса современных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборки опытно-экспериментальной работы, ее количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования, обработкой результатов эксперимента и выводами, полученными в ходе работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством публикацийв процессе участия на заседаниях кафедры, научно-методологических семинарах на базе Уральского государственного университета физической культурыпосредством выступлений на международных, региональных научно-практических конференциях.

По результатам исследований опубликовано 14 печатных работ.

Работа выполнена в соответствии с координационным планом научно-исследовательских работ по Комплексной программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» Уральского отделения Российской академии образования и согласуется с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2010 года.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 184 страницах, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заканчивающихся выводами, заключения, библиографического списка, приложений и документов, подтверждающих внедрение в практическое использование научных результатов. Диссертация иллюстрирована таблицами, рисунками, схемами. Список состоит из 190 источников, 9 из них на иностранном языке.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Разработанная модель педагогической коррекции девиантного поведения была внедрена в практику занятий по физической культуре с подростками детских домов. В результате проведенных исследований была прослежена положительная динамика, как показателей нравственной воспитанности, так и показателей физической подготовленности подростков.

1. Разработанный комплекс педагогических условий включал в себя: индивидуальный подход, ситуации успеха, материально-пространственная среда, программно-методическое обеспечение. Специфичность индивидуального подхода в процессе физического воспитания подростков девиантного поведения, заключалась в повышении значимости основ нравственного поведения для самих подростковиспользовались такие приемы как «снятие страха», «педагогическая поддержка». Создание ситуаций успеха позволило сформировать позитивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, следствием чего является повышение двигательной активности подростков. В результате работы с подростками разработана материально-пространственная среда и программно-методическое обеспечение.

2. Результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что у подростков экспериментальных групп за этот период было сформировано положительное отношение к предмету физическая культура, характеризующиеся следующим:

Наличием у подростков экспериментальных групп достаточно высокого уровня отношения к предмету физическая культура (в экспериментальной группе 1-е 18,2% до 59,2%- в экспериментальной группе 2-е 20,7% до 63,4%). Включением подростков опытных групп в занятия физической культурой. Недельные затраты свободного времени на занятия физическими упражнениями за период исследования у большинства подростков возросли до оптимального определенного уровня (4−6 часов в неделю). Именно такой двигательный режим являлся достаточным и нормальным для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и рационального распределения свободного времени.

3. В результате определения эффективности модели педагогической коррекции девиантного поведения подростков мы провели ряд диагностических исследований, в результате которых выявили наличие у подростков экспериментальных групп существенных, по отношению к контрольной группе изменений в уровне самооценки и уровне притязаний, в уровне тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний.

Низкий уровень притязаний в ЭГ 1 понизился на 20%, в ЭГ 2 на 15%, а в КГ на 2%- очень высокий уровень повысился в ЭГ 1 на 20%, в ЭГ 2 на 16%, а КГ на 1%.

Низкий уровень самооценки снизился в ЭГ 1 на 20%, в ЭГ 2 на 28%, а в КГ на 5%- очень высокий уровень самооценки повысился в ЭГ 1 на 7%, в ЭГ 2 на 3%, в КГ на 1%.

Высокий уровень тревожности (тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, часть 1) в ЭГ 1 понизился на 14%, а низкий поднялся на 23%- в ЭГ 2 высокий уровень тревожности понизился на 17%, а низкий уровень поднялся на 30%- в КГ высокий уровень тревожности понизился на 6%, а низкий поднялся на 11%.

Высокий уровень познавательной активности (тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, часть 1) в ЭГ 1 возрос на 15%, а низкий уменьшился на 23%- в ЭГ 2 высокий уровень познавательной активности увеличился на 23%, а низкий уменьшился на 19%- в КГ высокий уровень увеличился на 5%, низкий уменьшился на 7%.

Высокий уровень негативных эмоциональных переживаний (тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, часть 1) в ЭГ 1 уменьшился на 17%, а низкий уровень увеличился на 11%, в ЭГ 2 высокий уровень уменьшился на 21%, а низкий увеличился на 26%- в КГ высокий уровень уменьшился на 4%, а низкий уровень увеличился на 8%.

Высокий уровень тревожности (тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, часть 2) в ЭГ 1 понизился на 21%, а низкий поднялся на 32%- в ЭГ 2 высокий уровень тревожности понизился на 31%, а низкий уровень поднялся на 36%- в КГ высокий уровень тревожности понизился на 6%, а низкий уровень повысился на 3%.

Высокий уровень познавательной активности (тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, часть 2) в ЭГ 1 возрос на 16%, а низкий уменьшился на 36%- в ЭГ 2 высокий уровень познавательной активности увеличился на 11%, а низкий уровень уменьшился на 18%- в КГ высокий уровень увеличился на 8%, низкий уровень уменьшился на 5%.

Высокий уровень негативных эмоциональных переживаний (тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, часть 2) в ЭГ 1 уменьшился на 21%, а низкий уровень увеличился на 13%- в ЭГ 2 высокий уровень уменьшился на 18%, а низкий уровень увеличился на 14%- в КГ высокий уровень негативных эмоциональных переживаний уменьшился на 6%, а низкий уровень увеличился на 12%.

При исследовании уровня нравственной воспитанности наиболее высоких темпов в экспериментальных группах достигли такие показатели как: социальная активность, дисциплинированность, доброта и отзывчивость, честность и правдивостьв контрольной группе возросли показатели социальной активности и ответственного отношения к общественно-ценной деятельности.

Так как внеклассная работа с подростками девиантного поведения, проводились средствами физической культуры, то мы также исследовали и уровень физической подготовленности. В экспериментальных группах подростки достигли достаточно высокого уровня физической подготовленности, который позволил им сравниться с нормативными требованиями учебной программы (за период эксперимента достоверные различия определены в уровне развития таких физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Физическое воспитание подростков, стало основой педагогической коррекции девиантного поведения в условиях детских домов и домов-интернатов, а также способствовало нравственному воспитанию детей группы риска.

В работе подтверждена корректность выдвинутой гипотезы, в заключении сформулированы следующие выводы.

1. Анализ специальной литературы, свидетельствует о том, что проблема девиантного поведения детей и подростков стала интересовать философов, педагогов, различной направленности, психологов, в начале XX века. Первыми, кто обратил внимание на данную проблему, стали зарубежные ученые, Э. Дюркгейм, Э. Ферри, Э. Фромм. Среди отечественных ученых, кто занимался и рассматривал проблему девиантного поведения следует выделить С. А. Беличеву, JI.C. Выготского, Я. И. Гилинского, В. П. Кащенко и многих других. Со временем девиантное поведение стало острой проблемой общества. Анализ литературных источников подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования. В результате обоснования теоретических положений, актуальность данной проблемы, требует целенаправленно организованного процесса по формированию личности подростков, а именно, коррекционная работа с подростками девиантного поведения проводилась в процессе внеклассной работы с помощью средств физической культуры.

2. Приоритетной задачей педагогической коррекции девиантного поведения является формирование нравственной воспитанности подростков.

В исследовании уточнено понятие «Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры», под которой понимается — система педагогических мероприятий физического воспитания, направленных на исправление, или устранение отрицательных черт характера подростков, повышение уровня нравственной воспитанности и уровня физической подготовленности.

3. Разработаная модель педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры, реализовалась в процессе педагогического эксперимента, и, включает целевой блок, который отражает потребности общества и государства в социальном заказе по программам физического воспитания подрастающего поколениясодержательный блок, характеризуется основными функциями, с помощью которых осуществляется влияние на поведение и деятельность подростков, а также включены основные принципы по работе с подростками девиантного поведениядеятельностный блок, отражает педагогические условияв диагностический блок входят основные направления диагностики. Модель направлена на поэтапную педагогическую коррекцию подростков. Для определения эффективности педагогических условий, мы определили комплекс диагностических методик, которые были направлены на выявление уровня тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний, самооценки, уровня нравственной воспитанности. Педагогические условия апробированы и включены в модель педагогической коррекции девиантного поведения.

4. Выявлены педагогические условия реализации разработанной модели, которые включают:

1) индивидуальный подход осуществлялся к каждому подростку и имел важное значение, так как причины возникновения и проявления подростками девиантного поведения различны, то и устранение личностного проявления отрицательных черт характера также отличались друг от друга;

2) ситуации успеха, включающиеся в тренировочный процесс, способствуют формированию устойчивого, доверительного отношения между педагогом и ребенком;

3) благоприятная материально-пространственная среда по физическому воспитанию — это установление прочного взаимодействия педагога с воспитанниками, через основные компоненты, выбранные для нашего исследования;

4) программно-методическое обеспечение внеклассной работы по физическому воспитанию соответствовало возрасту, возможностям детей. Программа была основана на спортивных играх, где в основном использовался игровой и соревновательный методы.

5. После апробации модели были получены положительные результаты: в экспериментальных группах, по сравнению с контрольной группой, в процессе педагогического эксперимента наблюдается динамика показателей психологического характера, а именно: снизился уровень тревожности, повысился уровень познавательной активности, уменьшился уровень негативных эмоциональных переживаний, повысился уровень самооценки. Также у подростков опытных групп произошли качественные изменения в физических показателях.

6. Для определения эффективности педагогической коррекции подростков разработана диагностическая карта для определения уровня нравственной воспитанности подростков, которая включала в себя критерии проявления воспитанности — высокий, средний низкий уровни. Нравственная воспитанность оценивалась группой экспертов, в которую входили: директор детского дома, учитель физической культуры, психолог, педагоги дополнительного образования. В экспериментальных группах значительно повысился уровень нравственной воспитанности, что благоприятно сказы.

7. На основе представленных в работе результатов исследования были разработаны методические рекомендации по педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры, для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования.

Использование средств физической культуры в процессе воспитательных мероприятий позволяет заполнить свободное время подростков социально-значимой деятельностью, которая способствует корректировке физического и психического состояния, что положительно сказывается на преодолении трудновоспитуемости.

Однако проведенное исследование показало, что в изучаемой нами проблеме остается актуальным ряд недостаточно изученных вопросов. Обозначим только некоторые из них: разработка психолого-педагогических и социально-педагогических основ формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизниразвитие здоровьесберегаю-щих технологий подростков девиантного поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. — М.: Просвещение, 1979.-225 с.
  2. , А.И. Социальная педагогика / А. И. Андреева. — М.: Изд-воМГИКа, 1993.-20 с.
  3. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  4. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  5. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982.-208с.
  6. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1981.— № 7. — С. 37.
  7. , В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 1. — С. 22−26.
  8. , В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич. — Киев: Здоровье, 1987.-223 с.
  9. , А. Подростковая агрессия : изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО -Пресс, 2000.-508 с.
  10. Баскетбол: учебник для ин-тов физической культуры / под ред. Н. В. Семашко. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 264 с.
  11. , С.А. Основы превентивной психологии. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. 198 с.
  12. , В.В. Педагогика : учебник для ин-тов физической культуры / под общ. ред. В. В. Белорусовой, И. Н. Решетень. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 287 с.
  13. , А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Мастерство учителя: идеи, советы, предложения / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 167 с.
  14. , А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983.-282 с.
  15. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4.-С. 29−36.
  16. , С.Ю. Коррекционная педагогика : психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С. Ю. Бородулина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 352 с.
  17. , Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Бочкина. — СПб., 1991.-42 с.
  18. , Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-302 с.
  19. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи : записки детского психиатра. Книга для учителей и родителей / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-208 с.
  20. , З.И. Изучение личности школьника учителем / З. И. Васильева. — М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  21. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1995.-496 с.
  22. , М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  23. , В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. -М. :МГУ, 1976.-304 с.
  24. , А.Н. Учителю о психологическом здоровье школьника : учеб. пособие / А. Н. Винокуров. Кострома: КГПИ, 1992. — 195 с.
  25. , А.С. Большой спорт и его общественные функции / А. С. Воль // Спорт за рубежом, 1970. № 11. — С. 30−37.
  26. , В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции : дис.. д-ра пед. наук / В. М. Выдрин. Л., 1979. — 326 с.
  27. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
  28. , К.А. Ни дня без физкультуры / К. А. Гейнц. М:: Физкультура в школе, 1988. — 41 с.
  29. , Б.С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Высшая школа. — 1986. — 200 с.
  30. , Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилин-ский, B.C. Афанасьев. СПб., 1993. — 123 с.
  31. , С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности / С. Г. Глухова // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 15−17.
  32. , А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпае-ва- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 1999. — 280 с.
  33. , А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А. Б. Горстко. -М.: Знание, 1991. 160 с.
  34. , А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  35. , Е.Н. Главная фигура на уроке физической культуры /
  36. Е.Н. Данилин // Народное образование. 1985. — № 4. — С. 43−45.
  37. , С.М. Скорость и выносливость / С. М. Дедковский. — М.: Физкультура и спорт, 1973. 208 с.
  38. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой. — М., 1993.-С. 25−27.
  39. , Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности / Г. Г. Дилигенский //Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 31−32.
  40. , С.В. Воспитание интереса к спорту / С. В. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 2. — С. 31−34.
  41. , А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. 163 с.
  42. , В.И. Моделирование в задачах управления физической культурой / В. И. Дудорин. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 86 с.
  43. , М.Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие / В. И. Дуранов, А. Г. Гостев. — Челябинск: ЧелГУ, 1996. 72 с.
  44. , М.Е. Педагогика : учеб. пособие / М. Е. Дуранов, Ю. М. Чернецкий. Челябинск: ЮУрГУ. — 1999. — 176 с.
  45. Дьюи, Джон. Школа и общество / Джон Дьюи. — М.: Госиздат, 1924.-С. 34−62.
  46. , Э. Социология / Э. Дюргейм. М., 1995. — 211 с.
  47. , Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б. В. Евстафьев. JI.: ЛГПИ, 1985. — 114 с.
  48. , С.Н. Воспитание установки к занятиям физической культурой у младших школьников / С. Н. Жанков. Смоленск: СГПИ, 1986. — 56 с.
  49. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2002. — 264с.
  50. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. За-гвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
  51. , А.И. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  52. , А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здра-вомыслов. М.: ИПЛ, 1986. — 223 с.
  53. , Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — М.: Академия, 2003. 288 с.
  54. , JI.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / JT.M. Зюбин. М.: Высшая школа, 1982. — 191 с.
  55. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, JI.B. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 351с.
  56. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  57. Инновационные подходы в воспитательном процессе. — Волгоград: Перемена, 1995. 78 с.
  58. , И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики / И. М. Кантор. М.: Педагогика, 1980. — 260 с.
  59. , В.А. Воспитательная система школы : педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Школа-пресс, 1994. -76 с.
  60. , В.А. Как стать человеком : Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. — 97 с.
  61. , К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис.. д-ра пед. наук / К. К. Кардялис. М., 1990. — 47 с.
  62. , В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. пособие. / В. П. Кащенко. — М.: Академия, 2000. 301 с.
  63. , Ю.А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. / Ю. А. Клейберг. М., 2003. — 154 с.
  64. , С.В. Психология современной семьи : информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Книга для учителей / С. В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  65. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд. -М., 2001.-621 с.
  66. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособие / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  67. , Н.И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1971.-65 с.
  68. , С.С. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры / С. С. Коровин, И. А. Беляев, П. И. Костенок. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 104 с.
  69. , Ц.П. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск, 1990.-164 с.
  70. , А.И. Работа с трудными детьми : книга для учителя / А. И Кочетов, Н. Н. Верцинская. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  71. , Э. Медицинская психология / Э. Кречмер. СПб.: Союз, 1998.-461 с.
  72. , Н.К. Педагогические сочинения / Н. К. Крупская. М., 1965.-Т.3.-559 с.
  73. , В.Н. Генезис преступления : опыт криминологического моделирования / В. Н. Кудрявцев. М., 1998. — 268 с.
  74. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Изд-во Российского педагогического агентства, 1997. 92 с.
  75. , О.Р. 100 советов родителям или нравственные проблемы семейного воспитания / О. Р. Кунц. Уфа: Башкомиздат, 1991. — 160 с.
  76. , И.С. Игровое моделирование : методология и практика / И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — 228 с.
  77. , Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. -М. :ИП, 1954.-478 с.
  78. , Н.Ю. Перевоспитание подростков в условиях специальной школы средствами физической культуры и спорта : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Левкина. М.: НИИ теории и методов воспитания РАО, 1992.-22 с.
  79. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лес-гафт. -М.: Педагогика, 1988. 399 с.
  80. , А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-46 с.
  81. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М. :ИПЛ, 1975.-304 с.
  82. , В.М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий /В.В. Зеньковского//Вопросы философии. — 2003. — № 12. — С. 144−146.
  83. , В.Т. Духовный мир и ценности ориентации молодежи в России : учеб. пособие для вузов / В.Т. Лисовский- СПб гуманитарный ун-т профсоюзов. СПб: Изд-во СПб ГПУ, 2000. — 508с.
  84. , Э.И. К проблемам воспитания молодежи и школьников / Э. И. Линд. Уфа: КИТАП, 1994. — 92 с.
  85. , И. Процесс и структура человеческого учения / И. Линд-гарт. -М.: МГУ, 1976. 192 с.
  86. , В.Ю. Воспитание ценностного отношения школьников к физической культуре : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Лосев. — Челябинск, 2001.-24 с.
  87. , Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта : курс лекций / Л. И. Лубышева. М.: РГАФК, 1998. — 120 с.
  88. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 40 с.
  89. , С.М. Физическая культура как ценность народа / С.М. Лу-гонин. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 161 с.
  90. , А.В. Избранные статьи по эстетике / А. В. Луначарский. М.: Искусство, 1975. — 391 с.
  91. , П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте / П. И. Люблинский. — М.: Наркомюст, 1992. 302 с.
  92. , А.С. О воспитании / А. С. Макаренко. — М.: Политиздат, 1990.-414 с.
  93. , К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса / К. Маклафлин // Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Инноватор. — М., 1996. -Вып. 6. — С. 21.
  94. , К. Гражданская война во Франции / К. Маркс, введение Ф. Энгельса. М.: Политиздат, 1984. — 111 с.
  95. , В.А. Комплекс ГТО : 4-я ступень физическое совершенство: учеб. пособие для вузов. / В. А. Масляков. — М.: Высшая школа, 1977.- 168 с.
  96. , Л.П. Очерки по теории физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физическая культура и спорт, 1984. — 248 с.
  97. , Д. Олимпийская революция : олимпийская биография Хуана Антонио Самаранча / Д. Миллер. М.: Физкультура и спорт, 1995. — 382 с.
  98. , В.Н. Детские проблемы взрослого общества / В.Н. Мо-лодцова // Российская газета. 1996. — 22 февр. — С. 5.
  99. , B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов / B.C. Мухина. 4-е изд. — М.: Академия, 1999.-456 с.
  100. , А .Я. Инновации в образовании / А .Я. Найн. Челябинск: ФПОРФ, 1995−281 с.
  101. , А.Я. Культура делового общения / А. Я. Найн. Челябинск: Изд-во ТОО «Версия», 1997.-256 с.
  102. , А.Я. Теория и практика воспитания учащихся образовательных учреждений средствами физической культуры в современных условиях : метод, рек. / А. Я. Найн, А. А. Найн, E.JI. Ефимова. — Центр развития личности РАО.-М., 1996.-57 с.
  103. , Г. Г. Теория физического воспитания : учеб .-метод, пособие для слушателей фак-та повышения квалификации / Г. Г. Наталов. Алма-Ата, 1976.-63 с.
  104. , Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив : пособие для учителя / Э. Ш. Натансон. — М.: Просвещение, 1984. 96 с.
  105. , Р.С. Психология / Р. С. Немов. М.: ИП, 1990. — 301 с.
  106. , B.C. Экономико-математические методы и модели / B.C. Немчинов. М.: Мысль, 1965. — 478 с.
  107. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 1998. — № 3.-С.3−11.
  108. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 448 с.
  109. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1989.-921 с.
  110. , К.К. Структура развития личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-254 с.
  111. , В.А. Личность в психологии : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  112. , Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н. И. Пономарев. — М.: Физическая культура и спорт, 1974. 223 с.
  113. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. — Рига: РГУ, 1985.-79 с.
  114. , Р. Долгая и счастливая жизнь / Р. Прайс. М.: Пресс, 1971. — 175 с.
  115. , A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  116. Психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского. М., 1990. -С. 419.
  117. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  118. Психологические тесты / под ред. Э. Р. Ахмеджанова. М.: Лист, 1996.-320 с.
  119. , А.А. Социальная педагогическая психология : учеб. пособие / А. А. Реан. СПб.: Питер. 1999. — 416 с.
  120. , X. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности / X. Ремшмитд. — М.: Мир, 1994. — 320 с. <
  121. , И.Н. Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования : метод, разраб. для слушателей фак-та усовершенствования, преподавателей и аспирантов ГЦОЛИФКа / И. Н. Решетень. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 36 с.
  122. , П.А. Введение в культурологию / П. А. Розин. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 103 с.
  123. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. -М., 1993.-Т. 1-С. 12−14.
  124. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Закон Российской Федерации. 3-е изд.-М.: ИНФА, 2001. — 57 с.
  125. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 713 с.
  126. , Е.В. Социальная психология : курс лекций / Е.В. Ру-денский. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 221 с.
  127. , П.А. Психологическая структура спортивной деятельности : лекции для студентов ин-ов физкультуры / П. А. Рудик. М.: ГЦОЛИФК, 1980.-39 с.
  128. , А.В. Двигательная активность и конституция человека /
  129. A.В. Сахно, А. С. Чубуков. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 204 с.
  130. Сборник научных трудов молодых ученых ЧГИФК. Челябинск: ЧГИФК, 1993.-67 с.
  131. , А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением / А. И. Селецкий. Киев: КГПИ, 1981. — 79 с.
  132. , В.Д. Социальная среда и воспитание личности / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1987. — 136 с.
  133. , Г. Н. Образование : аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. — Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. 464 с.
  134. , Н. Социология : учеб. пособие / Н. Смелзер, науч. ред.
  135. B.А. Ядов. М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  136. Создание условий для развития качества образования. — Екатеринбург: ИРПО, 1995. 264 с.
  137. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  138. Социально-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. тр. / под общ. ред. П. А. Виноградова. — М.: ГЦОЛИФК, 1991.-97 с.
  139. Социальные проблемы физической культуры и спорта: сб.ст. / под ред. Г. И. Кукушкина, И. И. Переверзина. М.: ВНИИФК, 1973. — 95 с.
  140. Социальная психология / под ред. В. П. Андрющенко. — Харьков: Рубинон, 1996.-686 с.
  141. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 1989. -98 с.
  142. , А.Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гарда-рики, 2000.-816 с.
  143. , В.Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Степанов. — 3-е изд., перераб. идоп. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
  144. , Г. А. Воспитание интереса к физической культуре у школьников начальных классов : учеб.-метод. пособие / Г. А. Степанова. — Челябинск: ЧГИФК, 1994. 84 с.
  145. , В.И. Диалектика как логика и методология науки / В. И. Столяров. — М.: Политиздат, 1975. — 203 с.
  146. , В.И. Исторический метод познания в современной науке / В. И. Столяров. М.: Знание, 1973. — 93 с.
  147. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. -М.: Медицина, 1966. 136 с.
  148. , В.А. Павлышевская средняя школа / В.А. Сухо-млинский. — М.: Просвещение, 1969. 210 с.
  149. , Н.М. Анализ причин трудновоспитуемости подростков / Н. М. Таланчук. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1979. — 64 с.
  150. Трудный подросток: причины и следствия / под ред. В. А. Татенко. Киев: Рядянська школа, 1985. — 176 с.
  151. Труды ученых ГЦОЛИФК, 75 лет. Ежегодник. М.: ГЦОЛИФК, 1993.-227 с.
  152. , Г. С. Телосложение и спорт / Г. С. Туманян, Э.Г. Марти-росов. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 243 с.
  153. Унт, И. Э. Индивидуализация учебных заведений и ее эффективность (на материалах 5−8 классов): дис.. д-ра пед. наук / И. Э. Унт. ТПУ. 1975−393 с.
  154. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия / под ред. Т. В. Хутиева, Ю. Г. Артамонова, А. Б. Котова. М.: ГЦОЛИФК, 1991.- 142 с.
  155. , Э. Преступление как социальное явление / Э. Ферри // Проблема преступности: сб. 2. М.: СПб, 1924. — 266 с.
  156. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  157. , Г. Психоаналитически-педагогическая консультация / Г. Физгдор // Московский психотерапевтический журнал. — 1997. № 1. — Гл. 1.-С. 21−24.
  158. Физическое воспитание учащихся 6−7 классов: пособие для учителя / под ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 1998. — 141 с.
  159. , Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  160. , Н.А. Физиология подростка / Н. А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1996. 326 с.
  161. , Н.А. Физиология человека / Н. А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 346 с.
  162. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ / 3. Фрейд. М., 1989.-124 с.
  163. , В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В. В. Фролькис. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 146 с.
  164. , Э. Человек для себя : исследование психологических проблем этики / Э. Фромм, пер. с англ. Л. А. Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992.-253 с.
  165. , В.А. Ответственность малолетних и несовершеннолетних преступников / В. А. Фусс // Журнал Министерства юстиции, 1907. — № 5. — С. 17−29.
  166. , Ю.Л. О срочной диагностике состояния личности в группе / Ю. Л. Ханин // Теория и практика физической культуры. — 1977. № 8. -С. 17−20.
  167. , Г. И. Условия жизни и здоровья населения / Г. И. Царегородцев, Е. А. Апостолов. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 108 с.
  168. , В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение : социально-психологический аспект / В. Ф. Шевчук. Ярославль: ЯПИ, 1992. — 154 с.
  169. , Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. -М.: Академический Проект- Трикста, 2005. 336 с.
  170. , К.Т. Проблема воспитания мотивации у трудных школьников / К. Т. Шнохин // Психологический журнал. — 1990. № 2. — С. 11−17.
  171. , В.А. Введение в методологию научного познания / В. А. Штофф. Л.: Наука, 1972. — 318 с.
  172. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина.-М.: ИП, 1986. 144 с.
  173. , Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1982. 176 с.
  174. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
  175. , Э.Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер. Л.: Медицина, 1989.-192 с.
  176. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. -М.: Знание, 1974. 74 с.
  177. , Ф.Ф. Краткий учебник по гигиене / Ф. Ф. Эрисман. 2-е изд. — М.: Медицина, 1993. — 378 с.
  178. , Э.Г. Системный подход и принципы деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  179. , В.А. Самореализация и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Л., 1979. — 259 с.
  180. , В.А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В. А. Ядов. — 7-е изд. М.: Добросвет, 2003. — 596 с.
  181. , М.Г. История Психологии / М. Г. Ярошевский. М.: Мысль, 1985.-575 с.
  182. Combs, A. What the Future Almands of Education / A. Combs // The Delta Kappan. 1981. — Vol. 62. — № 5. — P. 17−26.
  183. Daniels, S. Problems of the Fest Year Teacher / S. Daniels // Physical Education. 1975. -№ 3. — P. 134−135.
  184. Garvey, R. Self-concept and success in student teacher / R. Garvey //
  185. Journal of teacher Education. 1970. — V. 21. — P. 61−63.
  186. Gordon, T. Lehrer-Schuler-Ronferens / T. Gordon. — Munchen, 1989.- 124 p.
  187. Kotasch. The Development of Teacher Education / Kotasch. // Prospects in Education. 1970. — V. 1. — P. 18−24.
  188. Klaus, V. On the Inadequacies of Socioloqical Definitions of Sport / V. Klaus // International Review of Sport Sociology. 1981. -V. 2 (16). — P. 34−37.
  189. Lipman, M. Trinking in Education / M. Lipman. Cambridge: Cambridge Univerity Press, 1991.-280 p.
  190. Morqan, W.P. Phisical Activitu and Mental Health / W.P. Morgan // The Academu Papers. Champaign. N.K.P., 1994. — P. 132−145.
  191. Nannally, J.C. Educational measurement and evaluation / J.C. Nannal-ly. New York: Willey, 1972. — P. 14−17.
Заполнить форму текущей работой