Организационно-методические основы формирования математической компетентности специалиста по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования
Диссертация
Научная новизна результатов исследования состоит: в определении конкретного содержания математических знаний, необходимых для удовлетворения профессиональных потребностей специалистов по физической культуре и спортув выявлении образовательных возможностей вуза физической культуры в деле повышения математической грамотности студентовв раскрытии условий и форм, обеспечивающих качественное улучшение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
- 1. 1. Современная концепция профессионального образования в физкультурных вузах
- 1. 2. Новые образовательные системы и технологии обучения
- 1. 3. Формирование математической компетентности в системе высшего профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В СТРУКТУРЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- 3. 1. Мотивационно-потребностная характеристика специалистов естественных наук и физической культуры
- 3. 1. 1. Знания и умения специалистов естественных наук в сфере физической культуры
- 3. 1. 2. Опрос специалистов по физической культуре о важности математических знаний в учебно-тренировочном процессе
- 3. 1. 3. Сформированность математической компетентности различного контингента обследуемых
- 3. 2. Структура взаимосвязи показателей успеваемости студентов физкультурной академии
- 3. 3. Характеристика знаний и основных умений студентов физкультурных вузов
- 3. 3. 1. Анализ успеваемости студентов по естественно-научным дисциплинам
- 3. 3. 2. Взаимосвязь показателей успеваемости студентов по различным циклам дисциплин
- 3. 3. 3. Сравнительная характеристика основных умений студентов с различными уровнями сформированности математической компетентности
- 3. 4. Характеристика показателей физических и интеллектуальных способностей студентов физкультурной академии
- 3. 4. 1. Сравнительная характеристика физических и интеллектуальных способностей различного контингента студентов
- 3. 4. 2. Особенности структуры физических и интеллектуальных способностей студентов с различными уровнями математической компетентности
- 3. 1. Мотивационно-потребностная характеристика специалистов естественных наук и физической культуры
- 4. 1. Методика поэтапного формирования математической компетентности специалистов по физической культуре и спорту
- 4. 2. Сравнительная характеристика учебно-познавательной деятельности студентов
- 4. 3. Уровни освоения знаний в процессе обучения в вузе
- 4. 4. Характеристика успеваемости студентов
- 4. 5. Динамика показателей интеллектуальных и физических способностей
- 4. 6. Реализация знаний студентов в процессе учебной деятельности
Список литературы
- Автоматизированная система управления и оптимизация движений спортсменов (АСУ ОДС): метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1984. — 27с.
- Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. М.: Физкультура и спорт, 1977.-207с.
- Агеевец В.У., Алфимов H.H. Общегуманитарная подготовка студентов институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 12.-С. 23−25.
- Адуевский В.В. На прицеле кольцо. — М.: Физкультура и спорт, 1965. -56с.
- Акимова М.Н., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Педагогика, 1992. — № 3. — С.18−21.
- Алабин В. Г., Сутула В. А., Никитушкин В. Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 3. — С. 43−46.
- Алешанский С.Ю. Биомеханические аспекты техники прыжка в длину: Учеб. пособие для студентов институтов физической культуры. М.: ГЦО-ЛИФК, 1980.-38с.
- Анелаускане A.A. Типы математических способностей и индивидуализация обучения математике: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Вильнюс, 1970. -30с.
- Аникеев В.А. Условия эффективности реализации индивидуального подхода обучения: Автореф. дис.. кан. пед. наук. -М., 1997. -32с.
- Ю.Арпошенко А. Ф. О подготовке учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 45−48.
- П.Артюшенко А. Ф., Лизогуб В. К. Некоторые вопросы подготовки специалистов на факультете физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 34−35.
- Афанасьев B.B. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ростов, 1997. — 62с.
- Ахромова A.B. Специалисты нового профиля в области оздоровительной физической культуры веление времени // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. — М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — Т.2. — С.471−472.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабушкин Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 11−15.
- Бабушкин Г. Д., Двоеглазов А. Н. Управление формированием профессиональных умений у студентов физкультурного вуза в условиях спортивно-педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 3.-С. 11−13.
- Баландин В. И. Прогнозирование в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. -84 с.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37−41.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 88с.
- Барабанов А.Г. 30 лет по пути развития высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. — С.2−6.
- Башлыков И.П., Казиев М. Х. Оценка точности двигательных действий: Лекция. М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 20с.145 —
- Беспалько В.П. Прогаммированное обучение: дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 282 с.
- Беспалько В. П., Беспалько J1. В. Педагогическая технология // Политехнический музей: Новые методы и средства обучения № 2(6). М.: Знание, 1989.-С. 3−53.
- Бикмурзина P.P. Дифференцированный подход к формированию позанва-тельного самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике : Автореф. дис.. кан. пед. наук. Саранск, 1996. -18с.
- Биомеханика в циклических видах спорта: Метод, разработка. М.: ГЦО-ЛИФК, 1985.-40с.
- Биомеханика взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях: Методические рекомендации. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 57с.
- Биомеханика метания диска: Обзорная информация. М.: ВНИИФК, 1987. -25с.
- Биомеханика прыжка в высоту: Лекция / Под ред. В. М. Зациорского, И. В. Лазарева, Н. Г. Михайлова, H.A. Якунина. М.: ГЦОЛИФК, 1982. — 49с.
- Биомеханика стартового разбега: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Зациорского, И. В. Лазарева, Н. Г. Михайлова, H.A. Якунина М.: ГЦОЛИФК, 1986. — с.
- Биомеханика толкания ядра: Обзорная информация. М.: ВНИИФК, 1987. -34с.
- Биомеханические аспекты управления движениями в спорте: Сб. науч. трудов / Под ред. Г. П. Ивановой. Л.: ГДОИФК, 1982. — 60с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-60с
- Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учеб. пособие для ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1985. — 42с.
- Борисов A.B. Использование систем компьютерной математики в спортивно-педагогических исследованиях // Биомеханика. Морфология. Спорт: Сб. науч. трудов, посвященный 50-летию кафедры анатомии, биомеханики и информатики. Смоленск, 2000. — С.31−38.
- Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход П Высшее образование в России. -1994. -№ 4. -С.16−21.
- Бураков В.А. Техническая подготовка акробатов- прыгунов: учеб. пособие для студентов специализирующихся по акробатике и гимнастике. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 15с.
- Бухарова Г. Д. Теоретико-методические основы обучения решению задач студентов вуза: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.—48 с.
- Быков Ю. Н. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 67.
- Быкова В.П. Многоуровневая обучающая программа по физике как средство организации самостоятельной работы студентов в интернациональной группе. М.: Наука, 1997. — 64 с.
- Василевская И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США: Автореф. дис.. кан. пед. наук. М., 1995. — 28с.
- Васильев Н.Д., Рачков К. И., Сальников В. И. Организационно-методические основы нового подхода к высшему физкультурному образованию // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 17−18.
- Верхола А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: КГИФК, 1979.-93с.
- Верхошанский Ю.В. Програмирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176с.
- Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. -1993,-№ 8. -С. 21−28.
- Взятышев В.Д., Романов JI., Сергиевский В. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 35−44.
- Виленский М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы// Теория и практика физической культуры. -1989. -№ 10. С. 19−21.
- Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ори-ентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 11. — С. 27−30.
- Виленский М.Я., Русанов В. П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 6. — С. 48−50.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. — Пресс, 1999. — 536с.
- Гласс Д. Степли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. -495с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. Изд-во 7-е, стер. М.: Высшая школа, 1999. — 479с.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. -М.: Просвещение.- 1985. 117с.
- Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 189с.
- Голубев В.В. Характеристика модели выпускников педагогического факультета института физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 12−42.
- Голубева О. Н, Концепция компьютерного обучения физике // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.52−57.
- Гольховой В.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в условиях заочно-очных форм обучения: Автореф. дис.. кан. пед. наук. -М., 1997. 16с.
- Горбачева В.В. Самоопределение студента как новый ориентир высшей школы в подготовке специалиста // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 3. — С. 22−23.
- Горская Г. В. Перспективные пути реализации принципа опережающей подготовки студентов ИФК // Теория и практика физической культуры. 1989. -№ 10.-С. 24−26.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию, — 1995. -28с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. -30с.
- Грибков В. А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. -25с.
- Григорьев В.И. Концепция физкультурного образования в материалах нового сборника научных трудов СПбГАФК // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — 60с.
- Груденов Я.И. Совершенствование процесса обучения математике на основе системы методических и психолого-дидактических закономерностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1991.- 22с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 165 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1987. — 227 с.
- Денищева JI.O., Кузнецова JI.B., Лурье И. А. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Дикунов A.M. Комплексный программированный контроль педагогических знаний // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 19−21.
- Дикунов A.M. Структура педагогического мастерства // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 2. — С. 14−16.
- Донской Д.Д. Законы движений в спорте: очерки по теории структурности движений. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 176с.
- Донской Д.Д. Теория строения действий и вопросы преподавания техники в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10.-С. 48−51.
- Донской Д.Д. Строение действия (Биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): Учебно-метод. пособие дня студентов ИФК. М.: РГАФК, 1995. — 69с.
- Донской Д.Д., Зайцева J1.C. Методические указания к выполнению расчетно-графических работ по биомеханике. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 34с.
- Донской Д.Д., Зайцева Л. С., Каймин М. А. Расчетно-графические работы по биомеханике: метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа. М.:ГЦОЛИФК, 1986. 44с.
- Дуранов М.Е. Выпускник академического вуза // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.27−28.
- Дьячков В.М. Прыжок в длину с разбега. М.: Физкультура и спорт, 1953. -199 с.
- Дьячков В.М. Легкоатлетические прыжки. Методика тренировки в прыжках в длину, высоту, тройном и с шестом. М.: Физкультура и спорт, 1955. -144с.
- Евсеев С.П. На пути к университету физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 54−58.
- Евсеев С.П. Принципы и технологии разработки новых специальностей вобласти физической культуры // Человек в мире спорта. Новые идеи, техно*логии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука. — 1998. — Т.2. -С.463−464.
- Евсеев С.П., Колодий О. В., Костюченко В. Ф. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 2−4.
- Евсеев С.П., Шашкин Г. А. и др. Опыт преподавания дополнительных глав общетеретических профессиональных дисциплин в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры.1998.-№ 11,12.-С. 32−33.
- Ермаков В.А. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5, 6. — С. 27−28.
- Ермилова Н. Ю. Организация самостоятельной работы студентов: Сб. науч. статей. Волгоград: ВГИФК, 1994. — С. 122−124.
- Жаренкова P.A. Дидактические условия развития интеллектуальной сферы студентов в процессе компьютерного обучения математике: Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1997. — 166с.
- Железняк Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорта в вузе // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12.-С. 17−20.
- Железняк Ю.Д., Туревский И. М., Горбачев Е. Г. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре для учащихся молодежи //
- Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 24−26.•
- Жидких В.П. основы непрерывного физкультурного образования молодёжи на этапах освоения рабочей и инженерной профессии // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 45−49.
- Зайцев Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 7. — С.21−25.
- Звягин А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе (на материале научно-естественных дисциплин): Автореф. дис.. кан. пед. наук. Челябинск, 1978. — 19с.
- Зобков В.В. Динамика физического развития студентов // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. — С. 14−15.
- Ибрагимов У.И., Татпулатов Д. Т. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и успеваемость студентов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 44−45.
- Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256с.
- Иванов B.C. Основы математической статистики. М.: Высшая школа, 1990.-52с.
- Игнатьева В.Я. Приблизить теорию физкультурного образования к практике трудовой деятельности специалиста // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 8−10.
- Измерение знаний при проведении массовых обследований: Метод, рекомендации / Под ред. M.JI. Левицкого. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 24 с.
- Ильин В.В. Критерий научности знания. М.: Высшая школа, 1989. -127с.
- Ильин Е.П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки физкультурных кадров // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 6−8.
- Кабалевская Ю.Д. Развитие самостоятельности учащихся при изучении курса математики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 39с.
- Каган В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1987. -141с.
- Каймин М.А. Расчетно-графические работы по биомеханике и технике спортивных движений в легкой атлетике: Метод, разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-50с.
- Кардялис К.К. Повысить уровень физкультурно-спортивной грамотности // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 11. — С. 41−46.
- Карповский Г. К. Физическая культура и спорт в повышении работоспособности и учебно-трудовой активности студентов // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 10. — С. 13−14.
- Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5−6.-С. 38−40.
- Киршев С.П., Неверкович С. Д. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в институтах физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С.26−29.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. (На материале ЛГУ).- Л.:
- Ленинградский ун-т. 1973. — 152с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: МПЦ Эксперимента, 1995. — 176 с.
- Коджетай М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № З.-С. 56−57.
- Кожабаев Р.Г. Изучение физических основ элементов ЭВМ в курсе физике при реализации межпредметных связей с курсами информатики, математики, и технологии в средней школе: Дис.. канд. пед. наук, Московский пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1997. 162с.
- Кольтипова В.В. Организация содержания психолого-педагогическихдисциплин для студентов АФК с учетом механизмов их профессионализации // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11,12 — С. 39−40.
- Комчанов X. Важный фактор ускорения процесса перестройки физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 8. -С. 48−49.
- Коренберг В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник. 4.1. Механика. — Малаховка: МГАФК., 1998. — 120с.
- Коспоченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физического культуры в современных условиях: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. СПбГАФК, 1997. — 40с.
- Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогических исследований. Волгоград: Перемена, 1994. — 32с.
- Кудрявцев A.B. Дефицит двигательной активности у студентов-математиков и средства его компенсации: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Малаховка, 1986. 19 с.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Знание, 1985.- 144 с.
- Кузин В.В. Время решающих перемен // Теория и практика физической культуры, — 1997, — № 12. С.2−4.
- Кузин В.В. Современное состояние и перспективы научно-педагогического образования в Российской государственной академии физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5.- С.2−4.
- Кузнецов В.К., Нюхин В. И. Влияние различных двигательных режимов на учебную деятельность, состояние здоровья и физическую подготовленность студентов // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 1. -С. 26−27.
- Кузнецов B.C. Анализ техники легкоатлетических видов. Контрольные программы: Метод, разработки. -М.: ГЦОЛИФК, 1985. 52с.
- Кузьмин B.C. Курс «педагогическое совершенствование» как средство профессионально-творческой подготовки учителей физической культуры П Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 18−19.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,. 1981.-186с.
- Лигай Т.П. Методика формирования в процессе практике готовности студентов институтов физической культуры к профессионально-педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 32−33.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120с.
- Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 3. С.19−21.
- Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5, б. — С. 15−18.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. -1998. № 11, 12.-С. 20−23.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. О программных основах вузовского физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. 1990.- № 3. С.42−44.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С.9−12.
- Лубышева Л.И., Косихин В. В. Кадровая поддержка развития инновационных процессов в физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С.2−4.
- Мамытов A.A. Современное состояние высшего физкультурного образования в Киргистане // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — Т.2. — С.502.
- Масальгин H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 149 с.
- Маслов В.И. Отражение требований перестройки высшей школы в новом учебном плане по специальности «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 46−50.
- Маслов В.И., Зволинская М. Н. Многоуровневая структура высшего физкультурного образования очередной указ или осознанная общественная необходимость // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 12. -С. 2−8.
- Маслов Л. А. Основы высшей математики в институтах физической культуры: Учебное пособие для академий и институтов физической культуры. -Хабаровск: ХГИФК. 1996. — 71с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учеб. для завершения уровня высшего физкультурного образования. М.: Физкультура, образование и наука, 1997.-304с.
- Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С.5−8.
- Методы исследований в спорте / Под общ. ред. В. П. Филина Харьков: Основа, 1992. — 149 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Механико-математическое моделирование спортивной техники: / Под ред. В. М. Зациорского. -М.: ГЦОЛИФК, 1982. 55с.
- Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 147с.
- Михайлов Н.Г. Биомеханические аспекты техники прыжков в длину: Метод, разработка / Н. Г. Михайлов, H.A. Якунин, И. В. Лазарев. М.: ГЦОЛИФК, 1987. — 48с.
- Михалев В.И., Сулейманов И. И., Шнайдер В. Х. Формирование единого физкультурного образования простраства Сибири // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.7−12.
- Нестеров A.A., Сидоров A.A. Компьютеризация в учебно-воспитательном процессе физкультурных вузов // Теория и практика физической культуры. -1989.-№ 10.-С. 21−23.
- Нестерова З.И. Содержание и методика подготовки студентов факультета физического воспитания к работе по физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.- 1979. — 22 с.
- Нестерова Л.Ю. Преемственность в обучении математике в средней школе и педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1998. -171с.
- Никитина Е.Д., Баданин В. Г. Развитие педагогического мышления как компонента педагогической культуры у студентов институтов физическойкультуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 10.
- Никитина О. С. Активные методы обучения: Методические рекомендации для студентов и преподавателей института физической культуры. -Смоленск: СГИФК, 1988. 24 с.
- Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и физкультурной деятельности Н Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С.2−10.
- Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
- Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: Сб. науч. тр. / Под ред. Гудкова В. А. ВГТУ, 1994. — Вып.1. — 132с.
- Оптимизация подготовки школьников по метаниям на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие для учителей школ и студентов факультета физ. воспитания. / Под ред. A.A. Кудинова- Славянск, 1992. 46с.
- Основы математической статистики / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 175с.
- Парфентьева H.A., Фомина М. В. Решение задач по физике. В помощь поступающим в Вузы, Ч.1.-М.: Мир, 1993. 216с.
- Пелих A.B. Использование игровых комплексов в профессиональной подготовке учителя физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 41−42.
- Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке % специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы. перспективы) // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С 6−9.
- Петунии O.B. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: Дис.. докт. пед. наук. СПбГАФК, 1997. — 235с.
- Пилоян P.A. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 3−7.
- Пилоян P.A. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 8.-С. 5−8.
- Пилоян P.A. Основы научно-исследовательской деятельности (на примере физкультурного вуза): Учебное пособие.- Малаховка: МГАФК, 1997.- 66 с.
- Пичаров Б.П. Методика подготовки и проведения итоговой аттестации учащихся по математике за курс основной и средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 32с.
- Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 285с.
- Платонов В.Н. Теория спорта: Учебник для институтов физической культуры. Киев: Вища школа, 1987. — 423с.
- Пономарев Г. Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.32−35.
- Попов В.Б. Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 3-е изд. доп. — 96с.
- Применение математических методов и ЭВМ для повышения эффективности учебного процесса в учебном вузе. М., 1984. — с.
- Прохорова М.В., Трейфер Н. Э. Формирование управленческой компетентности студентов в процессе изучения курса «Массовая физкультурнооздоровительная работа и туризм» // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 10−12.
- Пустовойтов В.П. Педагогические условия компьютеризации учебного процесса. М.: Педагогика, 1988.- 48 с.
- Рабинский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.-М., 1975.-56с.
- Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993.- 57 с.
- Ратов И.П., Попов П. П., Моченов В. П., Чепин В. Д. К обоснованию приоритетов социальной поддержки направлений научных исследований и новых форм целевой ориентированности научных знаний // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 5. — С.2−5.
- Решение некоторых задач биомеханики спортивных движений: Метод, пособие для студентов и аспирантов. J1., 1971. — 74с.
- Родионов A.B. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения спортивных задач в спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1990.-45 с.
- Рослова Л.О., Геометрические модели и методы как средство развития школьников при обучении математике в 5−6-х классах: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1997. 161с.
- Русинов В.П., Мокрушина Е. И., Козлова С. Ж. Совершенствование методики преподавания дисциплин естественнонаучного блока в институте физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 12.-С.55−58.
- Саввина O.A. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 175с.
- Савельев А. Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. -№ 2. — С. 29−37.
- Савин Н. В. Педагогика: Учебное пособие, изд. 2-е. доп. -М.: Просвещение, 1978.-С. 140.
- Самсонова A.B., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 9. — С.22−26.
- Селиванова Т.Г. Высшая математика как самостоятельный предмет в Российской Государственной академии физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 12. — С.17−20.
- Селуянов В.Н., Зубков A.B., и др. Теоретическая подготовка специалистов по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 1994.-№ 12. — С. 9−12.
- Семенов В.Г., Смольянов В. А., Врублевский Е. П. Методы математической статистики в исследованиях по физической культуре и спорту: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК. — 1998. — 73с.
- Сенашенко В., Казарин JI., Кузнецова О. О подготовке кадров в классических университетах // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 5463.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград: Перемена, 1994. 150с.
- Сикидина Н.В., Севостьянова О. В. Из опыта психологической поддержки дифференцированного обучения: Сб. науч. статей Волгоград: ВГПУ, 1994. — С.46−50.
- Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. М.: Изд-во СААМ, 1995. — 445с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136с.
- Соловьева A.B. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовки // Теория и практика физической культуры. -1997. № 12. -С.36−41.
- Сонин Д.Н. Применение принципа индивидуального подхода к учащимся в учебной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. — 28с.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников (биоэнергетический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С.38−44.
- Спортивная метрология / Под общ. ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
- Способности и склонности: комплексное исследование / Под ред. А. П. Голубевой. М.: Знание, 1989. — 124 с.
- Степанов В.А. Совершенствование методов преподавания физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — с.
- Степин B.C. Естественнонаучное образование в гуманитарных вузах // Высшее образование в России. 1993. — № 1. — С.55−62.
- Столяров В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С.11−15.
- Суслов Ф.П., Холодов Ж. К. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва. М.: Физкультура, образование и наука, 1997.-416с.
- Суслов Ф.П., Филин В. П. Действительный или мнимый кризис современной теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 6. — С.50−53.
- Сучилин A.A. Теоретико-методические основы подготовки резерва для профессионального футбола. Волгоград: ВГАФК, 1997. — С.29−44.
- Талызина Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: СГУ, 1988.- 176 с.
- Тертычный A.B. Анализ современных целевых установок по вопросу о содержании и наиболее эффективных формах обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С.5−7.
- Торунова Э.Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера преподавателя // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 12. — С. 26−28.
- Третьяков В.Е., Прокопьев В. П. Формирование естественнонаучного образования гуманитариев // Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С.58−60.
- Условия приема и нормативные требования для поступающих в Волгоградскую государственную академию физической культуры: Методическое пособие / Под общ. ред. Шамардина А. И., Сергеева В. Н. Волгоград: ВГАФК, 2001.-57с.
- Уфимцев A.B. Использование методов моделирования в спортивной практике// Оптимизация подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. научн. трудов. Челябинск, 1996. — С. 19−22.
- Хабий Э.А. Проблемы организации коллективной индивидуальной работы учащихся при изучении математики в восьмилетней школе. М.: Педагогика, 1976. — 88 с.
- Харитонова А.Л. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий (на примере естественно-математических дисциплин): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 138с.
- Харитонова И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. — 36с.
- Хасик Л.П., Дрозов A.A. Математическое моделирование движений человека И Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука. — 1998. — Т.1. — С.74−75.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. и др. Эффективность комплексного подхода к обучению в вузах спортивного профиля // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 12−18.
- Хотенков Л. С., Шустин Б. Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки: Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова. М.: СААМ, 1995. — С. 226−237.
- Цветкова О.Н. Методические принципы применения педагогических программных средств при обучении естественнонаучным дисциплинам студентов педагогических вузов. М.: Высшая школа, 1992. — 86 с.
- Черемесинов В.Н. Учебно-методическая работа в РГАФК: состояние и перспективы // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. -С.53−55.
- Чернов К.Л., Кузнецов В. К. и др. Подготовка кадров для спорта и физической культуры в условиях рыночной экономики // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 28−32.
- Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. — с.
- Чесноков H.H. Довузовская подготовка важный этап профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. -1998. — № 4. — С.54.
- Чесноков H.H. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 24−27.
- Чесноков H.H., Матвеев А. П. Проблемы вступительных экзаменов в вузе физкультурного профиля // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 8. — С. 48−52.
- Чигинкин В.Г. Проблема содержания физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 25−27.
- Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995. — 34 с.
- Шадриков В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 65−75.
- Шаманова Л.И. Теоретические основы взаимосвязи школьной математики и спецдисциплин в педвузе: Дис.. канд. пед. наук. Орел, 1997. — 148с.
- Шемуратов Ф.А., Фукина Л. И. Элементы высшей математики: Учебник для студентов вузов физической культуры. Набережные челны: Изд-во КамПИ, 1999.-368с.
- Шестаков М.П., Анненков К. В. и др. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 43−45.
- Шикин Е.В. О концепции математики и информатики для гуманитариев // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.69−72.
- Шустин Б.Н. Моделирование в спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1995.-82 с.
- Эткина Е.В. Методика преподавания физики в гимназии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 32с.
- Яворский Б.М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. 4-е изд., испр. — М.: Наука, 1989.-576с.
- Якимов A.M. О введении дисциплины «основы тренерского мастерства» на тренерских факультетах институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 20−22.
- Якобашвили В.А. Этапы научно-исследовательской деятельности Кубанской государственной академии физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. — С.7−11.
- Яшкина Е.Н. Совершенствование процесса обучения предмету «Информатика» в институте физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 12. — С.7−8.
- Harasim L., Hiltz S.R., Teilles H., Turoff M. Learning networs: a field guide to teaching and learning on-line. Massachusetts Institute of Technology, 1995. -329p.
- Moore M., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Wads-worth Publishing Company, 1996. — 290p.
- Crum B.J. Conventional thought and practice in physical education problems of teaching and implications of chahge. Quest, 1993. — № 45. — P.24−26.
- Laporte W. Physical Education in the European Union in a harmonisation process in EUPEA. News letter, 1999. — № 4. — P. 18−21.
- Nisbel J., Shucksmith J. Learning strategies. London, Boston, Henley, 1986. — 104 p.
- Hopfield J.J. Neural network and physical systems with emergent collective computational abilities // Proc. Nat.Sci.USA.-1982.- Vol.79.- P.254−258.
- Rumelhart D.T., Hinton G.E., Williams R.J. Leaning representations by back-propagating errors //Nature. -1986.-Vol.323.- P.533−536.
- Rumelhart D.T., Hinton G.E., Williams R.J. Leaning internal representations by error propagation // Parallel Distributed Processing: Exploration in the
- Microstructure of Cognition / Ed, by D.E.Rumelhart and J.J.McClelland.-Cambridge. MA: MIT Press, 1986. -Vol.1. — P.318−362.
- Kosko B. Bidirectional Associative Memories // IEEE Trans. on Systems, Man. and Cybernetics. Jan., 1988.-Vol.SMC-18.- P.49−60.
- Real Brains, Artificial Mids / Ed. By J.L.Casti, A. Karlqvist. North-Holland, 1987.-226 p.
- Zbigniew Kravzyk Sport and Humanism. Aspects of an Analysis: Paper presented at the XII World Congress of Sociology, 9−13 July, 1990. Madrid, Spain, 1990. -189p.
- Morgan W.P. Phisical Activity and Mental Healht II In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994. P.132−145.
- Balsevich V.K. Identification and Development of Sport Talent // Current Research in Sports Sciences. New York: Plenum Press, 1996. — P. 1−4.1. Спортивные игры I уровень
- Задача 1. Баскетболист ведет мяч со скоростью Уб=5,5м/с. Время между ударами по мячу 1=0,48с. Определить оптимальный угол ведения мяча при низком ведении 111=0,6 м и при высоком ведении 112= 1,15 м.Отраектория полета мяча1. Решение.
- Угол ведения мяча баскетболистом определяется исходя из вида траектории полета мяча (см. рис.):1. Уб-*а = аг2.И
- Пользуясь данной формулой, определим углы ведения мяча при различной высоте ведения. При низком ведении:5,5 • 0,48а = агс2.0,665″, а при высоком ведении:5,5−0,48 оа = агар —--— = 49 .2.1,15
- Ответ. Оптимальный угол ведения мяча при высоте ведения 0,6 м составляет 65°, а при высоте ведения 1,15 м 49° при скорости ведения мяча 5,5м/с.
- Значение угла, а вычислим по формуле:1 +Л2 gа, = arctggS^v2v02лh-(h0+ 0,25)gF
- Ответ. При скорости вылета 9,5 м/с угол вылета в штрафном броске составляет 74°, а при броске из трехочковой зоны 63°.
- Задача 3. Баскетболист, находясь на расстоянии Б=5м от щита, бросает мяч под углом а=60° со скоростью у0=8,1м/с. Мяч ударяется о щит и упруго отскакивает. На каком расстоянии от щита можно перехватить мяч?1. Решение.
- Расстояние, на котором можно перехватить мяч, отскочивший от1. V 2 8т2 ащита, можно вычислить по формуле: = —--&.81. Имеем: Б, =8Д 5Ш (2- 60) 9,8- 5 = 0,79.
- Ответ. При броске мяча под углом 60° с расстояния 5 м его можно перехватить после удара о щит на расстоянии 0,79 м.1. уровень
- Задача 1. Баскетболист ведет мяч со скоростью Уб=5,5м/с. Время между ударами по мячу 1=0,48с. Определить:
- Оптимальный угол ведения мяча при низком ведении 111=0,6м- 0,65м- 0,7м- 0,75м- 0,8 м и при высоком ведении 112= 1,0м- 1,05м- 1,1м- 1,15м- 1,2 м.
- Зависимость угла ведения мяча, а от скорости баскетболиста уб=4,6м/с- 5,00м/с- 5,40м/с- 5,80м/с- 6,20м/с при низком ведении 111=0,6 м и при высоком ведении 112=1,0 м. Построить график зависимости угла ведения, а мяча от скорости баскетболиста уб.
- Неизвестную величину / (расстояние, пробегаемое баскетболистом между ударами по мячу) найдем, исходя из модели равномерного движения бакетболиста на данном участке траектории. Тогда имеем: а = (1).2.я 2 -л
- Пользуясь формулой (1), определим углы ведения мяча при различной высоте ведения. Результаты оформим в таблицы.1. Низкое ведение:
- Ьь м 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80а, град 65° 64и 62° 60° 59°1. Высокое ведение:
- Уб, м/с 4,60 5,00 5,40 5,80 6,20аы, град. 61° 63″ 65° 67″ 69″
- Ь2, град. 48° 50и 52° 54″ 56″
- Построим по данным таблицы график: по оси ОХ отметим значения скорости Уб, а по оси ОУ- значения угла ведения мяча а. а, град.70 'т 60 ¦¦50