Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-методические основы формирования математической компетентности специалиста по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования состоит: в определении конкретного содержания математических знаний, необходимых для удовлетворения профессиональных потребностей специалистов по физической культуре и спортув выявлении образовательных возможностей вуза физической культуры в деле повышения математической грамотности студентовв раскрытии условий и форм, обеспечивающих качественное улучшение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
    • 1. 1. Современная концепция профессионального образования в физкультурных вузах
    • 1. 2. Новые образовательные системы и технологии обучения
    • 1. 3. Формирование математической компетентности в системе высшего профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В СТРУКТУРЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 3. 1. Мотивационно-потребностная характеристика специалистов естественных наук и физической культуры
      • 3. 1. 1. Знания и умения специалистов естественных наук в сфере физической культуры
      • 3. 1. 2. Опрос специалистов по физической культуре о важности математических знаний в учебно-тренировочном процессе
      • 3. 1. 3. Сформированность математической компетентности различного контингента обследуемых
    • 3. 2. Структура взаимосвязи показателей успеваемости студентов физкультурной академии
    • 3. 3. Характеристика знаний и основных умений студентов физкультурных вузов
      • 3. 3. 1. Анализ успеваемости студентов по естественно-научным дисциплинам
      • 3. 3. 2. Взаимосвязь показателей успеваемости студентов по различным циклам дисциплин
      • 3. 3. 3. Сравнительная характеристика основных умений студентов с различными уровнями сформированности математической компетентности
    • 3. 4. Характеристика показателей физических и интеллектуальных способностей студентов физкультурной академии
      • 3. 4. 1. Сравнительная характеристика физических и интеллектуальных способностей различного контингента студентов
      • 3. 4. 2. Особенности структуры физических и интеллектуальных способностей студентов с различными уровнями математической компетентности
  • ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В СТРУКТУРЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 4. 1. Методика поэтапного формирования математической компетентности специалистов по физической культуре и спорту
    • 4. 2. Сравнительная характеристика учебно-познавательной деятельности студентов
    • 4. 3. Уровни освоения знаний в процессе обучения в вузе
    • 4. 4. Характеристика успеваемости студентов
    • 4. 5. Динамика показателей интеллектуальных и физических способностей
    • 4. 6. Реализация знаний студентов в процессе учебной деятельности

Организационно-методические основы формирования математической компетентности специалиста по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общество нуждается в физкультурных кадрах широкого профиля, способных использовать знания из различных научных областей с учетом специфических задач, выдвигаемых практикой физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (17,80,99,109,124).

На фоне ускорения научно-технического прогресса темп развития спортивной науки замедлен, а её технико-методический арсенал выглядит устаревшим. Необходим поиск новых тактических и стратегических путей интенсификации процессов обобщения и выработки более емких идей и понятий, включающих большой объем ранее накопленной информации (45,131,190,209).

Сегодня нужен новый тип специалиста, владеющего методами моделирования и прогнозирования образовательных процессов, способного использовать знания на практике, системно интегрируя информацию, собранную учеными разного профиля. Интеллектуальное преимущество — основа профессиональных успехов специалистов по физической культуре и спорту в условиях рыночной конкуренции (19,47,49,102,124).

Результативность обучения в вузе повысится и итоговая подготовленность специалиста по физической культуре возрастет, если у студентов планомерно формировать умение приводить оценочные показатели различных характеристик к компактному и обозримому виду статистических величин, грамотно интерпретировать их. Для этого они должны обладать логико-математической компетентностью, сформированность которой и позволяет системно видеть педагогический процесс, успешнее анализировать педагогические ситуации, находить закономерности рассматриваемых явлений, выделять цель и главные задачи, делать адекватные выводы, удачнее выбирать эффективные тренировочные средства (216,224,238,239).

В физкультурных вузах задача формирования математической компетентности до настоящего времени по существу не ставилась. Этот термин не используется в физкультурном образовании ни в учебных планах, ни в учебных программах, ни в учебной литературе. Вместе с тем, следует отметить, что понятие «математическая компетентность» уже заняло свое место в общепедагогических изданиях.

Нам представляется, что целенаправленное развитие математической компетентности должно стать органической частью учебной работы по формированию профессиональных навыков и педагогической культуры студентов физкультурных вузов.

Проблема заключается в необходимости разрешения противоречия между степенью разработанности теоретических и методических основ профессионального образования и отстающим от нее уровнем программно-методического обеспечения математического компонента системы подготовки квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Неоднозначность и противоречивость позиций ведущих специалистов по данному вопросу вызывает необходимость дополнительного научного исследования.

Объект исследования: высшее физкультурное образование как процесс формирования высококвалифицированного субъекта физической культуры и спорта, место и роль в этом процессе математической подготовки студентов.

Предмет исследования: средства, методы и организационные формы становления математической компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику формирования математической компетентности студентов физкультурных вузов.

Гипотеза исследования. Методика формирования математической компетентности студентов физкультурных вузов будет педагогически целесообразной и результативной, если в ее основу положить:

— учет основных факторов, влияющих на качество профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, в их математической интерпретацииадаптацию содержания математических задач к профессиональной направленности обучения;

— оптимальный комплект программного обеспечения, позволяющий создавать алгоритмы решения профессионально значимых для специалистов по физической культуре и спорту задач;

— соблюдение преемственности в применении компьютерных методов математических решений, доступности в формулировании прикладных задач.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские представления о целостности и системности, о категории части и целого, о целостности личности (В.И.Ильин), основные положения концепции целостного педагогического процесса (В.И.Ильин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Ю.П.Сокольников), деятельностный подход (А.Н.Леонтьев), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов), концепция личностно ориентированного образования (В.В.Сериков), современные теории управления подготовкой специалистов в области физического воспитания и спорта (М.Я.Виленский, Г. Б. Горская, Л. И. Лубышева, О.С.Никитина), теория спортивной тренировки (Л.П.Матвеев, В. Н. Платонов, Ю. В. Верхошанский, А.А.Сучилин).

Научная новизна результатов исследования состоит: в определении конкретного содержания математических знаний, необходимых для удовлетворения профессиональных потребностей специалистов по физической культуре и спортув выявлении образовательных возможностей вуза физической культуры в деле повышения математической грамотности студентовв раскрытии условий и форм, обеспечивающих качественное улучшение физкультурного образования за счет органичного использования в нем математического обучения, учитывающего особенности профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спортув разработке и научном обосновании программ обучения и дифференцированной методики формирования математической компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики физической культуры и спорта положениями и выводами диссертации, в которых: обосновывается возрастание значимости интеллектуальных (в частности, математических) способностей субъектов сферы физической культуры и спорта для ее успешного функционирования и развитияраскрывается механизм позитивного влияния математической компетентности на развитие профессионально значимых качеств специалистов по физической культуре и спорту.

Достоверность результатов исследования обеспечена серьезной теоретико-методологической базой, логической последовательностью и непротиворечивостью процедуры исследования, четкой постановкой цели и задач, адекватностью и разнообразием использованных методов, репрезентативностью эмпирического материала, корректной статистической обработкой экспериментальных данных.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что благодаря применению разработанной и обоснованной в диссертации методики формирования математической компетентности обеспечивается, во-первых, значительное повышение эффективности процесса подготовки педагога-тренера — одного из основных субъектов учебного и учебно-тренировочного процессовво-вторых, облегчается достижение выпускниками академии физической культуры адекватного Государственному образовательному стандарту состояния профессионально-педагогической готовности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методика формирования математической компетентности, базирующаяся на разработанных организационно-методических требованиях и педагогическом алгоритме основных технологических операций, является педагогической инновацией, существенно оптимизирующей процесс подготовки специалиста по физической культуре и спорту.

2. Формирование математической компетентности позволяет находить в обучении и воспитании идеи, закономерности, выводы, адекватные логике рассматриваемого явленияобеспечивает системное видение педагогического процесса, способствует выделению главной цели, основных педагогических задач, выбору наиболее эффективных форм, средств и методов организации учебного и тренировочного процесса.

3. Инвариантность решения проблемы в зависимости от организационно-педагогических условий, учет многообразия влияния факторов, отыскание научно обоснованных объяснений полученных результатов, отбор наиболее целесообразных для конкретной ситуации организационных форм, методов и приемов физического воспитания, проектирование новых вариантов решения проблемы, проверка их на практике активизируют познавательную сферу личности студента, развивают способность к самоконтролю, обеспечивают в итоге более высокий уровень профессиональной готовности выпускника физкультурного вуза.

Апробация результатов исследования проводилась на научных и научно-методических конференциях различного уровня, тематических заседаниях кафедры информатики и кафедры теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры, в научных и методических публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 206 страницах машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов и приложения. В диссертации содержится 13 рисунков и 17 таблиц. Библиографический список включает 257 источников, из них 13 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Специалисты по физической культуре и спорту испытывают потребность в углубленных математических знаниях, необходимых для проектирования современных педагогических технологий учебного и учебно-тренировочного процессов. Большинство студентов и практических работников имеют низкий уровень математической компетентности, что негативно влияет на их профессиональную подготовленность.

Содержание естественно-научных дисциплин учебных планов физкультурных вузов в основном не интегрировано с преподаванием теоретико-методических основ физического воспитания и спортивной тренировки и это существенно сдерживает формирование профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых студентов.

2. По данным успеваемости студентов дисциплины учебного плана «бакалавр физической культуры» выделяются в четыре блока: общегуманитарные и социально-экономические, медико-биологические, психолого-педагогические, естественно-научные.

В первом блоке дисциплин, состоящем из десяти предметов, выделены ключевые — социология и философия. Физиология — центральное звено дисциплин второго блока, теория и методика физической культуры — третьего. Математика, информатика, спортивная метрология, физика и биомеханика образовали четвертый блок дисциплин. Выделено его основа — математика.

3. Наибольшее влияние на успеваемость студентов по естественно-научным дисциплинам учебного плана «бакалавр физической культуры» оказывает спортивная специализация (9,8%). Далее идут половые особенности студентов (7,1%) и наличие либо отсутствие перерыва в обучении после окончания школы (4,8%). Следующим по значимости фактором влияния является подготовленность учащихся, закончивших общеобразовательную школу и среднее специальное учебное заведение (4,4%). Значимость уровня спортивного мастерства (1,8%) и особенностей подготовленности городских и сельских школьников (1,3%) менее выражены.

4. У студентов III-V курсов с низким (первым) уровнем сформированное&tradeматематической компетентности выявлены только первый (53,6%-70,2% от обследованного контингента) и второй (29,8%-46,4%) уровни развития умений применять знания в знакомой и несколько измененной ситуации, при этом наиболее выражено индифферентное отношение к учебным действиям.

Студенты со средним (вторым) уровнем математической компетентности имеют, в основном, второй (35,3%-64,3% от обследованного контингента) и третий (21,4%-58,8%) уровни развития основных умений, и только отдельные обучающиеся (5,9%-14,3%) выходят на четвертый уровень, характерный для их творческого применения. Как правило, проявляется ситуативное положительное • отношение к учебным действиям. Студенты с высоким (третьим) уровнем математической компетентности в абсолютном большинстве имеют третий (45,5%-60,9%) и четвертый (38,9%-47,8%) уровни развития основных умений. Наиболее характерно укрепившееся положительное и потребностное отношение к учебным действиям.

Студенты, имеющие устойчивые интересы и сформированные потребности, предпочитают продуктивную учебную деятельность. Направленность мотивации на формирование основных умений отсутствует, когда деятельность носит Ч репродуктивный характер.

5. Студенты с высоким (третьим) уровнем сформированное&tradeматематической компетентности имеют преимущество (по сравнению с другими частями обследованного контингента) по отдельным показателям, характеризующим интеллектуальные качества (математические способности, способности к абстрагированию, обобщению, умению выносить суждения и умозаключения, пространственное воображение, комбинаторное мышление), но существенно уступают остальным по уровням развития отдельных двигательных.

4 способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств и выносливости).

Студенты со средним уровнем сформированности математической компетентности существенно превосходят группу студентов с ее высоким уровнем в прыжках в длину с места (8,7%, р<0,01), в подтягивании на перекладине (40,5%, р<0,01), в беге на 30 м (4,1%, р<0,05). Данные студенты имеют более высокий уровень комплексной физической подготовленности.

Интеллектуальные способности — определяющий фактор формирования математической компетентности изучаемого контингента.

6. У студентов с низким уровнем сформированное&tradeматематической компетентности показатели физических и интеллектуальных способностей распределились обособленно и выделялись у мужчин в три блока результатов, у женщин — в два блока.

У студентов со средним (вторым) уровнем развития математической компетентности отдельные показатели физических способностей выявились обособлено, а интеллектуальные способности проявились системно.

Системное распределение результатов физических и интеллектуальных способностей проявляется только у студентов с высоким уровнем сформированности математической компетентности.

7. Методика поэтапного формирования математической компетентности специалиста по физической культуре и спорту существенно повысила показатели учебно-познавательной деятельности студентов и уровни освоения знаний в процессе обучения в вузе, обеспечила рост показателей, характеризующих уровень интеллектуальных способностей, объединив их в иерархическую систему, улучшила показатели удовлетворенности занимающихся результатами обучения и продуктивность учебного процесса, способствовала более полной реализации знаний студентов в процессе учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное развитие общества отмечается возрастающей сложностью и тенденцией к плюрализму: одновременным функционированием множества концепций, идей, теории и методов, в том числе не только нетрадиционных, но и альтернативных, которые могут существовать независимо, смешиваться или конкурировать друг с другом.

Перед высшим физкультурным образованием встает серьезная проблема систематизации знаний профессиональной подготовки специалистов, выявлении двигательных возможностей человека и понимания частных научных фактов в контексте общих закономерностей. Важной чертой является и тенденция преобразования инновационных моментов в образовании. Механизм инноваций предполагает следующее:

— создание творческой атмосферы;

— создание социокультурных и материальных условий;

— аципирование поисков образовательных систем и их поддержка;

— интеграция перспективных проектов, действующих на данный момент.

Необходимо также подчеркнуть новые тенденции современной социализации. Если для прежней образовательной парадигмы было характерным считать образовательный процесс, практически целиком детерминирующим развитие личности, то современные концепции подходят к этому принципиально иначе. Представление о социализации как об однонаправленном процессе усвоения существующих норм сменяется требованием активного включения в профессиональную и культурную деятельность. Постулируется не пассивное принятие возникающих ситуаций, а активное их творческое изменение.

В настоящее время не усвоение готовых знаний, социальных норм, а формирование готовности к самостоятельной деятельности в обществе является решающим. Ярко выражена необходимость формирования у будущих спортивных педагогов способности активно, результативно и самостоятельно действовать, решая педагогические задачи, усваивая и творчески преломляя нормы и принципы сообщества.

Переход на многовариантное и многоуровневое структурирование высшего физкультурного образования открывает новые возможности для реализации требований общекультурной и общенаучной фундаментальной подготовки специалиста по физической культуре и спорту.

При формировании профессионально-педагогических навыков специалиста по физической культуре и спорту необходимо учитывать, прежде всего, качества, соответствующие инвариантным базисным компонентам деятельной структуры личности педагога, информационно-познавательной, коммуникативной, этико-нравственной, профессиональной и телесно-двигательной культуры.

Можно уверенно полагать, что комплексное совершенствование содержания и педагогической технологии, композиционной структуры и информационной насыщенности учебных занятий в физкультурной академии поможет решить проблемы успешного обучения специалистов по физической культуре и спорту в инновационном духе и в соответствии с требованиями Государственного образовательных стандарта.

Развитие теории и методики спортивной тренировки неразрывно связано с возрастающими социальными функциями спорта в современном обществе. Ретроспективный анализ подготовки и участие элиты мирового спорта в международных соревнованиях показывает, что современные рекордные достижения в спорте являются конечным результатом совокупности интеллектуальной и физической деятельности широкого круга специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе. Отсюда следует, что интеллектуализация спортивной тренировки является центральным и доминирующим фактором спортивного достижения в современной системе спортивной подготовки.

Высокая эффективность этого фактора обуславливается рядом частных компонентов:

— возрастающим взаимодействием и взаимным проникновением различных научных дисциплин: физиологии, психологии, биомеханики, биохимии, педагогики и многих других;

— интенсивным внедрением современной телеметрической и электронно-вычислительной техники;

— универсализацией научных методов (прежде всего математизацией научно-исследовательского процесса);

— методической ролью таких интегральных наук как кибернетика, теория систем, теория информации.

Будущая профессиональная деятельность уже сегодня требует от студента самоопределения по отношению к процессу обучения и здесь возможны два пути. Студент может самоопределиться как будущий специалист — носитель определенных производственных функций, готовящийся выполнять задания в рамках, установленных служебными предписаниями. Такого будущего педагога характеризует жесткость установок, приверженность к однажды усвоенным стереотипам, его вполне устраивает существующий тип обучения. Он в состоянии готовить чемпионов и, как правило, оценивается административным аппаратом как хороший работник.

Некоторые студенты выбирают второй путь — путь профессионала, носителя социокультурных норм и способов осуществления деятельности, способного выходить за её рамки, видеть за готовыми формулами проблемы, формировать личное отношение к ним на основе ценностных ориентаций и предлагать способы их разрешения. Студент представляет проблему как комплекс задач, требующих совместного решения со специалистами из других областей знаний.

В настоящее время вузы, к сожалению, не имеют системы подготовки, формирующей самоопределение студентов, учебная программа не отвечает требованиям тех, кто выбирает путь развития личностно-профессиональной позиции, которая сегодня при подготовке специалиста игнорируется.

Высокий профессионализм требует многогранной, разносторонней подготовки с личностной включенностью. Достичь этого можно посредством дея-тельностного содержания образования, которое подразумевает осмысление студентом ситуации и рефлексию своей деятельности на основе ценностных ориентаций. С этой точки зрения в учебных предметах должна преобладать не информационная составляющая, развернутая в определенной логической последовательности, а формирование способностей анализировать педагогические ситуации, удачно выбирать средства, эффективные формы и методы организации учебно-тренировочного процесса.

Потребность в творческой самореализации личности — необходимое условие педагогической профессионализации, движения к высшей точке профессионализма — мастерству. Образование будущего педагога должно быть построено таким образом, чтобы подготовить его к решению сложных задач в непредвиденных жизненных ситуациях. Информационно-репродуктивная направленность системы подготовки кадров должна «уступить» место коммуникативно-продуктивной, необходимо «погрузить» студента в различные проблемные ситуации технологии его подготовки.

Нам представляется, что одной из важных предпосылок мотивации обучения в пользу сознательного, самостоятельного, а, следовательно, активного получения знаний, является новый подход к планированию: активное изменение плана в ходе его реализациипринципиальная недопустимость планирования нижнего, операционного уровня деятельности. По нашему мнению, важна ориентация не на конкретную науку как область человеческого знания, а на конкретного представителя этой области — ученого, исследователя, преподавателя, организатора.

Сегодня можно говорить о необходимости скорейшей компьютеризации высшего образования. Нам представляется важным то, что предлагаемый метод компьютерной диагностики является конкретным шагом по внедрению такого мощного и эффективного средства. В данном случае обеспечивается возможность сконцентрировать в памяти компьютера большое количество заданий по различным специфическим реальным ситуациям в каждом виде спорта.

Существующая в настоящее время система передачи знаний студентам теоретических сведений, как нам представляется, стала архаичной. Основной недостаток — это деление дисциплин на две части: общую академическую и специальную — прикладную. «Академическое» изложение, общих основ науки бывает весьма далеко от практической деятельности будущих физкультурных педагогов, мало учитывает физкультурно-педагогические интересы студентов.

Общая" дисциплина читается преподавателями общетеоретических кафедр, а «специальная» — спортивными педагогами, поэтому один и тот же вопрос излагается студентами с разных теоретических концепций.

Серьезный недостаток существующей подготовки будущих физкультурных педагогов состоит в том, что студентам дается сумма знаний, а не их система. Преподаются дисциплины (физиология, психология, анатомия, гигиена, теория и методика физической культуры и др.), а не даются обобщенные сведения о тех или иных сторонах будущей педагогической деятельности (обучение, воспитание, общение со студентами, нормирование тренировочных нагрузок). В результате студенты сами должны систематизировать необходимые сведения из разных учебных дисциплин, чтобы решить практическую задачу подготовки спортсмена. Проблема склеивания целостного представления о технологии подготовки спортсмена из осколков различных педагогических, физиологических и психологических сведений, к сожалению, пока не разрешена.

Учебная программа физкультурных вузов включает теоретическую и практическую подготовку студентов. Выделены различные блоки дисциплин: общегуманитарные и социально-экономическиеестественно-научныеобщепрофессиональные.

Результаты нашего исследования показывают, что показатели успеваемости по 29 дисциплинам учебного плана сгруппировались в четыре блока: общегуманитарный и социально-экономическиймедико-биологическийпсихологопедагогическийестественно-научный. Выявлена их независимость друг от друга. Помимо слабой взаимосвязи и преемственности между фундаментальными дисциплинами различных блоков также отсутствует их взаимосвязь с такими специальными предметами, как теория и методика физической культуры, теория и методика избранного вида спорта. Как показывают педагогические исследования это ведет к снижению качества подготовки специалистов, в результате возникают трудности в применении полученных в процессе обучения теоретических знаний в практической работе будущего педагога при проявлении нестандартных ситуаций и решении различных задач.

Анализ показывает, что в содержании предметных курсов по теории и методике физической культуры, теории и методике избранного вида спорта, предлагаемых для усвоения, отсутствуют концептуальные и математические модели. Они недостаточно развернуты понятийно и поэтому не могут стать основой для формирования обобщенных способов действия специалиста в подготовке и разрешении вопросов реальной педагогической деятельности. Следовательно, при традиционном информационном способе передачи знаний не обеспечивается развитие теоретического мышления у обучающихся.

Помимо неудовлетворительного содержания обучения «по учебникам» далека от совершенства и форма, в которой происходят обучение и подготовка педагогических кадров. Целесообразно использовать активные методы обучения с использованием современных средств обучения, в частности ЭВМ.

На основе компьютерного имитационного моделирования технологии тренировочного процесса студентам предлагаются теоретические разработки методов управления компонентами физической и технической подготовленности, а также методы планирования нагрузок с целью получения заданного адаптационного результата.

Анализ полученных данных показал, что у студентов экспериментальной группы произошли статистически достоверные изменения знаний по исследуемым уровням мышления. Это привело к положительному результату в работе при построении технологии подготовки спортсменов.

Анализ результатов педагогического эксперимента, а также опросы показали, что студенты приобретают различные навыки теоретического мышления:

— навык моделирования подготовки спортсмена дает возможность взглянуть шире во всех основных аспектах целостной профессиональной деятельности;

— навык выбора средств физической подготовки после проведения анализа профессиональных ситуаций;

— навык разработки методики спортивной тренировки с оценкой возможных последствий своих решений;

— модель тренировочного процесса, которую можно использовать для систематизации научной информации, теоретической проверки рекомендаций практиков.

Активное формирование математической компетентности у студентов физкультурной академии дает возможность организации педагогического взаимодействия на высоком уровне абстрагированности и обобщенности материала при интенсивном темпе его изучения, активном эмоциональном «прослеживании» ситуаций взаимодействия, результатом которого является овладение алгоритмами действия в профессиональной среде, а также ценностными отношениями, встроенными в потребностно-мотивационную и эмоционально-регулятивную сферу личности будущего специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная система управления и оптимизация движений спортсменов (АСУ ОДС): метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1984. — 27с.
  2. Ф.К. Биомеханика ударных движений. М.: Физкультура и спорт, 1977.-207с.
  3. В.У., Алфимов H.H. Общегуманитарная подготовка студентов институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 12.-С. 23−25.
  4. В.В. На прицеле кольцо. — М.: Физкультура и спорт, 1965. -56с.
  5. М.Н., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Педагогика, 1992. — № 3. — С.18−21.
  6. В. Г., Сутула В. А., Никитушкин В. Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 3. — С. 43−46.
  7. С.Ю. Биомеханические аспекты техники прыжка в длину: Учеб. пособие для студентов институтов физической культуры. М.: ГЦО-ЛИФК, 1980.-38с.
  8. A.A. Типы математических способностей и индивидуализация обучения математике: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Вильнюс, 1970. -30с.
  9. В.А. Условия эффективности реализации индивидуального подхода обучения: Автореф. дис.. кан. пед. наук. -М., 1997. -32с.
  10. Ю.Арпошенко А. Ф. О подготовке учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 45−48.
  11. П.Артюшенко А. Ф., Лизогуб В. К. Некоторые вопросы подготовки специалистов на факультете физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 34−35.
  12. B.B. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ростов, 1997. — 62с.
  13. A.B. Специалисты нового профиля в области оздоровительной физической культуры веление времени // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. — М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — Т.2. — С.471−472.
  14. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 11−15.
  17. Г. Д., Двоеглазов А. Н. Управление формированием профессиональных умений у студентов физкультурного вуза в условиях спортивно-педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 3.-С. 11−13.
  18. В. И. Прогнозирование в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. -84 с.
  19. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37−41.
  20. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 88с.
  21. А.Г. 30 лет по пути развития высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. — С.2−6.
  22. И.П., Казиев М. Х. Оценка точности двигательных действий: Лекция. М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 20с.145 —
  23. В.П. Прогаммированное обучение: дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 282 с.
  24. В. П., Беспалько J1. В. Педагогическая технология // Политехнический музей: Новые методы и средства обучения № 2(6). М.: Знание, 1989.-С. 3−53.
  25. P.P. Дифференцированный подход к формированию позанва-тельного самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике : Автореф. дис.. кан. пед. наук. Саранск, 1996. -18с.
  26. Биомеханика в циклических видах спорта: Метод, разработка. М.: ГЦО-ЛИФК, 1985.-40с.
  27. Биомеханика взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях: Методические рекомендации. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 57с.
  28. Биомеханика метания диска: Обзорная информация. М.: ВНИИФК, 1987. -25с.
  29. Биомеханика прыжка в высоту: Лекция / Под ред. В. М. Зациорского, И. В. Лазарева, Н. Г. Михайлова, H.A. Якунина. М.: ГЦОЛИФК, 1982. — 49с.
  30. Биомеханика стартового разбега: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Зациорского, И. В. Лазарева, Н. Г. Михайлова, H.A. Якунина М.: ГЦОЛИФК, 1986. — с.
  31. Биомеханика толкания ядра: Обзорная информация. М.: ВНИИФК, 1987. -34с.
  32. Биомеханические аспекты управления движениями в спорте: Сб. науч. трудов / Под ред. Г. П. Ивановой. Л.: ГДОИФК, 1982. — 60с.
  33. М.М. Обучение двигательным действиям: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-60с
  34. М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учеб. пособие для ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1985. — 42с.
  35. A.B. Использование систем компьютерной математики в спортивно-педагогических исследованиях // Биомеханика. Морфология. Спорт: Сб. науч. трудов, посвященный 50-летию кафедры анатомии, биомеханики и информатики. Смоленск, 2000. — С.31−38.
  36. В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход П Высшее образование в России. -1994. -№ 4. -С.16−21.
  37. В.А. Техническая подготовка акробатов- прыгунов: учеб. пособие для студентов специализирующихся по акробатике и гимнастике. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 15с.
  38. Г. Д. Теоретико-методические основы обучения решению задач студентов вуза: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.—48 с.
  39. Ю. Н. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 67.
  40. В.П. Многоуровневая обучающая программа по физике как средство организации самостоятельной работы студентов в интернациональной группе. М.: Наука, 1997. — 64 с.
  41. И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США: Автореф. дис.. кан. пед. наук. М., 1995. — 28с.
  42. Н.Д., Рачков К. И., Сальников В. И. Организационно-методические основы нового подхода к высшему физкультурному образованию // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 17−18.
  43. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: КГИФК, 1979.-93с.
  44. Ю.В. Програмирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176с.
  45. Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. -1993,-№ 8. -С. 21−28.
  46. В.Д., Романов JI., Сергиевский В. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 35−44.
  47. М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы// Теория и практика физической культуры. -1989. -№ 10. С. 19−21.
  48. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ори-ентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 11. — С. 27−30.
  49. М.Я., Русанов В. П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 6. — С. 48−50.
  50. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. — Пресс, 1999. — 536с.
  51. Д. Степли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. -495с.
  52. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. Изд-во 7-е, стер. М.: Высшая школа, 1999. — 479с.
  53. .В. Математика и математическое образование в современном мире. -М.: Просвещение.- 1985. 117с.
  54. М.А. Спортивная метрология: Учеб. для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 189с.
  55. В.В. Характеристика модели выпускников педагогического факультета института физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 12−42.
  56. Голубева О. Н, Концепция компьютерного обучения физике // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.52−57.
  57. В.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в условиях заочно-очных форм обучения: Автореф. дис.. кан. пед. наук. -М., 1997. 16с.
  58. В.В. Самоопределение студента как новый ориентир высшей школы в подготовке специалиста // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 3. — С. 22−23.
  59. Г. В. Перспективные пути реализации принципа опережающей подготовки студентов ИФК // Теория и практика физической культуры. 1989. -№ 10.-С. 24−26.
  60. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию, — 1995. -28с.
  61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. -30с.
  62. В. А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. -25с.
  63. В.И. Концепция физкультурного образования в материалах нового сборника научных трудов СПбГАФК // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — 60с.
  64. Я.И. Совершенствование процесса обучения математике на основе системы методических и психолого-дидактических закономерностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1991.- 22с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 165 с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1987. — 227 с.
  67. JI.O., Кузнецова JI.B., Лурье И. А. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  68. A.M. Комплексный программированный контроль педагогических знаний // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 19−21.
  69. A.M. Структура педагогического мастерства // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 2. — С. 14−16.
  70. Д.Д. Законы движений в спорте: очерки по теории структурности движений. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 176с.
  71. Д.Д. Теория строения действий и вопросы преподавания техники в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10.-С. 48−51.
  72. Д.Д. Строение действия (Биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): Учебно-метод. пособие дня студентов ИФК. М.: РГАФК, 1995. — 69с.
  73. Д.Д., Зайцева J1.C. Методические указания к выполнению расчетно-графических работ по биомеханике. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 34с.
  74. Д.Д., Зайцева Л. С., Каймин М. А. Расчетно-графические работы по биомеханике: метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа. М.:ГЦОЛИФК, 1986. 44с.
  75. М.Е. Выпускник академического вуза // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.27−28.
  76. В.М. Прыжок в длину с разбега. М.: Физкультура и спорт, 1953. -199 с.
  77. В.М. Легкоатлетические прыжки. Методика тренировки в прыжках в длину, высоту, тройном и с шестом. М.: Физкультура и спорт, 1955. -144с.
  78. С.П. На пути к университету физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 54−58.
  79. С.П. Принципы и технологии разработки новых специальностей вобласти физической культуры // Человек в мире спорта. Новые идеи, техно*логии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука. — 1998. — Т.2. -С.463−464.
  80. С.П., Колодий О. В., Костюченко В. Ф. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 2−4.
  81. С.П., Шашкин Г. А. и др. Опыт преподавания дополнительных глав общетеретических профессиональных дисциплин в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры.1998.-№ 11,12.-С. 32−33.
  82. В.А. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5, 6. — С. 27−28.
  83. Н. Ю. Организация самостоятельной работы студентов: Сб. науч. статей. Волгоград: ВГИФК, 1994. — С. 122−124.
  84. P.A. Дидактические условия развития интеллектуальной сферы студентов в процессе компьютерного обучения математике: Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1997. — 166с.
  85. Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорта в вузе // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12.-С. 17−20.
  86. Ю.Д., Туревский И. М., Горбачев Е. Г. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре для учащихся молодежи //
  87. Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 24−26.•
  88. В.П. основы непрерывного физкультурного образования молодёжи на этапах освоения рабочей и инженерной профессии // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 45−49.
  89. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 7. — С.21−25.
  90. А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе (на материале научно-естественных дисциплин): Автореф. дис.. кан. пед. наук. Челябинск, 1978. — 19с.
  91. В.В. Динамика физического развития студентов // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. — С. 14−15.
  92. У.И., Татпулатов Д. Т. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и успеваемость студентов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 44−45.
  93. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256с.
  94. B.C. Основы математической статистики. М.: Высшая школа, 1990.-52с.
  95. В.Я. Приблизить теорию физкультурного образования к практике трудовой деятельности специалиста // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 8−10.
  96. Измерение знаний при проведении массовых обследований: Метод, рекомендации / Под ред. M.JI. Левицкого. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 24 с.
  97. В.В. Критерий научности знания. М.: Высшая школа, 1989. -127с.
  98. Е.П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки физкультурных кадров // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 6−8.
  99. Ю.Д. Развитие самостоятельности учащихся при изучении курса математики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 39с.
  100. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1987. -141с.
  101. М.А. Расчетно-графические работы по биомеханике и технике спортивных движений в легкой атлетике: Метод, разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-50с.
  102. К.К. Повысить уровень физкультурно-спортивной грамотности // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 11. — С. 41−46.
  103. Г. К. Физическая культура и спорт в повышении работоспособности и учебно-трудовой активности студентов // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 10. — С. 13−14.
  104. С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5−6.-С. 38−40.
  105. С.П., Неверкович С. Д. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в институтах физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С.26−29.
  106. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. (На материале ЛГУ).- Л.:
  107. Ленинградский ун-т. 1973. — 152с.
  108. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: МПЦ Эксперимента, 1995. — 176 с.
  109. М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № З.-С. 56−57.
  110. Р.Г. Изучение физических основ элементов ЭВМ в курсе физике при реализации межпредметных связей с курсами информатики, математики, и технологии в средней школе: Дис.. канд. пед. наук, Московский пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1997. 162с.
  111. В.В. Организация содержания психолого-педагогическихдисциплин для студентов АФК с учетом механизмов их профессионализации // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11,12 — С. 39−40.
  112. X. Важный фактор ускорения процесса перестройки физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 8. -С. 48−49.
  113. В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник. 4.1. Механика. — Малаховка: МГАФК., 1998. — 120с.
  114. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физического культуры в современных условиях: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. СПбГАФК, 1997. — 40с.
  115. Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогических исследований. Волгоград: Перемена, 1994. — 32с.
  116. A.B. Дефицит двигательной активности у студентов-математиков и средства его компенсации: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Малаховка, 1986. 19 с.
  117. Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Знание, 1985.- 144 с.
  118. В.В. Время решающих перемен // Теория и практика физической культуры, — 1997, — № 12. С.2−4.
  119. В.В. Современное состояние и перспективы научно-педагогического образования в Российской государственной академии физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5.- С.2−4.
  120. В.К., Нюхин В. И. Влияние различных двигательных режимов на учебную деятельность, состояние здоровья и физическую подготовленность студентов // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 1. -С. 26−27.
  121. B.C. Анализ техники легкоатлетических видов. Контрольные программы: Метод, разработки. -М.: ГЦОЛИФК, 1985. 52с.
  122. B.C. Курс «педагогическое совершенствование» как средство профессионально-творческой подготовки учителей физической культуры П Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 18−19.
  123. А.Н. Избранные психологические произведения / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318с.
  124. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,. 1981.-186с.
  125. Т.П. Методика формирования в процессе практике готовности студентов институтов физической культуры к профессионально-педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 32−33.
  126. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120с.
  127. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 3. С.19−21.
  128. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5, б. — С. 15−18.
  129. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  130. Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. -1998. № 11, 12.-С. 20−23.
  131. Л.И., Грузных Г. М. О программных основах вузовского физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. 1990.- № 3. С.42−44.
  132. Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С.9−12.
  133. Л.И., Косихин В. В. Кадровая поддержка развития инновационных процессов в физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С.2−4.
  134. A.A. Современное состояние высшего физкультурного образования в Киргистане // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — Т.2. — С.502.
  135. H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 149 с.
  136. В.И. Отражение требований перестройки высшей школы в новом учебном плане по специальности «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 46−50.
  137. В.И., Зволинская М. Н. Многоуровневая структура высшего физкультурного образования очередной указ или осознанная общественная необходимость // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 12. -С. 2−8.
  138. Л. А. Основы высшей математики в институтах физической культуры: Учебное пособие для академий и институтов физической культуры. -Хабаровск: ХГИФК. 1996. — 71с.
  139. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
  140. Л.П. Общая теория спорта: Учеб. для завершения уровня высшего физкультурного образования. М.: Физкультура, образование и наука, 1997.-304с.
  141. Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С.5−8.
  142. Методы исследований в спорте / Под общ. ред. В. П. Филина Харьков: Основа, 1992. — 149 с.
  143. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  144. Механико-математическое моделирование спортивной техники: / Под ред. В. М. Зациорского. -М.: ГЦОЛИФК, 1982. 55с.
  145. Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 147с.
  146. Н.Г. Биомеханические аспекты техники прыжков в длину: Метод, разработка / Н. Г. Михайлов, H.A. Якунин, И. В. Лазарев. М.: ГЦОЛИФК, 1987. — 48с.
  147. В.И., Сулейманов И. И., Шнайдер В. Х. Формирование единого физкультурного образования простраства Сибири // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.7−12.
  148. A.A., Сидоров A.A. Компьютеризация в учебно-воспитательном процессе физкультурных вузов // Теория и практика физической культуры. -1989.-№ 10.-С. 21−23.
  149. З.И. Содержание и методика подготовки студентов факультета физического воспитания к работе по физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.- 1979. — 22 с.
  150. Л.Ю. Преемственность в обучении математике в средней школе и педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1998. -171с.
  151. Е.Д., Баданин В. Г. Развитие педагогического мышления как компонента педагогической культуры у студентов институтов физическойкультуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 10.
  152. О. С. Активные методы обучения: Методические рекомендации для студентов и преподавателей института физической культуры. -Смоленск: СГИФК, 1988. 24 с.
  153. Ю.М. О культуре физической, ее теории и физкультурной деятельности Н Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С.2−10.
  154. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
  155. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: Сб. науч. тр. / Под ред. Гудкова В. А. ВГТУ, 1994. — Вып.1. — 132с.
  156. Оптимизация подготовки школьников по метаниям на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие для учителей школ и студентов факультета физ. воспитания. / Под ред. A.A. Кудинова- Славянск, 1992. 46с.
  157. Основы математической статистики / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 175с.
  158. H.A., Фомина М. В. Решение задач по физике. В помощь поступающим в Вузы, Ч.1.-М.: Мир, 1993. 216с.
  159. A.B. Использование игровых комплексов в профессиональной подготовке учителя физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 41−42.
  160. П.К. Современные информационные технологии в подготовке % специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы. перспективы) // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С 6−9.
  161. O.B. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: Дис.. докт. пед. наук. СПбГАФК, 1997. — 235с.
  162. P.A. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 3−7.
  163. P.A. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 8.-С. 5−8.
  164. P.A. Основы научно-исследовательской деятельности (на примере физкультурного вуза): Учебное пособие.- Малаховка: МГАФК, 1997.- 66 с.
  165. .П. Методика подготовки и проведения итоговой аттестации учащихся по математике за курс основной и средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 32с.
  166. В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 285с.
  167. В.Н. Теория спорта: Учебник для институтов физической культуры. Киев: Вища школа, 1987. — 423с.
  168. Г. Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.32−35.
  169. В.Б. Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 3-е изд. доп. — 96с.
  170. Применение математических методов и ЭВМ для повышения эффективности учебного процесса в учебном вузе. М., 1984. — с.
  171. М.В., Трейфер Н. Э. Формирование управленческой компетентности студентов в процессе изучения курса «Массовая физкультурнооздоровительная работа и туризм» // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 10−12.
  172. В.П. Педагогические условия компьютеризации учебного процесса. М.: Педагогика, 1988.- 48 с.
  173. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.-М., 1975.-56с.
  174. Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993.- 57 с.
  175. И.П., Попов П. П., Моченов В. П., Чепин В. Д. К обоснованию приоритетов социальной поддержки направлений научных исследований и новых форм целевой ориентированности научных знаний // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 5. — С.2−5.
  176. Решение некоторых задач биомеханики спортивных движений: Метод, пособие для студентов и аспирантов. J1., 1971. — 74с.
  177. A.B. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения спортивных задач в спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1990.-45 с.
  178. Л.О., Геометрические модели и методы как средство развития школьников при обучении математике в 5−6-х классах: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1997. 161с.
  179. В.П., Мокрушина Е. И., Козлова С. Ж. Совершенствование методики преподавания дисциплин естественнонаучного блока в институте физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 12.-С.55−58.
  180. O.A. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 175с.
  181. А. Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. -№ 2. — С. 29−37.
  182. Н. В. Педагогика: Учебное пособие, изд. 2-е. доп. -М.: Просвещение, 1978.-С. 140.
  183. A.B., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 9. — С.22−26.
  184. Т.Г. Высшая математика как самостоятельный предмет в Российской Государственной академии физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 12. — С.17−20.
  185. В.Н., Зубков A.B., и др. Теоретическая подготовка специалистов по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 1994.-№ 12. — С. 9−12.
  186. В.Г., Смольянов В. А., Врублевский Е. П. Методы математической статистики в исследованиях по физической культуре и спорту: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК. — 1998. — 73с.
  187. В., Казарин JI., Кузнецова О. О подготовке кадров в классических университетах // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 5463.
  188. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград: Перемена, 1994. 150с.
  189. Н.В., Севостьянова О. В. Из опыта психологической поддержки дифференцированного обучения: Сб. науч. статей Волгоград: ВГПУ, 1994. — С.46−50.
  190. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. М.: Изд-во СААМ, 1995. — 445с.
  191. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136с.
  192. A.B. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовки // Теория и практика физической культуры. -1997. № 12. -С.36−41.
  193. Д.Н. Применение принципа индивидуального подхода к учащимся в учебной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. — 28с.
  194. В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников (биоэнергетический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С.38−44.
  195. Спортивная метрология / Под общ. ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  196. Способности и склонности: комплексное исследование / Под ред. А. П. Голубевой. М.: Знание, 1989. — 124 с.
  197. В.А. Совершенствование методов преподавания физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — с.
  198. B.C. Естественнонаучное образование в гуманитарных вузах // Высшее образование в России. 1993. — № 1. — С.55−62.
  199. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С.11−15.
  200. Ф.П., Холодов Ж. К. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва. М.: Физкультура, образование и наука, 1997.-416с.
  201. Ф.П., Филин В. П. Действительный или мнимый кризис современной теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 6. — С.50−53.
  202. A.A. Теоретико-методические основы подготовки резерва для профессионального футбола. Волгоград: ВГАФК, 1997. — С.29−44.
  203. Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: СГУ, 1988.- 176 с.
  204. A.B. Анализ современных целевых установок по вопросу о содержании и наиболее эффективных формах обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С.5−7.
  205. Э.Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера преподавателя // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 12. — С. 26−28.
  206. В.Е., Прокопьев В. П. Формирование естественнонаучного образования гуманитариев // Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С.58−60.
  207. Условия приема и нормативные требования для поступающих в Волгоградскую государственную академию физической культуры: Методическое пособие / Под общ. ред. Шамардина А. И., Сергеева В. Н. Волгоград: ВГАФК, 2001.-57с.
  208. A.B. Использование методов моделирования в спортивной практике// Оптимизация подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. научн. трудов. Челябинск, 1996. — С. 19−22.
  209. Э.А. Проблемы организации коллективной индивидуальной работы учащихся при изучении математики в восьмилетней школе. М.: Педагогика, 1976. — 88 с.
  210. А.Л. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий (на примере естественно-математических дисциплин): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 138с.
  211. И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. — 36с.
  212. Л.П., Дрозов A.A. Математическое моделирование движений человека И Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука. — 1998. — Т.1. — С.74−75.
  213. .К., Кузнецов B.C. и др. Эффективность комплексного подхода к обучению в вузах спортивного профиля // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 12−18.
  214. Л. С., Шустин Б. Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки: Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова. М.: СААМ, 1995. — С. 226−237.
  215. О.Н. Методические принципы применения педагогических программных средств при обучении естественнонаучным дисциплинам студентов педагогических вузов. М.: Высшая школа, 1992. — 86 с.
  216. В.Н. Учебно-методическая работа в РГАФК: состояние и перспективы // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. -С.53−55.
  217. К.Л., Кузнецов В. К. и др. Подготовка кадров для спорта и физической культуры в условиях рыночной экономики // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 28−32.
  218. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. — с.
  219. H.H. Довузовская подготовка важный этап профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. -1998. — № 4. — С.54.
  220. H.H. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 24−27.
  221. H.H., Матвеев А. П. Проблемы вступительных экзаменов в вузе физкультурного профиля // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 8. — С. 48−52.
  222. В.Г. Проблема содержания физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 25−27.
  223. В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995. — 34 с.
  224. В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 65−75.
  225. Л.И. Теоретические основы взаимосвязи школьной математики и спецдисциплин в педвузе: Дис.. канд. пед. наук. Орел, 1997. — 148с.
  226. Ф.А., Фукина Л. И. Элементы высшей математики: Учебник для студентов вузов физической культуры. Набережные челны: Изд-во КамПИ, 1999.-368с.
  227. М.П., Анненков К. В. и др. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 43−45.
  228. Е.В. О концепции математики и информатики для гуманитариев // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.69−72.
  229. .Н. Моделирование в спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1995.-82 с.
  230. Е.В. Методика преподавания физики в гимназии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 32с.
  231. .М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. 4-е изд., испр. — М.: Наука, 1989.-576с.
  232. A.M. О введении дисциплины «основы тренерского мастерства» на тренерских факультетах институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 20−22.
  233. В.А. Этапы научно-исследовательской деятельности Кубанской государственной академии физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. — С.7−11.
  234. Е.Н. Совершенствование процесса обучения предмету «Информатика» в институте физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 12. — С.7−8.
  235. Harasim L., Hiltz S.R., Teilles H., Turoff M. Learning networs: a field guide to teaching and learning on-line. Massachusetts Institute of Technology, 1995. -329p.
  236. Moore M., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Wads-worth Publishing Company, 1996. — 290p.
  237. Crum B.J. Conventional thought and practice in physical education problems of teaching and implications of chahge. Quest, 1993. — № 45. — P.24−26.
  238. Laporte W. Physical Education in the European Union in a harmonisation process in EUPEA. News letter, 1999. — № 4. — P. 18−21.
  239. Nisbel J., Shucksmith J. Learning strategies. London, Boston, Henley, 1986. — 104 p.
  240. Hopfield J.J. Neural network and physical systems with emergent collective computational abilities // Proc. Nat.Sci.USA.-1982.- Vol.79.- P.254−258.
  241. Rumelhart D.T., Hinton G.E., Williams R.J. Leaning representations by back-propagating errors //Nature. -1986.-Vol.323.- P.533−536.
  242. Rumelhart D.T., Hinton G.E., Williams R.J. Leaning internal representations by error propagation // Parallel Distributed Processing: Exploration in the
  243. Microstructure of Cognition / Ed, by D.E.Rumelhart and J.J.McClelland.-Cambridge. MA: MIT Press, 1986. -Vol.1. — P.318−362.
  244. Kosko B. Bidirectional Associative Memories // IEEE Trans. on Systems, Man. and Cybernetics. Jan., 1988.-Vol.SMC-18.- P.49−60.
  245. Real Brains, Artificial Mids / Ed. By J.L.Casti, A. Karlqvist. North-Holland, 1987.-226 p.
  246. Zbigniew Kravzyk Sport and Humanism. Aspects of an Analysis: Paper presented at the XII World Congress of Sociology, 9−13 July, 1990. Madrid, Spain, 1990. -189p.
  247. Morgan W.P. Phisical Activity and Mental Healht II In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994. P.132−145.
  248. Balsevich V.K. Identification and Development of Sport Talent // Current Research in Sports Sciences. New York: Plenum Press, 1996. — P. 1−4.1. Спортивные игры I уровень
  249. Задача 1. Баскетболист ведет мяч со скоростью Уб=5,5м/с. Время между ударами по мячу 1=0,48с. Определить оптимальный угол ведения мяча при низком ведении 111=0,6 м и при высоком ведении 112= 1,15 м.Отраектория полета мяча1. Решение.
  250. Угол ведения мяча баскетболистом определяется исходя из вида траектории полета мяча (см. рис.):1. Уб-*а = аг2
  251. Пользуясь данной формулой, определим углы ведения мяча при различной высоте ведения. При низком ведении:5,5 • 0,48а = агс2.0,665″, а при высоком ведении:5,5−0,48 оа = агар —--— = 49 .2.1,15
  252. Ответ. Оптимальный угол ведения мяча при высоте ведения 0,6 м составляет 65°, а при высоте ведения 1,15 м 49° при скорости ведения мяча 5,5м/с.
  253. Значение угла, а вычислим по формуле:1 +Л2 gа, = arctggS^v2v02лh-(h0+ 0,25)gF
  254. Ответ. При скорости вылета 9,5 м/с угол вылета в штрафном броске составляет 74°, а при броске из трехочковой зоны 63°.
  255. Задача 3. Баскетболист, находясь на расстоянии Б=5м от щита, бросает мяч под углом а=60° со скоростью у0=8,1м/с. Мяч ударяется о щит и упруго отскакивает. На каком расстоянии от щита можно перехватить мяч?1. Решение.
  256. Расстояние, на котором можно перехватить мяч, отскочивший от1. V 2 8т2 ащита, можно вычислить по формуле: = —--&.81. Имеем: Б, =8Д 5Ш (2- 60) 9,8- 5 = 0,79.
  257. Ответ. При броске мяча под углом 60° с расстояния 5 м его можно перехватить после удара о щит на расстоянии 0,79 м.1. уровень
  258. Задача 1. Баскетболист ведет мяч со скоростью Уб=5,5м/с. Время между ударами по мячу 1=0,48с. Определить:
  259. Оптимальный угол ведения мяча при низком ведении 111=0,6м- 0,65м- 0,7м- 0,75м- 0,8 м и при высоком ведении 112= 1,0м- 1,05м- 1,1м- 1,15м- 1,2 м.
  260. Зависимость угла ведения мяча, а от скорости баскетболиста уб=4,6м/с- 5,00м/с- 5,40м/с- 5,80м/с- 6,20м/с при низком ведении 111=0,6 м и при высоком ведении 112=1,0 м. Построить график зависимости угла ведения, а мяча от скорости баскетболиста уб.
  261. Неизвестную величину / (расстояние, пробегаемое баскетболистом между ударами по мячу) найдем, исходя из модели равномерного движения бакетболиста на данном участке траектории. Тогда имеем: а = (1).2.я 2 -л
  262. Пользуясь формулой (1), определим углы ведения мяча при различной высоте ведения. Результаты оформим в таблицы.1. Низкое ведение:
  263. Ьь м 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80а, град 65° 64и 62° 60° 59°1. Высокое ведение:
  264. Уб, м/с 4,60 5,00 5,40 5,80 6,20аы, град. 61° 63″ 65° 67″ 69″
  265. Ь2, град. 48° 50и 52° 54″ 56″
  266. Построим по данным таблицы график: по оси ОХ отметим значения скорости Уб, а по оси ОУ- значения угла ведения мяча а. а, град.70 'т 60 ¦¦50
Заполнить форму текущей работой