Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация социальной защиты населения в сфере материального производства

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К объектам социальной работы можно отнести всех работников предприятия в широком смысле слова, а в первую очередь тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Социальная работа на предприятии ставит и решает следующие задачи: социальное обслуживание работников предприятия; оказание социальной поддержки и помощи членам трудового коллектива; создание благоприятных условий для трудовой и иных… Читать ещё >

Организация социальной защиты населения в сфере материального производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная защита работников промышленного предприятия в контексте социального партнерства

В настоящее время чрезвычайно актуализируются вопросы социальной защиты работников предприятий всех форм собственности в связи с обострением проблем социально-экономического развития российского общества, вызванных мировым финансовым кризисом. Многие предприятия в таких условиях вынуждены сокращать численность работающих и сворачивать социальные программы. Вместе с тем, очевидно, что чем меньше «вкладываешь» в человека — главную производительную силу любого общества, тем ниже эффективность производственной и иных видов деятельности. Имеющееся противоречие требует своего разрешения, иначе негативные тенденции экономического развития будут углубляться.

В этой связи объективно возрастает необходимость социальной защиты работающих как со стороны государства и общества, так и со стороны самих предприятий или иных трудовых организаций. Следует учитывать и вполне ограниченные возможности современного российского государства в создании благоприятных условий трудовой и иных видов деятельности. В таких случаях значительно возрастает роль социальной защиты как особого социального института и механизма оказания помощи населению.

В отечественной научной литературе под социальной защитой понимается система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающий достичь социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Механизм социальной защиты в России включает комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, компенсаций потерь от инфляции, помощи престарелым, инвалидам, материнству, отцовству, детству. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах: индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное обеспечение, адресная социальная помощь и др.

В настоящее время в России сформировалась система социальных институтов социальной защиты населения, среди которых самым важным является государство, представляющее, в свою очередь, множество других разных институтов, таких как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, общественные политические организации. Кроме перечисленных институтов, функции социальной защиты выполняют и нормативные системы. Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов. Это, прежде всего, трудовое, семейное, уголовное право и т. п. Важным нормативным институтом в настоящее время становятся тарифные соглашения, контракты, коллективные договоры.

Предприятие, учреждение, фирма и другие трудовые организации тоже являются социальными институтами и играют важную роль в социальной защите населения. На предприятии основным социальным институтом социальной защиты выступают профсоюзы, но не только они, но и другие общественные организации, а также администрация предприятия. Широко распространенный на Западе подход к социальной защите работников осуществляется в основном через механизм социального партнерства. Суть этого подхода заключается в проведении переговоров профсоюзов с представителями работодателей и государства по поводу имеющихся разногласий в трудовой и иных сферах и выработке оптимальных решений в интересах всех сторон. Принципы социального партнерства нашли свое выражение в создании различных двух-трех сторонних органов, формируемых представителями трудовых коллективов, работодателей, органов власти на уровнях федерации, регионов, отраслей, предприятий. Эти субъекты социального партнерства на основе взаимных переговоров создают коллективные договоры, соглашения, решения по вопросам социальной защиты работников. Важнейшим инструментом социальной защиты является коллективный договор. Еще одним социально-нормативным институтом выступает трудовой контракт, но он может выполнять защитную функцию, если он предусматривает систему обеспечения прав работников и если в нем оговаривается ответственность работодателя за нарушение этих прав и гарантий. Все перечисленные институты включены в механизм социальной защиты. Можно говорить о сформировавшихся трех компонентах этого механизма — институциональном, инструментальном и деятельностном. Основными принципами социальной защиты являются: встроенность в систему экономических и других общественных отношений; социальные гарантии должны распространяться на все сферы общественной жизни; опора на национальные и культурные традиции населения; самозащита; социальная защита строится на основе социальных гарантий. При этом социальные гарантии должны регулировать рынок рабочей силы, содействовать полной занятости, охватывать влиянием все группы трудоспособного населения. Помимо упомянутых видов социальной защиты и их организационно-правовых форм, ее объектом являются семьи с низкими душевыми доходами. Российское законодательство обеспечивает гражданам следующие виды социальных гарантий:

Гарантии реализации права на труд. Они предусматривают свободу выбора занятий, признание занятости как основы жизни, бесплатное содействие в выборе подходящей работы, бесплатное обучение новым востребованным профессиям.

Дополнительные гарантии некоторым категориям населения: молодежи, пенсионерам, одиноким и многодетным родителям, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, безработным, освободившимся из мест заключения, беженцам и т. п. 51.

Социальное партнерство в РФ начинает формироваться с переходом к рыночной экономике. Оно должно обеспечивать баланс интересов основных социальных групп работающих, участников общественно-производственного процесса в целях достижения компромисса между ними. Основными субъектами социального партнерства выступают работодатели и наемные работники, органы государственной власти и местного самоуправления.

Социальное партнерство строится на основе соблюдения ряда принципов, среди них: равенство сторон на переговорах; приоритетность согласительных методов и процедур переговоров; обязательность исполнения достигнутых договоренностей; несение ответственности за принятые обязательства; справедливость в отношениях партнеров; доверие партнеров и др. Социальное партнерство реализует отношения по поводу занятости, оплаты труда, социального обеспечения, соблюдения и защиты прав работающих. Социальное партнерство имеет определенную правовую базу. В России последовательно принимались такие важные нормативно-правовые документы, как Указ Президента РФ от 15.11.1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Данный указ ввел в практику заключение генеральных, отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим вопросам, а на уровне предприятий — коллективных договоров. В Законе РФ от 11.03.1992 г. № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» впервые употреблялись понятия «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», 01.05.1999 г. принят Федеральный закон № 92-ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений». Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетных началах. 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3−9) закреплены статьи (23−55), регламентирующие социальное партнерство в сфере трудовых отношений.

В ст. 23 ТК РФ впервые дано определение социального партнерства с точки зрения закона. Социальное партнерство — система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей. Социально-трудовые отношения в РФ регулируются такими соглашениями, как генеральное соглашение (устанавливает общие правила, регулирующие трудовые отношения и согласующие интересы работников и работодателей; отраслевые и профессиональные тарифные соглашения, которыми устанавливаются нормы оплаты и условия труда, гарантии и льготы для работников отраслей и профессий; территориальные соглашения, учитывающие при определении условий труда, социальных гарантий и льгот, особенности города, района, территориального поселения); региональное соглашение (учитывает общие правила регулирования социально-трудовых соглашений на уровне субъекта РФ.

В России сложилась следующая практика функционирования социального партнерства. Один раз в два года заключается генеральное соглашение между правительством, общероссийскими профсоюзами и работодателями. В нем определяются согласованные позиции по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. На основе генерального соглашения заключаются трехсторонние региональные соглашения на уровне субъектов РФ. Региональные соглашения становятся основой городских, отраслевых соглашений, которые, в свою очередь, формируют принципы заключения коллективных договоров на предприятиях и в организациях. Однако признать институт социального партнерства эффективно действующей системой пока нельзя, так как имеются серьезные проблемы в сфере социально-трудовых отношений, которые пока не разрешены. Так, следует признать неудовлетворительной работу по выравниванию доходов различных групп и слоев населения, очень низким остается минимальный размер оплаты труда, требуется серьезное реформирование институтов социального страхования, пенсионного обеспечения. Часто нарушаются основные принципы социального партнерства, например равенство сторон. Чаще всего работодатель обладает преимуществами при разрешении трудовых споров. Наоборот, работники предприятий и их общественные организации чаще всего вынуждены занимать уступчивую, зависимую позицию. Работодатели часто игнорируют мнение работников. К тому же существует огромная разница в заработной плате работодателя и работников, достигая иногда десятков раз. Следует только предположить и надеяться, что в ближайшие годы этот поистине демократический институт действительно станет эффективным и надежным регулятором социально-трудовых отношений в интересах всех без исключения сторон.

Социальная работа на промышленном предприятии

В настоящее время социальная работа в России вполне институализировалась и заняла устойчивое место среди прочих социальных институтов. Она выполняет важную роль социальной защиты, поддержки и помощи различным группам населения, включая и работающих, которые зачастую хотя и трудятся, но имеют весьма скромную заработную плату, которой едва ли хватает на жизнь. Отталкиваясь от общих методологических посылок теории и практики социальной работы, можно определить социальную работу на промышленном предприятии как деятельность администрации, общественных организаций, трудовых коллективов по оказанию помощи и поддержки своим работникам. Как и любая другая, социальная работа на предприятии имеет свои объект, субъект, содержание, средства, управление, цели и функции.

Целью социальной работы на предприятии выступает способствование оптимизации взаимодействия работников с администрацией, друг с другом, общественными организациями и в конечном итоге улучшение уровня и качества жизни всех членов трудового коллектива.

К объектам социальной работы можно отнести всех работников предприятия в широком смысле слова, а в первую очередь тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Социальная работа на предприятии ставит и решает следующие задачи: социальное обслуживание работников предприятия; оказание социальной поддержки и помощи членам трудового коллектива; создание благоприятных условий для трудовой и иных видов реализации и самореализации работников коллектива; адаптация и реабилитация работников к производственным условиям; профилактика и контроль негативных явлений в производственной сфере (пьянство, наркомания, нарушения дисциплины и т. п.); разработка и реализация социальных программ предприятия; организация научных исследований, учебной, просветительской деятельности по проблемам социальной работы. Социальная работа на предприятии осуществляет такие функции, как диагностическую, прогностическую, организационно-методическую, рекламно-пропагандистскую, психолого-педагогическую, управленческую, практическую (оказание помощи) и др. В основу социальной работы на предприятии лежат традиционные принципы адресности, профилактической направленности, гарантированности услуг, социального реагирования, опоры на внутренний потенциал личности работников, оптимизации социальных ресурсов.

В России, в отличие от многих зарубежных стран, само предприятие в лице своего трудового коллектива выступает субъектом социальной работы. Но это не означает, что отсутствуют другие субъекты оказания социальной помощи. Никто не запрещает получать помощь в традиционных центрах социального обслуживания или в других специализированных организациях. И тогда помощь как бы оказывается параллельно, она может принимать различные формы. В ряде зарубежных стран и главным образом в США под социальной работой в сфере производства понимаются, прежде всего, программы и услуги, выполняемые под руководством трудового коллектива приглашенными социальными работниками, обслуживающими членов коллектива. Социальная работа в производственной сфере включает использование добровольческим или частным агентством квалифицированных социальных работников, обеспечивающих социальное обслуживание или консультирование на основании социального контрактного соглашения с профсоюзом или нанимающей организацией. Нанимающими организациями могут быть не только трудовые союзы или корпорации, но и правительственные агентства и некоммерческие организации. В США разработано несколько моделей служб социальной помощи работникам предприятий:

Функционирующие по месту работы служащего.

Отделения, дающие оценку ситуации и направляющие в соответствующие лечебные службы или осуществляющие консультации.

Компании, не имеющие в своем составе такие службы, но нанимающие специалистов по контракту.

Службы, обслуживающие несколько компаний.

Службы помощи для различных социальных групп.

Все эти службы имеют свои программы, получающие поддержку со стороны генерального директора компании, отделения социального обеспечения рабочих и служащих, профсоюзов, медицинской и юридической служб отделов безопасности. Службы социального обеспечения на предприятиях работают в тесном контакте с администрацией, проводя единую линию социальной политики.

Если рассматривать социальную работу на предприятии в широком смысле слова, то она включает в себя такие составляющие как социальная защита, социальное обслуживание, социальная поддержка, социальная помощь.

Социальная защита работников может определяться как совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих работающим реализацию их важнейших социально-экономических прав, в том числе право на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития рабочей силы. Социальная защита работников проявляется в четырех основных формах: денежные выплаты, налоговые и другие льготы, различные виды консультирования, целевые социальные программы предприятия.

Социальное обслуживание работников может быть сведено к предоставлению различных социальных услуг тем, кто не способен сам о себе позаботиться, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального существования. К основным формам социального обслуживания относят социальную диагностику, социальную и профессиональную реабилитацию, материальные и производственные услуги.

Социальная поддержка понимается как деятельность специалистов по поддержанию лиц, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меры предупреждающего и восстанавливающего характера. Социальная поддержка может осуществляться в форме трудоустройства, образовательного, материального, психологического и других видов содействия. Социальная помощь — это система специальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным работникам для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации к условиям предприятия. Следует признать, что теоретические предпосылки социальной работы на промышленном предприятии требуют дальнейшего концептуального развития, по меньшей мере, по двум направлениям:

Изучение социальной практики оказания помощи в различных сферах и с различными профессиональными группами работников.

Осмысление и переработка отечественного (советского и постсоветского) и зарубежного опыта социальной работы в производственной сфере. Социальная работа на предприятии направлена на гармонизацию отношений в трудовой организации. Для организации социальной работы на предприятии целесообразно возродить или же создать заново специальные отделы социальной работы, которые бы стали отдельной подструктурой социальной службы трудовой организации и подчинялись заместителю генерального директора по социальным вопросам.

Основными направлениями деятельности отдела социальной работы могли бы стать:

социальная защита, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальная поддержка и социальная помощь;

культурно-воспитательная работа;

работа по оздоровлению и лечению персонала.

Функции отдела: аналитическая (оценка последствий планируемых социальных и технических нововведений, анализ отношений в коллективе, мониторинг основных процессов, происходящих на предприятии, анализ ресурсов и возможностей коллектива); планово-организационная (планирование и организация социальной работы, разработка социальных программ и т. п.); консультативная (организация консультирования по вопросам социальной защиты, регулирования отношений в коллективе, юридические консультации и т. п.). Отдел социальной работы должен быть укомплектован специалистами социальной работы, психологами, социологами, социальными педагогами. Критерии эффективности деятельности отдела социальной работы могут быть самыми разнообразными, среди которых: удовлетворенность работников социальной ситуацией на предприятии, количество и качество проводимых культурно-воспитательных мероприятий, соотнесение произведенных затрат в социальную сферу предприятия с полученными результатами, социальная активность членов коллектива и др.

Важнейшее направление деятельности отдела социальной работы на предприятии — сохранение и укрепление здоровья трудящихся. В этой связи большое значение имеет, с одной стороны, улучшение условий труда и отдыха работников, с другой — выявление категорий работающих, находящихся в особом положении (пожилых, молодежи, женщин, матерей малолетних детей, страдающих определенными заболеваниями). Конечно, комплекс медико-социальных мероприятий направлен на всех работников, но требуется учет интересов и потребностей тех категорий трудящихся, которые по различным причинам требуют к себе большего внимания. По отношению к «ослабленным группам» практикуются методы лечебно-профилактического питания, организация фитотерапии, санаторно-профилактическое оздоровление без отрыва от производства и др. Известно, что материальные затраты, направленные на укрепление здоровья, повышают производительность труда, а значит, увеличивают прибыль предприятия.

В свою очередь, необходимо постоянно воспитывать у рабочих и служащих установки на сохранение здоровья, ведение здорового образа жизни.

В последнее время актуализируется такое направление социальной работы на предприятии, как разработка и реализация социальных программ, которые рассматриваются как механизмы социальной защиты работников.

Среди подобных программ может быть организация негосударственных пенсионных фондов, социального и медицинского страхования, подготовка кадров, включая целевую подготовку в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования, развитие программ улучшения условий труда, быта и отдыха работающих, программы, сохраняющие здоровье, и др.

Разумеется, невозможно охватить всю многообразную деятельность предприятия по социальной защите работников.

Она отличается в зависимости от возможностей и желания работодателей создавать все более благоприятные социально-экономические условия для персонала.

В целом социальная работа на промышленном предприятии становится важнейшим направлением социальной политики и социального развития трудового коллектива, способствующим оптимальному взаимодействию работников в рамках трудовой организации и существенному повышению уровня и качества их жизни.

социальный защита партнерство предприятие

1. Берк Э. Социальная ответственность корпорации // Энциклопедия социальной работы: в 3 т. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, — Т. 3. — С. 169−173.

2. Мустаева Т. А. Зарубежный опыт социальной работы на промышленных предприятиях / Ф. А. Мустаева, Г. А. Кудрявцева // Социальная политика градообразующего предприятия: матер. науч.-практ. конф. / под ред. Ф. А. Мустаевой. — Магнитогорск, 2002.

3. Организация социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности: метод. указания к семинарским занятиям / сост. В. А. Филатов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. — 39 с.

4. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 368 с.

5. Ромашов О. В. Социология труда: учеб. пособие / О. В. Ромашов. — М.: Гардарики, 1999. — 320 с.

6. Соколова В. Ф. Служба социального развития промышленного предприятия в рыночных условиях: монография / В. Ф. Соколова. — М.: Изд-во РГТЭУ, 2003. — 160 с.

7. Соколова В. Ф. Социальная работа на крупном промышленном предприятии // 1-й Всерос. науч.-педагог. конгресс: матер. на пленарных заседаниях, секциях и «круглых столах»: в 2 т. — М.: Изд-во МГСУ «Союз». — Т. 1. — С. 201−205.

8. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 427 с.

9. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2008. — 608 с.

10. Торохтий В. С. Социальная работа в промышленности: история, состояние, перспективы // Социальная политика градообразующего предприятия: матер. науч.-практ. конф. / под ред. Ф. А. Мустаевой. — Магнитогорск, 2002.

11. Шинелева Л. Т. Социальное партнерство: состояние и перспективы развития / Л. Т. Шинелева. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. — 200 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой