Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции научной экспертизы управления развитием малого города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегическое планирование городского развития — широко признанный в российской и зарубежной практике инструмент местного управления, позволяющий сконцентрировать внимание местных властей на судьбе своей территории и населения в будущем. В посткоммунистических условиях разрушенной системы директивного централизованного планирования и постепенного становления рыночной экономики, стратегическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические аспекты управления развитием малого города
    • 1. 1. Малый город: сущность, специфика, проблемы и перспективы развития
    • 1. 2. Общие закономерности и специфика управления развитием малого города
    • 1. 3. Социальные детерминанты введения научной экспертизы в структуру организации управленческих процессов
  • Глава 2. Практика управления развитием малого города
    • 2. 1. Институциональные основы управления развитием малого города
    • 2. 2. Организационно-управленческие процессы в малом городе -анализ общественного мнения
    • 2. 3. Концептуальные принципы методологии научной экспертизы в процессе управления развитием малого города

Функции научной экспертизы управления развитием малого города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обращение автора к теме научной экспертизы обусловлено значимостью роли, которую играет научная экспертиза как в управлении развитием малого города, так и общества в целом. В современном сообществе, действуют две взаимоисключающие тенденции: усиление отдельных полюсов власти, силы и капитала, с другой, возрастание значимости и роли каждого отдельного элемента системы, будь то национального государства, отдельного региона или города.

Обращение к городам вызвано тем, что:

— именно здесь решаются жизненно важные вопросы каждого отдельного индивида;

— происходит изменение базовых основ жизнедеятельности, характеризующихся нарастающим темпом современных социальных процессов в области системы социального управления, в том числе местного;

— в стране произошла смена формационных оснований жизнедеятельности общества во всех без исключения сферах;

— изменены институциональные основы общества, идет непрерывный процесс реформирования всей системы законодательства и законотворчества.

— многие управленческие функции переходят на нижние иерархические уровни управления.

В связи с этим значимым является разработка инструментов и механизмов социального управления, регулирующих современные социальные процессы и явления в городах, как условие решения проблем в трансформационный период.

Стратегическое планирование городского развития — широко признанный в российской и зарубежной практике инструмент местного управления, позволяющий сконцентрировать внимание местных властей на судьбе своей территории и населения в будущем. В посткоммунистических условиях разрушенной системы директивного централизованного планирования и постепенного становления рыночной экономики, стратегическое планирование позволяет городам преодолеть кризисные ситуации и разработать долгосрочные программы и проекты развития с учетом собственных ресурсов и потенциалов.

Однако до настоящего времени стратегия управления развитием системы любого уровня и ранга подменяется краткосрочным планированием, которое не отражает общего стратегического видения перспектив и результатов управления.

Необходимость разработки стратегии развития Ялуторовска, определяется рядом факторов, важнейшими среди которых являются: повышение качества жизни горожан, сохранение и приумножение историко-культурного потенциала города, экономический рост, обеспечение занятости.

Проведенный автором анализ, жизнедеятельности городских систем, свидетельствует о наличии различных планов и проектов их развития, не всегда основанных на глубоком исследовании закономерностей и тенденций развития городов, с одной стороны, с другой, без учета их специфики, а так же наличия механизма прямой и обратной связи для проверки результативности управленческих решений.

Поэтому в обществе возникла проблема поиска социальных технологий, учитывающих теоретические основы и практику функционирования малых городов.

Стратегия развития Ялуторовска, обращенная к человеку и направленная на создание комфортных условий жизнедеятельности личности и социальных общностей, позволяет не только повысить эффективность и социальную ориентацию местной власти, но и активизировать население и все городское сообщество для достижения согласованных долгосрочных целей устойчивого развития города по стратегическим направлениям.

Такая разработка стратегии, как этапа социального управления, предполагает включение научной экспертизы, как условие и инструмент достижения поставленных целей. В связи с этим, социальная экспертиза рассматривается как специфический элемент социального управления, который, с одной стороны присущ всем этапам управленческого цикла, с другой, имеет свои особенности и содержание при осуществлении каждого отдельного управленческого алгоритма, что делает, проведенное исследование актуальным и практически значимым.

Степень научной разработанности проблемы.

В основание диссертационной работы положен принцип синтеза формационного, культурологического, цивилизационного, системного и синергетических подходов, активно разрабатываемых в современной науке.

Автором использованы идеи различных научных направлений, но в качестве базовых были определены социологические концепции, которые по специфике содержательных парадигм непосредственно связаны с различными аспектами решения исследуемых в диссертации проблем.

Категориальное определение сущности базовых понятий диссертационной темы, а именно: общество, сообщество, социум, социальность как личностно-общественное взаимодействие, субъектно-объектные отношения в управлении и др. сформировано на основе, анализа идей классиков социальной мысли и современных ученых, таких как М. Вебера, Г. Зиммеля, М. Кастельса, К. Маркса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тенниса.

Изменение роли и места городов есть отражение современных тенденций и закономерностей развития общества, которые детально представлены в трудах И. В. Бестужева — Лады, В. И. Вернадского, Н. Н. Гумилёва, Н. Н. Моисеева, М. Кастельса изучение которых, позволило автору обосновать перспективу развития конкретного малого города.

Исследования Г. В. Атаманчука, Г. А. Антонюка, В. Г. Афанасьева, И. В. Бестужева — Лады, В. Л. Глазычева, В. Д. Граждан, Т. М. Дридзе, И. В. Котлярова,.

Г. П. Щедровицкого представляют современную школу социального управления, идеи которых, легли в основу авторского видения сущности социального управления, его функций, этапности, применительно к практике муниципального управления развитием малого города.

Изучение работ урбанистического направления в социологии, представленное именами Э. Берджесса, Р. Парка, У. Уайта, Дж. Форрестера, которое, продолжено и развито в трудах отечественных ученых: Л. Б. Когана, Г. М. JIanno, М. Н. Межевича, Е. Н. Перцика, И. И. Сигова, Ж. Т. Тощенко, Б. Н. Хомелянского, О. Н. Яницкого и др. позволило автору, обосновать идеи перспективности развития, такой формы организации жизнедеятельности населения, как малый город в условиях недостаточности ресурсов.

Классическое определение сущности местного самоуправления данное М. А. Бакуниным, Р. Гнейстом, Н. М. Коркуновым, П. А. Кропоткиным, А. Токвилем, Л. Штейном нашло своё продолжение в современных работах о системообразующей роли местного самоуправления К. К. Барановой, В. И. Васильева, Р. Дарендорфа, Г. Леонтьева, Д. А. Тихонова, В. Л. Ясюнаса и др.

Экономический подход к практике муниципального управления в городах исследуется Т. И. Безденежной, А. Г. Ворониным, Ю. Н. Гузовым, В. Н. Ивановой, Э. М. Коротковым, В. Н. Лексиным, А. Н. Швецовым. Идеи корпоративизма в муниципальном управлении развиты В. Виноградовым, Б. М. Гринчелем, Н. Е. Костылевой. Социальный подход, технологии гражданского участия в муниципальном управлении разрабатываются А. Е. Балобановой, К. Г. Барбаковой, С. Вобленко, О. И. Генисаретским, З. Т. Голенковой, К. Ю. Зендриковой, В. Н. Ивановым, В. И. Патрушевым, Г. Огневым, С. Цыганковой.

Изучение существующей литературы по проблемам развития и управления городов, в том числе малых показывает, что в социологии различные аспекты данной проблемы, достаточно полно рассматривались в работах отечественных ученых: А. С. Гаврина, О. М. Барбакова, А. Борисова, С. М. Киричука, Ю. С. Колесникова, П. Ореховского, Ж. Т. Тощенко, и др. В этих работах акцент скорее ставится на возможность решения теоретико-прикладных задач управления, на основе уже ранее разработанных и используемых в управленческой практике методов управления развитием города. Однако не обосновано положение о том, что управленческие действия, не учитывающие возможных социальных последствий и результатов, не могут быть определены как эффективные и научно обоснованные.

Анализ представленных научных направлений и идей показал, что пока не найдены реальные механизмы встраивания экспертизы в реальную практику управленческого цикла, в том числе и при формировании стратегии развития малого города.

Поэтому сущностью данного диссертационного исследования является разработка теоретических основ и практических механизмов введения научной экспертизы, на всех этапах управленческого цикла, от постановки цели до принятия и реализации управленческого решения, как инструмента выявления возможных результатов и социальных последствий управленческих действий.

Практическим полигоном исследования стал город Ялуторовск, представляющий собой образец развивающегося, исторического, малого города, где в качестве основного ресурса развития используется социальный капитал как условие результативности механизма научной экспертизы в практике управления развитием города.

Объект исследования — малый город, на примере города Ялуторовска.

Предмет исследования — экспертиза, как инструментальный элемент стратегического управления развитием малого города.

Цель исследования — разработка механизма научной экспертизы, обеспечивающей анализ результативности применяемых социальных технологий на различных этапах реализации общей стратегии управления развитием малого города.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Разработать реальный механизм принятия управленческих решений, касающихся жизнедеятельности людей, проживающих на определенном пространстве, ограниченном рамками муниципального образования.

2. Обосновать инновационный принцип о том, что объектом муниципального управления являются социальные процессы представляющие собой взаимодействие личностей, социальных общностей в различных сферах жизнедеятельности.

3. Доказать, что социальные процессы являются взаимообусловленными социально-экономическими, социально-политическими, социально-культурными действиями.

4. Обосновать необходимость формирования социального партнерства в городе, как базового условия его развития.

5. Раскрыть положение о том, что социальное партнерство являясь условием развития города, формируется постепенно, поэтапно по мере становления гражданского общества.

6. Доказать необходимость введения научной экспертизы в систему управленческой деятельности для решения стратегических задач перспективного развития города.

7. Разработать стратегию развития малого города с учетом механизма научной экспертизы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили социологические, философские, экономические, исторические труды отечественных и зарубежных ученых обосновавших концептуальные положения в области общей теории управления, систем, социологии управления, системного и синергетического подходов, стратегического управления развитием малого города.

Эмпирическая база и методы исследования. В качестве эмпирической базы исследования выступили: нормативно — правовые документы государственных, региональных и муниципальных органов власти и управленияматериалы органов государственной статистики Российской Федерации и Тюменского областного комитета государственной статистики по социально — экономическому развитию страны, регионов, городоврезультаты социологических исследований, проведенных автором с 2000 по 2004 годы в Ялуторовске, как по проекту автора, так и в составе исследовательских групп. Результаты анкетных опросов общественного мнения (генеральная совокупность — 38 тыс. человек, объем выборки 950 респондентов, то есть 2,5% от всей численности горожан, время проведения опроса — ежегодно в октябре с 2000 по 2004 г.) и экспертных опросов (152 эксперта), проведенных на основе авторских формализованных анкет.

В работе использовались также теоретические и эмпирические методы: системный анализ, дедуктивный и индуктивный методы, аналогия, анализ документов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— Разработан механизм принятия управленческих решений по достижению целей развития малого города.

— Обоснован принцип о том, что на городском уровне социального управления происходит наиболее тесная связь между существующим состоянием объекта управления и его субъектом. Управление социальными процессами, представляющих собой взаимодействие, позволяет сформировать условия, по переводу субъектно-объектных отношений в управлении, в субъектно-субъектные.

— Доказана необходимость формирования социального партнерства в городе между городским сообществом, субъектом муниципального управления, научными экспертами, как определяющее условие его развития, которое формируется постепенно под влиянием целенаправленных управленческих действий.

Аргументировано положение о том, что реальное участие населения в управлении не является единовременным актом, это управляемый процесс, требующий соблюдения и учета закономерностей и множества факторов влияния, через создание технологий вовлечения населения в процесс управления. Ведущее место отводится процессу формирования местного сообщества, действующего на принципах социальной солидарности и взаимной ответственности, осознаваемых каждым на личностном уровне.

— Доказано, что научная экспертиза выступает в качестве составной части, этапа создания стратегии управления развитием малого города, как механизм оценки результативности и последствий управленческих действий.

Разработана стратегия управления развитием малого города как инструментарий достижения целей городского сообщества.

Теоретическая значимость работы обусловлена её научной новизной и заключается:

— в разработки механизма научной экспертизы в управленческой деятельности, в качестве важнейшего инструмента поиска и доказательства результативности решения по этапных задач, общей стратегии управления развитием малого города;

— в уточнении известных подходов в определении субъекта муниципального управления развитием малого города;

— в создании концептуальных основ механизма встраивания экспертизы в процесс создания стратегии развития малого города;

— в обосновании принципов, сущности, структуры социальной экспертизы в практике управления;

— в операционализации критериев научной экспертизы стратегии развития малого города.

Практическая значимость работы состоит:

— в методологическом значении работы для государственных, региональных, муниципальных исследований по проблемам проведения социальной экспертизы на этапе стратегического управления развитием малого города;

— в возможности применения теоретических и эмпирических разработок автора в практике социального управления на муниципальном уровне;

— в возможности использования подходов и идей автора в практике создания стратегии развития малого города;

— в том, что основные положения работы могут быть использованы при разработке учебных курсов «Система государственного и муниципального управления», «Социология управления», «Муниципальный менеджмент».

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы легли в основу реализуемой на практике, стратегии развития города Ялуторовска. Результаты исследования опубликованы: в коллективной монографии под редакцией д.э.н. Гринчеля Б.М.

— «Экономические стратегии активных городов», в материалах конференции «Региональные аспекты научно-технической политики: от фундаментальных исследований до реализации инноваций» (г.Екатеринбург, 2004 г.), семинаров «Теория и практика совершенствования административно-организационного управления с использованием современных информационных технологий и систем» (г.Челябинск, 27−28 октября 2004 г.).

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Заключение

.

Одной из главных целей развития городов является идея их гуманизации. Малый город, как социальная система, самоорганизующие и самоуправляемые свойства которого могут быть усилены через сервилизацию и развитие интеграционных характеристик в дифференциально-интеграционном процессе территориальной организации общества.

Положения, отнесенные к социально-экологической парадигме так и останутся нереализованными, если в качестве условия их достижения не будут задействованы в качестве инструментария позиции, которые были отнесены к технократической парадигме.

Синергиз управленческих действий, в условиях данного парадокса, имеет большую вероятность к осуществлению. Без проектной деятельности в управлении, как этапа целеполагания и верификации управленческой деятельности, без высококлассных специалистов, без технического прогресса выраженного в повышении материально-технической и ресурсной базы инновационного производства, гуманизация общества так и останется несбыточной мечтой.

В качестве объекта социального управления на муниципальном уровне принимается городское сообщество, партнерские отношения. Развитие которого, определено не столько количественными характеристиками города, сколько возможностью управления процессами консолидации. Одной из главных целей муниципального управления становится создание механизмов вовлечения и соучастия населения в процессе управления городом. Ведущее место отводится процессу формирования местного сообщества действующего на принципах социальной солидарности и взаимной ответственности, осознаваемых каждым на личностном уровне.

В качестве критериев экспертизы принимаются: диагностируемые проблемы в качестве критериальных признаков принятия решенийоценивание последствий;

— «социальный эффект» или «социальная эффективность»;

— сравнение с заданными целями становится конечным критерием успехаустановление соответствия шкале ценностей.

Особую значимость и роль экспертиза принимает на этапе формирования стратегии развития малого города, где алгоритм социального планирования подвергается экспертной оценке согласно тем критериальным позициям, которые указаны выше. Кроме того, определены формы экспертизы, которые могут быть внешними по отношению к субъекту муниципального управления, совпадать с субъектом, а так же входить в структуру управленческого цикла принятия решения.

Город Ялуторовск по количественному и функциональным признакам является малым городом умеренно развивающегося типа. Город обладает целым набором благоприятных факторов и условий для развития городского сообщества. Данный город характеризуется сложившейся институциональной базой развития местного самоуправления и муниципального управления. Разделение организационно-правовых форм муниципального образования города Ялуторовска и Ялуторовского района рассматривается как препятствие в достижении целей развития, как города, так и района. Данный тезис основан на том, что современное институциональное состояние не позволяет развивать важнейшую функцию города как центра перерабатывающей промышленности сельскохозяйственной продукции и предоставления широкого спектра услуг, как горожанам, так и жителям села в силу распыленности управленческих усилий по достижению указанных целей.

Опрос общественного мнения с одной стороны выявил интересы и потребности горожан, с другой еще раз подтвердил гипотезу о том, что при формировании стратегии развития города только анализа общественного мнения недостаточно. Социальная экспертиза разрабатываемой стратегии должна включать этап привлечения внешних экспертов. Которые способны оценить тенденции и перспективы развития города, степень и глубину проблем, соотнести указанные параметры со шкалой ценностей и возможностями достижения поставленных целей.

Концепция методологии научной экспертизы в процессе управления развитием малого города основана на введении экспертизы как обязательного элемента не только на каждом этапе управленческого цикла, но и действующего инструментария при формировании стратегии развития на каждой алгоритмической фазе данного процесса.

Данный подход был апробирован в ходе социологических исследований, которые проводились в 2000, 2002 и 2003 году. Полученные данные характеризуют результативность проведения стратегии развития малого города в жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления // Городское управление. 1993. -№ 1. -с.28−31.
  3. Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР. 1991 № 29 ст. 1010.
  4. Закон Тюменской области от 06.12.95 г. «О местном самоуправлении"// Тюменские известия. -1995. № 247−248
  5. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета 1995. — 1 сентября.
  6. Устав города Ялуторовска. Ялуторовск, 1996 г.
  7. Азбука социального партнерства. Словарь терминов. Тюмень: БФРГТ, 2002. — 40с.
  8. Т.И. город как динамическая самоорганизующаяся система: информационно полевой метод в прогнозном социальном проектировании и новая экология среды обитания человека// из кн. Прогнозное социальное проектирование и город. — М., 1994−95, с. 57.
  9. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: Инфра-М, 2000. 208с.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. 253, 2.с.
  11. О.В. Социальные основы местного самоуправления в крупном городе. // Городское управление.-2002.- № 7.- С.80−87.
  12. B.C. Системный анализ в управлении: Уч. Пособие / B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А.А. Кукушкин- Под ред. А. А. Емельянова. М.:Финансы и статистика, 2002. — 368с.:ил.
  13. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Jl, 2004 -584с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 181. 432с.
  15. Г. К., Кравченко С. А., Лозанский Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001. — 608 с.
  16. Т.Б. Проектная деятельность некоммерческих организаций. -Иркутск: Молодежный Благотворительный Фонд «Возрождение Земли Сибирской», 2002. 64с.
  17. Н.П. Теория социального управления. Киев, 2000. — 178с.
  18. М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Изд-во «Правда», 1989.- 622с.
  19. В.И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: опыт университетского словаря. Учебное пособие. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ- Центр прикладной этики, 2001.-268с.
  20. К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. — 240с.
  21. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. С-Петербург: Лань, 1999. — 317с.
  22. К.Г., Барбаков О. М. Социум и личность: методология взаимодействия //Налоги, инвестиции, капитал. 2000. — № 5−6. — С.2−12.
  23. К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. /Отв. ред. З. Т. Голенкова. Тюмень, 1991. — 190с.
  24. Э. Рост города: введение в исследовательский проект. // Личность. Культура. Общество. 2002. Том 4. Вып. 1−2 (11−12). С.168−181.
  25. Бестужев Лада И. В., Варыгин В. Н., Малахов В. А. Моделирование в социологичесих исследованиях. — М.: Наука, 1978.- 103с.
  26. Бестужев Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества / опыт систематизации/. /АН СССР, Ин-т социологических исследований. Отв. Ред. Г. В. Осипов. -М.: Наука, 1987.-213с.
  27. Бестужев Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: Опыт систематизации. / Отв. Ред. С. Ф. Фролов. — М.: Наука, 1984. — 271с.
  28. Бестужев Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М.: Наука, 1993. — 240с.
  29. А., Ореховский П. Города: системный анализ// Муниципальная экономика. 2002.- № 3.- С.2−18.
  30. В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении. // Журнал российского права. -2001.- № 12. С. 17−26.
  31. М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем.- М.: Юрист. 1994,-704с. (Лики культуры).
  32. М. Избранные произведения: Пер. с нем / Сост., общ. ред. и послесл.с.736−769. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко [с.5−41- Коммент А. Ф. Филиппова]. М.: Прогресс, 1990. — 804, 1.
  33. Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Под ред В. А. Трайнева. М.: ИТК «Дашков и К*», 2002.- 340с.
  34. Д. Как измерить успех программы развития города // Городское управление. 2002. — № 8. — С.25−28.
  35. В. Европейская Хартия городов стратегия и практика для российского города // Городское управление. — 2001. — № 11. -С. 45−49.
  36. В. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления // Городское управление. -2001.- № 8.- С.26−30.
  37. Власть. Бизнес и гражданское общество. Материалы дискуссии. М.: ОГИ, 2003. — 280с.
  38. С., Огнев Г., Цыганков С. Совершенствование механизма гражданского участия в управлении территорией проживания: опыт дореволюционной России, опыт регионов, зарубежный опыт. Н Городское управление. -2002.- № 10.- С.28−35.
  39. Возрождение и развитие малых городов России. М.: АО «Панас-Аэро», 1994.-319с.
  40. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176с.
  41. А.С. Прогнозирование и моделирование в социальном управлении: Учебное пособие.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2001.-109с.
  42. Э. Социология: учебник 90-х годова (Реферированное издание). -Челябинск, 1991.- 276с.
  43. B.JI. Язык и метод социального проектирования // Сб. науч. тр. /НИИ культуры. Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности.- М., 1990. С.51−63.
  44. Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.-551с.
  45. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управленияб социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный, Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.- 416с.
  46. Город: проблемы социального развития. / А. В. Дмитриев, М. Н. Межевич, JI.C. Березин и др. .- Под ред. А. В. Дмитриева, М. Н. Межевича. JL: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1982. — 173с.
  47. Города тюменской области. Стат. сборник. Тюменский областной комитет государственной статистики. -Тюмень, 1999. 155с.
  48. Города тюменской области. Стат. сборник. Тюменский областной комитет государственной статистики. Тюмень, 2000. — 160с.
  49. Города тюменской области. Стат. сборник. Тюменский областной комитет государственной статистики. Тюмень, 2001. — 159с.
  50. Города тюменской области. Стат. сборник. Тюменский областной комитет государственной статистики. Тюмень, 2002. — 159с.
  51. В.Д. Теория управления: Учеб. пособие.- М.:Гардарики, 2004.416 с.
  52. Гражданские инициативы и будущее России / Под ред. М. И. Либоракиной и В. Н. Якимца. М.: Школа культурной политики, 1997. -152с.
  53. .М. Стратегическое видение неоходимый элемент эффетивного управления в современных условияхУ/ЕВРОГРАД.- 2000.-№ 13.- С.3−4
  54. Р. От социального государства к цивилизованному сообществу. // Политические исследования.- 1993.- № 5.- С.31−35.
  55. А.Б. Становление и развитие института социального партнерства в российских условиях // Социально-гуманитарные знания. -2004.-№ 4.-С.205−218
  56. В.В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (12-начало 20 вв). М.: Новый Юрист, 1998.- 176с.
  57. А.Н., Хайруллина Ю. Р. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации //Социологические исследования.-2004.-№ 8.-С.63−70.
  58. В., Честнов Ю. Города России: сравнительный анализ социально- экономических ситуаций 2000/2001 гг. // Городское управление. 2003. — № 8. — С.39−44.
  59. B.C., Занадворова А. В. Экономика города. Вводный курс: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — 272 с.
  60. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Уч. Для вузов. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 279с.
  61. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие /Иванов В.В., Коробова А. Н. М.: ИНФРА-М, 2002.-718с.
  62. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления: В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. 2-е изд, перераб. и доп.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. -327с. — (Энциклопедия управленческих знаний)
  63. В.Н., Гузов Ю. Н., Безденежных Т. И. Технологии социального управления: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003.-396с.
  64. В.Г., Рудой в.В. Местное самоуправление. -Ростов на Дону: «Феникс», 2001. — 416с.
  65. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. 304с.
  66. Информация и управление: философско-методологические аспекты. Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии- Отв. ред. Л. Г. Антипенко, В. И. Кремянский. М.: Наука, 1985. — 285с.
  67. О.Б. Социальные технологии партнерства. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология.- 2000.- № 4.- С.108−114.
  68. Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. М.: Логос, 2001. — 64с.
  69. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608с.
  70. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М.: Изд. Группа НОРМА -ИНФРА-М, 1999. — 528с.
  71. Л.Б. Города и политика: российские уроки.- Обнинск: Институт муниципального управления. 2003,-216с.
  72. Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». Ростов -н/Д: «Феникс», 2001. — 320с.
  73. JI.B. Новые технологии в управлении городом// ЕВРОГРАД. 2000. — № 13. — С.38−41.
  74. Э.М. Исследование систем управления М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000.-288с.
  75. Н.А. Приоритеты социального управления городом: Монография. Тюмень: ТГИМЭУиП, 2004.-144с.
  76. Н.А. Социальное проектирование как элемент управления развитием региона. Тюмень: ТГИМЭУиП, 2004 120с.
  77. Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. В 4-х томах. Т.1 М.: ТЕРРА, 1997.-544с.
  78. Н.Е. Города, проблемы, стратегия. //ЕВРОГРАД.- 2000.-№ 13.- С. 10−14.
  79. И.В. Теоретические основы социального проектирования. / Науч. ред. Е. М. Бабосов. Минск: Наука и техника, 1989. — 186, 2.с.
  80. П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Изд-во «Правда», 1990.- 638с.87. «Круглый стол» Совета Федерации. Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления. Выпуск 14. Москва 2001. 25 апреля 2001. 267с.
  81. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа.- М.: Наука, 1996. 191с.
  82. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с.
  83. И., Мельникова Г., Лазарев В. Город во времени и пространстве//Муниципальная власть.- 1999.- № 2, — С. 14−17.
  84. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. Пособие / НГАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. — 172с.
  85. Г. М. География городов. -М.: Наука, 1997.-340с.
  86. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 т., 12 кн. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-992с. т.1.
  87. Г. Местное самоуправление ресурс государства для управления развитием //Муниципальная власть. — 2002. — № 4.-С.4−30.
  88. Личностно ориентированная социология. — М.: Академический проект, 2004. — 608с.
  89. Д.С. Экономика развития /Д.С. Львов. М.: «Экзамен», 2002. 512с.
  90. В.М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: Уч. Пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -480с.
  91. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982. — 267с.
  92. А.С., Новоселов А. С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 404 с.
  93. Ю.В. Человек и городская среда. М.: Наука, 1978. -214с.
  94. М.Н. Социальное развитие и город: Философский и социологический аспекты. Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1979. — 175с.
  95. Методические рекомендации по разработке стратегических планов экономического развития городов. Институт Евроград. Баварский центр подготовки менеджеров «Восток Запад», Департамент труда и экономики потребительства Мюнхена. — СПб, декабрь, 2000.
  96. В.В., Зуб А.Т. Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти: Учеб-метод. Пособие. М.: Современные тетради, 2003.-336с.
  97. Моделирование городских систем: Тр. Школы семинара / 10−13 дек. 1976 г., Звенигород. / Отв. ред. Ю. С. Понков. — М.: ВНИИСИ, 1979. -215с.
  98. Моделирование процессов управления городом: Сб. науч. тр. / Глав. науч. исслед. Вычис. Центр. — М., 1980. вып. 2 — 75с.
  99. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона /Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2003. — 175с.
  100. В.И. Основы теории управления. Уч. М.:Экзамен, 2002. -256с
  101. Научные основы управления социальным воспроизводством человека в крупном городе: Сб. науч. тр. / Под ред. В.К. Потемкина- АН СССР. Гос. ком. по труду и социал. воспр. Ин-т соц. экон. пробл. — Д., 1990. — 153с.
  102. B.C. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. М.: Логос, 2001. — 64 с.
  103. д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. -256с.
  104. Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX начало XX вв.) — Тюмень, 1995. — 371с.
  105. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 271с. — (Энциклопедия управленческих знаний).
  106. Р. Экология человека // Теория общества. /Пер. с нем., англ. / Вступ. статья, сост и общ. ред. А. Ф. Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999.- С.384−400.
  107. Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. М.: Мысль, 1990. — 365, 2.с.
  108. Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 232с.
  109. Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Логос, 2001.-296 е.: ил.
  110. Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с англ. Тюмень.: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. — 359с.
  111. С. Сознание и социальная среда. М.: «Прогресс», 1997. 230с.
  112. Портер. Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 496с.
  113. Прикладная социология: Учебное пособие /Под ред. д.э.н. проф. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-320с.
  114. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. Отв. ред. И. В. Бестужев Лада. — М.: «Мысль», 1978. — 272с.
  115. Прогнозное социальное проектирование: теоретико -методологические проблемы. М.: Наука, 1994. — 304с.
  116. Путь в 21 век. Стратегические проблемы и перспективы развития российской экономики. М.: Экономика, 1999. — 745с.
  117. Региональные проблемы развития городских и сельских поселений СССР. / Д. Г. Ходжаев, И. А. Ильин, Б. С. Хорев и др. .: Отв. ред. Д.Г. Ходжаев- АН СССР, Госплан СССР, Совет по изуч. производ. сил. М.: Наука, 1988. — 153, [ 2] с.
  118. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. Авт. Колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. — 435с.
  119. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. / Штульберг Б. М., Котилко В. В., Полынев А. О., Левитская Е. Н. М.: Наука, 1993. — 127с.
  120. В.М. Природа и особенности социального проектирования. (От замысла к реализации)//Сб. науч. тр./НИИ культуры. Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. М., 1990. -12−29.
  121. Россия: стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны: В 2-х частях: Часть2. -М.: Издательский дом «Ноосфера», 1997. -144с.
  122. В.Н., Карчева А. С. Город сегодня и завтра: программно-целевое развитие комплексного развития городов. — М.: Наука, 1988. -246с.
  123. И. М. Аверин Ю.П. основы теории социального управления: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1990. -301с.
  124. Социальная инженерия. В 2-х ч. 4.1. Теоретико-методологические проблемы: Курс лекций /Под ред. Ю.м. Резника и В. В. Щербины. М.: Изд-во «Союз», 1994. — 147с.
  125. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской социологической школы. Новосибирск, 1999. — 736с.
  126. Социальное управление: курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. -438с.
  127. Социальное управление: теория и методология. В 2-х частях. Учеб. пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, А. В. Иванов и др. Под ред. В. Н. Иванова. 4.1 М.: Муниципальный мир, 2004.-320с.
  128. Социальное управление: теория и методология. В 2-х частях. Учеб. пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, А. В. Иванов и др. Под ред. В. Н. Иванова. 4.2 М.: Муниципальный мир, 2004.-312с.
  129. Социологические исследования проблем города и жилища 1970- 80 г. г. / Сб. ст./. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва- Отв. ред. Б. П. Кутырев. Новосибирск: Наука. Сиб. от-ние, 1986. -174, 2.с.
  130. Социология города: научные проблемы и социальные технологии. // Социология: теория, методы, маркетинг. -2001.- № 3.- С.215−217.
  131. Е.Н. Общество казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1996. — 420с.
  132. Статистический ежегодник: Тюменская область. Статистический сборник в 4-х частях.Ч.1/ Тюменский областной комитет государственной статистики.-Тюмень. -2002.-256с.
  133. Статистический ежегодник: Тюменская область без автономных округов. Статистический сборник в 4-х частях .4.4/ Тюменский областной комитет государственной статистики.-Тюмень. -2002.-216с.
  134. Стратегический план города: программа социально -экономического развития г. Кирова на период до 2010 года / Рук. Авт. Колл. проф. А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2000. — 240с.
  135. Судьбы народов Обь Иртышского Севера. (Из истории национально — государственного строительства. 1822−1941). Сборник документов. — Тюмень, 1994. — 319с.
  136. Д.А. Местное самоуправление: из истории концепций. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2000. — № 2. — С. З-17.
  137. А. Демократия в Америке. Пер. с фр. / Алексис де Токвиль- [Предисл. Г. Дж. Ласки- Коммент. В.Т. Олейника]. М.: Весь мир, 2000. — 559с.
  138. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. -384с.
  139. Тюменская область в цифрах: Стат. сб./ Тюменский областной комитет госстатистики. Тюмень, 2000. — 258 е.: ил.
  140. Тюмень в цифрах: Стат. Сб. /Тюменский областной комитет госстатистики. Тюмень, 2003 — 196с.
  141. И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социс. 1995.- № 1.- С. 131−134.
  142. М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, 1998. -144с.
  143. П. Критика экономизма/ Петер Ульрих- Пер. с нем. И. П. Смирнова. М.: Вузовская книга, 2004. -120с.
  144. Урбанизация и развитие регионов областного уровня. / И. И. Сигов, М. Н. Межевич, В. А. Воротилов и др.- Под ред. М. Н. Межевича, И.И.Сигова- АН СССР, ин-т соц- экон. пробл. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. — 212, [2 ] с.
  145. Урбанизация и формирование систем расселения: Сб. ст.. / Моск. фил. геогр. о-ва СССР- [Ред. Г. М. Лаппо, Ю. Л. Пивоварова ]. М.: МФГО, 1978.- 124с.
  146. Устойчивое развитие: Россия, Сибирь, Байкальский регион. -Новосибирск.: Изд-во СО РАН, 1998. 122с.
  147. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-и томах. Том 1 Основы управления. Планирование как функция управления. -М.: ВИПКэнерго, 1992.-168с.
  148. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-и томах. Том 2 Организация как функция управления. — М.: ВИПКэнерго, 1992.-142с.
  149. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-и томах. Том 4 Контроль как функция управления. — М.: ВИПКэнерго, 1992.-148с.
  150. Дж. Динамика развития города. / Пер. с англ. М. Г. Орловой. Под ред. Ю. П. Иванилова и др. Предисл. Ю. К. Козлова. М.: Прогресс, 1974. — 287с.
  151. Э. Местные органы власти в Европе /Пер. с англ., и предисл. В. И. Камышанова. М.: Финансы и статистика, 1992. — 208с.
  152. .С., Безденежных В. А. Мировой урбанизм на переломе. / Б. С. Хорев, В. А. Безденежных, Н. В. Быкова. М.: Изд-во МГУ, 1992. -112с.
  153. Г. Н. Социальная эффективность: сущность и критерии // Социс. 1997. — № 1. — С.39−46.
  154. Численность населения Тюменской области (1996−2000 гг.). (Статистический сборник). Госкомстат России. Тюменский областной комитет государственной статистики. Тюмень, 2001. — 93с.
  155. С.В. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 367с.
  156. Н.В. Муниципальное управление: Учеб. Пособие /Н.В. Шумянкова М.: Экзамен, 2002. — 640 с.
  157. Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ, полит., 1995. 800с.
  158. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993. -120с.
  159. Экономика градостроительства: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. докт. экон. наук, проф. Ю. Ф. Симионова и др.- М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. 384с.
  160. Экономические стратегии городов: новые механизмы реализации. Научный отчет для городов участников международной программы ЕВРОГРАД 21 по итогам 2001 г./ науч. рук.: д.э.н. Б. М. Гринчель. —. СПБ, 2001.-106с.
  161. О.Н. Экологическая перспектива города. М.: Мысль, 1987.-278с.
  162. О.Н. Экология города: Зарубежные дисциплинарные концепции. М.: Наука, 1984. -240с.
  163. Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.:ИНФРА М, 2002.-XII.- 308 с.
  164. B.JI. Основы местного самоуправления: Учебное пособие. -М.: Издательство «Ось -89», 1998. 224с.
Заполнить форму текущей работой