Социально-гуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров в современных российских вузах
Диссертация
Смещение акцента инженерной деятельности в социальную сферу, а точнее ее гуманизация, привело к возрастанию роли социогуманитарной составляющей подготовки инженеров в высшей школе. Однако социогуманитарная составляющая современного высшего профессионально-технического образования в незначительной степени способствует формированию личности инженера и развивает его творческий потенциал. Она слабо… Читать ещё >
Содержание
- Раздел 1. Теоретико-методологические основы социально — гуманитарной составляющей инженерного образования
- Раздел 2. Социально-гуманитарная подготовка инженеров в период становления и развития высшего инженерного образования в России
- Раздел 3. Отношение студентов и преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально — гуманитарного образования на современном этапе реформирования российской высшей школы
Список литературы
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. ЮНЕСКО- Международный институт планирования образования. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 166 с. (Программа развития ООН)
- Антильева А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009. — № 6. — С. 98−102.
- Бабинцев В.П., Сегедина H.H. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: моногр. Белгород, 2008. — 240 с.
- Багдасарян Н.Г., Гаврилина Е. А. Еще раз об уровнях компетенций выпускников инженерных программ, или концепт культуры в компетенциях инженеров// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. -2010.-№ 6.-С. 23−28.
- Бейлин А. Е. Кадры специалистов в СССР (Их формирование и рост). -М., 1935.-С. 9
- Бердникова Э.Р., Чистоусов В. А., Халитова И. С. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009. — № 5. — С. 98 104.
- Березовский А. П. Некоторые исторические аспекты становления негосударственного высшего образования. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. — 80 с.
- Березовский А. П., Борисов В. М. Негосударственная высшая школа России: становление и эволюция в 90 е годы XX века. Монография. — М.: Изд -во МПУ «Народный университет», 2000. — 144 с.
- Биктагиров И.А., Вологдин A.A. Подготовка инженерных кадров к деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировую// Высшееобразование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 11. — С. 67−70.
- Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1)/ Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
- Болотин И. С. МАТИ развитие социогуманитарного образования//Высшее образование в России № 7, 2006. — С. 89−92.
- Болотин И. С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы: Монография М.: «Экономика и финансы», 2003. — 136 с.
- Большая энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова. СПб., Б. г. Т.10.
- Буланова М.Б. Воспитание и образование молодежи в ситуации социокультурного кризиса //Молодежь и общество на рубеже веков. Частьпервая. М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1998. -С. 71−73.
- Васенина И. В. Сорокина Н. Д. Высшее образование в современном мире// Человек и современный мир. М.: Инфра — М, 2002. — С. 418 — 440.
- Васильева В.Д., Петрунева P.M. Социокультурная среда вуза -условие формирования профессиональной культуры специалиста// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 6. — С. 113−117
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994. -№ 5. С. 147−157.
- Воронкова Л.П. Опыт гуманизации образования // Гуманистические ориентиры научно-технического творчества. Калинин. 1990. Т.2.
- Вузовские вести. 1996. № 6. С. 9.
- Вузовские вести. 1999. № 11. С. 2
- Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. Заключительный доклад. ЮНЕСКО. Париж, 1998
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года./Под редакцией В. Г. Кинелева М: НИИ ВО, 1995. — с. 150
- Галкин Г. М. Высшее образование в подготовке научных кадров. М., 1958
- Гаранина О.Д. Гуманитаризация высшего технического образования в России: проблемы и тенденции развития // Высшее образование -XXI век. М., 2004.
- Гареев Э.С. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации// Социологические исследования, 1993. № 1.-С. 123−125
- Гегель Л.А., Зубков В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации студенческой молодежи: социально политический и образовательный аспектыотчет о всероссийском социологическом исследовании). М.: Изд-во ООО Типография «Парадиз», 2008. — 200 с.
- Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования. // Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 7. — С. 29−34.
- Гребнев JI. С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 29−41.
- Гребнев J1.C. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий). // Мир России. 2001. Т. 10. № 4. С. 162−178.
- Гребнев JI. С. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 3−17.
- Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул, 2001
- Даль В. Толковый словарь. М., 1935. Т. 2. С. 42.
- Дахин A.B., Щуров В. А. Гуманитарные основы инженерной деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993.-95 с.
- Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык. -1976. — 1096 с.
- Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Предисловие к докладу Международной комиссии по образованию для XXI века, представленному ЮНЕСКО, «Образование: сокрытое сокровище». М., 1998
- Джамалудинов Г. М. Социальные проблемы высшего образования в трансформирующемся обществе Махачкала: ДГПУ, 2001. — 273 с.
- Добрускин М.Е. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров// Социологические исследования. М.: Наука. — 2001. — N 9. — С. 9598
- Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной143элиты в высшей школе. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 96 с.
- Долматова С. А. Развивающиеся страны: образование и занятость. -М.: Наука. 1993.-195 с.
- Дука С.И. Информационное общество : социогуманитарные аспекты / С. И. Дука. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 168 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования /Пер. с фр. с сокращениями. -М.: ИНТОР, 1996.-С. 70
- Европейская система перевода и накопления кредитов и приложение к диплому. Проект. Брюссель, 2004.
- Жураковский В. М. Приходько В. М. Федоров И. В. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. -М.: Высшая школа, 1980. С. 14
- Заборова E.H. Щипачева II.В. Качество образования в системе высшей школы: опыт социологического анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. 2004. — N 9. — С. 76−83.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. № 5. 2003
- Зимняя И.А. Компетентность специалиста / И. А. Зимняя М.Д. Лаптев, H.A. Морозова // Высшее образование сегодня. 2007. № 11.
- Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования / И. А. Зимняя // Труды методического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2005.
- Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М.: Изд — во МАТИ-РГТУ «ЛАРМЭС», 1998
- Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. -М., 1991.-392 с.
- Ильинский И.М., Луков В. А. Московский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март апрель 2004 г. — М.: Изд — во Московского гуманитарного университета, 2005. — 64 с.
- Информационный бюллетень АЦ АИОР «Акцент». № 1, 2006 г.
- Ишакова Е. Н. Гуманитарное знание как фактор совершенствования инженерного образования программистов. Диссертация на соискание степени к. п. н. Оренбург, 2004 г.
- Казаренкова Т. Б. Социология современного образования: проблемы здорового общества. М.: Альтекс, 1998. — 170 с.
- Калинина H.H., Тебиев Б. К. Люди и дела: Очерки истории подготовки предпринимательских кадров в России XVIII начале XX века. — М.: Изд — во «Международная педагогическая академия», 1999.
- Кирабаев Н.С., Тлостанова М. В. Модели современного гуманитарного образования// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 24 — 32.
- Кирсанов О.И., Кирсанова Е. С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 8/9. — С. 104−110.
- Кондрашова М. В. Эфендиев А.Г. Московское студенчество 1995−2000г.г.: социальная ситуация, тенденции, перспективы. /Журнал «Мир России», том XII № 1. Москва, 2004 г.
- Константиновский Д. Л. Российское социально-гуманитарное образование и профессиональное становление специалистов // Россия: Тенденции и перспективы. Ежегодник. Выпуск 1. М.: ИНИОН РАН, 2005. — С. 267−278.
- Константиновский Д.Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП, 2006. — 264 с.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977. — 159 с.
- Конт О. Дух позитивной философии //Западно-европейская социология XIX век. с. 71.
- Конт О. Общий обзор позитивизма // Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 156.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
- Корнилов И.К. Методологические основы инженерной деятельности: Монография. М.: Изд-во МГУП, 1999. — 207 с.
- Крыштановская О. В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. -М.: Наука, 1989. С. 90
- Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.
- Курлов А. Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования. Москва-Уфа: УАИ, 1992. — С. 10
- Леонова E.B. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2010. — № 2. 2010 — С. 124−131.
- Ломакин А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза в сфере образовательной деятельности. Монография. М.: «Диалог — МИФИ», 2004. — 256 с.
- Лукашенко М.А. Рыночные отношения в системе образования России: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2001. — 271 с.
- Ляхович Е.С., Ревушкин А.С, Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Том, ун-та, 1998. — 580 с.
- Магарил С.А. Социогуманитарное образование: невыученные уроки// Социологические исследования. М.: Наука. — 2012. — № 12. — с. 89 — 97
- Майбуров И.А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионе. Екатеринбург: ГЩУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003.- 516 с.
- Макаренко Е. И. Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно политических отношений. Диссертация на соискание степени к. и. н. 2003 г.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии// Соч. Т. 4. М. 1955.-С. 217−457.
- Маркс К., Энгельс Ф. Передовица в № 179 «Kolnische Zeitung»// Соч. Изд. 2. Т. 1. М., 1955. — С. 93−113
- Мароши Л. Техническая культура: сущность и направления развития // Теория и практика идеологической работы. М, 1987. — С. 112.
- Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. М.: Наука, 2001. — С. 217
- Меськов B.C., Татур Ю. Г. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе// Высшее образование в России № 8, 2006. С. 73−83
- Миронов A.B. Приоритеты модернизации российского образования. -М., Социально-гуманитарные знания, 2007. 168 с.
- Миронов A.B. Социально-гуманитарное образование в России. -РИД «АЛЬФА» МГОПУ, 2001. 331 с.
- Митин Б.С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: Издательский Дом Русанова. 1996. — 224 с.
- Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. М.: Высшая школа, 1980. — С. 14
- Мурашов В.И. Идея образования. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века. М.: ООО ИПТК «Логос», 1999.-68 с.
- Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987. — С. 544
- Нечаев В.Д., Вербицкий A.A. О концепции современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 3. — С. 14−22.
- Новая газета. 1998. 15−21 июня № 23
- Образование в Российской Федерации: 2012: статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.
- Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопросы философии, 1993, № 10.-С. 32−68.
- Осипов А. М. Социология образования. СПб: Образование, 1993. -С. 212
- Отчет по проекту: «Анализ обеспеченности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин высококвалифицированными преподавательскими кадрами во всех регионах России». 2003−2004 гг.
- Охрименко A.A. Статистический анализ образовательной и научно- исследовательской деятельности высших учебных заведений. М.:148
- Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. 172 с.
- Петров В.Ю., Бартоломей A.A. Инженер XXI века. Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы / Под. научи, ред. проф. В. Н. Стегния: 2-е изд. М.: «Луч», 2001. — С. 4−8.
- Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. — 244 с.
- Петрунева Р. М. Гуманитаризация инженерного образования: на основе моделирования социогуманитарной экспертизы технических решений: Автореферат дис. д. п. н. Волгоград, 2001. — С. 24
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.1992 № 244 «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации».
- Похолков Ю.П., Пушных В. А., Герасимова С. И., Яткина ЕЛО., Рожкова C.B., Корнева О. Ю., Толкачева К. К. Аккредитация образовательных программ основа инженерного качества //Качество образования — М. 2011. № 78. С. 60−63
- Похолков Ю.П., Рожкова C.B., Толкачева К. К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения.// Проблемы управления в социальных системах. 2012. Том 4. Выпуск 7. С.6−14. http://aeer.ru/files/articlel2012.pdf
- Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад /Под ред. Л. Г. Ионина. М.: Логос, 2003. — 660 с.
- Престиж вуза и проблемы гуманитаризации технического образования. Научно методические рекомендации на основе комплексного социологического исследования /Сост. Шувалова B.C., Шиняева О. В. -Ульяновск, 1991 — 118 с.
- Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сборник научных статей под общей редакцией Селезневой Н. А. и Казановича В. Г.-М., 1998.-С. 59.
- Программа модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004−2008 годы.
- Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико социологический анализ. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 г. — 100 с.
- Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. -М.: Союз, 1995.-69 с.
- Ремарчук В.Н. О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно методической конференции). // Высшее образование в России. -М.: Высшее образование в России. — 2011 — № 1. — С. 70−72
- Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. -С. 746, 749.
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802- 1902. М., 1901
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992 г. -156 с.
- Ромашкин К. И. Инженерная деятельность в социокультурном контексте. Диссертация на соискание степени к. ф. н. Тула, 2004 г. — С. 81.
- Россия в мировой экономике. Выпуск XI. М.: 1995. — с. 16.
- Россия: Тенденции и перспективы. Ежегодник. Выпуск 1. М.: ИНИОН РАН, 2005. — 284 с.
- Сазонов Б., Максимов Н., Караваева Е. Зачетные единицы в ГОС нового поколения. Высшее образование в России № 10, 2006. С.4
- Сенашенко B.C. О компетентностном подходе в высшем образовании.Высшее образование в России № 4, 2009. С. 18−24
- Слесаренко И.В. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009.-№ 1.-С. 173−176.
- Слов, соврем, рус. лит. яз. М.- JI" 1956. Т. 5. — С. 350.
- Словарь русского языка. М.: 1980. Т.4. — С. 363−364.
- Смирнов А.Г. Инженерно техническое образование в дореволюционной России. Гуманитарная подготовка инженера: Сб. научи, трудов. Выпуск 1. — Изд-во ННГУ, II. Новгород, 1993. — С. 5 — 9.
- Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М, 1998.-С. 152
- Сорокин П. Каналы вертикальной циркуляции //Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 392−404.
- Сорокин П. Механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивида внутри различных социальных страт// Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 405−424.
- Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ): Монография М.:"Экономика и финансы", 2004. — С. 8
- Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке. М.: Социально-гуманитарные знания, ч. 1, 2009.-392 с.
- Социальное развитие советской интеллигенции. М., 1986.
- Сошнев А.Н., Сошнева Е. Б. Образование как фактор инновационного развития в постсоциалистических государствах. Статья. Стратепя розвитку Укра’ши (економ1ка, соцюлопя, право): Наук, журнал / Голов, ред. Кулик М. С. -К., вид-во"НАУ", 2011, № 1.-С.137−141.
- Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. С. 460
- Спенсер Г. Статьи о воспитании. СПб., 1914. С. 43.
- Статистика Российского образования Министерства образования и науки РФ http://stat.edu.ru.
- Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1914—1915 учебный год. Пг., 1917. С. 158.
- Стегний В.Н. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 77−81.
- Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г.
- Студент МГУ: вектор перемен. М.: МГУ, 1999.
- Субетто А.И. Гуманизация российского общества. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992 г. -157 с.
- Сугай J1.A. Культура и образование. Высшая техническая школа в контексте культуры. М., 1993
- Тартарашвили Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерного технического профиля (опыт вузов США) //Обзорная информация НИИВО. — Вып. 6. — М., 1991
- Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно педагогическое движение в России конца XIX -начала XX веков. — М.: «Интеллект», 1996.
- Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Тощенко Ж. Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 487 с.
- Текущий архив МАП. Раздел «История»: РОУ. Лист 4−5
- Техническое и коммерческое образование, 1911, № 1, С. 67
- Техническое и коммерческое образование. 1916. № 8. С.42
- Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Таллин. 1982. Т. 1.
- Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005. — 333 е.
- Требования к качеству образования на различных этапах развития152российского общества. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С. 12
- Триместр. 1996. № 1. С. 49.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: «Наука», 1980
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: «Педагогика», 1990
- Философия образования для XXI века. М., 1992.
- Философия техники в ФРГ: пер с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
- Филиппов В.М. Задачи модернизации образования на современном этапе // Высшее образование сегодня, № 3. 2003. С. 2−5.
- Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы.- М.: Изд-во «Логос». 540 с.
- Фомина H.H., Кузьмина О. В. Компетенции современного инженера и гуманитарное образование// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 81−85.
- Формирование модели социально-личностных компетенций выпускника вуза: монография /А, В, Пономарев, Щ. Я. Пономарева.-Екатеринбург. ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2008. — 269 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования//Нар. Образование. 2003. № 5.
- Цейкович К.Н., Соловьев В. П., Тарасюк Л. Н., Ворожейкина О. Л. Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. М., 2002. — С. 185
- Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961
- Чучалин А., Боев О. Криушова А. Качество инженерного образования в терминах мировых компетенций. Высшее образование в России № 8, 2006. -С. 17.
- Чучалин А.И., Герасимов В С.И. Компетенции выпускниковинженерных программ: национальные и международные стандарты// Высшее153образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 10. — С. 3−14.
- Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. -М.: Юристъ, 1997. -304с.
- Щуров В.А. Возможные основания единого технознания и общая теория техники (OTT). В сб.: Гуманитарная подготовка инженера. Выпуск I. Н-Новгород. 1994.-С. 23−51.
- Энгельмейер П. К. В защиту общих идей в технике// Вестник инженеров. 1915. — № 3- С.96
- Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. Спб.: Образование. 1911.- 116 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб.: Образование. 1910.-210с.
- Энгельмейер П.К. Технический итог XIX-го века. М.: Тип. К. А. Казначеева.-1898. — 107 с.
- Энгельмейер П.К. Философия техники. Вып.4, — М.1912- С. 140−143.