Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-гуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров в современных российских вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смещение акцента инженерной деятельности в социальную сферу, а точнее ее гуманизация, привело к возрастанию роли социогуманитарной составляющей подготовки инженеров в высшей школе. Однако социогуманитарная составляющая современного высшего профессионально-технического образования в незначительной степени способствует формированию личности инженера и развивает его творческий потенциал. Она слабо… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Теоретико-методологические основы социально — гуманитарной составляющей инженерного образования
  • Раздел 2. Социально-гуманитарная подготовка инженеров в период становления и развития высшего инженерного образования в России
  • Раздел 3. Отношение студентов и преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально — гуманитарного образования на современном этапе реформирования российской высшей школы

Социально-гуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров в современных российских вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современных условиях меняются требования к инженерным кадрам. Инженерная деятельность не ограничивается только созданием, совершенствованием и использованием технических объектов, она распространяется и на социальную сферу. В функции инженера входит обеспечение нормального функционирования техники не только в обществе, но и в микросоциуме, т. е. обеспечение удобства и безопасности ее обслуживания, эффективное влияние на коммуникацию и взаимопонимание производителей и потребителей. В деятельности инженера также возрастает роль межличностного общения и контактов, в том числе и посредством современных информационных технологий.

В этой ситуации существенно меняются требования к профессиональной деятельности инженера, содержание которой все более наполняется социогуманитарным смыслом. Его функции существенно расширяются и выходят за пределы традиционного круга профессиональных обязанностей. Существенно возрастают, в частности, значение прогностической функции инженера, а также способность к инновационной деятельности.

Смещение акцента инженерной деятельности в социальную сферу, а точнее ее гуманизация, привело к возрастанию роли социогуманитарной составляющей подготовки инженеров в высшей школе. Однако социогуманитарная составляющая современного высшего профессионально-технического образования в незначительной степени способствует формированию личности инженера и развивает его творческий потенциал. Она слабо обеспечивает мобильность выпускников вузов на рынке труда, умение быстро адаптироваться к требованиям рабочего места, а также способность к прогнозированию и учету социальных, экологических, экономических и духовно-культурных аспектов своей деятельности.

В настоящее время в России разработаны и внедряются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Необходимость в создании стандартов нового поколения во многом связана с присоединением России к Болонскому процессу и вхождением во Всемирную торговую организацию. Присоединение к Болонскому процессу призвано обеспечить принятие единых стандартов оценки результатов образования, что несомненно ведет к кардинальным изменениям отечественного образования, включая и ее социально-гуманитарную составляющую.

Однако поиск форм органичного сочетания профессиональной, социально-гуманитарной подготовки и практика их реализации в современных российских вузах серьезно отстает от требований времени, порождает много противоречий, нареканий как со стороны работодателей, так и самих студентов (выпускников) этих вузов.

Таким образом, изучение состояния, тенденций и проблем социально-гуманитарной подготовки инженеров в условиях реформирования российской высшей школы приобретает особую актуальность, так как связано с поиском и апробацией путей, средств и методов совершенствования высшего образования в стране.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы отечественного высшего образования, в том числе инженерного, рассмотрены в трудах Ж. Аллака, А. П. Березовского, И. С. Болотина, К. Т. Галкина, Ж. Делора, Г. М. Джамалудинова, Г. Е. Зборовского, В. А. Змеева, А. Е. Иванова, И. М. Ильинского, H.H. Калининой, О. В. Крыштановской, Е. С. Ляховича, В. Я. Нечаева, Э. А. Орловой, A.M. Осипова, Т. Э. Петровой, A.C. Ревушкина, C.B. Рождественского, В. А. Солоницына, Н. Д. Сорокиной, М. Х. Титмы, Б. К. Тебиева, Р. Г. Фатхутдинова, Ф. Р. Филиппова, Е. В. Чуткерашвили, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкина и др.

При анализе социально-гуманитарной составляющей высшего профессионального образования ряд исследователей важное место отводит 4 социологии, в частности, социологии образования. Эта проблема ставится в трудах O.A. Беленковой, И. С. Болотина, С. И. Бондарева, А. О. Бороноева, М.Б.

Булановой, Э. С. Гареева, С. И. Григорьева, Г. М. Джамалутдинова, С. И. Дуки, E.H.

Заборова, Л. Г. Ионина, И. Г. Кухтиной, В. И. Патрушева, В. Ф. Пугач, Ю.М.

Резника, Е. Б. Сошневой, А. И. Субетто, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Эфендиева и др.

Анализ гуманитарных основ инженерной деятельности и гуманитарной подготовки инженеров представлен в трудах A.B. Дахина, И. К. Корнилова, О.В.

Крыштановской, А. Б. Курлова, В. Ф. Мануйлова, Б. С. Митина, Т.А.

Тартарашвили, В. А. Щурова, П. К. Энгельмейера и др.

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования, в т. ч. и технического, привлекает исследовательский интерес отечественных специалистов более 20 лет. Активно ее разрабатывают П. И. Бабочкин, Н.Г.

Багдасарьян, Л. П. Воронкова, A.B. Дахин, В. И. Добрынина, Г. И. Зверева, Д.Л.

Константиновский, Т. Ф. Кузнецова, Т. Н. Кухтевич, Н. С. Розов, Л. И. Сугай, А.Я.

Флиер, Ф. Э. Шереги, В. А. Щуров и др.

В связи с новой попыткой совершенствования высшего образования посредством введения компетентностного подхода к подготовке специалистов, в том числе и формирование личностных и социальных компетенций в условиях реформирования российской высшей школы, эта тема поднимается в трудах В.И.

Байденко, Л. С. Гребнева, И А. Зимней, Н. С. Кирабаева, B.C. Меськова, В.Ф.

Пугач, B.C. Сенашенко, Ю. Г. Татура, В. М. Филиппова и др.

Однако несмотря на представительный и обоснованный анализ проблем образования, в том числе и высшего, остается открытым и малоисследованным вопрос о социально-гуманитарной подготовке будущих инженерных кадров в современной высшей школе в связи с новыми требованиями времени. В научной литературе 2000;х годов еще слабо выявлены особенности (специфика), сложности и препятствия в процессе обучения будущих инженеров. Остаются невыясненными пути, методы сочетания общепрофессиональной, специальной и социально-гуманитарной подготовки. Имеющаяся практика решения этой проблемы во многом несовершенна, противоречива, непоследовательна, что, на 5 наш взгляд, приводит к серьезным издержкам в будущей профессиональной деятельности инженеров.

Именно эти противоречия в практике и научном осмыслении реальных проблем высшего образования и обусловили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Объект исследования — студенты российских технических вузов.

Предмет исследования — социально-гуманитарная составляющая подготовки инженеров в российской высшей школе.

Цель исследования — выявление состояния, тенденций и проблем социальной — гуманитарной подготовки инженерных кадров на современном этапе реформирования высшего профессионального образования в России.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

— конкретизировать содержание социально — гуманитарной составляющей высшего профессионального образования;

— определить специфику социально-гуманитарной подготовки инженеров на различных этапах развития отечественной высшей школы;

— выявить отношение студентов и преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально — гуманитарных дисциплин в условиях реформирования российской высшей школы;

— проанализировать тенденции трансформации социально-гуманитарной подготовки инженерных кадров.

Тсоретнко — методологическую основу диссертационного исследования составили институциональный и деятелыюстный подходы, разработанные в социологии образования и социологии профессий. Применялись методы сбора социологических данных: анализ документов (в т.ч. статистических данных), анкетирование, полуформализованное интервью, метод экспертных оценок.

Эмпирическая база исследования.

Вторичный анализ данных следующих исследований:

— «Отношение студентов технических вузов к гуманитарным дисциплинам». 6.

Центр социологических исследований Министерства общего и среднего образования РФ, выборка — квотно-гнездовая, объем выборки — 1100 чел., методанкетирование, сроки проведения — 1996. (ЦСИ-1996).

— «Анализ состояния инженерного дела и инженерного образования России». Ассоциация инженерного образования России, опрошено — 250 экспертов, сроки проведения — октябрь 2011. (АИОР-2011).

Исследования, проведенные с участием автора:

— «Анализ обеспеченности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин высококвалифицированными преподавательскими кадрами во всех регионах России». Департамент организации и содержания высшего профессионального образования, Межвузовский центр социологического образования Минобрнауки России, выборка — квотно-гнездовая, объем выборки — 1500 чел., метод — анкетирование, сроки проведения — сентябрь-октябрь 2003. (МЦСО-2003).

Исследование потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе". Межвузовские центры гуманитарного образования при Минобрнауки России, выборка — квотно-гнездовая, объем выборки — 4500 чел., метод — анкетирование, срок проведения — март-апрель 2005. (МЦГО-2005).

— «Опрос студентов о качестве получаемого образования». Межвузовский центр социологического образования МАТИ, выборка — квотно-гнездовая, объем выборки — 611 чел., метод — анкетирование, срок проведения — ноябрь-декабрь 2010. (МЦСО-2010).

— «Отношение преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально — гуманитарного образования». Выборка — квотно-целевая, объем выборки — 72 чел., метод — полуформализованное интервью, срок проведенияфевраль-март 2013. (ОПТВ-2013).

Кроме того, в работе использованы данные интернет-сайта «Статистика Российского образования» Минобрнауки России и материалы статистического сборника «Образование в Российской Федерации: 2012».

В работе учены следующие нормативные документы: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" — «Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г." — «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г." — «Программа модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004;2008 годы" — Постановление Правительства РФ от 13.04.1992 № 244 «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации».

Основные выносимые на защиту результаты исследования, содержащие элементы новизны:

1. Уточнено содержание социально — гуманитарной составляющей высшего профессионального образования. Социально-гуманитарное образование само по себе неоднородно и объединяет различные дисциплины и направления деятельности. В высшей школе такое образование осуществляется через социогуманитарную среду вуза, которая включает в себя следующие элементы: социогуманитарные дисциплины, входящие в состав учебных планов по специальностям и направлениям подготовки, реализуемых в вузепрофессорско — преподавательский состав, его профессиональный уровень и коммуникативные способностиповышение квалификации преподавателей (школа педагогического мастерства, институт кураторов академических групп, постоянно действующий гуманитарный семинар преподавателей и т. д.) — внеучебная (воспитательная) работа вузаличностноориентированные технологии обученияинтерьер вуза и т. д.

2. Уточнены три составляющие социально — гуманитарного образования в вузе:

— социогуманитарные знания, формируемые в процессе изучения социогуманитарных дисциплин;

— социогуманитарная деятельность, осуществляемая, в частности, через учебные, производственные и иные практики, предусмотренные учебным планом, а также посредством внеучебной (воспитательной) деятельности вуза (педагогические, строительные и другие отряды, волонтерское движение и т. д.). субъекты социально-гуманитарного образования: преподаватели, студенты, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и т. д.

3. Конкретизированы показатели эффективности социально-гуманитарной составляющей высшего профессионального образования: конкурентоспособность выпускника вуза, его гражданственность (законопослушность) и гуманистическая ориентированность.

4. Определена специфика социально-гуманитарной подготовки инженеров на различных этапах развития отечественной высшей школы:

— для дореволюционного этапа характерно преобладание разнообразной знаниевой составляющей социально-гуманитарной подготовки инженеров;

— в советской России знаниевая составляющая была минимизирована за счет конкретного перечня дисциплин (история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия и научный коммунизм), однако наблюдались разнообразные формы деятельностной составляющей социогуманитарного образования;

— в постсоветский период изначально в учебных планах наблюдалось значительное разнообразие знаниевой составляющей. Кроме того, присоединение к Болонскому процессу и, как следствие, введение стандартов нового, третьего поколения привели к смещению акцента в подготовке инженеров в сторону различных форм деятельностной составляющей социально-гуманитарного образования.

5. Выявлены две основные модели и технологии гуманитаризации высшего образования в постсоветский период.

Первая модель предусматривала расширение конкретного перечня социогуманитарных дисциплин и значительное увеличение часов, выделенных на их изучение во всех вузах, включая и технические. Право определять состав учебных курсов и спецкурсов (на 50%) было передано кафедрам общественных наук и самим студентам. Эта модель предполагала преобразование Советов кафедр общественных наук в Советы по гуманитаризации образования с целыо подготовки нового поколения учебников и учебных пособий, и рационализации социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов. В процессе внедрения этой модели было предложено множество ее вариантов, в частности, для студентов, изучающих системы «человек-природа» и «человек-техника».

Позже начала внедряться вторая модель, которая предусматривала выделение базового и вариативного компонентов программ изучения дисциплин социогуманитарного цикла. При этом учитывались два прикладных аспекта: их соответствие решению поставленных перед специалистами производственных задач и содействие оптимальному удовлетворению потребностей студентов в духовном, нравственном и культурном развитии.

Развитие процесса гуманитаризации высшего образования шло сначала по первой модели, а позже — по пути сочетания двух моделей.

6. Определены условия и средства формирования современной социально-гуманитарной подготовки выпускников инженерных вузов.

Существенно сокращен объем часов, отводимых на аудиторную работу студента, сделан акцент на его самостоятельную работу. Введен новый порядок требований к контролю уровня освоения социогуманитарных дисциплин. Сформированы социально-гуманитарные компетенции инженеров с учетом потребностей рынка труда. Предусмотрено участие работодателей в разработке основных образовательных программ и в проведении учебных занятий, а также учет в организации образовательного процесса личностных особенностей и потребностей студента.

В диссертации подчеркивается, что формирование социально-гуманитарных компетенций инженеров предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения.

7. Результаты проведенных исследований позволили выявить тенденции и проблемы социально — гуманитарной подготовки инженерных кадров в условиях реформирования высшего профессионального образования в России.

Выявлена потребность образовательного сообщества в смещении акцента с максимальной знаниевой составляющей на разнообразную деятельностную составляющую социально-гуманитарного образования (МЦГО-2005, МЦСО-2010, ОПТВ-2013).

Среди проблем социогуманитарной подготовки студентами были названы: преизбыток теории и недостаток деятельностной составляющей в обучениинехватка конкретных умений и навыков, связанных с инженерной специальностьюнизкая оснащенность учебного процесса новыми технологиями и методами обучениянедостаточность условий для занятий художественным творчеством и физической культурой в вузе (МЦС2 010).

Преподаватели выделили следующие проблемы социогуманитарной подготовки бакалавров инженерного профиля: сокращение числа изучаемых социогумапитарных дисциплин в технических вузахнесоответствие используемых интерактивных форм обучения низкому материально-техническому обеспечениюотсутствие условий для занятий физической культурой и художественным творчеством (ОПТВ-2013).

Были предложены спецкурсы, которые могли бы помочь в подготовке конкурентоспособного инженера: технический иностранный язык, психология инженерной деятельности, инженерный бизнес, социальные проблемы техники и др. (ОПТВ-2013).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в целях совершенствования социально — гуманитарной подготовки инженерных кадров современной России: при разработке образовательных стандартов, учебных программ и планов их реализации, что будет способствовать успешному трудоустройству студентов.

Материалы исследования могут также использоваться при разработке и чтении курсов и спецкурсов по истории социологии, социологии образования, социологии профессий.

Апробация результатов исследования. Основные материалы и выводы исследования обсуждались на кафедре прикладной социологии РГГУ, а также.

11 докладывались на межвузовских, общероссийских и международных конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально — экономических дисциплин в вузах» (МГУП в 2004, 2005 гг.- МАТИ в 2006;2013 гг.) — на международных молодежных конференциях «Гагаринские чтения» (МАТИ — в 2004;2013 гг.) и всероссийских научно — технических конференциях «Новые материалы и технологии» (МАТИ в 2004, 2006, 2008, 2010,2012 гг.).

По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 3,6 печатных листов, в том числе 3 научные работы — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования (МЦГО-2005), проведенные в период работы по созданию стандартов нового поколения выявили потребность образовательного сообщества в смещении акцента с многообразной знаниевой составляющей социогуманитарной подготовки на разнообразную деятельностную.

Стандарты нового поколения предполагают участие работодателей в разработке основных образовательных. Подготовка современных инженерных кадров не может осуществляться эффективно без учета потребностей рынка труда. Современные работодатели ощущают нехватку социогуманитарной подготовки инженеров (АИОР-2011). Также необходима система мониторинга выпускников, которая должна выстраиваться с тесной взаимосвязи вуза и выпускника.

Согласно результатам опросов студенты высоко оценивают значимость социогуманитарной подготовки. В тоже время они продемонстрировали низкую удовлетворенность организацией учебного процесса, новыми технологиями и методами обучения. Низко были оценены условия для занятий художественным творчеством и физической культурой в вузе. Также отмечался переизбыток теории и нехватка практики в своем обучении. Студенты отметили недостающие.

136 знания и умения для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Причем в большей степени отмечали нехватку именно умений и навыков (МЦСО-2010).

Среди основных трудностей реализации стандартов нового поколения можно выделить следующие: периодически меняются требования к процедурам отчетности и к оформлению учебно-методических материалов, недостаточно разработана система мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава, унификация дисциплин не может учитывать специфику всех направлений, по которым вуз ведет подготовку.

Опрос преподавателей (ОПТВ-2013) выявил высокую оценку значимости социогуманитарной составляющей подготовки бакалавров инженерного профиля. В то же время выяснилось, что в некоторых технических вузах сокращено количество изучаемых социогуманитарных дисциплин. В учебном процессе преподаватели готовы использовать интерактивные формы обучения, однако вузы пока не обладают соответствующим материально-техническим обеспечением. Респонденты предложили широкий перечень социогуманитарных спецкурсов, которые могли бы помочь в подготовке конкурентоспособного инженера. Большая часть из них носит прикладной характер. Важнейшей составляющей социогуманитарной подготовки в вузе является внеучебная деятельность, однако преподаватели, как и студенты, низко оценивают условия для занятий со студентами физической культурой и художественным творчеством.

Роль социально-гуманитарной составляющей в подготовке инженерных кадров России увеличивается в связи с переходом от квалификационной к компетентностной модели выпускника вуза. В компетентностной модели выпускника-инженера присутствуют деятельностная и личностно-ориентированная составляющие. Студентоцентрированная направленность учебного процесса предполагает учет личностных особенностей и потребностей студентов.

Компетентностный подход меняет особенности социализации студента в вузе происходит переход с субъект-объектного процесса на субъектно-субъектный.

137 двусторонний процесс взаимодействия. В этом контексте актуализируется значимость внеучебной деятельности в вузе. Результаты проведенного исследования показали низкую удовлетворенность образовательного сообщества (преподавателей и студентов) условиями для занятий условия для занятий художественным творчеством и физической культурой в вузе (МЦСО-2010, ОПТВ-2013).

Стандарты третьего поколения меняют состав социогуманитарных дисциплин. В качестве обязательных дисциплин в подготовке бакалавров являются «иностранный язык», «философия» и «отечественная история». Остальные дисциплины выбираются вузом и самими студентами (вариативная часть) в соответствии с профилем подготовки, в нашем случае — инженерной.

Таким образом, стандарты нового поколения дают больше свободы вузам в разработке учебных планов и возможность их ориентации на особенности профессиональной подготовки.

Среди проблем социогуманитарной подготовки инженерных кадров можно назвать следующие.

Руководство технических вузов зачастую сокращает число социогуманитарных дисциплин и количество аудиторных часов, отводимых на данный цикл. Это может привести к тому, что выпускники будут неконкурентоспособными на рынке труда, в частности, им сложнее будет трудоустраиваться, адаптироваться к трудовому коллективу, применять инновационный подход к решению профессиональных задач, а также учитывать социальные, экологические и экономические аспекты и ограничения своей профессиональной деятельности.

В технических вузах существуют ограничения, связанные с послевузовской подготовкой по гуманитарным и экономическим специальностям. Отсюда возникают проблемы мотивации молодых преподавателей и реализации имеющегося потенциала профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр.

Меняются методы и средства представления социально-гуманитарных знаний в вузе — особую значимость приобретают активные и интерактивные формы обучения.

Согласно результатам проведенных исследований наибольшее распространение имеют: разбор конкретных ситуаций, деловые игры, компьютерные симуляции и психологические тренинги. В тоже время внедрение современных образовательных технологий и методов оценки качества подготовки специалистов осуществляется достаточно медленно. Во многом это связано с недостаточным материально-техническим обеспечением учебного процесса (ОПТВ-2013).

Кроме того, среди проблем социогуманитарной подготовки студентами были названы: преизбыток теории и недостаток практики в обучениинехватка конкретных умений и навыков, связанных с инженерной специальностьюнизкая оснащенность учебного процесса новыми технологиями и методами обучения.

Преподавателями были предложены социогуманитарные спецкурсы, которые могли бы помочь в подготовке конкурентоспособного инженера: технический иностранный язык, психология инженерной деятельности, инженерный бизнес, социальные проблемы техники и др.

Важность социально-гуманитарной составляющей подготовки инженеров высоко оценивается не только студентами и преподавателями, но и работодателями. Причем в наибольшей степени ощущается потребность в деятельностной составляющей социально-гуманитарного образования (АИОР-2011).

Таким образом, анализ результатов исследования позволил выявить состояние, тенденции и проблемы социальной — гуманитарной подготовки инженерных кадров на современном этапе реформирования высшего профессионального образования в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. ЮНЕСКО- Международный институт планирования образования. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 166 с. (Программа развития ООН)
  2. А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009. — № 6. — С. 98−102.
  3. В.П., Сегедина H.H. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: моногр. Белгород, 2008. — 240 с.
  4. Н.Г., Гаврилина Е. А. Еще раз об уровнях компетенций выпускников инженерных программ, или концепт культуры в компетенциях инженеров// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. -2010.-№ 6.-С. 23−28.
  5. А. Е. Кадры специалистов в СССР (Их формирование и рост). -М., 1935.-С. 9
  6. Э.Р., Чистоусов В. А., Халитова И. С. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009. — № 5. — С. 98 104.
  7. А. П. Некоторые исторические аспекты становления негосударственного высшего образования. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. — 80 с.
  8. А. П., Борисов В. М. Негосударственная высшая школа России: становление и эволюция в 90 е годы XX века. Монография. — М.: Изд -во МПУ «Народный университет», 2000. — 144 с.
  9. И.А., Вологдин A.A. Подготовка инженерных кадров к деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировую// Высшееобразование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 11. — С. 67−70.
  10. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1)/ Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
  11. И. С. МАТИ развитие социогуманитарного образования//Высшее образование в России № 7, 2006. — С. 89−92.
  12. И. С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы: Монография М.: «Экономика и финансы», 2003. — 136 с.
  13. Большая энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова. СПб., Б. г. Т.10.
  14. М.Б. Воспитание и образование молодежи в ситуации социокультурного кризиса //Молодежь и общество на рубеже веков. Частьпервая. М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1998. -С. 71−73.
  15. И. В. Сорокина Н. Д. Высшее образование в современном мире// Человек и современный мир. М.: Инфра — М, 2002. — С. 418 — 440.
  16. В.Д., Петрунева P.M. Социокультурная среда вуза -условие формирования профессиональной культуры специалиста// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 6. — С. 113−117
  17. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994. -№ 5. С. 147−157.
  18. Л.П. Опыт гуманизации образования // Гуманистические ориентиры научно-технического творчества. Калинин. 1990. Т.2.
  19. Вузовские вести. 1996. № 6. С. 9.
  20. Вузовские вести. 1999. № 11. С. 2
  21. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. Заключительный доклад. ЮНЕСКО. Париж, 1998
  22. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года./Под редакцией В. Г. Кинелева М: НИИ ВО, 1995. — с. 150
  23. Г. М. Высшее образование в подготовке научных кадров. М., 1958
  24. О.Д. Гуманитаризация высшего технического образования в России: проблемы и тенденции развития // Высшее образование -XXI век. М., 2004.
  25. Э.С. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации// Социологические исследования, 1993. № 1.-С. 123−125
  26. Л.А., Зубков В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации студенческой молодежи: социально политический и образовательный аспектыотчет о всероссийском социологическом исследовании). М.: Изд-во ООО Типография «Парадиз», 2008. — 200 с.
  27. Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования. // Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 7. — С. 29−34.
  28. JI. С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 29−41.
  29. Гребнев J1.C. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий). // Мир России. 2001. Т. 10. № 4. С. 162−178.
  30. JI. С. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 3−17.
  31. С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул, 2001
  32. В. Толковый словарь. М., 1935. Т. 2. С. 42.
  33. A.B., Щуров В. А. Гуманитарные основы инженерной деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993.-95 с.
  34. И. X. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык. -1976. — 1096 с.
  35. . Образование: сокрытое сокровище. Предисловие к докладу Международной комиссии по образованию для XXI века, представленному ЮНЕСКО, «Образование: сокрытое сокровище». М., 1998
  36. Г. М. Социальные проблемы высшего образования в трансформирующемся обществе Махачкала: ДГПУ, 2001. — 273 с.
  37. М.Е. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров// Социологические исследования. М.: Наука. — 2001. — N 9. — С. 9598
  38. В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной143элиты в высшей школе. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 96 с.
  39. С. А. Развивающиеся страны: образование и занятость. -М.: Наука. 1993.-195 с.
  40. С.И. Информационное общество : социогуманитарные аспекты / С. И. Дука. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 168 с.
  41. Э. Социология образования /Пер. с фр. с сокращениями. -М.: ИНТОР, 1996.-С. 70
  42. Европейская система перевода и накопления кредитов и приложение к диплому. Проект. Брюссель, 2004.
  43. В. М. Приходько В. М. Федоров И. В. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. -М.: Высшая школа, 1980. С. 14
  44. E.H. Щипачева II.В. Качество образования в системе высшей школы: опыт социологического анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. 2004. — N 9. — С. 76−83.
  45. Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  46. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. № 5. 2003
  47. И.А. Компетентность специалиста / И. А. Зимняя М.Д. Лаптев, H.A. Морозова // Высшее образование сегодня. 2007. № 11.
  48. И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования / И. А. Зимняя // Труды методического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2005.
  49. В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М.: Изд — во МАТИ-РГТУ «ЛАРМЭС», 1998
  50. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. -М., 1991.-392 с.
  51. И.М., Луков В. А. Московский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март апрель 2004 г. — М.: Изд — во Московского гуманитарного университета, 2005. — 64 с.
  52. Информационный бюллетень АЦ АИОР «Акцент». № 1, 2006 г.
  53. Е. Н. Гуманитарное знание как фактор совершенствования инженерного образования программистов. Диссертация на соискание степени к. п. н. Оренбург, 2004 г.
  54. Т. Б. Социология современного образования: проблемы здорового общества. М.: Альтекс, 1998. — 170 с.
  55. H.H., Тебиев Б. К. Люди и дела: Очерки истории подготовки предпринимательских кадров в России XVIII начале XX века. — М.: Изд — во «Международная педагогическая академия», 1999.
  56. Н.С., Тлостанова М. В. Модели современного гуманитарного образования// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 24 — 32.
  57. О.И., Кирсанова Е. С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 8/9. — С. 104−110.
  58. М. В. Эфендиев А.Г. Московское студенчество 1995−2000г.г.: социальная ситуация, тенденции, перспективы. /Журнал «Мир России», том XII № 1. Москва, 2004 г.
  59. Д. Л. Российское социально-гуманитарное образование и профессиональное становление специалистов // Россия: Тенденции и перспективы. Ежегодник. Выпуск 1. М.: ИНИОН РАН, 2005. — С. 267−278.
  60. Д.Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП, 2006. — 264 с.
  61. Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977. — 159 с.
  62. О. Дух позитивной философии //Западно-европейская социология XIX век. с. 71.
  63. О. Общий обзор позитивизма // Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 156.
  64. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  65. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  67. И.К. Методологические основы инженерной деятельности: Монография. М.: Изд-во МГУП, 1999. — 207 с.
  68. О. В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. -М.: Наука, 1989. С. 90
  69. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.
  70. А. Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования. Москва-Уфа: УАИ, 1992. — С. 10
  71. E.B. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2010. — № 2. 2010 — С. 124−131.
  72. А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза в сфере образовательной деятельности. Монография. М.: «Диалог — МИФИ», 2004. — 256 с.
  73. М.А. Рыночные отношения в системе образования России: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2001. — 271 с.
  74. Е.С., Ревушкин А.С, Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Том, ун-та, 1998. — 580 с.
  75. С.А. Социогуманитарное образование: невыученные уроки// Социологические исследования. М.: Наука. — 2012. — № 12. — с. 89 — 97
  76. И.А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионе. Екатеринбург: ГЩУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003.- 516 с.
  77. Е. И. Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно политических отношений. Диссертация на соискание степени к. и. н. 2003 г.
  78. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии// Соч. Т. 4. М. 1955.-С. 217−457.
  79. К., Энгельс Ф. Передовица в № 179 «Kolnische Zeitung»// Соч. Изд. 2. Т. 1. М., 1955. — С. 93−113
  80. Л. Техническая культура: сущность и направления развития // Теория и практика идеологической работы. М, 1987. — С. 112.
  81. Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. М.: Наука, 2001. — С. 217
  82. B.C., Татур Ю. Г. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе// Высшее образование в России № 8, 2006. С. 73−83
  83. A.B. Приоритеты модернизации российского образования. -М., Социально-гуманитарные знания, 2007. 168 с.
  84. A.B. Социально-гуманитарное образование в России. -РИД «АЛЬФА» МГОПУ, 2001. 331 с.
  85. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: Издательский Дом Русанова. 1996. — 224 с.
  86. Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. М.: Высшая школа, 1980. — С. 14
  87. В.И. Идея образования. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века. М.: ООО ИПТК «Логос», 1999.-68 с.
  88. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987. — С. 544
  89. В.Д., Вербицкий A.A. О концепции современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 3. — С. 14−22.
  90. Новая газета. 1998. 15−21 июня № 23
  91. Образование в Российской Федерации: 2012: статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.
  92. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопросы философии, 1993, № 10.-С. 32−68.
  93. А. М. Социология образования. СПб: Образование, 1993. -С. 212
  94. Отчет по проекту: «Анализ обеспеченности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин высококвалифицированными преподавательскими кадрами во всех регионах России». 2003−2004 гг.
  95. A.A. Статистический анализ образовательной и научно- исследовательской деятельности высших учебных заведений. М.:148
  96. Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. 172 с.
  97. В.Ю., Бартоломей A.A. Инженер XXI века. Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы / Под. научи, ред. проф. В. Н. Стегния: 2-е изд. М.: «Луч», 2001. — С. 4−8.
  98. Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. — 244 с.
  99. Р. М. Гуманитаризация инженерного образования: на основе моделирования социогуманитарной экспертизы технических решений: Автореферат дис. д. п. н. Волгоград, 2001. — С. 24
  100. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.1992 № 244 «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации».
  101. Ю.П., Пушных В. А., Герасимова С. И., Яткина ЕЛО., Рожкова C.B., Корнева О. Ю., Толкачева К. К. Аккредитация образовательных программ основа инженерного качества //Качество образования — М. 2011. № 78. С. 60−63
  102. Ю.П., Рожкова C.B., Толкачева К. К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения.// Проблемы управления в социальных системах. 2012. Том 4. Выпуск 7. С.6−14. http://aeer.ru/files/articlel2012.pdf
  103. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад /Под ред. Л. Г. Ионина. М.: Логос, 2003. — 660 с.
  104. Престиж вуза и проблемы гуманитаризации технического образования. Научно методические рекомендации на основе комплексного социологического исследования /Сост. Шувалова B.C., Шиняева О. В. -Ульяновск, 1991 — 118 с.
  105. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сборник научных статей под общей редакцией Селезневой Н. А. и Казановича В. Г.-М., 1998.-С. 59.
  106. Программа модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004−2008 годы.
  107. В.Ф. Российское студенчество: статистико социологический анализ. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 г. — 100 с.
  108. Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. -М.: Союз, 1995.-69 с.
  109. В.Н. О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно методической конференции). // Высшее образование в России. -М.: Высшее образование в России. — 2011 — № 1. — С. 70−72
  110. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. -С. 746, 749.
  111. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802- 1902. М., 1901
  112. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992 г. -156 с.
  113. К. И. Инженерная деятельность в социокультурном контексте. Диссертация на соискание степени к. ф. н. Тула, 2004 г. — С. 81.
  114. Россия в мировой экономике. Выпуск XI. М.: 1995. — с. 16.
  115. Россия: Тенденции и перспективы. Ежегодник. Выпуск 1. М.: ИНИОН РАН, 2005. — 284 с.
  116. ., Максимов Н., Караваева Е. Зачетные единицы в ГОС нового поколения. Высшее образование в России № 10, 2006. С.4
  117. B.C. О компетентностном подходе в высшем образовании.Высшее образование в России № 4, 2009. С. 18−24
  118. И.В. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2009.-№ 1.-С. 173−176.
  119. Слов, соврем, рус. лит. яз. М.- JI" 1956. Т. 5. — С. 350.
  120. Словарь русского языка. М.: 1980. Т.4. — С. 363−364.
  121. А.Г. Инженерно техническое образование в дореволюционной России. Гуманитарная подготовка инженера: Сб. научи, трудов. Выпуск 1. — Изд-во ННГУ, II. Новгород, 1993. — С. 5 — 9.
  122. В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М, 1998.-С. 152
  123. П. Каналы вертикальной циркуляции //Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 392−404.
  124. П. Механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивида внутри различных социальных страт// Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 405−424.
  125. Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ): Монография М.:"Экономика и финансы", 2004. — С. 8
  126. Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке. М.: Социально-гуманитарные знания, ч. 1, 2009.-392 с.
  127. Социальное развитие советской интеллигенции. М., 1986.
  128. А.Н., Сошнева Е. Б. Образование как фактор инновационного развития в постсоциалистических государствах. Статья. Стратепя розвитку Укра’ши (економ1ка, соцюлопя, право): Наук, журнал / Голов, ред. Кулик М. С. -К., вид-во"НАУ", 2011, № 1.-С.137−141.
  129. Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. С. 460
  130. Г. Статьи о воспитании. СПб., 1914. С. 43.
  131. Статистика Российского образования Министерства образования и науки РФ http://stat.edu.ru.
  132. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1914—1915 учебный год. Пг., 1917. С. 158.
  133. В.Н. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 77−81.
  134. Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г.
  135. Студент МГУ: вектор перемен. М.: МГУ, 1999.
  136. А.И. Гуманизация российского общества. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992 г. -157 с.
  137. Сугай J1.A. Культура и образование. Высшая техническая школа в контексте культуры. М., 1993
  138. Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерного технического профиля (опыт вузов США) //Обзорная информация НИИВО. — Вып. 6. — М., 1991
  139. .К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно педагогическое движение в России конца XIX -начала XX веков. — М.: «Интеллект», 1996.
  140. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Тощенко Ж. Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 487 с.
  141. Текущий архив МАП. Раздел «История»: РОУ. Лист 4−5
  142. Техническое и коммерческое образование, 1911, № 1, С. 67
  143. Техническое и коммерческое образование. 1916. № 8. С.42
  144. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Таллин. 1982. Т. 1.
  145. .Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005. — 333 е.
  146. Требования к качеству образования на различных этапах развития152российского общества. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С. 12
  147. Триместр. 1996. № 1. С. 49.
  148. Ф.Р. Социология образования. М.: «Наука», 1980
  149. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: «Педагогика», 1990
  150. Философия образования для XXI века. М., 1992.
  151. Философия техники в ФРГ: пер с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
  152. В.М. Задачи модернизации образования на современном этапе // Высшее образование сегодня, № 3. 2003. С. 2−5.
  153. В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы.- М.: Изд-во «Логос». 540 с.
  154. H.H., Кузьмина О. В. Компетенции современного инженера и гуманитарное образование// Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 81−85.
  155. Формирование модели социально-личностных компетенций выпускника вуза: монография /А, В, Пономарев, Щ. Я. Пономарева.-Екатеринбург. ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2008. — 269 с.
  156. A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования//Нар. Образование. 2003. № 5.
  157. К.Н., Соловьев В. П., Тарасюк Л. Н., Ворожейкина О. Л. Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. М., 2002. — С. 185
  158. Е.В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961
  159. А., Боев О. Криушова А. Качество инженерного образования в терминах мировых компетенций. Высшее образование в России № 8, 2006. -С. 17.
  160. А.И., Герасимов В С.И. Компетенции выпускниковинженерных программ: национальные и международные стандарты// Высшее153образование в России. М.: Высшее образование в России. — 2012. — № 10. — С. 3−14.
  161. Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. -М.: Юристъ, 1997. -304с.
  162. В.А. Возможные основания единого технознания и общая теория техники (OTT). В сб.: Гуманитарная подготовка инженера. Выпуск I. Н-Новгород. 1994.-С. 23−51.
  163. П. К. В защиту общих идей в технике// Вестник инженеров. 1915. — № 3- С.96
  164. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. Спб.: Образование. 1911.- 116 с.
  165. П.К. Теория творчества. Спб.: Образование. 1910.-210с.
  166. П.К. Технический итог XIX-го века. М.: Тип. К. А. Казначеева.-1898. — 107 с.
  167. П.К. Философия техники. Вып.4, — М.1912- С. 140−143.
Заполнить форму текущей работой