Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудовой потенциал промышленных работников: Социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. В советское время изучение проблем трудового потенциала в тех или иных аспектах осуществлялось в основном экономистами, которые исследовали трудовой потенциал, в первую очередь, с точки зрения стоимости, создаваемой работником, интенсивности и оплаты труда различного качества, оценки трудовых затрат, необходимых для производства продукции, определения оптимальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования трудового потенциала работника
    • 1. 1. Основные подходы к определению сущности трудового потенциала работника
    • 1. 2. Качественные характеристики трудового потенциала работника
  • Глава 2. Механизм формирования и развития трудового потенциала промышленных работников
    • 2. 1. Трудовое поведение и профессиональное самоопределение как основа механизма функционирования и развития трудового потенциала промышленных работников
    • 2. 2. Роль профессиональной культуры и ценностных ориентаций в формировании трудового потенциала промышленных работников

Трудовой потенциал промышленных работников: Социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к рыночной экономике привел к переосмыслению роли человеческого фактора. Рост наукоемкости производства, быстрое обновление технологий и видов продукции, усиление ценовой конкуренции и конкуренции новизны и качества выдвигает на уровне производства на первый план интеллект, способности, талант, профессионализм работника. Обладание высококвалифицированными кадрами приравнивается развитыми странами по значимости к стратегическим ресурсам.

К сожалению, руководители промышленных предприятий находятся лишь на подступах к пониманию важности этой проблемы. Сегодня уже недостаточно простого заполнения вакансий для поддержания уровня производства на должном уровне. Необходима система работы с персоналом, которая бы удовлетворяла растущие потребности в высококвалифицированных работниках, способных решать проблемы не только сегодняшнего дня. Объективные тенденции развития промышленного производства, опыт передовых компаний индустриально развитых стран позволяет утверждать, что шанс стать конкурентоспособными имеют только те предприятия, которые развиваются по законам социотехнических систем, объединяющих воедино технический и человеческие факторы.

Становление рыночной экономики может быть успешным, если в полной мере будет приведен в действие резерв, заключающийся в трудовом потенциале работников.

Однако в настоящее время в российском обществе происходит не столько развитие, сколько утрата, накопленного прежде, трудового потенциала промышленных работников, его неполное использование.

Такое положение требует проведения анализа современного состояния трудового потенциала работника промышленного предприятия с выявлением всех факторов, детерминирующих его формирование, развитие и использование в условиях перехода к рыночной экономике.

Исследуемая десятилетиями проблема трудового потенциала работника неисчерпаема вследствие своей многогранности. Любое изменение социально-экономической сферы придает проблеме новые грани и аспекты. Глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят сейчас в России, делают необходимым анализ механизма формирования и развития трудового потенциала в условиях перехода к рыночной экономике.

Решение проблемы формирования и развития трудового потенциала промышленных работников в реформируемой России связано с необходимостью более глубокого изучения и выработки практических рекомендаций по повышению эффективности использования трудового потенциала работника в соответствии с потребностями производства, с одной стороны, и с учетом индивидуальных способностей работника, с другой.

Степень разработанности проблемы. В советское время изучение проблем трудового потенциала в тех или иных аспектах осуществлялось в основном экономистами, которые исследовали трудовой потенциал, в первую очередь, с точки зрения стоимости, создаваемой работником, интенсивности и оплаты труда различного качества, оценки трудовых затрат, необходимых для производства продукции, определения оптимальной численности трудового потенциала. Проблемы трудового потенциала рассматривали в своих работах Б. М. Генкин, Р. И. Колосова, В. Г. Костаков, Л. И. Крутова, А. С. Панкратов, В. В. Радаев, Г. Р. Хасаев и др. Однако и среди экономистов до настоящего времени нет единого понимания сущности трудового потенциала, концепции его формирования, использования и развития.

Отечественные социологи, исследуя социальные аспекты труда и деятельности трудовых коллективов, касались и проблем, связанных с развитием трудового потенциала. Различные аспекты структуры трудового потенциала работника отражены в трудах таких социологов как Е. Г. Антосенков, Н. А. Аитов, А. И. Вишняк, А. В. Дмитриев, Т. И. Заславская, В. Н. Иванов, А. И. Иванько, А. И. Кравченко, В. А. Мансуров, В. В. Маркин, Е. Ф. Молевич, Г. С. Осипов, В. Т. Подмарков, JI.JI. Рыбаковский, Ж. Т. Тощенко, Э. Н. Фетисов, В. Н. Шаленко, В. В. Щербина, В. А. Ядов.

Отдельные структурные элементы трудового потенциала, в частности вопросы образования, его роли в формировании трудового потенциала рассмотрены в работах Т. Д. Александровой, Т. Е. Зборовского, Д. И. Зюзина, Э. М. Короткова, А. Б. Курлова, В. Лемперт, Л. И. Найденовой.

Проблемы личностного и профессионального самоопределения и их соотношения с профессиональной культурой проанализированы в работах Н. И. Зарубиной, Е. А. Климова, С. Г. Климовой, А. К. Марковой, И. М. Модель, Б. С. Модель, Г. Н. Соколовой, А. И. Пригожина, О. И. Шкаратана.

Исследованию ценностных ориентаций, норм поведения, лежащих в основе формирования трудового потенциала работника, посвящены работы Л. А. Беляевой, А. Л. Дикаревой, А. Г. Здравомыслова, Э. М. Коржевой, Г. Б. Кошарной, Н. И. Лапина, B.C. Магуна, М. И. Мирской, Р. В. Михайловой, Б. Д. Парыгина, Р. В. Рыбкиной, Н. И. Шаталовой, Р. Г. Яновского.

Трудовое поведение как основа механизма формирования трудового потенциала работника глубоко раскрыты в трудах В. И. Верховина, Н. Г. Соколовой, Н. В. Черниной.

Таким образом, анализ литературы показывает, что в целом проблема формирования и развития трудового потенциала в социологическом аспекте раскрыта фрагментарно, либо при рассмотрении более общих вопросов. Эти исследования в основном сводятся к анализу роли образования, профориентации и профессиональной культуры в формировании трудового потенциала. В социологическом аспекте пока еще недостаточно исследованы вопросы природы, структуры и функций трудового потенциала, механизма его формирования и развития, а также новой роли трудового потенциала промышленных работников в условиях социально-экономических преобразований в России.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, необходимость анализа состояния трудового потенциала промышленных работников в реформируемой России определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования: социальная группа работников российских промышленных предприятий.

Предмет исследования: социальные аспекты трудового потенциала работника в условиях трансформации российского общества.

Цель диссертационного исследования: комплексное исследование процесса формирования и развития трудового потенциала работника с целью диагностики тенденций изменения в условиях перехода к рыночным отношениям и использовании их в современном управлении.

В соответствии с целью, в работе выдвинуты следующие задачи:

— уточнить сущность категории «трудовой потенциал работника» в социологическом аспектевыявить влияние профессионально-квалификационных, культурно-нравственных и психофизиологических факторов на качество трудового потенциала работника;

— показать связь развития трудового потенциала работника с развитием его личностиопределить основные направления развития трудового потенциала промышленных работников в условиях реформирования российского обществаразработать конкретные рекомендации, позволяющие реализовать в наиболее оптимальной форме трудовой потенциал промышленных работников.

Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические положения классиков социологии, труды современных отечественных социологов и экономистов по проблемам социологии труда и трудовых отношений, экономической социологии, социологии управления.

Диссертантом использовался комплексный подход к изучению проблемы, сочетающий в себе системный анализ, институциональный и структурно-функциональный методы исследования.

Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и ведомственной статистики, а также социологических исследований, в том числе и проведенного с участием диссертанта экспертного опроса руководителей различного ранга промышленных предприятий Пензенской области — ОАО «Пензмаш», ОАО НПП «Эра», ОАО «Электромеханика». (Было опрошено 75 человек в декабре 2001 г.) Диссертантом осуществлен также вторичный анализ ряда социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодических изданиях.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— адаптировано в социологическом плане понятие «трудовой потенциал промышленного работника», уточнен ряд положений о сущности, содержании и структуре трудового потенциала работников промышленности;

— обоснована необходимость подхода к трудовому потенциалу как развивающейся системе, выявлено, что эффективность трудового потенциала достигается в результате взаимодействия основных его компонентов: ценностно-ориентационных, профессионально-квалификационных, коммуникативных и психофизиологических;

— доказано, что профессиональное самоопределение и профессиональная культура играют ведущую роль в формировании трудового потенциала работника;

— выявлен ряд тенденций и особенностей развития трудового потенциала работника в условиях трансформации современного российского общества, который характеризуется как регрессивными (ухудшение психофизиологических, социальных, нравственных и коммуникативных компонентов), так и прогрессивными (повышение роли профессионально-образовательных компонентов) изменениями;

— определены основные направления формирования и развития трудового потенциала промышленных работников в условиях социально-экономических преобразований в современной России: подготовка, переподготовка и повышение квалификации промышленных работников с учетом опережающего его развитияпоощрение инновационного поведения работниковсоздание системы материального стимулирования, которая базируется на квалификации, мастерстве, творчестве с учетом количества и качества трудаиспользование мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. В данной работе автор исходит из того, что трудовой потенциал работника формируется на основе природных данных, образования, воспитания, жизненного опыта и зависит от включения работника в систему общественного производства посредством трудового поведения и социально-трудовых отношений. В структуру трудового потенциала работника кроме профессионально-квалификационного, психофизиологического, ценностно-ориентационного введен коммуникативный компонент.

2. Обоснована необходимость введения функции самоорганизации трудового потенциала работника. В условиях трансформации российского общества эта функция играет важную роль в процессах самореализации и самоопределения, так как работник столкнулся с очень жесткими условиями перехода к рыночным отношениям.

3. Основными элементами механизма формирования и развития трудового потенциала работника на современном этапе являются трудовое поведение, профессиональное самоопределение, профессиональная культура и ценностные ориентации.

4. В диссертации на основе анализа фактического материала обосновывается, что формирование и развитие трудового потенциала промышленных работников в современных условиях должно быть направлено на повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровней, создание оптимальных условий труда, совершенствование системы управления, системы морального и материального стимулирования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке положений и рекомендаций как теоретического, так и практического характера, направленных на повышение эффективности формирования и развития трудового потенциала промышленного работника в условиях трансформации российского общества.

Основные выводы и рекомендации, а также полученные автором эмпирические материалы являются базой для формирования реальных представлений об особенностях формирования и развития трудового потенциала работников промышленного предприятия и его диагностики в реформируемой России.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов общей социологии, социологии труда, экономики и социологии труда, управления персоналом, организационной культуры, а также при подготовке учебных пособий по этим курсам.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования, теоретические и практические результаты апробированы в выступлениях на Всероссийской и Международной научно-практических конференциях «Трансформация трудовых отношений в России на рубеже XX — XXI веков» (Пенза, 2001 г.), «Проблемы и тенденции современного развития стран СНГ в условиях глобализации» (Пенза, 2002 г.), на методологических семинарах кафедры «Социология и управление персоналом».

Пензенского государственного университета, отражены в научных публикациях автора.

Материалы диссертации получили отражение в курсах «Социология труда», «Социология управления», читаемых диссертантом в Пензенском государственном университете.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Социология и управление персоналом» Пензенского государственного университета и рекомендована к защите.

Заключение

.

В диссертации, согласно поставленным задачам, предпринята попытка раскрыть теоретико-методологические аспекты трудового потенциала работника, необходимые для его социологического изучения. Система изложения основана на эмпирическом материале, который, с одной стороны, показывает объяснительные возможности теоретических положений, выдвинутых в диссертациис другой стороны, рассматривает данный феномен в контексте реформ современной России.

К сожалению, ситуация в стране далека от оптимистической: трудовой потенциал работника имеет стойкую тенденцию к деградации. Для того, чтобы окончательно не утратить его, а формировать и развивать, управлять эффективностью его использования, надо учитывать ряд теоретико-практических выводов, которые сформулированы в работе.

Трудовой потенциал работника связан с социально-психологическими, демографическими и другими особенностями личности, поэтому пути формирования и развития зависят от жизненных обстоятельств и внутренних предпосылок его реализации.

Как социологическая категория трудовой потенциал работника существует во взаимодействии с системой социальных институтов общества.

На развитие трудового потенциала влияют все структурные компоненты (психофизиологические, профессиональноквалификационные, коммуникативные, ценностно-ориентационные), в результате трудовой потенциал становится органически целым, способным выполнять определенные функции. В диссертации выделены семь основных функций: производственная, стабилизирующая, стратифицирующая, коммуникативная, преобразующая, трансляционная и самоорганизующая. Если общество хорошо организовано и социальная ситуация способствует реализации всех его функций, закрепляя единство трудового потенциала работника с целями поступательного развития общества, то реализация трудового потенциала приобретает оптимальный характер.

Сегодня важной проблемой является положение работников среднего возраста, обладающих высокой квалификацией и большим профессиональным опытом. В условиях свертывания отечественного производства, прекращения на большинстве предприятий внедренческой деятельности, включавшей работников в рационализаторскую и изобретательскую деятельность, нарушения производственных связей, все это ведет к деградации профессионального опыта работников.

Образование личности имеет не только культурное, но и экономическое значение, является важным источником производительности труда. С началом социально-экономических реформ на предприятиях были в первую очередь сокращены или упразднены совсем системы повышения квалификации и обучения персонала. Поэтому рабочие сегодня, если и получают, то узкопрофессиональные знания. Системы подготовки и переподготовки кадров сегодня формируют не трудовой потенциал работника, а рабочую силу, чем лишают производство и общество перспективы.

Большое значение для трудового потенциала работника имеет профессиональная культура, которая формируется в условиях практического, творческого поведения работника. Исследование, проведенное автором, показало, что система ценностных приоритетов не отвечает потребностям рыночной системы хозяйствования.

В диссертации показано, что инновационный тип личности имеет генерализующее значение для повышения эффективности и конкурентоспособности производства. Только личности инновационного типа могут сформировать слаженную команду работников — гарант мощного трудового потенциала предприятия.

Для эффективного развития трудового потенциала работника необходимо опережение меры его развития по отношению к мере использования. Наряду с этим, современная система профессиональной подготовки и переквалификации работников должна учитывать конъюнктуру рынка труда.

Формирование и развитие трудового потенциала работника предприятия должны быть тесно связаны с разработкой социальных технологий: составление программ обучения, профориентации, профконсультирования, исследование трудового поведения работника, создание оптимальных условий труда.

В соответствии с повышением уровня требований к работнику и его «новой роли» в конкурентоспособности страны, а также на основе перечисленных выводов предлагаются следующие конкретные направление развития:

2. Подготовка и переподготовка персонала.

3. Совершенствование системы управления и демократизация внутрипроизводственной жизни.

4. Формирование у работников чувства хозяина предприятия.

5. Создание условий для участия работников в принятии управленческих решений, распределении прибыли.

6. Развитие гласности, открытости и доступности информации для всех работников.

7. Совершенствование системы морального и материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда.

8. Создание условий для повышения профессиональной квалификации работников и их кадрового роста.

Исходя из вышеперечисленных направлений формирования и развития трудового потенциала работника, предлагаются следующие практические рекомендации:

1. Каждое предприятие должно иметь стратегическую программу в формировании квалифицированных кадров.

2. Выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации трудового потенциала с учетом опережения его развития.

3. Изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

4. Последовательное, планомерное, непрерывное движение трудового потенциала от низших к высшим ступеням профессиональной квалификации.

5. Непрерывное развитие и обогащение образовательного, культурного уровня, профессионального опыта, сохранение здоровья.

6. Информированность работников о перспективах личного продвижения и о реальном движении кадров на предприятии, т. е. планирование карьеры.

7. Поощрение инновационного поведения ИТР и рабочих, создание условий для максимального его развития.

8. Создание системы материального стимулирования, которая базируется на квалификации, мастерстве, творчестве с учетом количества и качества труда.

9. Использование мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений.

10. Формирование корпоративной культуры.

11. Улучшение социально-психологического климата на предприятии, благодаря изменениям в системе управления.

12. Рациональное использование трудового потенциала по квалификации и в соответствии с квалификацией и специальной подготовкой.

В диссертации сформулированы принципы нормативной модели формирования и развития трудового потенциала работника, которая была сопоставлена с полученным эмпирическим материалом. Следует подчеркнуть, что «идеальная» модель и задаваемые ею направления развития и исследования не являются окончательными.

128 изменение социально-экономической среды придает проблеме новые грани и аспекты. В сочетании с огромной практической значимостью это делает проблему актуальной для новых поколений исследователей.

Проблемы, связанные с трудовым потенциалом работника предприятия, трудового коллектива, требуют постоянной диагностики. Задача социологии — отслеживание его состояния и динамики в режиме мониторинга как на личностном уровне, так и на уровне предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. T.JT. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и Германии / Александрова Т. Л., Зборовский Г. Е., Лемперт В. Екатеринбург: Изд-во Уральского проф. пед. ун-та, 1996.
  2. В.Д. Природный, трудовой и научно-технический потенциал российской экономики// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. — 1998. -№ 2.
  3. Л.А. Профессиональная культура и ценностные ориентации в развитии трудового потенциала работника промышленного предприятия. Социальные науки: история, теория, методология. Сборник научных статей. Вып. 5. М., 2002.
  4. Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (19 921 994)// Социологические исследования. 1995. — № 9.
  5. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита// Психологический журнал. 1994. — № 1.
  6. Н.И. Человек труда на перепутье// Социологические исследования. 1992. — № 6.
  7. Е., Богомолов Ю. Как сохранить интеллектуальный потенциал?// Мир науки. 1993. — № 3, 4.
  8. С.Ю., Герчиков В. И. Приватизация и трудовые отношения: от единого и общего к частному и разному. -Новосибирск, 1997.
  9. А.И. Эффективность использования образовательного потенциала. М., 1989.
  10. Е.И. Трансформация ценностей российского общества// Политические исследования. 2000. — № 6.
  11. Н.А. Философия свободы. М.: Правда, 1989.
  12. Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  13. Г. США: Роль корпораций в подготовке кадров. М., 1987.
  14. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления// Социологические исследования. 1997. -№ 1.
  15. С. Христианская социология// Социологические исследования. 1997. — № 1.
  16. А.А. Трудовой потенциал работника, коллектива, общества// Рынок труда в регионе, его формирование и регулирование в период трансформации экономики: Материалы Всеросс. научн. практ. конф. Казань, 1998.
  17. М. Избранные произведения. М.: Юрист, 1994.
  18. М. Хозяйственная этика мировых религий. Образ общества: Избранное. М.: Юрист, 1994.
  19. В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. -М.: Изд-во МГУ, 1991.
  20. В.И. Содержание структура и функции трудового поведения// Социологические исследования. 1991. -№ 11.
  21. В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  22. А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей (социологический анализ). Киев: Наук, думка, 1986.
  23. Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы// Социологические исследования. 1997. -№ 1.
  24. А.И. Университеты США, Японии и их сотрудничество с промышленной наукой. Вып. 6. М.: Изд. НИН ВО, 1993.
  25. Ф.Р. Предпринимательский потенциал трудового коллектива в условиях становления рыночных отношений. Уфа: «Китап», 1993.
  26. А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973.
  27. .М. Экономика и социология труда. М.: Издательская группа НОРМА ИНФА., 2000.
  28. В.И. Мотивация и стимулы труда в современных условиях// ЭКО. 1996. — № 6.
  29. Я., Румянцева Т. Самоубийства в России// Мир России 1998. -№ 4
  30. JI.A. Четыре рода бедности в современной России// Социологический журнал. 1994 — № 4.
  31. JI.A. Права человека, условия труда и уровень жизни в переходной России// Мир России. 1996. — № 4.
  32. JI.A. Положение наемных рабочих в России 90-х годов. Социально-трудовые исследования. Вып. VII: Противоречия условий труда как проявление послесоциалистического кризиса условий жизни. М.: НМЭМО РАН, 1997.
  33. В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации// Социологические исследования. 1997 — № 3.
  34. Г. Г. Российский горожанин (социально-психологическое исследование). М., 1998.
  35. Демографические процессы в социалистическом обществе/ Под ред. JI.JI. Рыбаковского и Т. В. Рябушкина. М., 1981.
  36. Динамика ценностей населения реформируемой России/ Отв. ред. Н. И. Лапин, А. Б. Беляева. М., 1996.
  37. А.В. Общая социология: Уч. пособие. М.: Современный гуманитарный университет, 2001.
  38. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М.: Academia, 1998.
  39. Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.
  40. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  41. Н.И. Модернизация и хозяйственная культура// Социологические исследования. 1997. — № 4.
  42. Т.И. О социально-трансформационной структуре российского общества. // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. — № 1.
  43. Т.И. Социология экономической Жизни. Очерки теории / Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Новосибирск: Наука, 1991.
  44. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованиям// Социологические исследования. 2000. — № 6.
  45. А.Г. Интересы, потребности, ценности. М., 1986.
  46. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., 1978.
  47. Как работают японские предприниматели. М.: Экономика, 1999.
  48. В.В. Справедливость. Миф? Реальность? М.: Турбопринт, 1997.
  49. С.Б. Мотивация труда. М., 1998.
  50. Е.Х. Производительные силы: структура, функции, типология. Минск: Наука и техника, 1986.
  51. Качество трудового потенциала. Киев: Наук, думка, 1986.
  52. Г. Б. Промышленные предприятия в процессе рыночной адаптации: возможности и границы государственного регулирования// Предпринимательство в России. 1996. — № 3.
  53. Д.Ю. Новые предприниматели и старая культура / Климова Д. Ю., Дунаевский J1.B. // Социологические исследования. -1993,-№ 5.
  54. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
  55. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: Изд-во Принтер, 1993.
  56. Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности// Социологические исследования. 1997. -№ 4.
  57. Э.М. Система комплексной оценки качества образования специалиста// Высшее образование в России. 1995. -№ 2.
  58. Г. Б. Проблемы формирования культуры предпринимательства в переходном обществе. — Днепропетровск, 2000.
  59. Г. Б. Стабилизация трудового коллектива и текучесть кадров// Социология труда. Учебник/ Под ред. Дряхлова Н. И., Кравченко А. И., Щербины В. В. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  60. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1995.
  61. Г. А. Социальные процессы на промышленном предприятии / Колбин Г. А., Фросина И. В. // Социологические исследования. 1996. -№ 10.
  62. Р.П. Трудовой потенциал промышленности. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  63. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  64. В. Перспектива человечества: тревожный прогноз Бжезинского// Мировая экономика и международные отношения. -1997.- № 5.
  65. А.Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации. М.: Наука, 1990.
  66. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ эмпирического исследования// Социологические исследования. -1994,-№ 2.
  67. И.В. Маркетинг: удовлетворение и развитие потребностей. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. ун-та, 1997.
  68. Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность. 2001. — № 3.
  69. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989.
  70. А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  71. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. -М.: Наука, 1991.
  72. О.В. Интересы: становление и развитие профессиональной группы. -М.: ИСАНССР, 1989.
  73. Е. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и зарубежных стран / Кузнецова Е., Дмитриева Е. // Вопросы статистики. 2000. — № 3.
  74. А.В. Мотивы получения высшего технического образования// Социологические исследования. 1997. -№ 8.
  75. В. Образование как фактор стабильности и национальной безопасности Украины// Экономика Украины. 1998. — № 1.
  76. Д.Ю. Эстетика труда. Ценностные отношения, творчество, человек. Киев: Вища шк., Изд-во Киевского университета, 1989.
  77. А. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни / Леви А., Андерсон Л. М., 1979.
  78. Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. М., 2000.
  79. А.И. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.
  80. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. М.: Наука, 1987.
  81. Н. Общество, интеракция, социальная солидарность/ Пер. а англ. Т. Козловой, Е. Мещеркиной// Человек. 1996. — № 3.
  82. И.П. Человек и потенциал его бытия. Киев: «Стимул», 1995.
  83. В.А. Интеллигенция конвертируемых предприятий / Мансуров В. А., Семенова Л. А. // Социологические исследования. -1998.-№ 10.
  84. В.А. Молодой интеллект развитого социалистического общества. -М.: Наука, 1986.
  85. В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы. Пенза, 1998
  86. Д. Социология труда. М.: Прогресс, 1988.
  87. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  88. К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 2-е изд.
  89. А. Принципы экономической жизни. М.: Прогресс, 1993.
  90. В. Трудовые ценности Российского населения// Мир России. 1998,-№ 4.
  91. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд-во группа «Евразия», 1997.
  92. А.В. Развитие личности как процесс смены качественных состояний// Развитие личности: проблемы, поиски, решения/ Под ред. А. В. Меренкова. Свердлове.: изд-во Уральского ун-та, 1989.
  93. М.Х. Основы менеджмента / Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Дело, 1992.
  94. Методологические проблемы социологических исследований. Мобильности трудовых ресурсов. М., 1979.
  95. Н.Н. О механизмах саморегуляции общества вместо разума в его развитии// Социально-политический журнал. 1993. -№ 8.
  96. И.М. Профессиональная культура предпринимателя / Модель И. М., Модель Б. С. // Социологические исследования. 1997. -№ 10.
  97. И.М. Предприниматель: культура богатства / Модель И. М., Модель Б. С. Екатеринбург: УрО РАН- Ин-т философии и права, 1996.
  98. Г. А. Промышленные рабочие России: Адаптация, дифференциация, мобильность// Социологический журнал. 1998. -№ 12.
  99. А.В. Рабочий в социальном пространстве ломки «правил» трудовых отношений на предприятии (социально-психологический подход) / Мытиль А. В., Дубченко О. Н., Первышева Е. В. // Солидаризация в рабочей среде/ Отв. ред. В. А. Ядов. М., 1998.
  100. Ю. Л. От кризиса общества к кризису труда// Социологические исследования. 1992. -№ 5.
  101. Образование в современном мире: социология и потенциал развития/ Под ред. М. И. Конданова. М.: Педагогика, 1986.
  102. Отчет по человеческому развитию/ Программа развития ООН. -Нью-Йорк Оксфорд: Oxford University Press, 1998.
  103. Я.А. Трудовой потенциал работника. Вопросы теории и методологии. Кишинев: Изд-во Кишиневского ун-та, 1987.
  104. Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997.
  105. А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  106. В.Д. Собственность и отношение к труду / Патрушев В. Д., Темницкий А. Л. // Социологические исследования. 1994. — № 4.
  107. В.Д. Реальное поведение рабочих промышленности в сфере труда в период перехода к рыночным отношениям / Патрушев В. Д., Темницкий А. Л. М., 1995.
  108. В.Д. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой труду / Патрушев В. Д., Бессокирная Т. П., Темницкий А. Л. // Социологические исследования. 1998, — № 4.110. «Педагогика». 1996. — № 4.
  109. Н.М. Педагогика высшей школы. СПб., 1995.
  110. Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения/ Под ред. В. Д. Патрушева. М., 1999.
  111. И.Н. Заработная плата как социальная ценность / Попова И. Н., Моин В. Б. // Социологические исследования. 1983. — № 2.
  112. Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М., 1997.
  113. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. СПб., 1994.
  114. А.И. Деловая культура: сравнительный анализ// Социологические исследования. 1995. — № 9.
  115. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва- Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996.
  116. В.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей// Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 4.
  117. В.В. Экономическая социология. М.: Аспект пресс, 1997.
  118. Реформирование России: мифы и реальность. М.: Academia, 1994.
  119. Региональные проблемы здоровья населения России/ Под ред. В. Д. Беляева.-М., 1993.
  120. Н.М. Качество человеческого потенциала России / Возвращение Питирима Сорокина: Материалы Междунар. науч. симп., посвященного 110-летию со дня рождения П. Сорокина/ Под ред. Ю. В. Яковца. М., 2000.
  121. А.И. Экономика и социология труда. М.: «Мик», 1996.
  122. Я.И. Качество населения. О сущности и структуре понятия// Социологические исследования. 1998. — № 9.
  123. Рыбаковский J1. J1. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты / Рыбаковский J1. JL, Захарова О. Д. М.: ИСПИРАН, 1997.
  124. Рыбаковский J1. J1. Стабилизация численности населения (возможности направления демографической политики). М.: Изд-во Центра соц. прогноз., 2001.
  125. Р.В. Социальные последствия экономических реформ// Социологический журнал. 1995. — № 3.
  126. Р.В. Экономическая социология переходной России. -М., 1998.
  127. А.А. «Качество населения»// Экономика и жизнь. 1991. -№ 7
  128. А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. СПб., 1997.
  129. С. Гуманитарный капитал в стратегии посткоммунистических преобразований. // Полтчна думка 1999. -№ 3.
  130. Слободской A. J1. Экономическое поведение: социально-психологическое основание теоретической типологии. СПб., 1994.
  131. А. Теория нравственных чувств. СПб., 1968.
  132. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1962.
  133. Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования). Минск, 1980.
  134. Солидаризация в рабочей среде: социальное и индивидуальное/ Под ред. В .А. Ядова. М., 1998.
  135. Г. Н. Экономическая социология. Минск: Навука i тэхшка, 1995.
  136. П. Социальная стратификация и мобильность : Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.
  137. П. Система социологии. М.: Наука., 1993. Т. 1.
  138. П. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.
  139. М.И. Трудовой потенциал социалистического общества / Скаржинский М. И., Баландин И. Ю., Тенсов А. И. М.: Экономика, 1987.
  140. Социальная структура и социальные процессы: Словарь справочник. М.: Наука, 1990.
  141. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе мае 2001 г. — Пенза, 2001.
  142. Социология на пороге XXI в. Новые направления исследований. -М.: Интеллект, 1999.
  143. Социология труда./ Под ред. Дикаревой АА. Мирской М. И. М.: Высш. шк., 1983.
  144. Социология труда./ Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.: Изд-во Московского гос. университета, 1993.
  145. JI.A. Вторичная занятость и ее социальные последствия/ Темниций JI.A., Бессокирная Г. П. // Социологические исследования. 1999.-№ 5.
  146. JI.A. Особенности проявления коллективистского сознания и поведения в сфере труда: Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения/ Отв. ред. В. Д. Патрушев. М., 1999.
  147. .Т. Социальные резервы труда. М.: Политиздат, 1989.
  148. .Т. Социология: Общий курс/ Учеб. пособие для вузов. -М: Прометей, 1994.
  149. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
  150. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ. М.: Изд-во ВИТРЭМ, 2002.
  151. .Г. Включенность в организацию как показатель новой мотивации труда/ Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Пермь, 1998.
  152. В.Н. Демографическая ситуация и трудовая миграция российских граждан за рубеж// Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№ 5.
  153. В.Н. Занятость, условия труда и доходы экономически активного населения// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. -№ 3.
  154. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства// Социологические исследования. 1993. -№ 1.
  155. .М. Производство научной элиты// Социологический журнал. 1998.-№ 2.
  156. Франк C. J1. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии: Сочинения. М.: Правда, 1990.
  157. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  158. Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М.: Весь мир, 1996.
  159. С. Самоорганизация и стихийность: опыт сравнительного социально-психологического анализа// Социологические исследования. 1999. — № 3.
  160. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.
  161. Ф. Побуждение к труду и производственная мотивация / Херцберг Ф., Майнер М. У. // Социологические исследования. 1990. -№ 1.
  162. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1972.
  163. В.Н. Человек и персонал в управлении / Чернышев В. Н., Двинин А. П. СПб.: Энергоиздат, 1997.
  164. Н.В. Трудовое поведение в условиях хозяйствования. -Новосибирск: Наука, 1992.
  165. Н.И. Система трудового потенциала работника// Социологические исследования. 1999. -№ 3.
  166. Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1998.
  167. А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993.
  168. П. Социология социальных изменений/ Под ред. В. А. Ядова. Пер. с англ. М.: Аспект пресс, 1996.
  169. E.JI., Фелдхофф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических решений. СПб., 1999.
  170. О.И. Тип общества, тип социальных отношений. О современной России // Мир России. 2000. — № 123.
  171. Р.П. Кризис трудовой этики // Социологические исследования. 1993. — № 1.
  172. В.В. Что такое организационная экология?// Социологические исследования. 1993. — № 2.
  173. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во МГУ, 1993.143
  174. В.В. Социология организаций: Словарь справочник. -М, 1996.
  175. Экономика переходного периода/ Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  176. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994. -№ 1.
  177. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
  178. Р.Г. Наука, мировоззрение, перестройка. М., 1990.
  179. Р.Г. Поиск народной идеи// Социологические исследования. 1997. — № 5.
  180. Р.Г. Проблемы макроэкономики// Социологические исследования. 1996. — № 4.
  181. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999.
  182. G Jackson, Grayson С. О Dell. American Business: a Two Munits Warning. -N. -Y.: Free — Press, 1988.
  183. Robert H. Hayes, Steven C. Wheelw right, Kim B. Clark. Dynamic manufacturing. -N. -Y.: The Free — Press, 1988. клетчатки 4,42%1. Болезни органов п 9,65%1. Травмы и отравления5,09%ие заболевания 11,28%1.I I > IJ IO/KCII IK' .Yl
  184. Заболеваемость взрослые (18 лет и старше)
  185. Болезни кровообращения 1 5,26%костно-мышечнои системы9,45°1. Болезни кожи 3,65%
  186. Болезни мочеполовой системы 6,95%
  187. Инфекционные болезни 3,13%
  188. Болезни органов дыхания 18,97%1. Травмы и отравления 6,15%
  189. Болезни нервной системы 13,97%
  190. Прочие заболевания 22.46″ о
  191. Заболеваемость подростки (15−17 лет)
  192. Болезни органов дыхания 37,94%
  193. Болезни нервной системы 18,82%1. Прочие болезни 18,63%
  194. Болезни кожи и подкожной клетчатки 4.25%1. Травмы и отравления5,94%
  195. Болезни органов пищеварения 8 98%
  196. Инфекционные болезни 2.78%1. Болезни кровообращения2.67%
  197. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ТУБЕРКУЛЕЗУ
  198. Бадж^аковский 99, 1 85, 9 233, 7 268, 3 3, 5 7, 2 1, 4 0, 7
  199. Бедкодемьяновский 110, 4 58, 6 310, 5 273, 4 6, 5 6, 5 3, 4 0, 0
  200. Бековский 77, 1 53, 4 207, 2 252, 7 19, 3 19, 4 0, 9 3, 7
  201. Белинский 39, 4 40, 0 197, 2 167, 9 2, 6 13, 3 2, 9 1, 0
  202. Бессоновский 69, 7 88, 8 259,, 4 264, 1 15, 5 15, 5 3, 5 3, 0
  203. В адинский 54, 5 87, 2 171, 3 245, 7 7, 8 0, 0 1, 6 0, 0
  204. Го ро д каде н с ки й 77, 4 93, 5 331, 9 292, 5 12, 0 29, 4 0, 9 1, 2
  205. Земетчинский 51, 0 37, 5 221, 0 196, 1 0, 0 8, 7 3, 3 1, 7
  206. Иссинский 45, 3 19, 5 194,, 1 142, 9 0, 0 6, 5 2, 4 1, 2
  207. Каменский 37, 7 49, 4 178, 6 173, 9 2, 8 12, 7 2, 0 0, 5
  208. Камешкирский 18, 9 6, 4 113, 4 83, 1 18, 9 6, 4 2, 5 1, 2
  209. Колышлейский 62, 6 43, 0 224, 2 228, 2 9, 9 6, 6 1, 2 1, 7
  210. Кондол ьский 33, 4 42, 0 208,, 6 201, 8 0, 0 16, 8 0, 0 0, 0
  211. Кузнецкий 49, 9 66, 8 256, 9 243, 4 16, 6 11, 9 1, 3 2, €
  212. Лопатинекий 7, 9 62, 9 111,, 9 157, 7 5, 6 0, 0 0, 0 0, 0
  213. Лунинеккй 55, 5 44, 1 222, 0 196, 5 11, 9 16, 0 2, 5 1, €
  214. Малосердобинекий 49, 3 16, 5 188,, 8 132, 3 0, 0 8, 3 0, 0 0, 0
  215. Мокшанский 50, 4 56, 9 222,. 5 203, 5 5, 9 9, 0 3, 4 0, 0
  216. Наровчатский 33, 0 60, 3 158,, 6 174, 1 6, 6 13, 4 0, 0 1, 4
  217. Неверкинекий 31, 2 67, 6 140,, 6 114, 4 5, 2 20, 8 1, 0 0, 0
  218. Никол ьский 63, 3 59, 4 225,, 6 224, 0 6, 7 13, 7 0, 9 1, 3
  219. Нижнеломовский 60, 8 25, 7 181,, 1 203, 3 9, 7 9, 9 1, 8 1, 4
  220. Пачелмский 65, 0 23, 5 221,, 1 174,2 13, 8 9, 4 2, 8 2, 8
  221. Пензенский 47, 5 50, 1 232, 9 228, 9 9, 5 7, 2 3, 0 2, 1
  222. Сердобский 53, 8 45, 1 189,, 9 190, 9 20, 9 24, 1 1, 3 1, 8
  223. Сосновоборский 82, 4 70, 2 255,, 9 263, 3 0, 0 8, 8 3, 4 0, 0
  224. Тамалинский 76, 9 48, 2 259,, 5 241, 2 14, 4 4, 8 0, 9 3, 6
  225. Ше>-ышейский 93, 4 85, 1 214,, 9 241, 0 28, 0 9, 5 2, 7 0, 0
Заполнить форму текущей работой