Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная защищённость работников бюджетной сферы муниципального образования: На примере Ханты-Мансийского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической базой исследования являются концептуальные положения о развитии социума, его институтах и организациях, содержащиеся в основных парадигмах социологического знания, связанного с классическими теориями К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, теоретическими построениями структурного функционализма, мотивационно-ценностными детерминантами социального поведения субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социальная защищенность населения как предметно-объектная область социологического исследования.'
    • 1. 1. Методологические и теоретические основы изучения сущности и структуры социальной защищенности работников бюджетной сферы в рыночных условиях
    • 1. 2. Система социальной защиты населения муниципального образования: сущность, содержание и особенности 28 функционирования
  • ГЛАВА 2. Реальное состояние, уровень и структура социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципального образования
    • 2. 1. Социально-экономический анализ реального состояния, уровня и структуры социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципальных образований ХМАО
    • 2. 2. Основные проблемные поля и организационно-управленческие противоречия в системе социальной защиты работников бюджетной сферы
  • ГЛАВА 3. Направления, пути и управленческие механизмы повышения социальной защиты работников бюджетной сферы в современных условиях
    • 3. 1. Основные направления и механизмы деятельности органов управления муниципальных образований по повышению уровня социальной защищенности работников бюджетной сферы
    • 3. 2. Корпоративная модель местного сообщества как технология повышения уровня социальной защищенности населения в рыночных условиях

Социальная защищённость работников бюджетной сферы муниципального образования: На примере Ханты-Мансийского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Радикальные изменения в социально-экономическом устройстве России, происшедшие в последнее десятилетие в связи с объявленным переходом страны от плановой системы управления народным хозяйством к рыночной экономике, не только привели к возникновению серьёзных противоречий в политической и экономической сферах общества, но и резко обострили социальные проблемы.

Глубокое расслоение населения по уровню доходов, экономическое неравенство между социальными стратами, рост скрытой безработицы усилили социальную напряженность в обществе, привели к неприятию значительной его частью предложенных-политических и экономических реформ.

Углубление общественного кризиса в значительной мере повлекло за собой деформацию системы социального партнёрства между государством и обществом. Произошло обострение противоречия между потребностями людей в государственной поддержке и защите и возможностями последнего в их полном удовлетворении в сложившихся условиях.

Поэтому установление равновесия между общественным производством и потреблением, определенного консенсуса интересов различных слоев общества, введение общественной жизни в нормальное русло становятся особенно важными в тех сферах организационно-хозяйственной деятельности и, соответственно, для той категории граждан, где практически невозможна (а в ряде случаев и запрещена) реализация фактора «предпринимательской способности» как определяющей основы социально-экономической активности субъектов хозяйствования в системе рыночных отношений.

Одной их таких категорий населения являются работники бюджетной сферы всех уровней. Именно государственные и муниципальные служащие, работники соответствующих систем образования, здравоохранения, коммунальных и бытовых служб, находясь на службе у' практически бросившего их на произвол судьбы государства и вопреки «реформам» обеспечивая предоставление общесоциальных услуг, испытывают сегодня острую потребность в общественной поддержке и государственном (муниципальном) внимании.

В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью углубления системного научного знания о сущности и содержании социальной защиты населения в условиях социально-экономического кризиса- => во-вторых, необходимостью проведения комплексного исследования реального состояния и структуры социальной защищённости работников бюджетной сферы как показателя эффективности государственной социальной политикив-третьих, важностью определения основных направлений и механизмов взаимодействия субъектов управленческой деятельности по созданию оптимальных условий для организации эффективной социальной защиты населения на уровне муниципальных образований.

Степень разработанности проблемы.

Изучению вопросов, прямо или косвенно связанных с проблемой социальной защиты населения, посвящено значительное количество трудов отечественных и зарубежных социологов, историков, политологов, философов, экономистов, юристов. Эти вопросы находили своё отражение в трудах многих великих мыслителей, начиная с античных времён1.

Важное методологическое значение для изучения проблем социальной.

1 См. подробнее: Платон. Диалоги.- М.- Мысль, — 1986; Аристотель. Политика Я Соч. в4т.-М.: Мысль. -1983: Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв. т. 2 — М.: Политиздат.- 1957; Гегель, философия права// Соч. т. 7 — М.- Л.: Сопэгиз.- 1934. защищённости граждан имеют труды Арона А., Белла Д., Вебера М., Гэлбрейта Дж., Дюркгейма Э., Ленина В .И., Маркса К., Сорокина П.А.

Современный этап изучения и решения вопросов социальной защищённости характеризуется возрастанием роли междисциплинарных исследований в этой области. Это стало возможным, прежде всего, благодаря синтезу подходов современной философии, экономики, социологии, политологии, психологии, истории, антропологии, медицины и ряда других наук к проблемам социальной защиты, обусловленному необходимостью обоснования путей развития л социальной сферы индустриального и постиндустриального общества .

Большинство отечественных исследований посвящены изучению вопросов социальной защиты различных категорий населения (женщин, детей, инвалидов, пенсионеров, молодёжи, военнослужащих, ветеранов войн и вооруженных конфликтов и др.), а также семей (многодетных, неполных, опекунских и т. д.). Это во многом связано с разработкой соответствующих государственных целевых программ.

В последние годы отечественными учёными предпринимаются определённые шаги, направленные на исследование проблем социальной защиты населения в условиях формирования рыночных отношений3. В связи с изменениями в отношениях собственности, структурной перестройкой российской экономики, децентрализацией государственного управления усилилось внимание к таким вопросам, как социальная защищённость граждан в условиях «реформ», региональные аспекты социальной защиты населения, технологизация процессов.

2 См. подробнее: Фридландер В. А.

Введение

в социальное обеспечение. 2 изд. — Нью-Джерси: Прентис-Холл, ИНК, Иглевуд Клиффс.- 1961; Wilensky, Hard L. Industrial society & social welfare.- New-York, 1958; Cole G.D.H. British social servises — London, 1959.

3 См.: доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1998 г. М., 1998; Кадомцева С. В. социальная защита населения. М., 1999: Пенсионная реформа в России. Причины, содержание, перспективы. СПб., 1998; Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998; Траектория и перспективы социально-экономических реформ в России-М., 1999, Якушев Л. П. Социальная защита. М., 1998 и др. управления системой этой защиты и т. п. 4.

Вместе с тем, проблема исследования социальной защищённости работников бюджетной сферы муниципального образования в русле социологии управления в прямой постановке на уровне диссертационного исследования пока не ставилась.

Вышеизложенные обстоятельства обусловили выбор темы, цели и задач исследования, его объекта и предмета.,.

Цель диссертационного исследования — выявить структуру и содержание социальной защищённости работников бюджетной сферы, определить факторы, прямо или косвенно оказывающие влияние на её уровень (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Задачи исследования: изучить теоретико-методологические подходы исследования феномена социальной защиты населенияуточнить сущность, содержание и структуру социальной защищённости населения в условиях кризисаразработать методические основы изучения социальной защищённости.

4 См.: Балаченков B.C. Организационные и финансовые основы социальной защиты населения на региональном уровнеДис. канд. экон. наук.- М., 1996; Бекренев Л. Л. Формирование и развитие негосударственной системы социальной защиты населения региона: Дис. канд. экон наук.- СПб. 1996; Васильева Т. А. Деятельность местных органов власти по оптимизации социальной защиты населения (1991;1997 гг.): Дис. канд ист. наук.- М., 1996; Васюнина JI. A Труд и социальная защита женщин при переходе к рыночной экономике: Дис. д-ра экон. наук.-СПб., 1995: Галина Э. А. Социальная защита населения (на примере Республики Башкортостан): Дисканд. социол наук.- Уфа, 1998; Зубков С. А. Социальная защита инженерных кадров в системе управления общественными процессами: Дис. канд. социол. наук.- М., 1994; Калинин О-В. Социальная защищенность спасателей и пути ее оптимизации в современных условиях: Дис. канд. социол. наук.- М. 1998; Касимова Р. Г. Женщины на вредных, опасных и тяжелых производствах: труд, семья, социальная зашита: Дис. канд. социолнаук.- Казань. 1996; Качанова Е. А. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики: Дис. канд. экон. наукЕкатеринбург, 1993: Кибакин М. В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях (социологический анализ): Дис. канд. социол. наук.- М. 1995; Колмакова Н-Н. -Социальная зашита в программных документах политических партий России: Дис. канд. филос. наук, — М., 1994; Коровников A.B. Социальная защита военнослужащих: теоретико-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук, — СПб. 1995: Матвейчук JIB. Развитие современных технологий социальной защиты и жизнеобеспечения семей во-ннослужаших: Дис. канд. пед. наук, — М., 1996: Онокой JI.C. Информатизация и технологизация отраслевою управления процессами социальной защиты населения (социологический аспект): Диеканд. социол. наук.- VI.- 1997; Платонова А. П. Детство и его социальная. защита в условиях реформирования российского общества: Дис, канд. социол. наук.- М. 1995; Ровбель C.B. Социальная зашита пожилых людей в условиях рыночной экономики: Дис. канд. экон. наук.- СПб. 1994; Роик В. Д. Социальная защита работника в процессе труда: Дис. д-ра экон. наук.-М. 1994; Смирнов В. М. Социальная защита населения региона в условиях формирования рыночных отношений: Дис. канд экон. наук.- М. 1995 и др. работников бюджетной сферыпроанализировать реальное состояние, структуру, уровень и факторы формирования социальной защищённости работников бюджетной сферы в рыночных условияхисследовать организационно-управленческие противоречия в системе социальной защиты работников бюджетной сферы муниципальных образованийопределить основные направления повышения социальной защищённости работников бюджетной сферы муниципальных образований.

Объект исследования — система социальной защиты населения муниципального образования.

Предмет исследования — сущность, структура и факторы, определяющие уровень социальной защищённости работников бюджетной сферы муниципального образования.

Теоретико-методологической базой исследования являются концептуальные положения о развитии социума, его институтах и организациях, содержащиеся в основных парадигмах социологического знания, связанного с классическими теориями К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, теоретическими построениями структурного функционализма, мотивационно-ценностными детерминантами социального поведения субъектов хозяйственной деятельности в рамках гуманистической парадигмы. В качестве социально-экономических основ исследования использовались общепринятые критерии уровня и качества жизни, статистические показатели в сфере демографии и социальной статистики. Автор также опирался на положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных юристов, политологов, социологов и философов.

В работе широко использовались материалы периодической печати, многопрофильных электронных баз данных на основе Internet, научно-теоретических и научно практических конференций, данные социологических исследований, проведенных в Российской Федерации (1991;2000 гг.).

Методы исследования: социологический опрос, метод фокус-групп, балансовый метод, контент-анализ документальных источников, статистические методы.

Эмпирическую базу исследования составили:

• экономико-статические показатели качества жизни жителей Ханты-Мансийского автономного округа за 1991 — 2000 гг.;

• материалы социологического исследования «Социальная защищённость-99» в рамках исследовательского социологического проекта «Социальное здоровье и социальное самочувствие», проведенного автором в октябре-ноябре 1999 года в Ханты-Мансийском автономном округе5.

5 Выборка трехступенчатая, районированная, на последней ступени отбора случайная беспов-юрная. Всего опрошено 1069 человек, представляющих основные социально-экономические, половозрастные группы и население основных территориальных образований. Научный руководитель исследованиядоктор социологических паук Скок A.C. Программа исследования и развернутые отчетные материалы приведены в приложениях к диссертации.

Заключение

.

Обеспечение высокой социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципальных образований — важнейшее условие успешного реформирования социально-экономических, политических и духовных основ жизни россиян на рубеже 21 века. Учитывая, что подавляющее большинство социальных проблем решаются в конкретных условиях поселенческой общности, предприятия, административного образования, конкретно-социальная ситуация требует особого внимания со стороны органов государственного и социального управления. Создание оптимальной системы социальной защиты на уровне муниципального образования — непременное условие создания для населения приемлемого уровня и качества жизни.

Социальную защищенность можно обозначить как интегрированный показатель эффективности функционирования системы социальной защиты в конкретном муниципальном образовании. Интегрированность его заключается в том, что одна составляющая этого показателя — объективно созданные условия для реализации в отношении работников бюджетной сферы гарантий обеспечения соответствующими социальными благами, поддержания высокого уровня жизни и социального здоровья, другая — компетентность самих людей по поводу защиты своих прав и личного достоинства.

На уровне личности социальная защищенность является субъективным аспектом наличия и эффективного функционирования института социальной защиты, на уровне профессиональной общности (группы) — условием успешной трудовой деятельности. Для работников бюджетной сферы такими условиями являются: гарантии своевременного получения достаточной для достойной жизни заработной платыгарантии стабильной и перспективной работысистема особых гарантий, социально — экономических льгот и мер по поддержанию социального статуса бюджетников как ориентированных на обслуживание государственных и общественных потребностей субъектов хозяйственной деятельности.

Социальная защищенность работников бюджетной сферы муниципальных образований носит сложный характер. В ходе теоретико-методологического анализа в ее содержании удалось выделить субъективные и объективные компоненты, каждый из которых играет специфичную функцию и может быть реализован только в сочетании с другими компонентами.

Социальная защищенность реализуется не только в результате государственной и муниципальной поддержки нуждающихся в ней социальных групп, и в результате жизнедеятельности самого человека — профессиональной, семейно-бытовой, досуговой. Такое многоплановое понимание социальной защищенности получено в результате структурно-функционального анализа социального самочувствия работников бюджетной сферы.

Социологический анализ уровня социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципального образования (на примере ХМАО), показывает, что в настоящее время усилия органов государственного и муниципального управления не позволяют обеспечить ее достаточный уровень, который по большинству муниципальных образования определен в результате проведенного исследования как «ниже среднего» или «средний». Основные причины этого связаны с общими кризисными тенденциями в экономике, недостаточным финансированием бюджетной сферы. Вместе с тем необходимо отметить, что поддерживаемый муниципальным руководством уровень социальной защищенности все же позволяет обеспечить активную профессиональную деятельность работников бюджетной сферы, приемлемое общее социальное самочувствие.

Уровень жизни работников бюджетной сферы, экономическое благополучие имеет более низкие показатели, чем в сфере предпринимательства. Это обуславливает отток высококвалифицированных и активных кадров из бюджетной сферы, снижая эффективность ее функционирования. Причинный анализ показывает, что одной из значимых детерминант социальной защищенности работников бюджетной сферы являются и имевшиеся до последнего времени настроения и оценки в общественном мнении, которые связывали работу в бюджетной сфере с низкой активностью, недостаточной компетентностью работников. Негативно влияло на субъективный компонент и снижение авторитета и значимости государственных рычагов регулирования в социальной жизни.

Сравнительный социологический анализ выявил болевые точки в обеспечении социальной защищенности, а также категории работников бюджетной сферы, особо нуждающиеся в адресной социальной защите. Это работники учреждений школьного образования и муниципальных лечебных заведений. При условии их практически полной занятости, а также интенсивного труда (прежде всего с точки зрения морально-психологической нагрузки), они не имеют соответствующего социального статуса и не получают должного вознаграждения за результаты своей трудовой деятельности. Полученные данные указывают на необходимость проведения постоянного изучения состояния социальной защищенности среди базовых социально-профессиональных и социально-демографических групп работников бюджетной сферы, принятия реальных мер по решению конкретных проблем их материального благосостояния и социального самочувствия.

В целом существующая в настоящее время система социальной защиты работников бюджетной сферы муниципального образования нуждается в нормативной, организационно-технологической корректировке и совершенствовании. В перспективе представляется необходимым развитие корпоративных моделей социальной защиты данной категории, адаптированных к условиям конкретного региона.

Одним из основных условий обеспечения высокого уровня социальной защищенности работников бюджетной сферы является повышение нормативной ответственности органов социального управления муниципальных образований за качество жизни, социальное здоровье и социальную защищенность субъектов экономической деятельности в данной сфере. Это в свою очередь будет содействовать, включению социальной защиты в качестве интегрированного технологического компонента непосредственно в социально-управленческую деятельность муниципальных органов.

Для оптимизации существующей практики обеспечения социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципального образования целесообразно основные усилия сосредоточить на реализации самоуправленческих начал в их деятельности, реального снижения налоговых отчислений из региона, установления системы ответственности федерального центра перед регионами. Это позволит расширить систему льгот и дополнительных денежных выплат отдельным категориям работников бюджетной сферы, совершенствовать собственную социальную инфраструктуру муниципальных образований. Об этом достаточно подробно говорилось в данной работе, поэтому перечислим лишь основные направления управленческого воздействия как на уровне государства, так и непосредственно на уровне субъекта федерации. К ним относятся: а) На уровне высших органов законодательной власти Российской Федерации было бы целесообразным разработать и принять законы, предоставляющие дополнительные права и ресурсы муниципальным образованиям по регулированию вопросов социальной защиты населения в регионе, в частности работников бюджетной сферы. Среди них — улучшение системы социального страхования и социального обеспечения, оптимизации системы сбора и распределения налоговых поступлений. Данные законодательные нормы необходимо включить в качестве важнейших компонентов в законодательство о местном самоуправлении и административно-хозяйственной деятельности. б) На уровне субъекта федерации было бы целесообразным:

— разработать комплексную программу повышения социальной защищенности работников бюджетной сферы, определив ее целевую направленность на обеспечение современных социальных нормативов жизни населения — качества и уровня жизни, социального самочувствия и социального здоровья;

— провести социально-экономический анализ достаточности финансовых ресурсов, выделяемых по направлениям на социальную защиту работников бюджетной сферы. На его основе подготовить обоснованные проекты нормативных документов по взаимодействию с федеральным центром;

— ввести социологический мониторинг уровня социальной защищенности основных социально-профессиональных групп населения. В ходе мониторинга на основе анализа динамических изменений выявлять латентные факторы, негативно влияющие на состояние как в целом социальной защищенности, так и ее отдельных компонентов;

— на базе наработанного методического материала и имеющегося опыта социального обеспечения работников бюджетной сферы в условиях рыночных отношений выявить взаимосвязи показателей социального самочувствия, социальной защищенности, социальной напряженности, социального здоровья и иных социальных аспектов профессиональной деятельности с показателями экономического развития, производительности труда, социальной статистики, демографическими показателями. Научную проработку данной проблемы могла бы осуществить группа специалистов, которую целесообразно создать из числа ответственных работников администрации, представителей общественных организаций, ученых и практиков в сфере экономики, социального проектирования и прогнозирования, управления, юристов. В качестве такого коллектива может выступить Академия социальных технологий и местного самоуправления.

Разумеется, представленный перечень не охватывает всего спектра задач, связанных с решением проблем социальной защиты работников бюджетной сферы, а лишь основные из них.

Проведенное автором исследование, безусловно, не охватывает всех проблем социологического анализа социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципальных образований. В более детальном и глубоком анализе нуждаются взаимосвязи социальных и социально-психологических, социально-экономических категорий, характеризующих уровень и качество жизни различных категорий населения.

В последующем в проблематике социальной защищенности было бы целесообразным провести:

— доработку институциональной и организационно-технологической модели социальной защиты работников бюджетной сферы муниципальных образований на основе анализа ее осуществления в' различных регионах России и среди различных социально-профессиональных групп;

— углубление и систематизацию знаний о социальной защите и социальном обеспечении работников административных структур и государственных предприятий в зарубежных странах;

— адаптацию предложенной автором настоящего диссертационного исследования социологической методики анализа социальной защищенности работников бюджетной сферы для других категорий населения.

Вместе с тем, раскрытые в монографии существенные аспекты социальной защищенности работников бюджетной сферы муниципального образования должны помочь повысить ее уровень, дать дополнительный материал для внедрения и оптимального функционирования института социальной защиты на уровне муниципальных образований, оптимизировать ее основные элементы в масштабе страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
  2. Международный билль о правах человека. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -М., 1976. -N17. С. 291.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -М., 1976. -N17. -С.291.
  5. Конституция Российской Федерации. -1993.
  6. В.Г. Системность и общество. -М., Политиздат, 1980
  7. Большая Советская Энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1971. -Т.6,15,18.
  8. ВеберМ. Избранные произведения. -М., Прогресс, 1990
  9. Краткий словарь по социологии. Под общ. ред. Гвишиани Д. М., Лапина Н. И. -М., Политиздат, 1989.
  10. Л., Самари К. Социальная справедливость. // 50/50 Опыт словаря нового мышления. -М., Прогресс. -1989.
  11. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Собр.соч. -Т.З.
  12. A.B., Шлыкова Е. В. Качество жизни участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. По материалам социологического опроса. -М., РАНИС, 1994.
  13. Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, в 2-х частях. Отв. ред. Эфендиев А. Г. -М.: Общество «Знание» России, -1994.
  14. Т. Современное состояние и перспективы систематической социологии. // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень N1. Серия: переводы, рефераты. -М., 1968.
  15. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Мысль. -1970.
  16. П.Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М., Высшая школа, 1990.
  17. Н. Социология. // -М., «Феникс», -1994.
  18. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. -М., АН СССР, 1990.
  19. П. Социологические теории современности. -М., АН СССР, 1992.
  20. П. Проблема социального равенства. // В кн. П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. -М., Политиздат, 1992.
  21. Социальная защита. // Рыночная экономика. Словарь. -М.: изд-во «Республика», 1993.
  22. Социальная защита населения (проблемы и перспективы). -М.: Изд. Минсоцзащиты РФ, 1992.
  23. Социально-экономическая статистика. Словарь. -М., Финансы и статистика, -1981.
  24. Социологический словарь. -Минск. -Университетское.-1990.
  25. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Под ред. Р. Мертона и др. -М., Прогресс, 1965.
  26. Социология. Словарь-справочник. Том 1. Социальная структура и социальные процессы. -М., Наука, 1990.
  27. Социология. Под ред. ОсиповаГ.В. и др. -М., Мысль, 1990.
  28. Н. Общественные науки и социальная технология. -М., 1976.
  29. ЩепанскийЯ. Элементарные понятия социологии. -М., 1969.
  30. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978.
  31. В.А. Личности социологическая теория. // Социология. Словарь справочник. -Т.2. -М., Наука, 1990.
  32. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-М., Наука, 1987.
  33. Диссертационные исследования
  34. В.С. Организационные и финансовые основы социальной защиты населения на региональном уровне: Дис. канд. экон. наук: М., 1996
  35. Н.Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук: Б.м., Б.г., 1996
  36. Г. Г. Российский федерализм: принцип разграничения полномочий в бюджетной сфере: Автореф. дис.. канд. полит, наук: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. М., 1997
  37. В.Н. Организация заработной платы работников бюджетной сферы в современных условиях: Дис. канд. экон. наук: М., 1998
  38. H.A. Географические аспекты отношений между центром и регионами России в бюджетно-налоговой сфере: Автореф. дис.. канд. геогр. наук: Ин-т географии. М., 1997
  39. М.В. Модели принятия решений в сфере распределения бюджетных ресурсов города: Дис.. канд. экон. наук: СПб., 1998
  40. Т.А. Деятельность местных органов власти по оптимизации социальной защиты населения, 1991−1997 гг.: Дис. канд. ист. наук: М., 1997
  41. JI.A. Труд и социальная защита женщин при переходе к рыночной экономике: Дис. д-ра экон. наук: СПб., 1995
  42. А.Э. Социальная защита населения: На примере Республики Башкортостан: Дис. канд. социол. наук: Уфа, 1998
  43. Ю.Гараджаев Э. Ю. Развитие предпринимательства и социальная защита работников (На материалах Московской области): Автореф. дис.. канд. экон. наук: Моск. ун-т потреб, кооперации. М., 1998
  44. П.Гомов В. Н. Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы: Дис. канд. экон. наук: СПб., 1997
  45. Д.В. Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе, 1920−1930 гг.: Дис. канд. пед. наук: М., 1995
  46. Е.А. Принципы отбора содержания образов в разработке блочно-модульной программы обучения педагогов: На прим. Ханты-Мансийс. округа: Дис. канд. пед. наук: Екатеринбург, 1998
  47. М.В. Региональные аспекты бюджетного финансирования социально-культурной сферы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: МГУ им. М. В. Ломоносова. -М., 1995
  48. Дагвадорж Чилхаажавын. Социальная защита населения в условиях рыночных отношений ((На примере Монголии)): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: Рос. академия управления. М., 1993
  49. С.Б. Социальная защита студенческой семьи: концептуальные и прикладные подходы: Автореф. дис. канд. социол. наук: М., 1999
  50. А.Д. Социальная защита населения как фактор общественного развития: Соц.-филос. анализ: Дис. канд. филос. наук: Душанбе, 1996
  51. Ю.А. Полиция России в пореформенный период: Комплектование, профессиональная подготовка и социальная защищенность, историко-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук: СПб., 1998
  52. С.А. Социальная защита инженерных кадров в системе управления общественными процессами: Дис. .канд. социол. наук: М., 1994
  53. Р.Г. Женщины на вредных, опасных и тяжелых производствах: Труд, семья, соц. защита: Дис. канд. социол. наук: Казань, 1996
  54. Р.Г. Женщины на вредных, опасных и тяжелых производствах: труд, семья, социальная защита: Автореф. дис.. канд. социол. наук: Ин-г социально-экон. и правовых наук. Казань, 1996
  55. Е.А. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики: Дис. .канд. экон. наук: Екатеринбург, 1993
  56. H.H. Социальная защита в программных документах политических партий России: Дис. канд. филос. наук: М., 1994
  57. Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: Моск. высшая школа милиции МВД РФ. -М., 1993
  58. О.В. Социальная защищенность спасателей и пути ее оптимизации в современных условиях: Дис. канд. социол. наук: М., 1998
  59. М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях: Социол. анализ: Дис. канд. социол. наук: М., 1995
  60. A.B. Социальная защита военнослужащих: Теорет.-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук: СПб., 1995
  61. В.А. Социальная защита населения в России: социологический анализ (На примере Республики Мордовия): Автореф. дис.. канд. социол. наук: М., 1999
  62. Г. Г. Социальная защита военнослужащих в условиях формирования гражданского общества: Автореф. дис. д-ра полит, наук: М., 1999
  63. Л.Г. Отношение к национальной культуре учащейся молодежи: На прим. корен, малочисл. народов Ханты-Мансийс. авт. окр.: Дис.. канд. социол. наук: Екатеринбург, 1998
  64. К.И. Влияние нефтегазодобычи на сосновые насаждения в условиях Ханты-Мансийского автономного округа: Дис.. канд. с.-х. наук: Екатеринбург, 1998
  65. В.В. Организационно-методические условия управления физкультурно-спортивным движением (На примере Ханты-Мансийскогоавтономного округа): Автореф. дис.. канд. пед. наук: Урал. акад. физ. культуры. -Челябинск, 1998
  66. А.Е. Состояние кедровых лесов в условиях воздействия нефтегазодобычи в Ханты-Мансийском автономном округе: Автореф. дис.. канд. с.-х. наук: Екатеринбург, 1999
  67. JI.B. Развитие современных технологий социальной защиты и жизнеобеспечения семей военнослужащих: Дис. канд. пед. наук: М., 1996
  68. P.C. Спортивная деятельность в системе формирования социальной защищенности и профессиональной подготовки подростка (На примере системы среднего специального образования): Автореф. дис.. канд. пед. наук: Майкоп, 1999
  69. JI.C. Информатизация и технологизация отраслевого управления процессами социальной защиты населения: Социол. аспект: Дис.. канд. социол. наук: М., 1997
  70. С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащихся: Дис.. канд. пед. наук: М., 1996
  71. А.П. Детство и его социальная защита в условиях реформирования российского общества: Дис. канд. социол. наук: М., 1995
  72. Т.А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного образования: На материалах Березов. р-на Ханты-Мансийс. автоном. округа: Дис. канд. пед. наук: Тюмень, 1996
  73. C.B. Социальная защита пожилых людей в условиях становления рыночной экономики: Дис. .канд. экон. наук: СПб., 1994
  74. В.Д. Социальная защита работника в процессе труда: Пробл. теории и практики: Дис. д-ра экон. наук: М., 1994
  75. В.М. Социальная защита населения региона в условиях формирования рыночных отношений: Дис. канд. экон. наук: М., 1995
  76. Н.И. Физическое воспитание учащихся I-II классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского Округа: Дис.. канд. пед. наук: М., 1998
  77. В.Н. Социально-экономическая защищенность военнослужащих в условиях перехода к рынку: Дис. канд. экон. наук: М., 1998
  78. З.И. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе: (На материале Ханты-Мансий. авт. окр.): Дис. .канд. пед. наук: М., 1993
  79. Н.Г. Социально-политические проблемы аборигенных народов Севера: По материалам социол. исслед. в Ханты-Мансийс. автоном. округе: Дис.. канд. социол. наук: Тюмень, 1995
  80. Я. С. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в- социокультурном пространстве северного города (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа): Автореф. дис.. канд. филос. наук: М., 1999
  81. Публикации средств массовой информации
  82. Т. Социальная защищенность: вопросы поднятые реформой. // Российский экономический журнал. -1992. -N12.-С.57−67.
  83. Л. Благосостояние населения и инфляция. // Аргументы и факты. -1990.-N10. -С. 1−2.
  84. Кузьминов Я, Сухомлинова О. Гражданское общество: экономические и политические факторы становления. // Общественные науки. -1990.
  85. Ю.М. Формирование институтов гражданского общества (социо-инженерный подход). // Социологические исследования. -1994. -N10. -С.23.1. ОТЧЕТ
  86. О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНИ ГО1. РОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ХМАО
  87. Общая характеристика выборочной совокупности как носителей информации.
  88. Дифференцированно, по городам округа основные социально-демографические характеристики опрошенных выглядят следующим образом: пп Показатель Характеристика Количество (распределение) по городам округа в % к числу опрошенных
  89. САМООЦЕНКА КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНИ ЖИТЕЛЯМИ НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ ХМАО.
  90. Сравнительный анализ степени комфортности жизни по каждому городу в целом подтверждает сделанный вывод:
  91. Это обобщенные оценки. Проанализируем их зависимость от слагаемых комфортности жизни ее структурных элементов: удовлетворенности основных социальных потребностей людей и оценки будущего состояния жизни опрошенных по каждому городу, г. Сургут
  92. Удовлетворенность основных социальных потребностей жителей города
  93. Как показали результаты опроса подавляющее большинство жителей города (52%) удовлетворены уровнем реализации своих основных социальных потребностей, 35%- не смогли четко определить свою позицию и 13%-не удовлетворены.
  94. Рассматривая структуру основных социальных потребностей можно отметить следующее:
  95. Уровень удовлетворенности населения Неудовлетворен И да и нет Скорее да Полностью удовлетворен к- коэффициент удовлетворенности Ранг
  96. Уровень дохода Вашей семьи в месяц 32,5% 35,2% 23,1% 7,5% -0.02 3
  97. Качество медицинского обслуживания 24,1% 38,3% 31% 6,6% 0.1 2
  98. Ваша работа, учеба 10,5% 28,1% 37,5% 22,8% 0.5 1
  99. Работа Администрации города в целом 10% 33% 48,6% 9,4% 0.5 1
  100. Работа милиции, других органов правопорядка 29,2% 45% 20,5% 5,3% -0.03 4
  101. Организация досуга в городе 35,7% 30,7% 24,2% 9,4% -0,02 3
  102. В сфере социального управления, население города наиболее удовлетворено работой Администрации, чего нельзя сказать о деятельности правоохранительных органов, призванных поддерживать общественный порядок.
  103. Далее по степени удовлетворенности находится качество медицинского обслуживания, характеризующее удовлетворение потребностей в сфере воспроизводства людей и на последнем месте организация досуга, как мера удовлетворенности духовных потребностей горожан.
  104. Оценка будущего состояния жизни.
  105. Оценивая перспективы своей дальнейшей жизни, горожане распределились на три большие социально-психологические группы:
  106. А) Около трети горожан адаптировались к современной жизни и ожидают в дальнейшем, прежде всего, позитивных изменений «оптимисты" —
  107. Б) 25% адаптировались к современным условиям, однако их ожидания, связаны с отсутствием каких либо изменений в жизни. По большому счету они не осознанно боятся как позитивных, так и негативных жизненных изменений- «скептики" —
  108. В) 13% Мужчины и женщины, не адаптировавшиеся в современных условиях, ожидающие дальнейшего ухудшения обстановки и своей жизни соответственно- «пессимисты».
  109. Основу, оценивающих, свою жизнь как комфортную составляют горожане первой социально-психологической группы (35%). Типология горожан.
  110. Удовлетворенность основных социальных потребностей жителей города
  111. Уровень удовлетворенности населения Неудовлетворен И да и нет Скорее да Полностью удовлетворен к- коэффициент удовлетворенности Ранг
  112. Уровень дохода Вашей семьи в месяц 36,3% 40,4% 20,7% 2,6% -0.13 5
  113. Качество медицинского обслуживания 18,1% 55% 23,8% 3,1% 0.1 4
  114. Ваша работа, учеба 10,3% 24,7% 44,5% 20,5% 0.5 2
  115. Работа Администрации города в целом 7,4% 27,5% 54,8% 10,3% 0.6 1
  116. Работа милиции, других органов правопорядка 18,8% 49,2% 25% 7% 0.1 4
  117. Организация досуга в городе 15,1% 41% 36,1% 7,7% 0,3 3
  118. На третьем месте удовлетворенность в материальной сфере (доход и занятость общий коэффициент удовлетворенности +0.2)
  119. И на последнем месте качество медицинского обслуживания, характеризующее удовлетворение потребностей в сфере воспроизводства людей.
  120. Оценка будущего состояния жизни.
  121. A) 21% надеется на то, что жизнь изменится к лучшему «оптимисты" — Б) 23% прогнозирует, что все останется как есть — «скептики" —
  122. B) 15% ожидают ухудшений «пессимисты».
  123. Более 40% опрошенных затруднились определит будущее состояние своей жизни Типология горожан.1 тип. «Живущие комфортно». (35%)2 тип. «Испытывающие дискомфорт». (25%)
  124. Примечание: состав выделенных типов в целом повторяет основные социально-психологические, социальные и социально-профессиональные характеристики типов, описанных для г. Сургута.1. Г. Ханты-Мансийск
  125. Удовлетворенность основных социальных потребностей жителей города
  126. Уровень удовлетворенности населения Неудовлетворен И да и нет Скорее да Полно стью удовлет-врен к- коэффициент удовлетворенности Ранг
  127. Уровень дохода Вашей семьи в месяц 28,6 35,7 26,2 7,1 0.05 4
  128. Качество медицинского обслуживания 19,1 36,9 36,3 4,2 0.2 3
  129. Ваша работа, учеба 10,7 17,9 43,5 16,7 0.5 1
  130. Работа Администрации города в целом 14,9 34,5 42,3 3,6 0.3 2
  131. Работа милиции, других органов правопорядка 27,4 41,1 25,6 3 0.01 5
  132. Организация досуга в городе 28 38,1 19,6 8,9 0,01 5
  133. В наибольшей степени население города удовлетворено реализацией потребностей в материальной сфере (доход и занятость общий коэффициент удовлетворенности +0,3)
  134. На втором месте стоит качество медицинского обслуживания, характеризующее удовлетворение потребностей в сфере воспроизводства людей.
  135. Далее по степени удовлетворенности находится сфера социального управления (деятельность администрации и работа органов правопорядка- общий коэффициент удовлетворенности +0.15)
  136. И на последнем месте организация досуга -как мера удовлетворенности духовных потребностей горожан. Оценка будущего состояния жизни.
  137. A) 27% надеется на то, что жизнь изменится к лучшему «оптимисты" — Б) 26% прогнозирует, что все останется как есть — «скептики" —
  138. B) 11% ожидают ухудшений «пессимисты».
  139. Более трети опрошенных затруднились определит будущее состояние своей жизни Типология горожан.
  140. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОМФОРТ ЖИЗНИ 2.1 СОЦИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
  141. Результаты деятельности Администрации города оценивались респондентами по работе основных подразделений (служб).
  142. Сферы жизнедеятельности Оцениваемый параметр Сургут Нижневартовск Ханты-Мансийск
  143. Материальная сфера Работу коммунальных служб города (свет, тепло, газ, дороги) 0.6 0.7 0.2
  144. Сфера социального управления и регуляции Работу правоохранительных служб и органов города -0.01 0.2 0.2
  145. Сфера воспроизводства Работу системы дошкольного образования 0.2 0.6 0.6
  146. Работу системы школьного образования 0.3 0.5 0.6
  147. Работу системы здравоохране-. ния 0.1 0.2 0.3
  148. Работу социальных служб города -0.03 0.1 0.2к-коэффициент эффективности работы административных систем 0.2 0.33 0.31. Ранг эффективности 3 1 2
  149. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНИ
  150. Субъективная оценка социальной защищенности городским населением ХМАОг. Сургут г. Нижневартовск г. Ханты-Мансийскда, социально защищен 16 10 18нет, не защищен 55 51 40затрудняюсь ответить 27 39 42
  151. Эмоциональная составляющая оценки комфортности жизни в рамках исследования изучалась через посредство определения основных факторов тревожности.
  152. Результаты опроса свидетельствуют, что больше всего население обеспокоено тремя опасностями: потеря или болезнь близкого человека, начало новых боевых действий и потеря собственного здоровья.
  153. Попытка выявить наиболее «тревожные» социальные группы показала, что обозначенные выше факторы в равной степени социально значимы для большинства представителей основных половозрастных и социально профессиональных групп.
  154. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОМФОРТНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
  155. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ жизни
  156. В качестве первоочередных мер для улучшения жизни в городе жители предлагают:
  157. Результаты опроса продемонстрировали, что уровень социальной комфортности жизни городского населения ХМ АО -выше среднего.
  158. Анализ полученных результатов выявил закономерность: чем ниже уровень оценки деятельности основных подразделений (служб) Администрации, тем выше удовлетворенность населения от ее деятельности в целом.
  159. A) Около трети горожан надеется на то, что жизнь изменится к лучшему «оптимисты" — Б) 25% прогнозирует, что все останется, как есть — «реалисты" —
  160. B) 13% ожидают ухудшений «пессимисты».
Заполнить форму текущей работой