Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди — таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество — таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Объектом данного исследования является личность, предметом — типология личности.
Целью исследования является изучение типологии личности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить понятия личности в социологии;
Изучить типологию личности по К. Юнгу.
1 Понятие личности
Личность — одно из самых распространенных понятий. Оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Но тем не менее, далеко не каждый ответит на вопрос: что такое личность?
Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграичение понятий «человек», «индивид», «личность». Эти термины не тождественны.
Человек, с одной стороны, часть природы, с другой — член конкретного общества. Это биосоциальное существо. Ему присущи биологические черты (природная биологическая основа — психофизиологический базис личности) и социогенные черты — то, что человек приобретает в результате воздействия со стороны общества.
Общество и личность — понятия неразрывно взаимосвязанные. Человек, взятый сам по себе, «вырванный» из его взаимодействия с другими членами социальной общности, характеризуется как «индивид». Этим термином обозначается человек как единичное природное существо, как обособленный представитель человеческого рода или какой-либо социальной группы.
Однако, имея общую с животными подсистему — организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой — личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от животных «особей». Понятие «личность» фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.
Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Отсюда можно дать такое определение личности:
Личность — система социально значимых черт, присущих данному человеку.
Таким образом, с социологической точки зрения личность есть воплощение социально-типических характеристик, т. е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Но это не значит, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным «слепком» конкретных общественных отношений. Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов — все это фиксируется понятием «индивидуальность».
Таким образом, личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.
Итак, если рассматривать личность в зеркале социологической теории, то необходимо отметить прежде всего, что она выступает как система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология тем не менее делает акцент на изучение социально-типического в ее поведении и деятельности.
В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социальнотипическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и институты. Социолог исследует личность под углом зрения ее участия в экономической жизни, т. е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т. д.). С точки зрения политической жизни социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры.