Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная специфика внедрения информационных технологий в региональную систему образования на рубеже XX-XXI веков: По материалам социологического исследования в Красноярском крае

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информатизация общества не сводится к распространению технических изобретений вроде персонального компьютера, всемирного телевидения или даже Интернета. Эти поражающие воображение, но чисто технические изменения сами по себе не способны изменить общественные отношения подобно тому, как не смогло изменить их радио или стиральная машина. Главное изменение, которое и позволяет называть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания внедрения информационных технологий в постиндустриальном обществе
    • 1. 1. Феномен глобализации в постиндустриальном обществе
    • 1. 2. Социальные последствия внедрения информационных технологий в различных сферах современного общества
    • 1. 3. Особенности процесса информатизации в системе образования
  • Глава 2. Информационные технологии в системе образования как фактор социального изменения структуры общества (на примере материалов социологического исследования)
    • 2. 1. Влияние социальной структуры Красноярского края на внедрение информационных технологий в систему образования
    • 2. 2. Анализ использования информационных технологий в деятельности учебного заведения
    • 2. 3. Специфика использования домашнего компьютера учащимися, педагогами, администраторами различных типов учебных заведений
    • 2. 4. Специфика использования информационных технологий в семьях учащихся

Социальная специфика внедрения информационных технологий в региональную систему образования на рубеже XX-XXI веков: По материалам социологического исследования в Красноярском крае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В конце XX века большинство предсказанных теоретиками социологии событий обрели свое реальное воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В настоящее время информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, потому что они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социального контекста уже не представляется возможным.

Массовая компьютеризация и информатизация, внедрение и развитие новейшей информационной техники и технологии во все сферы общественной жизни вызвали значительные изменения в экономической, политической, социальной и духовной жизни многих стран мира. Анализ происходящих изменений показывает, что наряду с положительными результатами этих изменений возникают новые угрозы человечеству, и общество в значительной степени оказывается неподготовленным к ним. Так, сбой в информационных системах атомных электростанций, в базах данных военных, финансовых, хозяйственных, коммерческих структур может повлечь за собой непоправимые последствия. Кроме того, в связи с распространением информационных технологий в обществе возникает ряд проблем правового, морального, религиозного, идеологического и другого порядка.

Среди основных последствий внедрения и использования информационных технологий можно назвать изменение восприятия человеком окружающего мира, формирование нового типа массового сознания. Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Реалии современного мира, вызванные процессами информатизации и глобализации современной цивилизации, ставят новые задачи и порождают новые противоречия в функционировании и развитии социума. Для их решения информационное общество нуждается в создании информационной культуры, становление которой невозможно без информатизации системы образования. Среди положительных сторон внедрения в систему образования информационных технологий необходимо отметить их неоценимый вклад в сохранение и передачу культурно-образовательных ценностей, создание ранее невыполнимых условий для информационного взаимодействия на основе интерактивности. Современные информационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают для преподавателей и учащихся совершенно новые возможности, способствуют замещению внешних образовательных ориентиров на внутренние (где главным стимулом к получению знаний является стремление к самопознанию и саморазвитию), тем самым создавая предпосылки к изменению не только системы образования, но и общества в целом. Информатизации системы образования противостоят следующие проблемы: отсутствие штата преподавателей информационных технологий на фоне нехватки любых учителей (особенно в сельской местности), качественного информационного оборудования, информационная безграмотность учительского контингента, несоблюдение правил безопасности в работе на компьютере и т. д.

Все это обуславливает актуальность исследования социальной специфики распространения информационных технологий как в современном обществе в целом, так и в системе образования в частности.

Степень научной разработанности проблемы.

Современное состояние изучения проблемы информатизации и компьютеризации общества характеризуется наличием в научной литературе работ, в которых изучается влияние информационных технологий на становление информационного общества, в котором традиционные структуры, ценности, отношения трансформируются в модернизированные, «современные».

Среди исследователей-социологов большой резонанс получило обсуждение проблемы вступления наиболее развитых стран в качественно иной этап социального развития, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Изучению данного вопроса посвящены работы Д. Белла, З. Бжезинского, Й. Масуда, Д. Рисмана, Т. Стоуньера, О. Тоффлера, А. Турена и других зарубежных ученых. Исследованием информатизации в сфере экономических отношений занимались Дж. Гобсон, Р. Гильфердинг, К.Каутский. Культурные изменения в информационном обществе исследовали А. Бретон, Х. Ортега-и-Гассетиндустриализацию культуры — Т. Адорно, Э. Гидденс, А. Джирард, А. Маттеларт, К. Томпсон, М. Хоркхаймер, Э.Фромм.

Анализ становления информационного общества в различных сферах общественной жизни проведен в работах Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Дж. Гэлбрайта, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотара, А. Турена, С. Хонтингтона, У.Эко.

Изучением последствий внедрения информационных технологий занимались И. Валлерстайн, П. Дракер, Г. Киссинджер, Н. Луман, Дж. Несбит, М. Портер, Д. Е. Сайчел, Т. Стюарт, Ф. Фукуяма, Т. Форестер, А. Этциони и другие, а также основоположники кибернетики Н. Винер, Р.В. Л. Хертли. Кроме того, исследователи анализировали и отдельные феномены, появившиеся вследствие информатизации общества. Так, особенности коммуникации в информационном обществе изучали Д. Барлоу, Ж. Бодрийяр, М. Кастелс, К. Келли, М Маклюэн, Ш. Теркльразвитие и становление новых языковых систем — С. Бьюкэтмен, Т. Лири, Т.Нельсон.

Для изучения становления и развития информационного общества принципиально важной является проблема теоретического, научного обоснования процесса глобализации на политическом, экономическом и социальном уровнях. Авторами наиболее ценных работ в данной области являются Г. Алмонд, З. Бауман, Ж. Бодрийяр, М. Вебер, Э. Гидденс, В. Зомбарт, М. Леви, Н. Луман, С. Мелман, Д. Ношемейер, Р. Парк, Т. Парсонс, У. Ростоу, Р. Рэдфилд, С. Эйзенштадт, К. Шмитт, Р. Фалк, а также Э. Гроув, Дж. Мейнард Кейнс, К. Маркс, Дж. Шумпер, и другие. К теме глобализации современного общества неоднократно обращались и российские ученые, в основном, в рамках проблемы этнической глобализации. Данной тематике посвящены труды Д. Л. Андреева, В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева, К. П. Иванова, Б. И. Кузнецова.

В отечественной социологической науке и философии понятие информатизация появилось в 60-х годах XX века и тогда же началась дискуссия о процессах, которые вызывают к жизни информационное общество. В ходе дискуссии, в которой приняли участие Г. Г. Воробьев, Д. М. Гвишиани, Н. В. Громыко А.В.Гулыга, В. П. Заболотский, Л. К. Зыбайлов, Ю. М. Каныгин, Б. Ю. Левит, И. Б. Новик, А. И. Ракитов, В. С. Толстой, И. В. Цурина, А. Д. Урсул, Р. М. Юсупов, были сформулированы понятия компьютеризации и информатизации общества, а также поставлены вопросы о том, тождественны ли эти понятия и как они соотносятся с проблемой информационного общества.

Анализом проблемы информатизации и компьютеризации различных сфер общественной жизни занимались следующие отечественные ученые: Т. В. Андрианова, Г. В. Белов, В. Б. Булгак, Г. Р. Громов, Б. М. Герасимов, Т. В. Ершова, Д. В. Иванов, О. В. Кедровский, В. Н. Костюк, И. Н. Курносов, А. Н. Лаврухин, Н. А. Матвеева, Н. Н. Моисеев, Е. И. Орлов, А. В. Петров, А. И. Ракитов, А. Н. Райков, Г. Л. Смолян, С. С. Терещенко, А. Д. Урсул, И. А. Яковенко и другие. Особое внимание уделяется социальным аспектам информатизации общества и, в частности, системы образования в работах Е. П. Белинской, В. А. Галичина, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Ю. М. Евстигнеева, А. Е. Жичкиной, Э. А. Манушина, В. Г. Немировского, Ю. Е. Растова, В. С. Собкина, Е. О. Смирновой.

Таким образом, анализом процесса информатизации общества занимаются многие ученые — социологи. В тоже время сегодня недостаточно исследован вопрос об особенностях внедрения информационных технологий в базовые, системообразующие отрасли, в том числе в образование.

Цель исследования — выявление социальной специфики внедрения информационных технологий в региональную систему образования.

Красноярского края на рубеже XX—XXI вв.еков.

На основании поставленной цели были определены следующие задачи: определить теоретико-методологические основания исследования процесса информатизации в современном обществевыявить уровень использования информационных технологий в современном обществеисследовать особенности использования информационных технологий в системе образования современной Россииопределить специфику процесса информатизации в системе образования.

Красноярского края, роль и значение данного процесса в различных сферах жизнедеятельности субъектов образовательного процессаразработать систему рекомендаций для компьютеризации и ^ информатизации в системе образования для Главного управления образования администрации Красноярского края.

Объект исследования — процесс информатизации региональной системы образования российского общества на рубеже XX—XXI вв.еков.

Предмет исследования^ социальная специфика внедрения информационных технологий в региональную систему образования. Основные гипотезы исследования:

1. Становление информационного общества является закономерным этапом процесса глобализации и происходит в результате воздействия ^ современных информационных технологий на различные сферы и отрасли деятельности социума.

2. Использование населением информационных технологий ведет к изменению массового сознания, а также социальной и профессиональной деятельности.

3. Освоение и использование информационных технологий населением выходит на уровень социальных макропроцессов и становится социально значимым явлением.

4. В связи с активным развитием процесса информатизации современного общества информационные технологии становятся одним из основных средств обучения в образовательном процессе.

5. Интернет — технологии практически не используются в образовательной и управленческой деятельности учебных заведений Красноярского края.

6. Социально-экономические и территориальные особенности оказывают существенное влияния на процесс информатизации системы образования Красноярского края.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют:

Теория информации (Р.В. Л. Хертли, Т. Стюарт, С. Баркли, П. Дракер, М. Портер, Д. Е. Сайчел, Т. Форестер).

Универсумная парадигма В. Г. Немировского, автор которой анализирует социум с точки зрения диатропической познавательной модели.

Теории информационного общества О. Тоффлера, Т. Стоуньера, Д. Белла, Й. Масуды, З. Бжезинского, Д. Рисмана, А.Турена.

Теории коммуникации в информационном обществе (М. Кастелс, Д. Барлоу, М Маклюэн, Ж. Бодрийяр, К. Келли, Ш. Теркль, С. Бьюкэтмен, Т. Нельсон), теория социального проектирования (Н.Луман).

Данная теоретическая база позволяет использовать междисциплинарный подход, сочетающий элементы социологического, психологического, культурологического и философского анализа.

Методы исследования: исторический, научного обобщения, классификация, экспертных оценок, наблюдение, системный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, анкетирование, контент-анализ, формализованное интервью, экспертный опрос.

Материалы исследования обрабатывались с помощью пакета прикладных программ SPSS.

Научная новизна.

1. В диссертационном исследовании в рамках универсумной парадигмы осуществлен комплексный подход к изучению процессов глобализации и информатизации, в результате чего получены данные, характеризующие информационную составляющую как одну из базовых процесса глобализации.

2. Выявлено, что освоение и использование информационных технологий в российском обществе выходит на уровень социальных макропроцессов и становится социально значимым явлением.

3. Проведен социологический анализ процесса информатизации системы среднего и профессионального образования Красноярского края, в результате чего выявлено, что учебные заведения данной сферы независимо от места расположения находятся на начальном этапе внедрения информационных технологий, т. е. на этапе компьютеризации.

4. Проанализирован процесс использования информационных технологий различными субъектами образовательной деятельности и установлено, что большинство учителей владеют компьютерной техникой значительно хуже, чем их ученики.

5. Обнаружены следующие особенности процесса информатизации в городской и сельской местностях. В городе данный процесс разворачивается в основном вне системы образования (активно используются домашние компьютеры, Интернет-кафе и т. п.). В сельской местности противоположная ситуация, там освоение компьютерных технологий предвосхищено в учебных заведениях.

6. Установлено, что ресурсы Интернет используются в учебных заведениях и в семьях Красноярского края в незначительной степени, особенно в сельской местности, вследствие высокой стоимости их эксплуатации.

7. Выявлено, что социально-экономические и территориальные особенности Красноярского края оказывают влияние на внедрение информационных технологий в учебные заведения системы образования.

8. Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию процесса внедрения информационных технологий в систему образования Красноярского края.

В диссертации выносятся на защиту следующие основные положения:

1. Становление информационного общества является закономерным этапом процесса глобализации и происходит в основном в результате воздействия современных информационных технологий на различные сферы и отрасли деятельности социума.

2. В настоящее время учебные заведения общего и начального профессионального образования независимо от места расположения проходят этап оснащения компьютерной техникой и начинают применять информационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.

3. Учителя сегодня в большинстве своем не являются посредниками приобщения школьников к миру компьютерных технологий: они практически не используют информационные технологии в своей педагогической деятельности, не инициируют приобретение семьями учащихся образовательных программ и не создают на уроках условий, позволяющих использовать в учебном процессе домашние компьютеры учащихся. Большинство учителей в качестве реальных пользователей оказываются на более низком уровне, чем их ученики.

4.Использование информационных технологий — один из факторов углубления социальной и культурной дифференциации российского общества.

5.Процесс освоения данных технологий различен в городских и сельских районах. Если на селе он происходит в основном в рамках системы образования, то в городе, где накоплена критическая масса пользователей, учащиеся и преподаватели осваивают компьютерные и информационные технологии в основном на домашнем компьютере. В свою очередь, городские жители также не имеют равных возможностей доступа к информационным технологиям вследствие социальной дифференциации населения, расслоения его на богатых и бедных.

6.Существует межпоколенческий культурный разрыв, заключающийся в том, что основными пользователями компьютерных и информационных технологий являются представители младшего поколения — учащиеся школ и профессиональных училищ, а среднее поколение семей (отцы, матери) гораздо в меньшей степени используют компьютерные технологиипредставители старшего поколения практически не пользуются домашним компьютером.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

1. обозначены основные характеристики, позволяющие наиболее полно рассмотреть процесс глобализации на различных уровнях и подсистемах социума, а также определить отрицательные и положительные последствия данного процесса как полярные, но взаимосвязанные элементы;

2. выявлена специфика информатизации региональной системы общего и профессионального образования;

3. установлена зависимость доступа в использовании информационными технологиями от принадлежности к той или иной социальной группе населения.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для объективной оценки событий и прогноза на будущее в отношении результатов процесса информатизации региональной системы образования. Материалы и обобщения, которые содержатся в работе, были предложены в качестве рекомендаций Краевому управлению образования с целью повышения обоснованности и принимаемых решений, формирования основных принципов информационной политики в крае. Материалы исследования могут быть применены при разработке программ информатизации и компьютеризации системы образования, в работе государственных, коммерческих и общественных организаций, занимающихся информатизацией образования, при разработке и чтении соответствующих тем и разделов учебных курсов «Социология молодежи», «Социология образования», «Социология семьи», «Социология массовых коммуникаций», «Информатика».

Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором на региональной научно-практической конференции «Социология на пороге XXI века» (г. Красноярск, 2001 г.), на региональной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» (г. Красноярск, 2001 г.), на международной научно-практической конференции «Педагогика развития» (г. Красноярск, 2002 г.), на шестом Всероссийском постоянно действующем научном семинаре «Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз» (г. Томск, 2002 г.). По результатам диссертационной работы представлены в Главное управление образования администрации Красноярского края рекомендации и аналитические записки.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиографический список включает 260 источников.

Заключение

.

1. Глобализация современного человечества, разворачивающаяся в различных сферах деятельности социума — реально происходящий процесс, направленный на нивелированиекаких-либо границ, объединяющий в единое поле экономические, политико-правовые и информационные пространства. Базовой точкой развития данного процесса является его информационный уровень, именно здесь глобализация приобретает особую самостоятельность и значимость, вследствие чего современное общество зачастую рассматривается как информационное. В свою очередь, становление информационного общества происходит в результате воздействия современных информационных технологий на различные сферы и отрасли деятельности социума.

2. Информатизация общества не сводится к распространению технических изобретений вроде персонального компьютера, всемирного телевидения или даже Интернета. Эти поражающие воображение, но чисто технические изменения сами по себе не способны изменить общественные отношения подобно тому, как не смогло изменить их радио или стиральная машина. Главное изменение, которое и позволяет называть распространение современных информационных технологий глобальным процессом, заключается в том, что они впервые в истории человечества сделали наиболее выгодным видом коммерческой деятельности преобразование не мертвой материи, а живого человеческого сознания, — как индивидуального, так и общественного. Следствием и главным признаком информатизации общества является интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Таким образом, информация и информационные технологии становятся предметом массового потребления у населения.

Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей знаний и умений любого человека, живущего в эпоху информационного общества. Владение информационными технологиями становится элементом общей культуры, что приводит к изменению массового сознания, ориентированного на мозаичное и несколько отстраненное восприятие реальности. Без навыков использования данных технологий и подобающего образа мышления практически невозможно достичь профессиональной компетентности в какой-либо отрасли современного социума (в том числе и в сфере образования), и соответственно невозможно быть социально успешным человеком.

3. В настоящее время активно разворачивается процесс информатизации системы образования, который включает два направления: оснащение компьютерной техникой учебных заведений, а также приобретение учащимися, педагогами и управленцами соответствующей компетентности в области информационных технологий. Приобщение педагогического сообщества к информационным технологиям в основном начало происходить несколько лет назад, вследствие внедрения специализированных государственных программ информатизации системы образования. Однако, большинство учебных заведений общего и начального профессионального образования независимо от места расположения до сих пор находятся на начальном этапе внедрения информационных технологий (на этапе насыщения учебных заведений компьютерной техникой).

4. В настоящее время большинство учителей практически не используют информационные технологии в педагогической деятельности, не инициируют родителей учащихся приобретать образовательные программы и не создают на уроках условий, позволяющих использовать в учебном процессе домашние компьютеры учащихся. Исследование показало, что большинство учителей как пользователи компьютерной техникой оказываются на более низком уровне, чем их ученики.

5. Освоение и использование информационных технологий учащимися в системе образования выходит на уровень социальных макро процессов и становится социально значимым. В городе этот процесс происходит прежде всего в семье, где уже накоплена критическая масса пользователей домашнего компьютера. В сельской местности освоение компьютерных технологий реально пока происходит только в учебных заведениях.

6. Доступ и равенство в использовании информационных технологий (к компьютерной технике и сетям, доступ к качественным электронным учебным материалам, доступ к дополнительному образованию, посредством дистанционного образования) не обеспечивается всем субъектам системы образования. Данный факт происходит вследствие нескольких причин:

• социальной дифференциации населения, расслоения его на обеспеченных людей, которые могут позволить себе покупку домашнего компьютера и обеспечить его соответствующими комплектующими, и малообеспеченных, данными возможностями не обладающими;

• дифференциации населения по месту проживания, так как развитие информационных технологий во многом зависит от распространения линий телекоммуникаций, которые на периферии, в сельской местности не достигают необходимого уровня развития;

• Возрастной дифференциации населения: основными пользователями компьютерных технологий являются учащиеся — представители младшего поколения. Именно они инициируют подключение домашнего компьютера к Интернет, приобретение образовательных программ и т. д. Среднее поколение семей гораздо в меньшей степени используют компьютерные технологии в своей практической деятельности, тогда как старшее поколение совершенно не пользуются компьютером. Данный факт констатирует межпоколенческий культурный разрыв в современном социуме.

Кроме того, выделенные причины являются основанием формирования и использования разных управленческих стратегий информатизации различных учебных заведений в зависимости от их месторасположения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Губанов С. Глобализация: трактовки и действительность // Экономист. 2001. — N 9. — С.25−42.
  2. М.М., Аликсерова С. М. О возможности использования новых информационных технологий в обучении младших школьников // Наука и школа 1998.- N 1.- С. 38−41.
  3. П.В., Ельцов А. В., Степанов В. А. Применение ЭВМ в курсе физики: При проведении экспериментов в средней школы и педагогическом институте.// Преподавание физики в высшей школе.-М., 1997.- N10.- С. 52−59.
  4. С.М. О подготовке учителей к использованию Интернета в Московском центре Федерации Интернет-образования: Опыт работы./ С.М.Авдеева//Информатика и образование 2001.- N 3.- С. 18−23.
  5. А., Пясецкая А. Глобализация: свет и тени // Эхо планеты. -2001.-N 17(680).-С.5−11.
  6. А.З. Лапоть в тисках компьютеров: Интервью с директором Коткозер. сел социокультур. комплекса А. З. Андрейко об использовании Интернет в сел. шк. Карелии. / Зап. С. Хохлов// Компьютер в шк, — 1999.- N 5−6.- С. 2,6.
  7. Г. А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении: Из опыта работы сред, школы и Центра дистанционного образования «Эйдос», Москва. // Magister.- 2000.- N 4.- С. 27−38.
  8. Г. А. Функции субъектов дистанционного обучения в структуре школьного образовательного сайта // На пути к 12-летней школе.-М., 2000.- С. 339−342.
  9. Г. А. Электронная почта как средство дистанционного обучения: Из опыта работы учителя англ. языка школы свобод, развития пос. Черноголовка Моск. обл. // Информатика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».-1997.- N 42 С. 13−14.
  10. Т.В. Геополитика и культура: аналитический обзор / РАН ИНИОР.- М., 2001.-92с.
  11. Т.В., Уваров А. И. Введение в глобальное мировоззрение: Учебное пособие. М.: Станкин, 2000. — 318 с.
  12. Г. П. Глобализация: исторические корни и методологические подходы // Реформы вчера, сегодня, завтра: Вестн. науч. информ. / РАН. Инт междунар. экон. и полит, исслед. М., 2000. — № 10. — С. 3−23.
  13. Г. П. Россия как структурное звено глобальной экономики (аспекты методологического анализа). М.: ЦНИЭИуголь, 2000. — 147 с.
  14. Н.С., Ниренбург Т. Д. Компьютерная среда Derive на факультативе по алгебре и геометрии в старших классах средней школы // Информатика и образование.- 1997.- N 8.- С. 60−63.
  15. А.И. Школа на домучастное дело или социальная необходимость?// Мир образования.- 1996.- N 4.- С. 26−30.
  16. А. Безопасность: российский выбор. М.: ЭПИцентр, 1999. — 528с.
  17. К.Е. Создание единого информационно-образовательного пространства вузовских, библиотечных и академических структур Кузбаса// Телекоммуникации в системе образования. М., 1998.- С. 37−42.
  18. С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // МЭиМО. 2001. — N 5. — С.65−70.
  19. Е. «Компьютерный зоопарк» и другие проблемы: О создании единой локальной сети школы: Опыт учителя информатики гимназии N1567 Москвы. // Компьютер в школе 1999.- N 4.- С. 2, 6−8.
  20. Г. К. Два Макдональда два подхода к проблеме массовизации и глобализации // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы международной конференции — М.: Изд-во МГИМО, 2001. — С.86−90.
  21. Адамьянц Т. К Информировать или зомбировать вот в чем вопрос: (СМИ и современная социологическая наука) // Журналист.- 2001.- № 2.- С. 39.
  22. И. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество М., 1999.- С.41−58.
  23. В.В., Рачич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М.: Буквица, 1999. — 278с.
  24. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Понятие информационной среды процесса обучения. // Школьные технологии. 2000. № 2. С. 127−153.
  25. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Классификация обучающих сред. // Школьные технологии. 2000.- № 3.- С. 135−146.
  26. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Конструирование информационных сред. // Школьные технологии. 2000.- № 5.- С.221−242.
  27. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В.Седельника. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  28. Н. Росийское образование: поиски себя в контексте глобализма // Вестн. высш. школы. 2001. — N 1. — С.25−30.
  29. Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М.:Прогресс, 1986.- 335с.
  30. О. Постиндустриальное общество, или куда мы движемся //
  31. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 382с.
  32. Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-544с.
  33. К.П. Национальное измерение «глобального» мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 2001. — N 1. — С.3−15.
  34. П.И., Новикова И. В. Глобализация: необходимость формирования новой модели государственного. управления // Наука и промышленность России. 2001. — N 4/5(48/49). — С. 112−114.
  35. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. / Пер. с фр. М. М. Кириченко М.: Аспект Пресс.- 1998.- 284с.
  36. А. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Рос. экон. журнал. 2001. — N 7. -С.59−74.
  37. В.И. Несколько слов о ноосфере. М.: Наука, — 1989.- 261с.
  38. О.Н. Домашняя компьютерная революция в России: результаты социологических исследований. / Вестник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН вып. 3, 1999 №№ 2−3, с.9−15.
  39. О.Н. Россия в глобальном информационном обществе // Народонаселение. 2000. — N 4. — С.22−27.
  40. А. «Глобализация», война и мир третьего тысячелетия // Власть. 2001. — N 3. — С.50−54.
  41. А.Е. Метафоры Интернета / Вопросы философии.- 2001 г. № 11.- С.64−80.
  42. Г. И. Глобализация и испанский регионализм // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Матер, междунар. конф. М.: Изд-во МГИМО, 2001. — С.273−283.
  43. Е. Цифровой человек и его права http://www.smi.ru/2001/02/03/981 209 930.html
  44. Ю.Д. Мировая глобализация и Россия // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. — С. 190−204.
  45. С.И. Социальная культура: поиск новых концептуальных оснований анализа и путей развития в России: Избранные статьи 1980−1990-х гг. Барнаул, 1998. 267с.
  46. С.И., Немировский В. Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге 21 в. Барнаул-Красноярск, 1995.- 148с.
  47. С.И., Гуслякова Л. Г. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002.-57с
  48. С.И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования XXI века. Барнаул, 2000.-159с.
  49. Н.В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования / Вопросы философии .-2002.-№ 2.- С.175−181.
  50. В.В. Образовательная технология ТОГИС обучение в глобальных информационных сетях. // Школьные технологии. 2000.- № 5.- С.243−248.
  51. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис, 1994.- 544с.
  52. . Маркович Глобализация и экологическое образование / Социологические исследования.- 2001 г.- № 1.-17−24.
  53. Дашковская О. .Плюс интернетизация всей страны. // Школьное обозрение. 2001.- № 1.- С.3−8.
  54. А.Н. Пифагор.ги, или школа, открытая в Интернете. // Школьные технологии. 2001.- № 6, — С. 180−182.
  55. В. Глобализация взгляд историка // Свободная мысль — XXI. — 2001. -N5(1507).-С.26−33.
  56. К.Х., Лось В. А., Чумаков А. Н. От глобальных проблем к глобализации //Вестн. рос. филос. о-ва. 2001. — N 1(7). — С.68−74.
  57. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2001. — N 1. — С.47−53.
  58. Добрынин М. А, Сухой С. Н. Дистанционное обучение во Франции. // Педагогика. 2001. № 8. С.81−85.
  59. С.Н. О некоторых подходах к развитию системы дистанционного обучения в республике Саха (Якутия). // Дополнительное образование. 2001. № 4. С.47−50.
  60. .З. Российский Интернет: новое русское чудо. / http://www.socio.ru/public/doktorov/Chudo.doc
  61. Доктрина информационной безопасности страны. Утверждена Президентом РФ (09.09.2000, № Пр-1895) / http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2000/09−09.html.
  62. С.В. Компьютеры в образовании: пределы возможного: Новые информационные технологии в высш. образовании. // Информационные технологии и образование.- М., 1996.- С. 106−117.
  63. Н.Д. Из опыта применения компьютерной техники при обучении картонажно-переплетному делу детей с нарушениями умственного развития: Вспом. шк. N 614 Москвы. // Дефектология (компьютер в руках дефектолога).- 1996.- N 4.- С.61−64.
  64. А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования. //Школьные технологии. 2001. № 6. С.178−180.
  65. Т., Хохлов Ю. Переход России к информационному обществу: вызов времени http://www.sakha.ru/inform/01 .htm
  66. Г. Б. Информация и сознание / Вопросы философии.- 2000 г.- № 11. С.93−105.
  67. А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема / Педагогика.- 2001 г.- № 4.-С.24−26.
  68. Замогильнова J1.B. Случайная геометрия: Игровые задания с решениями на языке программирования Turbo Basic. // Информатика и образование.1996.-N2.-С. 69−73.
  69. В.В. Информационные технологии качественно изменяют учебно-воспитательный процесс: Сургут, гимназия.// Информатика и образование.1997.- N 3.- С.25−26.
  70. Д., Зарецкая 3. Терминология компьютеризованного обучения: Понятийно-категориальный аппарат. // Школа.- 1995.- N 2.- С. 49−55.
  71. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников// Информатика и образование.- 1997.- N 7.- С. 89−95.
  72. Д.В., Зарецкая З. А., Первин Ю. А. Модуль 1 в курсе «Информационная культура» // Информатика и образование (Информатика в мл. классах).- 1996.- N 4.- С. 87−94.
  73. Д.В., Зарецкая З. А., Первин Ю. А. Педагогические и технологические основы создания открытых программно-методических систем// Информатика и образование.- 1998.- N 1, — С. 75−81.
  74. Е.И. Использование компьютера при развивающем обучении младших школьников// Образовательные технологии.- Новосибирск, 1997.-N1.-C. 100−106.
  75. В. Глобальная сеть дитя глобализации // Журналист. — 2001. -N 11.-С.34−35.
  76. И.Д. Риски глобализации: специфика России // Национальная безопасность. 2001. — N 7/8. — С.22−23.
  77. Д. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология, СПб., — 1997.-С.31−37.
  78. Д. Идея информационного общества и Internet // МОСТ.- 1999.-№ 31 //
  79. Д., Костинский А. Информационное общество: дискуссия.
  80. Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.-224с.
  81. М.Н., Задерей В. А., Глущенко М. И. Глобальная провокация // Нац. безопасность и геополитика России. 2001. — N 8(25). — С.71−78.
  82. Избранные статьи: 2001 г. Т. З вып. 1(7) Материалы планетарного заседания всероссийской научной конференции «Человек, общество и культура в контексте глобальных изменений: проблемы интеграции гуманитарных наук» г. Москва, 19 октября 2000 г.
  83. Иноземцев B. JL, Кузнецова Е. С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Политические исследования 2001. — N 6(65). — С.131−139.
  84. Информатизация и Россия-2001. Белая Книга информационных технологий (Проект)http://www.ibo.ru/online/flrstpage/6470/
  85. Информационное общество в России. Ежегодный отчет РОЦИТ «Россия в Интернете» 1998 г. http://www.rocit.ru/inform/index.php3?path=russia
  86. Интернет в России: статистические данные и социальный состав пользователей. (Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ) http://www.e-government.ru/pub/stat/985 431 649.html
  87. . Интернет как образовательная проблема. // Школьное обозрение.- 2001.- № 1.- С. 2.
  88. А.А. Психологические особенности образовательных трансакций в виртуальной среде. // Школьные технологии.- 2000.- № 3.-С.147−151
  89. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. / Под. ред. B. J1. Иноземцева, — 1999, — с. 496.
  90. Концепция формирования информационного общества в России http://www.iis.ru/librarv/riss/riss.ru.html
  91. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html
  92. Концепция движения Москвы в информационное общество http://www.iis.ru/moscow/infosoc/concept.ru.html
  93. И.М. ЭВМ на уроках русского языка в школе// Преподавание словесности в высшей и средней школе. Барнаул, 1995.- С. 92−94.
  94. А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен./
  95. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, — 2000.- 105с.
  96. В.Ж. Цивилизационный подход и проблемы формирования теории исторического процесса. М.: Политиздат,-1981.-342с.
  97. Киселев Б. С Домашним компьютером к образованию!?: (Использование домашнего компьютера в системе школьного образования) // Компьютер в школе — 1998.-N2,-С. 30−31.
  98. С.В. Возможности дистанционного обучения. // Проф. образование.- 1998.-N 7−8.- С. 30−31.
  99. В.В. Может ли компьютер помочь в составлении школьного расписания?: О пакете прикладных программ «Мечта «, разработанных в Санкт-Петерб.гос. ун-те.// Информатика и образование.- 1996.- N 3.- С. 115 120.
  100. В.В. Система «Мечта «опыт внедрения технологии подготовки расписания// Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 1997.-N9.-С. 15−16.
  101. Концепция движения Москвы к информационному обществу. Приложение 1 по распоряжению Мэра Москвы 715-РМ // Информационное общество, 2001, вып. 3, с. 50−56.
  102. А. Анализ готовности России к вхождению в глобальное информационное общество http://www .netconference.ru/ documents/index. asp? i d=49#
  103. E. Непросвещающее просвещение, или Симуляция образования: (О негативном влиянии средств массовой информации на уровень образования и нравственные ценности) // Директор школы 1995.- N 4.- С. 45−54.
  104. А.А. Информатизация образования Брестской области: (Повышение квалификации учителей информатики, Белоруссия)// Информатика и образование.- 1999.- N 3.- С. 33−35.
  105. О.А. Взгляд на школьную информатику из преподавательской технического вуза // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».-1998.-N 1.- С. 11−12.
  106. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Проект. // Материалы конференции «Проблемы и перспективы развития информационного пространства Приволжского федерального округа». 2001. 11−12 апреля.
  107. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. / В авторской редакции член-корреспондент РАН Н. И. Лапин, канд.филос.наук Л. А. Беляева Рецензенты: доктора филос. наук: А. Г. Здравомыслов, В. Г. Федотова М., 1994.-245с.
  108. А.Т., Ярмолоко Л. И. Музыка на внеклассных занятиях по информатике// Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».-1997.-N22-С. 12−14.
  109. М.М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен? / Материалы Московского Международного Синергетического Форума / http://www.synergetic.ru/philosophy/index.php?article^virtual
  110. М.М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникационные стратегии Интернет on-line. Метод доступа:
  111. И. «Компьютер придет в каждую школу» : Беседа с директором исполн. дирекции программы «Дети России «И. Кузнецовой о проекте «Компьютеризация сельских школ-2001», его подгот. и реализации. // Первое сент.- 2001.- N 26.- С. 5.
  112. Н.П. Экономический рост: история и современность: Учеб. пособие/ Н. П. Кузнецова. -СПб.: Издат. дом «Сентябрь», 2001. -144 е. -(Университетская книга)
  113. М.А., Орлова Т. Н., Классов В.Н. VI Всемирная конференция IFIP «Компьютеры в образовании» (WCCE-95): Бирмингем (Великобритания), 23−28 июля 1995 г.// Информатика и образование.-1996.-N 1.-C.33−36.
  114. Культура: Политика модернизации / Сост. Е. Л. Иванова и Г. А. Бояркова. Псков Пушкинские горы, 1999.- 205с.
  115. И.Н. Информационное общество и Россия: особый путь // Информревю. 1997.- № 4 (24).- С. 4−5.
  116. И. Роль государства в формировании информационного общества в России http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3 99/1 8. htm
  117. В.А. Методология и практика электронных изданий по искусству. М., 1998.- 181с.
  118. В.К. Глобализация и социальная безопасность / Социологические исследования.- 2002.- № 3.- С. 19−28.
  119. Д. Информационное общество и устойчивое развитие http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3 99/1 6. htm
  120. А.В. Первый опыт и перспективы использования телекоммуникационных проектов в географическом образовании// Телекоммуникации в образовании.- М., 1995.- С. 80−83.
  121. Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. СПб., 1998.- 288с.
  122. Н. Луман Решения в «информационном обществе» / Перевод с немецкого А. М. Ложеницина под редакцией Н. А. Головина М.: 1998. 416с.
  123. М. Средство само есть содержание /
  124. С.А. Информатика как базовая наука образования: Проблемы содерж. образования в сред. шк.//Информатика и образование.- 1998.- N 6,-С. 3−7.
  125. К., Ф.Энгельс. Капитал // Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1988.Т.9.Ч. II. С. 415−416
  126. А.Н. Оптимизация подготовки электронных тестов для компьютерного контроля знаний. // Среднее профессиональное образование. 2001. № 5. С. 9.
  127. Математика. Компьютер. Образование: Сб. науч. тр. / Под ред.: Г. Ю. Ризниченко.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. Вып.7, 4.1. 2000. — 329, 17. с.
  128. Материалы радиокомпании Маяк от 14 ноября 2001. 16:12. // http://www.radiomayak.ru
  129. Материалы Агентства Бизнес Новостей от 2 февраля 2002. 15:26. // http ://www.abnews.ru
  130. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.-208с.
  131. Е.И. О состоянии и перспективах развития информатизации образования в Республике Саха (Якутия) // Информатика и образование.-2000.- N 9.- С. 7−9.
  132. А.Е. Архивация файлов для УКНЦ: Метод, разраб. к урокам.// Информатика: Еженед. прил. к газ."Первое сентября».- 1997.- N 42.- С. 5−6.
  133. Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность. / Журнал «Полис». «Политические исследования», 1992 г., № 3 С.2−10.
  134. М.В. Дистанционное обучение мифы и реальность// Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 2000.- N 15.- С. 11.
  135. М.В. Дистанционное обучение мифы или реальность// Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 2000.- N 19.- С. 11.
  136. М.В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения //Дистанц. образование, — 2000, — N 6, — С. 49−55.
  137. М.В. Факультатив по телекоммуникациям: Из опыта работы технол. шк. ОРТ в составе учеб.-воспитат. комплекса N 326 Центр, окр. Москвы.// Информатика и образование.- 1996.- N 5.- С. 133−141.
  138. Мосдорф 3. Глобальная деревня. Прозрачность и ответственность в информационный век. (Опыт Германии) / http://www.germanv.org.m/m/librarv/internationale-politik/2000−10/article02.html
  139. Д. Аткинсон Р. Всеобщий доступ в Интернет: какова роль правительства? / http://www.intellectualcapital.ru/iss2−49/icopin49−1 .htm
  140. Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие. // Авт. сценария и науч. ред. А. В. Лебедев. На сервере АДИТ on-line. 20 002 001. Метод доступа:
  141. Музей и новые технологии // На пути к музею XX века / Сост. и науч. ред. Н. А. Никишин. М., 1999.- 189с.
  142. Т.С., Степанов В. И. Учебно-материальная база школы в новых социально-экономических условиях // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы.- М., 1997.- С. 138−151.
  143. Т.С., Степанов В. И. Учебно-материальная база школы на рубеже XXI века// Образоват. индустрия.-1999.- N 2.- С.2−6.
  144. В.Г. Современная социология. Курс лекций. Красноярск, Красноярский Государственный Университет, 2002. 382с.
  145. В.Г., Невирко Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учебное пособие Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1997. 253с.
  146. JI.B. Содержание учебного модуля «Основы Internet // Пед. информатика, — 2000.- N2.-C. 15−21.
  147. JI.B. Использование потенциала локальной сети для формирования навыков работы в Internet: Опыт гимназии N 3 г. Астрахани. // Пед. информатика.- 2000.- N 4.- С. 8−14.
  148. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.- 209с.
  149. Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, 1998.-464с.
  150. Л.Я. Компьютерные технологии в музее: Учебное пособие. М., 1999.- 401с.
  151. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества (G8) http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru.html
  152. Организация Объединенных Наций. Отчет экспертной группы по информационным и телекоммуникационным технологиям (Нью-Йорк, 17−20 апреля 2000) http://eidos.ru/news/oon.htm
  153. Отчет Генеральному секретарю ООН группы советников по информационным технологиям http://www.e-government.ru/pub/pravo/985 429 989.html
  154. А.С. Глобальное политическое прогнозирование: учебник для студентов вузов. М.: Алгоритм, 2000 — 352с.
  155. Н. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество /
  156. П.И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного образования. // Педагогика. 2000. № 5. С.7−13.
  157. С.Н. Продуктивное обучение и информационные технологии. // Школьные технологии. 2000. № 4. С.119−127.
  158. Н.Е. Российское общество в контексте американизации / Социологические исследования.- 2000.- № 6.- С.3−10
  159. Поколенческий дискурс в практиках самоопределения: Сборник научных трудов. Томск: изд-во Томского государственного педагогического университета, 2002. — 244с.
  160. К. Нищета историзма // Вопросы философии. 1992. № 8.- С.32−37.
  161. Н.Е. Смутные времена школьной информатики. // Школьное обозрение. 2001. Январь февраль. № 1. С. 12−15.
  162. С. Информационное общество и проблемы социального развития. / Компьютерра 2001, № 37 (414) / http://www.computerra.ru/offline/2001/414/12 982
  163. А. Развитие России и единое информационное пространство / http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3 99/1 7. htm
  164. А.И. Наш путь к информационному обществу. // Теория и практика общественно-научной информации. М.:ИНИОН, — 1989, — С. 16−21.
  165. Н.М. Россия и вызовы глобализации / Социологические исследования.- 2002.- № 4.- С.60−67.
  166. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / Информатизация и образование. -2002. -№ 12.- С.2−6
  167. И.Н. Информационные и коммуникационные технологии как компоненты глобализации образования. / http://iol.spb.osi.ru/db/doc/getthes.php3?id=30
  168. Д. Педсовет без директора и скучных отчетов?!: Программа межшкол, связей по Интернет «Педсовет по средам" — помощь учителям в обл. освоения и применения в учеб. процессе Интернет-технологий. // Первое сент, — 2000.- 16 сент.- N 66.- С. 3.
  169. Ю.В. Программа «Кроссворд «на языке Visual Basic: Опыт разраб.прогр. в кружке программирования сред, шк.// Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 1997.- N 43.-С.1, 3−4.
  170. Е. По направлению к игровому обществу // Педология.- 2000,-N4.- С.70−74.
  171. В.А., Васенин В. А., Мокроусов А. А., Тутубалин А. В. Российский Интернет в цифрах и фактах.- М.: Изд-во МГУ, 1999. 127с.
  172. Н.А. Основные направления развития общего среднего и начального образования Республики Коми в условиях реформируемой экономики на рубеже XXI века // Образование: реальность и перспективы. -Сыктывкар, 1995.- С. 14−21.
  173. A.JI. Образование, информатика, компьютеры: Содерж. и цели обучения в сред, шк. // Информатика и образование.- 1995.- N 5.- С.6−11.
  174. А.Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Учебная программа «Информатика 1−3»: Нач. шк. // Информатика и образование.- 1998.- N 6.-С. 19−23.
  175. И.Н. Философия компьютеризации и гуманизации непрерывного образования // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования.- Тверь, 1998.- Т.П.- С.42−50.
  176. В.И. Внедрение информационных технологий. // Среднее профессиональное образование. 2001. № 5. С.9−10.
  177. Е. Интернет, Ярославль и «Открытое общество». // Элитное образование. 2001. № 7(27). С.56−57.
  178. А. Оборотная сторона дисплея: Негативное влияние занятий с использованием компьютера на здоровье учащихся.// Директор школы -1995.-N6.- С.35−38.
  179. А., Корщиков А. Внедрение новых технологий в обучение: Автоматизир. комплекс преподавателя «АКП-Физика». // Школа.- 1996.-N3.- С.72−73.
  180. П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.- 429с.
  181. Социология. А Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 608с.
  182. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 394с.
  183. Д. Информационные коммуникационные технологии: В системе образования Великобритании. //Информатика и образование.- 1997.- N 4.-С. 83−84.-(Зарубеж. опыт).
  184. В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации. / http://www.isn.ru/info/seminar-doc/inf.doc
  185. А. Нельзя представить виртуального учителя, считает директорГосНИИ «Информатика «А. Тихонов: Беседа с директором И-та А. Н. Тихоновым о вопросах внедрения Интернет в образование. //Учит, газ.- 1999.-N31.-C.13.
  186. А., Лобанов В., Иванников А. Время информатизации: Об основных направлениях деятельности рос. Центра информатизации высш. шк. // Высш. образование в России.- 1996.- N 2.- С. 30−33.-(Информатика и образование).
  187. Ткаченко, Д, А. Поиск информации в сети «Интернет»: Учеб. пособие / С,-петерб. гос. техн. ун-т.- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.- 16 с.
  188. А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ.М.: Прогресс, 1991.-467с.
  189. Г. Д. Циклические структуры в информатике: Из опыта преподавания в сред, школе-лицее N 109 Москвы. // Информатика и образование.- 1997.- N 7.- С. 32−38.
  190. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. -784с.
  191. А.Ю. Зачем сельской школе Интернет // Информатика: Еженед. приложение к газете «Первое сентября».- 2000.-N 43, — С.14−19.
  192. А.Ю. Компьютеризация 2001: О реализации проекта «Компьютеризация сельских школ — 2001»: Сценарии использования компьютеров в рамках кружковой работы. // Информатика: Еженед. приложение к газете «Первое сентября».- 2001.- N 14.- С. 2−7.
  193. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании: Использование средств телекоммуникаций в образовании. // Информатика и образование.- 1998.- N 4.- С. 64−77.
  194. А.Ю. Сельская школа и Интернет// Пед. информатика.- 2001.- N 2.-С. 14−28.
  195. С.Ю. Значение современных компьютерных технологий в становлении личности студента. // Среднее профессиональное образование. 2001. № 5. С.7−8.
  196. Т.В. Социальная роль Интернет. СПб., 2001.-153с.
  197. Э. Иметь или быть? М., 1990.- 497с.
  198. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992.- № 4.- С.25−28.
  199. М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993.- 356с.
  200. М. Метафизика виртуальной реальности /
  201. А. Игры с компьютерами на школьном поле: взгляд социолога// Компьютер в школе 1998.- N 4.- С.25−26.
  202. Хейко Шрадер Глобализация, (де)цивилизация и мораль. / Журнал социологии и социальной антропологии 1998, т.1, вып.2 / http://www.soc.pu.ru:8101/publications/issa/1998/2/6schrad.html
  203. Е.К. О школьной информатике: дискусионые заметки// Информатика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».-1998.-N 16.- С. 12−13.
  204. В.Е. От принципа неопределенности к контингентности. / Сборник «Принцип неопределенности и прогноз развития социально-экономических систем» / http://lpur.tsu.rU/Public/art99/intro99.htinl#content
  205. С.А. Информатизация школьного образования. Почему так медленно? :По данным М-ва общ. и проф. образования Рос. Федерации.// Информатика и образование.- 1997.- N 3.- С. 75−79.
  206. Черенков A. Internet и маркетинговые исследования /
  207. Н.Н. Новый взгляд на ребенка: (Из опыта использования компьютерной техники в коррекционном обучении слабослышащих детей): Специализированные компьютерные программы «Мир за твоим окном». // Дефектология.- 1995.- N5.-C.71−72.
  208. А.Е. Современные представления об информационном обществе. / http://www.isn.ru
  209. А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // Информационное общество. Вып.2. М., — 1999.- /
  210. К., Белл Д. Прикоснитесь к будущему: Из опыта работы компьютерных классов начальной школы «Эндрю Робинсон» г. Джексонвилла штата Флорида (США). // Информатика и образование.-1996.-N2.- С.126−129.
  211. Т.Шауэр. Влияние технологий Информационного Общества на устойчивое развитие / http://www.ieie.nsc.ru-.810 l/-forsis/publ/asisws/schauer .html
  212. X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. Том II. № 2. СПб., 1998. /
  213. Р. К генезису мирового общества. Инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. Том III. № 3. СПб., 1999./
  214. П. Социология социальных изменений. М., 1996, 321с.
  215. Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования.- 2001.- № 7.- С. 13−24.
  216. Т.А. Технология компьютерного моделирования: Информатика в средней школе. // Информатика и образование (Информатизация образования в Красноярском крае: новые информационные технологии в школе).- 1997.- N5.- С.39−43.
  217. Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия // Педагогика (Медиаобразование).-2001.- N 4.- С. 55−62.
  218. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. M.:Academia, 1999.- 357с.
  219. Е., Быховский Я. Придет ли Интернет в школу? Придет ли школа в Интернет?// Управление школой: Еженедельное приложение к газ. «Первое сентября».- 2000.- N 3.- С. 1,3.
  220. Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России //Педагогика (Сравнительная педагогика).- 2000.- N 9.-С.87−97.
  221. Avi Alcalay, John Clark, Ruth From. The role of state and local governments in the United States in shaping the Networks of the National Information Infrastructure / http://www.ksg.harvard.edu/~itbspp/proi6/g6.htm
  222. Baudrillard J. In the shadow of the silent majorities or The end of the social and other essays. N.Y., 1983.-348p.
  223. Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y., 1973.- 485p.
  224. Bell D. The end of ideology. N.Y., 1960.-238p.
  225. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernisierung. Frankfurt a. M., 1996.-344p.
  226. G. (1999). Community In Distance Learning Through Virtual Teams. Educational Technology Review, N.Y., 1999.- P. 12, 23−29.
  227. Brzezinski Z. Between two ages. America’s role in the technetronik era. N.Y., 1970.- 241p.
  228. Castells M. The rise of the network society. Oxford, 1996.- 31 lp.
  229. Castells M. The information age: economy, society and culture. Oxford, 1996.51 Op.
  230. Crook S., Pakulski J., Waters M. Postmodernization. Chenge in advanced society. London, 1992.- 319p.
  231. Giddens A. The transformation of intimacy. Cambridge, 1993.- 518.
  232. Internet Society (ISOC). All about the Internet: History of the Internet. Reston (VA): ISOC.ORG, 1993−2000. Date of access: February 08, 2000. Available on URL:
  233. Jan van Dijk, Robert Pestel, F. J. Radermacher, A European Way into the Global Information Society / http://www.irc.es/iptsreport/vol32/english/ISSlE326.htm
  234. Harvey D. The condition of postmodernity. Oxford, 1989.- 194p.
  235. Kroker A., Weinstein M. Data trash. The theory of the virtual class. Montreal, 1994.- 250p.
  236. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984. P. 23−23, 76
  237. Luhmann N. Beobachtungen der Moderne. Opladen: Westdeutsche Verlag GmbH, 1992.- 181p.
  238. Masuda Y. The information society as post-industrial society. Tokyo, 1980.-177p.
  239. McLuhan M. The medium is the message. N.Y., 1967.- 216p.
  240. Ohmae K. The borderless world, power and strategy in the interlinked economy. London, 1990.- 177p.
  241. Popper K. The open society and its enemies. London, 1992.- 163p.
  242. Sorokin P. Mutual convergence of the United States and the USSR to the mixed sociocultural type // International journal of the contemporary sociology. 1960, № 1. -P.26−33.
  243. Toffler A. The third wave. N.Y., 1980.-513p.
  244. Touraine A. The waning sociological image of social life // International journal of comparative sociology. Vol.25 (1984), N 1−2, — P.5−6
  245. The Internet: its Impact and Evaluation. Edited by David Nicholas and Ian Rowlands. Aslib, 2000.- 218p.
  246. Vattimo G. The end of modernity. Nihilism and hermeneutics in post-modern culture. Cambridge, 1988.- 115p.
  247. Wellman B. et al. Computer networks as social networks: Collaborative works, telework, and virtual community // Annual review of sociology. 1996. Vol. 22. P.213−238.
Заполнить форму текущей работой