Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стереотипный образ пожилых людей и социальная дистанция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению стереотипов, по нашему мнению, способствует: 1) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста; 2) личный контакт с представителями людей третьего возраста; 3) создание позитивного образа старости средствами массовой информации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
  • 2. ИЗМЕНЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ В ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ СТОРОНУ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми», достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90. Однако в последние 1020 лет в зарубежной геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», все чаще речь там идет о пожилых и очень пожилых людях. Что касается слова «престарелые», то оно вышло из употребления, стало анахронизмом. Это объясняется не только резким повышением продолжительности жизни в развитых странах, но и изменением общественного мнения, которое все чаще склонно видеть в позднем возрасте потенциал развития.

В нашем реферате пожилыми людьми мы будем называть лиц пенсионного возраста, при этом не забывая о гетерогенности этой группы, несхожести человеческих типов, жизненных стилей и установок, многообразии, которое благодаря уникальному жизненному опыту каждой личности с возрастом только увеличивается.

1.СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ.

При упоминании о «пожилых людях», «стариках», «престарелых», «ветеранах» зачастую возникают негативные коннотации. Дело в том, что наше отношение к старости опосредовано возрастными стереотипами, усвоенными нами с детства. Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением. В геронтологической литературе доказано их влияние на то, как пожилые люди воспринимают и ощущают себя и как регулируют свое взаимодействие с окружающими. Распространенное, к сожалению, мнение, что пожилые бесполезные, интеллектуально деградирующие люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь доживают, воздействует на их поведение. «Многие пожилые интериоризируют эти стереотипы, снижают собственную самооценку, боятся подтвердить отрицательные шаблоны».

В исследованиях по геронтологии, психиатрии и социологии позднего возраста, психологии развития, социальной работе и социальной защите, т. е. в специальной литературе, посвященной проблемам пожилых, психологический дискомфорт, депрессия, одиночество и хронические заболевания чаще всего предстают «неотъемлемыми атрибутами» позднего периода жизни. В научных текстах перечисляется множество заболеваний, свойственных позднему возрасту, от атеросклероза до старческого слабоумия. Вот, например, как описывается состояние одинокого пожилого человека: «Жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложненных в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия». Чтение подобной литературы не может не породить стойкие негативные стереотипы позднего возраста у тех, кто стремится понять этот период жизни.

К. Виктор выделяет целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям: 1) все старики похожи друг на друга; 2) пожилые люди социально изолированы; 3) большинство из них имеет слабое здоровье; 4) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин; 5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими; 6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней; 7) старый человек не может учиться; 8) умственные качества с возрастом ухудшаются (5). Поскольку старый человек испытывает затруднения при ходьбе и проблемы со зрением, также предполагается, что он или она испытывают затруднения в понимании других, неспособны принимать повседневные решения и потеряли интерес к событиям в мире и к своей собственной сексуальности. Как и в случае других стереотипов, противоречащих этому мнению, факты о способностях и компетентности старых людей, истолковываются как, например, исключения. Различия между реальными возможностями и способностями пожилых людей и тем, как их воспринимают окружающие очевидны. Р. Атчлей говорит о том, что приблизительно половина обычных предположений относительно старения ошибочны, и именно эти неправильные представления обеспечивают оправдание откровенной дискриминации пожилых людей (6), то есть неоправданно негативное поведение по отношению к ним.

Стереотипный образ пожилых людей и социальная дистанция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2.Изменение стереотипов в положительную сторону.

Недопустимо запугивать общество старением. Тем, кто исследует связанные с этим процессом проблемы, необходимо проверять свое собственное отношение к старости, чтобы оно не сказывалось на выводах и рекомендациях. Наше поведение не может быть свободно от эйджистских стереотипов хотя бы потому, что они пока еще являются частью культурной традиции, но надо стремиться к тому, чтобы у слова «пожилые» усиливались позитивные коннотации уважения, достоинства и авторитета. Следует предостеречь авторов от использования в СМИ эмоциональных характеристик старения и старости, таких, например, как «демографическая бомба замедленного действия» или «тихая эпидемия деменции». Это не только неэтично по отношению к старшим, но и безответственно с профессиональной точки зрения, ибо способствует консервации эйджистских стереотипов, что в будущем скажется на качестве жизни нынешних трудоспособных поколений.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению стереотипов, по нашему мнению, способствует: 1) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста; 2) личный контакт с представителями людей третьего возраста; 3) создание позитивного образа старости средствами массовой информации; 4) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети — пожилые люди).

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. Для успешного развития нашего общества важно объединить опыт, знания и мудрость пожилых с жизнерадостностью, здоровьем и оптимизмом молодых людей, необходим симбиоз поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2004 г.
  2. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 276 277.
  3. Сказанное относится и к заголовкам книг, напр.: Кто защитит пенсионеров? / Сост. В. И. Алдонясов. М., 1999.
  4. К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии// Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. М.: РАН НИИ по общественным наукам, 1994. С. 51.
  5. Т.В.Смирнова.Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция.-2008,социологическая статья.
Заполнить форму текущей работой