Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типы исторического прогресса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антагонистический прогресс постоянно сопровождается войнами. Эксплуатация человека человеком и истребление человека человеком — это две стороны классово-антагонистического общества на всем протяжении его истории. Эксплуататорские классы всегда рассматривали вооруженное насилие и войны в качестве действенного средства для подавления сопротивления трудящихся и прогрессивных движений, для… Читать ещё >

Типы исторического прогресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Единый поступательный процесс человеческой истории складывается из конкретно-исторических периодов, определяемых сменой форм производства. Каждый из этих периодов обладает своими особенностями развития, что дает основание говорить о конкретно-историческом содержании общественного прогресса. Поэтому основоположники марксизма отказались от абстрактной постановки вопроса об общественном прогрессе точно также, как они отбросили рассуждения об обществе вообще.

Это значит, что общественный прогресс в каждой общественно-экономической формации и на каждом этапе отдельной формации имеет свои особенности. Причины различия социального содержания конкретно-исторических отрезков общественного прогресса, в конечном счете, сводятся к различию способов производства и форм собственности. Эта конкретная форма в развитии общества получила название типа общественного прогресса. Следовательно, тип общественного прогресса определяется спецификой способа производства и формой собственности. В соответствии с этим различают четыре основных типа общественного прогресса: первобытный, антагонистический и социалистический-посткапиталистический, электронно-коммуникационный.

Первобытный прогресс связан с чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил и отсутствием социального антагонизма. В этот период в жизни общества господствовала первобытная общественная собственность, большую роль играл первобытный коллективизм. Развиваясь по объективным законам, родоплеменное общество прошло два основных этапа — матриархат и патриархат. В лоне патриархального общества складывались предпосылки классового общества.

Антагонистический тип прогресса по времени связан с тремя формациями — рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Прогресс в классовом обществе намного ускоряется в сравнении с прогрессом в первобытном обществе. Ом осуществляется прежде всего благодаря производительным силам, а также трудящимся массам, их труду и борьбе за социальную справедливость. Данный тип общественного прогресса внутренне противоречив, поскольку в эксплуататорских формациях поступательное развитие осуществляется на основе обострения антагонистических противоречий. Прогресс здесь достигается за счет эксплуатации и угнетения народных масс.

В эксплуататорском обществе прогресс в разделении труда сопровождался усилением отделения города от деревни и умственного труда от физического. Отделение города от деревни было позитивным явлением, поскольку повышало производительность труда, но привело к возникновению антагонизма между городом и деревней, поскольку город стал эксплуатировать деревню, что отрицательно влияло на развитие и деревни, и города.

Аналогичная ситуация складывалась и с процессом отделения умственного труда от физического. С возникновением классового общества исчезает целостный характер труда. Умственный труд отделяется от непосредственных производителей, которые обрекаются на тяжелый физический труд, и становится, по преимуществу, привилегией господствующих классов. Все развитие классового общества во всех сферах его жизни — от материального до духовного — протекает в рамках этой противоположности.

Антагонистический прогресс постоянно сопровождается войнами. Эксплуатация человека человеком и истребление человека человеком — это две стороны классово-антагонистического общества на всем протяжении его истории. Эксплуататорские классы всегда рассматривали вооруженное насилие и войны в качестве действенного средства для подавления сопротивления трудящихся и прогрессивных движений, для собственного обогащения. Вспомним расправу войск Тьера и Бисмарка с Парижской Коммуной в 1872 г., интервенцию 14 государств против Советской России в конце 20-х гг. XX столетия, Первую и Вторую мировые войны. В результате непродуктивных военных расходов, больших и «малых» войн, кризисов и депрессий монополистический капитализм только за XX в. нанес народам ущерб в материальных ценностях, который минимально исчисляется цифрой 6600 млрд долл. И это произошло в мире, в котором более 1,5 млрд человек терпели нужду, в котором миллионы умирали от голода.

Социалистический-посткапиталистический тип общественного прогресса по времени начинается с победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г. Поскольку новая формация проходит ряд этапов, то и общественный прогресс здесь имеет то же строение. В условиях постсоциализма-посткапитализма в основном ликвидируется внутренняя противоречивость общественного прогресса, он приобретает в значительной мере неантагонистический характер. Субъектом и объектом общественного движения становятся по преимуществу народные массы, которые осуществляют прогресс и пользуются его плодами. Принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду» является стимулом и мерилом материального благосостояния человека и вместе с тем стимулом и мерилом труда да благо общества. Всесторонность прогресса означает и то, что осуществляется необходимое развитие внутри страны всех ее районов, отраслей экономики и культуры, всех наций и народностей.

Многие трудности данного прогресса обусловлены постоянным стремлением некоторых руководителей отдельных стран оказывать давление на другие народы. Именно поэтому эти народы лишены возможности обратить все свои ресурсы на внутренние нужды: на развитие экономики, повышение благосостояния трудящихся и подъем культуры. Сформировавшаяся сверхдержава постоянно угрожает другим народам войной и регулярно развязывает против отдельных стран военные действия.

Электронно-коммуникащоный тип общественного прогресса. К. Маркс делил всю историю человечества на «предысторию» и «подлинную историю», которая, вероятно, начинается с информационного общества. До этого человечество как бы искало оптимальное внутреннее устройство. Информационная фаза наступающей формации, судя по всему, как раз и является искомой общественной организацией, которая обеспечивает все факторы, чтобы решить сознательно основные задачи: познание и преобразование природы, удовлетворение духовных и материальных потребностей людей и всестороннее, гармоничное развитие личности. Поэтому полная компьютеризация социальной жизни приведет к подлинному царству свободы или, как говорил К. Маркс, — к «реализованному гуманизму» .

Зарубежные идеологи часто обвиняют марксизм в «финализме». Они утверждают, что для марксистских партий коммунизм есть конец истории, прекращение исторического движения. Однако это фальсификация марксизма. С точки зрения последнего, в рамках доступного для нашего обозрения будущего, коммунизм действительно является последней общественной формацией или «последней формой устройства человеческого рода»[1].

Но она является «последней формой» в том смысле, что открывает безграничные возможности развития для человека и человечества. Информационное общество — не застывшее состояние, на котором останавливается движение. Наоборот, это форма особенно быстрого, непрерывного, всестороннего, практически бесконечного движения по пути дальнейшего прогресса общества.

В марксистской литературе действительно говорится о коммунизме как конечной цели борьбы рабочего класса и его прогрессивных партий. Но эта формулировка ни в коей мере не означает, что с достижением коммунизма «кончается» история человечества. Смысл ее в другом. Имеется в виду, что с построением коммунистического общества полностью будет решена всемирно-историческая задача, стоящая перед рабочим классом и его партиями.

Исчезнут все следы классового деления общества. Исчезнет, следовательно, и рабочий класс как особая социальная группа. Вместе с ним отпадет нужда в партиях — политических организациях, созданных для руководства борьбой рабочего класса и всех трудящихся. Развитие человечества будет продолжаться вне классовых различий и политических форм. Новые цели вдохновят и увлекут человеческий род. Но это будут уже цели, выдвинутые новым (информационным) обществом и теми руководящими организациями, которые к тому времени сформируются. Современное развитие показывает, что мечта о новом обществе в конце XX — начале XXI вв. начинает осуществляться на базе телекоммуникационной революции с использованием информационных технологий.

  • [1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 551.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой