Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние системы ценностей молодежи на отклонение в ее поведении

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, влияние молодежной революции Запада 60-ых годов ХХ века на поведение российской (советской) молодежи рассматривалось, прежде всего, как негативное влияние на процесс усвоения советской молодежью господствующих в обществе норм и ценностей, как фактор возникновения и развития отклонений в поведении молодежи (девиантного поведения), к которым было отнесено и молодежную субкультуру… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА ОТКЛОНЕНИЕ В ЕЕ ПОВЕДЕНИИ
    • 1. 1. Социологический подход к проблеме влияния молодежной революции 1960-ых годов на систему ценностей российской (советской) молодежи и ее поведение
    • 1. 2. Социологические исследования молодежной культуры и молодежной среды последней четверти ХХ — начала ХХI веков и ее влияния на поведение молодежи
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в социологии
    • 2. 2. Базовая система ценностей современной российской молодежи
  • ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 3. 1. Влияние социальных, психологических и биологических факторов на систему ценностей молодежи
    • 3. 2. Виды и формы отклоняющегося поведения молодежи
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Влияние системы ценностей молодежи на отклонение в ее поведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА ОТКЛОНЕНИЕ В ЕЕ ПОВЕДЕНИИ

1.1. Социологический подход к проблеме влияния молодежной революции 1960;ых годов на систему ценностей российской (советской) молодежи и ее поведение

Шестидесятые годы ХХ века были отмечены в истории отечественной социологии обострением внимания к молодежным проблемам, поскольку именно в это время возникла «мощная социальная потребность в понимании сути молодежного протеста» [11, с. 159] (так называемой «молодежной революции 60-ых», произошедшей на Западе) и его последствий для российской (советской) молодежи. Такие вопросы, как конфликт поколений и система ценностей молодежи, а также, в развитие предыдущего вопроса, взаимосвязь между динамикой системы ценностей молодежи и отклонениями в ее поведении — доминирующие в отечественной социологии молодежи проблемы. Особенность из изучения состояла в том, что, в отличие от романтико-исторического подхода К. Мангейма к новым поколениям как источнику и силе социального прогресса, в отличие от теории М. Мид о типах культурного контакта поколений на разных фазах исторического развития, социальный контекст научного подхода в СССР определялся волной «политической оттепели». Необходимо подчеркнуть, что «социологические исследования в форме изучения общественного мнения молодежи по актуальным проблемам современности» проводились под партийным контролем, осуществляемым через обкомы и горкомы комсомола [12, с. 26−27]; что государством поддерживались те социологические исследования молодежного бунта на Западе [8], которые имели целью обеспечить избежание подобных явлений в СССР, «удержать молодое поколение в рамках наследования социалистических идеалов предыдущих поколений, сохранения принципа преемственности поколений» [11, с. 160]; центральным вопросом исследования влияния системы ценностей молодежи на ее поведение оставался вопрос о социалистических идеалах молодого поколения, к которому государство и социальная практика относились только как к объекту воспитания и формирования личности молодого строителя социализма, молодого строителя коммунизма.

Следовательно, влияние молодежной революции Запада 60-ых годов ХХ века на поведение российской (советской) молодежи рассматривалось, прежде всего, как негативное влияние на процесс усвоения советской молодежью господствующих в обществе норм и ценностей, как фактор возникновения и развития отклонений в поведении молодежи (девиантного поведения), к которым было отнесено и молодежную субкультуру в целом, и молодежные движения за рамками официоза. Попытка государства ограничить систему ценностей молодежи функцией «приводных ремней партии» (по сталинской формуле о том, что октябрятско-пионерские организации и комсомол — это формы возрастной группировки, необходимые для осуществления официальной политики и подчинения младших возрастных групп авторитету старшинства) привела к искусственному продлению возрастных рамок юности до 28 лет, то есть к фактическому отказу в предоставлении статуса взрослости, отказу в правах и возможностях полноценной социализации и самореализации. Представляется возможным утверждать, что в данном случае на уровне государственной политики был заложен фундамент сопротивления сначала официальной системе ценностей, впоследствии — общепринятым нормам социалистического общежития. Формы такого сопротивления, различные по задачам и механизмам осуществления, по массовости организации, для социологов представляли особый интерес, поскольку были связаны с логической цепочкой: молодежная революция 60-ых годов ХХ века на Западе — переосмысление системы ценностей в среде российской (советской) молодежи — отклонения в поведении значительной части отечественной молодежи после 60-ых годов ХХ века.

Особенностью советской социологии, начиная с 1968 года, когда было принято Постановление Президиума Академии наук СССР об организации Института конкретных социальных исследований, в котором одной из задач Института была определена задача исследования проблем коммунистического воспитания молодежи [6, с. 6], стало развитие двух подходов к научному социологическому исследованию системы ценностей и поведения молодежи в СССР — через исследование воспитания молодежи (Руткевич М.Н. и др.) и через исследование социализации молодежи (Кон И.С., Ядов В. А. и др.). При этом сама система ценностей не анализировалась и до определенного времени не расширялась за счет общечеловеческих ценностей, а влияние системы ценностей молодежи на отклонения в ее поведении большей частью рассматривалось в криминологическом контексте, поскольку криминализация молодежной среды вызывала тревогу у общества, подрывала государственные устои.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Выпуск 1. — М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005. — 40 с.
  2. Ф.Д. Ценностные ориентации современной молодежи. // http://www.tisbi.org/science/vestnik/2010/issue1/Vildanova.html.
  3. Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль. / Сборник статей. — Санкт-Петербург: ДЕАН, 2009. — 331 с.
  4. Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е издание, исправленное и дополненное. — СПб.: Издательство Р. Асланова: Юридический центр Пресс, 2007. — 525 с.
  5. В.Т. Социальные изменения в молодежной среде. // http://gzvon.pyramid.volia.ua/biblioteka/kafedra_filosofii/libph/sb/credo/credonew/0102/4.htm.
  6. Об организации Института конкретных социальных исследований. Постановление Президиума Академии наук СССР. // Вестник Академии наук СССР. — 1968. — № 9. С. 5 — 8.
  7. В.В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе. // Социологические исследования. — 2009. — № 6. — С. 95 — 99.
  8. Пути и перепутья «потерянного поколения»: Молодежь Запада у развалин общества всеобщего благоденствия. / Ответственный редактор А. А. Галкин, Т. Т. Тимофеев. — М.: Международные отношения, 1985. — 164 с.
  9. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. — К.:Вища школа, 1987. — 154 с.
  10. Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: Монография. — Харьков: Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 2006. — 576 с.
  11. Социология в России. / Под редакцией В. А. Ядова. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2008. — 696 с. (С. 154 — 174).
  12. Социология молодежи. Учебник. / Ответственный редактор В. Т. Лисовский. — Санкт — Петербург: Издательство Санкт — Петербургского университета, 2006. — 460 с.
  13. А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — Ростов — на — Дону: ЮРГИ, 2006. // http://khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm.
  14. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. / Под редакцией В. Н. Шубкина. — М.: Наука, 1984. — 214 с.
  15. Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. — М.: Мысль, 1989. — 237 с.
  16. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31 402/index.html.
  17. А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи. // Открытая школа. — 2001. — № 4. — С. 43−45.
Заполнить форму текущей работой