Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институциональная среда, влияющая на здоровье и отношение к нему как социальной ценности, находится под корректирующим воздействием внешней среды региона. Отраженным показателем качества природной среды обитания является здоровье населения, которое в определенной мере является комплексным показателем развития социально-экономического потенциала территории. Экологические загрязнения, качество… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ
    • 1. 1. Социологический анализ научных представлений о здоровье с позиций социально-ценностного подхода
    • 1. 2. Социальная обусловленность здоровья студентов как предметная область исследования
    • 1. 3. Региональные факторы и их воздействие на изменение статуса здоровья студенческой молодежи
  • ГЛАВА 2. ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Социологический анализ ценностного отношения студентов к своему здоровью
    • 2. 2. Отношение к здоровью в индивидуальных стратегиях и поведенческих практиках студентов
    • 2. 3. Роль высшей школы в формировании эффективной системы здоровьесбережения

Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и постановка проблемы. Трансформация современного российского общества, изменение базовых принципов жизнедеятельности формируют новые социальные практики современной студенческой молодежи, адекватные характеру и содержанию нагрузок, связанных с усложнением социальной жизни, изменением ее ритма. Разноплановость и диверсификация современных образцов поведения инициируют изменение базовых ценностей, ориентаций и стратегий поведения в студенческой среде. Приоритетными социальными ценностями являются высокий доход, образование, профессиональная карьера. Интересы, ценностные установки молодежи в настоящее время связаны в основном с техникой, информационными технологиями, формирующими искусственную среду обитания.

Обладание. указанными атрибутами представляется своеобразным социально-психологическим феноменом сознания акторов, приобретя черты своего рода утопии, в основе которой лежит высокое материальное благополучие и1 жизненный успех, достигаемые любой ценой, при этом вытесняются значимые природно-жизненные ценности, в том числе и здоровье.

Вместе с тем, здоровье по-прежнему остается наиболее важной ценностью, а его интегральный показатель — конечным результатом эффективного функционирования всех общественных систем. Состояние здоровья студенческой молодежи — один из важнейших обобщающих параметров здоровья нации, высокий статус которого в ряду других показателей определяется по следующим основаниям: студенчество представляет собой потенциал квалифицированных трудовых ресурсов страны, также является интеллектуальным потенциалом общества. Студенческая молодежь рассматривается и в качестве популяционно-го ресурса, что является фактором не только благополучия, но и безопасности страны и ее регионов. Так, например, в условиях демографической специфики Хабаровского края, здоровье молодежи рассматривается не только как ценность, но и как геополитический ресурс сохранения данного региона России.

Вместе с тем, согласно статистическим показателям медицинских осмотров с 2008 по 2010 годы заболеваемость студентов вузов Хабаровского края увеличилась на 37,7%. Среди первокурсников 85,2% с отклонениями в состоянии здоровья. Число выявленных хронических заболеваний повысилось за последние три года в 1,6 раза1.

Анализ социологических исследований ценностного отношения студенческой молодежи Хабаровского края к своему здоровью и здоровому образу жизни показал, что 70,3% опрошенных считают здоровье определяющим фактором жизнеобеспечения современной личности. Несмотря на то, что здоровье в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает доминирующее положение, 52% респондентов оценили его состояние как удовлетворительное или плохое. Каждый третий студент имеет 2−3 заболевания, 86,1% хотели бы улучшить свое здоровье, выбрав для этого поведение, соответствующее здоровому образу жизни.2.

Определение социальных установок на здоровый образ жизни предполагают учет неоднородности исследуемой когорты, включающей в себя группы со своеобразной структурой мотиваций и восприятия реальности. Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей студенческой молодежи. В оценке здоровья как социальной ценности доминировали его витальная значимость и биологическое содержание. Социокультурные факторы XXI века, их развитие выдвигают на ведущее место в оценке здоровья социальную составляющую. Недооценка этой тенденции на индивидуальном и социальном уровнях приводит к обесцениванию здоровья. Важное значение для обеспечения системного и комплексного подхода к проблеме здоровья отводится социологической теории ценностей. Такой взгляд на проблему откроет возможности всестороннего анализа ценностных детерминант исследуемой категории молодежи.

1 Результаты медицинских осмотров студентов вузов г. Хабаровска за 2008;2010 г // Текущий архив Министерства здравоохранения Хабаровского края.

2 Аналитический отчет результатов социологического исследования «Здоровье студентов», 2009 г. (п=646) ген. совокупность — студенты вузов Хабаровского края (ДВЛГС, ДВГГУ, ТОГУ). Тип выборочной совокупности — квотный в разрезе четырех характеристик: иол, курс, специальность, форма обучения. Научный руководитель — д.соц.н., профессор Банков Н. М. Дальневосточная академия государственной службы.

В целом при анализе здоровья в системе ценностей студентов вузов обозначилось противоречие между, с одной стороны, необходимостью его улучшения, отраженной в основных программных государственных документах, с другой — реальной ситуацией, демонстрирующей, что ожидаемого улучшения не происходит, а, наоборот, здоровье всех категорий молодежи страны, неизменно ухудшается.

Анализ исследуемой проблемы также показывает, что существует диссонанс между декларируемой, а также осознаваемой студентами ценностью здоровья и реальными поведенческими практиками, слабоориентируемыми на его сохранение и укрепление.

Таким образом, актуальность темы определяется востребованностью социологического анализа и исследования новых подходов к пониманию сущности здоровья как универсальной ценности, основанной на его высокой значимости, ответственности за сохранение, обоснования закономерности взаимосвязи-здоровья-индивида и здоровья социума как единой системы.

Степень научной разработанности темы.

Анализ литературы, публикаций, посвященных проблемам ценности здоровья населения, показывает, что интерес к данной теме появился у ученых, давно, и в последнее время возрастает.

Существенный вклад в развитие социологического понимания ценностей личности, различных социальных групп внесли такие ученые как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Сорокин и др3.

В нашей стране одними из первых исследователей, занимавшихся проблемами ценностей, были В. А. Василенко, И. С. Нарский. Также среди отечественных ученых необходимо отметить В. П. Тугаринова,.В. А. Ддова, О.Г. Дробниц-кого, Н. И. Лапина, А. Г. Здравомыслова, и др. Различные методики исследования ценностей предложили М. Рокич, В.А. -Ядов, Ш. Шварц.

3 Вебер M. Избранные произведения /пер.с англ. М.: Прогресс, 1990. 808 е.- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с франц. М.: Канон, 1995. 352 е.- Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. M.: МГУ, 1994. 496 е.- Мертон Р Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). M.: Прогресс, 1996. С.299−313- Сорокин П. А. Причины войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. № 12. С.140−148. 5.

Объектом социологического осмысления здоровье представлено в работах классиков социологии Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, Р. Мертона и др.

Оценивая степень научной разработанности темы, отметим, что в литературе было множество попыток дать определение понятию «здоровье». В настоящее время сформировалось много различных по направленности, структуре и содержанию определений и подходов к его пониманию, что обусловлено сложностью данного явления, характерные и значимые стороны которого трудно выразить однозначно. Ряд ученых, таких как С. Я. Чикин, Г. И. Царегородцев, Ю. П. Лисицын, придерживаются функционального подхода в понимании «здоровья», который предполагает необходимость здоровья для эффективного выполнения своих ролей и функций. Другие (A.M. Изуткин, В. Д. Жирнов, П. Д. Тшценко, Л.Г. Матрос) — рассматривают здоровье с точки зрения биосоциального подхода через диалектическое единство биологического и социального. А. Ф. Серенко, В. В. Ермаков, В: П. ПетленкоА.Д. Степанов, O.A. Егоров и другие понимают здоровье как состояние нормы, отсутствие болезни, патологий. Данную категорию рассматривают и как динамическое равновесие организма и факторов окружающей среды (В.П. Казначеев, М. С. Бедный, Д. Д. Венедиктов, И. И: Брехман.

Ценностно-социальный подход, согласно которому здоровье является основополагающей ценностью, и является необходимым для успешного существования индивида и общества в целом, был сформулирован М. Поповым и М. Михайловым, а также отечественными специалистами A.M. Изуткиным,.

A.Ф. Полисом, A.B. Сахно, Ю. П. Лисицыным, В. П. Петленко, И. С. Ларионовой,.

B.М. Димовым4.

Рассматривая различные факторы, влияющие на здоровье населения (социально-экономические: Ю. В. Шиленко, И. В. Корхова, Ю. И. Бородин, Д. Д, Венедиктов, B.C. Тапилина, М.С. Бедныйсоциально-психологические, поведенческие: А. И. Антонов, И. В. Журавлева, Л. С. Шилова, Н. В. Лакомова, А. Е. Ивано.

4 Лисицын Ю. П., Сахно A.B. Здоровье человека — социальная ценность. М.: Мысль, 1988; Ларионова И. С. Философия здоровья. М.: Гардарнки, 2007. 233 е.- Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1989. Димов В. М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарные знания. 1999. № б. ваэкологические: Сосунова И. А., Е. И. Шевалдинакультурные, демографические: И. Б. Назарова, О. С. Копина, А.Е. Корольков), в последнее время ученые практически единодушно выделяют в качестве основных социальные факторы. При этом влияние на здоровье населения различных видов факторов корректируется в зависимости от региональных условий. Роль социальных институтов в сфере здоровья отражена в работах И. В. Журавлевой, Е. В. Дмитриевой, O.A. Шаповаловой5 и др.

Необходимость исследования отношения человека к своему здоровью, са-мосохранительного поведения ставилась такими учеными как А. И. Антоновым, Е. М. Андреевым, В. П. Тугариновым, М. С. Бедным, Ю. П. Лисицыным, В. М. Димовым, И. В. Журавлевой, Л. С. Шиловой, Е. В. Дмитриевой, В.Я. Шкля-рук и др6. Все авторы пришли к выводу о сравнительно низком уровне сохранения здоровья среди молодежи и знаний о нем. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием здорового образа жизни и воспитания ценностного отношения к здоровью (Т.А. Котова, В. А. Медик, A.M. Осипов, З. Н. Литвинова, О. Г. Киршпок, Н. И. Белова, О.Н. Михайлова)7.

В отечественной социологической науке проблемами студенческой молодежи занимались такие исследователи как В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, В. И. Добрынина, И. М. Ильинский, Ю. Р. Вишневский, В. Т. Лисовский, Т. М. Полякова, И. Н. Староверова, В. Н. Ткачев, А. И. Ковалева, Т. В. Ковалева, С. И. Григорьев, В. Н. Шубкин и др8. Выделяя студенческую молодежь в качестве специфической социально-демографической группы, Б. Рубин, Ю. Колесников, А. Н. Семашко, Л. Я. Рубина, Т. В. Ищенко, A.C. Панарин представляют ее как резерв.

5 Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. — М.: Наука, 2006. — 238 е.- Дмитриева Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. — М.: Центр, 2002.

6 Антонов А. И. Опыт исследования установок на здоровье и продолжительность жизни //Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни — М., 1989. — Журавлева И. В. Самосохранительное поведение и здоровье // Проблемы демографического развития СССР. — М., 1988.

7 Медик, В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, A.M. Осипов. — М.: Логос, 2003. — 200 е.- Кирилкж О. Г. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе: Дисс. канд.соц.наук. М., 2007. 160 с.

8 Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. Лисовский, В. Т. Им жить в XXI веке. / В. Т. Лисовский // Аврора. 1996. № 11−12. С. 21−29. интеллигенции9. Проходя особую стадию социализации, у студентов формируется определенная система ценностей. Систему ценностей студенческой молодежи анализировали многие исследователи: М. Е. Добрускин, В. Т. Лисовский, H.A. Журавлева и др10. Исследованием ценностных ориентаций молодежи Хабаровского края занимаются Н. М. Байков, Ю. В. Березутский и др. Социологические исследования по тематике проблем здоровья в молодежной среде отражены в работах И. В. Журавлевой, Л. С. Шиловой, Н. Х. Гафиатулиной, Г. А. Ивахненко, О. Г. Кирилюк, Г. Ю. Козиной, A.A. Ковалевой и др11.

При* всем многообразии трудов, посвященным здоровью всего населения в целом, и студенческой молодежи в частности, вопросы формирования ценностного отношения к здоровью у молодых людей не нашли достаточного отражения. А в условиях региональной специфики с целью формирования полноценных трудовых и популяционных ресурсов региона в будущем, дальнейшего успешного его развития необходим поиск эффективных механизмов формирования не декларативной ценности здоровья, а подкрепленной соответствующим поведением. Выделение различных жизненных стратегий студентов, анализ ценностных ориентаций и установок позволит разработать систему воздействий на социальные параметры их образа жизни.

Цель диссертационного исследования — выявление отношения студенческой молодежи к здоровью как социальной ценности с учетом региональных особенностей.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

— анализ и систематизация теоретических подходов исследования социально-ценностного отношения студентов к своему здоровью и ориентаций на здоровый образ жизни;

9 Рубин Б, Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1997. — 571 е.- Семашко A.H. Художественные потребности студентов: пути и средства их формирования: автореф.канд.дисс. Днепропетровск, 1969. 34 е.- Ищенко T.B. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970. 143 с.

10 Журавлева H.A. Динамика жизненных ориентаций личности в российском обществе. — M.: Институт психологии РАН, 2006. — 335 е.- Добрускин, М. Е. Студент — кто он? / М. Е. Добрускин // Социологические исследования. — 1994. -.№ 8−9.-0.79−88.

11 Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. M.: Ин-т социологии РАН, 2002. 240 е.- Гафиатулина Н. Х. Здоровье как социальная ценность в среде учащейся молодежи. Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и ссрпнса, Ростовская академия сервиса. Ростов-н/Д, 2009. 166 с.

— выявление основных факторов, влияющих на здоровье студентов вузов на уровне региона в условиях возрастающей социально-экономической дифференциации субъектов РФ;

— исследование особенностей ценностных ориентаций студентов вузов Хабаровского края, определение места здоровья в их структуре, выявление типов поведенческих стратегий и практик в контексте культуры самосохрани-тельного поведения;

— определение приоритетных направлений развития вузов в формировании потребностей студентов в оздоровлении и физическом совершенствовании в условиях перехода региональных вузов на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

Объектом диссертационного исследования являются студенты вузов Хабаровского края.

Предмет исследования — формирование ценностного отношения студентов высших учебных заведений к своему здоровью с учетом социальных изменений и региональных особенностей.

Теоретико-методологической основой исследования выступили труды классиков социологии, которые внесли большой вклад в развитие проблематики ценностей личности и социальных групп, а также работы, объектом которых является теоретическое осмысление здоровья (М.Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Сорокин, Р. Мертон, И. Гоффман).

При изучении отношения молодежи к здоровью, самосохранительного поведения автор основывался на современных социологических концепциях, представленных в работах И. В. Журавлевой, Л. С. Шиловой, А. И. Антонова и ДР.

Теоретической основой диссертационной работы стал современный исследовательский материал: монографии, статьи научно-практических конференций, ресурсы сети Интернет, посвященные значимости проблемы состояния здоровья населения и студенческой молодежи.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований, полученные лично автором или при его непосредственном участии, а также вторичный анализ исследований:

1. Исследование «Здоровье студентов», 2009 г. (п=646) ген. совокупность — студенты вузов Хабаровского края (ДВАГС, ДВГГУ, ТОГУ). Тип выборочной совокупности — квотный в разрезе четырех характеристик: пол, курс, специальность, форма обучения. Научный руководитель — д.соц.н., профессор Байков Н. М. Дальневосточная академия государственной службы. Руководитель полевого исследования — Халикова G.C.

2. Социологическое исследование «Отношение студентов к здоровью» май-июнь 2010 года. Выборочная совокупность: студенты ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» п=297, тип выборочной совокупности: квотный по характеристике курса. Дальневосточная академия государственной службы. Научный руководитель д.ф.н., профессор Шкуркин A.M. Руководитель полевого исследования — Халикова С.С.

3. Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы (1997 г., 2000 г., 2005 г., 2007 г. и 2009 г.) Генеральную совокупность составляла молодежь. Хабаровского края трех возрастных групп — 17, 24 и 29 лет. Объем выборочной совокупности составлял 550−700 респондентов. Тип выборочной совокупности — многоступенчатый, квотный — в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный, на этапе отбора респондентов. Научные руководители — д.с.н., профессор Н-М. Байков, к.с.н., доцент Ю.В. Бе-резутский.

4. Исследование «Специфика и проблемы состояния молодежного потенциала в Хабаровском крае», 2008 г. (школьники п=649, студенты п=580). Генеральную совокупность составляли две социальные группы молодежи: школьники старших классов (10−11 классов) образовательных школ Хабаровского края и студенты младших курсов (1−3 курсы) вузов Хабаровского края. Научный руководитель — к.с.н., Ю. В. Березутский. Дальневосточная академия государственной службы.

Надежность и достоверность полученных данных подтверждается их соответствием теоретико-методологическим положениям, раскрывающим социальную обусловленность отношения студентов к здоровью как социальной ценности современными методами социологического анализа, а также неоднократной научной и практической апробацией работы.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Установлено, что конструкт «здоровье студентов» содержит ценностное основание, что позволяет выявить взаимозависимость здоровья индивида и здоровья социума при условии последовательного перехода от доминирования его физической составляющей к социальной.

2. Выявлена система факторов, обуславливающих ценностное отношение студентов к здоровью в физическом, духовном и социальном аспектах жизнедеятельности с учетом региональных особенностей.

3'. Определена иерархия ценностных ориентаций студенческой молодежи* Хабаровского края, выделены типы здоровьесберегающих стратегий поведения в контексте культуры самосохранения: активносохраняющая, рискогенная, безучастная.

4. Определены концептуальные подходы, при которых высшие учебные заведения наиболее полно обеспечивают реализацию здоровьесбережения обучающихся в условиях перехода на двухуровневую систему образования по таким направлениям как: теоретическое обучение, практическая подготовка, культурно-массовая, физкультурно-оздоровительная работа и создание системы постоянной оценки и анализа здоровья студентов в форме мониторинга.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Здоровье, будучи универсальной ценностью, позволяет человеку удовлетворять физические, духовные и социальные потребности, реализовать свой человеческий потенциал. Ценностный подход требует учитывать мотивацион-но-личностное отношение индивида к здоровью, которое как ценность не всегда осознается человеком и, как правило, имеет латентный характер. Систематизация различных подходов позволила предложить алгоритм формирования и исследования здоровья как социальной ценности, включающий три основных блока: 1 — системообразующий (социальные институты, социальная структура, территориальные особенности) — 2 — индивидуально-ценностный (отношение индивида к здоровью и индивидуальные стратегии) — 3 — информационно-аналитический блок (измерение и анализ информации).

2. Институциональная среда, влияющая на здоровье и отношение к нему как социальной ценности, находится под корректирующим воздействием внешней среды региона. Отраженным показателем качества природной среды обитания является здоровье населения, которое в определенной мере является комплексным показателем развития социально-экономического потенциала территории. Экологические загрязнения, качество питьевой воды и питания, более низкий уровень развития здравоохранения и социальной инфраструктуры в сравнении с большинством субъектов РФ не позволяют в полной мере реализовать потребности в сохранении здоровья как высшей социальной ценностиформируют дефицит таких возможностей. Такая особенность регионализации институциональной среды увеличивает миграционные настроения студенчества, что практически обесценивает саму возможность решить проблему формирования стабильного населения на дальневосточных территориях, которая в настоящее время является доминантной.

3. В структуре жизненных ценностей здоровье занимает первое место, прежде всего, как инструментальная ценность. Несмотря на это анализ поведенческих практик студентов Хабаровских вузов обнаруживает противоречие между декларируемыми ценностями, и реальными поведенческими стратегиями. Доминирующей индивидуальной стратегией поведения, связанной с отношением к здоровью у студентов, является рискогенная, сформировавшаяся при отсутствии в настоящее время устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

4. Одним из направлений успешного перехода российской высшей школы на двухуровневую систему профессиональной подготовки является разработка вузами целостной концепции непрерывного здоровьесберегающего образования, где процесс сохранения и укрепления здоровья должен рассматриваться в двух направлениях: в реализации внешних социокультурных потребностей в здоровье как условии физического, психологического и социального благополучия и в реализации внутренних потребностей личности, связанных с ответственностью за существование целостности своего бытия с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Теоретическая И' практическая значимость исследования. В работе рассмотрены теоретические подходы к понятиям «ценность», «здоровье" — систематизированы региональные факторы, оказывающие влияние на студенческую молодежь. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов при составлении общеобразовательных программ обучения и организациями, занимающимися проблемами молодежи. А также учитываться при составлении программ муниципального, регионального уровней, направленных на развитие молодежного потенциала региона. Научно-практические результаты и методические инструменты диссертации также мо1уг быть использованы в преподавании учебных дисциплин: «Социология молодежи», «Социология образования», «Социология здоровья».

Апробация полученных результатов. Результаты диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, среди которых Международная научно-методическая конференция «Теоретические и практические аспекты подготовки кадров в современном вузе: российский и зарубежный опыт» (Хабаровск, 2009), УШ Всероссийская научно-практическая конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество: история и современность» (Хабаровск, 2010), ХП конкурс молодых ученых «Научный потенциал молодых ученых — развитию региона» (Хабаровск, 2010), IV Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь востока России: история и современность» (Хабаровск, 2009, 2011), региональная научно-практическая конференция «Состояние здоровья и образ жизни студентов высших и средних специальных учебных заведений» (Хабаровск, 2009), Всероссийская научно-практическая конференция «Преподаватель высшей школы в контексте модернизации российского образования» (Хабаровск, 2010), IX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей, аспирантов и соискателей (Хабаровск, 2011) — Международная научно-практическая конференция «Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты» (Екатеринбург, 2011).

Основные результаты, положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в 13 научных изданиях, в том числе три — в журналах «Власть и управление на Востоке России», «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ отношениястудентов к здоровью как социальной ценности с учетом особенностей региона (Хабаровского края) позволяет сделать некоторые выводы.

Рассмотренные теоретические подходы к исследованию ценностного отношения к здоровьюпозволили выделить ряд характеристик, выражающих сущность ценностей: ценности удовлетворяют потребности индивидаопределяют нормативный стандарт поведения-: выражают значимость предмета или явлениячасто осознаниеценностей: предметов или явлений — происходит в ситуации их дефицитаценности обеспечивают интеграциюобществавозникают в результате практической деятельностиони исторически, и индивидуально детерминированы. Ценность здоровья формируется тогда, когда по-являeтcяi потребность, в здоровье, которая проявляется? в виде потребности в самосохранении, трансформируется по мере социализации человека т выражается в самосохранительном? поведении: индивида и ориентации^ на здоровый образ1 жизни-.

Обусловленность формированиясоциальных ценностей: особенностямиисторического и культурного развития обществаместом и ролыо индивида в общественной жизни, его принадлежностью к социальной: группеуровнем общейкультуры человека, который" является результатом приобретения социального опыта, усвоением моральных принципов и нормвозрастными и психофизиологическими особенностями развития-человека, позволила автору выделить особенности отношения студенческоймолодежи к здоровью как социальной ценности1.

Актуальность исследования именно этой социальной группы определена общими негативными тенденциями в состоянии здоровья студентов при безусловной значимости сохранения этого • потенциала дляблагополучного развития региона.

Условия Хабаровского края обуславливают необходимость более внимательного отношения к здоровью, как на уровне индивида, так и на уровне общества, формирования ценности здоровья и привычки здорового образа жизни. Негативными факторами являются: суровые природно-климатические условияотдаленность от центральных районов страныболее слабое развитие инфраструктурыотставание жизненного уровня от среднероссийскогоэкологические проблемы, связанные с низким качеством питьевой воды, частыми лесными пожарами и т. д. В отношении студентов вышеизложенные факторы усугубляются особым родом деятельности и стилем жизни.

Среди факторов, которые влияют на здоровье студентов помимо общих, которые определяют состояние здоровья всего населения региона, есть специфические, которые непосредственно взаимодействуют с образовательным процессом. Среди них можно выделить низкий уровень физкультурного и валеологического образования студентовматериально-технические проблемы, связанные с процессом обучениябольшие учебные нагрузкиналичие стрессовых ситуаций, таких как самоопределение в будущей профессии, социальная адаптация, экзаменационные сессиинесоблюдение режимов пита-г ния и снавысокая степень риска наличия вредных привычек.

Здоровье в системе ценностей студентов высших учебных заведений Хабаровского края занимает первое место. Однако анализ их поведенческих практик и индивидуальных стратегий поведения свидетельствует о низкой фактической ценности здоровья, имеющей инструментальный характер, а не терминальный. Существующие в этот период убеждения в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов приводят к тому, что в сту-' денческой среде достаточно распространенными являются такие вредные привычки как табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотиков. Невысокий уровень заинтересованности в получении информации о здоровом образе жизни приводит к недооцениванию многих факторов риска. Отсутствие регулярных профилактических мероприятий, занятий физической культурой, сексуальной грамотности негативно сказывается на состоянии их здоровья. Вцелом можно говорить о низкой культуре самосохранения и ответственности за собственное здоровье у студентов вузов.

Отсутствие достаточного внимания вопросам формирования ценности здоровья и установок на здоровый образ жизни со стороны социальных институтов региона приводит к снижению их значимости и влияния на формирование самосохранительного поведения студенческой молодежи. Только информированный человек, обладающий навыками заботы о здоровье, имеющий потребность в этом и понимающий собственную ответственность сможет обеспечить сохранение своего здоровья.

Роль высшей школы в процессе формирования ценности здоровья, его сохранения и укрепления недостаточно высока. Зачастую отсутствие финансовых и технических возможностей, заинтересованности вуза приводит к тому, что принятые программные мероприятия остаются только на уровне документов и не реализуются. А проводимые разовые мероприятия, беседы, лекции являются малоэффективными.

Дляулучшения сложившейся ситуации необходимо проводить комплексную систематическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни, ценности здоровья, ответственного отношения к нему. Предложенный мониторинг здоровья' студентов позволит создать качественную информационную базу для разработки программных и иных мероприятий на уровне каждого отдельного вуза и региона в целом.

Таким образом, цель диссертационного исследования достигнута, поставленные задачи раскрыты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Л. Социология : энциклопедия / сост. A.A. Грицанов и др. Мн.: Книжный дом, 2003. — С.1216.
  2. , А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. — М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  3. , A.B. Молодежь и здоровье: ценностно-установочное взаимодействие / A.B. Александрова // Здоровье человека: социогуманитар-ные и медико-биологические аспекты. М.: ИЧ РАН, 2003. — С. 142−149.
  4. , В.Ю. О медицинской активности.семьи ребенка дошкольного возраста / В. Ю. Альбицкий // Медико-социальные исследования в медицине.-М., 1986.-С. 145−149.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. 288 с.
  6. , А.И. Опыт исследования установок на здоровье и продолжительность жизни / А. И. Антонов //Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М., 1989.
  7. , А.И. Самосохранительное поведение //Народонаселение: энциклопедический словарь. — М., 1994. С. 419.
  8. , Н.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично меняющемся обществе / Н. И. Бабочкин. — М.: Социум, 2000: — 176 с.
  9. , М.С. Демографические процессы и здоровье населения / М. С. Бедный // Общественные науки и здравоохранение / Отв. Ред. ИюН. Смирнов. -М.: Наука, 1987. С.163−171.
  10. Бестужев-Лада, И. В. Социальные показатели здоровья населения / И.В. Бестужев-Лада // Социс. 1984. — № 4. — С.10−18.
  11. , И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде / И. Б. Бовина // Вопросы психологии. 2005. — № 3. — С. 90−97.
  12. , O.B. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений / О. В. Бондаренко / Дисс. доктора соц. наук: 09.00.11. Ростов-на-Дону. — 258 с.
  13. , Ф. О достоинстве и приумножении наук. соч. в 2 т. / Ф. Бэкон.-Т. 1.-М., 1971.
  14. , В. А. Ценности и оценка / В. А. Василенко. Киев, 1964
  15. , В.Г. Отношение студенческой молодежи к религии / В. Г. Васильев, В. О. Мазеин, И. И. Мартыненко // Социологические исследования. 2000. -№ 1.- С. 118−120.
  16. , М. Избранные произведения: пер. с англ. / М. Вебер — М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  17. , Д.Д. Всеобщее право-на здоровье и его реализация в различных странах мира / Д. Д. Венедиктов. М.: Медицина. — 1981. — 280 с.
  18. , М.Я. Основы здорового образа жизни студента / М. Я. Виленский // Физическая культура студента. — М.: Гардарики, 2001. С. 131 174.
  19. , М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский. М.: Гардарики, 2007. — 218 с.
  20. , М.Я. Физическое воспитание в целостной системе профессиональной готовности выпускника высшей школы / М. Я. Виленский // Здоровье студентов: ЗОЖ и физкультура студентов. Вып.1. М.: Харьков, 1990. — С.65−70
  21. , М.Я. Физическое воспитание в целостной системе профессиональной готовности выпускника высшей школы / М. Я'. Виленский // Здоровье студентов: ЗОЖ и физкультура студентов. Вып.1. — М.- Харьков, 1990.-С.65−70
  22. , A.C. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе / A.C. Власенко. — М., 1987. — 169 с.
  23. , JI.C. Проблема возраста / JI.C. Выготский. Собр. соч. в 6-ти томах. — Т.4. — М.: Педагогика, 1984.
  24. , Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г. П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1996. .- № 1. — С.86−99.
  25. , В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный-подход) / В .В. Гаврилюк, Трикоз Н. А. // Социс. 2002. — № 1. — С.96−110.
  26. , С.А. Моделирование систем в биологии и медицине / С. А. Гаспарян / Тезисы докладов межд.конференции. — Прага, 1979. — С.21−34.
  27. Головатный, Н: Ф. Студент: путь к личности / Н. Ф. Головатный. -М., 1982. 86 с.
  28. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 2008 году». Федеральный центр гигиены, и эпидемиологии Роспотрбнадзора. — Москва, 2009 Электронный ресурс. -. — Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru/doclad/33 932.pdf/
  29. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2008 г.». — Хабаровск, 2009 Электронный ре- -сурс. -. Режим доступа: www.gov.khabkrai-ru/invest2:nsf/ecologyШl,
  30. , А.Б. Э.Дюркгейм. о ценностях и. идеалах / А.Б. Гофман- // Социологические исследования. 1991. — № 2. — 104−106 с:
  31. , Л.Н. Возрастные преобразования межфункциональных структур? взрослых от 18 до 25 лет / Л.Н. Грановская- // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974. — вып 2. — С. 15−25.
  32. Дети России 2009: статистический сборник / ЮНИСЕФ- Росстат. -М-: ИИЦ Статистика России. 2009. — 121 с.
  33. , В.М. Здоровье как социальная проблема / В. М. Димов // Социально-гуманитарные знания. -1999. № 6
  34. , В.М. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности / В. М. Димов // Социально-политический журнал. — 1998. № 3. — С.45−56.
  35. В.И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. -М., 2003. 381 с.
  36. В.И. Фундаментальная социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. изд. в 15 томах. — Т.7 Человек. Индивид. Личность. — М.: Инфра-М, 2005.-1096 с.
  37. , В.И. Фундаментальная социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. изд. в 15 томах. — Т. 5 Социальная структура. — М.: Инфра-М, 2004.-1096 с.
  38. , М.Е. Студент — кто он? / М. Е. Добрускин // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. — С.79−88
  39. , В. Ценностные ориентации учащейся и студенческой' молодежи: особенности и тенденции / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Альма матер. Вестник высшей школы. 2003. — № 2. — С. 13−15
  40. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О. Г. Дробницкий // Проблема ценности в философии. М., 1966.
  41. , О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. М., 1967.
  42. , И. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе / И. Дубов, А. Ослон, Л.Смирнов. — М.: Фонд «Общественное мнение», 1994. С.543−583.
  43. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. пер. с франц. — М.: Канон, 1995. — 352 с.
  44. , Э. Самоубийство: социологический этюд / Э.Дюркгейм. -М., 1994. 399 с.
  45. , JI.П. Формирование здоровьесберегающего пространства высшей школы / Л.П. Елькова/ автореферат дисс. канд.пед.н. 13.00.01. М., 2006.-24 с.
  46. , В.Д. Мировоззренческие и меодологические аспекты определения понятия «здоровье» / В .Д. Жирнов. — Львов, 1984. 102 с.
  47. Журавлева, И. В- Образ жизни и региональные особенности отношения к здоровью / И-В. Журавлева-. И-Т. Левыкин-// Социальные проблемы здоровьяш продолжительности жизни- М-: ИСАН СССР^ 1989с — 145 с. .
  48. Журавлева, И. В- Отношение к-здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева — Ин-т социологии РАН. — М-: Наука, 2006. — 238 с.
  49. Журавлева, И. В. Отношение населения- к здоровью / И. В. Журавлева, Н. В- Лакомова, Л. С. Шилова. -М.: ИС РАН, 1993. 161 с.
  50. Журавлева, И. В- Поведенческий- фактор здоровья населения / И. В- Журавлева // Проблемы социальной демографии / И. В- Журавлева / отв.ред. Н. В. Тарасова.- М.: ИСИ АН СССР-.1987. 170 с.
  51. Журавлева- И. В. Поведенческий фактор и здоровье населения / И. В- Журавлева // Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты / Отв.ред. Ю. И. Бородин.- Новосибирск: СО Наука, 1989. С.72−74.
  52. , И.В. Самосохранительное поведение и здоровье / И. В. Журавлева // Проблемы демографического развития СССР. М., 1988.
  53. , JI.A. Факторы и условия наркотизации молодежи / JI.A. Журавлева // Социс. 2000. — № 6. — С. 43−48.
  54. , H.A. Динамика жизненных ориентации: личности в российском обществе / H.A. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2006. -335 с.
  55. Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации // Электронный ресурс: режим доступа http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981 605 724&mark
  56. Заславская, Т. И Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений / Т. И. Заславская, В. А. Ядов //Социологический журнал. 2009. — № 1
  57. , Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция / Т. И. Заславская. — М.: Дело, 2003. 556 с.
  58. , Г. Е. Социология образования / Т. Е. Зборовский. Екатеринбург, 1993. — С.38−39
  59. , А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР.4 М.: Мысль. — 1966. — С. 187−207.
  60. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  61. Золотухина-Аболина, Е.В. О специфике высших духовных ценностей / Е.В. Золотухина-Аболина // Философские науки. — 1987. № 4. — С.IIIS.
  62. , Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С.42−51.
  63. , А.Е. Социальная среда и психическое здоровье населения / А. Е. Иванова // Социс. 1992. — № 1. — С. 19−31.
  64. , А .Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. — 1982. № 4. — С.29−33.
  65. , Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохра-нительного поведения / Г. А. Ивахненко // Социологические исследования. -2006.-№ 5.-С.78−81.
  66. , A.M. Социология медицины / A.M. Изуткин, В.П. Петлен-ко, Г. И. Царегородцев. Киев, 1981. — 184 с.
  67. , Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т. В. Ищенко. Томск, 1970. — 143 с.
  68. К здоровой России: Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Приоритет — основные неинфекционные заболевания / ГНИЦ профилактич. медицины-М., 1994.
  69. , М.С. Философия теории ценностей / М. С. Каган. СПб. -1997.-205 с.
  70. , В.П. Здоровье нации, просвещение, образование / В.П.
  71. Казначеев. Москва — Кострома: КГПУ, 1996. — 246 с.
  72. , И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант: пер. с нем. М.: Мысль, 1965. —Т.4. — 4.2. — 544 с.
  73. , О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социс. 2000. — № 3. — С. 124−128.
  74. , A.A. Социологический анализ здоровья молодежи (на примере молодежи Мурманской области) / A.A. Ковалева: автореф. канд.соц.наук: 22.00.04. СПб. — 2010. — 22 с.
  75. , А.И. Социализация : Социологическая энциклопедия 2 т./ А. И. Ковалева. М.: Мысль, 2003. — С.445.
  76. Комплексная целевая программа БГПУ по формированию ЗОЖ Образование и здоровье. Уфа: БГПУ, 2002. — 138 с.
  77. Комплексная целевая программа КГУ по формированию ЗОЖ (Казанский государственный университет). — Электронный ресурс.. — Режим доступа: ksu.ru
  78. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования) Электронный ресурс.-. Режим доступа: http://www.smolin.ru/odv/reference-8оигсс/2008−03.Ыт
  79. , А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов / А: Б. Косолапов. Владивосток, 2003. — 25 с.
  80. Кузнецов- А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи / А. Г. Кузнецов. Саратов: Сарат.высш.шк. МВД РФ, 1995.-234 с.
  81. , В.Н. Личность как социальный феномен. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998- — 376 с.
  82. Лапин, Н: И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. -1996.-С. 3−23.
  83. , Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / НМс Лапин//Социс. 1994. — № 51-С.3−8.
  84. , И.С. Философия здоровья / И. С. Ларионова М.: Гар-дарики, 2007. — 223 с.
  85. , И.С. Здоровье как социальная ценность / И. С. Ларионова: автореферат дисс:. доктора философских наук. М.: МГСУ, 2004. — 80 с.
  86. Ларионова- И.С. Здоровье-человека и здоровье социума^^ (социально-философскийаспект) /ИС. Ларионова // Социальная политика и социология. 2004. -№ 1.~ С. 65−76.
  87. , И.С. К вопросу о сущности здоровья как универсальной ценности / И. С. Ларионова // Ученые записки РГСУ. 2004. — № 6. — С.104−111.
  88. , Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. — 1998. -№ 1.
  89. , Ю.П. Здоровье как функция образа жизни / Ю. П. Лисицын // Тер.арх. 1983. — № 9. — С.34−39.
  90. , Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. -М., 1982.-40 с.
  91. , Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции «общественного здоровья» / Ю. П. Лисицын // Общественные науки и здравоохранение / отв.ред. И. Н. Смирнов. М.: Наука, 1987. — 87 с.
  92. , В.Т. Им жить в XXI веке. / В. Т. Лисовский // Аврора. -1996. -№ 11−12.-С. 21−29
  93. , В.Т. Советское студенчество: социологические очерки / В. Т. Лисовский. М., 1990. — 213 с.
  94. , В.А. Молодежные субкультурные феномены / В. А. Луков // Социологический сборник. вып.7. — М.: Социум. — 2000. — С. 234−239.
  95. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
  96. , Л.Г. Концептуальные основы изучения взаимодействия объективных и субъективных факторов здоровья человека / Л. Г. Матрос // Социальные проблемы здоровья и продолжительность жизни. — М.: ИС РАН СССР, 1989.-С. 31−41.
  97. , Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья / Л. Г. Матрос.- Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. — 159 с.
  98. , В. А. Университетское студенчество : образ жизни и здоровье / В. А. Медик, А. М. Осипов. М.: Логос, 2003. — 200 с.
  99. , И. Б. Здоровье российского населения: факторы ш характеристики (90-е годы) / И. Б. Назарова // Социс. 2003. — № 11. — С.57−69.
  100. , И. Б. О здоровье населения в современной.России / И- Б: Назарова // Социс. -1998. № 6. — С. 117−123.109: Наумова- Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целе-рационального поведения / Н. Ф. Наумова. М.: Наука, 1988. — 143 с.
  101. , Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. 256 с. .
  102. Образование и здоровье (университетская целевая программа) С-Петербургский государственный университет точной механики- и оптики.' — Электр.ресурс.ь. -Режим<�доступа: www.pokemon.rsu.ru.
  103. , ВЖ. Исследование социальных факторов формирования здоровья населения / В .К. Овчаров / И. Н. Смирнов. М.: Наука, 1987. -С. 139−151. .113: Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни. М.: ИСИ РАН, 1989.
  104. , А.С. Философия политики' / А. С. Панарин. М., 1996- -424 с.
  105. , Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская? социологическая мысль: тексты / под ред В. И- Добренькова .- М- МГУ, 1994.-496 с.
  106. , Т. Общетеоретические проблемы, социологии / Т. Парсонс //Социология сегодня. М., 1965. — С.30−45
  107. , Т. Система современных обществ / Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 272 с.
  108. , В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. СПб, 1999. — 124 с.
  109. , Т.Э. Российское студенчество и высшее образование / Т. Э. Петрова. М., 1995. — 226 с.
  110. , JI. Е. Метод комплексной вероятной оценки состояния здоровья населения / JI. Е. Поляков, Д. М. Малинский // Советское здравоохранение. 1971. — № 3. — С.7−15.
  111. , В.Б. Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы / В. Б. Пригорнев, В. О. Щепин, В. Г. Дьяченко и др. Хабаровск: ДВГМУ, 2003. — 368 с.
  112. , Б. Б. Медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России / Б. Б. Прохоров. М.: МНЭПУ, 1996.-216 с.
  113. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 410
  114. Рубин, Б Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. -Ростов-на-Дону, 1997. 571 с.
  115. , Л.Я. Советское студенчество / Л. Я. Рубина. — М., 1981. -207 с.
  116. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения в 2 томах / под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1987. — 430 с.
  117. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Ленинград: Наука, 1979. — 264 с.
  118. , В. С. О структуре современного высшего образования /
  119. B.C. Семашенко, Г. А. Ткач // Высшее образование в России. — 2004. № 4.1. C. 18−26.
  120. , А. Н. Художественные потребности студентов: пути и средства их формирования / А. Н. Семашко: автореф.канд.дисс. — Днепропетровск, 1969. 34 с.
  121. , Б.Я. Народное здоровье и социология / Б. Я. Смулевич. -М.: Мысль, 1965.- 232 с.
  122. , A.B. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / A.B. Соколов, И. О. Щербакова // Социс. — 2003. № 1. -115−123.
  123. , П. А. Причины войны и условия мира / П. А. Сорокин // Социологические исследования. 1993. — № 12. — С.140−148.
  124. , П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. т.2. — 1920. -С.110, 113−114
  125. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М., 1992.-543 с.
  126. Состояние здоровья* жителей России и оздоровительные службы. -М., 1993.- 136 с.
  127. , И.А. Здоровье, демография и социально-экологические интересы / И. А. Сосунова, С. М. Алексеев // Здоровье' человека: социогума-нитарные и медико-биологические аспекты. — М., 2003. — С.103.
  128. , И. А. Методология и методика социально-экологических исследований / И. А. Сосунова. М.: НИА Природа, 1999. — 144 с.
  129. Социальная сфера, уровень жизни / территориальный орган федеральной службы государственной статистики по хабаровскому краю: Официальный сайт Электронный ресурс. Режим- доступа: http://www.habstat.ru/public/KratPokaz/Forms/AllItems.aspx
  130. Социально-экономическое положение в России. М.: Федеральная служба статистики, 2010. — 532 с.
  131. Социологический словарь / пер. с англ. И. Г., Ясавеева / Под ред. С. А. Ерофеева. М.: Экономика, 2004. — С. 370.
  132. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Оси-пова. М. Инфра-норма, 1998. — С. 403.
  133. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. — СПб., 1996. — 352 с.
  134. Социология молодежи / Ю. Г. Волков и др. -М.: Феникс, 2005.- 576 с.
  135. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Академия, 2008. — 608 с.
  136. Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года. 2010. Проект постановления Правительства Хабаровского края Электронный ресурс. Режим доступа: www.gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/pages/ru/ecology
  137. , О.В. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) / О. В. Сысоева: автореферат дисс. канд.мед.н. Хабаровск, 2009. — 24 с.
  138. , B.C. Социально-экономический статус и здоровье населения / B.C. Тапилина // Социс. 2004. — №. — С. 126−137.
  139. , А. Социализация молодежи: теоретико-методологический, аспект / А. Тесленко // Альма Матер. Вестник высшей школы. — 2005. № 4. — С. 26−29.
  140. , У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. -М., 1996
  141. , В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
  142. , В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. -Л., 1998.-298 с.
  143. , В. П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М., 1965
  144. Устав ВОЗ. Женева. 1968. Электронный ресурс.. — Режим доступа: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf
  145. , Э. А. Стратегии в отношении здоровья / Э. А. Фомин, H. М. Федорова// Социс. 1999. — № 11. — С.35−40.
  146. , Э. А. Стратегия в отношении здоровья / Э. А. Фомин, Н. М. Федорова // Социологические исследования. 1999. -№ 11. — С.35−40
  147. Хабаровский край: статистический ежегодник 2010 Электронный ресурс. —. — Режим доступа: http://www.habstat.gks.ru
  148. , Г. А. Основы формирования культуры здоровья студентов / Г. А. Хомутов. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. — 79 с.
  149. , В.В. Оценка уровня гигиенических знаний населения / В. В. Худобин, В. И. Зубков // Социс. 1999. — № 5. — С. 102−105.
  150. , Г. И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема / Г. И. Царегородцев. М.: Медицина, 1973. — 127 с.
  151. , Г. И. Общество и здоровье человека / Г. И. Царегородцев. — М., 1973.
  152. Ценностные ориентации современной молодежи (обзор социологических исследований) / Рос. гос. юнош. б-ка- сост. В. П. Вдовиченкова. М., 2004.- 16 с.
  153. , C.JI. Система, мониторинга* компетентности студентов технического вуза в сфере здоровья / C.JI. Черенкова // Вестник Брянского-государственного технического университета. 2010. — № 4. — С. 104−114
  154. , А.Д. Медико-экологические и социальные факторы здоровья городского населения Северо-Востока России / А. Д. Чернуха. — Магадан, 1992. 149 с.
  155. , С.Я. Здоровье человека и социальная среда / С. Я. Чикин. -М.: Знание, 1971.-80 с.
  156. , С.Я. Что такое здоровье. / С. Я. Чикин, Г. И. Царегородцев -М., Знание, 1976. 96 с.
  157. , В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве / В.И. Чу-пров // Социологические исследования. 1998. — № 3. — С. 15−21.
  158. , Е.И. Социально-экологические факторы здоровья детей / Е. И. Шевалдина // Социс. 1997. — № 8. — С. 92−97.
  159. , Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юрист, 1997. — 304 с.
  160. , JI.C. Трансформация-женских моделей поведения в отношении здоровья / JI.C. Шилова // Россия в глобальном контексте. М.: РИЦ-ИСПИ РАН, 2002. — С.424−426.
  161. , JI.C. Активность и ответственность населения в отношении к своему здоровью // Демографическое поведение: опыт социологического-изучения. М.: ИС РАН, 1990. — С.62−73.
  162. , JI.C. Исследование самосохранительного поведения новый подход в изучении проблем здоровья населения / JI.C. Шилова // Демографические процессы: вопросы изучения. -1988. — № 6. — С. 21−25.
  163. Шилова- JI.C. Проблемы трансформации- социальной политики- и индивидуальных ориентаций по охране здоровья / JI.C. Шилова // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -Вып. 15.
  164. , В.Я. Среда обитания и здоровье студента / В. Я. Шклярук: Дис. канд.хоциол. наук: 22.00.04. Саратов, 2003. — 146 с.
  165. , A.M. Мониторинг качества жизни населения муниципального^ образования: проблемы, принципы и перспективы построения / A.M. Шкуркин, А. А Шкуркин. Хабаровск, 2000. — 69 с.
  166. , В.К. Экономическое сознание старшеклассников / В. К. Шумилов // Социс. 2003. — № 1. — С.139−141.
  167. , А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1989. — 136 с.
  168. Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. Г. В. Осипов. М.: ИСПИ РАН, 1995.-С.850.
  169. , А. Социоэкономика: дальнейшие шаги / пер. М'.С. Добря-ковой // Экономическая социология. 2002. — Т.З. — С.65−71
  170. , В.А. Личность и ее ценности / В. А. Ядов. М., 1969.
  171. , В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением / В. А. Ядов. -М., 1970-
  172. , В.А. Потребности / Большой социологический словарь. Т.20 -3-е изд. М., 1975. — С.439−440.
  173. , В.А. Социальная идентичность личности / В. А. Ядов. М.: Наука, 1994.
  174. Gochman, D.C. Family determinants of children’s concept of health and illness // Health, illness, and families: A life-span perspective. New York: Wiley, 1986.
  175. Parsons, T. Sociology of healtf and illness and related topics. / Action Theory and the Human Condition., New York, The Free Press. 1978. — P. ll-82.
  176. Parsons, T. The Social System / Parsons T. N.Y.: Free Press, 1951.
  177. Parsons, Т., Fox R. Illness and modern urban American family. // J. Soc. Issues. 1958. — № 8. — P. 31−49.
  178. Rokeach, M. The nature of human values/ М/ Rokeach. N.Y., Free Press, 1973.
  179. Sallis, J. F., Nader P.R. Family Determinants of Health Behavior // Health Behavior: Immerging research perspectives. New York: Plenum Press, 1988.-P. 107−119.
  180. Thomas, W., Znanietcki F. The polish peasent in Europe and America. Boston, 1918.-Vol.1.
Заполнить форму текущей работой