Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы войны и мира. Эти вопросы были основным фактором развития демократической революции в феврале-октябре 1917 года. Революция в представлении широких масс народа открывала дорогу к справедливому миру, массовое стремление к которому стало серьёзным обстоятельством политической жизни России, определявшим степень популярности и влияния различных политических сил. Формула демократического мира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль традиций русской социологии в становлении Питирима Сорокина как учёного
    • 1. 1. Основные черты и особенности развития русской социологии
    • 1. 2. Публицистичность как определяющая черта русской социологии
    • 1. 3. Истоки социологического мировоззрения Питирима Сорокина и его основные черты. Опыт публицистической социологии
    • Глава 2. Основная проблематика социологической публицистики Питирима Сорокина
      • 2. 1. Постановка задачи и выбор метода исследования
      • 2. 2. Вопросы гражданского общества
      • 2. 3. Первая мировая война и революция 1917 года

Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ социологической публицистики имеет довольно короткую историю, несмотря на то, что роль публицистики в современной жизни огромна. Публицистика в определенном смысле формирует общественное мнение. В российской социологии как, возможно, ни в какой другой, была сильна традиция социологической публицистики, то есть традиция отклика учёных на текущие социально-политические и духовные процессы. В России конца XIX — начала XX вв. публицистика являлась единственным, или, во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы.

Крупнейшие российские социологи Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров,.

М.М. Ковалевский и особенно П. А. Сорокин активно участвовали в общественных дискуссиях на страницах газет и журналов. Это свидетельствует о том, что наша социология изначально и непосредственно была вовлечена в анализ практической жизни, в те общественные движения, которые влияли на характер развития российского общества.

За годы догматического мышления социологическая публицистика была подчинена власти, обслуживала её и тем самым была сведена почти на нет. В последнее десятилетие наша социология отошла от подобного положения и начала приобретать свои подлинные функции, одна из которых состоит в социальной критике. Формой реализации этой функции выступает социологическая публицистика. Она представляет одну из основ становления в обществе социального (социологического) мышления, социологической культуры, которая формирует широкий взгляд на социальные процессы с учётом целого комплекса причинно-функциональных связей, а не какого-то одного фактора.

В последнее время из-за схожести развития социальной ситуации в России со временем, рассматриваемого в диссертационном исследовании периода, проблема обращения к жанру социологической публицистики представляется как нельзя более актуальной. Не случайно, в ведущем социологическом журнале России — «СОЦИС», открыта рубрика «социологическая публицистика», в которой многие современные учёные и исследователи анализируют социальные процессы, происходящие в современном обществе. В связи с активным обращением к жанру социологической публицистики, необычайный интерес представляет знакомство с опытом выдающихся социальных мыслителей прошлого. Интересно что несмотря на то, что события, анализируемые ими, имели место около века назад, многие высказывания и соображения созвучны и с сегодняшними реалиями.

Основной целью диссертационной работы был всесторонний анализ социологической публицистики Питирима Сорокина, выявление её основных черт и направлений.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1) Охарактеризовать культурно-научный контекст периода становления Питирима Сорокина как учёного.

2) Осуществить историко-социологический анализ тех идей и концепций, которые были восприняты Питиримом Сорокиным в первые годы его научной деятельности.

3) Раскрыть публицистичность как одну из характерных черт российской социологии периода её становления и развития.

4) Провести анализ основных направлений публицистической деятельности Питирима Сорокина.

5) Выявить методологию и проблематику социологической публицистики Питирима Сорокина методом контент-анализа.

6) Показать публицистические работы Питирима Сорокина с точки зрения их актуальности на сегодняшний день. Объект исследования — социологическая публицистика как одна из черт российской социологии.

Предметом исследования выступает социологическая публицистика Питирима Сорокина.

Научная новизна исследования заключается в том, что анализ социологической публицистики П. Сорокина проводится впервыена примере публицистики П. Сорокина рассматривается такая характерная черта русской социологии, как публицистичностьвыявляется значимость публицистической деятельности учёного в развитии его последующих социологических концепций и теорий. Уже на раннем этапе своего становления, русская социология приобретает прочную репутацию как наука публицистическая. П. Сорокин являлся одним из наиболее крупных русских публицистов и вклад его в развитие этой науки значителен. Он, как никто другой, умел талантливо описывать, и анализировать явления и тенденции в развитии социума, а многие из выдвинутых им идей остаются и по сей день, представляющими интерес для современного российского общества. Важно показать значимость публицистики, как заметного фактора, влияющего на развитие социума, а также показать актуальность публицистической деятельности Сорокина и применимость его идей для современного российского общества.

Относительно степени разработанности проблемы можно сказать что в последнее десятилетие жизнь, творческое наследие Питирима Сорокина, его философские идеи и концепции вызвали значительный интерес среди отечественных исследователей.

В целом исследователи творчества П. Сорокина, его социологических, философских и исторических трудов особое внимание уделяют его методологии. Но научное наследие Питирима Сорокина многогранно, не имеет жанровых ограничений, а его публицистика предметом специального изучения никогда прежде не являлась, и особенности его публицистического творчества по большей степени остались за пределами интересов исследователей.

Социологическая публицистика — феномен научной периодики. Общим, для авторов этого жанра является наличие у них социологического мышления. Важнейшей чертой такого мышления является взгляд на общество как на динамически развивающуюся систему, целостный живой организм, когда изменение одной его части влечёт за собой изменение других и самого целого. Это понимание взаимообусловленности политических, экономических и социокультурных факторов, объективных и субъективных характеристик.

Среди отечественных исследователей, обращавшихся к проблеме социологической публицистике П. Сорокина можно выделить Голосенко И. А. В своей книге «П. А. Сорокин: судьба и труды» он проделал глубокий анализ жизненного и творческого пути Сорокина, исследовал русский период творчества. Вскользь автор коснулся и социологической публицистики П.Сорокина.

Так же следует отметить вышедшую в 1992 г. книгу под редакцией Согомонова А. Ю. «П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество», как попытку показать многогранность творчества Сорокина, а не сведение его к общим теоретическим концепциям. Заслуживает внимания и «Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет», изданный В. В. Саповым в 1994 г. Здесь собраны и представлены некоторые статьи П.Сорокина.

Самым полным на сегодняшний день сборником статей П. Сорокина отличается книга вышедшая в 2000 г. под редакцией Бороноева А.О.

П.А.Сорокин. Заметки социолога. Социологическая публицистика". Здесь собраны статьи, опубликованные в газете «Воля народа» в 1917;1918 г. г. Фактически книга представляет хронологические описания периода с начала Февральской революции до конца 1918 г., т. е. до момента, когда свободная политическая деятельность для Сорокина стала невозможной. Интересна статья Бороноева А. О. «О социологической публицистике П. Сорокина», опубликованная в журнале «Социология и социальная антропология» за 1998 г. В своей статье автор говорит, что в связи с возрождением традиций социологической публицистики, обращение к опыту выдающихся социальных мыслителей прошлого необходимо и выражает надежду что это вызовет интерес к такой специфической сфере социологической культуры как социологическая публицистика.

В представленном выше небольшом обзоре мы отметили только литературу, представляющую интерес для настоящего исследования. В целом, как уже отмечалось выше спектр исследований эволюции российской социологии является чрезвычайно широким, и необходима длительная работа по ликвидации «белых пятен» в истории отечественной социологии.

Заключение

.

Жизни и творчеству П. А. Сорокина посвящено много исследовательских работ в отечественной и зарубежной историко-социологической литературе. В то же время данная тема не теряет своей актуальности, точно так же как и не теряют своей актуальности воззрения П. Сорокина.

В начале работы нами была поставлена цель представить и поэтапно проанализировать основные направления публицистической деятельности П. Сорокина, а также дать анализ его социологической публицистики как продукта и зеркала современной ему эпохи. Для реализации данной цели, были решены следующие задачи:

1. Публицистичность была представлена как одна из характерных черт российской социологии периода её становления и развития.

Уже на раннем этапе своего становления, русская социология приобретает прочную репутацию как наука публицистическая. Дело в том, что правящие круги в России не поддерживали развитие социологии, считая ее наукой революционной и потому опасной. Публицистическая социология, рассчитанная на широкую читающую публику, была очень разнообразна по тематике и направленности, но прежде всего она была сильно политизирована. Эта политизация, являясь естественной реакцией на существовавшую социальную ситуацию, вместе с тем, была, вероятно, серьезным несчастьем не только для обществоведения, но и для судеб социального развития страны в целом. Чрезмерная политизация, конечно же, приковывала внимание читательских кругов, однако одновременно она значительно ограничивала самого социолога. Социолог терял определенную долю объективности, а власти использовали ситуацию для оправдания своих действий. Материалы, публиковавшиеся в периодической печати, отличались большим разнообразием. Кроме ученых-социологов, в тех же журналах печатались и другие известные публицисты, люди широко образованные, чьи статьи отличались высоким профессионализмом и гражданским пафосом. Такие авторы выносили на обсуждение разнообразные проблемы развития социологии и гуманитарного знания, поднимали вопросы просвещения населения с целью повышения его социологической грамотности. Писателями и публицистами было немало сделано для повышения авторитета социологии в общественном мнении, для популяризации ее проблематики среди широких читательских кругов, а также для разъяснения роли науки в жизни государства и места социологии среди других наук о человеке.

2. Охарактеризован культурно-научный контекст периода становления П. Сорокина как учёного.

Можно проследить динамику мировоззренческих ценностей и установок П. Сорокина. Среди старых ценностей под сильное сомнение была поставлена историческая обоснованность и правомерность монархического уклада в России. Предыдущая установка на терпеливый аскетизм, покорность судьбе в его социально-философской позиции сменилась политической активностью. Революционные реалии 1905 года властно увлекли юношу, его идеалом становится ценность демократии, республики и социализма. Совершенно новые идеи были вызваны русско-японской войной и начинающимся штормом революции 1905 года. Потому, что хотя ряд религиозных ценностей отступил под напором научных теорий и естественно научной философии (дарвинизм, позитивизм, эволюционизм и др.), эстетику церкви — красоту пения, икон, храма, ритуального шествия он признавал и сочувственно переживал. Да и общечеловеческие моральные заповеди, считал он, фактически совпадали с моралью многих мировых религий. П. Сорокин воспринял революцию 1905 года с восторгом — ему нравилась её ориентация на рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию, ему импонировало то, что на первый план она выносила борьбу за индивидуальность, а не борьбу за существование.

Если говорить об учёных, оказавших влияние на становление Сорокина, то в Университете среди профессоров факультета — юристы и социологи М. Ковалевский и Л. Петражицкий, экономист М. Туган-Барановский, историки Н. Покровский, Д.Гримм. Сорокин близко сошёлся и подружился с многими из них, а также с профессорами других факультетов — историком античности М. Ростовцевым и философом Н.Лосским. Результаты размышлений были закреплены в серии антропологических, социологических и философских статей по самым разнообразным проблемам: предмет социологии, теории прогресса и эволюции, философские воззрения Л. Толстого, преступность и её социальные корни, самоубийство, символы в общественной жизни, браке, социальная роль войны и другие. Сорокин вспоминал своих учителей и друзей по науке: «моё высокое уважение к научному вкладу моих учителей, моя критика слабостей и просчётов их теорий и некоторые конструктивные идеи, которые я высказывал на их семинарах и в личных беседах не только встречались ими благосклонно, но быстро формировало мою собственную зрелость» [Сорокин П. А. Долгий путь, Сыктывкар 1991 с.58].

3.Осуществлён историко-философский анализ тех идей и концепций, которые были восприняты П. Сорокиным в первые годы его научной деятельности.

В работе дан краткий анализ развития отечественной социологии. Обсуждаются идеи славянофилов и западников, основоположников российской социологии П. Л. Лаврова, Е.В. де Роберти, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова, П. Ф. Лилиенфельда, А. И. Стронина. Натуралистическая социология в различных её формах (Н.Я.Данилевский, Л.И. Мечников), психологические направления (П.Л.Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, Е.В. де Роберти), школа М. М. Ковалевского, экономический материализм (Г.В.Плеханов). За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности и коммуникации. Социология России приобрела, таким образом, твёрдую собственную почву для перехода на качественно новый этап.

4. Проведен анализ основных направлений публицистической деятельности П.Сорокина.

Относительно социологической публицистики Сорокина можно сказать, что она явилась результатом того, что с самого начала своей деятельности Сорокин принимал активное участие в политической жизни.

• Революция. Сорокин поддержал Февральскую революцию, которая свергла монархию, но был противником революции Октябрьской из-за радикализма её программ и действий. В своих статьях он обрисовал социальные контуры российского общества, эволюцию и динамику социальных сил, череду социально-политических кризисов в нашем обществе первой четверти XX века. Особенный интерес представляют его статьи о Февральской и Октябрьской революциях, за эволюцией которых он наблюдал как политический деятель и социолог. Фактически им дана хронология событий 1917 и начала 1918 годов, до его ухода на научную и преподавательскую стезю, из-за невозможности заниматься политической деятельностью при новом режиме.

• В чём первопричины русской революции и революции вообще, почему разваливается внешне стабильный и прочный социум? В своих статьях Сорокин постоянно задавался этим вопросом. Наиболее общий ответ таков: революция есть результат краха системы ценностей общества — и этических, и общедемократических, и трудовых (вообще «ценность» — ключевое понятие в социологии Сорокина). События лета и осени 1917 года, считал учёный, служат ярчайшей иллюстрацией этой закономерности: именно разрушение ценностной системы координат привело к развалу государства, армии, структур правопорядка, производственной инфраструктуры, как следствие — к обесцениванию человеческой жизни и ужасающему кровопролитию. Объясняя, почему «революционная пучина» захлестнула огромную страну, Сорокин подчёркивает силы, которые противостояли большевикам, раскололись на три лагеря: умеренные социалисты, центристы либералы и Корнилов со своими сторонниками. С этой схемой можно спорить, но ясно одно: спасение от тирании — в единстве всех подлинно демократических сил (не только по программным установкам, но и по практическим действиям).

• Первая мировая война. В период трех русских революций и Первой Мировой войны, выступая в качестве публициста, Сорокин пытался осмыслить самые животрепещущие вопросы современности. К их числу принадлежали темы войны, революции, голода, демократических преобразований. В ряде конкретных статей по этим проблемам он применяет теорию факторов при анализе таких «сложных социальных явлений», как, например, война, нация, революция. Так, при объяснении причин войны Сорокин исходит из того, что они не могут быть сведены к одному (например, лишь экономическому фактору), а представляют собой совокупность взаимодействия многих факторов, каждый из которых нуждается в самостоятельном изучении.

• Вопросы войны и мира. Эти вопросы были основным фактором развития демократической революции в феврале-октябре 1917 года. Революция в представлении широких масс народа открывала дорогу к справедливому миру, массовое стремление к которому стало серьёзным обстоятельством политической жизни России, определявшим степень популярности и влияния различных политических сил. Формула демократического мира стала в 1917 году лозунгом не только масс, всех политических партий России, Советов, но и коалиционного Временного правительства. Также и научная и публицистическая деятельность Сорокина 1915;1917 годов была сосредоточена в основном вокруг старинной социологической проблемы — войны и вечного мира. Россия находится на распутье разных дорог. Он рассматривает отношение к войне со стороны различных течений русской общественной мысли и формирует своё понимание проблемы. Сорокин считал войны негодным средством решения межгосударственных конфликтов, особенно современные массовые войны, обрекающие на страдания не только сражающиеся армии, но и мирное население.

• В своих статьях Питирим Сорокин обсуждает также и многие теоретические вопросы, связанные с социально-экономическими изменениями в России: вопросы гражданского общества, свободы личности, российского парламентаризма и государственного устройства, национальных отношений, проблемы российской духовности и будущего страны.

Сорокин считал, что колесо мировой истории неумолимо движется к социализму, но в настоящее время Россия еще не созрела для перехода к нему, и прежде всего необходимо было заняться демократическим устройством русского общества. На эту тему им была написана серия публицистических статей и брошюр: «Что такое социализм?», «Формы правления», «О свободах: неотъемлемые права человека и гражданина», «Что нужно народу? Монархия или республика?», «Политическая программа Временного правительства». В условиях революции большое внимание Сорокина привлекали вопросы организации государства и управления, формы правления, механизм социального контроля. В этой связи представляет интерес его обращение к проблеме социального равенства и прав личности как важнейшего принципа при переходе общества к социализму.

Отвергая упрощенное толкование социального равенства как тождества индивидов по всем параметрам, он отстаивает понимание равенства как принципа пропорциональности распределения социальных благ — «каждому по степени его личного социально полезного труда». Большое внимание при этом он уделял образованию широких народных масс как необходимому условию социализма, равномерному распределению знания и образования во всех слоях общества. В связи с этим заслуживает упоминания проект реформы народного просвещения, предложенной Сорокиным, цель которой состояла в ускорении процесса обучения населения.

5. Публицистические работы П. Сорокина рассмотрены с точки зрения их актуальности на сегодняшний день. Анализ выступлений Сорокина по социально-политическим вопросам позволяет констатировать, что гарантию демократического строя он видел в республиканской форме правления, опирающейся на принцип выборности должностных лиц, парламентаризме и конституционализме. В ходе революции мировоззрение Сорокина испытало настолько существенные изменения, что впоследствии он оценивает этот период как кризис, заставивший его отказаться от иллюзий предшествующего времени, переосмыслить свои социологические взгляды.

Большинство статей Сорокина весьма актуальны сегодня. По прочтении некоторых статей создаётся впечатление, как будто они написаны вчера, сегодня, но никак не более восьмидесяти лет назад. Большое внимание уделял Сорокин и молодому поколению, т.к. всё будущее в нём. Для того, чтобы жизнь любого общества могла функционировать правильно, необходимо, чтобы в данном обществе была некоторая уверенность в завтрашнем дне. В жизни любого человека те или иные широкие задания и планы могут осуществляться лишь при уверенности, что завтра он не умрёт. Так же и в жизни общества тот или иной порядок, те или иные улучшения могут проводиться при той же общей предпосылке жизнеспособности данного общества и коллективной уверенности в завтрашнем дне.

В нашем государстве в данное время эта уверенность почти отсутствует. Жизнь большинства людей стала жизнью из момента в момент. Уверенности в будущем практически нет — так писал Сорокин в 1917 году, — можно сказать, что эти строки, написанные более восьмидесяти лет назад, как нельзя больше показывают актуальность мыслей и идей учёного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис М. 1992 № 4 с.122
  2. Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально политический журнал. 1996 № 4
  3. Антология русской классической социологии: тексты. М., МГУ. -1995
  4. Р. Этапы развития социологической мысли. М. -1992
  5. Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века// Вопросы философии 1990 № 1, № 2
  6. В.И. Становление социологии в России: основные направления её развития // Соц.-полит. Журнал. 1993 № 1−2
  7. В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки// Социально политический журнал. 1997. № 4
  8. М.И. Партия, движения, политические силы попытка деконструкции // Политические исследования. 1992. № 5, 6
  9. Возвращение Питирима Сорокина: материалы международного научного симпозиума, посвящённому 110- летаю со дня рождения П. Сорокина. М. 2000.
  10. Ю.Волков Ю. Г., Нечипуренко В. И., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону. 1999
  11. П.Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность// Социологические исследования. 1994 № 7
  12. А.А. Русская социология XI—XX вв.еков. СПб. 2002
  13. А.И. Собрание сочинений: в 30 т. М. 1956
  14. И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1991. — 246 с.
  15. И. А. Социология в дореволюционной России//Философские науки 1988 № 1
  16. И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Самара: Социологический центр «Социо». 1992.
  17. И.А. Философия истории Питирима Сорокина. — Новая и новейшая история. 1966. № 4
  18. Гражданское общество: реф. сбор. / Рос.акад. управл.- отв. ред. Г. И. Иванов. М.:РАУ. 1994.
  19. Гражданское общество: теория, история, современность. Отв. ред. Голенкова З. Т. М.: Издательство института социологии РАН. 1999.
  20. Т.Ф. Проблемы методологии и методики историко-философского познания в «Русской социологии» Ю.Геккера // Методология и методика преподавания истории философии. Свердловск. 1982.
  21. Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX века // Социологические исследования. 1995 № 8
  22. В. Толковый словарь живого великорусского языка т.З М. -1955.
  23. В. Интегрализм П. А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества//СОЦИСС. 1999 № 11
  24. .В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 № 6
  25. Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером)// СОЦИСС. 1996 № 1
  26. В.И., Жарко В. Т. Современные исследования о публицистике. //Вестник Моск. ун-та. 1968. сер."Журналистика" № 2
  27. А.Н. История социологии. Минск. 1997.29.3дравомыслов А. Г. Социология в России // Вестник РАН. 1994.
  28. История политических партий России. М. 1994.
  29. История социологии в Западной Европе и США. М. 1999.
  30. История теоретической социологию в 4 т. М. 1997.
  31. К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. М. 1989.
  32. С.Н. Путь Питирима Сорокина Сыктывкар: Издательство коми обкома КПСС.- 1990.
  33. Э.А. Социология XX века: история и технология. Ростов-на-Дону. 1996
  34. Н.И. Основы русской социологии. СПб. 1996.
  35. .А. Общество и индивид М.:Дом интеллектуальной книги. 2002.
  36. .А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ. -1998.
  37. В.А., Кавелин К.Д.: между славянофильством и западничеством//В раздумьях о России (XIX век) М. 1996
  38. М.М. Современные социологи. СПб. 199 641. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX начала XX века. М. — 1993
  39. Е.И. Социологическое образование в России XIX начала XX в. М. — 1994
  40. JI.M. Основы социологии и политологии. М. 2004
  41. В.П. Классическая социология. М. 2000.
  42. Е. И. Мысли и эмоции. «Сов. Печать». 1965, № 8
  43. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры: XVII—XVIII вв. М.: Наука. 1990.
  44. В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн.собр. Сочинений т.37
  45. А. В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// СОЦИСС. 1990 № 2
  46. А.В., Кротов П. П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// СОЦИС 1990 № 2
  47. Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 № 10
  48. П.И. Об общественном идеале. М. 1991
  49. Н.В. Исходные парадигмы русской социологии// свободная мысль. 1993 № 6
  50. Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России// Российская социология: межвузовский сборник. СПб. 1993
  51. С.С. Институционализация академической социологии в России: в 2-х ч. М. 2000
  52. С.С. История развития социологии в России. М. 1996
  53. С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. М. 2000
  54. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX в. Избранные произведения / сост. Кузьминов Я.И. М. Республика. — 1994
  55. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. 1917 год в судьбах России и мира. М. 1998.
  56. Г. В. Россия: национальная идея, социальные интересы иприоритеты. М. -1996. 62. Осипов Г. В. Социология и социализм. М. 1990.
  57. Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // Теория и история экономических и социальных институтов и система. М. 1993.
  58. Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. М. 1994.
  59. Проблемы идеализма. Сборник статей 19,02. М. Модест Колеров и «Три квадрата». 2002.
  60. Развитие социологии в России. М. 2004.
  61. Ю.М., Гражданское общество как феномен цивилизации. М. 1998
  62. Российская социология. Межвузовский сборник/под ред. А. О. Бороноева СПб. -1993
  63. Русский позитивизм. Лесевич. Юшкевич. Богданов. СПб. 1995
  64. В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 № 8
  65. В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 № 3
  66. В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России иАмерики//СОЦИСС. 1996 № 5
  67. Современная социал-демократия: словарь-справочник / В. Я. Швейцер, М.: Политиздат. 1990
  68. А.Ю. Забытая рукопись Питирима Сорокина // СОЦИС 1988 № 4
  69. А.Ю., Сорокин П. А., Ковалевский М. М. // СОЦИСС. 1989 № 3
  70. А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества // Политические исследования. 1996. № 67 8. Сорокин П. А. Обзор циклических концепций социально-историческогопроцесса //СОЦИСС. 1998№ 12
  71. П.А. Главные тенденции нашего времени М.: Наука. 1997. 351 с.
  72. БО.Сорокин П. А. Дальняя дорога: автобиография. М.:Тера. 1992.- 302 с.
  73. П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989 № 3
  74. П.А. Духовный облик М.М.Ковалевского как мыслителя // Социологические исследования 1989 № 3
  75. П.А. Забытый фактор войны // СОЦИСС. 1999. № 11
  76. П.А. Заметки социолога: социологическая публицистика, отв.ред. Бороноев А. О. СПб. 2000.
  77. П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 № 6
  78. П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 № 2
  79. П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 № 10
  80. П.А. О русской общественной мысли: сочинения, отв.ред. Голосенко И. А. СПб. 2000.
  81. П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. М.:Наука. 1994.
  82. П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993 № 8
  83. П.А. Система социологии Сыктывкар: Издательство СГУ. -1998 в 2-х томах.
  84. П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5
  85. П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 № 7
  86. П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 № 8, № 9
  87. П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 № 5
  88. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат. -1992.
  89. Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX в. М. — 1993.
  90. Социологические теории современности: специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования». М.:ИНИОН. 1992.
  91. Социология в России под ред. В. А. Ядова М. 1998.
  92. Социология в России. XIX начало XX в. М. — 1993.
  93. Социология и журналистика. Алма-Ата: КазГУ. 1985. — 48 с.
  94. Социология и идеологическая борьба сборник статей. М. 1978
  95. Э.Б. Первобытная культура. М. -1989.
  96. В. А. Социология П.А. Сорокина М. -1999.
  97. Толковый словарь русского языка. Под ред. Ушакова Д. Н., т.З. М. -1939.
  98. JI.A. Работы по культурологи. М. 1989.
  99. М.Х. Политическая система общества.// Социально-политические науки. 1991 № 5
  100. С.Л. Духовные основы общества. Сборник Русское зарубежье. Власть и право. М.: Лениздат. 1991.
  101. М. О тенденциях развития жанров публицистики. Вестник Моск. Ун-та, 1964 сер. «Журалистика» № 1
  102. О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М. -1993
  103. Я. Элементарные понятия социологии. М. 1969
  104. Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 № 6.
  105. Essays in honor of P.A.Sorokin: Sociological theory, values and sociocultural change/Ed. E. Tiryakian N.Y. 1963.
  106. Fan W. Introduction to P.A. Sorokin’s Theories. N.Y. 1949.
  107. Hecker J. Russian sociology. N.Y.: Augustus MУ Kelley Publishers. -1969.
  108. Pitirim A. Sorokin in Review /Ed. by Ph. Allen. N.Y. 1963.
  109. Simpson R.P. Sorokin and his Sociology. Social Forces. 1953. Dec., N12
  110. Social Theories /Ed. by G.S. Mihanovich. Milwakee. 1953. ch.3
  111. Zimerman C.C. Sociological theories of pitirim A. Sorokin. N.Y. -1974.
  112. Cowell F.R. Values in human society. The contributions of P.A. Sorokin to Sociology. N.Y. 1970.
  113. Barry V. Johnston Pitirim A. Sorokin an intellectual biography. By the University Press of Kansas. 1995.
Заполнить форму текущей работой