Управляющая система – становление и развитие
Полученная оценочная информация используется для целей (задач) совершенствования систем и процессов управления. В деловой терминологии имеется ряд слов, употребляемых применительно к совершенствованию — корректировка, улучшение, изменение, перестройка, рационализация, модернизация, реорганизация, реинжиниринг. Датой появления или рождения социальной организации (предприятия, учреждения) считается… Читать ещё >
Управляющая система – становление и развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Датой появления или рождения социальной организации (предприятия, учреждения) считается фиксация данного факта в уполномоченном на то органе госрегистрации. И одна из главных проблем появившегося после этого «ребенка» — организация управления, или создание определенной управляющей системы.
Понятие «организация управления» является сложным, поскольку имеет два так называемых стадийных значения.
Первое значение: организация управления — это специфический вид деятельности, в процессе которой создается управляющая система, обладающая определенными количественными и качественными характеристиками.
Прежде всего необходимо реально создать «организационный скелет» или организационную структуру управления, включающую определенный состав подразделений и должностей, их соподчиненность, информационные и предметно-деятельностные взаимосвязи. Определяются полномочия работников — задачи, обязанности, права и ответственность. Производится первичная регламентация работы — разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и должностные инструкции. Как правило, в уставе социальной организации (организации, учреждения) имеется раздел, посвященный ее организационноструктурному построению.
Далее необходимо подобрать и расставить необходимый персонал, состав и количество которого определяется штатным расписанием. Для приведения в действие мотивационного механизма работников создается система стимулирования, включающая набор первоначальных средств.
Производится подготовка и пуск «кровеносных артерий» или информационных систем и технологий применительно к должностям, подразделениям и социальной организации в целом.
Начинается налаживание делового общения данной социальной организации с другими структурами (в зависимости от занимаемого места в общей иерархии управления) — государственными, муниципальными, общественными, религиозными и т. д.
Организация управления в процессе становления социальной организации требует специальных знаний, навыков и умений, обладание которыми позволяет практически решать множество как типичных, так и оригинальных проблем.
Второе значение: организация управления — это процесс дальнейшего функционирования социальной организации и внесение необходимых и своевременных изменений в ее работу.
Социальная организация — живой организм, имеющий возраст, количество работников, характер, внешние коммуникации, поведение, стилевые особенности и др. Некоторые соцорганизации, прожив какой-то период времени, «умирают». От смерти (в буквальном смысле слова) не застрахована ни одна из них. Другие, наоборот, выживают, благодаря принятию своевременных мер по поддержанию жизнедеятельности и развитию.
Ученых заинтересовали эти процессы, и примерно в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. появились своеобразные науки (а позже и учебные дисциплины), получившие такие названия, как " организационное поведение", «организационные изменения» и " организационное развитие" . Таким образом, наука, занимаясь изучением процессов, с одной стороны, «увядания» организаций и потери ими функциональных способностей, а с другой — усиления позиций и роста эффективности, по-своему пришла на помощь социальным организациям.
При этом подход к организации управления стал трактоваться не как стремление к тотальному обеспечению «лучших взаимодействий и взаимосвязей», а прежде всего как целесообразное и результативное целое, своевременно устраняющее в себе нецелесообразное. Ведь тотальный подход — это, по сути, недостижимый идеал, а умелое поддержание целесообразного — реальный и эффективный управленческий инструмент.
Изучение /знание разных стадий деятельности конкретной социальной организации позволяет создавать своеобразную «динамическую модель», которая отражает типичные организационно-управленческие болезни, оказывающие влияние на его «здоровье» . Пример такой модели приведен в табл. 5.
Таблица 5
Стадии динамической модели и соответствующие организационно-управленческие болезни
Наименование стадий. | Виды типичных организационно-управленческих болезней. |
Детство. |
|
Юность. |
|
| |
Зрелость. |
|
Одна из важных проблем — оценка уровня организации (организованности) тех или иных подсистем, составляющих систему организации управления в социальной организации. Для этого используются разнообразные методы так называемого организационного анализа. Группы этих методов по своему целевому назначению приведены в табл. 6.
Таблица 6
Система методов организационного анализа
Основные подсистемы управления в социальной организации. | Группы методов организационного анализа. |
Система распределения целей и задач управления. | Методы анализа и оценки распределения целей и задач управления. |
Организационная структура управления. | Методы анализа и оценки организационных структур управления. |
Система компетенций. | Методы анализа и оценки компетенций. |
Система функций управления. | Методы анализа и оценки функций управления. |
Система подготовки, принятия и реализации управленческих решений. | Методы анализа и оценки систем подготовки и принятия управленческих решений. |
Система ресурсного обеспечения. | Методы анализа и оценки ресурсного обеспечения. |
Информационные системы и технологии. | Методы анализа и оценки информационных систем и технологий. |
Организация документационного обеспечения управления (ДОУ). | Методы анализа и оценки организации ДОУ. |
Организация труда персонала. | Методы анализа и оценки организации труда персонала. |
Система стимулирования персонала. | Методы анализа и оценки системы стимулирования. |
Система результатов. | Методы анализа и оценки результатов работы по должностям, подразделениям и организации в целом. |
Наибольшей практической полезностью обладают методы, связанные с выявлением и систематизацией недостатков (или минусов).
Каждая из функционирующих в социальной организации систем/подсистем со временем «накапливает недостатки». Поэтому устные и или письменные опросы, «случайные» реплики, мнения и замечания работников, клиентов, пациентов позволяют руководству получать необходимые оценки. В принципе, внешние процессные консультанты, в случае их приглашения для диагностики и выработки «рекомендаций по совершенствованию…», идут той же самой «оценочной тропой» .
Полученная оценочная информация используется для целей (задач) совершенствования систем и процессов управления. В деловой терминологии имеется ряд слов, употребляемых применительно к совершенствованию — корректировка, улучшение, изменение, перестройка, рационализация, модернизация, реорганизация, реинжиниринг.
Все они несут главную смысловую нагрузку, связанную с переходом от того, «что было» (снизившийся уровень организованности системы), к тому, «что будет» (стремление к более высокому уровню организованности).
Главное целевое намерение в повышении уровня организации управления заключается в обеспечении необходимых результатов работы социальной организации в их количественном и качественном выражении. Но это вовсе не означает, что это намерение будет реализовано на 100%, поскольку многое зависит прежде всего от степени мотивированности и профессионализма руководителей.