Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическое консультирование. 
Социальная работа с семьей. 
Психолого-педагогическое обеспечение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой развития этого представления у специалиста является социальная, клиническая, дифференциальная, педагогическая, возрастная, психология, психология личности и тестология, социальная педагогика, педагогическая антропология семьи и т. д. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической, адлерианской… Читать ещё >

Психолого-педагогическое консультирование. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с просвещением (повышением психологической грамотности) усвоение и наращивание знаний о психологии семьи может происходить и в процессе психологических консультаций. Тем не менее, несмотря на содержательную близость этих способов психологической помощи, психолого-педагогическое консультирование имеет свои специфические особенности. Сущность психолого-педагогического консультирования заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных неблагоприятных психологических, педагогических и иных факторов, затрудняющих функционирование семьи или нормальную адаптацию ее членов, особенно при переходе семьи из одной стадии своего развития в другую.

Основными задачами психолого-педагогического консультирования являются: индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к социальному работнику семейного профиля с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения психолого-педагогических знаний или разрешения жизненно сложных ситуаций; выявление семей с повышенной напряженностью межличностных отношений и проведение с ними консультационной работы: оказание помощи родителям (супругам) в выявлении их психогенных отклонений, других причин дезорганизованного поведения и выборе адекватной нормы действий в воспитательной ситуации; обучение обращающихся в консультацию методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния; разработка системы показателей оценки эффективности психолого-педагогической помощи семье; предупреждение вторичных психологических осложнений у лиц с симптомами соматических или нервно-психических заболеваний; работа среди молодых и особенно переселившихся семей по проблемам адаптации к новому месту жительства и др.

От обучения консультирование отличается акцентированием внимания на проблеме. В консультировании больше внимания уделяется не столько знаниями, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношением между социальным работником и клиентом по поиску оптимальных путей их реализации. Такое общение порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления последним своих психолого-педагогических трудностей. В свою очередь консультирование отличается и от психотерапии отказом от концепции болезни и сосредоточении внимания на ситуации и личностных ресурсах клиента.

Социальный работник, социальный педагог или специалист по социальной работе с семьей, осуществляющий консультирование, обязан достаточно четко представлять следующие параметры отношений специалиста и клиента.

В чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом) и человеком, ее оказывающим (специалистом)?

Каковые должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта?

Какие резервы и, прежде всего, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования?

Какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента (семьи)?

Каковы те приемы и техника, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания семье помощи?

Теоретической основой развития этого представления у специалиста является социальная, клиническая, дифференциальная, педагогическая, возрастная, психология, психология личности и тестология, социальная педагогика, педагогическая антропология семьи и т. д. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и другими, используемыми в практике консультирования семьи.

К основным моделям-парадигмам эффективного консультирования относятся:

  • 1) тренинг жизненных навыков;
  • 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных умений;
  • 3) тренинг в решении проблем и принятии решений;
  • 4) тренинг в под держании здорового образа жизни («образа мыслей», «образа общения»);
  • 5) ориентация и развитие способностей;
  • 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Для организации психолого-педагогического консультирования модели специфицируются и приспосабливаются к соответствующим жизненным ситуациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии.

Проблемами, в наибольшей мере влияющими на спецификацию моделей консультирования в последние годы, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в воспитании и обучении детей, неуверенность в жизни и другие.

Консультирование различных категорий семей, групп семей охватывает широкий спектр психических состояний семьи, отдельных ее членов, вызванных спецификой условий их жизнедеятельности и проявляющихся в диапазоне от убеждения правильности своей позиции до полной неуверенности в себе, растерянности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой