1. Стиль жизни как социальная категория
Категория «стиля жизни» и социальные проблемы, которые она отражает, не нова для социологии и является характерным элементом многих современных социологических теорий.
«Жизненный стиль» — исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь трансформации от единого стиля жизни архаических обществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества.
Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь[1, с.32].
Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями.
О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит:
— организация рабочего и свободного времени
— занятия вне сферы труда
— устройство быта
— манеры поведения
— ценностные предпочтения, вкусы и др.
Типы поведения людей, факторы их конституирующие, зависимость образцов поведения и способов мышления от организации общества изучали представители как немецкой классической социологии (М. Вебер, Г. Зиммель), так и американской социологической школы (Т. Веблен, Р. Мертон).
Рассматривая образцы поведения, составляющие основу соперничества и способы демонстрации высокого финансового положения в постоянной борьбе за конкурентное превосходство, Т. Веблен утверждал, что одним из способов добиться высокой оценки являются бросающиеся в глаза расходы, кричащее проявление всех знаков своего высокого финансового положения. «Манера и образ жизни являются символами соответствия норме показной праздности и показного потребления» [1, с. 75]
В отличие от эпохи господства аристократии, когда «расточительные» способы соревновательной демонстрации статуса были свойственны только праздному классу, в современном обществе, по мнению Т. Веблена, такие образцы охватывают всю социальную структуру общества. «В результате члены каждого слоя общества принимают для себя в качестве идеала добропорядочности уклад жизни, существующий в соседнем более высоком социальном слое, и прилагают всю свою энергию, чтобы оказаться достойными этого идеала» [1, с. 84]. При этом сам «критерий достоинства», соответствуя экономическим условиям жизни и традициям каждого «класса», также распространяется и на все общество. Рождаясь в недрах «праздного класса», он характеризует всю его культуру и формирует специфические особенности образа жизни. Поэтому даже нижние слои общества, живущие в современном мире в лучших условиях, чем их предшественникам в прежние времена, страдают от этого больше. «Существующая система не сделала трудолюбивого бедняка беднее в абсолютном измерении. Но она имеет тенденцию сделать их беднее в их собственных глазах». [2, с. 45]
Согласно мнению представителей функционального анализа, в частности Р. Мертона, модели поведения и потребления (определяющие стиль жизни в современном обществе) следует рассматривать как образы, обладающие латентной функцией повышения статуса. Демонстративное потребление символизирует финансовую силу, завоевание и поддержание высокого социального статуса. «Люди покупают дорогие товары не столько потому, что они превосходят по качеству другие товары, но именно потому, что они дороги». 3, с. 38]
В рамках теорий постмодерна [4, с. 47], предметом которых является сложная непредсказуемая общественная система, прежде всего, в виде потребительского общества, категория стиля жизни обозначает устойчивые модели потребления и использования материальных и символических товаров, характерных для тех или иных социальных групп и классов.
Изучение стилевого многообразия современного поликультурного общества остается одной из перспективных тем в рамках социологии повседневности. Ценностный и нормативный плюрализм современного общества обеспечивает многообразие предлагаемых жизненных стилей и создает условия для возрастания свободы при их выборе.
Вследствие открытости современного общества и плюрализации ценностей и авторитетов, выбор стиля жизни приобретает возрастающее значение в конституции личностной идентичности. В современной социологической трактовке «стиль жизни может быть определен как более или менее интегрированный комплекс практик, который индивид выбирает не только потому, что эти практики удовлетворяют утилитарные потребности, но потому, что они придают материальную форму специфическому нарративу самоидентичности». [5, с.56]