Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии. По указанному Закону Правительство РФ не реже чем один раз в пять лет пересматривает границы зон радиоактивного загрязнения и перечень… Читать ещё >

Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право на государственную пенсию имеют участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», являющиеся инвалидами I, II, и III групп независимо от причины инвалидности.

Если инвалидность наступила в результате совершения преступления или умышленного причинения вреда своему здоровью, то назначается социальная пенсия.

Участникам Великой Отечественной войны государственная пенсия по инвалидности исчисляется в следующих размерах:

  • — инвалидам I группы — 250% размера социальной пенсии;
  • — инвалидам II группы — 200% размера социальной пенсии;
  • — инвалидам III группы — 150% размера социальной пенсии.

Для граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» , размер государственной пенсии по инвалидности составляет:

  • — инвалидам I группы — 200% размера социальной пенсии;
  • — инвалидам II группы — 150% размера социальной пенсии;
  • — инвалидам III группы- 100% размера социальной пенсии.

Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер государственной пенсии по инвалидности повышается на каждого иждивенца.

Размеры пенсий увеличиваются на величину районного коэффициента для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При выезде из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии сокращается на величину районного коэффициента.

Государственные пенсии выплачиваются участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

Пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф

Право на государственную пенсию имеют следующие лица:

  • 1) получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, и нетрудоспособные члены их семей;
  • 2) ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нетрудоспособные члены их семей;
  • 3) принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и нетрудоспособные члены их семей;
  • 4) занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
  • 5) эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
  • 6) проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
  • 7) проживающие в зоне проживания с льготным социальноэкономическим статусом;
  • 8) проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • 9) занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
  • 10) выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
  • 11) пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф и нетрудоспособные члены их семей.

Важно подчеркнуть, что все законодательные акты, принятые до 1 января 2002 г., в которых содержатся нормы о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, применяются в части, не противоречащей Закону о государственном пенсионном обеспечении.

К нетрудоспособным членам семьи лиц, указанных в п. 1−3, относятся:

  • — нетрудоспособные родители независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  • — дети до 18 лет (учащиеся очной формы обучения, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до 25 лет);
  • — супруг, занятый уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца до 14 лет, независимо от работы;
  • — супруг по достижении 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины) независимо от факта нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, или до наступления инвалидности;
  • — дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 (мужчины) и 55 лет (женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, обязанных их содержать.

Пенсия по старости назначается указанным лицам при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. Так, граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986—1987 гг., имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины), а в 1988—1990 гг. — по достижении 55 и 50 лет соответственно. Правила снижения пенсионного возраста установлены Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» .

Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения, приобретают право на государственную пенсию по достижении возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, приобретают право на государственную пенсию по достижении возраста 50 (мужчины) и 45 лет (женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Граждане, проживающие в Тульской области, обратились в Конституционный Суд РФ с заявлениями о признании ст. 33 указанного Закона и п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, на основании которых им было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, не соответствующими ст. 15 (ч. 3), 19, 39, 42, 53, 54 и 55 Конституции РФ.

Населенные пункты, в которых заявители проживали на момент катастрофы на ЧАЭС (26 апреля 1986 г.), распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р были отнесены к зоне проживания с правом на отселение. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 указанное распоряжение было признано утратившим силу с 1 февраля 1998 г., и эти населенные пункты были отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Управление ПФР по Узловскому району Тульской области отказало заявителям в назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на пять лет, так как их статус изменился и они более не относятся к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с правом на отселение. Узловский городской суд Тульской области и судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда подтвердили правильность вынесенных решений.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии. По указанному Закону Правительство РФ не реже чем один раз в пять лет пересматривает границы зон радиоактивного загрязнения и перечень находящихся в них населенных пунктов в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. При этом в законодательстве нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста в зависимости от времени проживания на территории определенной зоны в случае изменения ее статуса по решению Правительства РФ, а также в случае переезда из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, загрязнению не подвергшуюся.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях (см. Постановления от 1 декабря 1997 г. № 18-П и от 19 июня 2002 г. № 11-П), не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Согласно примечанию к ст. 32−35 названного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ — к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться. Эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на два года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., и дополнительно на один год за каждые три года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на пять лет в общей сложности.

Гражданам, проживающим в зоне с льготным социальноэкономическим статусом, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на один год и дополнительно на один год за каждые четыре года проживания или работы, но не более чем на три года в общей сложности.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное толкование противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение права на возмещение ущерба, причиненного здоровью (ст. 42 Конституции РФ), и нарушение ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости.

Гражданам, пострадавшим в результате других радиационных (не чернобыльской) или техногенных катастроф, государственная пенсия по старости назначается только в том случае, если они признаны инвалидами вследствие таких катастроф, а также путем применения отсылочных норм на Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» .

В трудовой стаж включаются периоды работы и общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 10, 11 Закона о трудовых пенсиях.

Государственная пенсия по инвалидности назначается лицам, указанным в п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в случае установления инвалидности I, II и III группы независимо от продолжительности трудового стажа. Важно подчеркнуть, что речь идет не об отсутствии стажа вообще. Для приобретения права на пенсию требуется иметь хотя бы один день трудового стажа.

Пример. Бывший военнослужащий срочной службы до службы в армии и после нее не работал и не имел других периодов общественно полезной деятельности, включаемых в страховой стаж в соответствии со ст. 10 Закона о трудовых пенсиях. Во время службы он участвовал в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986 г., в результате чего стал инвалидом. Поскольку период службы в армии не может быть включен в трудовой стаж из-за отсутствия до или после службы периодов работы или иной деятельности, то у этого гражданина нет ни одного дня трудового стажа, и ему не может быть назначена государственная пенсия по инвалидности. Но с учетом п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему может быть назначена пенсия по инвалидности вследствие военной травмы.

Нетрудоспособным иждивенцам лиц, указанных в подп. 1−3 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца. Нетрудоспособным членам семьи других категорий «чернобыльцев» могут быть назначены трудовые пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона о трудовых пенсиях.

Пенсия по старости назначается в следующих размерах:

  • — лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в ликвидации ее последствий в зоне отчуждения, а также лицам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, — 250% размера социальной пенсии;
  • — лицам, проживающим или работающим в зонах радиоактивного загрязнения, указанных в подп. 4−10 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, — 200% размера социальной пенсии.

При наличии нетрудоспособных членов семьи основой для расчетов служит размер социальной пенсии, повышенный на каждого иждивенца, но не более трех.

Размер государственной пенсии по инвалидности составляет для инвалидов I и II группы 250% социальной пенсии, для инвалидов III группы — 125% социальной пенсии.

Государственная пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250% социальной пенсии — детям, потерявшим обоих родителей или умершей одинокой матери, другим нетрудоспособным иждивенцам — 125% социальной пенсии.

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством РФ. Граждан, пострадавших вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», следует относить к гражданам, пострадавшим в результате радиационной катастрофы, а граждан, пострадавших в результате воздействия радиации вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча или ядерных испытаний (в том числе из подразделений особого риска), — к гражданам, пострадавшим в результате техногенных катастроф.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой