Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Человек и культура в функциональной концепции культуры Бронислава Каспара Малиновского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ основополагающих принципов, понятий и утверждений концепции Малиновского, выявление их генезиса, а также определение места, значения и роли самого автора в развитии современной социальной антропологии приобретает дополнительную значимость при его проведении в контексте имеющейся критико-комментаторской литературы о творчестве Малиновского. Мировая литература в основном учитывает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Жизненный путь и научная деятельность Бронислава Малиновского
    • 1. Краткая биография Бронислава Малиновского
    • 2. Формирование научного мировоззрения Бронислава Малиновскогою
  • Интеллектуальный контекст
    • 3. Бронислав Малиновский как личность
  • Некоторорые особенности его научной деятельности
  • Глава 2. Функционализм и культурология
    • 1. Общая характеристика функционализма. Понятие функции в творчестве
  • Бронислава Малиновского
    • 2. Функциональный метод как теория полевых исследований в творчестве
  • Бронислава Малиновского
    • 3. Понятие культуры и «Теория культурных контактов» в творчестве
  • Бронислава Малиновского
    • 4. Человек в концепции Бронислава Малиновского
  • Глава 3. Функционализм Малиновского в истории социальных наук. Его достоинства, недостатки и значение
    • 1. Достижения функционализма Бронислава Малиновского
    • 2. Недостатки и ограничения функционализма Бронислава
  • Малиновского
    • 3. Место, значение и роль научного творчества Бронислава Малиновского в истории общественных наук

Человек и культура в функциональной концепции культуры Бронислава Каспара Малиновского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена анализу и оценке научного творчества британского ученого Бронислава Каспара Малиновского (1884−1942). Малиновский принадлежал к наиболее выдающимся творцам в социальной антропологии, дисциплины, которая с самого начала концентрировала свои интересы на проблематике традиционных обществ и пыталась раскрыть основополагающие проблемы существования и функционирования человеческой культуры. Кроме того, он вошел в историю обществоведения тем, что стал создателем так называемой «функциональной школы» .

Интерес к изучению научного наследия данного ученого можно определить несколькими причинами. В качестве одной из них следует отметить тот факт, что имя Малиновского можно встретить практически в каждой книге по истории, теории или методологии любой гуманитарной дисциплины. Будучи и «антропологом № 1 в мире», и блестящим полевым исследователем, и автором превосходных монографий, и, наконец, родоначальником целого теоретического направления в обществознании, Малиновский, как это ни парадоксально, остался практически недоступным для читателей в нашей стране. На русский язык не переведена ни одна из его работ целиком, только отдельные малочисленные фрагменты. Изданы считанные книги отечественных авторов, носящие, в основном, оценочный характер. Причем, как правило, оцейка творчества Малиновского излагается с точки зрения концепции исторического материализма, что, в свою очередь, накладывает свои ограничения на объективное представление творчества ученого, либо в них представлен лишь эпизодический анализ отдельных аспектов функционализма Малиновского. Будучи выражением, прежде всего, позиций своих авторов, такая литература не дает целостной и вместе с тем объективной картины научного творчества Малиновского. Представляемая работа, несомненно, не претендует на абсолютную объективность и всестороннее раскрытие проблематики, здесь делается лишь скромная попытка ее раскрытия на основе анализа не только произведений Малиновского, но и критико-комментаторских работ как отечественных авторов, так и, прежде всего, ученых тех стран, с которыми профессиональная деятельность Малиновского была связана наиболее тесным образом.

Второй причиной является то, что в последнее время не только в нашей стране, но и за рубежом заметно возрастает интерес к культурологии, науке, достаточно новой и перспективной в научных возможностях. В этом отношении социальная антропология, ее ближайшая союзница, охватывающая собственно все категории фактов культуры (социальная организация, мораль, религия, искуссство, право, экономика и т. д.), может играть весьма существенную роль. Стремление к построению общей теории культуры требует от антропологии присвоения и синтезирования достижений из области языковедения, семиотики, теории искусства, психологии, социологии культуры и других наук. Являясь плоскостью пересечения данных и других наук, социальная антропология создает многообещающие перспективы для понимания столь сложного предмета исследований, каким является культура.

Бронислав Малиновский сыграл определенную роль и в развитиии непосредственно социологической теории и методологии. Следует упомянуть хотя бы Роберта Мертона или Толкотта Парсонса — американских социологов, идеи которых во многом связаны с идеями Малиновского, возможно, в немалой степени оказавшими влияние на рождение их оригинальных концепций. Работы Малиновского побуждают к размышлениям, к познанию объективной реальности, которые могут быть полезны и в практической деятельности.

Наибольший интерес в научном наследии автора функционализма представляет собой его оригинальная концепция культуры и неразрывно связанная с ней • концепция человека. Родоначальник функционализма неоднократно в своих работах подчеркивал тот факт, что «любое общество для того, чтобы выжить, должно сохранить свою культуру.

Концепция культуры Малиновского по сути создавалась на основе традиций этнологии, хотя в значительно расширенном и углубленном виде. В более ранних своих произведениях Малиновский понимал культуру как некий племенной микрокосм, как определенную функционирующую целостность. Такая концепция отд^мчна от тех, которые развивались на основе исторических наук. На область этнологии эти концепции, как известно, пренес Эдвард Тэйлор, придав им больше теоретического смысла. Концепция Малиновского отличается также и от концепции культуры, понимаемой как «совокупность жизненных стандартов», разработанной американской школой этнопсихологии.

В основу теоретической системы Малиновского был заложен принцип объективно данного и научно познаваемого характера законов культуры. Исходя из этого, ученый стремился найти общее мерило всех человечесхих культур. Безусловно, нельзя утверждать, что Малиновский создал некую завершенную теоретичскую систему, которая могла бы служить в качестве универсальной антропологической теории культуры. По сути дела, за исключением работ последних лет жизни («Научная теория культуры» (1944), «Динамика культурных изменений» (1945), он занимался анализом отдельных институций культуры, различных ее аспектов (хозяйство, обмен, право, обычай, родство, семья, магия, религия, наука и язык). Возможно, здесь сказался талант Малиновского как эмпирика и аналитика, а не как систематика. Наиболее сильной стороной его антропологии является аналитически разработанный метод и его применение в исследовательской практике. В этой области творчество Малиновского обозначило настоящий перелом в развитии социальной антропологии, окончание периода спекулятивных заключений относительно различных явлений культуры и ее развития и стремление к формулированию антропологисческой теории на основе реальных фактов. Как теоретик Малиновский был гораздо противоречивее. Его основная роль была роль вдохновителя, но именно в данном качестве его теоретические заключения являются весьма существенными для дальнейшего развития антропологии, а также для социологии. Несмотря на кое-какие недостатки, эклектичность и частичную непоследовательность, Малиновский разработал методологичеие принципы, которые привели к тому, что функциональная школа стала одной из наиболее сильных и жизнеспособных направлений в антропологии. К функционализму примкнуло немалое количество ученых, весьма далеких от теорий, разработанных в свое время Малиновским. Его тезис о взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений культуры, всех институций, внимание к функции, а не только к форме предметов был и остается до сих пор предметом осмысления и дискуссий. Работы его, как ведущей фигуры в той области социологии и антропологии, которая обращается к исследованию корреляций между фактами, являются и должны оставаться в сфере современных исследований

Степень изученности творческого наследия Бронислава Малиновского представляется недостаточным, что и повлияло на выбор темы данного исследования. Следует отметить, что о культур-антропологии Малиновского и ее темах — функциональной интеграции культур, роли основных и второстепенных человеческих потребностей в функционировании и воспроизводстве культуры, социокультурной роли ритуалов и магии писали многие — Р. Бенедикт, Г. Белышевский, К. Я. Брози, М. Халасинский, Р. Ферс, А. Флис, М. Фортес, В. Гросс, К. Юденко, М. Кемпны, К. Клакхон, Э. Лич, Л. Мэйр, С. Нэдель, М. Оссовска, Р. Пиддингтон, АРичардс, П. ПГтомпка, А.Валигурски. В отечественной литературе некоторые аспекты творчества Малиновского были освещены в работах С. Н. Артановского, Э. Геллнера, ЕА. Весел кина, Э. С. Маркаряна, ААНикишенкова, Э. В. Соколова. В одной из последних работ С. И. Голода «Брак и семья» в историческм разрезе рассматривались взгляды Малиновского на семью. Цели диссертационного исследования

1. Выявление эволюции научных интересов крупнейшего культурантрополоГа XX столетия Бро^нислава Малиновского.

2. Полное и систематичное изложение функциональной концепции культуры Малиновского и определение роли и места человека ¿-(возникновении и функционировании культуры.

3. Демонстрация важности фигуры создателя функционализма в истории социальной антропологии, его вклада в развитие теории и методологии социальных наук.

Реализация этих целей потребовала не только досконального изучения трудов Малиновского, но и огромной критико-комментаторской литературы о нем. Задачи диссертационного исследования

Центральной задачей исследования является по возможности наиболее полно, -систематично и детально изложить функционалистскую концепцию Бронислава Малиновского. Это трудно, ибо ученый часто излагал свои взгляды отрывочно, его идеи часто рассыпаны по разным произведениям, иногда носят субъективно-эмоциональную окраску. Отсюда — дополнительные задачивоссоздать взгляды ученого в их органической внутренней связанности, проследить основные этапы развития функционализма Малиновского, осветить его связи с другими течениями. Предмет диссертационного исследования

Предметом диссертации является функционалистская концепция культуры Малиновского, в единстве его атропологических, культурологических и социологических взглядов. Такое понимание предмета требует обращения к массивной информационной базе.

Диссертационная работа проводилась в основном по пятитомному собранию сочинений Бронислава Малиновского и отдельно изданным работам на польском языке. Кроме того, была задествована литература, имеющая своей темой анализ творчества Малиновского на польском, английском, испанском и немецком языках. В итоге была осуществлена попытка предметно представить взгляды Малиновского, в основе которых лежит понимание культуры как необходимого атрибута любого общества, без сохранения которого оно обречено на исчезновение.

Методологическая база диссертационного исследования Диссертационная работа построена, главным образом, на анализе первоисточников (работ Бронислава Малиновского), а также критических работ, посвященных анализу научного наследия Млиновского. Метод исследования — историко-литературный, основные правила котрогособлюдать объективность, достоверность фактического материала, достаточность основания для выводов.

Научная новизна и практическая значимость исследования

Впервые в отчественной социологии делается попытка дать целостную характеристику функциональной концепции культуры Бронислава Малиновского.

1. Введена в научный оборот информация ранее не доступная отечественным исследователям в силу того, что практически ни одна работа Малиновского не переведена на русский язык.

2. Рассмотрение методов, применявшихся Малиновским в полевых исследованиях и теоретических изысканиях (методов включенного и повторного наблюдения, методов понимания, метода теоретических обобщений и других) имеет междисциплинарную ценность в частности для этносоциологии, социологии культуры, культурологии, социальной антропологии как в практике научных исследований, так и в преподавательской практике данных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту диссертационного исследования 1. Период становления научного мировоззрения Малиновского совпал по времени с периодом наиболее динамичного и плодотворного развития социальной науки в начале XX века в Германии и России, однако наибольшее влияние на него оказала интеллектуальная атмосфера Кракова, имевшая свои специфические черты.

2. Малиновский — родоначальник функционализма в культурантропологии, построенного на умеренном эмпиризме, индукционизме, холизме, умеренном реализме, инструментализме, натурализме в широком его понимании и сильной практической ориентации.

3. Целью антропологической науки Малиновский считал понимание механизма человеческой культуры, связи между психическими процессами человека, социальными институциями и биологическими основами общечеловеческих традиций и мышления. Таким образом^ предметом социальной антропологии для него была культура, понимание которой можно выразить с помощью четырех основных положений: культура является целостностьюкультура является интегрированной системойзависимость между элементами культуры носит функциональный характеркультура является инструментальным аппаратом.

4. Единицей анализа и вместе с тем основным принципом интеграции наблюдаемой социокультурной действительности, по Малиновскому, является концепция институции культуры.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной социальной антропологии Бронислав Малиновский в наиболее общем значении опрделяегся как мастер полевых исследований, автор непревзойденных монографий и талантливый педагог, хотя одновременно довольно часто отрицается ценность его рассуждений теоретического характера. В такого рода суждениях содержится большая доля здравого смысла, но только при упрощенном понимании его антропологической концепции Малиновского. Успех исследований ученого был возможен только потому, что им были приняты новаторские теоретические и методолгические принципы. Эти принципы не возникли сами по ссбе и не были следствием темперамента эмпирика. Общая теория культуры или культурных изменений Малиновского, воспринимаемая буквально или в том виде, в котором ее преподнес автор в последние годы своего научного творчества, по сути дела, мало интересны. Однако и здесь можно найти ряд удачных заключений, которые были и могут быть источником вдохновения для дальнейших исследовательских изысканий.

Такого рода установка послужила исходным пунктом для данной диссертационной работы. Реализация поставленных перед работой целей потребовала углубленного и по возможности наиболее объектйвного анализа самых значимых аспектов научного творчества Бронислава Малиновского. Творчество родоначальника функционализма сегодня считается переломным этапом развития социальной антропологии, а его влияние на мировую гуманистику не вызывает сомнений. В этом отношении стремление оценить функциональную теорию культуры Малиновского изначально не было бы оправданным. Хотя в диссертационной работе и содержатся некоторые оценочные суждения, но это только потому, что они были неизбежны в виду своей очевидности.

Анализ основополагающих принципов, понятий и утверждений концепции Малиновского, выявление их генезиса, а также определение места, значения и роли самого автора в развитии современной социальной антропологии приобретает дополнительную значимость при его проведении в контексте имеющейся критико-комментаторской литературы о творчестве Малиновского. Мировая литература в основном учитывает «англоязычный» период научного творчества ученого, кторый, безусловно, является наиболее значимым и плодотворным. Однако в ней практически не отражен его «польский» период творчества, который, как оказывается, является наиболее существенным моментом в процессе формирования научного мировоззрения Бронислава Малиновского и во многом может прояснить некоторые недоразумения и противоречия в оценке деятельности этого ученого. Поэтому в данной диссертационной работе в немалой степени представлены работы польских ученых, ориентирующихся на анализ именно раннего периода научного творчества родоначальника функционализма.

Концепция Малиновского своими философскими корнями уходит к краковскому периоду его научной деятельности. Его общие философские установски сформировались под влиянием интеллектуальной атмосферы Кракова, особенно под влиянием интеллектуальной атмосферы Ягеллонского университета, где в качестве доминирующего философского направления был эмпириокритицизм в версиях Эрнста Маха и Ричарда Авенариуса, а другим достаточно влиятельным направлением было марбургское неокантианство в лице Фридриха Ланге. Определенную долю влияния оказало на Малиновского гегельянство и проводимые в то время исследования в области истории философии, особенно истории философии Востока.

Уже в наиболее ранних работах Малиновского отчетливо проявились установки, предпочитающие функциональное объяснение причинно-следственному анализу фактов, в них заметен инструментальный способ видения науки и религии, а позднее — культуры в целом. Уже здесь начал вырисовываться путь, следуя которому Малиновский стремился найти определенную универсальную модель объяснения явлений культуры. Вначале это была мотивация психики, опирающаяся на интроспективный анализ («Первобытные верования и формы общественного устройства»), затем некоторые идеи психоанализа («Секс и его подавление в обществе диких»), бехевиористская интерпретация этй модели («Культура как определитель поведения «) и, наконец, общая концепция потребностей.

Из Кракова Малиновский уехал в 1909 году в Лейпциг, где в течение практически двух семестров слушал лекции Вильгельма Вундта, затем в Вене столкнулся с Эрнстом Махом, в Париже познакомился с Эмилем Дюркгеймом, а в 1910 году приехал в Лондон, чтобы под руководством Эдуарда Вестермарка изучать антропологию. Здесь в Лондоне Малиновский заложил основы новой функциональной социальной антропологии, которая по истечении двадцати лет завладела англосаксонской антропологией.

По своей сути функционализм, автором которого был Малиновский, проявился как философски открытая концепция в том смысле, что его невозможно отнести к какой-либо определенной философской системе, что он принял лишь некоторые элементы отдельных теорий без принятия их в целом. Ученый черпал свое вдохновение и знания из имеющегося научного арсенала своей эпохи, однако не проникся окончательно ни одной из теорий. Сложно сказать, был ли данный факт удачей или же он отрицательно повлиял на все дальнейшие достижения родоначальника функционализма.

Из имеющегося современного Малиновскому научного наследия он определенно не принял философию механистического материализма в любой его интерпретации, о чем свидетельствует отрицание им причинно-следственного объяснения явлений и фактов. Ему также был чужд интерес к какой-либо метафизической философии. Несмотря на очевидное влияние Эрнста Маха и Ричарда Авенариуса, Малиновский избежал крайнего эмпиризма, который в некоторой степени характерен данным представителям эмпириокритицизма, осознавая, что чистый опыт настолько же нереален, как и чистый разум. А в преодолении двух крайностей — эмпиризма и рационализмаему, очевидно, помогло марбургское неокантианство.

К наиболее характерным чертам функционализма Малиновского можно отнести следующие: умеренный эмпиризм, индукционизм, в очень либеральном своем значении, умеренный реализм в рассмотрении существования культуры, холизм, инструментализм, немеханистический материализм, натурализм в широком его понимании и праксизм, пронизывающий практически всю функциональную концепцию Малиновского.

Работы последних лет жизни родоначальника функционализма носят синтетический характер, они посвящены теоретическим проблемам разработанной им теории культуры, которой он стремился придать более широкий философский смысл. Разрешение этой проблемы ученый видел как ответ на вопрос, возможна ли настоящая научная гуманистика, и искал этот ответ в широко понимаемой им Науке о Человеке, сконцентрированной вокруг ключевого понятия «культура» .

Концепция культуры Малиновского сформировалась на основе традиций этнологии, хотя в значительно расширенном и углубленном виде. В своих более ранних работах Малиновский понимал культуру как племенной микрокосм, как определенную действующую или функционирующую целостность. Такая концепция отличается от тех, которые развивались на основе исторических наук, отличается от концепции культуры, понимаемой как «совокупность жизненных стандартов», разработанной американской школой этнопсихологии. В последних своих работах Малиновский значительно углубил понятие культуры, однако, не доведя до конца своих устремлений, оставил в ней некоторые неясности и недосказанность.

В основу его системы, как известно, был заложен принцип объективно данного и научно познаваемого характера законов культуры. «Культура является определителем человеческого поведения и как динамичная реальность подлежит определенному детерминизму.» «Существуют научные законы культуры.» «Человечество едино и наука о культуре возможна.» Такие высказывания можно встретить в трудах Малиновского. Исходя из этих общих утверждений, ученый стремился найти общее мерило для всех человеческих культур и искал его прежде всего в биологии и физиологии человека. В связи с этим он разработал свою концепцию потребностей, расположенных в определенной иерархии и имеющих соответствующий порядок культурных ответов. Отсюда культура становится динамичным адаптативным механизмом, всегда связанным в системе Малиновского с определенными условиями окружающей среды. Это означает, что, с одной стороны, культура функционирует в направлении удовлетворения потребностей данного общества, а сами потребности определены культурным стандартом того же общества. С другой стороны, это означает, что культурная динамика проявляется во взаимосвязях и взаимозависимостях между отдельными элементами или частями культуры, создающими характерный для данного общества неповторимый жизненный уклад. Однако динамика, как ее понимал Малиновский, не означает динамики во времени и пространстве, где имеет значение другой измеритель культуры — история, к которой у Малиновского было свое, весьма специфическое отношение.

Осознав в итоге несостоятельность своей функциональной концепции культуры, Малиновский попытался обратить свой интерес к процессам культурного изменения в африканских обществах, происходивших под влиянием европейской цивилизации. Он попытался разработать так называемую теорию культурного контакта, однако потерпел здесь поражение из-за ограниченности своей функциональной теории. Хотя функциональный метод, в значимости которого сегодня никто не сомневается, отвечает теоретическим построениям Малиновского.

Данный метод как совокупность приемов и исследовательской техники приемов был результатом оригинальных опытов Малиновского. Он был изложен во вводном разделе монографии «Аргонавты западного побережья Тихого океана». Разработанный на основе материала о небольших изолированных обществах Океании, в то время еще мало тронутых процессами культурного изменения, функциональный метод в большой степени стал отражением существующих в них общественных отношений. Эти общества, как правило, дописьменные, опирались на живую, нигде незафиксированную традицию, располагали простой технологией. Они требовали специфических исследовательских приемов, интенсивных комплексных исследований, которые должны были начинаться с нулевой точки отсчета. А социальный антрополог был обязан опираться лишь на свои собственные наблюдения, которые и составляли основу его исследовательского метода.

Метод интенсивных полевых исследований, разработанный в свое время Малиновским, с течением времени был значительно расширен и детализирован в своих частях. Однако их значимость продолжает сохранять свою актуальность. Ученый положил начало функциональному методу, который в мировой этнографии раз и навсегда остался связанным с именем Малиновского. Даже те, которые скептически относились к некоторым формулировкам Малиновского или были его явными неприятелями, а их было немалое количество во всех частях света, не отрицали его высочайшего мастерства полевых исследований.

Но Малиновский не желал останавливаться на разработке методов социальной антропологии. Его устремления были гораздо шире. Ученый пытался построить общую теорию культуры, исходя из принципов своей функциональной концепции данной науки. Однако эта концепция, что осознавал и сам Малиновский в последний годы жизни, была весьма ограниченной и оказалась неспособной к разрешению глобальных проблем существования и функционирования культуры. Малиновский — теоретик был действительно противоречивым, не всегда логически последовательным, склонным к преувеличениям и некоторым крайностям. Возможно он был слишком романтичным ученым, чтобы осуществить все свои замыслы.

Ограничения функциональной концепции культуры, особенно на общетеоретическом уровне, стали причиной того, что в конечном итоге Малиновскому не удалось разработать теорию культурного изменения. Он не мог изначально надеяться на успешность своих намерений, ибо исходные принципы консенсуса и равновесия культурной системы не давали возможности разрешения этой проблемы. В результате теория культурного контакта, разработанная Малиновским, оказалась довольно односторонней, несмотря на то, что содержала в себе интересные идеи. А основным недостатком была недооценка ее автором сущностной роли внутреннего конфликта и исторической обусловленности социальных и культурных явлений.

Малиновский не создал, конечно, законченной теоретической системы, общей антропологической теории культуры или общества. По сути дела, за исключением работ последних лет жизни таких, как «Научная теория культуры» и «Динамика культурных изменений», он занимался анализом действия отдельных институций культуры, различных ее аспектов: хозяйство, обмен, право, обычай, родство, семья, магия, религия, наука или язык. Возможно, здесь сказался талант Малиновского как эмпирика и аналитика, а не систематика. Как уже неоднократно подчеркивалось, наиболее сильной стороной его антропологии является аналитически разработанный метод и его применение в исследовательской практике. В этой области творчество Малиновского обозначило настоящий перелом в развитии социальной антропологии, окончание периода спекулятивных заключений относительно различных явлений культуры и стремление к формулированию антропологической теории на основе реальных фактов. Однако Малиновский как теоретик был действительно гораздо противоречивее. Его роль была, прежде всего, ролью вдохновителя, и именно в этой роли его теоретические заключения являются весьма существенными для дальнейшего развития антропологии, а также для социологии. Несмотря на некоторые недостатки, непоследовательность и эклектичность, Малиновский разработал методологические принципы, которые повлияли на то, что одной из наиболее сильных и жизнеспособных школ в антропологии стала «функциональная школа». К функционализму примкнуло немалое количество ученых, весьма далеких от теоретических разработок Малиновского. Тезис Малиновского о взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений культуры, всех институций, внимание к функции, а не только к форме предметов был и остается до сих пор предметом осмысления и дискуссий. Он как ведущая фигура в той тенденции в социологии, которая обращается к исследованию корреляций между фактами, является и должен оставаться предметом исследования. Безусловно, можно не соглашаться с некоторыми взглядами родоначальника функционализма, однако исследование связей между фактами или применение многих идей этого ученого может быть несомненно плодотворным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994
  2. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
  3. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л-д, 1967
  4. С.Н. Методологические проблемы исследования истории теории культуры. Л-д: ЛГИК, 1973
  5. С.Н. Критика буржуазных теорий культуры и проблемы идеологической борьбы. Л-д: ЛГИК, 1981
  6. Веселкин Е. А. Теория культурных контактов и современный расизм И Расы и Народы, 1973, № 3
  7. Э. Две попытки уйти от истории// Одиссей, М. Наука, 1990
  8. Ю.Н. Введение в культурантропологию. С-Петербург, 1992
  9. Ю.Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Культурантропология как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности // Вестник ЛГУ, сер. 6, вып. 3 (№ 20), 1991
  10. М. Рихард Турнвальд и его этнографические труды // Советская этнография, 1933, № № 3,4
  11. Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1993
  12. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969
  13. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973
  14. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983
  15. П. Современная Западная Социология // Теории. Традиции. Перспективы. С: Пб., 1992
  16. Л. Древнее общество. Л-д, 1934
  17. A.A. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М., 1986
  18. Новые направления в социологической теории. М., 197 820.0льдероги Д.А., Потехин И. И. Функциональная школа в этнографии на службе британского империализма П Англо-американская этнография на службе империализма. М., 1951
  19. Очерки социальной антропологии. С.-Петербург, 1995
  20. Н.Дж. Культура // Социологические исследования, 1990, № 12
  21. Современная Западная Социология. Словарь (под ред. Давыдова Ю.Н.). М., 1990
  22. Современная Западная Философия. Словарь (под ред. Малахова B.C.). М., 1991
  23. Э.В. Культура и личность. Л-д, 1972
  24. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л-д, 1989
  25. Э.В. Культурология. М., 1994
  26. С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978
  27. Э. Первобытная культура. М., 1939
  28. Философский словарь (под ред. Радлова Э.Л.). С-Пб, 1911 31. Фрейд 3 Психоанализ, религия, культура. М., 1992
  29. Агшоп W. Malinowski Bronislaw Kasper. Polski Sfownik Etnograficzny, т. XIX, Wroclaw 1974
  30. Benedict R. El Hombre y la Cultura, Buenos Aires 1967
  31. Bialyszewski H. Funkcjonalna koncepcja zmiany spolecznej, w: «Studia Socjologiczne», 1970, Nr.2
  32. Borowska E. Lata polskiej mlodosci B. Malinowskiego. Nie habilitowana praca magisterska, Un-t Jagielonski 1971io. Borowska E. Polskie prace Bronislawa Malinowskiego, «Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Jagielonskiego. Prace etnograficzne» 1976, z. 9
  33. Brozi K.J. Antropologia funkcjonalna Bronislawa Malinowskiego, Lublin 1983
  34. Burszta J. Dwa modele etnograficznej monografii wsi, «Lud» 1965, t. III
  35. Chatasinski J. Recenzja z: B. Malinowski Sex, Culture andMyth, New York 1962- w: «Przegl^d Socjologiczny» 1963, t. 17
  36. Chaiasinski J., Obr? bski J., Szczepanski J. Bronislaw Malinowski, w: «Przegl^d Socjologiczny», t. XXVIII, Lodz 1976
  37. Colombres A. Sobre la cultura y el arte popular, Serie antropologica. Ediciones del Sol, Buenos Aires 1987
  38. Czarnowski S. Kultura, Warszawa 1948
  39. Czekanowski J. Zarys historii antropologiipolskiej, Krakow 1918
  40. Czekanowski J. Czlowiekw czasie iprzestrzeni (wyd. II), Warszawa 1937
  41. Czerwinski M. Kultura ijej badania, Warszawa 1980
  42. Diez N.J. Sociologia: Entre el funccionalismo y la dialectica, Madrid 1976
  43. Dobrowolski K. Studia nadzyciem spolecznym i kultura, Wrociaw 1965
  44. Firth J.R. El analisis etnografico y el lenguaje en la obra de Malinowski. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  45. Firth R. Introduccion: Malinowski como cientifico y como hombre. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  46. Firth R. El lugar de Malinowski en la istoria de la antropologia economica. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  47. Firth R. Professor Bronislaw Malinowski, «Nature» 1942, t. 149
  48. Firth R. Professor Malinowski: An Accont of the Memorial Meeting, London 1943,
  49. Flis A. Koncepcja cziowieka w antropologii Bronislawa Malinowskiego, w: «Kultura i Spoloczenstwo» 1983, t. 27, Nr. 4
  50. Flis A. Bronislaw Malinowski’s Sociology and Social Antropology, Masters of Polish Sociology (P. Sztompka ed.), Wroclaw 1984
  51. Flis. A. Krakowski doktorat Bronislawa Malinowskiego, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  52. Flis A. Filozofia krakowska poczqtku XX wieku i krztaltowanie siq poglqdow naukowych Malinowskiego, w: Antropologia Spoteczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  53. Flis A. Malinowski a Radcliffe-Brown: dwie wersje funkcjonalizmu, w: Antropologia Spoteczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  54. Fortes M. Malinowski y el estudio del parentesco, b: Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  55. Frazer J.G. Przedmowa w: Malinowski B, Dziela, t. 1, Warszawa 1980
  56. O.Goodfellow D M. Elementy ekonomii w etnologii, w: «Przegl^d Socjologiczny» 1946, t. 8
  57. Gouldner A.W. Co si% zdarzylo w socjologii: historyczny model rozwoju strukturalnego, w: Czy kryzys socjologii? Warszawa 1977
  58. Gross W. Bronislaw Malinowski, «Lud» 1948, t. XXXVIII
  59. Harris M The Rise of Antropological Theory. Ahistory of Theories of Culture, New York 1968 .
  60. Heydzianka-Pilatowa J. Problemy jqzykowe w pracach Bronislawa Malinowskiego, w: «Rocznik Polskiego Towarzystwa Naukowego na Obczyznie», New York 1956, r. 7
  61. Historia etnografiipolskiej (pod red. Terleckiej M.), Wroclaw-Warszawa 1973
  62. Hogbin H.J. The TrobriandIslands, 1945. Letter to the Editor, «Man» 1946, t. 46
  63. Hogbin H.J. La antropologia como servicio publico. Contribucion de Malinowski. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  64. Jarvie I.C. The Revolution in Antropology, London 1964
  65. Judenko K. Wstqp: Malinowski B. Szkice z teorii kultury, Warszawa 1958
  66. Kaberry P. La contribucion de Malinowski a los metodos del trabajo de campo y a la literatura etnografica. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  67. Karpinski J. Kultura i melose rzeczywistosci. O ponumerowanych swiatach Karla Poppera, «Tworczosc» 1975, Nr 9
  68. Kempny M. O modelu antropologii spolecznej Bronislawa Malinowskiego, «Studia Socjologiczne» 1979, Nr. 3(74)
  69. Kempny M. Antropologia Bronislawa Malinowskiego. Zarys rekonstrukcji systemu teoretycznego, Maszynopis pracy magisterskiej z 1978 roku, Archiwum Instytutu Socjologicznego UJ
  70. Kempny M. Koncepcja potrzeb w fotnkcjonalizmie Malinowskiego, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  71. Kluckhon C. Bronislaw Malinowski, 1884−1942, «Journal of American Folk-Lore» 1943, t. 56
  72. Kotarbinski T. Wyborpism, t. II, Warszawa 1958
  73. Kotarbinski T. Elementy teorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauk, Wroclaw, 1961
  74. Krzyzanowski J. Z zagadnien socjologicznych panstwa pierwotnego, «Przegl^d Socjologiczny» 1930−1931, t. 1, z. Kubica-Kiyszcz G. Malinowski i Akademia Umiejqtnosci, «Przegl^d Humanistyczny» Nr. 3−4, Warszawa 1982
  75. Kubica-Klyszcz G. Recenzja z: Witkiewicz S.I. Listy do Bronislawa Malinowskiego, «Kullturai Spoloczenstwo» 1982, Nr. 1−2
  76. Kubica-KJyszcz G. Bronislaw Malinowski szkic biograficzny, «Lud» 1982, t. 66
  77. Kubik J. O pojqciu funkcji w antropologii Malinowskiego, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985,
  78. Kuper A. Antropologists andAntrapology. The British School 1922−1972, London 1978
  79. Kurczewska J. Narodw socjologii i ideologiipolskiej, Warszawa 1979
  80. Kutrzebianka A. Rozwoj etnografii i etnologiiw Polsce, Krakow 1984
  81. Kwasniewski W. Rozwoj socjologii na Uniwersytecie Jagiellonskim i jej stan obecny, «Studia Socjologiczne» 1965, Nr. 1 (16)
  82. Kwasniewicz W. Katedra Etnografii Ogolnej i Socjologii Uniwersytetu Jagiellonskiego (1925−1964), Studia z dziejow Wydzialu Filozoficzno-Historycznego UJ (pod red. S. Mikuckiego), Krakow 1967
  83. Lawrence C.M. Dorobek Profesora Bronislawa Malinowskiego, «Wiadomosci» (London) 1958, Nr. 5 (618)
  84. Leach E.R. La base epistemologica del empirismo de Malinowski. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  85. Legowicz J. Zarys historii filizofii, Warszawa 1967
  86. Lutynski J. Poewolucjonistyczne kierunki w anglosakskiej etnologii, «Przegl^d Nauk Historycznych i Spolecznych», t. IV 1954.
  87. Mach Z. Metoda intensywnych badan terenowych w historii antropologii spoiecznej, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego. Warszawa 1985
  88. Mach Z. Bronislaw Malinowski a Claude Levi-Strrauss, czyli o nauce pewnej kontrowersji w antropologii spoiecznej, «Studia Socjologiczne» 1979, Nr. 3(74),
  89. Malinowski B. Totemizm i egzogamia, cz. 2, «Lud» 1912, t. 18
  90. Malinowski B. Plemienne zwiqzki mqzczyzn w Australii, «Sprawozdania z Czynnosci i Posiedzen Akademii Umiaj§ tnosci w Krakowie» 1912, t. 17 (marzec), Nr. 3
  91. Malinowski B. Totemizm i egzogamia, cz. 3, «Lud» 1913, t. 19
  92. Malinowski B. The Family Among the Australian Aborigines: A Sociological Study, London 1913
  93. Malinowski B. Stosunek wierzen pierwotnych do form organizacji spoiecznej. Teoria totemizmu, «Sprawozdania z Czynnosci i Posiedzen Akademii Umiejftnosci w Krakowie» 1913, t. 18 (pazdziernik), Nr. 8
  94. Malinowski B. Wierzenia pierwotne i formy ustroju spolecznego. Poglqd na genezq religii ze szczegolnym uwzglqdnieniem totemizmu, Krakow 1915, w: Dzieia, t. 1, Warszawa 1980
  95. Malinowski B. Baloma: The Spirits of the Dead in the Trobriand Islands, The Journal of the Royal Antropological Institute of Great Britain and Ireland 1916, t. 46
  96. Malinowski B. Mit wpsychologii ludow pierwotnych (London New-York 1926), w: Szkice z teorii kultury, Warszawa 1958
  97. Malinowski B. Antropology, w: Encyclopaedia Britanica, Supplementary Volume 1, (vol. 13), London 1926
  98. Malinowski B. The Antropological Study of Sex, b: Verhandlungen des 1. Internacionalen Kongress fuir Sexualforschung, t. 5, Berlin-Koeln 1928
  99. Malinowski B. Zycie seksualne dzikich w pobtocno-zachodniej Melanezji. Milosc, malzenstwo i zycie rodzinne u krajowcow z Wysp Trobrianda Brytyjskiej Nowej Gwinei (London New-York 1929), w: Dziela, t. 2, Warszawa 1980
  100. Malinowski B. Kinship Encyclopaedia Britanica, t. 13, vol. 14, London 1929
  101. Malinowski B. Marriage Encyclopaedia Britanica, t. 14, vol. 14, London 1929
  102. Malinowski B. Zagadnienie pokrewienstwa w swietle najnowszych badan, «Przegl^d Socjologiczny» 1930−1931, t. 1, z. 1111. Malinowski B. Kultura (New-York 1931), Biblioteka Instytutu Socjologii Uniwersytetu Jagiellonskiego, Krakow s.a., maszyn.
  103. Malinowski B. Prawo i zwyczaj (London New-York 1934), «Przegl^d Socjologiczny» 1938, t. 6, z. 1−2
  104. Malinowski B. Ogrody koralowe i ich magia. Studium metod uprawy ziemi oraz obrzqdow, towarzyszqcych rolnictwu na Wyspach Trobrianda (London 1935), w: Dziela, t. 4, Warszawa 1986
  105. Malinowski B. Smiertelny problemat (1936), «Przegl^d Socjologiczny» 1976, t. 28, z. 1−4
  106. Malinowski B. Kultura jako wyznacznik zachowania si$, «Ruch Prawniczy, Ekonomiszny i Socjologiczny» 1937, r. 17, z. 1
  107. Malinowski B. Introduccion: F. Ortiz Contrapunteo Cubano del Tabaco y el Azucar, La Habana 1940
  108. Malinowski B. Inaugural Address, «Bulletin of the Arts and Sciences in America» 1942, t. 1, Nr. 2
  109. Malinowski B. Naukowa teoria kultury, w: Szkice z teorii kultury, Warszawa 1958
  110. Malinowski B. Dynamika przemian kulturowych. Studium stosunkow rasowych w Afryce, w: Szkice z teorii kultury, Warszawa 1958
  111. Malinowski B., Julio de le Fuente La economia de un sistema de mercados en Mexico. Un ensayo de ethnografia contemporanea y cambio social en un valle Mexicano, «Acta Anthropologica"1957, Epoca 2, t. 1, Nr. 2
  112. Malinowski В. A Diary in the strict Sense of the Term, New-York 1967
  113. В. 0 zasadzie ekonomii myslenia (rozprawa doktorska), w: Dziela, т. 1, Warszawa 1980
  114. Martinek E.C. Wstqp, в: Witkiewicz S. I Listy do Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1981
  115. Matuszewska-Kohutnicka B. Zbiory Bronislawa Malinowskiego w Anglii, «Lud» 1969, т. 53
  116. Mauss M. Szkice o darze. Forma i podstawa wymiany w spoleczenstwach archaicznych, в: Socjologia i antropologia, Warszawa 1973
  117. Merrill FE. Introduccion a la sociologia. Sociedad y Cultura, Madrid 197 8127Miqdzy dwoma swiatami Bronislaw Malinowski, Warszawa 1985
  118. Montagu M.F.A, Bronislaw Malinowski (1884−1942), «Isis» 1942, т. 34
  119. Moszynski К. Z zagadnim systematyki kultury, «Przegl^d Wspofczesny» 1939, т. 48
  120. MoszynskiK. Czlowiek. Wstqp do etnografiipowszechnej i etnologii, 1958
  121. Murdock G.P. Bronislaw Malinowski, «American Antropologist» 1943, т. 45,
  122. Paluch A. K. Konflikt, modernizacja i zmiana spoteczna. Analiza i krytyka teorii fimkcjonalnej, Warszawa 1976
  123. Paluch A.K. Wstqp, b: MalinowskiB. Dzida, t. 1, Warszawa 1980
  124. Paluch A.K. Malinowski, Seria «Mysli i Ludzie», Warszawa 1981i^i.Paluch A.K. Bronislawa Malinowskiego rozumienie kultury, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  125. Paluch A.K. Wstqp, b: Malinowski B. Dziela, r. 4, Warszawa 1986
  126. Parsons T. Malinowski y la teoria de los sistemas sociales, b: Hombre y Cultura. La obra de Bronis/aw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  127. Paszkowski L. Malinowski i Witkacy w Australii, «Wiadomosci» 1972, r. XXVII, Nr. 41, Nr. 43/44
  128. Piddington R. La teoria de las necesidades de Malinowski, b: Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  129. Pine F. Funkcjonalizm Malinowskiego w tradycji brytyjskiej antropologii spolecznej, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  130. Piotrowski J. Z zagadnien rozwoju kultury, «Przegl^d Socjologiczny», t. IX, z. 1−4, Lodz 1947
  131. Reinwald P. Malinowski und die Ethnologie, Malinowski B. Eine wissenschaftliche rIheorie der Kultur und andere Aufsaetze, Zuirich 1949
  132. Poniatowskli St. Zadania i przedmiot etnologii, Archiwum Nauk Antropologicznych, t. VI, Nr. 2, Warszawa 1922
  133. Rex J. Discovering Sociology. Studies in Sociological Theory and Method, London, 1972
  134. Richards A. I. Bronislaw Kasper Malinowski: Born 1884 Died 1942, «Man» 1943, t. 43
  135. Richards A.I. El concepto de cultura en la obra de Malinowski. Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  136. Schapera I. Malinowski y la teoria de la ley, b: Hombre y Cultura. La obra de Bronislaw Malinowski, Mexico Madrid — Buenos-Aires 1974
  137. Sredniawa B. Studia uniwersyteckie Bronislawa Malinowskiego, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  138. Straszewski M. Co to jest filozofja?, Warszawa 1902
  139. Symonolewicz-Symons K. Osobowosc tworcza Bronislawa Malinowskiego, w: Antropologia Spoleczna Bronislawa Malinowskiego, Warszawa 1985
  140. Szacki J. Historia mysli socjologicznej, Warszawa 1981
  141. Szacki J. Bronislaw Matinowski szkic biograficzny, «Lud» 1982, t. 66lol. Szczepanski J. Filozoficzna i socjologiczna koncepcja czlowieka, «Studia Filozoficzne», Warszawa 1969, Nr. 1
  142. Szczepanski J. Recenzja z: Malinowski B. Zycie seksualne dzikich w pobiocno-zachodniej Melanezji. Milosc, malzenstwo i zycie rodzinne u krajowcow z Wysp Trobrianda Brytyjskiej Nowej Gwinei, «Przegl^d Socjologiczny» 1976, t. 28
  143. Sztompka P. Metoda funkcjonalna w socjologii i antropologii spolecznej (Studium analityczne), Wrociaw-Warszawa-Krakow-Gdansk 1971
  144. Tatarkiewicz W. Historia filozofii, t. 3, Warszawa 1970
  145. Thomas W. I., Znaniecki F. Chloppolski w Europie i Ameryce, Warszawa 1976
  146. Truszkowski W. Jak Bronislaw Malinowski zostal ocalony dla nauki (Wspomnienia Zofii Krzyzanowskiej, Krakowski ddziai PAN (maszynopis))
  147. Turnau I. Recenzja z: B. Malinowski The Dinamics of Culture Change: An Inguiry into Race Relacions in Africa (New Hawen 1945), «Przegl^d Socjologiczny» Lodz, 1947, t. 9, z. 1−4
  148. Turnau I. Recenzja z. B. Malinowski Freedom and Civilizacion, New York 1944, «Przeglad Socjologiczny» 1948, t. 10
  149. Waligorski A. Recenzja z: B. Malinowski Methods of Study of Culture Contact in Africa (London 1938), «Przeglad Socjologiczny» 1938, t. 6
  150. Waligorski A. Spolecznosc afrykanska w procesie przemian 1890−1949 r., Warszawa, 1969
  151. Waligorski A. Antropologiczna koncepcja czlowieka, Warszawa 1973
  152. Waligorski A. Malinowski w trzydziesci latpozniej, «Studia Socjologiczne» 1974, Nr. 2 (53)
  153. Waligorski A. Poslowie do przekladu polskiego, w: B. Malinowski Argonauci Zachodniego Pacyfiku. Relacje o poczynaniach i przygodach krajowcow z Nowej Gwinei, w: B. Malinowski Dziela, t. 3, Warszawa 1981
  154. WaxM. L. Tenting with Malinowski, «American Sociological Revew» 1972, t. 37
  155. Zegarlinski S. Powstanie przekonan i obrzqddw religijnych wedlug Malinowskiego, «Przegl^d Powszechny» 1916, r. 33, t. 131, 133, 134
  156. Znamierowski C'. Etnograf i socjolog, «Marcholt» 1936, r. 3, t. 3, Nr. 4(12)
  157. Znamierowski C. Przedmowa w: B. Malinowski Prawo, zwyczaj, zbronia w spolecznosci dzikich, Warszawa 1939
  158. Znaniecki F. Wstqp do socjologii, Poznan 1922
  159. Znaniecki F. Studia nad antagonizmem do obcych, Poznan 1931
  160. Znaniecki F. Znaczenie socjologiczne badan Ludwika Krzywieckiego nad spoleczenstwami nizszymi, w: Ludwik Krzywicki. Praca zbiorowa poswiqcona jego zyciu i tworczosci, Warszawa 1938
  161. Znaniecki F. Nauki o kulturze, Warszawa 1971
Заполнить форму текущей работой