Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманистические идеи как предпосылка теории социальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие гуманистических взглядов, теорий в контексте теорий солидарности (или либеральных теорий) также сыграло свою роль в подготовке почвы для формирования научного и профессионального вида социальной работы. Либерализм XIX в. — это социально-политическое мировоззрение, представленное различными концепциями, в которых рассматривался вопрос о взаимоотношениях личности и государства, прав… Читать ещё >

Гуманистические идеи как предпосылка теории социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Помимо того, что эпоха буржуазно-демократических революций сопровождалась изменениями социальной практики, законодательства, это время — время приращения общественного знания. История развития научной мысли раскрывала наличие и сосуществование различных направлений, имевших большое значение для генезиса социальной работы. В определенной степени существовало их взаимопереплетение. А. В. Козлов обращает внимание на то, что история научной мысли в социальной работе может быть описана как в широком, так и в узком смысле слова[1]. Когда речь идет об узком толковании, то имеется в виду лишь анализ целей социальной работы, направленных на осуществление социальных изменений. При использовании же широкого толкования анализируется общество и различные социальные теории социальных изменений с целью преобразования общества.

Начиная с эпохи Просвещения, которая сформировала принципиальные положения об общественном прогрессе, естественных правах человека, творческой активности человека и его долге, в обществе складывается определенная идеология, в центре которой — положение человека в окружающем мире, утверждение его ценности как личности. Предшествующий накопленный багаж идей, посвященных проблемам благотворительности, позволил сформулировать иные подходы к пониманию бедности. Итоги французской революции были неоднозначны: с одной стороны, в основе ее лежали мечты о всеобщем благе и справедливости, идеалы добра и разума, с другой стороны, практика революции обернулась массовыми расправами и казнями. Общественное мнение меняет свое отношение к беднякам: они тоже личности и имеет право на свободу. Именно свобода становится формой благотворительности.

Одной из ведущих тем, предопределивших существование теории социальной работы, стала тема бедности, степени ее градации и роста, ее количественных и качественных показателей. Именно наличие феномена бедности, по мнению Зимбалиста[2], «кормит» социальную работу, не снижая ее актуальности для всех времен. К проблеме бедности примыкает и проблема распределения общественного богатства, а также проблематика, связанная с общественным благосостоянием. Каково же новое социальное место бедности? Разграничение в понимании происходит по линии «бедняков здоровых» (способных трудиться) и «бедняков больных» (неспособных трудиться). Отсюда вывод: «Нищета — это бремя, имеющее цену; нищего можно приставить к машине, и он включит ее; болезнь же есть ни к чему непригодная ноша; ее можно лишь взвалить на плечи или сбросить». Бедность, как таковая, становится необходимой для богатства, бедные представляют потенциальную рабочую силу, которая может быть использована в фабричном процессе и, следовательно, может способствовать производству общественного продукта, т. е. она обладает общественной ценностью. Поэтому бедных бродяг, нищих следует выпустить из стен изоляторов и предоставить в полное распоряжение предпринимателей. А «больные бедняки» не содержат в себе потенциального богатства (они не способны эффективно работать на производстве), поэтому нуждаются во всемерной поддержке. К.-П. Коко в XVIII в. выделял основные формы благотворительности: естественная благотворительность — личное чувство; личная благотворительность — врожденная предрасположенность; национальная благотворительность1.

Таким образом, в эпоху Просвещения становится ясно, что, хотя в призрении убогих и нет никакой материальной (рациональной) необходимости, тем не менее благотворительность является первым и абсолютным долгом общества, ничем не обусловленным, так как именно она — условие его существования. Забывая и не заботясь о неимущих и убогих, общество тем самым обрекает себя на самоуничтожение. Как следствие, возник вопрос о формах благотворительности и роли государства в этом процессе. Так, в публицистике XVIII в. появилась целая дискуссия. Одна точка зрения заключалась в том, что государственный контроль за благотворительными учреждениями есть общественный долг; согласно другой точке зрения общественный долг — это долг общественного человека, а не самого общества. Иными словами, в основе теории благотворительности должен лежать психологический и моральный анализ природы сострадания, солидарности, жалости, а не определение договорных обязательств в социальной группе. В таком понимании благотворительность — это не государственная структура, но личная связь, соединяющая человека с обществом.

Для социальных философов XIX в. идея болезни общества и путей его выздоровления стала основной. Общественнополитические движения того времени также проповедовали мысль о том, что для изменения и улучшения социальных условий необходимо не только преобразование, но и теоретическое знание. В качестве примера можно привести сенсимонизм во Франции, Фабианское общество в Англии. Особое место здесь отводится идеям марксизма как учения и социальной практики.

Развитие гуманистических взглядов, теорий в контексте теорий солидарности (или либеральных теорий) также сыграло свою роль в подготовке почвы для формирования научного и профессионального вида социальной работы. Либерализм XIX в. — это социально-политическое мировоззрение, представленное различными концепциями, в которых рассматривался вопрос о взаимоотношениях личности и государства, прав, свобод личности в буржуазном государстве. В числе прочих здесь сформулирована идея об ответственности и моральном долге государства перед личностью за невозможность предоставить все условия для ее нормального существования. М. В. Фирсов, анализируя взгляды представителей либерализма XIX в., выделяет четыре группы проблем, касающихся социальной помощи1.

Это, во-первых, вопрос о роли государства в деле помощи, которое может выступать либо как организатор благотворительности, не принимая непосредственного участия в реализации помощи, либо как активный организатор и проводник социальных инициатив на управленческом, экономическом и организационном уровне.

Во-вторых, актуализировалась проблема права личности на помощь (прежде всего, в связи с развитием такого явления, как пауперизм — профессиональное нищенство). Четко было определено, кто и в каких случаях имеет право на обязательную государственную помощь: болезнь, несчастный случай и старость, — это объективные факторы, которые государство обязано учесть и обеспечить человеку компенсацию посредством целевых программ. Во всех иных случаях необходимо иметь объективную картину социальной проблемы, которая невозможна без научных методов исследования ситуации.

В-третъих, в рамках гуманистических теорий ставился вопрос о сущности личности «человека нуждающегося», типологии проявлений нуждаемости. Это представлялось чрезвычайно важным для того, чтобы более грамотно и эффективно определить характер помощи.

И наконец, в-четвертых, с неизбежностью возникал вопрос о личности самого «человека помогающего»: его функции, должностные обязанности, требования, условия профессиональной компетентности, которые сводились к функциям то врача, то общественного деятеля, то духовника.

Таким образом, в европейском обществе формируется, с одной стороны, потребность в обобщении и систематизации накопленного опыта, знаний, идей о процессах помощи, с другой стороны, складываются долговременные подходы к осознанию и осмыслению этого опыта. Тем самым была заложена база для возникновения социальной работы как теории и как профессии.

Контрольные вопросы

  • 1. Что повлияло на изменение парадигмы помощи в эпоху буржуазно-демократических революций?
  • 2. Какую роль сыграло развитие социального законодательства для последующего развития социальной работы?
  • 3. Что меняется во внешнем и внутреннем содержании социальной практики?
  • 4. Почему либеральные идеи стали основой будущей теории социальной работы?

Практические задания

  • 1. Составьте хронологическую таблицу принятия социальных законов (XVI—XIX вв.) во Франции, Германии и Англии.
  • 2. Сделайте вывод об общем содержании, направленности и формах социальной деятельности государства, закрепленной в законодательстве.

Темы для докладов

  • 1. Борьба с нищенством в эпоху буржуазно-демократических революций (БДР).
  • 2. Идеи эпохи Просвещения как предпосылки развития теоретических взглядов в социальной работе.
  • 3. Социальные проекты социалистов-утопистов.
  • 4. Образовательные проекты эпохи буржуазно-демократических революций и их социальная направленность.

Рекомендуемая литература

1. Василькова, Ю. В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. — М., 1989.

  • 2. Карсавин, Л. П. Культура средних веков. — Киев, 1995.
  • 3. Монтескье, Ш. О духе законов // Избр. произведения. — М., 1955. — С. 159—734.
  • 4. Мор, Т. Утопия. — М., 1978.
  • 5. Оуэн, Р. Опыты об образовании человеческого характера // Педагогические идеи Роберта Оуэна. — М., 1940.
  • 6. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху. — СПб., 1997.
  • 7. Фуко, М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. — М., 1999.
  • 8. Фуко, М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в. 1974—1975 учебном году. — СПб.: Наука, 2005.
  • [1] Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы…
  • [2] Zimbalist S. Е. Historic themes and landmarks in social welfare research.N. Y.: Harper & Row, 1977.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой