1. Можно ли, основываясь на мнении Валлерстайна о том, что социология есть продукт Просвещения, утверждать, что современные страны, в которых социология практически неизвестна, являются менее просвещенными, чем те страны, где она развита хорошо?
2. Вспомните периодизацию истории социологии Ю. Н. Давыдова. Есть ли у выделенных им циклических периодов какие-то черты, позволяющие увидеть, что в целом социологическое знание развивается прогрессивно?
3. Какие оценки прогресса и его значения для человечества позволяют называть Тюрго и Кондорсе просветителями?
4. Какие показатели можно использовать для доказательства того, что одни страны более прогрессивны, чем другие?
5. Тюрго писал, что естественные науки и техника развиваются быстрее, чем науки умозрительные и искусство. Прав ли он?
6. Исчезло ли сегодня неравенство между нациями и классами, о котором как о препятствии прогрессу писал Кондорсе?
7. Можно ли согласиться с Кондорсе в том, что и мы сегодня живем в эпоху великих революций человеческого рода? Каких революций?
8. Согласно Вико, «порядок идей должен следовать за порядком вещей». Как вы понимаете смысл этого высказывания?