Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимоотношения личности и общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В науке существуют многочисленные концепции взаимоотношений личности и общества. Не только социологи, но психологи и философы пытаются раскрыть тайны систем «я и другие», «человек и среда». Человек представлялся ими как существо страдающее или инициативное, пассивное или творческое, конфликтующее, отстаивающее свои права или отступающее перед натиском агрессивной среды, волевое или безвольное… Читать ещё >

Взаимоотношения личности и общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В науке существуют многочисленные концепции взаимоотношений личности и общества. Не только социологи, но психологи и философы пытаются раскрыть тайны систем «я и другие», «человек и среда». Человек представлялся ими как существо страдающее или инициативное, пассивное или творческое, конфликтующее, отстаивающее свои права или отступающее перед натиском агрессивной среды, волевое или безвольное. Несмотря на полярность этих характеристик, все они верны. Потому что взаимоотношения личности и среды нельзя воспринимать как застывшие, раз и навсегда установленные. Это непрекращающийся процесс изменения, развития, приспособления. По мысли Э. Дюркгейма, инициатива в этом процессе исходит от общества. Общество, консолидируя взаимодействующих индивидов и обобщая их опыт, формирует правильную модель поведения, которую личность должна принять как свою. Тем самым оно оказывает давление на личность, лишая ее свободы. По мнению известного социолога А. Г. Эфендиева, схему такого варианта отношений можно назвать «предложение» — «выбор» (рис. 3).

Личность в рамках этого варианта рассматривается как пассивный и усредненный потребитель тех норм и ценностей, которые общество таковыми считает. Поскольку ведущая роль принадлежит обществу, оно не в состоянии учитывать интересы каждого индивида. В этой модели теряется неповторимость и уникальность конкретной личности, не учитывается ее избирательное отношение к предложениям общества, ей отказано в праве на инициативу. Такой подход был принят в ранних типах обществ, где инициатива личности была сведена к минимуму, а развитие происходило за счет случайных изменений. Хотя общества тоталитарного типа и заинтересованы в такой схеме отношений, исключающей инициативу личности, все же даже они вынуждены признать, что это схема угасания или простого воспроизводства прежнего уровня, но не развития общества. И люди — не роботы, беспрекословно выпол;

Двухзвенная модель взаимодействия общества и личности.

Рис. 3. Двухзвенная модель взаимодействия общества и личности: доминирование общества

Трехзвенная модель взаимодействия общества и личности.

Рис. 4. Трехзвенная модель взаимодействия общества и личности: паритетные отношения

няющие команды. Им свойственно активно проявлять свое отношение к этим командам, как и ко всему происходящему вокруг.

Современное общество развивается за счет инициативы и активности людей, является результатом их деятельности. Рассматриваемое в отрыве от действующих индивидов, оно — всего лишь абстрактная схема. Люди своей деятельностью наполняют его жизнью. По мнению М. Вебера, индивид — активное действующее начало общества, он строит отношения с окружающими на основе инициативного поиска удовлетворяющих его форм жизни. Конкретная личность автономна в том, что «примеряет» на себя предлагаемые обществом варианты, соглашается с ними или отвергает, вносит предложения по изменению. В действиях отдельного человека проявляется специфика его личности. Он зависим от общества, соотносит действия с его требованиями (это необходимо для обеспечения предсказуемости социального развития), но и общество признает за индивидом право на самый важный вид творчества — созидание своей жизни.

Такую модель взаимоотношений можно описать трехзвенной формулой: поиск личности — предложение общества — выбор личностью из предложенного обществом (рис. 4)[1].

Элементы этой цепи образуют непрерывный цикл отношений, в котором каждая сторона имеет возможность учитывать взаимные интересы и потребности. При такой модели взаимоотношений достигается взаимное развитие участников процесса.

  • [1] Эфендиев А. Г. Личность // Общая социология / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 2000.С. 459.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой