Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы социальной защиты населения в регионе экологического неблагополучия в 1990-е гг.: Сравнительный анализ Алтайского края и Восточно-Казахстанской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получила подтверждение и вторая гипотеза, согласно которой социальная защита населения в Восточно-Казахстанской области в настоящее время характеризуется во-первых, особенностями проводимой в Казахстане социальной политики, во-вторых, принятием законодательства без учета специфики регионов, в-третьих, отсутствием подготовки квалифицированных кадров социальных работников и специализированных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная защита как элемент социальной политики государства: теоретико-методологический анализ
    • 1. 1. Теоретический анализ взаимодействия социальной политики и социальной защиты населения
    • 1. 2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения России и Казахстана
  • Глава 2. Особенности создания системы социальной защиты населения в регионе экологического неблагополучия
    • 2. 1. Алтайский край и Восточно-Казахстанкая область — регионы экологического неблагополучия: основные характеристики, показатели жизнедеятельности населения
    • 2. 2. Трансформация социальной защиты населения в СНГ в 1990-е гг. (сравнительный анализ системы социальной защиты населения в Алтайском крае и Восточно-Казахстанской области)
    • 2. 3. Основные направления формирования системы социальной защиты населения в Восточно-Казахстанской области

Формирование системы социальной защиты населения в регионе экологического неблагополучия в 1990-е гг.: Сравнительный анализ Алтайского края и Восточно-Казахстанской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже тысячелетий, в эпоху глобальных кризисов и осознания угрозы существования человечества произошли кардинальные изменения в государствах, возникших на территории бывшего СССР, переживающих трудный этап своего становления, который требует не только поисков экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и реформирования социальной сферы, создания системы социальной защиты населения.

В настоящее время в мире особое внимание получила разработка социальных проблем на глобальном и региональном уровнях, так как развитие отдельной страны зависит не только от финансовых и экономических показателей или военно-промышленного потенциала, но и от системы социальной помощи и защиты, системы образовательных, медицинских, юридических услуг, гарантированных гражданам государственной политикой, с учетом специфики конкретных регионов.

Развитие сферы социальной работы — одна из ярких примет реформирующейся России. Появляются новые виды социальных учреждений, реализуются разнообразные проекты социальной направленности — программы, ориентированные на людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Ведется подготома квалифицированных кадров социальных работников — специалистов, способных эффективно решать проблемы социальной сферы, связанные, прежде всего, с социальной защитой различных категорий населения в сложных современных социально-экономических условиях на уровне регионов и общества в целом.

В Казахстане для ученых и практиков сфера региональной социальной защиты населения остается пока мало разработанной, так как создание новой системы социальной защиты находится на этапе формирования.

В мировой практике существует трехсторонний принцип ответственности за социальную защиту граждан и за ее финансирование: человек — раз ботодатель — государство. Десятилетнее существование России и Казахстана как суверенных государств, их экономическое и политическое развитие указывает на различия в подходе к социальной защите населения. Так, если в России основную ответственность за социальную защиту несет государство, то в Казахстане государство свело до минимума заботу о защищенности граждан, переложив ее в большей степени на самого гражданина и на работодателя.

Интерес к теме исследования обусловлен, прежде всего тем, что обострившиеся проблемы социального развития на современном этапе сталкиваются с наличием глобальных проблем, одной из них является экологическая, результатом которой стало появление регионов экологического неблагополучия (РЭН), где уже серьезно разрушены или разрушаются естественные и социокультурные основы индивидуальной и социальной жизни человека. Россия и Казахстан имеют общую проблему — воздействие с 1949 г. Семипалатинского ядерного полигона на население и территорию Алтайского края и Восточно-Казахстанской области. Трудности, с которыми сталкивается население, пострадавшее от Семипалатинского полигона, носят сложный и взаимосвязанный характер. Так, испытания привели к заражению водных и земельных ресурсов, способствовали сокращению масштабов экономики, что и обусловило эмиграцию трудоспособного населения, ослабление государственных социальных структур, которые оказались, не способны поддержать наиболее уязвимых и больных людей. Поэтому создание адекватной системы социальной защиты для реабилитации жизненных сил населения и жизненного пространства этих регионов особенно актуально. Важным является выявление общих и специфических характеристик социальной защиты населения Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, как РЭН, пострадавших от воздействия Семипалатинского ядерного полигона и на основе этого разработка основных направлений формирования системы социальной защиты населения в РЭН, в частности Восточно-Казахстанской области.

209], С .H. Смирнова [224- 225], С. М. Федоркина [271], И. Н. Тасмагамбетова [251] и др. Анализ содержания социальной политики, изменение ее целей рассматривают Е. П. Агапов [233], В. П. Андрюшенко [6], Н. И. Горлач [6], И. М. Лавриненко [143], В. А. Лось [269], А. Н. Олейник [170], С. Н. Смирнов [224- 225], А. Д. Урсул [268- 269], А. Ф. Храмцов [276]. За последние годы появилось много исследований, в которых анализируется взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения, в которых социальная защита рассматривается как структурообразующий элемент социальной политики. В ряде исследований сделан акцент на назначение, принципы, функции социальной защиты. Эти проблемы рассматривают Р. Дарендорф [71], В. И. Добреньков [72], Л. Г. Гуслякова [67- 68- 198], Е. И. Комаров [130], И. Г. Зайнышев [89], В. А. Муков [164], Е. И. Морозова [163], A.M. Панов [181], В. Н. Ярская [298],.

B.И. Чупров [237] и др.

В работах, появившихся в 1990;е гг., показаны особенности социальной защиты различных категорий населения: молодежи, семьи, детей, инвалидов, пожилых и т. д. Это труды Л. В. Бабаевой [16], Л. В. Молчанова [112],.

C.Г. Максимовой [151] и др. Проблемы социальной защиты населения в различных сферах и необходимость подготовки для них квалифицированных специалистов социальных работников находят отражение в современных российских исследованиях. Так, М. В. Беляевой [159] и Н. С. Володиным [232] раскрыты особенности подготовки специалистов социальной работы для учреждений здравоохранения. Т. С. Долговой [22], В. О. Ивановым [171] показаны особенности подготовки специалистов для службы семьи. Вопросам подготовки специалистов для социальных служб уделено внимание в работах И. И. Гребешева [60], В. К. Лутанского [243], К. В. Оганяна [199] .Ряд работ посвящен проблемам теоретического и практического обоснования деятельности социальных служб и центров: федеральных, региональных, специализированных, городских, сельских. Среди них работы Л. А. Алексеевой [232], Л. Н. Волиной [199], М. И. Ильенковой [243], C.B. [112], Ю. Г. Распутного.

238], H.A. Стрельниковой [196] и др. Однако нет работ показывающих значимость, особенности деятельности служб социальной защиты населения, проживающего в РЭН.

Важное значение, для понимания данной проблемы, а также для данного диссертационного исследования имеют труды алтайских ученых комплекса «Социология, психология и социальная работа» Алтайского государственного университета: С. И. Григорьева [51−59- 215], Л. Г. Гусляковой [6368], Л. Д. Деминой [79−81], Л. М. Потоловой [191], Ю. Е. Растова [206- 207], А. М. Сергиенко [218], А. У. Хараша [275] и др. в процессе НИР «Полигон» раскрывших особенности организации социальной реабилитации отдельных групп населения в зоне влияния Семипалатинского полигона на Алтае, разработавших концепцию социальной защиты населения в крае. Экологическая ситуация в крае и пути решения экологических проблем рассмотрены в трудах: A.A. Актавина [4], С. Г. Беляева [19- 20], Ю. И. Винокурова [4], В. З. Демина [292], Б. Л. Красноярова [4], В. И. Киселева [19- 20], Я. Н. Шойхет [19- 20- 192- 286] и др. Изучая воздействие Полигона на население Алтайского края в ряде работ, выделены проблемы, связанные с изменением состояния здоровья. Так, в трудах В. В. Гордеева [50], Б. И. Гусева [69], В. А. Шевченко [283] показано нарушение генетического кода, наличие врожденных пороков развития у третьего поколения облученных людей. В работах Н. И. Ильинских [103], А. П. Колесникова [127], В. А. Козлова [120- 125] выделена проблема нарушения иммунной системы детей в Алтайском крае. Проблемы реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения Алтайского края изучены В. Н. Горбачевым [46], В. В. Гордеевым [50], С. М. Зуевым [99], В .Б. Колядо [99], В. И. Коненковым [124- 125], В. Ф. Прокофьевым [124], С. П. Сенниковым [125] и др.

В Восточно-Казахстанской области комплексного исследования, для изучения проблем влияния Семипалатинского полигона на население и территорию не проводилось. В ряде работ казахстанских ученых рассматриваются отдельные аспекты медико-демографического характера. Это труды казахстанских ученых К. Б. Бозтаева [23], Б. Н. Гордина [48], В. И. Дусь [48],.

Н.Д. Кадырова [148], Б. К. Карабалина [114], В. А. Мусинова [165], Ю.А. Сер-гийко [48], И. Я. Часникова [277- 278] и др.

Однако до настоящего времени нет исследований, в которых бы сопоставлялись проблемы влияния Семипалатинского полигона на население и территорию Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, показывающих общие тенденции развития и выделяющих особенности, характерные для этих регионов, которые бы способствовали решению проблем формирования системы социальной защиты населения в данных РЭН.

Объект исследования: процесс формирования системы социальной защиты.

Предмет исследования: особенности процесса формирования системы социальной защиты в регионе экологического неблагополучия (на примере Алтайского края и Восточно-Казахстанской области).

Цель исследования: выявление общих и специфических характеристик формирования новой системы социальной защиты населения в Алтайском крае и Восточно-Казахстанской области, как РЭН и обоснование основных направлений социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области.

Основные задачи исследования:

• Рассмотреть имеющиеся в научной литературе концепции и подходы к анализу взаимодействия социальной политики государства и социальной защиты населения;

• Сравнить нормативно-правовую базу социальной защиты населения Казахстана и России в 1990;е годы;

• Показать специфику Восточно-Казахстанской области как региона экологического неблагополучия в связи с антропогенным и техногенным воздействием на население;

• Сравнить действующие системы социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области и Алтайского края, как РЭН, выявить их общие и специфические характеристики;

• Разработать основные направления формирования системы социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области как РЭН.

Основные гипотезы исследования:

1. Восточно-Казахстанская область и Алтайский край имеют специфическую социально-экономическую, медико-демографическую, социально-психологическую обстановку, особенностью которой является ослабление жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности населения, что обусловлено воздействием Семипалатинского ядерного полигона.

2. Система социальной защиты населения в Восточно-Казахстанской области в настоящее время характеризуется во-первых, особенностями проводимой в Казахстане социальной политики, во-вторых, принятием законодательства без учета специфики регионов, в-третьих, отсутствием специализированных служб социальной защиты для населения, проживающего в РЭН и специальной подготовки для них квалифицированных кадров социальных работников.

3. Восточно-Казахстанская область является РЭН в связи с антропогенным и техногенным воздействием, что предполагает выделение особых направлений формирования системы социальной защиты населения для решения во-первых, правовой, социально-экономической защиты прав и интересов населенияво-вторых, медико-биологической реабилитации населения и территориив-третьих, социально-психологической реабилитации пострадавшего населения.

4. Для совершенствования системы социальной защиты населения в Восточно-Казахстанской области может быть использован опыт формирования новой системы социальной защиты населения в Алтайском крае.

Теоретико-методологическую основу данной диссертационной работы составляют:

Полипарадигмальный подход в анализе данных и объяснении оптимальной системы социальной защиты населения в Восточно-Казахстанской областиструктурно-функциональный анализ (М. Вебер, Т. Парсонс и др.) — концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, разрабатываемая сотрудниками Алтайского государственного университета под руководством С. И. Григорьева, позволяющая существенно оптимизировать теоретические основы социальной политики в современном обществе, рассмотреть использование жизненного пространства Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, как РЭН, для воспроизводства и совершенствования жизни населения. системный подход, с позиций которого социальная защита населения рассматривается как элемент социальной политики государства.

Эмпирическая база исследования:

В диссертационном исследовании широко применяются результаты социологических исследований, проведенных в Алтайском крае в 1990 гг. на базе социологического факультета АГУ в рамках государственной программы «Полигон», статистические материалы по Алтайскому краю и Восточно-Казахстанской областинормативно — правовые акты социальной сферы России и Казахстанадокументы и программы региональных органов социальной защиты Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, результаты фокус-групп.

Методы исследования: вторичный анализ материалов социологических исследований, статистических данных и материалов служб социальной защитысравнительный анализтрадиционный анализ литературыфокус-группа.

Научная новизна исследования: выявлена специфика социальной политики в условиях перехода к рыночным отношениям и определен механизм взаимодействия социальной политики и социальной защиты населения Алтайского края и Восточно-Казахстанской областивпервые проведен сравнительный анализ действующих в России и Казахстане законодательных актов социальной сферы для выявления общих и специфических мер и форм социальной защиты населенияописаны основные характеристики, показывающие специфику Восточно-Казахстанской области как РЭНрассмотрена специфика социальной защиты населения в РЭН в контексте концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектностипроведен сравнительный анализ существующей системы социальной защиты населения Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, как РЭН, пострадавших от воздействия Семипалатинского полигона, в процессе которого выделены приоритеты направлений социальной защиты, определено их место в системе социальной защиты населения Восточно-Казахстанской областиразработаны основные направления формирования системы социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области, как РЭН.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наиболее результативной концепцией, позволяющей исследовать систему социальной защиты населения в РЭН, является концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.

2. В современных условиях Казахстану требуется реформирование нового нормативно-правового обеспечения социальной защиты населения с целью наиболее полного учета региональных проблем населения и территорий, пострадавших от Семипалатинского полигона, для решения эффективного нормативного регулирования социальной защиты населения данного региона.

3. Существуют общие проблемы развития Алтайского края и Восточно-Казахстанской области как регионов, пострадавших от воздействия Семипалатинского ядерного полигона, но для их решения используются различные формы и меры социальной защиты, обусловленные спецификой социальной политики России и Казахстана в 1990;е гг.

4. В РЭН комплексный подход к разработке системы социальной защиты населения должен включать механизмы, ориентированные на реализацию индивидуальной и социальной субъектности каждого жителя, их адресную поддержку, учет региональной специфики. 5. В Восточно-Казахстанской области, как РЭН, при формировании системы социальной защиты населения важно учитывать основные направления (в частности: правовоеэкономическоеструктурноеуправленческоекадровоеэкологическоеинформационноемедико-психологическое).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно уточняет представление о социальной политике в условиях перехода к рыночным отношениям в суверенных государствах, возникших на территории бывшего СССР, механизмах ее регулирования, выявляет региональную специфику социальной защиты населения в РЭН, обосновывает направления формирования системы социальной защиты населения в РЭН. Материалы исследования могут найти применение при разработке моделей и программ социальной защиты населения на уровне города, области, края, конкретных планов социальной помощи населению, мероприятий по совершенствованию форм работы в области социальной защиты населения, региональной политики в целомосновные выводы диссертации могут быть учтены при разработке соответствующих нормативных актов, документов, рекомендаций. Материалы научной работы могут быть использованы при подготовке лекционного материала спецкурсов и спецсеминаров по социальной защите населения в РЭН.

Апробация работы: Основные положения данного исследования составили основу докладов, опубликованных в периодических научных изданиях, докладывались на научных конференциях, симпозиумах: международной научно-практической конференции «Теория и практика социальной работы: история, состояние, перспективы» (Усть-Каменогорск, ноябрь 1998 г.), международном симпозиуме «Проблемы подготовки социальных работников» (Волгоград, ноябрь 1998 г.) — международном симпозиуме «Международное сотрудничество в подготовке социальных работников: теория и практика» (Волгоград, декабрь 1999 г.). На материалы исследования диссертант опирался при проведении «круглых столов»: «Проблемы социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области» (Усть-Каменогорск, ноябрь 1998 г.) — и «Социальная работа на пороге XXI в.» (Усть-Каменогорск, февраль 2000 г.). Диссертант входил в состав группы по разработке обоснования для включения социальной работы в Классификатор специальностей высшего образования Казахстана и по внесению социальной работы в приоритетные направления проектов ТАСИС для Казахстана.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 307 наименований работ, приложения.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать основной вывод о том, что формирование системы социальной защиты населения с учетом экологической ситуации является в настоящий момент актуальным для Восточно-Казахстанской области. Это обусловлено рядом факторов, в частности, сложной техногенной и антропогенной ситуацией в регионе, и особенно, последствиями воздействия Семипалатинского ядерного полигона.

На основе анализа научной литературы, методических, нормативных документов, данных статистики и служб социальной защиты населения, а также результатов социологического исследования, проведенного методом фокус-группы для достижения главной цели, а именно: выявление общих и специфических характеристик социальной защиты населения Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, как РЭН и на основе этого разработка основных направлений формирования системы социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области, были последовательно решены поставленные в данном исследовании задачи: во — первых, рассмотрены имеющиеся в научной литературе подходы и концепции к анализу взаимодействия социальной политики государств и социальной защиты населенияво — вторых, проведен сравнительный анализ нормативно-правовой базы социальной защиты населения России и Казахстана в 1990 — е гг. в — третьих, показана специфика Восточно-Казахстанской области как РЭН в связи с антропогенным и техногенным воздействием на населениев — четвертых, проведено сравнение существующих систем социальной защиты населения Алтайского края и Восточно-Казахстанской области как РЭН и выявлены общие и специфические характеристикив — пятых, разработаны основные направления формирования системы социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области, как РЭН.

Для решения задачи формирования системы социальной защиты населения в РЭН необходимо учитывать концепцию жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, позволяющую при анализе закономерностей развития современного социума, основных этапов его эволюции, подсистем строения и функционирования исходить из учета активной роли человеческого фактора, специфики ее творческого развития, активно-стихийных проявлений и зависимости от естественных, природных основ индивидуальной и социальной жизни. Кроме того, концепция жизненных сил позволяет существенно оптимизировать теоретические основы социальной политики в обществе, разработать эффективные модели научного сопровождения деятельности учреждений социальной защиты. Она закладывает новые основы современного социального мышления, которое будет и уже ориентируется на единство человека и природы, индивидуального и коллективного, социального и экономического, нравственного и социально-политического, глобального и регионального, национального и общечеловеческого.

Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение сорока лет, причинили невосполнимый ущерб окружающей природной среде и здоровью людей, вызвали рост смертности и заболеваний населения. Масштабность, многоаспектность, долгосрочность и непредвиденность последствий Семипалатинского ядерного полигона требуют комплексного системного подхода к решению существующих проблем. Поэтому наряду с оценками биологических, медицинских, экономических, экологических последствий, должны быть сделаны оценки социальных и психологических последствий и предусмотрены конкретные меры для их решения. Однако, в настоящее время, защита прав пострадавшего населения во многом не получила достаточной разработанности на уровне социальной политики и, что особенно важно, не решена практически. Оценить эффективность государственной социальной помощи населению Восточно-Казахстанской области, как РЭН, сегодня достаточно сложно из-за фрагментарности и непоследовательности социальной политики, проводимой в Казахстане.

Сравнительный анализ систем социальной защиты населения Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, имеющих общие проблемы развития, как регионов, пострадавших от воздействия Семипалатинского ядерного полигона показывает, что для эффективного осуществления социальной защиты населения в Восточно-Казахстанской области необходимо, согласно теории жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектно-сти человека, учитывать:

— состояние окружающей среды;

— социально-психологические особенности проживающего населения;

— наличие центров, служб, осуществляющих социально-психологическую реабилитацию пострадавшего населения.

Кроме того, важно учитывать объективные и субъективные показатели. К объективным необходимо отнести такие как: уровень развития законодательной базыполучение населением различных видов помощи (льготы, компенсации) — наличие кадров социальных работников в социальных службах. Субъективные показатели включают отношение людей к элементам социальной защиты и удовлетворенность их видами, механизмами, субъектами социальной защиты.

Анализ, проведенный в диссертационном исследовании, позволил выделить следующие направления, которые должны быть включены в Комплексную программу, необходимую для осуществления социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области как РЭН: правовое, экономическое, структурное, управленческое, кадровое, экологическое, информационное, медико-психологическое. Разработка и внедрение Комплексной программы должно обеспечить решение следующих задач:

1. принятие необходимых правовых актов, направленных на законодательное обеспечение гарантий пострадавшего населения;

2. привлечение дополнительных финансовых средств и материальных ресурсов в сферу социальной защиты населения;

3. структурную перестройку региональной системы социальной защиты населения, продиктованную необходимостью изменения ее в соответствии с запросами времени;

4. реформирование медико-социальной помощи населению на основе обеспечения ее качества с использованием современных технологий;

5. подготовку кадрового потенциала в регионе, в том числе специалистов социальных работников;

6. создание системы информационного обеспечения населения по проблемам, связанным с экологической ситуацией в регионе.

Последовательное решение поставленных в диссертационном исследовании задач позволило доказать справедливость выдвинутых основных гипотез: во-первых, в связи с сорокалетним воздействием Семипалатинского ядерного полигона Восточно-Казахстанская область и Алтайский край имеют специфическую социально-экономическую, медико-демографическую, социально-психологическую обстановку, особенностью которой является ослабление жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности населения.

Демографическая ситуация в этих регионах за последнее время характеризуется ухудшением здоровья и ростом смертности населения, снижением рождаемости, уменьшением средней предстоящей продолжительности жизни, ростом заболеваемости на фоне абсолютного сокращения численности населения. Причем в Восточно-Казахстанской области, по данным статистики, эти процессы наиболее ярко выражены по сравнению с Алтайским краем.

Получила подтверждение и вторая гипотеза, согласно которой социальная защита населения в Восточно-Казахстанской области в настоящее время характеризуется во-первых, особенностями проводимой в Казахстане социальной политики, во-вторых, принятием законодательства без учета специфики регионов, в-третьих, отсутствием подготовки квалифицированных кадров социальных работников и специализированных служб, центров социальной реабилитации населения, проживающего в РЭН. Это находит подтверждение в проводимых реформах социальной сферы. С 1999 г. осуществляется принцип адресности социальной защиты через монетизацию льгот, не отвечающий критериям определения уровня жизни. Такой объект социальной защиты, как безработные оказались незащищены государством, так как не получают пособия по безработице, а только разовую материальную помощь в зависимости от совокупного дохода семьи. В Казахстане нет единой системы государственных пособий, гражданам, имеющим детей. Многодетные семьи не имеют льгот, а получают адресные виды пособий на детей. Женщины лишены права на оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком по достижению им 1,5 лет. Ограничен размер оплаты больничного листа. Социальное обеспечение граждан не является обязанностью государства и осуществляется не за счет средств госбюджета, а самими гражданами за счет обязательных и добровольных отчислений в пенсионные фонды. Законотворческая практика в Казахстане в области социальной защиты населения оказалась в сложной ситуации, когда позитивные идеалы пенсионной системы Чили без критического анализа перенесены на реальности данного государства без учета социокультурного характера и экономической неподготовленности к реализации социальных обещаний государства.

Установлен новый пенсионный возраст: 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В законах Казахстана не учтены особенности регионов, в частности экологические проблемы. Не существует правового механизма, направленного на действенную социальную защиту населения в РЭН. Разработка и принятие законов осуществляется без проведения комплексных исследований специалистов (медиков, психологов, социологов, социальных работников). Таким регионам не предоставлен особый статус, финансово не обеспечивается проведение в них более сильной социальной политики. Не создана единая правовая система социальной защиты, поэтому возникают проблемы, связанные с принятием новых законов, отменяющие действовавшие законы и ущемляющие социальные права населения. Законы принимаются без подготовленной заранее базы деятельности и зачастую не согласованы между собой.

В целом же приходим к следующим выводам по основным положениям, которые были вынесены на защиту:

1. Наиболее результативной концепцией, позволяющей исследовать систему социальной защиты населения в РЭН, является концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.

2. В современных условиях Казахстану требуется реформирование нового нормативно-правового обеспечения социальной защиты населения с целью наиболее полного учета региональных проблем населения и территорий, пострадавших от Семипалатинского полигона, для решения эффективного нормативного регулирования социальной защиты населения данного региона.

3. Существуют общие проблемы развития Алтайского края и Восточно-Казахстанской области как регионов, пострадавших от воздействия Семипалатинского ядерного полигона, но для их решения используются различные формы и меры социальной защиты, обусловленные спецификой социальной политики России и Казахстана в 1990;е годы.

4. В РЭН комплексный подход к разработке системы социальной защиты населения должен включать механизмы, ориентированные на реализацию индивидуальной и социальной субъектности каждого жителя, их адресную поддержку, учет региональной специфики.

5. В Восточно-Казахстанской области, как РЭН, при формировании системы социальной защиты населения важно учитывать основные направления (в частности: правовоеэкономическоеструктурноеуправленческоекадровоеэкологическоеинформационноемедико-психологическое).

На основе результатов, полученных в диссертационном исследовании парламенту, правительству, министерствам и ведомствам, республиканским и региональным органам социальной защиты Казахстана может быть рекомендовано: разработать и внедрить Государственную комплексную специализированную программу по ликвидации последствий воздействия Семипалатинского ядерного полигона на население, обеспечить ее научное, финансовое и организационное обеспечениеучитывать остроту и значимость ситуации, возникшей в результате воздействия на население Семипалатинского ядерного полигона и невозможность решения данной проблемы без постоянной, целенаправленной деятельности государства, особенно органов законодательной и исполнительной власти с усилением региональной ориентации социальной политики. При формировании основных направлений социальной политики и планировании изменений в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, социальном обеспечении, занятости, жилищной сфере и т. д. все меры должны разрабатываться, оцениваться, реализовываться с точки зрения обеспечения их положительного влияния на пострадавшее населениев целях создания соответствующей нормативно-правовой базы для данного региона необходимо обеспечивать квалифицированную экспертизу всех законопроектов, потенциально способных повлиять на негативное изменение положения населения и природной среды. Осуществлять контроль над исполнением законодательства по социальной защите пострадавшего населениясоздать условия для повышения роста инвестиций и благотворительной деятельности путем законодательного закрепления налоговых льгота пересмотреть распределение средств бюджетных и внебюджетных фондов для социальной сферыпредусмотреть выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставив им в пределах их компетенции налоговые льготыпредусмотреть меры по финансированию программ, проектов, предусматривающих открытие и развитие учреждений социального обслуживания населения, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельностидля более точного учета пострадавшего населения создать регистр лиц, включающий список населения региона, пострадавшего от воздействия полигона. Учесть поколение людей, родившихся после 1990 г.- расширить многообразие существующих социальных учреждений, стимулировать процесс создания новых их видов и типов. Создавать многопрофильные учреждения социального обслуживания, которые могли бы обеспечить каждому человеку, проживающему в РЭН, доступную помощьпредусмотреть государственный заказ на подготовку специалистов социальной сферы для РЭНсоздать систему экологического мониторингав целях формирования экологического мышления, сориентированного на разумное взаимодействие общества и окружающей среды особое внимание уделить экологическому образованию и воспитанию, организовать массовое экологическое просвещение населения, создать и модернизировать региональные подсистемы экологического, медицинского, правового образованиядля подготовки и проведения исследований, научной, правовой экспертизы программ, проектов и нормативных документов по проблемам социальной защиты населения создать банки данных, включающие сведения об имеющихся нормативных актах законодательных и исполнительных органов власти по данной проблемеоб имеющихся в регионе службах, центрах реабилитации населенияо квалифицированных кадрах социальных работников, психологов, социологов, экологов и др.- о проблемах имеющихся в регионе, выявленных ранее и выявляемых в настоящее времяпровести комплексное медицинское обследование населения в соответствии с разработанными в мировой практике реестрами наследственных аномалий. Создать систему мониторинга здоровья и профилактических мероприятийпровести комплексную медико-биологическую оценку зоны влияния полигона для выявления действительно опасного для здоровья людей радиационного загрязнения, круга вовлеченного в эту зону населения, оценить проблемы здоровья, в частности риски врожденных аномалий развития, патологий психического развитияв целях улучшения медицинского обслуживания пострадавшего населения увеличить средства на содержание медицинских учреждений, на создание консультативных поликлиник, диагностических центровдля определения и предоставления конкретных видов и форм социально-психологических услуг, нуждающимся в помощи, поддержки клиентов в решении проблем их жизненного самоопределения, координации реабилитационной работы в регионе создать центр социально-психологической реабилитации и консультации населения, проживающего в регионе.

Все это даст возможность осуществить новый подход к социальной защите населения Восточно-Казахстанской области, как РЭН, что станет вкладом в будущее населения региона и, тем самым, в будущее государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Забродина Е. Д. Социальные и социально-психологические последствия радиационного загрязнения // Чернобыльский след. М., 1992. 4.2. С. 275−281.
  2. Р. Нарушение природного равновесия // Металлург, 1997. 8 февраля. С. 2
  3. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки М., 1983. 198 с.
  4. A.A., Винокуров Ю. И., Красноярова Б. А. Экологические проблемы Алтайского края и пути их решения // Сибирский экологический журнал, 1997. № 2. С. 117−126.
  5. A.A. Государственное здравоохранение. Рынок медицинских услуг// Социальные реформы в Казахстане. Апматы, 1998. С. 153−160.
  6. В.П., Горлач Н. И. Социология наука об обществе. Харьков, 1996. 687 с.
  7. В.Г. Проблемы сравнительного анализа в современном социологическом исследовании // Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. М., 1992. Кн. 1. С. 5−20.
  8. М.М. Некоторые проблемы вторичного анализа данных массовых опросов // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных. М., 1984. С. 71−91.
  9. Антология социальной работы: в 5 т.- Т. З: Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М. В. Фирсов. М., 1995. 544 с.
  10. Ю.Аренов A.M., Калмыков С. К. Этносоциальная действительность Казахстана // Социс. 1998. № 3. С. 45−58.
  11. Е.М. Модернизация социальной сферы в Казахстане // Социальные реформы в Казахстане. Алматы, 1998. С. 143−150.
  12. А. Микрокредиты стали доступнее // Казахстанская правда., 1999. Напреля. С. 3.
  13. В.Г. Особенности психологической адаптации и поведения лиц, длительно проживающих в условиях радиационного загрязнения среды. М., 1992. 4.2. 120 с.
  14. Н.Ауриат Н. Социальная политика и социальное исследование: Вновь открывая дискуссию // Международный журнал социальных наук. 1998. № 23. С. 139−155.
  15. А., Гладов А. Реформа жилищной политики: с чего начинаем и чего хотим // Советы Казахстана, 1993. 7октября. С. 3.
  16. JI.B. Женщины: актуальные направления к социальной политике (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) // Социс. 1997. С. 51−59.
  17. Е.М., Грищенко A.M., Котляров И. В. Чернобыльская катастрофа глазами социологов. Минск, 1991. 234 с.
  18. Р. Словарь социальной работы. М., 1996. С. 262 .
  19. С.Г., Демин В. З., Шойхет Я. Н., Киселев В. И. Оценка радиологического риска для населения Алтайского края от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне // Вестник научной программы «Семипалатинский полигон Алтай», 1994. № 4.С. 3−9.
  20. . Краткий словарь терминов по социальной работе США // Школа социальной педагогики и социальной работы. 1991.Вып. 1. С. 85.
  21. .Н. Социальная защита населения и задачи психологическойслужбы // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. С. 54−59.
  22. К.Б. Семипалатинский полигон. Алматы, 1993. 192 с.
  23. Ю.А. Экономическая интеграция и социальное развитие в условиях капитализма. М., 1984. 286 с.
  24. М.Д., Воробьев А. И. Отдаленные последствия малых доз ионизирующей радиации на человека // Терапевтический архив. 1995. № 6. С. 14−17.
  25. Д. Защита прав и интересов клиентов как вопрос политики и практики // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики./ Под ред. Ш. Рамон. М., 1997. С. 141−154.
  26. В.И. Россия радиоактивная. Новосибирск, 1996. 272 с.
  27. А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ // Социс. 1999. № 3. С. 129−134.
  28. В.П. Социальные проблемы современного этапа реформ: социологический анализ// Социс. 1997. № 3 С. 121−125.
  29. В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии // Социс. 1998. № 3. С. 73−79.31 .Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М., 1997. 253 с.
  30. М. Избранные произведения. М., 1990. 702 с.
  31. A.M. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы // Социальная работа. 1992. № 6. С. 177−182.
  32. В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989. 258 с.
  33. В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. 702 с.
  34. Ветераны Содружества осудили Казахстан // Аргументы и факты. № 24. 1999. С. 13
  35. В.Я. Социально-экономическая концепция реабилитации радиактивно загрязненных территорий // Российский экономический журнал, 1994. № 4. С. 43−48.
  36. В.Я. Проблемы ликвидации последствий Чернобыля и других радиационных катастроф в России // Общество и экономика. 1995. № 4. С. 11−17.
  37. Ю.Е. О специфике социологического подхода к анализу политической жизни // Вестник МУ. сер.18 1996. № 3. С. 50.
  38. Ю.Г., Борцов Ю. С., Хидекель Б. З. Политическая социология. Ростов -на- Дону, 1997. 647 с.
  39. Всемирная Декларация прав человека. М., 1998. 26 с.
  40. Д.М. Глобальные проблемы и роль науки в их решении // Вопросы философии. 1979. № 7. С. 91−101.
  41. А.И. Письма об изучении природы. М., 1946. 77 с.
  42. Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 9. С. 11−15.
  43. Е.Ш. Социальные реформы и общество: не навязывать, а прививать // Человек и труд. 1998. № 2. С. 5−9.
  44. В.Н. О состоянии экологического образования в Алтайском крае // Экологическое образование для устойчивого развития. Барнаул, 1997. С. 25−34.
  45. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. Спб., 1993. 344 с.
  46. Годовой отчет областного управления статистики. Усть-Каменогорск, 2000. 59 с.
  47. С.И. Профессиональные слои специалистов учреждений социальной сферы в РЭН: концептуальные основания оптимизации структуры и воспроизводства кадров // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1995. С. 213−222.
  48. С.И., Растов Ю Е. Начала современной социологии. М., 1999. 248 с.
  49. С.И. Семипалатинский полигон: каков след на социальном в Алтайском крае, (основные итоги социологического исследования). Барнаул, 1993. 67 с.
  50. С.И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы деятельности социального педагога в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1996. 173 с.
  51. С.И., Демина Л. Д., Растов Ю. Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996. 92 с.
  52. С.И., Гуслякова Л. Г. Особенности социальной работы в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1998. 128 с.
  53. С.И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул-Москва, 1993. С. 19−26.
  54. С.И., Демина Л. Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995. 288 с.
  55. С.И., Демина Л. Д. Социолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995. 131 с.
  56. И.И. Социальные службы России и актуальные проблемы подготовки кадров социальных работников // Социальная работа, вып.1. М., 1992. С. 160−167.
  57. А.И. Рынок и социальная защита населения на Алтае. Барнаул, 1991.29 с.
  58. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд. Л., 1990. 528 с.
  59. Л.Г. Теория и практика социальной работы: Избранные труды 1990-х гг. Барнаул Шумановка, 1999. 269 с.
  60. Л.Г., Кувшинникова В. А. Основные направления реконструкции системы социальной защиты населения Сибири (на примере Алтайского края) // Жизненные силы населения Сибири: национально-региональные аспекты развития. Барнаул, 1994. С. 54−62.
  61. Л.Г. Социальные службы как институциональная основа социальной работы // Социальная работа. 1996. вып.7. С. 25−33.
  62. Л.Г., Потолова Л. М. Социальные службы: структура, кадры, особенности организации в регионе. Барнаул, 1991. 43 с.
  63. .И. Ионизирующие радиации и стоматологическое здоровье // Здравоохранение Казахстана. 1996. № 6. С. 46−49.
  64. Р.Г. Справедливость без оков зависимости // Коммунист. 1990. № 16 .С. 8−12.
  65. Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5. С. 6−11.
  66. В.И., Харчева В. Г. Социальная защита населения РФ: анализ результатов социологического опроса // Вестник МУ. Сер. 18. № 3. 1996. С. 17−28.
  67. .З., Сафонов В. В., Фирсов Б. М. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения // Социс. 1992.- № 12. С. 23−28.
  68. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 1997. М., 1997. 174 с.
  69. Демографический ежегодник России 1998 г. М., 1998. 129 с.
  70. Демографический ежегодник Восточно-Казахстанской области. Усть-Каменогорск, 1999. 64 с.
  71. Дети и переход к рыночной экономике. Система социальной защиты и социальной политики в Центральной Европе. М., 1991. 27 с.
  72. Л.Д. Рефлексивная методология в проектировании профессионального социального образования для специалистов РЭН // Образование и социальное развитие региона. 1996. № 1.С. 32−36.
  73. Л.Д. Специфика социальных процессов в РЭН и проектирование социального обслуживания на селе // Образование и социальное развитие региона .1996. № 3.4. С. 27−31.
  74. Л.Д. К вопросу о диагностике психологической компетентности специалистов социальной сферы в РЭН // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. 1994. Вып.З. С. 173−180.
  75. Е. Фокус группы в маркетинге и социологии. М., 1998. 144 с.
  76. . Социальная политика: современный этап: С коллегии министерства // Социальное обеспечение. 1997. № 8. С. 28−34.
  77. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1981.343 с.
  78. Р., Гэллап Дж., Гэллап А. Здоровье планеты // Социс. 1992. № 12.1. С. 34−38.
  79. Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и радиации. Кн.1. Барнаул, 1994. С. 82−84.
  80. В.И., Прохоров B.JI. Взгляд на Россию первой половины 1990-х годов // Социс. 1996. № 6. С. 32−40.
  81. С., Еженова К. Динамика общественных процессов в Казахстане. Алматы, 1997. 104 с. 89.3айнышев И. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы // Защитить человека. М., 1994. С.142−151 .
  82. Закон «О социальной защите населения Алтайского края». Проект // Образование и социальное развитие региона. 1995. № 2. С. 10−15.
  83. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предоставления льгот отдельным категориям граждан» // Казахстанская правда. 1999. 7 апреля. С. 4.
  84. Закон РК «О занятости в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. 1999. 5 апреля. С. 4.95 .Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. 1997. 20 июня. С. 3−4.
  85. Закон РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту» // Казахстанская правда. 1997. 19 июля. С. 2−3.
  86. В.А. Социальная помощь, социальная защита, социальная работа, социальная забота государства // Социальная работа. 1992. Вып.6. С. 30−31.
  87. Изучение и охрана окружающей среды локальных территорий. Барнаул, 1998. 67 с.
  88. Н.И. Факторы и механизмы, способствующие развитию состояния генетического неблагополучия у жителей Алтайского края // Вестник РП «Семипалатинский полигон». 1994. № 3. С. 34−38.
  89. В.В. О природе политики. // Вестник МУ. сер. 12. 1995. № 2. С. 25−27.
  90. Т.Т. Реформирование системы медицинского страхования в Казахстане // Социальные реформы в Казахстане. Алматы, 1998. С.56−60.
  91. Информация о выполнении программы адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения Главным управлением труда и социальной защиты Восточно-казахстанской области. Усть-Каменогорск, 1999. 34 с.
  92. История социальной работы в России. М., 1999. 254 с.
  93. Г. М. Финансирование социального сектора // Социальные реформы в Казахстане. Алматы, 1998. С. 23−29.
  94. Итоги социально-экономического развития края в 1998 г. Алтайский краевой комитет по статистике. Барнаул, 1999. 60 с.
  95. Казахстан. Уровень жизни населения в переходный период. Отчет Миссии Всемирного Банка. Алматы, 1998. 101 с.
  96. Казахстан. Отчет по человеческому развитию 1996. Алматы, 1996. 104 с.
  97. C.B., Молчанова JI.B. Клубы развития интуитивного мышления как новая форма интеграции инвалидов в общество // Социальная реабилитация инвалидов в регионе, пути ее реализации. Новосибирск. 1998. 4.2. С. 14−23.
  98. В.Д. Основы экономической теории. М., 1994. 366 с.
  99. .К., Кадырова Н. Д. Перспективы медико-биологического исследования на бывшем Семипалатинском полигоне // Радиационное воздействие, медицинский мониторинг, наблюдения, реабилитация. Курчатов, 1998. С. 4−9.
  100. М.С. Новые подходы к исследованию социальной сферы // Вестник МУ. сер.6. 1993. № 4. С. 35−42.
  101. В.И. Семипалатинская проблема как элемент региональной политики // Политическая система и политическая жизнь в современной России (проблемы федерального и регионального уровней). Барнаул. 1997. С. 61−66.
  102. Т. Социальные проблемы демографических процессов. Алматы, 1997. 85 с.
  103. Е.В. Концепция приемлемого риска как основа медико-экологической ситуации в регионе // Ядерные испытания, окружающая среда и здоровье населения Алтайского края. Барнаул, 1993. т.1Х. С. 124.
  104. A.M. Многомерность общественного процесса и политика //ВестникМУ. сер. 12. 1997. № 3. С. 75−85.
  105. В.А. Оценка радиационного воздействия на состояние иммунной системы жителей Алтайского края // Семипалатинский полигон Алтай. 1994. № 3. С. 53.
  106. A.A. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998. 224 с.
  107. О.С. Зона экологического бедствия шаг до пропасти // Государство и право. 1992. № 9. С. 30−39.
  108. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио де -Жанейро. 1992. 152 с.
  109. В .И., Прокофьев В. Ф. Отдаленные последствия радиационных последствий на иммуногенетическую структуру популяции европеоидного населения Алтайского края // Вестник научной программы «Семипалатинский полигон Алтай». 1995 г. № 2. С. 42−48.
  110. В.И., Козлов В. А., Сенников C.B. Сравнительный анализ воздействия химических и радиационных факторов на состояние иммунной системы населения Алтайского края // Вестник научной программы «Семипалатинский полигон Алтай». 1996. № 1. С. 34−37.
  111. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличем. Методические рекомендации. М.-Спб., 1998. 139 с.
  112. А.П. Иммунологические изменения у детей, проживающих в регионах Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию // Семипалатинский полигон Алтай. 1994. №З.С. 45−47.
  113. В.В. Методологические аспекты формирования теории социальной работы // Работник социальной службы. 1997. № 1(1). С. 14−23.
  114. В.В. Формирование учебных дисциплин в области теории социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1997. № 1. С. 105−114.
  115. Е.М. Социальная политика как инструмент делового менеджмента // Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. Методологический семинар. Отв. ред. В. В. Колков. М., 1997. С. 52−60.
  116. Конституция Российской Федерации. М., 1996. 64 с.
  117. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995. 58 с.
  118. П. Модель социального государства // Человеческие ресурсы. 1998. № 3. С. 8−11.
  119. Концепция защиты нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения РФ, нуждающихся в государственной поддержке. М., 1993. 17 с.
  120. М.А., Костенко Н. Б. Проблемы качества социального обслуживания: поиск оптимальных моделей П Проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже XX—XXI вв. Барнаул, 1998. Т.1. С. 198−200.
  121. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М, 1989. С. 65.
  122. A.M., Такташев Р. Э., Семенов И. А. Сравнительная характеристика состояния здоровья детей Локтевского района Алтайского края при различных методах обследования // Вестник научной программы «Семипалатинский полигон Алтай». 1995. № 2. С. 32−36.
  123. Г. К. Экологические проблемы Республики Казахстан в переходный период // Вестник МУ. сер.6. 1996. № 4.С. 23−27.
  124. А.У. Этносоциальные процессы в Казахстане. Информационный бюллетень РАУ. 1992. 145 с.
  125. А. Кризис социального развития в 1990гг. // Образование и социальное развитие региона. 1995.№ 2. С. 77−80.
  126. И.Е., Морозова Е. И. Профиль защищенности // Проблемы устойчивого развития общества и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже XX—XXI вв. Барнаул, 1998. С. 203−206.
  127. Н.И. Наш Алтайский краевой центр социально-психологической реабилитации населения // Образование и социальное развитие региона. 1995. № 2. С. 101−103.
  128. И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80е первая половина 90-х гг. XX столетия). Автореф. дис. д.и.н. М., 2000. 49 с.
  129. В.И. Социология. М., 1998. 349 с.
  130. А. Грозный след полигона// Алтай. 1993. № 4. С. 23−28.
  131. В., Андреева Е. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М., 1993. 123 с.
  132. У. Социальная защита человека: региональные модели. М., 1995. 185 с.
  133. Л.М. Восточно-азиатский вариант социальной политики. М., 1998. 127 с.
  134. . Человеческое измерение чернобыльской катастрофы и Программы ЮНЕСКО // Импакт: наука и общество. 1992. № 4.С. 34−39.
  135. .Н. Экологические проблемы: Земля, Россия, Алтай. Бийск, 1995. 4.2. 165 с.
  136. С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. Барнаул, 1998. 100 с.
  137. Д.Ж. Социальная экология. М., 1991. 354 с.
  138. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. 124 с.
  139. Материалы семинара по проблемам экологии Восточно Казахстанской области (28−29 октября 1997 г.). Усть-Каменогорск, 1997. 94 с.
  140. Материалы к Государственному докладу о состоянии окружающей природной среды Алтайского края в 1997. Барнаул, 1998. 78 с.
  141. В.В. О работе краевого фонда социальной поддержки населения // Образование и социальное развитие региона. 1996. № 2. С. 92−93.
  142. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ социальной защиты нетрудоспособных граждан: семей с детьми и других групп населения РФ, нуждающихся в государственной поддержке. М., 1993. 82 с.
  143. Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: вопросы теории и практики. Тезисы и материалы международного симпозиума. Волгоград, 1998. Вып. 1. 123с.- 1999. Вып. 2. 148 с.
  144. B.B. Социальное и экологическое развитие региона (на примере Алтайского края). Барнаул, 1990. 43 с.
  145. Л.Б. Роль социальной сферы в развитии СНГ (проблемы формирования единого социального пространства) // Социально-политический журнал. 1994. № 12. С. 65−69.
  146. В.А. Формирование образа экологических катастроф на примере Чернобыльской атомной аварии // Вопросы психологии. 1992. № 5−6. С. 32−35.
  147. В.А. Концептуальные основы социальной службы как организационной формы социальной работы // Социальная работа. 1992. № 5. С. 64−65.
  148. Н. Социальная политика, рынки труда, безработица и семья в России // Мир России. 1998. № 1−2. С. 80−92.
  149. H.A. «Казахстан -2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.» Алматы, 1998.12 с.
  150. В.Г. Основы теоретической социологии. Красноярск, 1994. 134 с.
  151. В.Г. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. Красноярск, 1997. 253 с.
  152. А.Н. Социальная политика: пути достижения эффективности //Полис. 1998. № 6. С. 139−144.
  153. Организация адресной социальной защиты населения в Воронежскойобласти. Информационно- методический материал. М., 1993. 34 с.
  154. Основы концепции формирования программы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Алтайском крае / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Л. Д. Деминой, И. П. Кулагиной. Барнаул, 1993. С. 12−16.
  155. Основные направления деятельности комитета по социальной защите населения 1999 -2000гг. Барнаул, 1999. 10 с.
  156. Отчет о положении женщин в Республике Казахстан 1997 г. Алматы, 1997. 96 с.
  157. Отчет областного управления экологии и биоресурсов. «Об экологическом состоянии Восточно-Казахстанской области в 1998 г.» Усть-Каменогрск, 1998. 79 с.
  158. Отчет межведомственной комиссии ООН по неотложным социальным вопросам в Казахстане. (16.03.1994). Алматы, 1994. 122 с.
  159. Отдаленные последствия влияния на население Алтайского края ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Барнаул, 1994. 24 с.
  160. Охрана окружающей среды (статистические данные) // Основные показатели социального развития краев и областей Западно-Сибирского экономического региона. Барнаул, 1993. С.117−120.
  161. Оценочный отчет. Республика Казахстан. Проект социальной защиты. Документ Всемирного Банка. Алматы, 1998. Т.1.111 с.
  162. П.Д. Введение в специальность. М., 1999. 186 с.
  163. A.M. Социальная работа в России: состояние и перспективы //Социальная работа. М., 1992. Вып.6. С. 40−48.
  164. Г. Г., Машезерская Л. Я. и др. Механизм защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992. 213 с.
  165. Первая национальная перепись населения 1999 г. // Рудный Алтай. 1999. 22 июня. С.З.
  166. В.И. Стационарные нестационарные формы организации социального обслуживания на селе // Образование и социальное развитие региона. 1996. № 1. С.70−73.
  167. Положение правительства РФ «О министерстве социальной защиты в РФ». М., 1991. С. 2.
  168. Политология. Энциклопедический словарь / Под ред. Аверьянова Ю. И. М., 1993. С. 359.
  169. А.А. Государство «всеобщего благосостояния?» мифы и реальность современной Америки. М., 1985. 286 с.
  170. Постановление Верховного Совета Каз. ССР «О прекращении испытаний на ядерном полигоне в Семипалатинской области и мерах по охране здоровья и окружающей среды региона» // Ведомости Верховного Совета. 1990. № 22. С. 261−264.
  171. Постановление Верховного Совета Каз. ССР «О ядерном полигоне в Семипалатинской области» // Ведомости Верховного Совета. 1990. № 49. С. 457−460.
  172. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан «О порядке введения в действие закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» // Казахстанская правда. 1992. 22 декабря. С. 2.
  173. JI.M. Особенности построения региональной системы социальной защиты семьи (опыт социального анализа проблемы в Алтайском крае). Дис. к.с. н. Барнаул, 1996. 123 с.
  174. Потери здоровья населения Алтайского края при ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне / Под ред. Б. В. Колядо, Я. Н. Шойхет, В. И. Киселев, И. Б. Колядо. Барнаул, 1998. 176 с.
  175. Проблемы социальной работы в России (Материалы первой национальной конференции) / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой, Т. В. Шеляг, З. Я. Янковой. М., 1995. 156 с.
  176. Проблемы охраны природы Алтайского края / Под ред. И. Ю. Винокурова. Барнаул, 1995. 34 с.
  177. Проблемы ликвидации на территории Алтайского края последствий Семипапатинского ядерного полигона / Под ред. H.A. Логинова, Т. А. Сазонова. Новосибирск, 1994. 125 с.
  178. Проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже XX—XXI вв. Материалы международной конференции (15−19 декабря 1997 г.). Барнаул, 1998. Т.1. 444 с.
  179. В.Ф., Молчанов A.B. Словарь экологических терминов и понятий. М., 1997. С. 34.
  180. Профессиональная подготовка сельских социальных работников в системе социальной защиты населения / Под ред. Л. Г. Гусляковой, М. И. Попковой. Славгород, 1999. 130 с.
  181. Пути повышения эффективности социальной защиты населения Астраханской области (на материалах социологического исследования) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С.32−37.
  182. Радиационное воздействие, медицинский мониторинг, наблюдение, реабилитация. Материалы международного семинара. Курчатов, 1998. 159 с.
  183. Радиационная экология России / Под ред. A.M. Адам, H.H. Ильинских, В. И. Булатова и др. Томск, 1998. 290 с.
  184. .В. Социальная защищенность и ее типы // Вопросы экономики. 1992. № 7. С. 4−17.
  185. .В. Положение населения России: социальная надломленность при прыжке в рынок // Вопросы экономики. 1993. № 4. С. 50−59.
  186. Г. Современные требования трудящихся к социальной политике //Вопросыэкономики. 1993. № 4. С. 64−73.
  187. Ш. Подходы к деинституцианализации: западная и восточная Европа, социальная политика, социальная работа и родственные дисциплины // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М. 1997. С. 172−184.
  188. Ю.Е. Протестное поведение в регионе // Социс.1996. № 3. С. 4049.
  189. Реабилитация населения Алтайского края, пострадавшего от ядерных испытаний // Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и радиации. Барнаул. 1994. Кн. 1. С. 77−98.
  190. О.В. Социальная защита трудящихся // Социс. 1993. № 3. С. 4246.
  191. В.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда, (опыт зарубежных стран). М., 1992. 167 с.
  192. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. 650 с.
  193. С.И. Проблемы социальной реабилитации инвалидов // Теория и практика социальной работы. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1994. С. 64−69.
  194. О.В. Социальная политика буржуазии и пролетариата (по материалам ФРГ). М., 1969. 246 с.
  195. Семипалатинский полигон (основные итоги социальных исследований 1992 г.) / Под ред. С. И. Григорьева, A.A. Масленниковой, A.M. Логинова, H.A. Падалкина. Барнаул, 1993. 59 с.
  196. Сборник законодательства Алтайского края. Барнаул, .№ 3 (23).1996. С.87−90.
  197. Сборник законодательства Алтайского края. Барнаул, № 2 (22). 1996.1. С.82−87.
  198. А.М. Анализ развития социальной сферы и вопросы реализации федеральной программы по Семипалатинскому полигону на Алтае // Образование и социальное развитие региона. 1995. № 3−4. С. 45−48.
  199. В.А. Реализация пенсионной реформы в Казахстане // Социальные реформы в Казахстане. Алматы, 1998. С.98−104.
  200. Система социальной защиты населения Алтайского края в цифрах и фактах за 1998 г. Барнаул, 1999. 63 с.
  201. Система социальной защиты населения Алтайского края в цифрах и фактах за 1999 г. специальный выпуск справочно-информационного бюллетеня/Барнаул, 2000. 41 с.
  202. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1997. С. 34−35- 62−65- 318−321.
  203. Словарь по социологии / Под ред. В. С. Овчинникова. М.-1996.- С. 566.
  204. С.Н. Оценка эффективности региональных программ занятости // Экономист. 1997. № 6. С. 46−56.
  205. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999. 320 с.
  206. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№№ 3- 17- 32- 35- 50.
  207. Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой, в 3 т. Барнаул, 1999.
  208. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1041.
  209. П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. 563 с.
  210. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. М., 1997. С.7−10, 114−203.
  211. Социальная работа. Словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. М., 1998. 480 с.
  212. Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Материалы докладов и выступлений IIIроссийско-шведского семинара / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой,
  213. Jl.Д. Деминой, Л. К. Синцовой, В. А. Кувшинниковой. Барнаул Москва, 1993.204 с.
  214. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Кн. 1. М., 1995. 326 с.
  215. Социальная политика переходного периода // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С.45−49.
  216. Социальное управление. Словарь- справочник. М., 1994. С. 386.
  217. Социальная защита населения, семьи, детства в России. Сборник документов. Вып.1. М., 1993. 280 с.
  218. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / Под ред. В. И. Чупрова. М., 1994.174 с.
  219. Социальная работа. Вып. 1−10/Под ред. И. А. Зимней. М., 1992−1994.
  220. Социальное самочувствие населения в условиях повышенного экологического риска (по результатам Чернобыльской аварии). М., 1992. 224 с.
  221. Социальные ресурсы и социальная политика / Отв. ред. С. С. Шаталин. М., 1990. 310 с.
  222. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова. Москва Белград, 1995 .С.45.
  223. Социальная структура и социальные процессы. Словарь справочник / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1990. 460 с.
  224. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М., 1995. 248 с.
  225. Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. Методологический семинар. М., 1997. 112 с.
  226. Социология на пороге XXI в: Основные направления исследования / Под ред. С. И. Григорьева, Ж. Коэнен Хуттера. 3 изд. М., 1999. 360 с.
  227. Справочно-информационный бюллетень Комитета Алтайского края по социальной защите населения. Барнаул, 1996. С. 17−21.
  228. А.И. Будущее России: доктрина возрождения и устойчивогоразвития страны // Образование и социальное развитие региона. Барнаул. 1999. № 1−2. С. 3−15.
  229. .А. Экологическое преступление и экологическая преступность. Алматы, 1996. 101 с.
  230. Э. Пенсионная реформа против пенсионеров: парадокс или законность? //Мысль. 1997.№ 6. С. 45−49.
  231. B.C. Метод вторичного анализа// Социс. 1995. № 11. С. 128−131.
  232. И.Н. Социальная политика в условиях независимости Республики Казахстан // Саясат. 1997. С. 13−30.
  233. Теория и практика социальной работы: история, состояние, перспективы. Материалы международной конференции. Усть-Каменогорск, 1999. 100 с.
  234. Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1998. 304 с.
  235. Т.Т., Пробст А. Н., Муссо С. С. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 248.
  236. С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы, 1997. 745 с.
  237. JI.B. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997. 180 с.
  238. JI.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997. 244 с.
  239. .Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М., 1996. 196 с.
  240. Г. В. Заболеваемость взрослого сельского населения в зависимости от особенностей экологической обстановки. Барнаул, 1997. 211 с.
  241. Труд и занятость в Алтайском крае. Статистический сборник. Барнаул, 1999. 62 с.
  242. Э.Г. Право социального обеспечения. М., 1995. 312 с.
  243. A.A. Социология региона: показатели и критерии. 4.2. Барнаул, 1992. 136 с.
  244. Указ Президента РК «О мерах по улучшению социальных условий жизни населения РК» // Вести Казахстана, 1995. 21 декабря. СЛ.
  245. Указ Президента РК «О совете по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК» // Казахстанская правда. 1995. 3 марта. С.З.
  246. Указ Президента РК «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан РК в целях преодоления тяжелой эпидемиологической ситуации, улучшение качества медицинского обслуживания» //Юридическая газета. 1998. 20 мая. С. 2.
  247. Указ Президента РК «Об общем национальном фонде по поддержке малообеспеченных граждан» // Казахстанская правда. 1997. 11 декабря. С. 2.
  248. Указ Президента РК «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей» // Казахстанская правда. 1997. 24 мая. С. 1.
  249. А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990. 269 с.
  250. А.Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., 1994. 273 с.
  251. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ». М., 1995. 19 с.
  252. Н.С. Политика как социальный феномен и предмет политической науки // Вестник МУ. сер. 18.1995. № 3. С. 45−51.
  253. В.А. Правовые основы социальной защиты жизненных сил человека: эмпирический облик // Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека. Т. 2. Барнаул, 1999. С. 94−98.
  254. Е.И. Социальные процессы, социальная политика и социальная работа в России. М., 1997. 286 с.
  255. И.А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре // Социс. 1992. № 12. С. 28−35.
  256. А.У., Лупандин В. М., Черновол С. Ю. Социально-психологические факторы восприятия опасностей, связанных с воздействием Семипалатинского полигона // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М ., 1993. Вып.6. С. 61−85.
  257. Храмцов.А. Ф. Социальная политика в переходном обществе. Россия и мировой опыт. М., 1995. 131 с.
  258. И.Я. Правда и ложь о Семипалатинском полигоне // Казахстанская правда. 1998. Змарта. С. 3.
  259. И.Я. Эхо ядерных взрывов. Алматы, 1996. 98 с.
  260. В. В рамках Семипалатинской программы //Алтайская правда. 1996. 27 июля. С. 2.
  261. Человек и рынок: социально-политические аспекты / Под ред. Ж.Т. То-щенко. М., 1991. 246 с.
  262. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. Свердловск., 1991. 124 с.
  263. С.С., Левада Ю. А., Устюжанина Е. В. Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990. 272 с.
  264. В.А. Интегральная оценка генетических последствий действия ионизирующих излучений // Радиационная биология, радиоэкология. М., 1997. Вып.4. С. 37−43.
  265. В.А. Генетический статус населения, подвергшегося воздействию ядерных испытаний // Вестник РП «Семипалатинский полигон». 1994. № З.С. 43−47.
  266. Г. Социальная политика как составная часть социальной рыночной экономики // Вестник МУ. сер. 6 .1994. № 5. С. 34−41.
  267. Я.Н., Лоборев В. М., Киселев В. И. Радиационное воздействие Семипалатинского полигона на Алтайский край // Вестник научной программы «Семипалатинский полигон Алтай». 1996. № 1. С. 57−64.
  268. Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в РФ. М. Спб., 1998. 280 с.
  269. Экологическая методология возрождения человека и планеты Земля. Алматы., 1997. 4.1. 306 е.- 4.2. 390 с.
  270. Экология // 60 лет Алтайскому краю. Юбилейный статистический сборник. Барнаул, 1997. 61 с.
  271. Экологические программы // Состояние окружающей природной среды в Алтайском крае. Барнаул, 1996. С. 95−101.
  272. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. М., 1993. Т.1. С. 258−264- 1994. Т.2 С. 261−173- 282−284- 1994. Т.З. С. 141−146- 259−267.
  273. Ядерные испытания, окружающая среда и здоровье населения Алтайского края. Материалы научных исследований. Т. I-IX. Барнаул, 1993.
  274. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. 1995. 330 с.
  275. О.Н. Методологические вопросы исследования экологических проблем // Вопросы философии. 1982.- № 3. С. 45−49.
  276. О.Н. Экологическое движение и экополитика // Социс. 1994.-№ 10. С. 34−37.
  277. О.Н. Двенадцать гипотез об альтернативной экополитике // Социс. 1994. № 4. С. 36−40.
  278. A.JI. Глобальные экологические проблемы // Начальная школа. 1997. № 4. С. 31−36.
  279. В.Н. Антропология социальной политики // Человеческие ресурсы. 1998. № 1. С. 4−7.
  280. Action speaks louder. A Handbook of Structured Group Techniques. A Jane Remosker Churchill Livingsnjne. 1992. P. 186.
  281. Brenda Dubois. Karla Krogsrud Miley. Social Work an empowering profession. 1998. P.535.
  282. Bulmer M. Social Science and Social Policy.L.: Allen and Unwin. 1986. P. 245.
  283. Dean H. Herworth, Jo Ann Larsen. Direct Social Work Practice. Theory and
  284. Skills Fourth Education. 1998. P.821.
  285. Department of Psychology, Utrecht University. The Netherlands. 1998. P.248.
  286. Experimenting with the Mind Readings in Cognitive psychology. Lioyd R. Komatsu. 1994. P.607.
  287. Fourth Edition. Social Work with Groups. Nelson hall publishers. Chicago. 1997. P. 611.
  288. Literacy acquisition and social context. Edited by Egbert M.N. Assink Department of Psychology, Utrecht University. The Netherlands. 1998. P.248.
  289. Social Educational Care. The Netherlands. 1997. P. 285.
Заполнить форму текущей работой