Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы влияющие на принятие решения о прерывании беременности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдается рост незапланированных беременностей среди несовершеннолетних и аборты у женщин, которые еще не имеют детей. На готовность к материнству влияет более поздний возраст вступления в брак, установки на уменьшение количества детей в семье, карьерные устремления женщин. Увеличивается количество семей, в которых ребенок не принят родителями, в которых нарушены материнско-детские отношения… Читать ещё >

Содержание

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Изучение материнства в историческом аспекте
    • 1. 2. Причины отсутствия психолgогической готовности к материнству
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 2. 1. Диагностика социально-психологических факторов, влияющих на принятие решения о прерывании беременности
    • 2. 2. Организация исследования и характеристика обследуемого контингента
  • ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕРЫВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ
    • 3. 1. Проведение исследование социально-психологические факторы, влияющие на принятие решения о прерывании беременности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Социально-психологические факторы влияющие на принятие решения о прерывании беременности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема материнства в последнее время приобретает все более междисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в науках традиционно имеющих к ней непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как история, культурология, социология, психология. Обратная сторона этой темы — проблема искусственных абортов является глобальной для всех стран мира, поскольку свыше 40% мирового населения проживает на территории, где законодательством официально разрешено искусственное прерывание беременности на ранних сроках по желанию женщины.

В большинстве развитых стран мира, на современном этапе развития системы здравоохранения регулирование рождения этим методом практически вытеснено современными средствами контрацепции. К сожалению, этого нельзя сказать о нашей стране. Уровень абортов здесь уже много лет подряд в 1,3−1,5 раза превышает количество рождений [Богатырева Р.В.]. В 2001 году этот показатель составлял 32,09 случая прерывания беременности на 1000 женщин фертильного возраста или 142,87 абортов на 100 родов.

Отсутствие у большинства населения социально-экономической базы, гарантирующей достаточный уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка, не оказывает содействие повышению рождаемости. Проблему усугубляет и тот факт, что указанные отрицательные проявления осуществляются на фоне изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения паттернов семейных отношений.

Наблюдается рост незапланированных беременностей среди несовершеннолетних и аборты у женщин, которые еще не имеют детей. На готовность к материнству влияет более поздний возраст вступления в брак, установки на уменьшение количества детей в семье, карьерные устремления женщин. Увеличивается количество семей, в которых ребенок не принят родителями, в которых нарушены материнско-детские отношения. Все это дает основание считать тему данной работы: «Социально-психологические факторы, влияющие на принятие решения о прерывании беременности» крайне актуальной. Ведь знание причин, заставляющих женщин принять такое важное решение, позволит найти пути решения проблем.

Необходимо оценить вклад, который внесли в разработку темы материнства и родительских отношений такие ученые, как Г. Г. Филиппова, Р. Ж. Мухамедрахимов, Н. П. Коваленко, С. А. Минюрова, И. В. Добряков, В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова, Е. X. Агнаева, Т. В. Леус, Н. Л. Мамышева, А. И. Захаров, Л. А. Баз, М. Ю. Чибисова, И. В. Грандилевская, Н. Б. Кедрова и другие. В работах этих психологов достаточно тонко и тщательно исследованы особенности психологического состояния женщины во время беременности, динамика этих состояний, связанная с успешностью ее адаптации к материнству.

Изучены психологические особенности женщин с патологически протекающей беременностью (Н. Г. Афиногенова, Г. Е. Долгина, Е. К. Китаева, В. Г. Волков, М. А. Кочнева, Н. В. Рымашевский и др.), с девиантным материнством, проявляющемся в отказе от ребенка, пренебрежении к нему, насилии над ним (В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов, А. И. Захаров, С. В. Тюлюпо, Ю. Ф. Поляков, К. В. Солоед и т. д.).

Объект исследования — девиантное материнство.

Предмет исследования — социально-психологические факторы, влияющие на принятие решения о прерывании беременности.

Цель работы — исследовать социально-психологические факторы, влияющие на принятие решения о прерывании беременности.

Гипотеза исследования: основным фактором, влияющим на принятие решения о прерывании беременности у женщин, является плохое материальное положение.

Задачи исследования:

— обобщение и систематизация теоретических знаний по проблеме материнства и психологической готовности к материнству;

— проведение диагностики женщин, принявших решение о прерывании беременности;

— анализ и обобщение полученных данных;

— практическое исследование взаимосвязи между полученными данными.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-исторический (Выготский Л.С., Кон И. С., Мид М.) и психоаналитический (Фройд З., Дейч Х., Пайнз Д.) подходы. В работе использована концепция системного семейного подхода (Боуэн М.), онтологическая концепция материнства (Филиппова Г. Г.), теория объектных отношений (Винникотт Д.В.) и теория благосклонности (Боулби Дж., Эйнсворт М., Bartholomew K.).

Для выполнения задач был использован комплекс следующих методов. Так, в теоретической части использовался анализ, обобщение и синтез существующих научных взглядов на проблему социальных и психологических детерминант принятия решения о прерывании беременности.

В эмпирической части был применен комплекс диагностических методик.

Структура работы: работа состоит из вступления, трех разделов, общего вывода, списка использованных источников и приложений. Содержание работы изложено на 42 страницах печатного текста.

Список использованных источников

составляет 46 работ отечественных и зарубежных авторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопр. психол. — 2007. — N4. — С. 3−12.
  2. Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. — 2009. — N1. — С.39−48.
  3. О.В., Баз Л.Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 2009. № 4. С. 35−42.
  4. Баз Л.Л., Скобло Г. В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях: влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2003. — С.82−83.
  5. А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ. 2000. Т. 2. Вып. 4. С. 69−70.
  6. А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. — СПб: Питер, 2009. — С.8−12.
  7. К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии, 2001. № 6, С. 155 — 164.
  8. В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопр. психол. 2004. № 5. С. 31 — 37.
  9. В.И., Ениколопов С. Н. Попытка психологической типологии одного из вариантов девиантного поведения юных — отказа от своего ребенка // Социальная дезадаптация: Нарушения поведения у детей и подростков / Под ред. А. А. Северного. М., 2006. С. 142 — 144.
  10. В.И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 2007. № 6. С. 38−47.
  11. В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 79−87.
  12. В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г. В. Калягиной. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 336 с.
  13. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2008. — 375 с.
  14. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. С. 114−123.
  15. Л.С. Младенческий возраст / Вопр. детск. психол. — СПб: Союз, 2007. — 467 с.
  16. В.И. Практическая психотерапия. СПб.: АО «Сфера», 2004. — 328 с.
  17. С.В., Хацкель С. Б. Патологические привычные действия у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи // Тез. докл. конф. «Мама — мой мир». — СПб, 2000. — С.100−102.
  18. Т.И., Микиртумов Б. Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр. и мед психол. — 2005. — N1. — С.55−63.
  19. А.И. Ребенок до рождения. СПб.: СОЮЗ, 2008. — 376 с.
  20. Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000. — 362 с.
  21. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988. — 477 с.
  22. О.А., Баз Л.Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 2003. № 4. С. 35 — 42.
  23. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 397 с.
  24. Т.В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. М.: Изд-во ИП РАН, 2000. — 325 с.
  25. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 335 с.
  26. М. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. М.: Изд-во «Дом матери», 2003. — 338 с.
  27. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989. — 397 с.
  28. Мозг и поведение младенца / Под ред. О. С. Адрианова. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. — 326 с.
  29. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопр. психол. 2004. № 6. С. 16−25.
  30. Л.Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Жизнь и смысл, 2009. — 376 с.
  31. Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 2007. — 115 с.
  32. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2009. — 98 с.
  33. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2000. — 96 с.
  34. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы Рос. конф. СПб.; Иваново, 2000. — 390 с.
  35. А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства // На пути к практической психологии: Сб. научн. статей. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2009. С. 93−98.
  36. Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 2002. № 2. С. 75−78.
  37. Г. В., Баз Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. — М., 2003. — С.101−102.
  38. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. — 2003. — № 3. — С.134−150.
  39. Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр.психол. — 2009. — N1. — С105−117.
  40. Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. руководство. М.: Академия, 2000. — 95 с.
  41. А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М.: Изд-во МГУ, 2008. — 336 с.
  42. Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 2009. № 6. С, 24 — 37.
  43. Р.А. Первый год жизни. — М., Геррус, 2000. — 190 с.
  44. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 2009. Т. 20. № 5. C. 81−88.
  45. Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 2009. — 288 с.
  46. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато АСТ, 2006. — 365 с.
Заполнить форму текущей работой