Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептуальное обоснование разработки социономической модели профессии руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы рациональности управления восходят к теории бюрократической организации М. Вебера и традициям структурно-функционального анализа Р. Мертона и Т.Парсонса. Глубокий анализ рационализации был совершен М. Вебером через спектр взаимосвязи бюрократической структуры и легитимности власти как основания прочности бюрократической структуры. Как правило, рациональность понимается как способ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ-СОЦИОНОМА
    • 1. Анализ понятия «профессионал»
    • 2. Социально ценный замысел профессионала в аспекте проблемы становления профессионала
    • 3. Антропоцентрическая ориентация руководителя как основание его профессионализма
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 1. Роль руководителя в развитии социокультурного статуса работника
    • 2. Модель социально-адаптивных функций руководителя
    • 3. Теоретические подходы к образовательным программам руководителя

Концептуальное обоснование разработки социономической модели профессии руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Непрерывный процесс эволюции общества и сопровождающие его изменения управленческих концепций отражают смещение акцента с технократических ценностей на ценности гуманистического ряда, отказ от технократизма. Обеспечение непрерывного прогрессивного развития общества и человека возможно лишь при знании механизмов и закономерностей развития, в том числе и профессионального. Требование создания общества профессионалов, единственного в состоянии обеспечить возрождение общества и выход из кризисной социально-экономической ситуации, должно опираться на социопсихологический анализ профессии и профессионализма, разработку методологии и теории его подготовки.

Затянувшийся период социально-экономических преобразований требует новых подходов к социальному управлению. Выход из ситуации требует нетривиальных, творческих решений, которые связаны с развитием профессионала и повышением его социальной ответственности, расширением творческих компонентов его труда и социальной ориентации управленческой деятельности. Разрыв между качеством кадрового потенциала и глобальными задачами, стоящими перед обществом, приводит к необходимости совершенствования профессионализма, повышения конкурентоспособности персонала организаций, расширения субъектности индивида, выражающейся, прежде всего в активности, инициативности и ответственности за себя, собственную жизнь и результаты своего труда.

Решение этих задач во многом определяется социализирующими возможностями среды. Организационная среда выступает как источник и фактор профессионализации человека как субъекта труда, жизни и творчества. Задачи совершенствования, развития и самосовершенствования требуют изменения социокультурных установок по отношению к персоналу организации. Реализация аттитюдов осуществляется через руководителя первичной группы, как ключевой фигуры социокультурных условий организации. Соответственно возрастает роль социальных и психологических факторов в управленческой деятельности руководителя, что увеличивает вес социономической составляющей профессии руководителя. В реальной практике управления это означает необходимость формирования руководителя как профессионала-соционома, усиление его направленности на получение социально-позитивных результатов в социально-психологической сфере труда, реализацию в процессе руководства принципа субъект-субъектных отношений.

Разработанность проблемы.

Проблемы управленческой деятельности успешно и продуктивно изучаются как зарубежными, так и отечественными исследователями (В.Г.Афанасьев, Л. М. Гвишиани, Ф. Генов, А. Л. Журавлев, А. Н. Омаров, М. Робер, Л. Планкетт, Ф. Тилман, Г. Хейл, С. Янг). Основное внимание в работах уделяется проблемам эффективности управленческого труда. В теории управления вопросы эффективности рассматриваются в связи с возможностями информационного обеспечения системы управляющих воздействий, упорядочиванием и системной организацией объекта управления, своевременностью принятия и адекватностью управленческих решений (Р.Блейк, Б. Б. Коссов, Д. Моутон, Т. Питерс, Т. Уотерман). В рамках проблемы повышения эффективности управления рассматриваются различные аспекты самоменеджмента, вопросы продуктивного использования ресурсов, как внешних, организационных, так и личностных, внутренних (Э.Воутилайнен, В. Зигерт, Л. Ланг, И. Ниссинен), исследуются вопросы оценки и личной эффективности руководителя (Ф. Генов, А. Л. Журавлев, В. В. Лысиков, А.М.Омаров). Функции управленца исследовались основоположниками отечественной теории управленияА.К.Гастевым, Ф. Р. Дунаевским, П. М. Керженцевым.

Включение в круг проблем, изучаемых социологией управления, некоторых вопросов, традиционно относящихся к области исследования социологии организаций, связано с анализом организационных культур, их типологией, конструированием моделей управления, соответствующих определенным типам организационных культур (Р.Блез, А. Гоулднер, М. Крузье, Ж. Матетон, И. Оучи). Несомненный интерес представляют исследования организационных ценностей, проблемы власти в аспекте взаимозависимости ценностной ориентации культуры и управленческих стратегий. Руководителю, как правило, в этих управленческих концепциях отводится роль носителя основных ценностей, норм организации, исполнение функции координации и интеграции социальных ценностей через выработку ключевых ценностей и принципов деятельности предприятий (Н.Леметр, У. Нойман, Т. Питерс, Р. Уотерман). Позиция руководителя как «ключевого индивида» рассматривается в связи с анализом его функций в социальной общности и изучением его влияния на людей, особенностей артикулирования целей для персонала организации (Н.Ф.Наумова). Вопросы руководства исследуются в сравнительном сопоставлении позиций лидера и линейного руководителя, распределения отношений власти, влияния и авторитета (Ю.Н.Емельянов, Е. И. Кайдалов, П.И.Суименко).

Проблемы рациональности управления восходят к теории бюрократической организации М. Вебера и традициям структурно-функционального анализа Р. Мертона и Т.Парсонса. Глубокий анализ рационализации был совершен М. Вебером через спектр взаимосвязи бюрократической структуры и легитимности власти как основания прочности бюрократической структуры. Как правило, рациональность понимается как способ существования формальной организации и рассматривается как универсальное средство социального регулирования (А.А.Радугин, К. А. Радугин, А.И.Пригожин). Но при этом отмечается, что человеческие ресурсы, составляющие организацию, рассматриваются ею узко утилитарно, как средство достижения целей организации. Чисто прагматически, функционально подходя к индивиду в организации, нельзя полностью исключить интерес личности из поля зрения, поскольку ее интересы, потребности не исчерпываются целями организации /А.И.Пригожин/. Соответственно возникает необходимость рассмотрения и тех качеств индивида, которые выходят за рамки их делового, функционального назначения, и исследования этих качеств в рамках общеорганизационного и управленческого анализа. *.

Образование эмоциональной (неформальной) структуры организации как эффекта внутриорганизационных связей и взаимодействия людей друг с другом, требует небюрократического руководителя (А.И.Егоров, Е.Р.Смирнова-Ярская/. Идентификация с позицией небюрократического руководителя позволяет индивиду положительно воспринимать цели, задачи организации.

Следует отметить, что проблема гуманизации управления и социокультурного обогащения организационных условий в том виде, в каком она представлена в современных условиях, носит скорее утилитарный, узкопрагматический характер, обусловленный необходимостью поиска резервов повышения эффективности производства. Внимание исследователей часто акцентируется на неформальной организации лишь как средстве, ведущем к достижению внешнеорганизационных целей. Вместе с тем эволюция управленческих концепций от теории «экономического» человека (Ф.Тейлор, А. Файоль) к «школе человеческих отношений» Э. Мэйо, идеям гуманизации труда Д. Макрегора, Ф. Херцберга отражает общие тенденции возрастания внимания теоретиков и практиков управления к роли человека в организации.

Наблюдается повсеместный отход от изучения лишь формальной стороны организаций и управления к изучению их содержательных аспектов, к внедрению социопсихологических подходов, в центре внимания которыхчеловек, эффективные стратегии коммуникаций и взаимодействия в условиях организационной среды и в системах управления.

Традиционный для отечественной социологии управления интерес к психологическому уровню управления нашел воплощение в изучении стилевых характеристик руководителя, в анализе его деловых и личностных качеств, в проработке вопросов управленческой этики, теоретическом обеспечении подготовки руководителей, расширении их социально-психологической компетентности (Ю.Н.Емельянов, Е. А. Жариков, А. Л. Журавлев, Л. А. Петровская, А. Л. Свенцицкий, В.М.Шепель).

Вместе с тем можно констатировать, что исследуемая в настоящей работе парадигма анализа социопсихологической сферы деятельности руководителя первичной группы в аспекте общих идей гуманизации труда и управления не получила в настоящее время широкого распространения. Часто проблема подготовки к управленческой деятельности трактуется, прежде всего, в рамках идеи руководства как манипуляторства, инструментальности, а необходимость развития коммуникативных навыков и умений руководителя рассматриваются в аспекте вынужденного обмена на права и власть. Можно констатировать, что на сегодняшний день не существует теоретически разработанной и методологически обоснованной социологической модели профессионала. Используемые в настоящее время технологии подготовки профессионалов не ориентированы на подобную модель, а потому во многом страдают дефицитарностью и фрагментарностью.

Проблема подготовки руководителя как профессионала-соционома не имеет методологического и теоретического обоснования. Между тем разработка научной модели подобной подготовки требует обращения к изучению общих социопсихологических закономерностей процесса формирования профессионала, выявления механизмов, обеспечивающих регуляцию профессиональной деятельности.

Вопросы профессиональной пригодности, развития профессионально важных качеств и способностей профессионала получили глубокую проработку в трудах Е. М. Борисовой, К. М. Гуревича, О. Н. Крягжде, В. Д. Шадрикова. Общая структура, динамика и содержание социокультурной мотивации труда профессионала рассматриваются в трудах В. Г. Асеева, Ю. М. Забродина, В. С. Магуна, А. К. Марковой, Т. И. Черняевой. Проблемы мотивации профессионала, связанной с содержанием и процессуальными характеристиками его труда наиболее полно представлены в работах Дж. Аткинсона, Дж. МакДауголла, А. Маслоу, Х. Хекхаузена, Ф.Херцберга. Принципы моделирования общей структуры профессионализма, мастерства и компетенции, рассматриваемой как интеграл актуального и финального, оптимального состояния личности, способа ее развития, отражены в исследованиях A.A.Деркача, Л. Г. Лаптева, А. К. Марковой.

Молено обозначить две тенденции, наметившиеся в исследовании процесса развития профессионала, — инструментальную, связанную с проблемами формирования операционального компонента деятельности профессионала, и содержательную, отражающую обращение к поиску общих механизмов профессионализма личности. В школе Е. А. Климова (В.В.Гусейнова, Е. М. Иванова, В. Н. Носкова, А. А. Понукалин, В.В.Тютюнник) анализ профессионализма связан с исследованием внутреннего, социопсихологического содержания профессионала, включающего в себя целостную структуру труда и субъектные качества профессионала. Близки к данной парадигме изучения труда профессионала идеи рассмотрения нравственных, гуманистических составляющих профессии, поиски детерминант профессиональной ориентации личности специалиста в аспекте духовности личности и социальной направленности сознания (Э.В.Зеер, В. Д. Каверина, С. П. Крягжде, В.А.Пономаренко).

Таким образом, теоретический анализ проблемы формирования руководителя как профессионала-соционома показывает, что намечены основные подходы к пониманию роли социопсихологических механизмов в развитии его профессионализма, но вместе с тем недостаточная проработанность некоторых теоретических и методологических вопросов позволяет говорить об актуальности продолжения исследований в этом направлении. Остается открытым вопрос о мотивации действования руководителя в социально-психологической сфере организации.

Исследования в этом направлении содержат анализ влияния стиля руководства на удовлетворенность работников трудом, другие параметры социально-психологического климата в коллективе. В отечественной социологии и психологии управления широко представлен социально-психологический подход, уделяющий большое внимание вопросам взаимодействия в неформальной организации, в системе «руководительподчиненные», вопросам социальной перцепции (Т.Ю.Базаров, В. А. Бакеев, Т. Ю. Бахарева, Л. П. Буева, В. Е. Семенов, Ю.П.Степкин).

Интеракционистский подход, активно развиваемый зарубежными исследователями, делает предметом своего изучения вопросы коммуникации и действие эмоционального фактора в организации (Г.Блумер, Дж. Мид). Выделение в организации наряду с инструментальной стороной субъективного компонента связано с реализацией во внутриорганизационных связях и взаимоотношениях эмоционального фактора, понимаемого представителями психоаналитической школы, прежде всего как любовь и привязанность (Ф.Энрикес). Формой существования субъективности организации (как субъекта собственной деятельности) является неформальная организация, элементом, единицей которой выступает первичная группа (по Ч. Кули). Малой, или первичной группе, ее функции в организации (группа как «узел» опосредований со стороны общественного целого — Л.П.Буева) посвящены исследования Г. Гибша, Л. Десева, Дж. Морено, М.Форверга. *. .

Можно заключить, таким образом, что исследования подтверждают значимость роли руководителя в социальной структуре организации, его влияние на отдельные стороны трудового поведения работников, но вместе с тем отсутствует целостное, концептуальное понимание функций и задач руководителя в социально-психологической подсистеме организации, обусловленных особенностями его социокультурного статуса.

Анализ позиции руководителя в организации как координаторе внутриорганизационных, индивидуальных и внешнеорганизационных ценностей и интеграторе социальных и индивидуальных смыслов труда предполагает привлечение широкой исследовательской парадигмы, междисциплинарного подхода, использование знаний из смежных областей науки-социологии и психологии управления, социологии и психологии труда, социологии и психологии профессии, социологии организаций и организационной психологии.

Методологические и теоретические основы диссертации.

Методологические и теоретические основы диссертации связаны с использованием идей системного подхода к изучению многомерных социопсихологических явлений В. Г. Афанасьева, В. П. Кузьмина, В. Ф. Ломова, Э. Г. Юдина, представлений о системной регуляции деятельности Ю. М. Забродина.

Основные положения диссертации основаны на теории Е. А. Климова о целостной социопсихологической структуре труда и теоретических положениях А. А. Понукалина о возможности ее формирования в процессе специальной подготовки. В работе реализован общесоциологический подход к исследованию деятельности руководителя в организации (М.Вебер, Г. Саймон, Ф. Тейлор, А. Файоль), общие положения теории социологии организаций и управления (В.Л.Доблаев, Р. Мертон, А. И. Кравченко, Е.Р.Ярская-Смирнова), нашли отражение идеи В. Н. Ярской о социокультурных основах бытия человека, применен принцип субъектности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн) в исследовании жизненных стратегий личности как субъекта труда, жизни и творчества (К.А.Абульханова-Славская).

Предложенная автором концепция анализа социономических функций руководителя опирается на общие тенденции развития антропоцентризма управленческих концепций, связанные с распространением идей гуманизации труда и управления.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является разработка концепции социономической модели профессии руководителя.

Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:

— анализ теоретических подходов к исследованию профессионализма руководителя-соционома;

— анализ социопсихологического содержания профессионализма руководителя-соционома;

— характеристика целостной структуры труда профессионала;

— изучение особенностей социокультурного статуса руководителя в организации;

— разработка концепции социально-адаптивных функций руководителя;

— исследование социокультурных условий формирования руководителя как профессионала-социономарассмотрение теоретических подходов к образовательным программам для руководителя.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает социопсихологическое содержание управленческого труда руководителя. Предметом исследования являются социономические особенности профессии руководителя.

Методы исследования. В работе использовались количественные и качественные методы получения информации. В качестве основного теоретического метода был использован метод системного междисциплинарного анализа и синтеза. Эмпирические методы включали в себя нестандартизованное интервью, экспертное оценивание, анализ продуктов труда, метод свободного описания, методику ГОЛ (групповой оценки личности).

Научная новизна диссертационного исследования:

— впервые проведен анализ социономической составляющей профессии руководителя;

— разработана структура и дана содержательная социопсихологическая характеристика профессионализма руководителя-соционома;

— впервые теоретически обоснована роль социального содержания образа труда профессионала в регуляции профессиональной деятельностивпервые представлена модель социально-адаптивных функций руководителя;

— изучены особенности социокультурного статуса руководителя в организации;

— по-новому обобщены и систематизированы данные относительно социокультурных условий организационной среды как фактора развития личности работника и становления профессионала;

— представлены новые подходы к формированию образовательных программ для руководителя;

— дано теоретическое и методологическое обоснование подготовки руководителя как профессионала-соционома.

Научные положения, выносимые на защиту:

Характер труда руководителя в социально-психологической сфере организации, положение руководителя в системе взаимозависимости в организации, особенности его социокультурного статуса дают основания отнести профессию руководителя к профессиям социономического типа. Основным признаком профессий этого типа является социальная направленность личности профессионала, реализация в профессии принципа субъект — субъектных отношений.

2. Социономическая составляющая управленческого труда руководителя реализуется в содержании его социально-адаптивных функций. Цель осуществления этих функций — создание в организации социальнопсихологических условий, благоприятных для развития личности и становления профессионала.

3. В качестве основания профессионализма выступает внутреннее социо-психологическое содержание труда профессионала, центральными компонентами которого являются: целостная структура труда, аттитюды профессионала и позиция субъекта труда в предметной сфере труда.

4. Целостная структура труда может рассматриваться как смыслообразующий компонент социопсихологического содержания профессионала, обеспечивающий связь жизненных и профессиональных задач, отражающий аксиологическую сторону труда профессионала и играющий роль социопсихологического механизма регуляции труда.

5. Необходимость применения гуманитарных технологий, осуществления социально-адаптивных функций требует профессиональной подготовленности руководителя как соционома. Профессиональная подготовка, основанная на формировании внутреннего социопсихологического содержания профессионала, способна обеспечить надежность и эффективность его управленческой деятельности.

6. В качестве объекта подготовки руководителя-соционома следует рассматривать социально ценный замысел руководителя как образ социально полезных эффектов действования руководителя в предметной сфере труда. В образовательные программы для руководителя должна включаться программа описания социально полезных результатов труда руководителя в социально-психологической сфере труда и управления. Логика изложения учебных дисциплин, содержание программ обучения должны отражать предмет труда руководителя.

Теоретическая, методологическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что научно обоснована необходимость и возможность подготовки руководителя как профессионала-соционома. С позиций целостного концептуального понимания социономического содержания управленческого труда руководителя представлена модель профессии руководителя-соционома.

Методологическое значение работы заключается в том, что показаны новые подходы к изучению профессионализма руководителя с точки зрения базисного социопсихологического содержания. Намечены основные подходы к построению образовательных программ для руководителя. Практическая значимость диссертации связана с возможностью применения изложенных в работе положений в развитии теории и практики управления, обучении профессионалов. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке новых учебных курсов, в процессе профессионального и управленческого консультирования.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы, кафедре психологии и акмеологии СГТУ, методологическом семинаре по социологии СГТУ (1996;1999). Основные положения диссертации докладывались на кафедре психологии труда и профессионального консультирования МГУ (Москва, 1990, 1995), на Учредительном съезде Российского психологического общества (Москва, 1994), научно-практических конференциях (Саратов, 1989;1999).

Основное содержание работы отражено в 7 публикациях автора.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

В рамках настоящего диссертационного исследования нами была проделана работа по теоретическому осмыслению, эмпирическому изучению и методологическому обобщению основных понятий, относящихся к социопсихологическому содержанию труда руководителя в плане разработки социономической модели профессии руководителя. Использование методологии системно-деятельностного социопсихологического анализа профессии руководителя позволило установить ее социономическое содержание. Подобный подход позволяет объединить разнонаправленные, альтернативные тенденции сведения труда руководителя либо как к деятельности по продуцированию результатов экономического и производственного порядка, практически поглощающую функцию руководства и лишающую ее самоценности, либо полностью редуцирующую ее к функции коммуникации.

Общая концепция деятельности руководителя в социально-психологической сфере труда позволяет подойти к проблеме эффективности и профессионализма руководителя. Предложенная нами концепция профессионала и профессионализма, отраженная в разработанной нами общей модели профессионала, в качестве основного критерия сформированности профессионала предлагает рассматривать адекватность социопсихологического содержания профессионала предметной сфере труда и соответствие исполнения функций целям профессионального действования.

Модель профессионала, таким образом, включает в себя целостную структуру труда, информационную основу деятельности (образ предметной сферы труда), профессионально важные качества и способности индивидуума, субъектные качества личности (качества человека как субъекта труда, жизни и творчества), субъектное полагание в деятельности (субъектная позиция профессионала, обусловленная идентификацией с социальной ролью профессионала в данной области труда), мотивационную направленность. К внутренним ресурсам профессионала, его профессиональному потенциалу мы относим профессионально важные качества, знания, умения и навыки профессионала, отраженные в подсистемах «информационная основа деятельности» и «средства труда «профессионала.

Описывая понятие профессионального труда через понятие социального действия, в основе которого лежит ориентация на других, мы обосновываем понятие профессионализма через готовность осуществлять действия, полезные для других. Нами показано, что с точки зрения внутреннего содержания профессионал — это индивидуум как субъект труда, готовый к реализации своего профессионального потенциала, к актуализации своих профессиональных • навыков и умений ради удовлетворения потребностей других и реализации в труде собственного потенциала. Профессионализм личности как социокультурное понятие рассматривается нами, таким образом, как высшая степень проявления профессионального потенциала, детерминированная образом трудовой ситуации, его адекватностью, мотивационными аспектами профессиональной направленности, а также социокультурной ситуацией становления профессионала и условиями реализации трудового потенциала. Профессионализм рассматривается нами как системное образование, отражаемое в способах реализации личностью своего профессионального потенциала. Профессионализм личности содержит компоненты: а) мотивационный (ценности, установки) — когнитивный (образ предметной сферы труда), инструментальный (знания, умения, навыки), коммуникативный (направленность на других, отражение социальных потребностей), регулятивный (готовность достигать социально полезные результаты).

Внешние критерии оценки профессионализма: совершенное владение средствами труда, регулярность, систематичность, функционирования, надежность и соответствие достигнутых результатов труда внешнему социальному стандарту, равномерность достижения социально значимых результатов, работоспособность, активность профессионала могут достаточно эффективно использоваться, с нашей точки зрения, при решении задач диагностики, отборе, оценки персонала. Вместе с тем, как мы полагаем, внутренние критерии оценки профессионализма, отражающие внутреннее, социопсихологическое содержание, сформированность работника, как профессионала, являются наиболее полезными и приобретают особенно важное значение в практике разработки образовательных программ с целью обучения, переобучения и профессиональной подготовки работников. Работа с персоналом в плане его совершенствования, развития также должна вестись с опорой на внутреннее, социопсихологическое содержание, профессионала.

В соответствии с задачей рассмотрения условий формирования руководителя как профессионала-соционома нами были исследованы общие закономерности становления профессионала как социокультурного процесса.

Процесс становления профессионала рассматривается нами как сознательная деятельность индивида, берущего на себя ответственность за выполнение социальной функции профессионала. Выбор профессии обусловлен ценностями и жизненными целями личности, а потому, как мы полагаем, правомерно рассматривать его в аспекте общего жизненного и профессионального самоопределения личности.

Своеобразие нашего понимания этого процесса состоит в том, что, как мы полагаем, профессиональное самоопределение осуществляется личностью на всем протяжении ее профессионального пути, и связано с выбором личности своей позиции в системе профессионально-трудовых отношений, выбором профессиональных задач и определением профессиональных целей труда. Процесс становления профессионала состоит в росте профессионализма личности, отражаемом в изменении внутреннего, социопсихологического содержания. В процессе становления профессионала происходит корректировка профессиональной позиции, усвоение социального содержания профессиональной роли.

В качестве условия профессионального развития личности нами рассматривается механизм идентификации личности и профессии, формирование субъектной позиции профессионала в труде, то есть принятие социальной роли профессионала. Субъектность личности профессионала относительно предметной сферы его труда рассматривается нами как фактор успешности профессиональной деятельности. Конкретизируя это положение применительно к исполнению руководителем социально-адаптивных функций, мы установили, что формирование руководителя как соционома предполагает развитие субъектности руководителя по отношению к социально-психологической сфере действования. Принятие руководителем ответственности на себя за социально полезные результаты своего труда в социально-психологической сфере организации связано, как это показано нами, с формированием адекватности предметного содержания образа труда, отраженной в когнитивном компоненте социально ценного замысла руководителя. Проведенные нами исследования позволили сделать вывод о том, что предметное содержание социально ценного замысла руководителя относительно социально-психологической сферы действования должны в первую очередь составлять субъективные характеристики личности работника, а также условия труда, способствующие оптимальной реализации профессионального потенциала работника. Это содержание социально ценного замысла руководителя выступает в качестве основы принятия решений в области руководства людьми и работы с персоналом.

Таким образом, на основании проведенных нами исследований нами были сформулированы следующие выводы.

1. Анализ современной ситуации в сфере труда и состояния человека в системах труда и управления подтверждает выдвинутый нами тезис об особой роли руководителя в системе взаимозависимости в организации. Современные реалии управленческой практики требуют новой модели поведения руководителя в организации и предъявляют к нему особые требования. Эта модель основывается на антропоцентрической ориентации руководителя и связана с реализацией в его поведении и деятельности альтруистических, эмпатийных, помогающих тенденций и отражает направленность руководителя на достижение социально позитивных результатов, блага для другого человека.

2. Реализация антропоцентрической ориентации руководителя происходит в процессе осуществления им комплекса социально-адаптивных функций. Разработанная нами модель этих функций позволяет установить," что основной их смысл состоит в создании в организации условий, оптимальных для развития личности работника и его становления как профессионала, и реализации профессионального потенциала персонала.

3. В понятие социально-адаптивных функций руководителя мы включаем как действия, специально направленные на достижение социально ценного результата в социально-психологической сфере организации, так и действия, цель которых не совпадает по содержанию с социально полезными результатами и не исчерпывается ими, но имеет отчетливый социальный эффект — приращение гуманности по отношению к человеку в организации.

Следовательно, опосредованность любого действия руководителя образомпредставлением социально ценных результатов в сфере производственной коммуникации придает статус социально-адаптивных функций любому трудовому действию и фрагменту трудового поведения руководителя.

4. Эффективное выполнение социально-адаптивных функций руководителем предполагает ориентацию руководителя на социально ценные результаты в сфере производственной коммуникации. В связи с этим описание социально ценных результатов труда в социально-психологической сфере, а также модель социокультурных условий труда, оказывающих наибольшее влияние на развитие личности работника и его становление как профессионала должны быть представлены в образовательных программах для руководителя.

5. Теоретической базой разработки программ подготовки руководителя является обращение к исследованию профессионализма как социокультурного явления, имеющего объективные, социально ценные проявления и внутренне целостное социопсихологическое содержание. Сущностный характер профессиональной подготовки связан с формированием социопсихологических механизмов, позволяющих реализовать руководителю в управленческой деятельности социальные смыслы труда и гуманистические идеи управления.

6. Исследование особенностей социокультурного статуса руководителя в организации позволило установить особую роль руководителя по отношению к подчиненным. Эта роль состоит в выполнении руководителем по отношению к подчиненному функций, которые были названы нами социально-адаптивные.

7. Особенности социокультурного статуса руководителя в организации, комплекс задач, решаемых руководителем в социально-психологической.

153 сфере организации позволяют отнести деятельность руководителя к разряду социономических профессий. Реализуемый руководителем в этой сфере стиль трудового поведения должен соответствовать нормам и стандартам, применяемым для оценки деятельности профессионала. Выбор средств воздействия и способов взаимодействия с подчиненными должен быть опосредован социально ценным замыслам, являющимся отражением социокультурных норм и стандартов относительно конечных результатов труда в этой сфере.

8. Изучение условий формирования руководителя как профессионала-соционома показало, что в естественных условиях организации затруднено образование механизма осуществления социономических функций руководителя, наблюдается деструкция его социопсихологического содержания. Это вызывает необходимость профессиональной подготовки руководителя — соционома. -Возможность такой подготовки обеспечивается соответствующим методологическим и теоретическим обоснованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы. М.: Наука, 1973. 287 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психолог, журн. Т. 6. № 6, 1985. С. 7−16.
  4. Абульханова-Славская К. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психол. журн. 1991. № 4. С. 27−40.
  5. Активные методы в системе подготовки специалистов и руководителей: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. Д.: ЛИЭИ, 1989. 128 с.
  6. А.Г. Анализ состояний психологического кризиса, их динамика//Психологический журнал. Т.6. 1985. № 6. С.107−113.
  7. P.A. Стресс в деятельности социального работника // Социальная работа. 1992. № 4.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 379 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. 338 с. Ю. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. М., 1982. П. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационныйкурс.Кн.1. Казань, 1996.
  10. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.224 с
  11. Н. П. Роль познавательных способностей в выполнении различных видов профессиональной деятельности // Диагностика профессиональных и познавательных способностей: Сборник научных трудов. М.: ИПАН. С. 170−184.
  12. JI.H. Системный подход в психологии личности // Принципы системности в психологическом исследовании. М., 1990. С. 61−77.
  13. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 127−133.
  14. В.Г., Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. М., 1983.
  15. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1989.
  16. А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии, № 4, 1989. С. 35−45.
  17. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии, № 1, 1984. С. 13−19.
  18. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного анализа. М., 1980.
  19. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6. С. 98−112.
  20. Г. И., Шамова Т. Н. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения // Советская педагогика. 1980. № 8. С.69−75.
  21. Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха. Вып. 3. Москва-Тюмень, 1994.
  22. Г. Природа профессии // Этика успеха. Вып. 3, 1994. С. 77−87
  23. Г. Э. Социальная компетентность личности // Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995. С. 42−57
  24. П., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
  25. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 345 с.
  27. П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1994. 496 с.
  28. Р.В., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1980
  29. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  30. E.JI. О конкурентоспособности работников на предприятии // Социологические исследования. 1992. № 11. С. 104−106.
  31. . Д. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. 176 с.
  32. A.A. О предмете акмеологии // Психол. журн. Т. 14, 1993
  33. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журн. 1985. № 2. С. 85−94.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  35. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  36. В.Б. О смене парадигмы в профессиональной консультации // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. М., 1984. С. 97−103.
  37. Е.М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. С. 6−18
  38. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. С. 159−177.
  39. Л.Г. Молодой учитель: труд, бьгг, творчество. М.: Знание, 1983. 80 с.
  40. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.
  41. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. 1982. № 2. С. 46−55.
  42. С.Н. Специалист в кооперативе сферы науки // Социологические исследования. 1990. № 11. С.89−96.
  43. М. Модели: репрезентация и научное понимание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  44. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  45. М., Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  46. В.И. Затратно-компенсационные модели // Социологические исследования. 1993. № 2. С.108−116.
  47. В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Социологические исследования. 1991. № 11.
  48. В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственных организациях. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1994,
  49. Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда // Социологические исследования. 1993. № 5. С.122−133.
  50. В. Нравственная культура, руководителя. М., 1988.
  51. И.Г. Личность руководителя и стиль управления. М., 1992.
  52. К.А. и др. Структура производственного объединения, положения об отделах и службах, должностные инструкции: Справ, пособие /Под ред. А. К. Бужинского, В. Ф. Палия. М.: Экономика, 1987. 318 с.
  53. И.А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989.
  54. В., Фрэнсис Б. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991. 320 с.
  55. Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17.
  56. Е.И. Введение в психологию труда. Саратов, Изд-во СГУ, 1978.
  57. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  58. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. С.-Петербург, 1994. 117 с.
  59. Д.Л. фон Розенпггаль Индивид и организация // Организационная психология. 1992. № 3.
  60. Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социологические исследования. 1998. № 11. С.72−79.
  61. . Что такое психология? В 2-х томах. Т.1 / Пер. с франц. М.: Мир, 1992. 496 с.
  62. Л .Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.5−15.
  63. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи.иииииииииииииииии Киев: Наукова думка, 1988. 143 с.
  64. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 204 с.
  65. А. Идеи Ф.Тейлора в дореволюционной России // Социологические исследования. 1991. № 10. С.64−73.
  66. В.П. Социотипы современных руководителей // Социологические исследования. 1992. № 4. С. 46−51.
  67. A.A., Дружинин В. Н., Дрынков A.B. Проблемы психологии образа //Психол. журн. 1984. № 2. С. 124−128.
  68. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
  69. Н.В. Социальная напряженность в трудовом коллективе // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 17−25.
  70. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  71. В.В. Практика использования психолога на предприятиях сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-пракгика//Вестник МГУ. Сер. 14. 1989. № 14. С. 56−69.
  72. Г. А. К вопросу о личностной готовности студентов к профессиональной деятельности // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988. С.88−95.
  73. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАГС, 1993.
  74. JI. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы: Пер. с болг. / Общ. ред. М. Ф. Наумовой. М.: Прогресс, 1979. 207 с.
  75. A.A., Мирская М. И. Социология труда: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. 304 с.
  76. М.А., Крылов А.Ал, Нафтульев А. И. Психология труда и инженерной психологии. М., 1979.
  77. B.JI. Теория организаций. М., 1995.
  78. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. М.: Интернациональная книга, 1992. 179 с.
  79. Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. 385 с.
  80. .А., Чудинов В. А. Психика и классификация уровней отражения действительности//Психол. журн. 1980. № 5. С. 93−105.
  81. Э.О. О разделении общественного труда: Метод социологии. 1991.
  82. А.И., Смирнова Е. Р. Основы социологии организаций. Учебное пособие. Саратов, 1997. 86 с.
  83. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1985. 167 с.
  84. A.A. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. 159 с.
  85. Е.А. Вступающему в должность :Научно-популярный справочник для начинающего руководителя. М.: Знание, 1985. 128 с.
  86. A.B. Эффект горизонта: руководитель и кадры. М., 1989.
  87. А. Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом . Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1993.
  88. Г. Г. Служебная этика. М., 1980.
  89. ЮО.Иванова Е. И. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 35−40.
  90. Дж., Лобанов A.M. Человеческие ресурсы в управлении. М.: Дело, 1993. 304 с.
  91. Как добиться успеха / Под общ. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Республика, 1992. 510 с.
  92. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 75- 82.
  93. Юб.Келвин Э. Программа политики служащим: добрые дела большого бизнеса. Америка, янв. 1986.
  94. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987. 303 с.
  95. А.И., Корошев Г. И. Социально-психологический анализ взаимосвязей удовлетворенности работой и стабильности трудовых коллективов // Психология управления. М., 1982.
  96. Ю9.Климина Т. Б. Самоанализ индивидуальных приемов выполнения технологических операций как средство преодоления однообразия труда // Вопросы психологии, № 1, 1984. С. 87−91.
  97. О.Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. 197 с.
  98. Ш. Климов Е. А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. 190 с.
  99. П.Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5−14.
  100. ПЗ.Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159с.
  101. С.Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура//Социологические исследования. 1993. № 5. С. 64−73.
  102. Е.П. Управленческая концепция руководителя как метод изучения профессионального мышления // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Сборник научных трудов. Ярославль, 1989. С. 112−127.
  103. Пб.Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. 278 с.
  104. П.Ковалев В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. жури. 1981. № 3. С. 25−38.
  105. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. 214 с.
  106. В.Т. Коллективизм как условие и способ активизаци личности в группе // Развитие прикладных психологических исследований и разработка. Красноярск, 1986. С.48−49.
  107. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. 144 с.
  108. Е.И. Женщина-руководитель. М., 1989.
  109. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335с.
  110. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  111. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  112. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1989. С.191−205.
  113. И.М., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития //Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158−164.
  114. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М&bdquo- 1980.
  115. O.A. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения //Человек и общество. Вып. 24, 1987. С. 158−172.
  116. Кос Н. И. Комментарий к учебной программе курса «Человек как субъект жизни и деятельности» // Социальная работа в системе «Человек-Общество-Культура»: Учебное пособие. Саратов: СГТУ, 1994.
  117. Кос Н. И. Оценка руководителя подчиненными // Субъективная оценка в структуре деятельности. Саратов.: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1989. С. 119−122.
  118. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1992.
  119. Л.С. Жизненный выбор личности. М., 1987.
  120. Круглый стол по проблемам гуманитаризации образования // Социологические исследования. 1992. № 10. С.22−29.
  121. С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Автореф. дис. Киев, 1982
  122. С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23−31.
  123. Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. 304 с.
  124. Т.В., Сухарев A.B. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 86−94.
  125. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51−59.
  126. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев: Штиинца, 1983.
  127. И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии // Формирование молодежного сознания. Таллин, 1978. С. 88−97.
  128. В.П. Системное качество // Вопросы философии. 1973. № 10. С. 95−106.
  129. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974
  130. Н.В. Предмет акмеологии. Санкт-Петербург, 1995.
  131. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. 263 с.
  132. Г. Первичные группы // Американская социологическая мысль. С.330−335.
  133. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  134. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21−30.
  135. Н.В. Советы психолога продавцу. М.: Экономика, 1990. 127 с.
  136. И.Д., Пряжников В. А. Человеческий фактор в хозяйственном управлении (Психологический аспект). М., 1987.
  137. А.Ф. Очерк науки о характерах. С.Пб., 1987. 386 с.
  138. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 7.
  139. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России//Социологические исследования, № 5, 1994.С. 3−8
  140. В.И. Психология управления. М., 1990.
  141. Левитов Н. Д: Фрустрация один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.
  142. Н.Д. Жизнь человека как проблема // Вопросы психологии. 1985. № i.e. 103−109.
  143. Н.Д. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 156−173.
  144. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31−46.
  145. .Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. 1963. № 6. С. 26−39.
  146. .Ф. Проблемы управленческой деятельности. М.: Наука, 1987
  147. В.В. Социологические аспекты технологии оценки, квалификации, образования и карьеры стратегического руководителя. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1995. 255 с.
  148. B.C. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1.
  149. МалковаВ.Д. Веселый B.C. Понятие социального управления. М., 1987.
  150. И.С., Уманский Л. П. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
  151. А.К. и др. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  152. А.К. Психология профессионала. М., 1996.
  153. А. Самоактуализация личности // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. С.10−35.
  154. А. Условия творческого труда. М., 1970. 135 с.
  155. A.A., Понукалин А. .А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 76−82.
  156. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 295 с.
  157. Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975. Вып. 5.
  158. B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности. М., 1979. 259 с.
  159. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  160. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского педаг. ин-та. Пермь, 1970. Т. 77.
  161. М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
  162. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухотского. Л., 1980. 80 с.
  163. Методы социальной психологии / Под ред Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1977. 175 с.
  164. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. 151 с.
  165. Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М., 1998.
  166. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 176 с.
  167. Е.Е. Методы изучения мотивации личности: Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 80 с. 181 .Науман.Э. Принять решение. Но как? М., 1987.
  168. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 200 с.
  169. Ю.Л. Социально-психологический климат предприятия // Социологические исследования. 1990. № 11. С. 81−89.
  170. Ю.Л. Управление социальным развитием отрасли. М.: Экономика, 1986.
  171. В.Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социальные исследования. 1984. № 2. С. 85−93.
  172. P.C., Макаревич В. Н. Методика изучения склонности личности к проявлению «сверхнормативной» деятельности // Психол. журн. 1988. № 5. С. 137−145.
  173. В.Я. Социология образования. М., 1992.
  174. Н.Л. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 166 с.
  175. Общая психодиагностика / Под ред A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 303 с.
  176. И.Н., Гусейнова ВВ. О культуре решения профконсультационных задач // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе: Межвуз. сб-к. Томск: Изд-во ТПИ им. С. М. Кирова, 1989. 144с.
  177. A.M. Предприимчивость руководителя. М., 1990.
  178. С.А. Труд и рекреация // Социологические исследования. 1991. № 10. С.73−78.
  179. Оценка работников управления / Под ред. Г. Х. Попова. М.: Моск. рабочий, 1976. 352 с.
  180. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.182 с.
  181. Н.И. Проблемы неформальной группы в «индустриальной социологии» // Социальные исследования. М., 1988. Вып.2.
  182. .Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1987.
  183. В.Д., Калмыкии H.A. Удовлетворенность трудом: Социально-экономический аспект. М., 1993. 242 с.
  184. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 133−143.
  185. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Московск. ун-та. 1988. 208 с.
  186. JI.A. Компетентность в общении . М.: Изд-во Московск. ун-та, 1990.
  187. A.B., Ковалева В. М., Крашенинников A.A. и др. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1986. 302 с.
  188. Планкет JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений / Пер с англ. М.: Экономика, 1984. 168 с.
  189. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.310 с.
  190. К.К. Сознание и личность. Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1966. С. >111.
  191. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.
  192. В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1979.
  193. В.Г. Человек в трудовом коллективе (проблемы социологии труда). М.: Экономика, 1982.
  194. В.А., Завалова Н. Д. Исследования психического образа, регулирующего действия человека-оператора // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981. С. 30−42.
  195. A.A. Социальная философия и психология. Саратов, 1994.
  196. A.A. Экопсихология труда, Саратов, 1995. 195с.
  197. А.И. Проблема субъекта в центре процесса приватизации // Социологические исследования. 1992. № 4. С. 22−31.
  198. А.И. Современная социология организаций. М., 1995. 296 с.
  199. А.И. Управление и руководитель // Наука и техника. 1982. № 12.
  200. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершиловского, А. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982.
  201. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием: Обзорная информация. М., 1977.
  202. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д. А. Ошанина, О. А. Конопкина. М.: Педагогика, 1973. 208 с.
  203. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1977. 257 с.
  204. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. 238 с.
  205. Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда / Под ред. О. И. Шкаратана. М.: Мысль, 1985.
  206. З.А. Психологические основы профессионального обучения. Автореф. дисс. М., 1986. 40 с.
  207. М., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. / Предисл. A.B. Толстых. 1988. 256с.
  208. В.А., Филиппов A.B. Психологические аспекты управления. М., 1973.
  209. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1959. 351 с.
  210. С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  211. С.Л. Человек и мир: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 365.
  212. О.Рукавишников В. О. Социально-политическая ситуация и общественное мнение (Россия, середина 1992) // Социологические исследования. 1992. № 11. С.47−58.231 .Руководство и лидерство. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1973. 63 с.
  213. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В. А. Ядов. Л.: Наука, 1979. 263 с.
  214. В.Ф., Немов Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журн. 1984. № 4. С. 65−74.
  215. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  216. В.Е., Машеро В. П., Тимофеев Ю. Т. Социально-психологический климат в первичном коллективе и производственная эффективность // Психология производству и воспитанию Л.: Изд-во Ленинградск. гос. ун-та, 1977. 24−30 с.
  217. A.A. О психологической подготовке к труду // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 107−114.23 7. Смирнов И. В. Человек источник заинтересованного труда // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 24−33.
  218. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер. 14. 1981. № 2. С. 15−29.
  219. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271с.
  220. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 231 с.
  221. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
  222. Современные тенденции в управлении в капиталистических странах. М.: Прогресс, 1972. 243 с.
  223. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 174 с.
  224. А. Процесс рождения новых профессий: социальная работа в США, Великобритании, России // Взаимодействие социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон: Пер. с англ. Под ред. Б. Ю. Шапиро, М.: Аспект Пресс, 1997. С. 105−120.
  225. Социальное управление в производственных коллективах: опыт, проблемы и перспективы / Ред. кол.: А. К. Зайцев и др. М.: Политиздат, 1985.
  226. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов-/ Под ред. В. П. Трусова. JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. 160 с.
  227. Социальные проблемы труда на промышленных предприятиях. 1976. 199с.
  228. Социальные технологии: В 4-х т. М., 1994.
  229. Социокультурная экспертиза: Принципы и методология. Круглый стол // Социологические исследования. 1992. № 11. С. 73−82.
  230. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996
  231. Социология эффективности образования. М., 1993.
  232. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
  233. Становление специалиста / Крокинская O.K. и др. Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. 136 с.
  234. Э.А. Как управлять персоналом. М., 1995. 240 с.
  235. В.И. Роль субъективных критериев успешности результатов и регуляции деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 118−129.
  236. Ю. П. Семенов В.Е. Социально психологические аспекты труда производственного мастера как руководителя первичного коллектива. Межвузовский сборник // Психология и управление. Вып. 5. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 160 с.
  237. В.В. Сознание и самосознание личности . М., 1986. 286 с.
  238. Е.С. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник МГУ. 1977. № 1.62−72.
  239. К.В. Цель поведения как объект системного анализа // Психол. журн. 1980. № 2. С.77−90.
  240. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. С. 11−20.
  241. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.
  242. Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов личности. М.: Наука, 1983.
  243. В.К. Персонал-технологии: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-е, 1989. 368 с.
  244. Теоретическая социология / Под ред. С. И. Барзилова. Саратов: СГТУ, 1994. 103 с.
  245. М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания // Формирование молодежного сознания. Таллин, 1978. С. 35−57.
  246. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Автореф. канд. дис. М., 1980.16 с.
  247. H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 28−32.
  248. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. 356 с
  249. В.П. Социально-психологическое исследование когнитивных процессов. JL, 1980.
  250. В.В. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда. М., 1992. 175 с.
  251. B.C. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963. 121 с.
  252. М.В. Социология управления: Учебн. пособие. Новосибирск, 1998.144 с. 273 .Уманский JI .П. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  253. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М., 1987.
  254. JI.B. Социально-психологические особенности личности инженера: Автореф. дис. Л., 1980.17 с.
  255. Е.Г. Профессиональная этика. Киев, 1983.
  256. A.B. Психология и изучение человеческого фактора в управлении // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 11.
  257. A.B. Психология управленческой деятельности руководителя. М&bdquo- 1980. 75 с.
  258. A.B., Липинский В. К. Производственная социология, психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. 255 с.
  259. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. 168 с.
  260. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В. А. Сластенина. М.: МГПИим. В. И. Ленина. 1980. 131с.
  261. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  262. С.С. Взаимоотношения мастера производственного участка с подчиненными // Социологические исследования. 1984. № 4.
  263. С.С. Количественная оценка деятельности линейных руководителей первичного производственного коллектива // Социологические исследования. 1988. № 4.
  264. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.
  265. Д., Майнер М. Побуждения к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. 1990. № 1.
  266. М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность // Вопросы психологии, № 5, 1990. С. 121−128.
  267. Дж. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 46−62.
  268. Н.Ю., Фиганов И. С. Педагогические основы руководства трудовым коллективом. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1986. 206 с.
  269. Целостность человека и культура труда / Под общ. ред. В. И. Снесара. Саратов, 1996.
  270. Человек и его работа / Под ред. А. Т. Здравомыслова, В. П. Рогожина, В. А. Ядова. М.: Мысль, 1967.
  271. М.А. Этика деловых отношений. Л., 1986.
  272. Т.И. Социокультурная мотивация подготовки руководителя: Автореф. дис. Саратов, 1994. 18с.
  273. ИИ. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 143 с.
  274. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн. 1985. № 4. С.73−86.
  275. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учебн. пос. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1980. 86 с.
  276. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 320 с.
  277. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.
  278. В.Д., Шпаликов B.JI. Взаимосвязь обучения и развития // Психол. журн. 1985. № 2. С. 85−94.
  279. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: Прогресс, 1993.
  280. В.В. Системные механизмы целевой детерминации поведения //Психол. журн. 1980. № 2. С.133−138.
  281. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М.: Наука. 175 с.
  282. Е.В. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд-во соц,-эконом. лит-ры, 1961. 362 с.
  283. X. Отбор персонала // Организационная психология, 1994. № 1. С. 35−47.
  284. Щёкин Г. В. Организация и психологическое управление кадрами за рубежом. Киев: Знание, 1989. 48<с.
  285. В.В. Социология организаций // Социологические исследования. 1998. № 8.
  286. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Губачев Ю. М., Карвасарский Б. Д., Иовлев Б. В. и др. Л., 1976.177
  287. Эти невероятные японцы: Психотехнологии и эффективный менеджмент/ Под ред. К. А. Кузьмина. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. 208 с.
  288. Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988.
  289. В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3.311 .Янг С. Система управления организацией. М., 1972.
  290. В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 12. С.27−33.
  291. В.Н. Философия образования на пороге XXI в. М., 1990.
  292. Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических параметров в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 72−81.
Заполнить форму текущей работой