Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семья как сеть межличностных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практике социальной работы профессионалы имеют дело с достаточно большим групповым разнообразием семей. Например, семьи с одним родителем рассматриваются как социально уязвимые группы. Такие семьи могут иметь проблемы с занятостью, уходом за ребенком, материальным обеспечением. Генезис данных семей достаточно широк и подвижен: они сформировались в результате развода, внебрачной связи, смерти… Читать ещё >

Семья как сеть межличностных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Симбиотические связи, которые устанавливаются в процессе жизнедеятельности в семье, могут иметь различный характер. Семья как мультиперсональный клиент и целостная система впервые начинается осмысляться в работах философа и социолога Грегори Бейтсона, обосновавшего концепцию «двойного послания». Рассматривая семью как систему межличностных отношений, он выдвинул гипотезу, согласно которой повторяющийся опыт наказания «приводит к привычному для индивидуума поведению, словно он ожидает такого наказания». Бейтсон вводит понятия обратной связи, саморегуляции, «нелинейной циркулярной причинности». В подходах к семейной проблематике он предложил рассматривать в качестве клиента не отдельного индивида, а семью как целостную сеть межличностных отношений.

В дальнейшем развитие данного направления формировалось в логике идей системного подхода. В частности, Натан Аккерман предлагал рассматривать семью как совокупность системных связей и отношений, выделяя при этом такие структурные элементы, как структура семьи, семейные коммуникации, взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми, модели взаимоотношений между поколениями.

Флоренс Холлис и Мэри Вудс в практике психосоциальной работы акцентировали внимание на тех изменениях, которые постоянно происходят во взаимоотношениях как внутри семьи, так и между поколениями. Они обращали внимание на то, что со временем активизируются или ослабляются механизмы адаптации к стрессам и изменениям, ролевым проявлениям, образцам поведения, которые трансформируются под давлением окружающей среды. Исследователи утверждали, что в природе не существует непроблемных семей. Давление среды, изменяющее сети семейных отношений, может проявляться в следующих видах (рис. 15.1):

  • 1) новая родительская среда индивидуального члена семьи (когда ребенок достигает стадии пубертатного развития, уходит из дома или когда престарелые родители не могут жить самостоятельно);
  • 2) болезнь, инвалидность, потеря физического здоровья; внешний стресс для члена семьи (потеря работы, смерть близких друзей, неприятности у детей в школе и т. д.);
  • 3) внешний стресс для всей семьи (потеря кормильца, потеря жилья, обращение за помощью к официальным институтам и т. д.).

Основные причины изменения семейных отношений (по Ф. Холлис и М. Вудс).

Рис. 15.1. Основные причины изменения семейных отношений (по Ф. Холлис и М. Вудс).

Семья как малая группа

Еще один подход в теории и практике социальной работы с семьей связан с тем, что она рассматривается как малая группа. При этом выделяют семьи нуклеарные и семьи с одним родителем, а также многопоколенные семьи. Каждая из них имеет свою специфику развития и межгруппового взаимодействия.

Имеются различные точки зрения на определение фаз развития семьи. Так, одни исследователи считают, что нуклеарные семьи обязательно проходят три стадии:

  • 1) период до рождения ребенка;
  • 2) период воспитания детей в семье;
  • 3) период отделения детей от родителей;

Есть и другие подходы. Например, американский исследователь Соня Роудс выделяет семь стадий в развитии нуклеарной семьи, в процессе которых меняются ролевые отношения в межгрупповом взаимодействии (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Стадии развития семьи по С. Роудс

Стадия

Основное содержание

Первый этап

Происходит развитие отношений от «фазы идеализации» до «фазы разочарований». Постепенно формируется реалистическое восприятие партнерами друг друга, осуществляется процесс подстраивания.

Второй этап

Формируются семейные правила, определенные образцы поведения, которыми руководствуются члены семьи. Это время от рождения первого ребенка до периода, когда последний ребенок пойдет в школу.

Третий этап

Реализуется индивидуализация членов семьи. Это уровень, где определяются роли каждого из родителей, развивается возможность детей существовать вне семейной системы.

Четвертый

Происходит либо формирование дружеских отношений, либо изоляция в семейных отношениях. На этом этапе важно, чтобы родители понимали, что у ребенка есть собственная жизнь.

Пятый этап

Осуществляется перегруппировка отношений, дети покидают дом, происходит формирование новых отношений «взрослый — взрослый» .

Шестой этап

Межгрупповое взаимодействие развивается по оси, где на одном полюсе находится восстановление отношений, а на другом — отчаяние. Важнейшей задачей этапа является регенерация отношений.

Седьмой этап

Родители на пенсии, имеются внуки, главная задача — осуществление взаимопомощи между поколениями.

Оба подхода используют ролевые теории, которые определяют эффективность семейных отношений, степень приспособленности супругов к ведению домашнего хозяйства, способность осуществлять воспитательные функции. С этих же позиций рассматриваются конфликтное поведение или индивидуальные проблемы одного из членов семьи.

Так, согласно Энн Хартман и Джоан Лэйрд, конфликтное поведение в семье может рассматриваться:

  • 1) «как результат неправильной структуры семьи и организации коммуникаций или неадекватных напряженных отношений с окружающей средой;
  • 2) как выполняющие важную роль в сохранении согласованности семейной системы;
  • 3) как устаревшее и неадекватное поведение, поддерживаемое неадекватными реакциями членов семьи»[1].

В практике социальной работы ролевые конфликты в семье как малой группе рассматривают в следующих аспектах:

  • • ролевые конфликты на основе несовместимости ролей (отца, мужа, матери, жены и т. д.);
  • • ролевые конфликты на основе неявных социальных ориентиров;
  • • ролевые конфликты из-за ролевых ожиданий;
  • • ролевые конфликты из-за недостатка ролевой последовательности;
  • • ролевые конфликты из-за проблем в коммуникациях в семье.

В практике социальной работы профессионалы имеют дело с достаточно большим групповым разнообразием семей. Например, семьи с одним родителем рассматриваются как социально уязвимые группы. Такие семьи могут иметь проблемы с занятостью, уходом за ребенком, материальным обеспечением. Генезис данных семей достаточно широк и подвижен: они сформировались в результате развода, внебрачной связи, смерти одного из супругов и по ряду других причин. Сводные семьи образуются при повторных браках. Такие семьи имеют определенные формы адаптации, для них характерна своя групповая динамика развития. Особую группу составляют семьи, имеющие проблемы с социализацией детей и подростков и трудностями адаптации на рынке труда. В отечественной практике социальной работы такие семьи определяются как семьи группы риска, или неблагополучные семьи.

В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выделяется такой тип, как семья, находящаяся в социально опасном положении. Сюда относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семья как социальный институт

С этих позиций семью рассматривают как ячейку общества. Социальные работники, осуществляя поддержку семьи, руководствуются национальными стратегиями социальной политики в области защиты семьи от различных рисков. Во многих странах мира осуществляется национальная семейная политика, хотя она может быть и неявно выражена. Институциональная основа этой политики находит свое отражение в организации институтов и реализации различных программ.

Е. В. Соснова выделяет четыре признака, которые свидетельствуют о существовании семейной политики:

  • 1) формулирование органами государственной власти специальных программ в отношении семьи;
  • 2) реальное проведение в жизнь и институциональная поддержка таких программ;
  • 3) наличие социальной активности в области семейной политики разнообразных неправительственных организаций;
  • 4) признание обществом права государства вмешиваться в жизнь семьи.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Она направлена на удовлетворение потребностей семьи и ее социального окружения. Несмотря на то что в настоящее время не существует единых подходов к практике социальной работы с семьей, можно обозначить основные стратегии в данной сфере:

  • 1. Акцент на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением.
  • 2. Системный подход к семье, в рамках которого осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации.
  • 3. Подход к семье как к единице изменения; осмысление способов изменения ситуации.
  • 4. Активно-терапевтический подход, включающий в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т. д.
  • 5. Работа по принципу «здесь и сейчас», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, таких как психическое здоровье, семейное обслуживание, вопросы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечения семьи.

  • [1] См.: Hartman A., Laird J. Family-centered social work. N. Y.: Free press, 1983.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой