Семья как сеть межличностных отношений
В практике социальной работы профессионалы имеют дело с достаточно большим групповым разнообразием семей. Например, семьи с одним родителем рассматриваются как социально уязвимые группы. Такие семьи могут иметь проблемы с занятостью, уходом за ребенком, материальным обеспечением. Генезис данных семей достаточно широк и подвижен: они сформировались в результате развода, внебрачной связи, смерти… Читать ещё >
Семья как сеть межличностных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Симбиотические связи, которые устанавливаются в процессе жизнедеятельности в семье, могут иметь различный характер. Семья как мультиперсональный клиент и целостная система впервые начинается осмысляться в работах философа и социолога Грегори Бейтсона, обосновавшего концепцию «двойного послания». Рассматривая семью как систему межличностных отношений, он выдвинул гипотезу, согласно которой повторяющийся опыт наказания «приводит к привычному для индивидуума поведению, словно он ожидает такого наказания». Бейтсон вводит понятия обратной связи, саморегуляции, «нелинейной циркулярной причинности». В подходах к семейной проблематике он предложил рассматривать в качестве клиента не отдельного индивида, а семью как целостную сеть межличностных отношений.
В дальнейшем развитие данного направления формировалось в логике идей системного подхода. В частности, Натан Аккерман предлагал рассматривать семью как совокупность системных связей и отношений, выделяя при этом такие структурные элементы, как структура семьи, семейные коммуникации, взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми, модели взаимоотношений между поколениями.
Флоренс Холлис и Мэри Вудс в практике психосоциальной работы акцентировали внимание на тех изменениях, которые постоянно происходят во взаимоотношениях как внутри семьи, так и между поколениями. Они обращали внимание на то, что со временем активизируются или ослабляются механизмы адаптации к стрессам и изменениям, ролевым проявлениям, образцам поведения, которые трансформируются под давлением окружающей среды. Исследователи утверждали, что в природе не существует непроблемных семей. Давление среды, изменяющее сети семейных отношений, может проявляться в следующих видах (рис. 15.1):
- 1) новая родительская среда индивидуального члена семьи (когда ребенок достигает стадии пубертатного развития, уходит из дома или когда престарелые родители не могут жить самостоятельно);
- 2) болезнь, инвалидность, потеря физического здоровья; внешний стресс для члена семьи (потеря работы, смерть близких друзей, неприятности у детей в школе и т. д.);
- 3) внешний стресс для всей семьи (потеря кормильца, потеря жилья, обращение за помощью к официальным институтам и т. д.).
Рис. 15.1. Основные причины изменения семейных отношений (по Ф. Холлис и М. Вудс).
Семья как малая группа
Еще один подход в теории и практике социальной работы с семьей связан с тем, что она рассматривается как малая группа. При этом выделяют семьи нуклеарные и семьи с одним родителем, а также многопоколенные семьи. Каждая из них имеет свою специфику развития и межгруппового взаимодействия.
Имеются различные точки зрения на определение фаз развития семьи. Так, одни исследователи считают, что нуклеарные семьи обязательно проходят три стадии:
- 1) период до рождения ребенка;
- 2) период воспитания детей в семье;
- 3) период отделения детей от родителей;
Есть и другие подходы. Например, американский исследователь Соня Роудс выделяет семь стадий в развитии нуклеарной семьи, в процессе которых меняются ролевые отношения в межгрупповом взаимодействии (табл. 15.2).
Таблица 15.2
Стадии развития семьи по С. Роудс
Стадия | Основное содержание |
Первый этап | Происходит развитие отношений от «фазы идеализации» до «фазы разочарований». Постепенно формируется реалистическое восприятие партнерами друг друга, осуществляется процесс подстраивания. |
Второй этап | Формируются семейные правила, определенные образцы поведения, которыми руководствуются члены семьи. Это время от рождения первого ребенка до периода, когда последний ребенок пойдет в школу. |
Третий этап | Реализуется индивидуализация членов семьи. Это уровень, где определяются роли каждого из родителей, развивается возможность детей существовать вне семейной системы. |
Четвертый | Происходит либо формирование дружеских отношений, либо изоляция в семейных отношениях. На этом этапе важно, чтобы родители понимали, что у ребенка есть собственная жизнь. |
Пятый этап | Осуществляется перегруппировка отношений, дети покидают дом, происходит формирование новых отношений «взрослый — взрослый» . |
Шестой этап | Межгрупповое взаимодействие развивается по оси, где на одном полюсе находится восстановление отношений, а на другом — отчаяние. Важнейшей задачей этапа является регенерация отношений. |
Седьмой этап | Родители на пенсии, имеются внуки, главная задача — осуществление взаимопомощи между поколениями. |
Оба подхода используют ролевые теории, которые определяют эффективность семейных отношений, степень приспособленности супругов к ведению домашнего хозяйства, способность осуществлять воспитательные функции. С этих же позиций рассматриваются конфликтное поведение или индивидуальные проблемы одного из членов семьи.
Так, согласно Энн Хартман и Джоан Лэйрд, конфликтное поведение в семье может рассматриваться:
- 1) «как результат неправильной структуры семьи и организации коммуникаций или неадекватных напряженных отношений с окружающей средой;
- 2) как выполняющие важную роль в сохранении согласованности семейной системы;
- 3) как устаревшее и неадекватное поведение, поддерживаемое неадекватными реакциями членов семьи»[1].
В практике социальной работы ролевые конфликты в семье как малой группе рассматривают в следующих аспектах:
- • ролевые конфликты на основе несовместимости ролей (отца, мужа, матери, жены и т. д.);
- • ролевые конфликты на основе неявных социальных ориентиров;
- • ролевые конфликты из-за ролевых ожиданий;
- • ролевые конфликты из-за недостатка ролевой последовательности;
- • ролевые конфликты из-за проблем в коммуникациях в семье.
В практике социальной работы профессионалы имеют дело с достаточно большим групповым разнообразием семей. Например, семьи с одним родителем рассматриваются как социально уязвимые группы. Такие семьи могут иметь проблемы с занятостью, уходом за ребенком, материальным обеспечением. Генезис данных семей достаточно широк и подвижен: они сформировались в результате развода, внебрачной связи, смерти одного из супругов и по ряду других причин. Сводные семьи образуются при повторных браках. Такие семьи имеют определенные формы адаптации, для них характерна своя групповая динамика развития. Особую группу составляют семьи, имеющие проблемы с социализацией детей и подростков и трудностями адаптации на рынке труда. В отечественной практике социальной работы такие семьи определяются как семьи группы риска, или неблагополучные семьи.
В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выделяется такой тип, как семья, находящаяся в социально опасном положении. Сюда относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Семья как социальный институт
С этих позиций семью рассматривают как ячейку общества. Социальные работники, осуществляя поддержку семьи, руководствуются национальными стратегиями социальной политики в области защиты семьи от различных рисков. Во многих странах мира осуществляется национальная семейная политика, хотя она может быть и неявно выражена. Институциональная основа этой политики находит свое отражение в организации институтов и реализации различных программ.
Е. В. Соснова выделяет четыре признака, которые свидетельствуют о существовании семейной политики:
- 1) формулирование органами государственной власти специальных программ в отношении семьи;
- 2) реальное проведение в жизнь и институциональная поддержка таких программ;
- 3) наличие социальной активности в области семейной политики разнообразных неправительственных организаций;
- 4) признание обществом права государства вмешиваться в жизнь семьи.
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Она направлена на удовлетворение потребностей семьи и ее социального окружения. Несмотря на то что в настоящее время не существует единых подходов к практике социальной работы с семьей, можно обозначить основные стратегии в данной сфере:
- 1. Акцент на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением.
- 2. Системный подход к семье, в рамках которого осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации.
- 3. Подход к семье как к единице изменения; осмысление способов изменения ситуации.
- 4. Активно-терапевтический подход, включающий в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т. д.
- 5. Работа по принципу «здесь и сейчас», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.
Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, таких как психическое здоровье, семейное обслуживание, вопросы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечения семьи.
- [1] См.: Hartman A., Laird J. Family-centered social work. N. Y.: Free press, 1983.