Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные аспекты становления информационного общества в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство играет весьма заметную роль в процессе информатизации российского общества. На протяжении 1990;х — начала 2000;х гг. вектор внимания государства к различным аспектам информатизации несколько раз смещался. На начальном этапе (в 1991;1995 гг.) внимание было в значительной мере сосредоточено на поддержании равновесия и регулировании рутинной деятельности. На втором этапе (1996;2000 гг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
    • 1. 1. Социологические подходы к описанию и изучению процессов информатизации
    • 1. 2. Становление глобального информационного общества: культурный, экономический, политический аспекты
  • ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Ценностные, концептуальные и организационные основания государственного регулирования
    • 2. 2. Обеспечение информационной безопасности и контроля над информацией
    • 2. 3. Государственное регулирование социально-экономических аспектов применения ИТ
    • 2. 4. Регулирование рутинной деятельности
  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ СМИ
    • 3. 1. Социокультурные аспекты информатизации
    • 3. 2. Социоэкономические аспекты информатизации
    • 3. 3. Государство и общество в информационную эпоху: угрозы безопасности и перспективы развития

Социальные аспекты становления информационного общества в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В последние десятилетия XX в. в мире зародились сложные и взаимосвязанные процессы масштабных социальных изменений, во многом связанные с информационно-технологической революцией. Интегральным следствием этих процессов многие исследователи считают формирование общества нового типа — информационного общества.

В нашей стране эти общемировые тенденции наложились на драматические процессы внутренних преобразований, дополнительно усложняя ситуацию. В социально-политической сфере трансформации ознаменовались становлением демократической формы государственности (пусть и ограниченной экономическими или административно-бюрократическими барьерами), признанием права граждан на свободу слова, свободу получения и распространения информации. В экономической сфере перед Россией встали задачи развития национальной экономики на рыночных началах и интеграции страны в мировое экономическое пространство. В социокультурной сфере резко снизилось давление государства на производство и потребление символической продукции. Кроме того, российская культурная сфера оказалась открытой для процессов, происходящих в мире. Таким образом, перед российским обществом и государством открылись новые возможности и встали новые вызовы, связанные с интеграцией России в формирующееся глобальное информационное общество.

Реакция государства на эти вызовы происходила во многом через естественный для государственной организации механизм — нормативно-правовое регулирование.

О реакции общества на вызовы времени и действия государства говорить сложнее прежде всего за отсутствием единого центра, репрезентирующего все общество. К новым условиям, возможностям и вызовам приспосабливались самые разные люди, социальные группы и слои, организации, институты. За последние десятилетия в России сложилась культура использования новейших достижений информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), возникли отрасли экономики и направления бизнеса, связанные с извлечением прибыли из эксплуатации ИКТ, возник слой людей, так или иначе связанных с информационными технологиями.

Масс-медиа, являясь одним из средств самонаблюдения общества, не могли обойти вниманием процессы информатизации — таким образом возникли СМИ, ориентированные на аудиторию, интересующуюся ИКТ и связанными с ними явлениями и процессами. Масс-медиа осуществляют наблюдение за внешним по отношению к ним социальным миром, разделяя события на достойные и недостойные публикации и предъявляя аудитории результат селекции. При этом, являясь, как правило, коммерческими, ориентированными на прибыль предприятиями, они вынуждены учитывать информационные интересы и запросы аудитории. Таким образом, СМИ одновременно и формируют картину мира для аудитории, и подвержены влиянию ее предпочтений при формировании собственной схемы селекции. Результаты этой селекции, т. е. опубликованные материалы, могут рассматриваться как интегрированная реакция общества на происходящие события, в число которых попадают и действия государства. Точнее говоря, в данном случае, речь идет о реакции социального сообщества, группирующегося вокруг ИКТ, но в эту социальную группу входят прежде всего люди, наиболее плотно включенные в систему социальных отношений, затрагиваемых процессами информатизации в России и более тонко чувствующие исследуемую проблематику.

Вышесказанное приводит нас к возможности использовать документы, порожденные государством и репрезентирующей российское ИТ-сообщество прессой, как источники информации для комплексного описания социального содержания процесса становления в России информационного общества.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблематика постиндустриального/информационного общества широко обсуждается в социальных науках примерно с конца 1950;х — начала 1960;х гг. спектр подходов к изучению проблем информатизации весьма широк, однако представляется, что можно выделить две основные тенденции.

Исследователи, работающие в рамках первой тенденции, в своих рассуждениях отталкиваются от феномена развития технологии, в той или иной мере считают социальные процессы современности детерминированными распространением ИКТ.

Истоки технологически ориентированной тенденции лежат в достижениях кибернетики как науки о наиболее общих принципах управления в природе и обществе, возникновение которой связано с именем Н. Винера, а также теории информации. В рамках кибернетического подхода было дано определение информации как меры упорядоченности/отрицательной энтропии, получено представление об информационных и управляющих процессах как универсальных для природы, человека и социума.

В 1960;х гг., с распространением основанных на достижениях кибернетики и микроэлектроники средств обработки, хранения и передачи информации, все шире начинает применяться собственно социологический подход к изучению связанных с этим процессом социальных изменений. Следуя за Ф. Уэбстером, можно выделить группу подходов, постулирующих возникновение в результате информатизации нового типа общества: теории постиндустриального общества (связанные с именем Д. Белла и его последователей), теории постфордизма и гибкой специализации (М. Прайор и Ч. Сейбл, J1. Хиршхорн), информационального способа развития (М. Кастельс), постмодернистское направление (Ж. Бодрийар).1.

В работах Д. Белла акцент делается на изменения в сфере занятости и связанных с ней технологической и экономической сферах. Основой класси.

1 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. — М., Аспект-пресс, 2004.-400 е., с. 12 ческой концепции постиндустриального общества является разделение экономики на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы, а также положение об опережающем росте третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным как в структуре занятости, так и в структуре производства. Важнейшим качеством постиндустриального общества постиндустриалистам видится ведущая роль научного, теоретического знания как детерминанты развития технологий.

Характерной чертой концепций постиндустриализма является периодизация истории человечества на большие периоды (доиндустриальный — индустриальный — постиндустриальный). Весьма ярко эту идею развил Э. Тоф-флер: в своей работе «Третья волна» он выделил в истории цивилизации три волны: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 1950;х гг. XX века) и постили супериндустриальную (начиная с 1950;х годов). В наши дни, по мнению Тоффлера, имеет место столкновение второй волны с идущей ей на смену третьей.1.

М. Маклюэн предложил свою версию периодизации истории, основанную на доминирующей форме культуры, обусловленной технологией трансляции информации. Он выделил три этапа: первобытную дописьменную культуру с устными формами связи и передачи информацииписьменно-печатную культуру («галактика Гуттенберга»), заменившую естественность и коллективизм индивидуализмомсовременный этап («глобальная деревня») возрождающий естественное аудиовизуальное многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.

В русле технологически ориентированной традиции лежит и наиболее недавняя и масштабная попытка системно описать современное состояние и тенденции развития общества, испытывающего влияние информационно-коммуникационных технологий — теория информационного общества.

1 Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. — М.: ACT, 1999. 784 с.

М.Кастельса. Кастельс попытался дать ответ на вопрос, каким же именно будет постиндустриальное общество, кроме того, что оно придет на смену индустриальному. В фокусе внимания Кастельса оказываются изменения в пространственно-временном режиме функционирования общества, экономическом укладе, отношениях государства и гражданского общества, проблемы неравенства, принуждения и насилия в информационном обществе.1.

Альтернативную технологически ориентированной тенденцию исследования связанных с информатизацией процессов представляет постмодернистское направление социальной мысли. В отличие от постиндустриалистов, рассматривающих влияние технологий на общество и культуру, отправной точкой анализа современного общества для постмодернистов выступает именно культура. Причина изменений в обществе — исчерпанность и разложение характерной для Нового времени системы базовых ценностей — свободы, прогресса, познания.

Ж. Бодрийяр интерпретирует возрастание интенсивности коммуникационных потоков в современном мире как нарастание потока знаков, уже на отражающего, а симулирующего и замещающего социальную реальность и, в свою очередь, становящегося единственной социальной реальностью.2 Еще один автор постмодернистского направления — Ж.-Ф. Лиотар уделяет повышенное внимание изменению статуса информации и знания в обществе, а именно утилитаризации и коммерциализации знания в современном мире.3.

1 См.: Castells, М. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 1: The rise of the network society / Manuel Castells. — Blackwell Publishers, 1996.

Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 2: The power of identity / Manuel Castells. — Blackwell Publishers, 1997.

Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 3: End of Millennium / Manuel Castells. — Blackwell Publishers, 1998.

Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ М. Кастельс. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

2 См.: Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 95 с.

Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. Н. А. Шматко / Ж.-Ф. Лиотар. -СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.

Нельзя не отметить и вклад в исследования процесса информатизации общества и отечественных ученых.

В рамках кибернетического и информационно-теоретического подхода лежит работа Р. Ф. Абдеева. Он обосновывает необходимость и возможность возникновения информационной цивилизации и дает ее характеристики на основе кибернетики, синергетики, системно-теоретического подхода с привлечением положений марксизма о переходе количественных изменений в качественные, скачкообразном характере и спиральной траектории развития технологических и социальных систем.1.

Работы А. И. Ракитова можно отнести к постиндустриальной традиции. Он исследует развитие информационных и технологических революций, которые определяют радикальные изменения и фундаментальные инновации в обществе. Следуя характерному для постиндустриалистов подходу, Ракитов выделяет три социотехнологические революции — аграрно-ремесленную, индустриальную и информационно-компьютерную.

Среди отечественных исследователей идеи постиндустриализма наиболее полно отражены в работах B.JI. Иноземцева. Он систематизирует достижения постиндустриалистской традиции в их перекличке с положениями социально-экономической парадигмы марксизма. Критикуя теории информационного общества и постмодернизма, Иноземцев подчеркивает важность того, что постиндустриализм не порывает полностью с индустриальной традицией, подчеркивает переходный характер современного общества.3.

1 Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994.336 с.

2 Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. — М.: Политиздат, 1991.287 с.

3 См.: Иноземцев, В. JI. За десять лет: к концепции постэкономического общества / B.JI. Иноземцев. — М.: Академия, 1998. — 576 е.- Иноземцев, В. JI. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / BJI. Иноземцев. — М.: Академия, 1998. — 640 е.- Иноземцев, В. JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / B.JI. Иноземцев. — М.: Логос. 2000. 304 с.

Работа еще одного отечественного исследователя, Д. В. Иванова, разрабатывающего тему виртуализации общества и симуляционного характера социальных процессов в современном мире, тяготеет к постмодернистской традиции.1.

Помимо теоретических подходов к исследованию информатизации, в современном обществе присутствуют и другие, зачастую оказывающие не меньшее, а то и большее влияние на массовое сознание.

Американский исследователь Р. Клинг выделил и описал пять жанров, которых придерживаются в той или иной мере все пишущие о компьютеризации. В их числе: технологическая утопия, технологическая антиутопия, социальный реализм, социальная теория, аналитическая редукция.2.

Различные описания социальной реальности могут быть восприняты не тольконепосредственно, но и послужить материалом для исследования, обобщающего отраженную в них информацию и имеющего целью выявить общие характеристики описанных социальных явлений и процессов.

Примером применения такого подхода к исследованию процесса информатизации может служить масштабная серия исследований «Мегатрен-ды», проведенная в 1960;1980;х в США под руководством Дж. Нейсбита. Одним из основных методов анализа информации был контент-анализ, а источниками данных служили публикации в центральных и многочисленных местных печатных изданиях США. В результате были выделены десять наиболее мощных тенденций (мегатрендов) изменений в американском общест-ве.3.

При исследовании сложных социальных явлений и процессов плодотворно применяется анализ не только сообщений прессы, но и государственных документов, формирующих нормативно-правовую базу их регулирова.

1 Иванов Д. Общество как виртуальная реальность / Дмитрий Иванов // Информационное общество: Сб. М.: ACT. — 2004. 507 е., с. 355−427.

2 Kling, R. Reading «All About» Computerization How Genre Conventions Shape Non-fiction Social Analysis/ Rob Kling//The Information Society, 1994 11(4): 147−172. — Источник: wvvvv. sl is. indiana. cdu/klinu/rcad94a.html.

3 Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит. М.: ООО «Издательство ACT», 2003, с. 8−9 ния. Законодательную базу процессов информатизации в России анализировали, в частности В. Н. Монахов (применительно к регулированию деятельности СМИ в Интернете), С. В. Петровский (в аспекте правового регулирования Интернет-услуг), А. А. Чернов (применительно к проблеме информационной безопасности).1.

Стоит отметить, что для этих исследований характерен традиционный подход к анализу текстов, сводящийся к критическому чтению. Альтернативой такому подходу может являться использование методик формализованного контент-анализа с использованием компьютера. Подобный подход применялся, в частности, для анализа нормативной базы приватизации и электоральных программ кандидатов.2 Примером масштабного применения контент-анализа государственных документов может служить работа С. Ф. Гре-бениченко «Диктатура и промысловая Россия в 1920;е гг.».3.

Таким образом, можно констатировать возможность применения метода анализа документов к исследованию социальных процессов, в частности процесса становления информационного общества в России, а также то, что в этой сфере пока не нашли широкого применения методики формализованного контент-анализа.

1 См.: СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования/Автор-составитель — проф. В. Н. Монахов. — М.: ЭКОПРИНТ, 2003, — 320 е., Петровский С. В. Интернет-услуги в российском праве. / С. В. Петровский. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2003. — 272 е., Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.-232 с.

2 Нижний Новгород: нормативное пространство экономической реформы/ И. П. Скляров, А. П. Мелешкин, В. И. Рыбаков и др. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. — 77 е., Ивашиненко Н. Н. Программы и кандидаты (Выбо-ры-98 мэра Нижнего Новгорода) / Н. Н. Ивашиненко, А. А. Иудин, А. Е. Солдаткин. — Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ — Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1999, 24 с.

3 Гребениченко С. Ф. Диктатура и промысловая Россия в 1920;е годы /Гребениченко С.Ф.-М.: Мосты культуры, 2000.-377с.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования — описать социальное содержание процесса становления информационного общества в России в 1990;х — начале 2000;х гг.- выявить его основные аспекты и дать их характеристику.

Для достижения цели исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. систематизировать социологические подходы к исследованию феномена информационного общества и процесса его становления (отечественные и зарубежные);

2. выявить тематическую структуру описаний социальных аспектов информатизации российского общества в государственных документах РФ, регулирующих социальные аспекты применения информационных технологий;

3. выявить тематическую структуру описаний социальных аспектов информатизации российского общества в публикациях тематических СМИ;

4. провести сравнительный анализ выявленных тематических структур, выявить их динамику, черты сходства и различия в подходах к освещению процессов информатизации государственными органами и информационным сообществом;

5. выявить аспекты взаимодействия государства и информационного сообщества в исследуемой области, которые вызывают социальное напряжения и конфликты;

Объектом исследования является социальное содержание процесса становления в России информационного общества.

Предметом исследования являются характеристики государственного воздействия на процесс становления в России информационного общества, отраженные в нормативно-правовых документах, регулирующих применение ИКТ и особенности восприятия этого процесса информационным сообществом, отраженные в публикациях тематической прессы.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретико-методологической основой исследования послужила теория информационного общества М. Кастельса, а также общесоциологические принципы системного анализа и моделирования социальных процессов.

Что касается методологии эмпирической части исследования, то здесь основным методом был избран тематический контент-анализ текстов. Как пишет Р. Поппинг, «тематический анализ текста.- это определение любого анализа текста, где переменные обозначают встречаемость (или частоту встречаемости) тех или иных понятий"1. Такой анализ основывается на признании «наличия соотношения между присутствием темы и интереса к этой J теме у автора текста». В рамках тематической стратегии был избран репрезентативный подход. Он не требует предопределенных отношений между понятиями и единицами счета. Эти отношения устанавливаются через процесс кодировки в зависимости от контекста, в котором происходит поиск данных единиц. Этот подход позволяет связать понятия с единицами поиска, характерными для конкретного текста, находить новые единицы счета и определять новые понятия.

Эмпирической базой исследования послужили: государственные документы РФ, регулирующие использование ИКТ за 1991;2004 гг. (42 документа), а также публикации еженедельника «Компьютерра» за 1997;2004 гг., посвященные тематике взаимодействия ИКТ и общества (1797 публикаций).

Анализ данных осуществлялся с помощью программных продуктов Lekta 2.0 и STATISTICA.

Новизна полученных результатов:

1. создана и апробирована методика комплексного описания социального содержания процесса информатизации, способная дать.

1 Popping, Roel. Computer-assisted Text Analysis / Roel Popping. London: SAGE Publications, 2000, c. 26.

2 Там же, с. 39 обоснованные гипотезы относительно реакции общества на новые акты управляющего воздействия государства;

2. описана структура мер государствешюго регулирования социальных аспектов применения информационных технологий и ее динамика в 1991;2004 гг.;

3. выявлена структура описаний социальных аспектов информатизации в тематической прессе в 1997;2004 гг.;

4. охарактеризованы проблемные аспекты взаимодействия государства и информационного сообщества в процессе информатизации России.

Положения, выносимые на защиту.

1. В последние десятилетия в мире имеют место масштабные и сложные процессы социальных изменений, происходящие под влиянием распространения информационно-коммуникационных технологий. В нашей стране эти общемировые тенденции происходили параллельно и взаимосвязано с драматическими процессами внутренних преобразований. Перед российским обществом и государством открылись новые возможности и встали новые вызовы, связанные с интеграцией России в формирующееся глобальное информационное общество.

2. Социальное содержание процесса информатизации может быть комплексно описано на основе контент-анализа государственных документов, регулирующих сферу ИКТ, а также публикаций прессы.

3. Массив государственных документов РФ, касающихся процессов информатизации, структурно состоит из:

• ядра, куда входят тексты, описывающие ценностные основания, приоритеты, цели и задачи политики государства в рассматриваемой области, а также формирующие организационную основу этой политики через определения и классификации используемых понятий;

• основной массы документов, которая может быть структурирована двумя осями — направленностью (социально-политической или социально-экономической) и уровнем регулирования (программно-концептуальным или инфраструктурным);

• группы документов, посвященных регулированию рутинных социальных, экономических, политических процессов, имеющих место в социальных институтах, возникших раньше, чем современные ИКТ и лишь частично затронутых информационно-технологической революцией.

Внимание государства к различным аспектам регулирования в исследуемый период было неоднородно:

• на начальном этапе (в 1991;1995 гг.) внимание было в значительной мере сосредоточено на регулировании рутинной деятельности;

• на втором этапе (1996;2000 гг.) вектор внимания сместился в сторону вопросов обеспечения безопасности и контроля над распространением информациивместе с тем, в этот же период активизировалось формирование ценностных и концептуальных основ государственной политики в области ИКТ;

• на третьем этапе (2001;2004 гг.) повышенное внимание стало уделяться социально-экономической сфере, прежде всего формированию инфраструктур информационной экономики.

4. В отличие от государственных документов, преимущественное внимание в публикациях тематической прессы в 1997;2004 гг. было уделено культурным, социальным и экономическим аспектам информатизации, при этом структура тематического пространства прессы была в заметно меньшей мере, чем структура государственных документов, подвержена изменениям во времени.

5. Деятельность государства в сфере информатизации вызывала пристальное внимание прессы. Структура внимания ИТ-прессы к политическим и социально-экономическим аспектам информатизации во многом задавалась деятельностью государства в этих сферах.

Наиболее напряженно складывались отношения государства и ИТ-сообщества вокруг проблем контроля над распространением информации в телекоммуникационных сетях, прежде всего в Интернете, и соблюдения прав граждан на конфиденциальность персональной информации и тайну связи.

Что касается информатизации социально-экономической сферы, то государству удалось добиться заметных успехов как по объективным показателям, так и при формировании благоприятного мнения о своих начинаниях.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней систематизированы основные подходы к проблеме информатизации в зарубежной и отечественной литературе. Кроме того, результаты работы могут служить источником обоснованных гипотез относительно дальнейшего взаимодействия российского государства и общества в контексте информатизации. В методологическом плане значимость данной работы состоит в применении метода количественного компьютеризованного контент-анализа больших массивов текстов к проблемам становления информационного общества. В практическом аспекте значимость работы состоит в разработке методики комплексного описания процесса информатизации с помощью формализованного количественного анализа текстов. Результаты работы могут быть применены при разработке и ведении курсов по тематике методов социологического исследования и социологии информатизации.

Апробация основных положений исследования 1. Положения диссертации были изложены на конференциях:

• Международная научно-практическая конференция «Социология социальных трансформаций», 17−19 октября 2002, Нижний Новгород;

• Международная научно-практическая конференция «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» 18−20 марта 2004 г., Нижний Новгород.

2. Разработано методическое пособие по курсу «Методы анализа документов в социологии» (объем 1 п. л — совместно с Н. Н. Ивашиненко, А. А. Иудиным, Ю.Ю. Клемятич);

3. Разработана программа курса «Информационные технологии и общество», курса «Социальные аспкты информационной безопасности» (совместно с проф. А.А. Иудиным);

4. Апробация работы проходила во время консультаций с профессорами университета Дуйсбург-Эссен (Германия).

Основное содержание работы представлено в следующих публикациях автора:

1. Солдаткин А. Е. Информационные технологии и социальное время / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 2 — Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 176 — 195. 0,8 п.л.

2. Солдаткин А. Е. Государство и гражданское общество в информационную эпоху: новые проблемы и перспективы взаимоотношений / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 3 — Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 217- 227. 0,6 п.л.

3. Солдаткин А. Е. Отражение изменений социальной структуры в сообщениях СМИ / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 3 — Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 228- 232. 0,3 п.л.

4. Солдаткин А. Е. Информатизация как фактор инновационного развития российского общества / А. Е. Солдаткин // Вестник ННГУ, серия «Социальные науки», Вып. 1(3). — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. с. 292−298. 0,4 п.л.

5. Солдаткин А. Е. Текстовая коммуникация в виртуальных сообществах / А. Е. Солдаткин // Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты: в 2-х т. Том 1 / Под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой. — Нижний Новгород: НИ-СОЦ, 2004 г. — С. 453−455- 0,2 п.л. 6. Солдаткин А. Е. Становление информационного общества в России: диалог государства и ИТ-сообщества / А.' Е. Солдаткин // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 2). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2005. — 144 е., с. 93−99- 0,3 п.л. Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

По сравнению с тематической структурой государственных документов, тематика «Компьютерры» в большей степени тяготеет к социально-экономической и культурной сферам.

Культурная ситуация, складывающаяся в связи с распространением ИКТ, интерпретируется как гуманитарная революция, сутью которой является переход от иерархического и дистрибутивного общества к сетевому. Фундаментальным культурным сдвигом является виртуализация социальной реальности, причем в России середины 1990;х социальная виртуализация описывается в терминах становящейся рыночной экономики, как способ для бизнес-агента уйти из-под давления государства.

В середине-конце 1990;х в российской ИТ-прессе обсуждаются новые возможности и новые риски, которые несет с собой распространение информационных технологий. К числу социальных рисков относится прежде всего рост возможностей для тотального контроля поведения человека в информационно-насыщенной среде. Что касается рисков для психики человека, то дискуссия выстраивалась вокруг проблем зависимости от компьютера и возможностей модификации психики с использованием компьютера непосредственно или в качестве метафоры (как в НЛП).

Социально-экономические трансформации в сочетании с распространением ИКТ привели к модифицированию пространственной структуры в России в направлении структуры, характерной для информационного общества, т. е. состоящей из пространства мест и пространства потоков. Крупнейшим узлом концентрации финансовых, товарных, человеческих потоков стала Москва.

Распространение ИКТ, позволивших с небывалой до этого легкостью копировать любую информацию, зафиксированную в цифровой форме, поставило вопрос о том, целесообразно ли пытаться сохранить традиционный режим защиты исключительных авторских прав или создавать новые модели извлечения прибыли из результатов творческого труда. Кроме того, возникли и распространились модели экономической активности, основанные на противоправном использовании результатов интеллектуальной деятельности (пиратство).

В отличие от государства, законодательно закрепляющего лишь одну модель регулирования отношений авторского права (копирайт), ИТ-пресса подробно рассказывает как об альтернативных подходах к правовому регулированию в компьютерной области (например, движении open source), так и об экономических и социальных аспектах пиратства. Можно отметить, что у части журналистов деятельность российских компьютерных пиратов не вызывает однозначного осуждения. Одним из положительных эффектов деятельности пиратов часто называются высокие темпы компьютеризации России за счет исключения из стоимости компьютерных систем (прежде всего, домашних) затрат на программное обеспечение.

Экономические реформы в России сделали возможным возникновение крупных частных предприятий, которые нуждались в новых способах организации деятельности. Информатизация корпоративного сектора развивалась через внедрение компьютеризованных систем поддержки деятельности предприятий — систем электронного документооборота, планирования ресурсов предприятия (ERP), управления отношениями с клиентами (CRM), а также систем электронных платежей. Типичными препятствиями к эффективному внедрению таких систем являются:

• неверная оценка предпринимателями экономической целесообразности их использования;

• конфликты во взаимоотношениях внутри организации и между организацией и ее контрагентами из-за несоответствия сложившихся бизнес-процессов и необходимости их реорганизации в соответствии с логикой компьютеризованных систем;

• отсутствие законодательного регулирования использования электронной подписи (начало решения этой проблемы было положено в 2000 г. принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи»).

Развитие в России инновационной экономики сдерживается недостаточностью существующей инфраструктуры связей между разработчиками технологий и потенциальными инвесторами, а также недостаточной активностью государства, которое в экономической сфере следует скорее американской модели информатизации, отводя значительную роль частной инициативе и ограничиваясь законодательным регулированием.

Деятельность государства по выстраиванию нормативной базы информационного общества вызывает пристальное внимание компьютерной прессы. Тональность публикаций, освещающих нормотворчество в сфере ИТ, тяготеет к сдержанно-критической.

В социально-политической сфере государство склонялось скорее не к либеральной американской, а к этатистской азиатской стратегии, предусматривающей ограничения прав человека на получение и распространение информации. Компьютерная пресса концентрирует внимание, прежде всего, на деятельности государства по контролю распространения информации в Ин-теренте (с помощью систем СОРМ-1 и СОРМ-2), как подвергая критике идеологические мотивы этой деятельности, так и пытаясь вскрыть экономическую заинтересованность государственных органов и отдельных чиновников в наличии механизмов контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Информатизация как процесс социальных изменений, порождаемых распространением информационно-коммуникационных технологий, имеет всемирный характер, однако можно говорить об оформлении нескольких моделей информатизации, специфичных для отдельных регионов и стран. Североамериканский подход выдержан в неолиберальном духе и основан на предположении о малой эффективности государственного регулирования. Приоритет и в сфере информатизации отдается частной конкуренции. В рамках азиатского подхода государство играет ведущую роль в становлении новой экономики, используя ее как средство реализации национально-государственных проектов. Финская стратегия состоит в сочетании инновационной экономики и принципов «государства благосостояния».

В России процесс информатизации общества проходит в тесной взаимосвязи с масштабными процессами социальных, экономических и политических трансформаций. В связи с этим важной и актуальной является проблема выбора Россией своего пути к информационному обществу. Одним из существенных аспектов становления информационного общества в России является дискуссия ИТ-сообщества и государства. В данной работе мы предприняли попытку проанализировать специфику социальных аспектов информатизации России, отраженных, во-первых, в нормативно-правовой базе информатизации, а во-вторых, в публикациях тематических СМИ.

Государство играет весьма заметную роль в процессе информатизации российского общества. На протяжении 1990;х — начала 2000;х гг. вектор внимания государства к различным аспектам информатизации несколько раз смещался. На начальном этапе (в 1991;1995 гг.) внимание было в значительной мере сосредоточено на поддержании равновесия и регулировании рутинной деятельности. На втором этапе (1996;2000 гг.) вектор внимания сместился в сторону вопросов обеспечения безопасности и контроля над распространением информациивместе с тем, в этот же период активизировалось формирование ценностных и концептуальных основ государственной политики в области ИКТ. На третьем этапе (2001;2004 гг.) повышенное внимание стало уделяться формированию инфраструктур государственной власти и управления в сфере ИКТ, а также инфраструктур информационной экономики.

На ценностно-концептуальном уровне в государственных документах РФ декларируется необходимость движения России к построению информационного общества путем, отличным от европейского или североамериканского. В качестве основного средства государственного регулирования и контроля за процессом перехода к информационному обществу предлагается нормативно-правовая база.

В то же время, сообщество, сложившееся в России вокруг информационных технологий, весьма неоднозначно относится как к программным заявлениям государства, так и к повседневной практике государственного регулирования сферы ИКТ. Проблемы взаимодействия государства и общества в этой сфере активно обсуждались на страницах российской компьютерной прессы, в частности, еженедельника «Компьютерра». По сравнению с тематической структурой государственных документов, тематика «Компьютерры» в большей степени тяготеет к социально-экономической и культурной сферам.

Культурная ситуация, складывающаяся в связи с распространением ИКТ, интерпретируется как гуманитарная революция, сутью которой является переход от иерархического и дистрибутивного общества к сетевому. Фундаментальным культурным сдвигом является виртуализация социальной реальности, причем в России середины 1990;х социальная виртуализация описывается в терминах становящейся рыночной экономики, как способ для бизнес-агента уйти из-под давления государства.

В середине-конце 1990;х в российской ИТ-прессе обсуждаются новые возможности и новые риски, которые несет с собой распространение информационных технологий. К числу социальных рисков относится прежде всего рост возможностей для тотального контроля поведения человека в информационно-насыщенной среде. Что касается рисков для психики человека, то дискуссия выстраивалась вокруг проблем зависимости от компьютера и возможностей модификации психики с использованием компьютера непосредственно или в качестве метафоры (как в НЛП).

Социально-экономические трансформации в сочетании с распространением ИКТ привели к модифицированию пространственной структуры в России в направлении структуры, характерной для информационного общества, т. е. состоящей из пространства мест и пространства потоков. Крупнейшим узлом концентрации финансовых, товарных, человеческих потоков стала Москва.

Распространение ИКТ, позволивших с небывалой до этого легкостью копировать любую информацию, зафиксированную в цифровой форме, поставило вопрос о том, целесообразно ли пытаться сохранить традиционный режим защиты исключительных авторских прав или создавать новые модели извлечения прибыли из результатов творческого труда. Кроме того, возникли и распространились модели экономической активности, основанные на противоправном использовании результатов интеллектуальной деятельности (пиратство).

В отличие от государства, законодательно закрепляющего лишь одну модель регулирования отношений авторского права (копирайт), ИТ-пресса подробно рассказывает как об альтернативных подходах к правовому регулированию в компьютерной области (например, движении open source), так и об экономических и социальных аспектах пиратства. Можно отметить, что у части журналистов деятельность российских компьютерных пиратов не вызывает однозначного осуждения. Одним из положительных эффектов деятельности пиратов часто называются высокие темпы компьютеризации России за счет исключения из стоимости компьютерных систем (прежде всего, домашних) затрат на программное обеспечение.

Экономические реформы в России сделали возможным возникновение крупных частных предприятий, которые нуждались в новых способах организации деятельности. Информатизация корпоративного сектора развивалась через внедрение компьютеризованных систем поддержки деятельности предприятий — систем электронного документооборота, планирования ресурсов предприятия (ERP), управления отношениями с клиентами (CRM), а также систем электронных платежей.

Развитие в России инновационной экономики сдерживается недостаточностью существующей инфраструктуры связей между разработчиками технологий и потенциальными инвесторами, а также недостаточной активностью государства, которое в экономической сфере следует скорее американской модели информатизации, отводя значительную роль частной инициативе и ограничиваясь законодательным регулированием.

Деятельность государства по выстраиванию нормативной базы информационного общества вызывает пристальное внимание компьютерной прессы. Тональность публикаций, освещающих нормотворчество в сфере ИТ, тяготеет к сдержанно-критической.

В то же время, в социально-политической сфере государство склонялось скорее не к либеральной американской, а к этатистской азиатской стратегии, предусматривающей ограничения прав человека на получение и распространение информации. Компьютерная пресса концентрирует внимание, прежде всего, на деятельности государства по контролю распространения информации в Интеренте (с помощью систем СОРМ-1 и СОРМ-2), как подвергая критике идеологические мотивы этой деятельности, так и пытаясь вскрыть экономическую заинтересованность государственных органов и отдельных чиновников в наличии механизмов контроля.

Проведенный анализ положений нормативно-правовой базы и отражения социальных аспектов информатизации в тематических СМИ позволяет выявить сильные и слабые стороны становящегося информационного общества в России (см. схему).

Сильные стороны Слабые стороны.

• сложившаяся индустриальная культура- • высокий уровень образования- • стабилизация экономической ситуации, наличие локомотива экономики в виде сырьевого сектора- • высокие темпы распространения ИКТ как в быту, так и в экономике- • формирование ИТ-отрасли национальной экономики- • консенсус государства и общества относительно необходимости информатизации- • складывающаяся система информатизации государственной деятельности, взаимодействия государства и общества. • противоречия культурных ориентации государства и части ИТ-сообщества- • социокультурный разрыв, различие пространственно-временных режимов между центром и периферией, Москвой и провинцией- • бедность значительной части населения, сдерживающая спрос на ИКТ-товары и услуги- • криминализация части ИТ-сектора (пиратство) — • противоречия между сложившимися практиками бизнеса и необходимостью информатизации экономики- • недостаточность инфраструктуры связей между разработчиками технологий и потенциальными инвесторами, • противоречия между либеральным подходом государства в экономической сфере и этатизмом в сфере политики- • ведомственные противоречия при реализации государственных программ информатизации- • недостаточное качество кадрового потенциала государства- • недостаточное качество законодательной базы.

Становление информационного общества в России.

Перспективы Риски.

• широкое распространение ИТ, формирование бытовой культуры их использования- • дальнейшее развитие ИТ-отрасли- • формирование инновационной экономики на основе информационно-интегрированной социально-экономической среды- • формирование системы эффективного взаимодействия государства и гражданского общества с использованием ИКТ. • распространение психологической зависимости от использования ИКТ- • закрепление сырьевого характера экономики, маргинализация ИТ-отрасли- • автор итаризация государства, использование ИКТ для тотального контроля поведения граждан и деятельности неправительственных организаций.

Схема. Особенности формирования информационного общества в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Законы РФ, Федерачьные законы, кодексы РФ
  3. Закон РФ № 2124−1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ).
  4. Закон РФ № 3523−1 от 23.09.1992 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. Федерального Закона РФ № 177-ФЗ от 21.12.2002).
  5. Закон РФ № 4524−1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации» (С изменениями от 24.12.93. По состоянию на 01.04.94).
  6. Закон РФ № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г.).
  7. Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов».
  8. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (с изменениями от 6 января, 17 июля 1999 г.).
  9. Федеральный закон № 24-ФЗ 20 февраля 1995 г."Об информации, информатизации и защите информации".
  10. Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене».
  11. Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи».
  12. Таможенный кодекс РФ (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221−1) (ред. 30.06.2002 г.).
  13. Гражданский кодекс (Ч. I) от ЗОЛ 1.1994 № 55-ФЗ (ред. 21.03.2002 г.).
  14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. 25.07.2002 г.).
  15. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 25.07.2002 г.)
  16. Налоговый кодекс РФ (ч. I и II) (извлечения).
  17. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.1. Указы Президента РФ
  18. Указ Президента РФ № 334 О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации.
  19. Указ Президента РФ № 891 Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств.
  20. Указ Президента РФ № 611 О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена (с изменениями на 22 марта 2005 года).
  21. Постановления Правительства РФ
  22. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691 «Обутверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами».
  23. Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691).
  24. Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691)
  25. Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N691).
  26. Постановление Правительства РФ Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
  27. Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 июня 2004 г. N311).
  28. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 318).
  29. Положение о Федеральном агентстве связи (Постановление Правительства РФ От 30 июня 2004 года N 320).
  30. Федеральные и межведомственные целевые программы, конг^епции, доктрины
  31. Концепция формирования информационного общества в России.
  32. Межведомственная программа «Электронные библиотеки России».
  33. Доктрина информационной безопасности РФ.
  34. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002—2005 гг.».
  35. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002— 2010 гг.1. Решение Верховного Суда
  36. Решение Верховного Суда России по делу от 25 сентября 2000 г. о признании незаконными п.п. 1.4. и 2.6. Приказа Минсвязи РФ N 130 по жалобе П. И. Нетупского.
  37. Ведомственные документы (подзаконные акты, официальные разъяснения, • соглашения)
  38. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1−7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике».
  39. Письмо Государственного Таможенного Комитета № 01−15/16 497 от 10.06.99 О контроле результатов интеллектуальной деятельности.
  40. Соглашение между Министерством связи Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России.
  41. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. № ИБ-02/229 «О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет».
  42. Письмо МНС РФ от 11 мая 2000 г. № ВГ-6−02/361@ «О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет».
  43. Приказ Минсвязи РФ № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования».
  44. , Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Аб-деев. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с. — ISBN 5−87 065−012−7.
  45. . Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986 Источник: сайт «История Интернета в России» http://NetHistory.Ru/biblio/1 043 172 230.html
  46. , Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 95 с. — ISBN 5−7525−1130−5
  47. , П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Поль Ви-рилио. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 192 с. — ISBN 5−7333−0200−3.
  48. , С. Все под контролем: Кто и как следит за тобой / Сим-сон Гарфинкель. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 432 с. — ISBN 5−94 799−270−1.
  49. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме): Сб. СПб.: Алетейя, 2000. — 320 с. — ISBN 5−89 329−240−5.
  50. С.Ф. Диктатура и промысловая Россия в 1920-е годы/ С. Ф. Гребениченко. — М.: Мосты культуры, 2000.-377с.
  51. Н.Н. Программы и кандидаты (Выборы-98 мэра Нижнего Новгорода) / Н. Н. Ивашиненко, А. А. Иудин, А. Е. Солдаткин. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ — Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1999, 24 с. ISBN 5−93 116−020−5.
  52. , В. Л. За десять лет: к концепции постэкономического общества / В Л. Иноземцев. М.: Академия, 1998. — 576 с. — ISBN 587 444−077−1.
  53. , В. Л. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / В. Л. Иноземцев. М.: Академия, 1998. — 640 с. — ISBN 587 444−066−6.
  54. , В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. М.: Логос. 2000. 304 с. — ISBN 5−94 010−003−1.
  55. Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT». — 2004. 507 с. ISBN 5−17−22 346−3.
  56. , А. А. Интернет-журналистика: Учеб. Пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с. — ISBN 5−238−771-Х.
  57. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 608 с. — ISBN 5−75 980 069−8.
  58. , М. Галактика Интернет / М. Кастельс. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с. ISBN 5−94 799−373−2.
  59. , Б. Гигабайты власти / Берд Киви. М.: Бестселлер, 2004. — 352 с.-ISBN 5−98 158−006−2.
  60. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. Н. А. Шматко / Ж.-Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, 1998. — 160 е.- ISBN 5−89 329−107−7
  61. Льюис, М. NEXT. Будущее уже началось. / Майкл Льюис. СПб.: «Крылов», 2004.-272 с. ISBN 5−94 371−652−1.
  62. , Д. Мегатренды / Д. Нейсбит. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 380 с. — ISBN 5−17−17 536−1.
  63. Нижний Новгород: нормативное пространство экономической реформы/ И. П. Скляров, А. П. Мелешкин, В. И. Рыбаков и др. Нижний
  64. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. 77 с. — ISBN 5−85 152−075−2.
  65. , С. В. Интернет-услуги в российском праве / С. В. Петровский. М.: Агентство «Издательский сервис», 2003. — 272 с. -ISBN 5−222−3 337−6.
  66. , А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991. 287 с. — ISBN 5−250−1 308−2.
  67. , А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции / А. Ю. Слепухин. М.: ФОРУМ, 2004. — 408 с. — ISBN 5−8199−0177−0.
  68. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / Автор-составитель проф. В. Н. Монахов. — М.: ЭКОПРИНТ, 2003, — 320 с. -ISBN 5−8137−0105−2.
  69. , С. Прив@тность / С. Смирнов. М.: Издательство «Права человека», 2002. — 96 с. — ISBN 5−7712−0230−4.
  70. , Ю.Л. Информатизация российского общества: социокультурный анализ. Дисс.. канд. соц. наук / Ю. Л. Софронова. Н. Новгород, 2004 (на правах рукописи). — 208 с.
  71. Социальная информатика: основания, методы, перспективы. Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 216 с. — ISBN 5−35 400 230−3.
  72. , Б. Будущее уже началось: что ждет каждого из нас в XXI веке? / Брюс Стерлинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 264 с. -ISBN 5−94 799−424−00.
  73. , Н. В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ / Н. В. Ткачева. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003. — 152 с. — ISBN 5−900 045−45−5.
  74. , Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 1999. 784 с. — ISBN 5−17−11 040−5.
  75. , Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 669 с. — ISBN 5−17−4 183−7.
  76. , Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 560 с. — ISBN 5−17−10 706−4.
  77. , Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. М., Аспект-пресс, 2004. — 400 с. — ISBN 5−7567−0342-Х.
  78. , П. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель / П. Химанен, М. Кастельс. М.: «Логос», 2002. — 224 с. — ISBN 5−8163−0040−7.
  79. , А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. 232 с. — ISBN 5−94 798 251-х.
  80. , А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие / А. В. Чугунов. -СПб, 2000. 52 с. http://NetHistory.Ru/biblio/1 042 577 178.html
  81. , А.В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской интернет-аудитории / А. В. Чугунов. — СПб.: СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. — 104 с. ISBN 5−84 650 263−6.
  82. , В.И. Современный контент-анализ / В. И. Шалак. — М.: Омега-Л, 2004.-272 с. ISBN 5−98 119−273−9.
  83. Ф. Г. Совершенство техники. / Ф. Г. Юнгер. СПб.: Владимир Даль, 2002. — 559 с. — ISBN 5−93 615−014−3.
  84. Castells, М. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 1: The rise of the network society / Manuel Castells. Blackwell Publishers, 1996. 556 p. — ISBN 1−55 786−617−1.
  85. Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 2: The power of identity / Manuel Castells. Blackwell Publishers, 1997. 461 p.-ISBN 1−55 786−874−3.
  86. Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy / John Arquilla, David Ronfeldt (editors). RAND, 2001. — 375 p. — ISBN 8 330−3030−2. — http://www.rand.org/publications/MR/MR1382/
  87. Popping, Roel. Computer-assisted Text Analysis / Roel Popping. London: SAGE Publications, 2000. 229 p. ISBN 0 7619 5379 5
  88. Агамов, A. Internet в Латинской Америке / Александр Агамов // Компьютерра. 1997. — № 221. http://www.computerra.ru/offline/1997/221/865/
  89. , А. Кодексы и код / Андрей Акопянц // Компьютерра. -1999. № 288. — http://www.computerra.ru/offline/1999/288/2487/
  90. , А. Управление документами в корпоративных сетях / Александр Александров // Компьютерра. 1998. — .№ 252. -http://offline.computerra.ru/1998/252/1418/
  91. , А. Скоринг, спам и немножко заботы о пользователях / Александр Амзин // Компьютерра. 2003. — № 520. http://www.computerra.ru/offline/2003/520/30 958
  92. , Ю. Калифорния ставит на нас / Юрий Амосов // Эксперт.-2003.-№ 32.-с. 46−50
  93. , Д. Вертушка-банкинг / Дмитрий Больщов // Компьютерра. 1998. — № 277. — http://www.computerra.ru/offline/1998/277/2171/
  94. , С. Жили они долго?! И. / Сергей Бондаренко // Компьютерра. 2004. — № 529. http://www.computerra.ru/offline/2004/529/32 074/
  95. , М. Конь и компьютер / Преподобный Михаил Ваннах // Компьютерра. 1999. — № 321. http://www.computerra.ru/offline/1999/321/3342
  96. , Д. Они выросли? /Денис Викторов // Компьютерра. 2003. — № 492. — http://www.computerra.ru/offline/2003/492/26 852/
  97. , С. Главное отличие / Сергей Вильянов // Компьютерра. -2003. № 492. — http://www.computerra.ru/offline/2002/451/18 792/
  98. , А. Цифровая аура человека: второй круг несвободы / Аркадий Воловник, Дмитрий Пиорунский // Компьютерра. 1998. — № 248. -http://www.computerra.ni/offline/l998/248/1341/
  99. , В. Точка зрения на точку зрения / Владимир Гуриев // Компьютерра. 2002. — № 467. http://www.computerra.rU/offline/2002/467/21 408
  100. , В. Системы класса ERP для чайников / Владимир Гуриев // Компьютерра. 2001. — № 419. http://offline.computerra.ru/2001/419/13 770/
  101. , В. Чайники для систем класса ERP/ Владимир Гуриев // Компьютерра. 2001. — № 419. http://offline.computerra.ru/2001/419/13 772/
  102. , Т. Реальная Россия / Татьяна Гурова, Михаил Тарусин // Эксперт. 2005. — № 19 (466). — с. 19−34
  103. , А. Как вытащить рыбку из пруда / Андрей Драница // Компьютерра. 2001. — № 419. http://offline.computerra.ru/2003/476/23 438/
  104. , Д. Общество как виртуальная реальность / Дмитрий Иванов // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT». — 2004. 507 е., с. 355−427.
  105. , О. Вавилонская Башня / Олег Изюменко // Компьютерра. 2001. — № 390. http://www.computerra.ru/offline/2001/390/8293/
  106. , Б. Конец гордыни / Борис Кагарлицкий // Компьютерра. 2002. — № 428. http://www.computerra.ru/offline/2002/428/15 548/
  107. , Б. Кибер-лорды против бизнес-геррильи / Борис Кагарлицкий // Компьютерра. 2002. — № 460. http://www.computerra.ru/offline/2002/460/20 151/
  108. , Б. Интернет как арена политического протеста / Борис Кагарлицкий // Компьютерра. 2003. — № 500. http://www.computerra.ru/offline/2003/500/27 903/
  109. , Д. Немного о технологии движения информации с помощью документов / Дмитрий Казанский // Компьютерра. 1998. -№ 252. — http://offline.computerra.ru/1998/252/1419/
  110. , Т. В плену паутины / Татьяна Карпеева // Компьютерра. -1999. № 326. — http://www.computerra.ru/offline/1999/326/2733/
  111. , О. Лаборатории тактических медиа: парни, парни, это в наших силах. / Олег Киреев// Компьютерра 2003. — № 511. -http://offline.computerra.rU/2003/511/29 599/
  112. , О. Будет ли нанесен империи ответный удар? / Олег Киреев// Компьютерра 2003. — № 513. http://offline.computerra.ru/2003/513/29 755/
  113. , Е. Вектор прогресса / Евгений Козловский // Компьютерра. 2003.- № 500. http://www.computerra.ru/offline/2003/500/27 863
  114. , Д. Должен остаться только один./ Дмитрий Коровин // Компьютерра. 2002. — № 468. http://www.computerra.rU/offline/2002/468/21 638/
  115. , Д. Выйду на улицу, гляну на село. / Дмитрий Коровин // Компьютерра. 2004. — № 542. http://www.computerra.nl/offline/2002/440/17 496/
  116. , JI. Что такое UNL? / Леонид Крейдлин // Компьютерра. -2001. № 390. http://www.computerra.ru/offline/2001/390/8299/
  117. , А. Как дела, НЛП? / Анатолий Кричевец, Ирина Голубе-ва// Компьютерра. 2000. — № 357.-http://www.computerra.ru/offline/2000/357/5453/
  118. , Е. Вызовы новой эпохи / Евгений Кузнецов // Компьютерра. 2001. — № 397. http://www.computerra.ru/offline/2001/397/9993/
  119. , С. Что придет на смену индустрии информационных технологий? Или кто не успел, тот опоздал / Сергей Кучинский // Компьютерра. 2000. — № 357. http://www.computerra.ru/offline/2000/357/5452/
  120. , А. Молчание провайдеров / Анатолий Левенчук // Компьютерра. 1998. — № 258. http://www.computerra.ru/offline/1998/258/1486/
  121. , А. Государство и гуманитарная революция / Анатолий Левенчук // Компьютерра. 1999. — № 289. http://www.computerra.ru/offline/1999/289/3428/
  122. Левкович-Маслюк, Л. Точка росы? / Леонид Левкович-Маслюк // Компьютерра. 2002. — № 470. http://www.computerra.rU/offline/2002/470/21 747
  123. Левкович-Маслюк, Л. Сетчатка / Леонид Левкович-Маслюк// Компьютерра. 2003. — № 500. http://offline.computerra.ru/2003/500/27 878/
  124. Литой, A. Indymedia: каждая кухарка может создавать новости!/ Александр Литой// Компьютерра 2002. — № 466. http://www.computerra.rU/offline/2002/466/21 143
  125. , И. Великий китайский прыжок в Internet / Игорь Мажоров // Компьютерра. 2003. — № 492. http://www.computerra.ru/offline/1997/221/869/
  126. , А. И. Постсовременный мир в новой системе координат / А. И. Неклесса // Глобальное сообщество: новая система координат.- СПб.: Алетейя, 2000. с. 11−78
  127. , А. И. Эпилог истории / А. И. Неклесса // Глобальное сообщество: новая система координат. СПб.: Алетейя, 2000. — с. 206−259
  128. , М. Не мышонок, не лягушка. / Максим Отставнов // Компьютерра. 2002. — № 428.http://www.computerra.rU/offline/2002/428/l 5516/
  129. , М. «Честное использование» вне закона? / Максим Отставнов// Компьютерра. 2002. — № 428. http://www.computerra.ru/offline/2002/434/16 564/
  130. , С. Как раскрутить сайт? / Сергей Петренко // Компьютерра. 2003. — № 497. — http://www.computerra.ru/offline/2003/497/27 597/
  131. , Ю. Власти Китая запретили Windows/ Юлиана Петрова// Эксперт. 2003 — № 32 (358) — с. 44.
  132. , Е. Свободу попугаям! / Евгений Прыгов // Компьютерра. -1998. № 264. — http://www.computerra.ru/offline/1998/264/1554/
  133. , Ю. Пригласительный балет / Юрий Романов // Компьютерра. 2002. — № 473. http://www.computerra.ru/offline/2002/473/22 427/
  134. , Ю. Проза жизни / Юрий Романов // Компьютерра. 2002. -№ 473. — http://www.computerra.ru/offline/2002/473/22 428
  135. , О. Резиденты русского хай-тека / Ольга Рубан // Эксперт.-2003.-№ 20.-с. 60−64
  136. , Ю. Частично удовлетворенный истец / Юрий Сакун // Компьютерра. 2000. — № 363. http://www.computerra.ru/offline/2000/363/4691/
  137. , В. Экология российского хайгека / Виктор Сергеев // Компьютерра. 2002. — № 470. http://www.computerra.rU/offline/2002/470/21 682/
  138. , И. Идеальный спам / Илья Слонский // Компьютерра. -2004. № 562. http://www.computerra.ru/offline/2004/562/36 229/
  139. , А. Е. Информационные технологии и социальное время / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 2-Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 176 195.
  140. , А. Е. Государство и гражданское общество в информационную эпоху: новые проблемы и перспективы взаимоотношений / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 3 Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 217- 227.
  141. , А. Е. Отражение изменений социальной структуры в сообщениях СМИ / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 3 Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 228 232.
  142. , А. Е. Информатизация как фактор инновационного развития российского общества / А. Е. Солдаткин // Вестник ННГУ, серия «Социальные науки», Вып. 1(3). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. с. 292−298.
  143. , В. Введение в спам / Владимир Титов // Компьютерра. 1997.- № 216. http://www.computerra.ru/offline/1997/216/808/
  144. , В. Ирландия: виртуальный путь / Владимир Титов // Компьютерра. 1997. — № 221.http://www.cornputerra.ru/offline/1997/221/864/
  145. , С. Хакерская одиссея 2001 года / Сэм Уильяме // Компьютерра. 2000. — № 359. http://www.computerra.ru/offline/2002/448/18 444/
  146. , Ю. Информационные технологии в зеркале метафор / Юрий Филиппович // Компьютерра. 2000. — № 355. -http://www.computerra.ru/offline/2000/355/3834/
  147. , А. Электронный занавес / Андрей Шипилов // Компьютерра. 1998. — № 235. http://www.computerra.ru/offline/l 998/235/1105/
  148. , В. Быка за рога / Валерий Яковлев // Компьютерра. 2002.- № 473. http://www.computerra.ru/offline/2002/473/22 430
  149. Guimaraes, Luciano Couto Rosa Information Technology and Its Social-Economic Impact in a Modern Society / Luciano Couto Rosa Guimaraes.1. Washington, DC 1997http://www.gwu.edu/~ibi/minerva/Springl997/Luciano.Guimaraes/Lucia • no.Guimaraes.html
  150. Horning, K. Do Technologies Have Time? New practices of time and the transformation of communication technologies / K. Horning et. al. // Time and Society. 1999. — 8 (2), pp. 293−308
  151. Kling, R. Reading «All About» Computerization How Genre Conventions Shape Non-fiction Social Analysis/ Rob Kling // The Information Society, 1994 11(4): 147−172 www.slis.indiana.edu/kling/read94a.html
  152. Luhmann, N. The Future Cannot Begin: Temporal Structures in Modern Society/ Niklas Luhmann // Social Research. 1976. — # 43 pp. 130−152
  153. Анализ развития ИТ-отрасли в России, 2001−2004 гг. Источник: http://cnews.ru/reviews/all/
  154. Анализ тенденций развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере / Аналитическая служба ИД «Компьютерра» // Источник: http ://www. ibusiness .ru/analytics/
  155. Другой путь: формирование информационного общества в Финляндии происходит на основе «государства благоденствия"// Интернет-конференция «Электронная Россия: проблемы и перспективы» http://www.garweb.ru/conf/ms/20 020 626/smi/msg.aspidmsg=34 416.htm
  156. , В. А. Пекка Химанен и Мануэль Кастельс «Информационное общество и государство благосостояния»/ Резюме эксперта Фонда «Центр стратегических разработок», д. т. н. В. А. Козлова // http://www.kreml.org/state/7 028 373/
Заполнить форму текущей работой