Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели социального обслуживания населения в странах зарубежья

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История и этимология понятия В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы
    • 1. 1. История и этимология понятия
    • 1. 2. Толерантность и образование. Толерантность во взаимоотношениях
    • 1. 3. Основные критерии и показатели толерантности
    • 1. 4. Основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности
  • 2. Воспитание толерантности: сущность и средства
    • 2. 1. О педагогической сущности толерантности
    • 2. 2. О путях и средствах воспитания толерантности
    • 2. 3. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия
    • 2. 4. Формирование этнотолерантности у младших школьников
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 3

Модели социального обслуживания населения в странах зарубежья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы

1.1. История и этимология понятия В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения .

Что касается этимологии понятия «толерантность», то оно происходит от латинского глагола tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова «толерантность» в разных культурах неоднозначны.

В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:

" проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь лексема получает не только действующую, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро и макросредой) .

Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» («Высшее образование в Европе». Т. XXI, № 2, 1997) приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий „других людей“, которые отличаются от нас. В „других“ признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат».

Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — представители конкретных этносов и эти самые этносы в целом.

Современная философская трактовка понятия толерантности близка по многим ранее описанным определениям.

В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как «терпимость к ного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как:

познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень);

определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);

взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое «Я») (деятельный уровень).

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность.

Толерантность не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

1.2. Толерантность и образование. Толерантность во взаимоотношениях Выводы, сделанные в предыдущем разделе, позволяют обратиться к проблеме толерантности в образовании. Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости основные компоненты понятия «толерантности», которые даются на основе анализа различных подходов к данному термину.

Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются как и любое социальное качество врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего «изнутри») и корректируются. Целью социального педагога в формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с ребятами различных культур, взглядов, позиций, верований.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».

Данная типология (автор Л.В. Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: диалог; сотрудничество; опека; подавление; индифферентность; конфронтация; конфликт.

Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкости мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания // Образование в современной школе. 2002. — № 4. С. 35−43.
  2. Г. Г. Об опыте о формировании у детей этнической толерантности // Дополнительное образование. 2002. — № 2. С. 49 54.
  3. М. Радужный камень // Управление школой. 2002. — № 35. С. 7−10.
  4. .З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. — № 6. С. 12−16.
  5. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. — № 7. С. 3−11.
  6. В. Каждый человек достоин уважения // Воспитание школьников. 1995. — № 6. С. 36−39.
  7. Н. Сотрудничество и дух партнерства // Граждановедение. 2002. — № 51. С. 3.
  8. Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. 2003. — № 7. С. 13−17.
  9. М., Кленова Н. Игры во взаимопонимание и толерантность // Директор школы. 2002. — № 8. С. 42−51.
  10. К. Терпение это алмаз // Школьный психолог. 2002. — № 16. С. 6−7.
  11. Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников // Начальная школа. 2003. — № 11. С. 65−72.
  12. А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа // История. 2002 г. — № 11. С. 4−7.
  13. Э. Образование путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. 2002. — № 2. С. 111−118.
  14. П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. 2002. — № 2. С. 18−20.
  15. П.В. Феномен тлерантности // Классный руководитель. — № 3. 2000. С. 5−16.
  16. А. Толерантная и интолерантная личность // Воспитание школьников. 2003. — № 3. С. 33−35
Заполнить форму текущей работой