Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Работа с уличными детьми

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа начинается со сбора информации о местах, где могут находиться уличные дети. Поскольку ситуация на улице все время меняется (тусовки детей стали более мобильны и часто меняют состав и местоположение), аутрич-служба должна владеть информацией о ситуации. Социальные работники регулярно проводят мониторинг ситуации: они отслеживают, как изменилась среда и каким образом она влияет на уличную… Читать ещё >

Работа с уличными детьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уличный беспризорный ребенок — это любой несовершеннолетний, для которого улица стала обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты. Можно сказать, что это дети, которые «выпали» из трех базовых для всякого ребенка развивающих сред: семьи, школы, конструктивных форм досуговой деятельности — и включились (или включаются) в четвертую среду — уличную. В соответствии с такими подходом уличные дети могут быть классифицированы прежде всего по степени «выпадения» из базовых развивающих сред:

  • — дети, которые живут на улице, т. е. проводят большую часть времени вдали от своих семей либо не имеют их вовсе (полное «выпадение» из сред семьи, школы);
  • — дети, которые проводят значительную часть дня на улице, но поздним вечером возвращаются домой; они связаны со своими семьями и, возможно, посещают школу (частичное «выпадение» из школ и, возможно, из семьи).

Социальная работа будет наиболее эффективной, если она начинается на начальном этапе отключения ребенка от развивающих социальных сред[1].

Цель аутрич-работы в местах скопления уличных детей — привлечение их к участию в мероприятиях. Именно поэтому важна подготовка «уличных» социальных работников.

Аутрич-работа с уличными детьми имеет четыре основных этапа:

  • — сбор информации о местах, где могут находиться уличные дети;
  • — установление доверительных отношений с детьми;
  • — формирование маршрута сопровождения (медицинская, психологическая, социальная помощь);
  • — выбор детьми собственного будущего.

Работа начинается со сбора информации о местах, где могут находиться уличные дети. Поскольку ситуация на улице все время меняется (тусовки детей стали более мобильны и часто меняют состав и местоположение), аутрич-служба должна владеть информацией о ситуации. Социальные работники регулярно проводят мониторинг ситуации: они отслеживают, как изменилась среда и каким образом она влияет на уличную жизнь. Уличных детей чаще всего можно встретить в оживленных местах: на рынках, привокзальных площадях, около ночных клубов, где легче достать еду и заработать какие-то деньги. Часто аутрич-работников информируют энтузиасты-общественники, бывшие уличные дети и т. д. Получив информацию, социальные работники выходят в рейд.

Далее аутрич-работникам надо установить доверительные отношения с детьми. При этом важно, чтобы дети имели возможность принимать активное участие в обсуждении важных вопросов, касающихся изменений их жизни. Многие дети уже знают об аутрич-работниках, но некоторые по-прежнему очень недоверчиво относятся к взрослым, подозревая их в том, что они могут сдать их в милицию или отправить в детские учреждения либо вернуть родителям, от которых они убежали. Если не удается сразу установить контакт с ребенком, социальный работник может оставить визитку с контактными данными, сообщить о времени своего следующего появления прихода на условленное место. Практика показывает, что информацию распространяют остальные члены уличного сообщества, с которыми социальным работникам удалось наладить контакт. Как правило, если удалось наладить контакт с лидером тусовки, то найти общий язык с остальными становится значительно легче.

Установив доверительные отношения с детьми, социальные работники начинают формировать маршрут сопровождения, т. е. предлагают детям необходимую помощь.

  • 1. Оказание детям первой медицинской помощи рассматривается как первый этап их социальной реабилитации, так как это позволяет наладить первый контакт с детьми, чтобы в дальнейшем направить их в другие структуры, имеющие возможность заниматься ребенком в течение более долгого срока. Для детей, не знавших стабильности в семье, соблазны улицы чересчур сильны. Соревнуясь в силе, дети формируют насильственные и корыстные манеры поведения, практикуют половую свободу. Ранние и беспорядочные половые связи приводят к серьезным нарушениям со стороны половой системы, венерическим заболеваниям, ВИЧ-инфицированию. Уличные дети поголовно страдают туберкулезом и болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, гепатит и др.). Медицинская помощь уличным детям предполагает следующие направления: оказание экстренной помощи; содействие в получении доступа к услугам государственных медицинских учреждений; профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и иных социально значимых заболеваний; изменение отношения уличных детей к собственному здоровью.
  • 2. Наибольшая доля десоциализированных детей — из низших, материально не обеспеченных слоев населения. К их числу необходимо отнести многодетные, неполные семьи, а также семьи, в которых есть хотя бы один безработный родитель или есть родитель, страдающий алкоголизмом. Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка на улицу, занимают психические заболевания, выражающиеся в нарушении душевного равновесия, страхе перед школьными учителями, утрате познавательных и волевых психических процессов (плохая память, неразвитое мышление). В таких условиях оказания социальной и медицинской помощи недостаточно. Оказание психологической помощи и поддержки уличным детям, находящимся в кризисной жизненной ситуации, имеет основополагающее значение для эффективности социальной работы: создаются условия, обеспечивающие выработку у детей навыков социального поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, повышение уровня мотивации на получение помощи, изменение отношения к себе и собственному здоровью, изменения поведения и образа жизни. Сотрудничество с психологами повышает эффективность профилактической социальной работы и работы по снижению рисков, связанных с жизнью беспризорных детей на улице.
  • 3. Социальная помощь направлена на преодоление детской безнадзорности и отсутствия необходимого (но деликатного) надзора и контроля за детьми со стороны взрослых. Она может включать в себя: социальное консультирование, т. е. беседы с ребенком, помогающие ему лучше понять самого себя и окружение, и с семьей, помогающие принятию семьи ребенком и семьей — ребенка; помощь в получении услуг в области образования и профессионального обучения, в оформлении необходимых документов и т. д.

Последний этап аутрич-работы с детьми — выбор собственного будущего — заключается в том, чтобы подвести ребенка к необходимости использования социапьных услуг.

Социальная аутрич-служба имеет много подразделений. В нее входят:

  • — служба оперативной помощи несовершеннолетним (центр социализации) — предназначена для оказания экстренной помощи и предоставления защиты, определения травмирующего фактора, общей диагностики, составления рекомендаций по программе реабилитации, а также ориентирования подростка в структуре реабилитационного пространства, в системе правозащитных и детских социозащитных учреждений;
  • — служба «Ребенок на улице» — осуществляет первый контакт с детьми, мониторинг и коррекцию неформальных детских и подростковых сред и сообществ на территории реабилитационного пространства;
  • — служба «Ребенок дома» — работает с несовершеннолетними и их официальным окружением, включающим семью, школу, органы внутренних дел, опеки и попечительства и т. д.;
  • — служба спасения детства; ее принципиальное отличие от телефона доверия состоит в содержании и оперативности оказываемой помощи, возможности выезда (при необходимости) экипажа спасателей и группы специалистов.

Структуры территориального и ведомственного управления играют роль источников информации и инициаторов процессов социальной помощи. Они представлены следующими структурами: оперативные службы города; учреждения системы образования и системы здравоохранения; отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних; структуры территориального управления и самоуправления.

Ювенальный судья (система ювенального судопроизводства) обеспечивает и контролирует соблюдение прав ребенка, законность действий и мер, применяемых по отношению к дезадаптированному несовершеннолетнему.

Территориальные реабилитационные программы не предполагают помещения ребенка в стационар. В зависимости от характера проблемы и возможностей структуры реабилитационного пространства на данной территории несовершеннолетнему рекомендуется посещение базовых клубов, спортивно-досуговых организаций, специализированных групп (нсихокоррекционных, групп для детей с химической зависимостью, для детей, чьи родители страдают алкоголизмом).

Центры стационарного пребывания (наркологические центры, приюты временного пребывания) предназначены для первичной реабилитации безнадзорных детей; в них разрабатываются персональные рекомендации, программы полной реабилитации и т. д.

Помещение в реабилитационные центры амбулаторного характера (образовательные, медицинские, психолого-педагогические) носит добровольный характер.

  • [1] См.: Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для вузов.М., 2012.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой