Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция социально-гуманитарного знания как условие развития системы высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень образования населения России — один из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 99,5%, среднее число лет обучения — почти 11, численность студентов высших учебных заведений на 10 000 населения — 327. По этим показателям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАНОГО ЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
    • 1. 1. Социальные трансформации высшего образования в современной России
    • 1. 2. Теоретические проблемы осмысления интеграции в образовании
    • 1. 3. Гуманитарное знание как основа современной интеграции образования
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАНОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Формирование новой модели специалиста в условиях социальной трансформации
    • 2. 2. Функционально-ролевые изменения в системе современного российского высшего образования в процессе социо-гуманитарной интеграции
    • 2. 3. Социокультурные аспекты социо-гуманитарной интеграции в системе российского высшего образования

Интеграция социально-гуманитарного знания как условие развития системы высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда учащихся и более 50 миллионов педагогов. Существенно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Как сказано в работе Ю. Я. Клехо, именно в сфере образования завязан узел проблем современного общества.1 Поэтому в последние годы все очевидней становится тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Практически все развитые страны, осознавая эту связь, проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики.

В русле этой политики решались вопросы, связанные: с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий.

Но вместе с тем в последние десятилетия все настойчивее дают о себе. знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках проводимых реформ. Сложившиеся образовательные системы не в состоянии выполнять свои главные функции — формировать созидающую силу, обеспечивающую способность общества к развитию.

Одна из глобальных проблем современности — кризис образования, который уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта. О кризисе образования, в частности, свидетельствует дальнейшее увеличение числа неграмотных в мире, относительное, а иногда и.

1 Клехо Ю. Я. Образовательный императив. М., 1998. С. 288. абсолютное свертывание систем образования. В последние годы развивается такое сравнительно новое явление как функциональная неграмотность, наблюдаются очевидные дисфункции систем образования, обуславливающие повсеместное снижение его качества.

В этих условиях предъявляются новые требования к образованию как социокультурной системе, во многом определяющей характер развития общества. Данные проблемы особенно важны для России, где тотальная переоценка роли образования в развитии общества сопровождается глубоким социально-экономическим кризисом.1.

Уровень образования населения России — один из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 99,5%, среднее число лет обучения — почти 11, численность студентов высших учебных заведений на 10 000 населения — 327. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит многие развитые государства.2 Вместе с тем за последние 15−20 лет в системе российского образования накопилось множество проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного потенциала, нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно обострились в постреформенный период.

Существующая система отечественного высшего образования также переживает кризисный период. Осуществление культурно-образовательных программ в условиях рыночной экономики претерпевает серьезные изменения, в связи с чем меняются функции и роли этого социального института.

1 См.:Борцов Ю. С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997. С.З.

2 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации — 2001. Программа развития ООН в РФ. М., 2002.

Одной из серьезных негативных тенденций в системе образования России в последнее 10-летие стало усиление социальной дифференциации степени доступности разных ступеней образования, а также уровня и качества получаемого образования. Продолжает возрастать дифференциация межрегиональная, между городской и сельской местностью, а также дифференциация возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.

Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления свободы выбора форм и видов обучения.1 Особое место среди этих проблем занимают те, которые непосредственно связаны с организацией и содержанием образовательного процесса, поскольку именно они определяют качество образования.

Исходя из сказанного, представляется правомерной и своевременной попытка социологического анализа интеграции социально-гуманитарного знания в свете социальных аспектов трансформации системы высшего образования в современной России.

Степень разработанности проблемы. Анализ развития и взаимодействия различных систем и структур общества, в том числе и системы высшего образования, как социальных институтов — вопрос не новый. Следует отметить, что исследование проблем трансформации системы российского высшего образования преимущественно проводится на основе общепринятых философских, социологических и педагогических подходов. В последнее время наметились новые подходы.

1 Болдов О. Н., Иванов В. Н., Суворов А. В., Широкова Т. К. Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2002, № 4. С. 125. к интерпретации философской базы исходных теоретических положений исследования образования, обозначенная в работах Ю. Волкова, В. Зинченко, В. Розина, И. Савицкого, Н. Пахомова, Н. Розова и др.

С этой точки зрения, возникла необходимость уточнения методологии социально-педагогических исследований, особенно по проблемам, в той или иной мере связанных с подвижками в реальной образовательной практике, идей, развиваемых в работах отечественных педагогов-теоретиков, таких как: Ю. К. Бабанский, Н. К. Гончаров, В. И. Загвязинский, Ф. Ф. Королев, Т. А. Ильина, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, М. Н. Скаткин и др.

Отметим, так же, что определённую лепту в исследование проблем трансформации системы высшего образования, на основе утверждающей себя новой парадигмы образования, вносят труды — А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, Г. П. Зинченко, А. Е. Иванова, В. Н. Турченко и др. Эти работы позволили составить общее представление о состоянии системы высшего образования и основных тенденциях её изменения в современной России в целом.

Идеи интеграции образования, особенно педагогический аспект интеграции содержания в её традиционной трактовке, получили развитие в методологии и теории образования (B.C. Безрукова, JI.A. Белява, М.Н. Берулава), в структуре организационной деятельности и формировании обобщённых умений (Н.Н. Суртаева, В. Р. Ильченко, В. Н. Максимова и др.), использования средств обучения и технологии, формы организации (Т.С. Назарова, Н. А. Пугал и др.), в содержании образования (И.Д. Зверев, В. Н. Максимова, И.Т. Суравегина).

Исследователи, изучающие проблемы интеграции в образовании (В.Н. Максимова, И. Д. Зверева, П. Г. Кулагин, Г. Ф. Федорец, Н. С. Антонов, Н. В. Груздева, Е. М. Гвоздырева, Н. А. Лошкарёва, В. И. Фёдорова, Д. М. Кирюшкин, В. А. Игнатова, JI.M. Оплетаева, Т. Б. Алексеева и др.) рассматривают интеграцию научных знаний в содержании образования, преимущественно, как отражение полного и неполного межнаучного взаимодействия.

Анализ интегративных концепций предпринимался Р. Ассаджиоли, Е. И. Исаевым, В. Н. Келасьевым, П. В. Симоновым, В. И. Слободчиковым и др.

Обоснование частных критериев интеграции и дифференциации с позиций психологии, педагогики было предпринято в работах Л. И. Анцыферовой, С. И. Архангельского, А. Г. Асмолова, М. Н. Берулава, Л. С. Выготского, П. М. Ершова, Е. П. Крупник, В. П. Кузьмина, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, Н. А. Подымова, С. Л. Рубинштейна, П. В. Симонова, А. И. Смоляр, В. В. Столина, Э. Д. Телегина, М. А. Холодной и др.

Однако, для понимания социальных процессов, определяющих тенденции развития высшего образования, психолого-педагогического анализа явно недостаточно. Здесь необходим теоретический анализ образования как социокультурного феномена, что открывает другие уровни понимания происходящих трансформаций и предполагает определение социально значимых факторов изменения складывающейся ситуации.

С этой точки зрения, определённый интерес представляет анализ влияния тенденции гуманитаризации на процесс образования, поскольку именно она задаёт динамику и направленность интеграции в образовательных системах. Отметим, что исследователи проблем современного образования весьма разноречиво определяют как её существо, так и возможные влияния. Так, Е. Ильин, Ю. А. Макаров, А. Н. Тубельский, В. Ф. Шаталов, А. Н. Чуркин, видят в гуманитаризации прежде всего изменения в технологиях образовательной деятельности. Они предлагают строить новое содержание образования на «погружении в предмет», разновозрастности учащихся, и индивидуализации траекторий образования.

Другая позиция в подходах к гуманитаризации образования характерна для сторонников личностно-ориентированной парадигмы реформирования образования. В данной парадигме (Е.В. Бондаревская акцентирует внимание на смысле образованияВ.В. Сериков — на способностяхИ.С. Якиманская — на мотиве) гуманитаризация тесно увязывается с проблемой гуманизации, выступая в качестве её следствия.

Однако, ни те, ни другие специально не исследуют проблему взаимосвязи гуманитаризации и интеграции как процессов, определяющих трансформации образования.

Основываясь на этом материале, автор предпринял попытку рассмотреть динамику трансформации системы современного российского высшего образования с позиций места и роли процесса интеграции его содержания и организации на основе социально-гуманитарного знания. Тем более, как показывает проведенный анализ, в этой области знания имеется свободная лакуна, поэтому данная диссертация и претендует на то, чтобы начать ее заполнение.

Объектом исследования диссертации являются процессы социальных трансформаций высшего образования в современной России.

Предмет исследования — интеграция содержания и организации высшего образования в России на основе социально-гуманитарного знания.

Цель диссертационного исследования можно сформулировать следующим образом: раскрыть основные направления развития, системы высшего образования в современной России на основе анализа интеграции социально-гуманитарного знания. Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:

• проанализировать степень влияния социальных изменений на институциональную и процессуальную стороны трансформации высшего образования в современной России;

• показать состояние социологического осмысления теоретических проблем интеграции в образовании;

• доказать, что гуманитарное знание является основой современной интеграции образования;

• выявить основы формирования новой (гуманитарной) модели специалиста в условиях социальной трансформации;

• показать функционально-ролевые изменения в системе современного российского высшего образования в процессе социо-гуманитарной интеграции;

• проанализировать социокультурные аспекты социо-гуманитарной интеграции в системе российского высшего образования.

Указанные цель и задачи диссертации предполагают междисциплинарный характер исследования на стыке социологии, педагогики, управления образованием. В целом исследование построено на социологической основе, так как социальная детерминанта позволяет целостно представить процесс изменения роли и функций института высшего образования в современной России.

Теоретико — методологические основы исследования. Основу диссертации составляет анализ социальных явлений, влияющих на формирование современной роли и функций системы высшего образования в России в условиях интеграции социально-гуманитарноо знания. Диссертационная работа базируется на использовании принципов теоретической социологии с применением общенаучной методологии. Методология работы основана на применении структурно-функционального и институционального подхода с использованием элементов компаративного анализа и социокультурного интегратизма.

Труды ведущих социологов и педагогов акцентируют внимание на междисциплинарном подходе к данной проблеме. Всесторонний охват проблемы исследования изменения роли и функций института высшего образования в современной России стал возможен с помощью системного анализа, теоретического моделирования и научного обобщения. В работе широко используются труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор благодаря использованию структурно-функционального, ролевого и институционального подходов показывает социальные детерминанты, определяющие необходимость интеграции содержания и организации высшего образования на основе социально-гуманитарного знания, а так же социальную значимость и социальные аспекты этого процесса, возникающие в ходе его трансформации.

• проанализирована степень влияния социальных изменений высшего образования в современной России, в результате чего установлено, что возрастающее значение фундаментализации, как и гуманитаризации, высшего образования заключается в том, что они позволяют реализовать не отраслевую, а университетскую систему подготовки при условии интеграции образования;

• теоретическое осмысление проблемы интеграции в образовании позволило показать, что интеграция является сложным многовариантным процессом, сущностной качественной характеристикой которого является стремление к сохранению целостности познающего субъекта и познаваемого мира;

• доказано, что основой современной интеграции содержания образования является гуманитарное знание, а гуманитаризация образования, при этом, понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;

• выявлено, что формирование новой гуманитарно-ориентированной модели специалиста в условиях социальной трансформации позволяет приблизиться к актуализации востребованных профессиональных и морально-нравственных качеств субъекта образования, как в деятельностно-преобразующем процессе обучения, так и последующего профессионального развития;

• показано, что функционально-ролевые изменения в процессе социо-гуманитарной интеграции состоят в том, что открытая модель современного социально-гуманитарного образования обеспечивает освоение мира как интеграцию различных способов освоения реальности;

• проанализированы социокультурные аспекты социо-гуманитарной интеграции в системе российского высшего образования, ориентированные на реализацию принципа культуросообразности, определяющего общий способ организации как образования в целом, так и отдельных образовательных систем.

Исходя из указанных моментов новизны, на защиту выносятся следующие тезисы:

1. Система национального образования, с одной стороны, испытывает непосредственное влияние социальных преобразований, которые детерминируют степень и глубину ее трансформаций, с другой стороны, своим развитием задаёт динамику и диапазон общественного развития. С этой точки зрения, социальные проблемы современного высшего образования не только отражают, но и предопределяют весь спектр проблем, от разрешения которых во многом зависит успешность развития российского общества.

2. Важной составной частью реформирования системы высшего образования выступает интеграция как способ оптимального изменения его содержания и форм организации. Интеграция образования является сложным многовариантным процессом, включающим ряд уровней. В одних случаях она употребляется для элементарного укрупнения дидактических единиц, в других — как способ преодоления частичности попредметной организации учебного процесса (т.е. выступает синонимом межпредметных связей), в третьих — как форма поиска надпредметного содержания монопредмета) и т. д. Однако, в целом, процесс интеграции недостаточно эффективен в силу отсутствия социологически обебспеченных критериев и соответствующих им моделей организации образовательной действительности.

3. Наиболее оптимальным можно считать такой подход к созданию необходимых условий трансформации высшего образования, который воплощает возможности интеграции на основе проявляющейся тенденции гуманитаризации, как выращивания целостного Человека, творящего себя и культуру с позиции развёртывания сущностных сил человека, а не человека-функции с узко специализированным, технократическим, в основе своей, способом мышления.

4. Успешность реформирования системы высшего образования обеспечивается не только сменой социальных ориентиров в обществе, но и динамичным освоением принципиально новой модели специалиста. Современная модель гуманитарно-ориентированного специалиста отличается от существующей не только более детальной разработкой личностной компоненты. Здесь, в качестве ее элементов, рассматриваются как функционально-предметная (функции специалиста) и личностно-творческая сторона (аксиологическая и коммуникативная функции, формирование личностных качеств), так и, что весьма существенно, смыслы и целеполагания (главная гуманитарно-смысловая задача специалиста, критерии оценки решения и др.).

5. Функционально-ролевые изменения в системе современного российского высшего образования в процессе социо-гуманитарной интеграции непосредственно связаны со степенью открытости системы образования как основы её самоорганизации. Это предполагает высокую степень инновационной способности всех ее субъектов, критической массы которой, как показало исследование, еще явно недостаточно для удержания состояния саморазвития.

6. Открытость социально-гуманитарного образования как исходный принцип предполагает новые подходы в обществознании, основанные на его интеграционных возможностях. Их смысл заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система как целое, в её статическом состоянии, а человек с его неповторимостью как постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время — источник развития и организации.

7. Современное высшее образование все более приобретает культуросообразный характер. Культура выступает для него в качестве модели-образа, в соответствии с которым оно само организуется. Однако образование проявляется и в качестве модели культуры, как та автономная область, в которой концентрируются и воспроизводятся в малом масштабе основные процессы, происходившие, происходящие и ожидаемые в культуре. Культура и образование — это симметричные макрои микромиры, зеркально отражающие друг друга. Нынешняя образовательная ситуация свидетельствует о возрастании разрыва между этими двумя сторонами единого процесса, который может быть преодолен только на основе социо-гуманитарной интеграции.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования позволяют углубить представления в области социологии, педагогики и теории образования, они имеют определенное теоретическое и практическое значение, стимулируя дальнейшее исследование проблем, связанных с трансформацией функций и роли института высшего образования в современной России. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по социологии и педагогике. Они имеют существенное значение для социологов и работников системы образования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации прошли апробацию на кафедре социологии, политологии и права и психологии ИППК при РГУ на аспирантских семинарах, на научно — практических конференциях. По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объемом 1,0 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема состояния системы высшего образования в России появилась в современном виде всего несколько лет назад. Сегодня она стала одной из центральных, и это связано, в первую очередь, с изменением роли человека в современном мире, с вступлением России в принципиально новую систему социально-экономических отношений. Радикальные изменения в сфере политики и экономики, сложная кризисная ситуация в стране делают проблему социальных функций и роли института высшего образования как никогда острой и актуальной.

Анализируя современное состояние общественной жизни России, автор приходит к выводу, что трансформации образовательных потребностей, отражающих состояние глобального социокультурного кризиса, поразили не отдельные области экономики, политики, социальной сферы или культуры, а все общество сразу. В создавшихся условиях исследование и решение проблемы социальных функций и роли высшего образования требует принципиально новых подходов. Положение дел усугубляется тем, что у подавляющего большинства населения России произошла ценностно-нормативная переориентация, определенным образом изменилось и сознание. Перед автором стояла задача, во-первых, проанализировать общие положения данной проблемы, во-вторых, учесть функционально-ролевую специфику современной системы высшего образования в России. Система рыночных отношений заставляет рассматривать высшее образование как источник существования, функции и роль образования в этой связи в значительной мере определяются его включенностью в рыночную систему. Именно рыночные механизмы позволяют трансформирующейся системе высшего образования обеспечить работой сокращаемых из государственных вузов преподавателей, получить образование по желаемой профессии, которая пользуется спросом в настоящее время, а поэтому данные функции системы современного высшего образования можно рассматривать в рамках категории институализации.

Фундаментальной проблемой в исследовании данного явления было осмысление проблемы изменения функций и роли системы высшего образования в современной России.

Трансформация функций и роли высших учебных заведений в современной России проходит в несколько этапов. Первый — переходный с 1991 по 1995 гг. — период создания нормативной базы. Второй продолжается и в настоящее время и заключается в создании Федеральной программы развития образования. Она создаёт институциональную основу государственной политики в области образования и определяет стратегию развития системы образования, опираясь на разветвлённую систему мероприятий по её реализации на федеральном уровне и на республиканские, региональные и целевые программы развития образования.

Ход реализации программы рассчитан на несколько этапов. Первый этап, охватывающий 1999;2001 годы, предусматривает предотвращение кризисных процессов в области образования, принятие экстренных мер по сохранению и поддержанию образовательных учреждений, по реструктуризации подготовки кадров. Второй этап, охватывающий 20 022 005 годы, должен стать этапом выхода из кризиса и перехода к устойчивому развитию системы образования." .

На основании проведенных исследований, процесс трансформации функций и роли системы высшего образования в современной России можно рассматривать как двоякий процесс. С одной стороны, — это изменение функций и роли института высшего образования, а, с другой, -влияние этого института на социальную систему в целом. Социальное.

1 Справка о Федеральной программе развития образования // Образование в документах 10/99 воздействие современного российского института высшего образования заключается в формировании нового слоя выпускников: с одной стороны, мы получаем специалистов, свободных от идеологических штампов прошлого, способных интегрироваться в общемировую систему производства, с другой стороны, — формируется слой выпускников с узкой практической направленностью, дипломы которых котируются далеко не во всех организациях и учреждениях. Появление такого слоя специалистов отнюдь не способствует развитию фундаментальной науки и не повышает престиж российских специалистов на международном уровне. Данные факторы могут в дальнейшем отрицательно сказаться не только на развитии отечественной науки в целом, но и всей хозяйственной деятельности России. Хотя в настоящее время есть и положительный эффект от выпуска специалистов подобного профиля и квалификации. В образовании тоже проявляется определенная поляризация, характерная для всего российского общества в целом.

Источниковой базой для исследования проблем функций и роли системы высшего образования послужили конкретные факты деятельности высших учебных заведений, как описанные в литературе, так и исследованные автором.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, автор считает не только возможным, но и необходимым дальнейшую разработку названной проблематики. Исследования можно проводить по целому ряду направлений. Например, можно пойти по пути более детальной разработки проблемы становления функций и роли института высшего образования применительно к специфике и условиям различных городов, регионов или отдельным образовательным сферам.

Перспективной представляется разработка проблем, связанных с исследованием влияния ценностей и потребностей в трансформирующемся обществе на изменения функций и роли института высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. 1996. № 1.
  2. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
  3. В. Преподаватель и студент (Вопросы общения) // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  4. Е.М., Вашепцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля // Социологические исследования. 1997. № 3.
  5. П.В. Опыт и проблемы развития бизнеса в высшей школе // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь. 1994.
  6. Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  7. А. Образование через всю жизнь // Учительская газета. 1998. № 47 (9712).
  8. Г. Образование и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  9. Ю.И. Автономия вуза: мировой опыт и наши проблемы // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь. 1994.
  10. В.И. О развитии приватного высшего образования на Украине // Социологические исследования. 1996. № 6.
  11. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., 1998.
  12. А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегративных систем образования // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  13. О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10.
  14. В. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995. № 10.
  15. С.В. Процессуальная характеристика профессиональной подготовки студентов // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь. 1994.
  16. И.Ф. Эффективность подготовки молодых ученых // Социологические исследования. 1998. № 9.
  17. И.С., Козлова О. Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 3.
  18. А. Гуманистическая ориентация высшего образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  19. Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997.
  20. П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  21. Бюллетень министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 1998. № 8.
  22. Бюллетень министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 1998. № 5.
  23. Бюллетень министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 1999. № 1.
  24. Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. 1996. № 1.
  25. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10.
  26. В. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  27. В. Государственный вуз в рыночной экономике // Высшее образование в России. 1997. № 4.
  28. Ю.Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России // Социологические исследования. 1997. № 9.
  29. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материалы III Международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург. 1996.
  30. Высшее техническое образование в России. М., 1997.
  31. В. Вузы Москвы в цифрах и фактах // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  32. М.Л., Ашкинази Л. А. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза//Социологические исследования. 1995. №.9.
  33. К. Высшее образование: новые задачи и направления // Высшее образование в Европе. 1991. Т. XVI. № 3.
  34. И.Б. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров // Социологические исследования. 1997. № 8.
  35. .С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993.
  36. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. № 5.
  37. О., Кагерманьян В., Савельев А., Суханов А. Как реформировать естественнонаучное образование? // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  38. В.В. Циклы непрерывного образования // Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект. Тезисы докладов и выступлений межгосударственной научно-практической конференции. Часть 2. Ростов-на-Дону. 1998.
  39. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998. № 9.
  40. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования. 1997. № 3.
  41. М.Т. Педагогика образования взрослых. М., 1995.
  42. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования. 1995. № 6.
  43. В.И., Кухтевич Т. Н. Социальные конфликты в высшей школе. СПЖ. 1994. № 3.
  44. Доклад Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. Г. Кинелева «Об итогах работы Минобразования России в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997 год» // Вестник образования. 1997. № 3.
  45. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год. М., 1993.
  46. О. Очерки по философии образования. М., 1995.
  47. JI.B. Неформальное образование: социально-философский анализ (на примере США). Автореферат. Ростов-на-Дону, 1994.
  48. В. Право на самостоятельность // Высшее образование в России. 1995. № 5.
  49. И. Философия образования сегодня // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  50. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании // Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. № 10.
  51. В., Ляхович Е. Джон Ньюмен и его модель идеального университета// Alma mater. 1993. № 1.
  52. А.И. Социология образования: вопросы остаются // Социологические исследования.1994. № 3.
  53. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991.
  54. С.А. В Российской ассоциации трудового права и социального обеспечения // Государство и право. 1995. № 5.
  55. B.C. О принципах и технологии моделирования образовательных систем // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь. 1994.
  56. И. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  57. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России. М., 1995.
  58. Н. Еще раз об ученых степенях и аттестации научных и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  59. В. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  60. Ю.Я. Образовательный императив. М., 1998.
  61. С. Образование через сообщество в Англии и Уэльсе // Новые ценности образования. 1996. № 5.
  62. В.Г. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  63. Л.И. Кризис системы образования // Социологические исследования. 1994. № 3.
  64. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода// Социологические исследования. 1995. № 1.
  65. В., Фролов Н., Семушкина Д., Розина Н. К вопросу о подготовке бакалавров // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  66. М. Социальные ценности в юридическом образовании // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  67. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  68. Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация // Высшее образование в России. 1996. № 4.
  69. Концепция развития высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование в России. 1993. № 2.
  70. Т.В., Григоренко Е. А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. № 5.
  71. Е. Пока не поздно // Высшее образование в России. 1996. № 1.
  72. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира // Высшее образование в России. 1996. № 4.
  73. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  74. В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  75. Н.Б. Сообщество и образование: сообщество как образовательная среда, образовательная среда как сообщество // Новые ценности образования. 1996. № 5.
  76. А.Б. Мотивы получения высшего технического образования // Социологические исследования. 1997. № 9.
  77. JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М., 1996.
  78. М.И., Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование// Государство и право. 1995. № 5.
  79. С. Пути реформирования вузовской науки // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  80. В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования. 1995. № 1.
  81. Л.В. Американская система высшего и специального образования // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 1994.
  82. Л.И. Образование в меняющемся мире: цели, функции, прогностические модели // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь. 1994.
  83. Н.И. Влияние высшей школы на социально-экономическое развитие регионов // Проблемы экономики регионов России: Тезисы докладов и выступлений межрегиональной научно-практической конференции. Часть 1. Ростов-на-Дону. 1998.
  84. Научный потенциал высшей школы России: проблемы сохранения и развития. М., 1994.
  85. Г. А. Научные кадры: возраст и творчество // Социологические исследования. 1998. № 9.
  86. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  87. О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в России. Приказ Министерства образования РФ от 8 августа 1995 г. № 444 // Вестник образования. 1995. № 9.
  88. Об обновлении концепции государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 1996. № 4.
  89. Образование в документах. 1999. № 1.
  90. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  91. В. Первые шаги многоуровневой системы // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  92. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году. Материалы коллегии // Вестник образования. 1996. № 4.
  93. В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8.
  94. В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  95. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 1992.
  96. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.
  97. И.JI. Проблемы юридического образования в России// Государство и право. 1996. № 9.
  98. Л.Н. Высшая школа в США: социально-политический аспект. Харьков. 1992.
  99. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М., 1995.
  100. Пойзнер Б1 О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  101. В. Комплексный подход к формированию образовательных программ // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  102. Ю., Подлеснов В., Кучеров В., Андросюк Е. Управление методической работой в многоуровневой образовательной структуре // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  103. Проблемы усиления практической направленности преподавания психологии в вузе // Вестник образования. 1998. № 6.
  104. С.В. Формирование студенческого контингента в Южно-Сахалинском педагогическом институте // Социологические исследования. 1998. № 8.
  105. A.M. Инновационные образовательные технологии // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 1994.
  106. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика. 1995. № 5.
  107. Реформа образования: тенденции и противоречия // Образование в документах. 1997. № 5.
  108. В. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1992.
  109. ИЗ. Романенко JI. На пороге XXI века // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  110. А.В., Юдин Б. Г. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. № 2−3.
  111. Ф. Социально-духовные основы рыночной модели хозяйствования в современной Россини // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  112. Ф., Журавлев А., Кулапов М. Эволюция образовательных систем в цивилизационном аспекте // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  113. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. 1998. № 6.
  114. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. 1996. № 12.
  115. М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. № 9.
  116. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социологические перемещения. М., 1970.
  117. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5.
  118. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  119. И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века. М., 1992.
  120. . Общество и образование. М., 1989.
  121. П. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  122. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 1997. № 1.
  123. Н. Образование фактор социализации // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  124. H.JI. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социологические исследования. 1994. № 3.
  125. А.В. К новой модели обучения социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. № 3.
  126. В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  127. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах // Вестник образования. М., 1995. № 6.
  128. В.А., Шиянов Е. Н., Грачев В. В. Гуманистические аспекты высшего образования в условиях рыночной экономики // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 1994.
  129. В. Новое образование как путь к новому сообществу // Новые ценности образования. 1996. № 5.
  130. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. 1996. № 1.
  131. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // Информатика и образование. 1996. № 1.
  132. А., Солонин В. Персонализированное обучение в контексте социализации // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  133. Т. Рыночная экономика и смена приоритетов в образовательной практике // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  134. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 3.
  135. П., Чухно А. Нетрадиционные формы организации учебного процесса // Высшее образование в России. 1997. № 3.
  136. В. Некоторые тенденции развития классических университетов//Высшее образование в России. 1996. № 3.
  137. Г., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  138. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3.
  139. В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. № 1.
  140. В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. М., 1996.
  141. Н., Дарчия Д., Медухо О. Нерешенные проблемы гуманитаризации высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  142. В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М., 1970.
  143. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев, А .Я. Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  144. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  145. А.Г. Преподаватель московского вуз. М., 1996.
  146. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9.
  147. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самообразования студентов // Социологические исследования. 1997. № 3.
Заполнить форму текущей работой