Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Егорова Н. Е., Майн Е. Р. Роль и функции российского малого бизнеса в период становления рыночных отношений / Н. Е. Егорова, Е. Р. Майн // М., ЦЭМИ РАН, 1995;56 е.- Егорова Н. Е., Маренный М. А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Финансовый менеджмент, № 1, 2002; Егорова Н. Е., Хачатрян С. Р… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия
  • Глава II. Основные факторы внедрения проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия
  • Глава III. Практика применения проактивных социальных технологий управления внутриорганизационной средой малого предприятия ?
  • Глава IV. Оценки социальной эффективности применения проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия

Проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими основными обстоятельствами:

Малое предпринимательство является важнейшим компонентом рыночной экономики, что подтверждается опытом экономически развитых стран, в которых малый бизнес успешно решает важнейшие социально-экономические задачи. Малый бизнес является фундаментом формирования так называемого «среднего класса» — основы стабильности рыночного государства. Малое предпринимательство осуществляет селекцию кадров на их пригодность к работе в условиях рынка и обеспечивает получение первого опыта предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство классифицируется как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух, инициативная творческая деятельность, связанная с определенной долей риска. Созданию такой атмосферы на малом предприятии современной России способствует соединение в одном лице собственника и управленца1.

Несмотря на сравнительно непродолжительный период функционирования в нашей стране, малые предприятия накопили значительный опыт взаимодействия с другими рыночными субъектами и с институтами государственной власти. На сегодняшний день в современном российском обществе малые предприятия составляют важнейший плацдарм для дальнейшего экономического роста, создавая значительное количество рабочих мест.

1 Давыдова Л. В., Будовская Л. А. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение / Л. В. Давыдова, Л. А. Будовская // Финансы и кредит, 2007. № 13. С. 46−54- Ореховский П. Малое и среднее предпринимательство в России / П. Ореховский — Вопр. статистики. 2007. № 7. С. 9−38.

В современной России малое предпринимательство, являясь фактором снижения уровня безработицы, выполняет важные социальные функции, в особенности преодоления структурной незанятости населения2.

Специфика управления организационным развитием малого предприятия обуславливается не только характером, индивидуальностью его руководителя, но и особенностями управляемого коллектива, сферой деятельности. В отличие от крупных компаний и корпораций, сложность иерархических структур которых диктует деиндивидуализированность и полисубъектность процесса управления, на малом предприятии управление более субъективизировано, зависит от личностных компетенций руководителя и сотрудников. Основными отличительными признаками организационного развития малого предприятия являются: управленческая мобильность, поливариативность и гибкость в нивелировании негативных последствий неадекватных управленческих решений. Наличие данных характеристик во многом определяется спецификой применяемых руководством социальных технологий.

В настоящее время понятие «социальные технологии» представляет собой ключевой элемент теоретических представлений и практик управления, сформулированных современными, прежде всего, отечественными учеными. Как свидетельствует мировой опыт, социальные технологии позволяют своевременно разрешать социальные конфликты, снимать напряжение, предотвращать социальные и экологические катастрофы, принимать оптимальные управленческие решения.

В условиях трансформации социетальной среды перед руководством малых предприятий встает задача адаптации к новым вызовам, что повышает значимость применяемых ими социальных технологий. Особенно наглядно данный аспект проявился с началом экономического кризиса (сентябрь 2008 года), когда руководство большинства малых предприятий было вынуждено.

2 См. Сон Л. Малый бизнес — стратегический фактор социально-экономического роста / Л. Сон // Гос. Служба. № 6. С. 85−89. произвести кардинальный пересмотр применяемых стратегий управления организационным развитием с целью сохранения и обеспечения конкурентоспособности и поддержания функционирования бизнеса.

Актуальность темы

диссертационного исследования заключается еще и в том, что большинство российских руководителей малых предприятий недостаточно осознают необходимость интеграции научных разработок в управленческий процесс. В этой связи изучение проблемы проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия являет собой попытку показать эффективность научного подхода к феномену управления.

Помимо этого, на сегодняшний день не существует работ, непосредственно посвященных проактивным социальным технологиям управления организационным развитием малого предприятия в условиях современной России.

Вышеперечисленные обстоятельства делают необходимым всестороннее изучение проблемы проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию о проблемы социальных технологий посвящены работы Г. Т. Галиева, С.И. Григорьева4, Х.З. Ксенофонтовой5, И.Л. Симоненко6, Н. Стефанова7, JI.JI. Калачевой, И.В. Калачева8, М. Маркова9, П.Б. Кузьмич10, В.И. Патрушева11,.

3 Иванов В. Н., Патрушев В. И., Галиев Г. Т. Инновационные социальные технологии устойчивого развития. Уфа: ООО «Дизайн Полиграф Сервис», 2003;352 с.

4 Григорьев С. И., Иванов В. Н. Социальные технологии / С. И. Григорьев, В. Н. Иванов / «Социология и социальная антропология"-Барнаул: Алтайский регион, науч. центр СО РАН. 1999;81 с.

5 Ксенофонтова Х. З. Социальные технологии в формировании и развитии потенциала управленческого персонала: на примере промышленных предприятий / Х. З. Ксенофонтова //: диссертация кандидата социологических наук. Пенза, 2005 — 204 с.

6 Сгшоненко И. Л. Социальные технологии как средства управления персоналом предприятий / И. Л. Симоненко — дисс. .канд. социол. наук: Москва, 1996 — 202 с.

7 Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976;252с.

8 Калачева Л. Л., Калачев И. В. Социальные технологии управления современной организации / JI.JI. Калачева, И.В. Калачев/ Проблемы совершенствования.

В.Н. Иванова12, A.A. Шияна13, а также диссертационные исследования М.Н. Белова14, И .Я. Дятченко15, О.В. Зверева16, K.M. Оганяна17, И.В. Калачева18, Т.Г. Комарова19, А.Ю. Ковалева20, В.Б. Коробова21, В.О. Михайлова22, A.M. социологического образования в экономических вузахПреподавания управления организацией с применением персонал-технологий: Материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Иркутск, 8−9 окт. 2003. Иркутск: Изд-во Байкальского Гос. Университета Экономики и права. С. 203−211.

9 Марков М. Технологизация и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982 — 220с.

10 Кузьмич П. Б. Социальные технологии управления человеческими ресурсами организации в условиях инновационного развития / П. Б. Кузьмич //: дисс.канд. социол. наук: Саратов, 2006 — 232 е.- Сикацкий В. А. Критерии и статус малого инновационного предпринимательства в России / В. А. Сикацкий, Н. Ю. Журавлева Управленческое консультирование. 2008 № 3. С. 81−87- Аскарова A.A. Роль инновационной деятельности в развитии малого предпринимательства / A.A. Аскарова — Российское общество и государство: политика, экономика, право: сб. статей. Уфа, 2006. С 110−114.

11 Иванов В. Н., Патрушев В. И. Социальные технологии./ В. Н. Иванов, В. И. Патрушев.-М.: Муниципальный мир, 2004 — 488 с.

12 Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996;335 с.

13 Шнян A.A. Руководство по социальным технологиям/А.А. Шиян -. М. 1995.-320 с.

14 Белов М. Н. Социальные технологии управления стабилизацией трудового коллектива в культурно-развлекательных организациях/ М.Н. Белов-:диссертация .кандидата социологических наук Пенза, 2007 — 177 с.

15 Дятченко И. Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами/ И. Я. Дятченко // дисс. д-ра социол. наук Москва, 1993 — 274 с.

16 Зверева О. В. Социальные технологии подготовки персонала международных организаций системы ООН / О. В. Зверева // диссертация. кандидата социологических наук: 22.00.08 Москва, 2006 — 174 с.

17 Оганян K.M. Социальные технологии и современное общество/ К. М. Оганян //: Сб. науч. тр. / М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. СПб.: СПбГИЭУ, 2003 — 198 с.

18 Калачев И. В. Социальные технологии управления современной организации / И. В. Калачев // дисс. канд. социол. наук: Тюмень, 2004 — 173 с.

19 Комарова Т. Г. Социальные технологии управления качеством профессионального образования в регионе / Т.Г. Комарова// дисс. канд. социол. наук: Белгород, 2005 — 183 с.

20 Ковалев А. Ю. Социальные технологии как фактор рационального и эффективного управления обществом /А.Ю. Ковалев // дисс. канд. филос. наук: Новосибирск, 2001;189 с.

21 Коробов В. Б. Социальные технологии в современном государственном управлении: Вопросы теории, методологии, практики / В. Б. Коробов // дисс.. д-ра социол. наук: 22.00.08 Москва, 2002 — 386 с.

22 Михайлов В. О. Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации / В.О.Михайлов-: дисс. канд. социологических наук: 22.00.08 Москва, 2006 — 196 с.

Мигачева23, С.Ф. Нуреева24, К.В. Харченко25, П.А. Чукреева26, И.А. Юрасова27 и ряда других.

Различные аспекты категории «проактивность» находят отражение в работах И.К. Адизеса28, В.А. Лапидуса29, Н.С. Бушуева30, С. Кови31, А. И. Пригожина и др.

В последние годы проблемы управления малыми и средними предприятиями стали привлекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, так и управленцев в различных странах. Широкое признание получает идея о способности предприятий малого и среднего бизнеса.

23 Мигачев A.M. Социальные технологии в деятельности руководителей среднего звена предприятий железнодорожного транспорта (на примере Куйбышевской железной дороги) A.M. Мигачев //: дисс. канд. социол. наук, Самара, 2005 — 162 с.

24 Нуреев С. Ф. Социальные технологии формирования структуры промышленного предприятия./ С. Ф. Нуреев — автореф. дис.канд. социол. наук-Тюмень, 2003;22 с.

25 Харченко КВ. Социальные технологии преобразования экономических представлений учащейся молодежи / К. В. Харченко — :дисс. канд. социол. наук: 22.00.08 Белгород, 2005 — 235 с.

26 Чукреев П. А. Социальные технологии в процессах анализа и регулирования занятости молодежи в условиях регионального рынка труда /П.А. Чукреева // дисс.. д-ра социол. наук: 22.00.04. Улан-Удэ, 1998 — 354 с.

27 Юрасов И. А. Социальные технологии управления промышленным холдингом: социально-коммуникативный аспект / И. А. Юрасов — Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского Пенза ПГПУ 2005;303 е.- Юрасов И. А, Социальные технологии в сфере трудовых отношений современной России: социологический анализ/ И. А. Юрасов.- дисс. д-р социол. Наук. Саратов. 2007;384 е.- Юрасов И. А. Управление трудовыми отношениями: социально-коммуникативный аспект./ И.А. ЮрасовПенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского200б.-183 с.

28 Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации/ И. Адизес-СПб.Литер, 2008;384с.

29 JIanudyc В.А., Рекгиинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании./ В. А. Лапидус, А. Н. Рекшинский.- М.: Вектор ТиС, приоритет. 2003;87 е.- JIanudyc В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях./ В. А. Лапидус.- М.: Новости. 2 000 432 с.

30 Бушуева Н. С. Модели и методы проактивного управления программами организационного развития/ Н.С. БушуеваК.: Наук, евгг, 2007. — 199 с.

31 Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности./ С. Кови-М.:Альпина Бизнес букс. 2007;375 сКови С. Лидерство, основанное на принципах./ С. Кови-М.: Альпина Бизнес Букс. 2008;302 с.

32 Пригожин А. И. Организация: системы и люди./ А.И. ПригожинМ.: Интерпракс. 1 983 276 е.- Пригожин А. И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. А.И. ПригожинМ.: Наука. 1990;159 е.- Пригожин А. И. Социологические аспекты управления./ А. И. Пригожин.- М.: Знание, 1974;165 е.- Пригожин А. И. Методы развития организаций./ А. И. Пригожин — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с. вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей экономики современной России. Данное обстоятельство стимулирует интерес как к изучению малых фирм, так и к анализу тенденций изменения управления.

Общие вопросы теории и методологии изучения управления в малых предприятиях России рассматриваются в работах Н. Е. Егорова, Л.Ю. Чепуренко34, М.Г. Лапусты35, В.Н. Чапека36, Б.М. Широкова37 и др.

Различные вопросы взаимоотношений государства и малых о о «зо предприятий анализируются в работах А. Г. Блинова, А. Виленского, Г. Р. Смирновой40, В.И. Кушлина41 и др.

33 Егорова Н. Е., Майн Е. Р. Роль и функции российского малого бизнеса в период становления рыночных отношений / Н. Е. Егорова, Е. Р. Майн // М., ЦЭМИ РАН, 1995;56 е.- Егорова Н. Е., Маренный М. А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Финансовый менеджмент, № 1, 2002; Егорова Н. Е., Хачатрян С. Р., Королева Н. В., Маренной М. А. Модели и методы измерений взаимодействия малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий / Н. Е. Егорова, С. Р. Хачатрян, Н. В. Королева, М. А. Маренной // сб. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. / Материалы российского научного симпозиума. Нарофиминск, ч. 1,2000.

34 Чепуренко Л. Ю. Малый бизнес в рыночной средеЛ.Ю. Чепуренко. М.-322 е.- Авилова A.B., Бухвальд Е. М., Обиденнова Т. Е., Чепуренко А. Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: российское общество до и после / A.B. Авилова, Е. М. Бухвальд, Т. Е. Обиденнова, А. Ю. Чепуренко .- М., РНИС и НП, РОССПЭН, 1998. С. 101−183.

35 Jlanycma М.Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л. Предпринимательство/М.Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин //М.: ИНФРА-М, 2001;448 е.- Лапуста М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. М.: ИНФРА-М. 2004;454 е.- Суглобов А. Е. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России / А. Е. Суглобов, В. И. Бобошко // Региональная экономика: теория и практика. 2008 № 19. С.2−11.

36 Чапек В. Н. Малое предпринимательство в России / В. Н. Чапек, Д. В. Максимов, В. В. Богуславский. — Ростов н/Д: Финикс, 2006;283 с.

37 Широков Б. М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства / Б. М. Широков. — М.: Финансы и статистика, 2006;496 с.

38 Блинов А. Г. Малое предпринимательство и большая политика/ А. Г. Блинов // Вопросы экономики, № 7. 1996. С. 39−45- Блинов А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса /А. Блинов, А. Никитов // Всероссийский экономический журнал. № 2, 1995. С. 44−49.

39 Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства/ Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики 1999, № 12. С. 29−36.

40 Смирнова Г. Р. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства /Г.Р. Смирнова// Уфа: РИО БАГСУ, 2007 — 87 с.

41 Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики / В.И. КушлинМ.: ЮНИТИ, 2001;256 сСовременная рыночная экономика. Государственное.

Проблемы управления организационным развитием предприятия изучены в работах И.К. Адизеса42, Ю.Д. Красовского43, П. Друкера44, А.И. Пригожина45, С. В. Хайниша и Н.Ю. Токаревой46 и др.

Определенный вклад в решение означенных проблем внесли и социологи Республики Башкортостан, такие как: P.M. Ахмадинуров47, В.Д.Голиков48, Г. Т. Галиев49, А.Б. Курлов50, Т.З. Назаров51 и др.

Помимо этого в процессе написания работы использовались статьи, опубликованные в научно-публицистических и общественно-политических изданиях, большое число которых в СМИ свидетельствует о значительном общественном резонансе проблемы, подтверждая, тем самым, актуальность выбранной темы диссертационного исследования. регулирование экономических процессов: Энциклопед. Словарь / под ред. В. И. Кушлина, В. П. Чичканова. М.: РАГС, 2004;744 е.- Экономика предпринимательства: Курс лекций / Редкол В. И. Кушлин. — М.: Владос, 2001;237 с.

42 Адизес И Управление жизненным циклом корпорации.

43 Красовский Ю. Д. Организационное поведение./ Ю.Д. КрасовскийМ.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;511 с.

44 Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI в. / П. Ф. Друкер М.: «ИДВильямс», 2002;277с.

45 Пригожий А. И. Методы развития организаций./ А. И. Пригожин — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 е.- Пригожин А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление / А. И. Пригожин.-М: АльпинаБизнес Букс, 2007;402 с.

46 Хайниш C.B., Токарева Н.Ю.- Структура организации. От реальности до виртуальности — один шаг./ М.: Рохос.-192 е.- Хайниш C.B., Токарева Н. Ю. Управление измерениями и механизм активного развития на предприятии/ C.B. Хайниш, Н. Ю. Токарева.- М.: Ленанд. 2006;232 с.

47 Ахмадинуров P.M. Управление внутрифирменным рынком труда на предприятии (социологический анализ особенностей социально-экономической политики на предприятия ОАО «Башстром»)-Москва: ИНФРА-М, 2002;184 с.

48 Голиков В. Д. Социальный феномен рынка / В. Д. Голиков, Е. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. — Уфа: УГАТУ, 2006. — 296 с. Голиков В. Д. Социальные инновации / В. Д. Голиков — Уфа: Вост. ун-т, 1998.-145 с.

49 Иванов В. К, Патрушев В. И, Галиев Г. Т. Указ. соч.

50 Курлов А. Б. Методология социального моделирования./ А.Б. КурловУфа: Автор-Проект. 2000.-284 е.- Курлов А. Б. Методология социального моделирования./ А.Б. КурловУфа: Автор-Проект. 2000.-284 е.- Курлов А. Б. Философия предпринимательства./ А. Б. Курлов.-Уфа: Китап. 2007;224 с.

51 Назаров Т. З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства / Т.З. НазаровТрадиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: Межд. науч.-прак. конф. -Магнитогорск, Челябинск. 2009. С. 41−44.

Объектом диссертационного исследования является организационное развитие малого предприятия.

Предметом исследования выступают проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия.

Цель диссертационной работы: исследовать значение проактивных социальных технологий в управлении организационным развитием малого предприятия.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

• Разработать классификацию социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия в рамках социологии управления.

• Определить основные факторы, обуславливающих целесообразность внедрения проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия.

• Выявить значение проактивных социальных технологий в процессе управления внутриорганизационной средой малого предприятия.

• Доказать, что использование проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия позволяет достичь социальной эффективности его функционирования.

Теоретико-методологической основой диссертации являются принципы структурного функционализма и институциональной социологии, а также деятельностный и аксиологический подходы. В процессе исследования использовался социально-технологический подход, разрабатываемый в отечественной социологии управления В. И. Патрушевым, В. Н. Ивановым, Г. Т. Галеевым, а также методология организационного развития А. И. Пригожина.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

Данные социометрических исследований, проводившихся в форме опросов сотрудников ООО «Альянс» за период 2005;2009 гг.

2.Материалы, полученные в ходе мониторинга показателей социальной эффективности малых предприятий г. Уфы в 2007;2009 годах.

3.Результаты экспертного интервью руководителей малых предприятий г. Уфы с использованием полустандартизованного опросника, проведенного в 2009 г. Полученная информация была подвергнута компьютерной обработке с использованием пакета SPSS (выборка составила N=435 человек, из них 345 — руководители малых предприятий, 100 — контрольная группа, состоящая из руководителей средних (43) и крупных (47) предприятий).

4.Материалы проведенного методом интервью опроса сотрудников кадровых служб, направленные на изучение используемых ими социальных технологий мотивации персонала и формирования лояльности сотрудников компаний (апрель 2008 г., 152 человека, г. Уфа), в том числе, методом глубинного интервью опрошено 28 руководителей малых предприятий, относящихся к сегменту малого и среднего бизнеса.

5.Вторичная социологическая информация, полученная в ходе опроса руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, проведенного редакцией журнала «Генеральный Директор» в октябре — ноябре 2008 года.

Наиболее существенные результаты, полученные автором в ходе диссертационного исследования:

1 .Классификация социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия.

2.Определены факторы, обуславливающие необходимость внедрения проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия.

3.Доказано, что проактивность является важнейшим элементом управленческой культуры.

4.Проактивные социальные технологии как инструмент повышения соци-альной эффективности управления организационным развитием малых предприятий современной России.

Научная новизна результатов диссертационного исследования представлена в следующих положениях, выносимых на защиту:

• Разработана классификация социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия, которая в рамках социологии управления позволяет дифференцировать предприятия по ряду ключевых параметров (специфика организационной структуры, система построения функций, методы управления, управленческие ценности, социальная и мотивационная составляющая управленческого процесса, уровень целеполагания, пределы применения).

• Установлено, что «проактивность» представляет собой управленческую ценность, специфическим образом преломляющую социальные технологии и характеризующую культуру управления организационным развитием предприятия.

• Обоснован вывод о том, что проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия позволяют в значительной степени уменьшить влияние неблагоприятных социально-экономических и социокультурных факторов внутренней и внешней среды.

• Выявлено, что значение проактивных социальных технологий в процессе управления внутриорганизационной средой малого предприятия заключается в том, что их применение приводит к повышению управляемости предприятия, производительности, эффективности кадровой политики, согласованности, пониманию сотрудниками его целей и миссии, что свидетельствует о возможности использования проактивных социальных технологий в управлении организационным развитием.

• Доказано, что проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия в условиях современной.

России генерируют основы новой корпоративной культуры, порождающей процесс направленных преобразований, формируют тип мышления, ориентированный на постоянные инновационные изменения внешней и внутренней среды предприятия.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и концептуальные положения диссертационного исследования способствуют приращению социологического знания в области социальных технологий, в разработке системы критериев проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия с учетом социокультурной специфики российского общества.

Практическая значимость состоит в возможности применения выводов и рекомендаций диссертационного исследования для повышения эффективности управления организационным развитием малого предприятия на основе использования проактивной социальной технологии.

Теоретические разработки и эмпирические материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания ряда отраслевых социологических дисциплин (социология управления, социология менеджмента, социология организаций, экономическая социология).

Апробация работы проводилась в форме выступлений на ряде научных и научно-практических конференций всероссийского и регионального уровня, в частности: Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративное управление» (г. Пенза, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности. Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ результатов хозяйственной деятельности» (г. Пенза, 2006 г.) — «Проблемы подбора и мотивации персонала» (г. Уфа, 2008 г.), а также опубликованы в научном журнале «Вестник Башкирского университета» за 2008 г. № 3, входящем в перечень рецензированных ВАК журналов. Всего автором опубликованы 3 научные работы общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы (167 источников). Общий объем диссертации 163 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ проблемы проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия позволяет сделать следующие выводы.

Увеличение роли социальных технологий в управленческой практике вызвано усложнением социальности общества, ростом взаимозависимостей между социетальными практиками и институтами, а также повышением значения научного знания в современном обществе.

Нами разработана классификация социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия, которая в рамках социологии управления позволяет дифференцировать предприятия по ряду ключевых параметров (специфика организационной структуры, система построения функций, методы управления, управленческие ценности, социальная и мотивационная составляющая управленческого процесса, уровня целеполагания, пределы применения и др.).

Мы показали, что использование таких категорий как «телеономические социальные технологии», «реактивные социальные технологии» и «проактивные социальные технологии» в рамках социологии управления позволяет дифференцировать предприятия по ряду ключевых параметров (специфика организационной структуры, система построения функций, методы управления, управленческие ценности, социальная и мотивационная составляющая управленческого процесса, уровня целеполагания, пределы применения и др.).

В диссертации установлено, что «проактивность» представляет собой управленческую ценность, возникновение и встраивание которой в управленческий процесс зависит от субъекта управления. Данная управленческая ценность является важной характеристикой культуры управления организационным развитием предприятия.

Проактивность совмещает в себе несколько слагаемых: активность и ответственность, мобильность, устремленность вперед, стимулирует постоянное изучение меняющихся пределов возможного и в этих рамках достигает своих целей, в том числе целей роста и развития. Именно на основе проактивности как управленческой ценности осуществляется подбор комплекса социальных технологий выступающих инструментарием в управлении организационным развитием малого предприятия. Проактивность как управленческая ценность фиксирует тенденцию предоставления все большей автономии сотрудникам, что позволяет руководителю сконцентрироваться на стратегических целях.

Содержание категории «проактивные социальные технологии» применительно к управлению организационным развитием малого предприятия включает в себя несколько слагаемых: активность, ответственность, мобильность, устремленность вперед, изучение меняющихся пределов возможного, достижение целей роста и развития предприятия.

Обоснован вывод о том, что проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия позволяют в значительной степени уменьшить влияние неблагоприятных социально-экономических и социокультурных факторов внутренней и внешней среды.

Приведенный нами социологический анализ свидетельствует о том, что малый бизнес имеет свою природу, отличную от бизнес-организаций среднего и крупного уровня, поэтому вопросы его регулирования со стороны государства имеют свою специфику. Несмотря на то, что в современном обществе именно малые предприятия аккумулируют значительные объемы капитала, внешняя экономическая среда функционирования первичного звена российской экономики в целом неблагоприятна для его развития.

Мы считаем, что поддержка государством малого бизнеса носит недостаточный, а зачастую лишь декларативный характер. Нынешние требования первых государственных лиц «оказать поддержку малому бизнесу» в форме создания преференций в налогообложении весьма часто представляют собой обыкновенное лоббирование интересов среднего и крупного бизнеса, который моментально примет формы малого бизнеса, если такие преференции будут введены. Нами были выделены действия, направленные на оптимизацию данного процесса, заключающиеся в необходимости использования мер государственной поддержки и адаптации опыта развития малого предпринимательства, накопленного зарубежными странами.

Проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия — это комплекс социальных технологий, специфическим образом преломляющий управленческий процесс, ведущий к изменениям целевой, мотивационно-интеллектуальной, нравственной составляющей организационного развития и генерирующий основы новой корпоративной культуры.

Сущность проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия заключается в их зависимости от объекта управления, управляющего субъекта, его управленческих ценностей, опыта управленческого воздействия и совокупности прочих социальных технологий управления, уже используемых в рамках конкретного предприятия на момент внедрения новых проактивных социальных технологий. Проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия направлены на обеспечение качественных изменений управления организационным развитием предприятия, а не количественного роста его численности, материально-технических активов и продуктов.

В содержание проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия входят социальные технологии, формирующие внутреннюю и внешнюю среду, такие как: командности, определения продуктных функций, достижительной мотивации, развития корпоративной культуры (миссия, идеология, Видение («vision») — образ будущего, социальный кодекс), позволяющих организации достигать авангардных целей, инновационности, социальной эффективности.

Мы показали, что значение проактивных социальных технологий в процессе управления внутриорганизационной средой малого предприятия заключается в том, что их применение приводит к повышению управляемости предприятия, производительности, эффективности кадровой политики, повышению согласованности и взаимопонимания сотрудников с учетом специфики сферы деятельности предприятия, его миссии, что свидетельствует о возможности использования опыта проактивных социальных технологий в управлении организационным развитием различных субъектов экономической активности.

Проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия выступают в качестве важнейшего инструментария управления проблемами развития организации и разрешения их с позиций производственной необходимости, ориентируясь на общесоциологические императивы социальной справедливости в процессе трудовых отношений.

Мы выявили, что проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия оказывают значительное воздействие на изменение мотивационно-интеллектуального базиса сотрудников и руководителя, формируя баланс общности интересов руководства и персонала, экономят управленческое время, и позволяют руководителю перейти от функционального управления к стратегическому, что делает возможным осуществление качественных и количественных изменений с большей скоростью, нежели в случае применения в качестве основы организационного развития телеономических и реактивных социальных технологий.

Нами было доказано, что грамотное, своевременное использование проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия отвечает реалиям функционирования малого предпринимательства в России, приводит к увеличению производительности, предприятия, повышению управляемости, эффективности кадровой политики, улучшению социально-психологического климата, открытости, повышению согласованности и взаимопонимания в целях и действиях сотрудников с учетом специфики сферы деятельности предприятия и его миссии. Все вышеозначенное позитивно влияет на повышение социальной направленности и инвестиционного потенциала малого предприятия и свидетельствует о потенциальной востребованности проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия.

Проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия в условиях современной России генерируют основы новой корпоративной культуры, порождающей процесс направленных преобразований, формируют тип мышления, ориентированный на постоянные инновационные изменения внешней и внутренней среды предприятия.

Мы постарались показать, что проактивные социальные технологии управления организационным развитием малого предприятия представляют собой простой и эффективный алгоритм создания среды, обеспечение устойчивости развития, потенциально доступный практически любому предприятию.

Использование проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия позволяет сделать качественные и количественные изменения с большей скоростью, нежели реактивные и телеономические социальные технологии управления, так как оказывают значительное воздействие на изменение мотивационноинтеллектуального базиса сотрудников, руководителя и собственников, формируя баланс общности интересов руководства и персонала.

Социальные аспекты эффективности применения проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия заключаются в том, что на малом предприятии сложилась система признания достижения, уважения к знаниям, профессиональной компетентности, общность интересов руководителя и персонала предприятия, доверия между ними, поощряется право на обучение, рост, как внутриличностный, так и карьерный.

Исходя из этого, мы считаем, что в условиях современного этапа развития российского общества для полноценного развития малых предприятий и рыночной экономики вообще необходимо тесное и постоянное сотрудничество представителей бизнеса с научным сообществом, значение которого при выборе проактивных социальных технологий управления для того или иного малого предприятия трудно переоценить. Для этого между руководством предприятий и научным сообществом должна установиться двусторонняя, взаимообусловленная коммуникация, заключающаяся в том, что научные эксперты консультируют руководителей малых предприятий при поиске оптимальных решений, а руководители, со своей стороны, привлекают ученых в зависимости от потребностей практики, предоставляя им эмпирический материал.

Рассмотрение проблемы проактивных социальных технологий управления организационным развитием малого предприятия не позволило более детально обсудить и другие актуальные аспекты проблемы. Так, недостаточно исследованными остались следующие научные проблемы: теоретико-методологические аспекты применения проактивных социальных технологий в управлении на предприятиях более крупного масштабамеханизмы адаптации и заимствования проактивных социальных технологий в управлении на предприятиях различного уровня и статуса, особенности функционирования малых предприятий на региональном (Республика Башкортостан) и мировом уровне. Эти и другие проблемы составят поле для дальнейшей исследовательской работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Бухвалъд Е. М., Обиденнова Т. Б., Чепуренко А. Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: российское общество до и после/ A.B. Авилова, Е. М. Бухвальд и др. // М., РНИС и НП, РОССПЭН, 1998. С. 101−183.
  2. И. Управление жизненным циклом корпорации./ И. Адизес.-СПб.: Питер, 2008.-384 с.
  3. Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева.-М.: Изд-во МГУ. 1998−432 с
  4. В. Н. Краснов C.B. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей/ В. Н. Аргунов, C.B. Краснов.// Вестник Московского университета, 1996. № 4. С. 16−27.
  5. A.A. Роль инновационной деятельности в развитии малого предпринимательства / A.A. Аскарова // Российское общество и государство: политика,
  6. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат. 1983.
  7. Р. М. Управление внутрифирменным рынком труда на предприятии (социологический анализ особенностей социально-экономической политики на предприятия ОАО «Башстром»)-Москва: ИНФРА-М, 2002−184 с.
  8. Е.М. Социология управления / Е. М. Бабосов Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 288 с.
  9. A.M., Бочарова С. П. «Психология управления»/ A.M. Бандурка, С.П. Бочарова// Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.-464 с.
  10. A.M., Бочарова С. П. «Психология управления»/ A.M. Бандурка, С.П. Бочарова// Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.-464 с.
  11. С.Ю. Власть и бизнес: новые правила игры /С.Ю. Безрукова// Полис, 2006. № 6. — С. 135−144.
  12. Бауман 3. Текучая современность./ 3. Бауман СПб.: Питер, 2008−240 с.
  13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну./ У. Бек. Москва: Прогресс-Традиция, 2000.-383 с.
  14. Е.П., Тихомандрицкая O.A. / Е.П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая // Социальная психологияличности. М.: Аспект Пресс, 2002.-335 с.
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 с.
  16. М.Н. Социальные технологии управления стабилизацией трудового коллектива в культурно-развлекательных организациях/ М.Н. Белов//:дисс.. канд. социол. наук Пенза, 2007 177 с.
  17. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса/А. Блинов, А. Никитов // Всероссийский экономический журнал. № 2, 1995. С. 44−49.
  18. А.Г. Малое предпринимательство и большая политика/ А. Г. Блинов // Вопросы экономики, № 7. 1996. С. 39−45.
  19. М.Е. Средний и малый бизнес и государственная власть в РФ: институциональное взаимодействие / М. Е. Борисов Россия и современный мир, 2007. № 3. С 142−152.
  20. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики № 12. 1999. С. 29−36.
  21. Н.С. Модели и методы проактивного управления программами организационного развития/ Н.С. Бушуева— К.: Наук, cbit, 2007. — 199 с.
  22. Д. Малый бизнес и его место в классификации бизнеса / Д. Варламов// Консультант директора 2006, № 9. С. 2−7.
  23. В.А., Мельник И. Е. Стратегия и инновации в системе менеджмента. / В. А. Василенко, И.Е. Мельник- Моск. гос. индустр. ун-т, Таврич. нац. ун-т. М., 2001. — 418 с.
  24. А.Л. Предпринимательство в современной России социально-политические аспекты /А.Л. Васильков //. автореф. дис.канд. полит. наук.-М., 1997.-24 с.
  25. Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа /Е. Галицкий, М. Левин // Вопросы экономики, 2007. № 1. С. 18−22.
  26. Д.М. Основные понятия теории организации и управления / Д. М. Гвишиани -Организационная психология/ СПб.: Питер, 2001.
  27. В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности/ В. И. Герчиков // Новосибирск, 1984.
  28. Э. Социология. / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999−704 с.
  29. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь./ Э. Гидденс. М.: Издательство «Весь мир», 2004.-120 с.
  30. Э. Устроение общества: очерк теории структурации./ Э. Гидденс. М.: Академический проект, 2005−528 с.
  31. В.Д. Социальные инновации / В. Д. Голиков Уфа: Вост. ун-т, 1998.-145 с.
  32. В.Д. Социальный феномен рынка / В. Д. Голиков, Е. В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова- Уфа: УГАТУ, 2006−296 с.
  33. В.А. Развитие предприятия /В.А. Гончарук// М.: Дело, 2000 — 208 с.
  34. С.И., Иванов В. Н. Социальные технологии / С. И. Григорьев, В. Н. Иванов / «Социология и социальная антропология». -Барнаул: Алтайский регион, науч. центр СО РАН. 1999−81 с.
  35. Д. Новое индустриальное общество. / Д. Гэлбрейт. М.: ООО «Издательство АСТ»:000 «Транзиткнига"-СПб.:Тегга Рагйаэйса, 2004.602 с.
  36. Л. А. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России / Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская // Финансы и кредит. 2005 № 9. С. 31−40.
  37. Л.В., Будовская Л. А. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение/ Л. В. Давыдова, Л. А. Будовская // Финансы и кредит, 2007. № 13. С. 46−54.
  38. ИТ., Салтыков Б. Г. Становление российской государственной инновационной системы и развитие малого бизнеса /И.Г. Дежина, Б. Г. Салтыков // Проблемы прогнозирования. 2005 № 2. С. 118−128.
  39. Э. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами/ Э. Деминг-М.: Альпина Бизнес Букс. 2007−370 с.
  40. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI в. / П. Ф. Друкер М.: «ИДВильямс», 2002−277 с.
  41. П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества / П.Ф. Друкер// М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.-367 с.
  42. П.Ф., Экклз Р. Дж, Несс Д.А. Измерение результативности компании / П. Ф. Друкер, Р.Дж. Экклз, Д. А. Несс // М.: Альпина Бизнес Букс, 2006−220 с.
  43. Дряхлое Н, И., Давыденко В. А., Юрченко И. Н. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты //Н.И. Дряхлов, В. А. Давыденко, И. Н. Юрченко // Социс. 1997 № 11. С. 90−100.
  44. И.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами/ И. Я. Дятченко // диссертация. доктора социологических наук: 22.00.08 Москва, 1993 274 с.
  45. Н.Е., Майн Е. Р. Роль и функции российского малого бизнеса в период становления рыночных отношений / Н. Е. Егорова, Е. Р. Майн // М., ЦЭМИ РАН, 1995−56 с.
  46. Н.Е., Маренный М. А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация./ Н. Е. Егорова, М. А. Маренный //М.: Компания Спутник+, 2004.-128 с.
  47. Н.Е., Маренный М. А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Финансовый менеджмент, № 1, 2002
  48. М.М. Механизм реализации политики государства по поддержке малого и среднего бизнеса в России / М. М. Ерошин // Консультант директора, 2004 № 12. С. 16−27.
  49. М.М. Основные направления оптимизации политики государства по поддержке малого и среднего бизнеса в России/ М. М. Ерошин // Консультант директора. 2004 № 14. С. 13−22.
  50. М.М. Поддержка государством и органами местного самоуправления малого и среднего бизнеса в России / М. М. Ерошин // Проблемы местного самоуправления. 2004 № 1. С. 13−24.
  51. М.М. Сущность и структура государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса / М. М. Ерошин //Консультант директора. 2004 № 11. С. 22−31.
  52. И.В. Льготы для субъектов малого предпринимательства /И.В. Ершова // Закон. 2004 № 11. С. 48−55.
  53. И.В. Льготы для субъектов малого предпринимательства: что нового? /И.В. Ершова // Закон, 2005 № 4. С. 94−96.
  54. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах / B.C. Ефремов // М.: Финпресс, 2001.-238 с.
  55. А.Д. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса / А. Д. Жуков // Проблемы теории и практики управления. 2007 № 4, С. 8−15.
  56. Закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации // «Российская газета» № 117. 20.06.1995 г.
  57. О.В. Социальные технологии подготовки персонала международных организаций системы ООН /О.В. Зверева // диссертация кандидата социологических наук: 22.00.08 Москва, 2006 174 с.
  58. JI.T. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса / JI.T. Ибадова // Финансы и кредит. 2005 № 16. С. 46−57.
  59. В.Н. Социальные технологии в современном мире /В.Н. Иванов //М.: Славянский диалог, 1996−335 с.
  60. В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал-1995-№ 4 С. 40−47.
  61. В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии /В.Н. Иванов, В. И. Патрушев //. М.: Муниципальный мир, 2004 488 с.
  62. В.Н., Патрушев В.И, Галиев Г. Т. Инновационные социальные технологии устойчивого развития. Уфа: ООО «Дизайн ПолиграфСервис», 2003−352 с.
  63. JJ.H. Занятость в сфере малого предпринимательства/ JI.H. Иванова // Общество и экономика. 1999 № 7−8. С. 138−145.
  64. Г. И. О понятии социальной технологии/ Г. И. Иконникова // Философские науки. 1984. № 5. С. 15−37.
  65. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. / Э. Кассирер. -М.: Гардарика 1998. С. 440−710.
  66. Классики менеджмента / ред. М. Уорнер.-СПб.: Питер. 2001.-1168 с.
  67. А.Ю. Социальные технологии как фактор рационального и эффективного управления обществом /А.Ю. Ковалев//: диссертация. канд. филос. наук: Новосибирск, 2001 189 с.
  68. С. 7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности/ С. Кови- М.:Альпина Бизнес букс. 2007−375 с.
  69. С. Лидерство, основанное на принципах./ С. Кови-М.: Альпина Бизнес Букс. 2008−302 с.
  70. Д., Лазъе У. Больше чем бизнес: Как преодолеть ограничения и построить великую компанию./ Д. Коллинз, У. Лазье.- М.: Альпина Бизнес Букс. 2006−235 с.
  71. Т.Г. Социальные технологии управления качеством профессионального образования в регионе /Т.Г. Комарова// дисс. канд. социол. наук: 22.00.08 Белгород, 2005 183 с.
  72. С. А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству // С. А. Коноплев // Законодательство и экономика. 2006. № 11. С. 27−31.
  73. Ю.В. Политика и бизнес в современной России: особенности взаимодействия / Ю. В. Корбалин // автореф. дис.канд. полит, наук. М., 1999.-24 с.
  74. В.Б. Социальные технологии в современном государственном управлении: Вопросы теории, методологии, практики/ В. Б. Коробов // диссертация. д-ра социол. наук: 22.00.08 Москва, 2002 386 с.
  75. А.И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса /А.И. Косолапов // Финансы, № 12, 2006. С. 35−39.
  76. . 2008−2009 годы: бизнес вчера, сегодня, завтра / Б. Костин // Генеральный директор. № 1 (37) 01.2009. С. 34−40.
  77. Ф. Маркетинг XXI в. СПб.: Издательский дом «Нева», 2005−432с.
  78. P.M. Управление хозяйственным риском./ P.M. Кочавов.- М.: Наука, 2002.-192 с.
  79. Р. Л., Дубоеская Е. М. Социальная психология малой группы /Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская .-М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
  80. Р.Л. Если Вы руководитель.Элементы психологии менеджмента в повседневной работе./P.JI. Кричевский- М.: Дело, 1 996 384 с.
  81. Х.З. Социальные технологии в формировании и развитии потенциала управленческого персонала: на примере промышленных предприятий / Х.З. Ксенофонтова- дисс. канд. социол. наук. Пенза, 2005 204 с.
  82. П.Б. Социальные технологии управления человеческими ресурсами организации в условиях инновационного развития/ П. Б. Кузьмич //: диссертация. кандидата социологических наук: 22.00.08 Саратов, 2006 232 с
  83. В.И., Уголъницкий Г. А. Матемтические методы социальных технологий./ В. И. Курбатов, Г. А. Угольницкий.- М.: Вузовская книга. 1998.-255 с.
  84. А.Б. Методология социального моделирования./ А.Б. Курлов-Уфа: Автор-Проект. 2000.-284 с.
  85. А.Б. Философия предпринимательства./ А. Б. Курлов.-Уфа: Китап. 2007−224 с.
  86. Ю.В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы / Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов. М.: РУСАКИ, 2004.-512 с.
  87. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В. И. Кушлин // М.: ЮНИТИ, 2001−256 с
  88. JJanudyc В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях./ В. А. Лапидус.- М.: Новости. 2000−432 с.
  89. В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании./ В. А. Лапидус, А. Н. Рекшинский.- М.: Вектор ТиС, приоритет. 2003−87 е.
  90. З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития / З. М. Ларичев, Л. В. Стрелкова // Менеджмент в России и за рубежом. 2006 № 5. С. 38−43.
  91. П., Витер Н., Петрова И. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ / Н. Лебедева, Н. Витер, И. Петрова // Консультант директора № 16, 2006. С. 24−32.
  92. Т.П. Стратегическое планирование на предприятии / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. М.: ПРИОР, 2001. -267с.
  93. С.И. Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений: Учеб. / В. М. Попов, С. И. Ляпунов, В. В. Филиппов, Г. В.
  94. Медведев- Рос. экон. акад.- под общ. ред. С. И. Ляпунова. М.: КноРус, 2001.-382 с.
  95. И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе /И.А. Ляшевич // Журнал Российского права. 2006 № 5. С. 61−70.
  96. Д. Социальная психология /Д. Майерс СПб.: Питер, 1997.-688с.
  97. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева.- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.-480 с.
  98. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры./ Б. В. Марков. СПб «Алетейя» 1999. — 304 с.
  99. М. Технологизация и эффективность социального управления/ М. Марков.- М.: Мысль, 1982.-220 с.
  100. Маркс К Капитал // К. Маркс / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 23. С. 383.
  101. В.И. История управленческой мысли/ В. И. Маршев.- М.: ИНФРА М., 2005.-731 с.
  102. A.M. Социальные технологии в деятельности руководителей среднего звена предприятий железнодорожного транспорта (на примере Куйбышевской железной дороги) A.M. Мигачев // дисс.. кандидата социол. наук: 22.00.08 Самара, 2005 162 с.
  103. Г., Алъстрэнд Б., ЛэмпелДж. Школы стратегий /Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел // СПб.: Издательство «Питер», 2000.-356 с.
  104. В. О. Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации / В. О. Михайлов -: диссертация. канд. социол. наук: 22.00.08 Москва, 2006 196 с.
  105. Н.В. Теория и история социального управления: Опыт России и зарубежных стран/Н.В. Мысин- СПб., 2000.-192 с.
  106. ХЪП.Нуреев С. Ф. Социальные технологии формирования структуры промышленного предприятия./ С. Ф. Нуреев.- Автореф. дис.канд. социол. наук-Тюмень: ТГНТУ, 2003−22 с.
  107. А.Э. Стратегия управления персоналом как фактор повышения эффективности и деятельности предприятия / А. Э. Нуриджанов Вестник Башкирского университета. 2008 № 3. С. 701 704.
  108. Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение/ Д. В. Ньюстром, К. Дэвис // СПб.: Издательство «Питер», 2000. 448 с.
  109. О^Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем/ О’Коннор Д., Макдермотт И. М.:Альпина Бизнес Букс.2006−256с.
  110. КМ. Социальные технологии и современное общество/ К. М. Оганян // :Сб. науч. тр. / М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. СПб.: СПбГИЭУ, 2003 198 с.
  111. П. Малое и среднее предпринимательство в России / П. Ореховский // Вопр. статистики. 2007. № 7. С. 29−38.
  112. Е.Г. Стратегическое управление / Е.Г. Пипко- Моск. гос. ун-т сервиса, Поволж. технол. ин-т сервиса. Тольятти, 2000. — 128 с.
  113. С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы / С. Е. Поддубный //: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.-18 с.
  114. A.B. Социальные технологии управления экономическими процессами в регионе / A.B. Попов // дисс.. канд. социол. наук: Ростов-на-Дону, 1998 194 с.
  115. А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоления / А. И. Пригожин. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007−402 с.
  116. А.И. Методы развития организаций./ А. И. Пригожин М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
  117. А.И. Организация: системы и люди./ А.И. Пригожин- М.: Интерпракс. 1983−276 с.
  118. А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. А. И. Пригожин -М.: Наука. 1990−159 с.
  119. Пригоэюин А. Н Социологические аспекты управления./ А. И. Пригожин.-М.: Знание, 1974−165 с.
  120. А.И. Управляемость // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.-788 с.
  121. В. Российский бизнес: на пути к легализации? / В. Радаев // Экономическая социология 2002. Т. 3. № 1. С. 43−64.
  122. С. А. Малый бизнес в большом государстве./ С.А. Разуваев-http://gmk.ru/lmenu/article/mark/2007/09/10/249/
  123. Н.Е. Психология менеджмента/Н.Е. Ревская- СПб.: Альфа, 2001.-240 с.
  124. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, среднего и малого бизнеса. Утверждена постановлением правительством РБ от 18 февраля 2009 № 67. Уфа: Информреклама 2009.-42 с.
  125. М.В. Управляемость: теоретико-социологический анализ понятий/М.В. Рубцова.- СоцИс, 2007. № 12. С. 12−22.
  126. А.Л. Психология управления организациями/ А. Л. Свенцицкая // СПб.: СпбГУ, 1999. — 224 с.
  127. В.А. Критерии и статус малого инновационного предпринимательства в России / В. А. Сикацкий, Н. Ю. Журавлева // Управленческое консультирование. 2008 № 3. С. 81−87-
  128. И.Л. Социальные технологии как средства управления персоналом предприятий / И. Л. Симоненко // диссертация. кандидата социологических наук: Москва, 1996 202 с.
  129. И.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / И. А. Смагина// Право и экономика. 2007 № 11. С. 74−79.
  130. С.И. История предпринимательства в России/С.И. Сметанин// М.: Палеотип, 2004. 196 с.
  131. Г. Р. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства /Г.Р. Смирнова Уфа: РИО БАГСУ, 2007 — 87 с.
  132. Сон JI. Малый бизнес — стратегический фактор социально-экономического роста / JI. Сон // Гос. Служба. № 6. С. 85−89.
  133. В.А. Организационное поведение и управление персоналом/ В. А. Спивак //СПб.: Издательство «Питер», 2000. 416 с.
  134. Н. Общественные науки и социальная технология./ Н. Стефанов- М.: Прогресс, 1976.-252 с.
  135. А.Е. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России /А.Е. Суглобов, В. И. Бобошко // Региональная экономика: теория и практика. 2008 № 19. С. 2−11.
  136. A.B. Социология управления: теоретические основы/А.В. Тихонов// СПб., 2000. — 472 с.
  137. Э. Третья волна./ Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», -2004.-781 с.
  138. Э., Тоффлер X. Революционное богатство./ Э. Тоффлер, X. Тоффлер. М.: ACT, МОСКВА: профиздат, 2008−569 с
  139. Дж. Траут о стратегии. Рынок ошибок не прощает./ Дж. Траут-СПб.: 2007−176 с.
  140. М.В. Социология знания. / М.В. Удальцова-М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.-144 с.
  141. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. -490 с.
  142. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы./ М. Фуко. M.: Ad Marginem, 1999.- 478 с.
  143. C.B., Токарева Н.Ю- Структура организации. От реальности до виртуальности один шаг./ М.: Рохос.2003−192 с.
  144. C.B., Токарева Н. Ю. Управление измерениями и механизм активного развития на предприятии/ C.B. Хайниш, Н. Ю. Токарева.- М.: Ленанд. 2006−232 с.
  145. М. Бизнес в XXI веке: повестка дня/ М. Хамеер- М.: ООО «Издательство Добрая книга», 2005. — 336 с.
  146. КВ. Социальные технологии преобразования экономических представлений учащейся молодежи/ К. В .Харченко //дисс. канд. социол. наук: Белгород, 2005 235 с.
  147. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты/ Р. Х. Холл // СПб.: Питер, 2001.-348 с.
  148. Д. Лидерство на все времена: результаты сегодня наследие на века / Д. Хэнна- М.: Альпина Бизнес Букс.2007−297 с.
  149. В.Н. Малое предпринимательство в России / В. Н. Чапек, Д. В. Максимов, В. В. Богуславский. Ростов н/Д: Финикс, 2006−283 с.
  150. Л.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /Л.Ю. Чепуренко// М.-322 е.-
  151. П.А. Социальные технологии в процессах анализа и регулирования занятости молодежи в условиях регионального рынка труда /П.А. Чукреева // диссертация. доктора социологических наук: 22.00.04. Улан-Удэ, 1998 354 с.
  152. C.B. Управление персоналом современной организации./ C.B. Шекшня// М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  153. М.Ю. Глокализация как предмет научного анализа. Полис 2008 № 2. С, 46−58.
  154. A.A. Оптимальное управление в иерархических социально-экономических системах (теоретические основы социальных технологий) / A.A. Шиян // Винница: ВИРЕУ, 2002.-214 с.
  155. A.A. Руководство по социальным технологиям / A.A. Шиян //. М. 1995.-320 с.
  156. Юрасов И. А, Социальные технологии в сфере трудовых отношений современной России: социологический анализ/ И. А. Юрасов.- дисс. д-р социол. Наук. Саратов. 2007−384 с.
  157. Юрасов И А. Социальные технологии управления промышленным холдингом: социально-коммуникативный аспект / И. А. Юрасов — Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского Пенза: 111 НУ, 2005−303 с.
  158. И.А. Управление трудовыми отношениями: социально-коммуникативный аспект. / И.А. Юрасов- Пенза: 111 НУ им. В.Г. Белинского2006.-183 с.
  159. М.В. Управленческое консультирование. Социологические методы и технологии / М.В. Юрасова-М.: Наука, 2001. — 135 с.
Заполнить форму текущей работой