Методы практической социальной работы
Метод в широком смысле означает сознательный способ достижения какого-либо результата, решения некоторых задач и предполагает конкретную последовательность действий на основе четко осознаваемого, контролируемого плана в самых разных видах познавательной и практической деятельности. Степень осознанности и контролируемости плана может быть различной. Однако осуществление деятельности на основе того… Читать ещё >
Методы практической социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Метод в широком смысле означает сознательный способ достижения какого-либо результата, решения некоторых задач и предполагает конкретную последовательность действий на основе четко осознаваемого, контролируемого плана в самых разных видах познавательной и практической деятельности. Степень осознанности и контролируемости плана может быть различной. Однако осуществление деятельности на основе того или иного метода предполагает осмысленное соотнесение способов действия субъектов этой деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и пр. Разработка и применение того или иного метода связаны с рационализацией деятельности, с рефлексией над ее предпосылками. Тем самым метод противостоит всякого рода неконтролируемым автоматизмам, инстинктивным реакциям. Вместе с тем, применение уже достаточно отработанных методов, как правило, оказывается связанным со стремлением к их автоматизации, алгоритмизации, формализации.
Методы могут сильно варьироваться в зависимости от типов деятельности и сфер, в которых они применяются.
Следует выделять частные методы исследования и деятельности в конкретных областях науки и практики, включая и социальную работу (иногда их называют методиками). Поиски универсального метода, приложимого к любым формам действительности, не увенчались успехом.
Основу теории социальной работы составляет изучение ее методов. Современная теория социальной работы не имеет единой общепризнанной классификации методов. Методы, предложенные М. Ричмонд, были взяты за основу дальнейшего развития и трансформировались в последующем в индивидуальный, групповой и общинный методы социальной работы, признанные впоследствии классическими.
Под методами социальной работы понимаются специфические способы вмешательства (посредничества), осуществляемые на различных уровнях — индивидуальном, групповом, общинном (рис. 2).
Индивидуальная социальная работа — вид деятельности, используемый социальными работниками для помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. В литературе данный метод зачастую идентифицируется с клинической социальной работой (case work — работа по отдельному случаю с клиентом и членами его семьи).
Рис. 2. Классические методы социальной работы.
На работу с клиентом влияют знания, умения, ценности специалиста, его эмоциональное состояние, профессиональный и жизненный опыт, половая принадлежность, культурная идентификация, а также занимаемая в социальной службе должность. На взаимодействие клиента с социальным работником оказывают влияние такие факторы, как знание им своей ситуации, жизненный опыт клиента, его самовосприятие, пол, культурная идентификация, ожидания, а также семейное положение и принадлежность к микросоциальной среде. На всю систему активного взаимодействия клиента и специалиста в процессе индивидуальной социальной работы мощное воздействие оказывает окружающая социальная и физическая среда.
Групповая социальная работа — способ деятельности, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала, формирования социального поведения (табл. 7). Небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей (обмена информацией, развития практических умений, изменения ценностных ориентаций, перестройки асоциального поведения и т. п.). В качестве основного метода (хотя и не единственного) используется контролируемая терапевтическая дискуссия.
Таблица 7
Ролевые функции социального работника в групповой работе
Формирование групп на основе организованного движения (рабочее, женское, молодежное и др.). | Групповая психотерапия. | Группы самопомощи. | Командное взаимодействие (team work). |
Лидер | Помощник. | Помощник и организатор | Партнер |
Социальную работу с группой можно осуществлять в рамках разных моделей (табл. 8).
Основные виды групп, используемых в социальной работе, — группы восстановления, посреднические группы, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы.
Таблица 8
Методы социальной работы с группой
Модель социальных целей. | Клиническая модель. | Модель взаимодействия (взаимопомощи). | |
Тип сервиса. | Социализация и потребление. | Интеграция и адаптация. | Адаптация, социализация, интеграция, потребление. |
Роль социального работника. | Помощник. | Агент взаимодействия. | Посредник. |
Образ члена группы. | Участник, гражданин, возмущенный, руководитель. | Девиант, представитель какой-либо малой группы. | Эго и альтер-эго. |
Тип деятельности. | Широкий спектр деятельности и задач, включающий работу в микросоциуме. | Использование директивных и недирективных средств влияния, включающих в свой состав добавочные средства группы. | Обучение членов группы посредством межличностных отношений. |
Необходимые умения. | Программирование. | Интервенция в групповом процессе, достижение специфических целей. | Категоризация и диалог. |
Теоретическая база. | Эклектическая теоретическая база. | Социальная теория ролей, социобихевиористская теория, эгопсихология, групповая динамика. | Системная теория и теория поля. |
Цель группы. | Социальное сознание и социальная ответственность. | Лечение социальной дисфункции и специфических поведенческих взаимодействий. | Достижение обоюдной помощи системы. Начальные, но специфические цели. |
Общинная социальная работа — метод, позволивший расширить масштабы социальной помощи среди населения городских кварталов, общин (общностей людей, добровольно и сознательно разделяющих единые принципы социального жизнеустройства).
Работа в общине служит средством координации традиционных методов и кооперации организаторов социальной работы. Кроме того, работа в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов и потребностей клиентов, которая должна стимулировать и расширять изменения имеющихся потребностей, ожиданий и интересов людей.
Общинная социальная работа понимается как интеграция всех других методов, когда ставится задача, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций.
Общинная работа рассматривается одновременно и как территориальная социальная работа (чаще всего по месту жительства), и как социальная политика на уровне местного самоуправления.
Социальной работе в общине близка работа в микросоциальной среде, которая может быть построена в рамках нескольких моделей (табл. 9).
Таблица 9
Социальная работа в микросоциальной среде
Составляющие социальной работы. | Модель локального развития. | Модель социального планирования. | Модель социальных акций. |
Целевые акции. | Организация самопомощи, интеграция. | Рассмотрение проблемно-ориентированных задач. | Регулирование взаимоотношений и ресурсов, институциональный обмен. |
Соблюдение структурных и проблемных условий. | Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций. | Социальные проблемы, психическое и физическое здоровье. | Социальная несправедливость, депривация. |
Основные стратегии. | Широкий спектр социальных проблем и их решение. | Сбор фактов и рациональное решение проблем. | Организация сообщества против негативных проявлений. |
Тактика и техника деятельности. | Консенсус: групповые дискуссии и взаимодействие групп сообщества с заинтересованными лицами. | Консенсус — конфликт. | Конфликт — соревнование: конфронтации, директивные акции. |
Роли. | Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений. | Фасилитатор, аналитик, исполнитель программ. | Адвокат, агитатор, брокер |
Средства. | Манипуляции, задаче-ориентированные группы. | Манипуляции формальной организацией и данными. | Манипуляции организацией масс и политическими процессами. |
Концепции и общественные интересы. | Рационализм — объединение. | Идеализм — объединение. | Реализм — объединение. |
Концепции клиентов. | Горожане. | Потребители. | Жертвы. |
Ролевые концепции клиентов. | Участники проблемных процессов. | Потребители или получатели. | Служащие, избиратели. |
На протяжении XX в. в социальной работе на основе тех или иных теорий разрабатывались следующие методы (табл. 10).
Таблица 10
Основные методы и теории социальной работы, предложенные в XX в.
Период. | Метод. | Теория (автор). | Сущность метода. | Основатель метода. |
1920 г. | Индивидуальная работа. | З. Фрейд. | Анализ детских переживаний, диагностика случая. | М. Ричмонд. |
1930 г. | Функциональный метод. | О. Ранк. | Воля, способность к переменам, помощь как процесс. | Дж. Тафт. |
1950 г. | " Коммьюнити" -метод. | Т. Парсонс, Р. Мертон. | Функция/дисфункция; идеология социального консенсуса, интеграция групп. | М. Росс. |
1959 г. | Метод решения проблем. | В. Джеймс, М. Фоллет. | Прагматизм, действие со смыслами; мотивация, способность, ресурсы. | X. Перлман. |
1960 г. | Посредничество. | Дж. Мид. | Социальный интеракционизм. | В. Шульман. |
1965 г. | Социальное лечение. | X. Селье, X. Парад. | Реконструирование «Я» . | П. Каплан. |
1970 г. | Метод, акцентированный на задачи. | Кратковременное воздействие, объективный контакт. | Л. Эпштейн. | |
1975 г. | Семейная терапия. | П. Алто. | Коммуникация и воздействие. | П. Ватц. |
Однако ставшая уже классической систематизация (индивидуальный, групповой и общинный методы) не вскрывает всех тех процессов, которые составляют сущность метода социальной работы. В этой связи многими исследователями, в частности, профессорами из Высшей католической школы социальной работы Берлина Ю. Гризом, И. М. Ленер и Д. Ринглером предлагается другая, двухуровневая, систематизация.
Первичный уровень включает такие методы, как индивидуальная, семейная и групповая терапия, а вторичный — супервизию, планирование, консультирование, сопровождение практики, развитие организации, менеджмент. Соотношение перечисленных методов социальной работы графически представлено на рис. 3.
Рис. 3. Первичные и вторичные методы современной социальной работы.
В практической социальной работе применяется множество методов. В этом разнообразии методов находит свое отражение не только многоуровневый, но и междисциплинарный характер социальной работы.
Психологические и социально-психологические методы в социальной работе. Методы психологической помощи направлены на повышение психологической компетенции клиента, выявление уже существующих или формирование новых психологических ресурсов, позволяющих индивиду решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Среди этих методов выделяют: методы психологической коррекции и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему острые или хронические психические травмы, нервно-психические и психосоматические заболевания; методы психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических расстройств.
В практике социальной работы возможно также применение таких психологических методов, как психодиагностика, психологическое консультирование, профориентация и др., а также методов, предполагающих оптимизацию, улучшение, развитие социально-психологической ситуации: групповая дискуссия, деловая игра, модификация социального поведения, социально-психологический тренинг и т. п.
Психолого-педагогические методы в социальной работе связаны с косвенным воздействием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом при этом является убеждение в различной форме (объяснение, совет, аргументация, внушение, рекомендация, положительный пример и др.).
Педагогические методы, применяемые в социальной работе, наряду с убеждением, включают в себя также педагогические требования, обучение, соревнование, этическую беседу, диспут и др. Социально-педагогические методы направлены на оказание социально-педагогической помощи клиенту как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации. Выделяют три основные группы этих методов:
- 1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
- 2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
- 3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Перечисленные методы применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на материальные, моральные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п. В социальной работе используются также экономические методы: статистические, математические, анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий (метод принятия оптимальных решений), балансовый, индексный и др.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативные правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
Медико-социальные методы. В ходе медико-социальной работы используются методы, сложившиеся как в системе социальной защиты населения, так и в системе здравоохранения: медико-социальная диагностика, профилактика, реабилитация, психотерапия, а также медико-социальная экспертиза, формирование здорового образа жизни, защита прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Применение того или иного метода социальной работы зависит от целого ряда обстоятельств: направления социальной работы, уровня ее реализации, состояния нормативной правовой базы, индивидуальных (групповых) особенностей клиента, специфики его трудной жизненной ситуации, целей и задач социальной работы в конкретном случае, форм оказания помощи, профессионализма субъекта социальной работы, возможностей социальной службы (материально-технических, кадровых, временны? х, финансовых, информационных и др.) и т. д.
Наиболее эффективным представляется системное применение методов социальной работы, которое исключает ненужное дублирование, либо, наоборот, пробелы в работе с клиентом, помогает избежать односторонности, обеспечить комплексное решение проблемы и преемственность различных этапов оказания помощи.
В современной социальной работе методы практических действий часто рассматриваются в единстве с технологиями, которым посвящен учебный курс «Технология социальной работы» .