Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иерархия дискурсивного ноля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере удаления от центра поля интерес угасает, а вместе с ним угасает и интенсивность общения. Здесь располагаются пассивные потребители информации, производимой в центре дискурсивного поля. Им в той или иной мере интересно или полезно знать, что говорят или пишут другие участники этого поля, но желания активно думать на обсуждаемые темы (а тем более высказываться) у них нет. К этой категории… Читать ещё >

Иерархия дискурсивного ноля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дискурсивное поле организовано иерархически:

  • 1) Основоположники) традиции. Это, говоря словами, М. Фуко основатели дискурсивности. Таковыми были Будда, Христос, Мухаммед в религии, Маркс, Фрейд, Вебер — в науках об обществе и человеке. Такие же основоположники могут быть найдены у разных направлений музыки, спорта и т. д.
  • 2) Лидеры-интерпретаторы. Это те, кто развивает традицию, адаптируя ее к конкретному месту и времени. Нередко они являются посредниками между основоположниками и последователями, являясь единственными хранителями наследия и свидетелями их деятельности. Разумеется, в полях, имеющих длинную историю, эта категория имеет сложную иерархически организованную структуру.
  • 3) Активисты. На их энергичной деятельности держится данное дискурсивное поле. Они знают правила данного дискурса, но сами ничего нового не вносят. Они пользуются этим дискурсом, организуют его, вовлекая в поле новых членов. Они не только потребляют продукцию данного поля, но и распространяют ее.
  • 4) Приверженцы поддерживают данное дискурсивное поле, рассуждают в его категориях, следуют его правилам. Но в отличие от активистов они не отличаются энергичной деятельностью по воспроизводству и расширению поля. Часто это просто потребители.
  • 5) Попутчики (обычно временные). Они случайно забрели в поле, кое-что в нем поняли, что-то используют, но в целом это почти посторонние люди, которые также легко уходят, как и приходят. Они потребляют частности, оторванные от логики и сути формально принимаемого дискурса.

В центре поля — максимальный интерес к обсуждаемым темам, по мере удаления от него активность падает. В центре концентрируются авторы и активные читатели, которые глубоко разбираются в дискутируемых вопросах, имеют свое мнение и нередко сами в перерывах между чтением выступают в качестве авторов (обычное явление в научной среде). Здесь на высказанное письменно или устно слово возникает ответная реакция.

По мере удаления от центра поля интерес угасает, а вместе с ним угасает и интенсивность общения. Здесь располагаются пассивные потребители информации, производимой в центре дискурсивного поля. Им в той или иной мере интересно или полезно знать, что говорят или пишут другие участники этого поля, но желания активно думать на обсуждаемые темы (а тем более высказываться) у них нет. К этой категории относится основная часть студентов, значительная часть интеллигенции. Еще дальше от центра дискурсивного поля располагаются потребители отрывочной, бессистемной информации. Нередко это люди, в силу обстоятельств вынужденные присутствовать в данном дискурсивном поле (например, студенты, случайно попавшие на факультет, который не порождает у них никакого интереса). У них есть лишь прагматическая заинтересованность в побочных результатах пребывания в этом социальном поле: получение диплома и последующее трудоустройство, освобождение от армии и т. д. На границе дискурсивного поля интерес к обсуждаемым проблемам уменьшается до нулевой отметки. То, что вызывает живейшую реакцию в центре поля, на границе порождает только скуку.

Характерной чертой дискурсивного поля является общность языка, который является непременным условием, предпосылкой общения. Нет общего языка — возникает непонимание, естественно выливающееся в исчезновение интеллектуального общения (без него можно пить вино, драться, танцевать и т. д.). В ядре дискурсивного поля наблюдается максимальное понимание сути обсуждаемых проблем. Здесь все участники понимают большинство используемых слов, как на пассивном (могут слушать, читать и понимать, о чем идет речь), так и на активном уровне (сами их используют).

По мере удаления от ядра ослабевает понимание сути дискурса. Все меньше и меньше понимаемых слов, все меньше способность ими пользоваться, соединяя в связные мысли.

На границе ограниченное понимание перерастает в совершенно новое качество: непонимание. То, что обсуждается в ядре поля, воспринимаются здесь как «птичий язык», набор непонятных звуков или в лучшем случае поток мыслей, из которого улавливаются лишь слова-связки, заимствуемые из повседневного языка. На границе интеллектуального дискурса речь, произносимая на родном языке, по качеству понимания почти не отличается от непонятной иностранной речи. Принадлежность же к полю обозначается с помощью отдельных слов из соответствующего лексикона, слов, по которым узнают «своих».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой