Социокультурный анализ проективных практик в сфере образования современной России
Диссертация
Учитывая специфику проведения реформ в российском обществезначимую роль государства — продолжение ситуации символического присутствия государства в этой сфере грозит дальнейшим ухудшением дел в ней. Государство в сложившихся условиях должно занять более активную позицию в реформировании образования, оградив его, от реализации узковедомственных интересов и главное, заявив о приоритетности этой… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОДХОДЫ В АНАЛИЗЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Образование как важнейший социокультурный институт
- 1. 2. Социализация и культурная трансляция в образование
- ГЛАВА II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — МЕХАНИЗМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- 2. 1. Сущность и формы современной образовательной политики
- 2. 2. Особенности социального проектирования посредством изменений в образовании
- ГЛАВА III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- 3. 1. Формирование образовательной политики в процессе социокультурных изменений
- 3. 2. Социокультурные изменения в обществе вследствие развития образования
Список литературы
- Абрамов А. Образование в контексте антикризисной политики: Тезисы к программе действий // Народное образование. 1993. № 6. С. 32/35.
- Аврамченко Р. Идея школьной революции. Политическая концепция образования. М.: Профиздат, 2002. 64 с.
- Агранович М. Реформирование системы образования // Общество и экономика. 2000. № 8. С. 67−81.
- Алферов Ю.С. Участие общественности в управлении образованием в зарубежных странах// Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 164−173.
- Анисгшов П. Ф. Национальная доктрина образования и перспективы развитая среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование.2000. № 3. С. 19−25.
- Анисгшов П.Ф., Гунявина Н. Л. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников // Социологические исследования. 2002. № 12. С. 100−106.
- Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 115−119.
- Аилин Г. Элита и образование // Власть. 2001. № 3. С. 25−32.
- Ашин Г. К. Элитное образование // Общественные науки и современность.2001. № 5. С. 82−99.
- Белогуров А. Образовательный округ в современной России: фикция или реальность? // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 24−35.
- Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии И Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 33−40.
- Бестуэюев-Лада И. Реформа школы: почему нужна и почему не идет? // Власть. 1995. № 9.
- Богомолов Ю.П. Современные сдвиги в высшем образовании и проблемы подготовки кадров для исследований и разработок /7 Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 4.
- Болотина Т. В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. 1999. № 2. С. 3−7.
- Бондаренко Н., Ветров Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 15−24.
- Бордовская Н.В. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подхода// Высшее образование в России. 2002. № 9. С. 18−20. j
- Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997. 320 с.
- Борцов Ю.С., Матяш Д. В., Харламова Г. С. Феномены социокультурного пространства (власть, музыка, смерть, информационные технологии). Ростов н/Д" 1999. 336 с.
- Бочарова О. Модернизация школьного образования планы, ожидания и страхи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 4. С. 27−30.
- Бурдье П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 119−126.
- Бутенко И.А. Способствуют ли программы высшего образования становлению гражданского общества? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 4. С. 109−118.
- Васенина И., Сорокина Н. Кадровая политика вузов в современных условиях // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 48−49.
- Ващекин Н.П., Урсул А.П Ориентиры опережающего образования И Социологические исследования. 2000. № 5. С. 90−97.
- Волков Ю.Г. О системе дополнительного профессионального образования // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5. С. 37−53.
- Волков Ю.Г. Послевузовское и дополнительное образование в России // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 56−66.
- Воспитание в духе прав человека // Политические исследования. 1997. № 2. С.172−179.
- Галаган А.И. Сравнительные характеристики принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. С. 186−205.
- Галаган А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 203−225.
- Геращенко И. Принцип неопределенности в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1. С. 32−36.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практически-ориентированных концепций). М., 1998. 608 с. -
- Глинчикова А.Г. Образование подключается к рынку // Политические исследования. 1997. № 4. с. 174−184.
- Глобализация и образование: Сборник обзоров. Отв. ред. С. Л. Зарецкая. М.: ИНИОНРАН, 2001. 143 с.
- Горохов Ю., Жевнов И., Иванников А., Татарников Ю. О главных направлениях и задачах высшей школы // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 20−29.
- Горшков А.К. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России. 1999. № 5. С. 10−12.
- Государственные приоритеты в науке и образовании. Отв. ред. А. И. Ракитов. М&bdquo- 2001. 231 с.
- Гохберг Л., Ковалева К Статистика образования: принципы модернизации // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 21−27.
- Гребнев Л. О новых стандартах в области преподавания экономики // Вопросы экономики. 2000. № 7. С. 121−140.
- Григорьев С.И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦ СО РАН, 2000. 159 с.
- Гудков Л. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 4. С. 32−45.
- Гудков Л. Кто составляет категорию респондентов с высшим образованием // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 5. С. 28−32.
- Девятова С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 107−115- 1996. № 1. С. 125 132.
- Денисова Т.Н., Сергейчик С. И. За открытую систему образования // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 29−33.
- Дгшов В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Социально-политический журнал. 1997. № 2. С. 108−115.
- Дгшов В.М., Лесная JI.B. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 169−182.
- Динес В., Фролкгм П. Современные глобальные тенденции развития высшего образования // Власть. 2001. № 6. С. 29−34.
- Динес В., Фролкин П. Тенденции изменения социального состава и профессиональной структуры подготовки специалистов // Власть. 2001. № 11. С. 57−61.
- Днепров ЭД. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5. С. 39−46.
- Долгоруков Ю.М. Развитие образования в России в условиях информатизации общества // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 33−51.
- Донин А. Российское образование: традиции и новаторство // Власть. 2001. № 12. С. 62−68.
- Донин А. Школьная политика К.П. Победоносцева: нравственные и духовные аспекты // Власть. 2002. № 8. С. 58−66.
- Дридзе Т.М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
- Запесоцкий А. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. 2003. № 3. с 45−60.
- Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях // Социологические исследования. 2002. № 12. С. 107−112.
- Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21−29.
- Зборовский Г. Е. Социология образования: Учебное пособие. Ч. 1. Екатеринбург, 1993. «
- Зернов В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 10−13.
- Зимин А.И. Социология образования: вопросы остаются // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 102−108.
- Зиятдипова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 66−72.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 1999. 282 с.
- Ивахненко Г. А., Голыусова Ю. В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 131−134.
- Игнатьев В. ГИФО мнение участника эксперимента // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 26−32.
- Ионова О.Б., Нечаев В. Я. Социокультурные функции образования // Социально-политический журнал. 1994. № 11−12. С. 164−170.
- Ирхин Ю.В. Роль и место образовательных стандартов в совершенствовании преподавания политологии в современной России // Политические исследования. 2001. № 5. С. 138−140.
- Кагиян С. Образовательное пространство и культурно-образовательный округ//Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 147−151.
- Казакова Р.А., Ромашова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 1999. Вып. 4. М.: НИИВО, 1999. 48 с.
- Карабущенко П.Л. Политическое образование для становления элит // Политические исследования. 2000. № 4. С. 178−179.
- Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 3−19.
- Кинелев В. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. 1993. № 1. С. 33−37.
- Кинелев В. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 4−12.
- Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социологические исследова-ния.1994.№ 3. С. 79−85.
- Коваленко В.И. Государственный образовательный стандарт высшего образования по политологии и новое поколение учебных программ // Политические исследования. 2001. № 5. С. 134−137.
- Козлова О.Н. Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминанты // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 214−219.
- Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 138−146.
- Козлова О.Н. Феномен учительства в информационном обществе // Социально-политический журнал. 1995. № 5. С. 152−159.- 77. Колодин А. Поиск взаимных компромиссов // Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 66−74.
- Колъчугииа М. Образование и государство // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10. С. 75−84.
- Комаров М.С. Образование как социальный институт // Он же. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. С. 272−293.
- Комаровский B.C. Формирование новой парадигмы политологического образования и модель специалиста в сфере государственного управления России // Политические исследования. 2001. № 5. С. 142−147.
- Комиссарова Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ. Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1999. 41 с.
- Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 7−19.
- Корольков В., Мануйлов В., Пршодъко В., Жураковский В., Федоров И., Ромашова Я. Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 53−58.
- Красноженова Г. Самооценка вузовской элиты // Высшее образование в России. 1998. № 3.
- Круглое М.И. Стратегическое управление компанией. М., 1998. 768 с.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6. С. 3−11.
- Кулик А.Н. Способно ли политическое образование в России «открыть» закрытое общество?// Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 73−84.
- Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 3−56.
- Культура, образование, религия («круглый стол») // Педагогика. 1995. № 5. С.50−63.
- Курбатов В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 416 с.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.
- Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6. С. 3−17.
- Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 3−12.
- Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 33−38.
- Лоишкова И. Социальная политика в сфере высшего образования // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 16−27.
- Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять летч-пустя // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 40−52.
- Лукашенко М. Рыночная трансформация системы образования в России // Общество и экономика. 2002. № 1. С. 146−158.
- Люрья Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дис. докт. филос. наук. Томск, 1997. 39 с.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование -актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3−10.
- Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 17−23.
- Маркович Д.Ж. Образование как ресурс развития // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. Под ред. Г. Глейзера и М. Вилотиевского. М., 1997.
- Миронов А.В. Образование как сфера государственной политики России // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. С. 32−47.0Ъ.Михайлов Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 92−118.
- Михайлова Е. Государственная политика в области образования // Власть. 1999. № 12. С. 20−26.
- Наумов С., Масленникова Е. Совершенствование системы профессионального образования государственных и муниципальных служащих // Власть. 2002. № 6. С. 40−45.
- Нечаев В.Я. «Новые» подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 84−91.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. 200 с.
- Никандров Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал. 1997. № 2. С. Д49−160.
- Новиков A.M. Опережающее образование // Профессионал. 1998. № 7. С. 810.
- Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 3−21.
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 89−100.
- Образование основной фактор развития культуры и духовности человека: Тезисы 1-ой всерос. науч.-практ. конф. МУ ВМЦ. Волгодонск: МУ ВМЦ, 1999. 223 с.
- Образование спасет мир: Сборник материалов / Гл. ред. А. П. Казакова. Ч. 3. М.: Супер, 1996. 191 с.
- Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 3. С. 73−132.1170 реформе преподавания политических наук в системе высшего образования Российской Федерации // Политические исследования. 2001. № 1. С. 117−137.
- Осипов А.М. Общество и образование. Новгород, 1998.
- Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и проблемы становления. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003. 25 с.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. № 4. С. 121−133.
- Первый съезд Российского Союза ректоров // Высшее образование в России. 1993. № 1. С. 5−32.
- Поддъяков А. Н Философия образования: проблемы противодействия // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 119−128.
- Политическое просвещение россиян нельзя откладывать // Политические исследования. 1992. № 3. С. 20−24.
- Полищук JI. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 44−53.
- Попкевич Т. Политическая социология образовательных реформ. М., 1998.
- Проблемы преподавания политических наук («круглый стол» СО АПН и НП ."Редакция журнал «Полис» в Новосибирске) // Политические исследования. 1997. № 6.1. С. 114−128.
- Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1999.
- Программа развития среднего профессионального образования на 2000−2005 годы // Среднее профессиональное образование. 2000. № 4. С. 6−8.
- Пугач B.C. О функциях высшего образования в условиях демократического общества// Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 154−160.
- УЫ.Пястопов С. Система образования как объект соглашения // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 81−91.
- ХЪЪ.Розанова Ю. М. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования в России // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 69−77.
- ХЪА.Розин В. М. Объективная необходимость реформирования российского образования // Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 145−152.
- Ростовцев А.Н. Культурологический смыЬл содержания образования // Социально-политический журнал. 1995. № 3. С. 173−178.
- Рубина Л.Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 81−89.
- Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации с условиях социальных перемен. М., 1997.
- Савельев А., Романкова Л. О будущей Доктрине высшего образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 9−13.
- Садовничий В. А Образование и наука как фактор национальной безопасности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996 № 1. С. 2−10.
- Садовничий В.А. О национальной доктрине образования в России. М., 2000.
- Саймон Б Общество и образование. М., 1989.
- Самсонова -Ц Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 124−127.
- Селезнева Е.Н. Проблемы трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 43−51.
- Серикова TJI Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общей редакцией Т. И. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 331−344.
- Сиверцева Н Образование фактор социализации // Высшее образование в России. 1997. № 3. С. 43−48.
- Сиволапов А. В К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 88−92.
- Сидорович А. Социально-гуманитарноеобразование в меняющемся обществе // Общество и экономика. 1999. № 3−4. С. 323−335.
- Сиземская И. Образование и власть // Власть. 2002. № 3. С. 21−26.
- Смирнова НВ Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 57−69.
- Смолин О. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. № 11.151 .Смолин О. Политика в области образования и образовательная политика // Народное образование. 2003. № 5. С. 25−29.
- Смолин О. Приоритеты образования: взгляд законодателя // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 34−45.
- Смолин О. Н Социально-философские аспекты государственной образовательной политики. М., 2001.
- Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 116−119.
- Сохраняева Т.В. «Массовый человек» как субъект образования // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 99−106.
- Сохраняева Т.В. Образование как фактор культурной динамики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. № 6. С. 83−93.
- Социально-гуманитарное знание и образование в новом измерении // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1. С. 3−14.
- Социология образования перед новыми вызовами («круглый стол») // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 58−66.
- Сравнительная характеристика принципов образовательной политики организационных структур систем образования и органов управления ими в России и странах ОЭСР. Аналитический доклад Минобразования РФ. М., 2000.
- Старостина Т. Рыночная экономика и смена приоритетов в образовательной практике // Высшее образование в России. 1997. № 3. С. 54−56.
- Супима И.И. Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ // Политические исследования. 2001. № 2. С. 159−162.
- Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 17−24.
- Ткаченко А., Нестерова Л. Информационная культура будущих инженеров // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 153−158.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. № 1. С. 103−110.
- Уилакин С.А. Образование как форма власти // Политические исследования. 1993. № 5. С. 43−48.
- Ушакин С.А. Университеты и власть // Общественные пауки к современность. 1999. № 2. С. 55−65.
- Ушакова М.В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166−179.1.I 1
- ПО.Ушакова M.B. Образование в трансформирующемся обществе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2002. № 4. С. 147−158.
- Фадеев Д.А. Обучение демократии // Политические исследования. 1992. № 3. С. 25−37.
- Фенъко А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. 2000. № 2.
- Филиппов В. Место дополнительного образования в системе российского образования // Alma mater. 1999. № 9. С. 3−10.
- Филиппов В. Образование для новой России // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 7−13.
- Философия, культура и образование (материалы «круглого'стола») // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 3−54.
- Философия образования (материалы «круглого стола») // Педагогика. 1995. № 5. С. 3−28.т.Флиер А. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 151−165.
- Чередниченко Г. А. Развитие социальных исследований образования в России // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 130−131.
- Чернозуб С.П. Реформа высшей школы: наследие и диктат традиций // Общественные науки и современность. 1998. № 2. С. 41−51.
- Шамшурин В.И. «Новации» и традиции в отечественном образовании // Человек. 2003. № 4. С. 47−54.
- Шаповалов В.А. Социокультурная детерминированность высшего образования. Автореф. дис. докт. социол. наук. Ростов н/Д, 1997. 42 с.
- Швырев B.C. Проблемы философии образования и современная неклассическая рациональность // Мир психологии. 1999. № 3. С. 189−203.r 158
- Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 125−133.
- Шелковников В.Е. Изменение статуса учительства в период социальной трансформации современного российского общества. Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2003-, 20 с.
- Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia, 2001. 464 с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. 304 с.
- Шкатулла В. И. Правовые аспекты государственной политики России в области высшего и послевузовского профессионального образования // Социально-политический журнал. 1997. № 1. С. 148−153.
- Шукшунов В.Е. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания. Новочеркасск: Набла, 2002. 59 с.
- Шукшунов В.Е. Новая роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке. М., 1998. 16 с.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романова Л. И. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России. 1993. № 4. С. 55−68.
- Шулус А., Мкртчян Г., Ястребова Е. Образовательная стратификация и проблема неравенства// Общество и экономика. 2003. № 1. С. 102−112.
- Экология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 3−26.