Реабилитация инвалидов вследствие профессиональных заболеваний на примере ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Вятские Увалы»
Поэтому обязанность общества и государства будет заключаться в своевременной и по возможности полной реабилитации этих людей попавших в трудную жизненную ситуацию. Ведь в современной России если человек получает трудовое увечье и опускает руки, то через некоторое время он становиться никому не нужным. И поэтому долг каждого социального, медицинского работника, а также государственного служащего… Читать ещё >
Реабилитация инвалидов вследствие профессиональных заболеваний на примере ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Вятские Увалы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дипломная работа Реабилитация инвалидов вследствие профессиональных заболеваний на примере ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Вятские Увалы» .
Введение
ГЛАВА I. Понятие, сущность и опыт реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
1.1 Понятие и сущность реабилитации инвалидов, вследствие профессиональных заболеваний.
1.2 Правовые и финансовые аспекты системы обязательного социального страхования профессиональных заболеваний.
1.3 Опыт реабилитации инвалидов за рубежом ГЛАВА II. Анализ реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний на примере ФГУ ФСС Центра реабилитации «Вятские Увалы» .
2.1 Характеристика центра.
2.2 Медицинские, психологические и социальные аспекты реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний в центре реабилитации «Вятские Увалы» .
2.3 Управление качеством медицинской реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний в центре реабилитации «Вятские Увалы» .
ГЛАВА III. Эффективность работы реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний в ФГУ ФСС Центра реабилитации «Вятские Увалы» .
3.1 Анализ оценки качества медицинской реабилитации инвалидов вследствие профессионального заболевания в ФГУ ФСС Центра реабилитации «Вятские Увалы» .
3.2 Предложения по усовершенствованию реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний в центре реабилитации «Вятские Увалы» .
Заключение
Список используемой литературы Приложение.
Введение
Актуальность темы: в настоящее время реабилитация больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями представляет собой необыкновенно актуальную проблему для государства т.к. зачастую люди становятся инвалидами или получают трудовые увечья в достаточно молодом возрасте.
Поэтому обязанность общества и государства будет заключаться в своевременной и по возможности полной реабилитации этих людей попавших в трудную жизненную ситуацию. Ведь в современной России если человек получает трудовое увечье и опускает руки, то через некоторое время он становиться никому не нужным. И поэтому долг каждого социального, медицинского работника, а также государственного служащего оказать помощь такому человеку в преодолении, прежде всего своей физической проблемы и параллельно с этим нужно решать проблемы психологического и социального характера. Моя работа будет посвящена реабилитации больных и инвалидов вследствие перенесённых профессиональных заболеваний и увечий. Неуклонный рост числа инвалидов в России и в мире в целом представляет собой глобальный социальный процесс и, вероятно, своеобразную плату общества за ориентирование цивилизации на новые технологии. В мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. На 01.01.2008 г. Российской Федерации зарегистрировано 10,991 млн. инвалидов, что составляет более 7% населения. При сохраняющихся приростах числа инвалидов в год через 10−15 лет российское общество на четверть или более будет состоять из людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности, не позволяющие им полноценно участвовать в общественной, трудовой и культурной жизни общества. С учетом процессов старения населения, роста инвалидности, можно прогнозировать ситуацию, когда малочисленное поколение трудоспособных и социально активных членов общества будет вынуждено большую часть общественного продукта тратить на обеспечение социально незащищенных слоев населения, включая категорию инвалидов.
Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, экологии, статистики, демографии и др., возникает необходимость выявления социальных механизмов инвалидности и путей решения проблем, связанных с нею.
Под проблемой инвалидов я понимаю комплекс социально-значимых вопросов и ситуаций, воспроизводящих как позитивные, так и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность).
Научный интерес к проблеме реабилитации инвалидов значительно возрос в России с начала 90-х годов XX века, она обрела новое актуальное звучание, усилилось ее значение в связи с разработкой новой методологической базы изучения реабилитации. Реабилитация получила статус государственной проблемы первостепенной важности, что было обусловлено, во-первых, общемировой тенденцией усиления внимания к реабилитации инвалидов как главного пути и способа разрешения проблем инвалидов и общества; во-вторых, резким ростом числа инвалидов в России в начале 90-х годов; в-третьих, усложнением социально-экономического положения населения Российской Федерации, состоянием затяжного кризиса в экономике и социальной сфере.
Проблема исследования — социальные аспекты реабилитации инвалидов в современной России. В самом названии темы определены и рамки исследования. В работе рассматриваются социально обусловленные, общественно значимые аспекты реабилитации инвалидов, связанные, в первую очередь, с выявлением социального характера явления реабилитации инвалидов, а также местом реабилитации в системе отношений «общество — инвалид — общество» .
За последние 5−6 лет в области исследований реабилитации инвалидов со стороны ее медико-социальной сферы была проведена огромная научно-практическая работа. Ученые-медики (по преимуществу), занимающиеся проблемой медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, преемственно продолжают исследования реабилитации в категориях медико-социальной диагностики, ранее составлявшие предмет отраслевого научного исследования явления и процесса утраты трудоспособности и инвалидности. Несмотря на достаточное количество научных работ по проблемам инвалидности и реабилитации инвалидов, рассмотрение реабилитации инвалидов как социального явления, выходящего за рамки отдельной проблемы инвалидности, отношение к ней самих инвалидов и общества, представляют собой малоизученные или даже неизученные аспекты социальных отношений и социального взаимодействия.
Объект исследования.
Граждане с профессиональными заболеваниями и инвалиды.
Предмет исследования.
Социальный статус инвалидов и людей с профессиональными заболеваниями.
Цель исследования.
Целью моего исследования является рассмотрение основных понятий реабилитации людей с профессиональными заболеваниями и инвалидов. Также понять и освоить все основные механизмы реабилитации. Выявить основные психологические, социальные, медицинские проблемы у людей с профессиональными заболеваниями и инвалидов.
Задачи.
1. Определить сущность понятий «инвалидность», «реабилитация» .
2.Рассмотреть нормативно правовую базу реабилитации инвалидов.
3. Изучить международный опыт реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
4.Выявить проблемы в отношениях инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
5.Изучить понятие санаторно-курортной реабилитации на примере Ц.Р. «Вятские Увалы» .
6.Проанализировать механизмы реабилитации в ЦР «Вятские Увалы» .
7.Оценить эффективность реабилитации людей с профессиональными заболеваниями.
8. Предложить новые методики реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
Место проведения исследования.
ФГУ ФСС Центр реабилитации «Вятские Увалы» .
Методы и объем исследования.
· данные государственной статистики;
· данные об инвалидах и тенденциях развития инвалидности и реабилитации, содержащиеся в государственных докладах «О положении инвалидов в Российской Федерации» ;
· нормативно-законодательная база Российской Федерации по вопросам инвалидности и реабилитации инвалидов;
Исследование проводилось, опираясь на медицинский отчёт за 2008 г. в центре реабилитации «Вятские Увалы» .
Научная новизна исследования.
Определяется недостаточной изученностью инвалидности как массового явления в РФ.
В своей работе я попытался связать зависимость качества реабилитации для дальнейшей интеграции людей с профессиональными заболеваниями.
Гипотеза.
Я могу предположить, что реабилитация инвалидов вследствие профессиональных заболеваний в нашей стране находится на достаточно высоком уровне. Но я считаю, что реабилитация будет зависеть и от самого человека, от его веры и позитивного настроя.
Практическая значимость.
Состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практическом здравоохранении в процессе управления качеством медицинской реабилитации в санаторно-курортных условиях пациентов с различными видами нарушений.
Также данные исследования можно использовать для лекций по санаторно-курортной реабилитации.
ГЛАВА I. Понятие, сущность и опыт реабилитации инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
1.1 Понятие и сущность реабилитации инвалидов, вследствие профессиональных заболеваний Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». 3].
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
· Медико-социальная экспертиза.
· Понятие медико-социальной экспертизы Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. 12].
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Понятие реабилитации инвалидов Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. 15].
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
· восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
· профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
· социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
· физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Технические средства реабилитации инвалидов К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
· специальные средства для самообслуживания;
· специальные средства для ухода;
· специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
· специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
· протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
· специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. [26].
Медицинская помощь инвалидам Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Образование инвалидов Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
1.2 Правовые и финансовые аспекты системы обязательного социального страхования профессиональных заболеваний Глава 2 Конституции Российской Федерации.
Статья 41.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 1].
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
" О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" .
(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.).
Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА.
" Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы" .
ПАСПОРТ федеральной целевой программы.
" Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы" .
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы», включающая подпрограмму «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» (далее соответственно — Программа, подпрограмма), разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год — 6,3 млн. человек, 2004 год — 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек — впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы — 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.
Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году.
Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В связи с этим необходимо разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. В настоящее время лишь в 3 — 5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории граждан. Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность.
Для создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество необходимы выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода.
Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов необходимы совершенствование деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, реализация мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, расширение производства современных технических средств реабилитации.
Реализация этих мер создаст условия для сокращения численности инвалидов и возвращения ежегодно к профессиональной, общественной и бытовой деятельности 150 — 160 тыс. инвалидов.
Негативное влияние на результаты реализации Программы могут оказать ухудшение социально-экономической ситуации в стране, крупные техногенные аварии и экологические катастрофы, ведущие к значительному увеличению количества граждан, ставших инвалидами.
Программа является продолжением федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36, в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. В результате реализации указанной программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности.
II. Основные цели и задачи, срок и этапы реализации, а также целевые индикаторы и показатели Программы Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. 3].
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне..
ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ИЗ ЧИСЛА ВЕТЕРАНОВ ПРОТЕЗАМИ (КРОМЕ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ), ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ.
1. Настоящие Правила определяют порядок обеспечения: лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид» (далее — инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее — технические средства);
отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами (далее — ветераны), — протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (далее — изделия).
Обеспечение инвалидов собаками-проводниками, включая выплату инвалидам ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников» .
2. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — программа реабилитации).
Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее — заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ N 1244−1 ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС.
Статья 1. Цели и задачи Закона.
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 125 ФЗ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.[4].
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2006 г. N 286.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЛАТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, ПОЛУЧИВШИХ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВСЛЕДСТВИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правительство Российской Федерации постановляет:.
1. Утвердить прилагаемое Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний..
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать необходимые разъяснения по применению Положения, утвержденного настоящим Постановлением..
3. Признать утратившими силу:.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2001 г. N 332 «Об утверждении Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст. 1940);
пункт 90 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2005 г. N 832.
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ.
" СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 — 2010 ГОДЫ" .
В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации постановляет:.
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» (далее — Программа)..
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками Программы — Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство..
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.06.2008 N 423, от 24.12.2008 N 978).
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета..
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 978).
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006 — 2010 годах региональных целевых программ по социальной поддержке инвалидов учитывать положения Программы.[6].
ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ НЕРАБОТАЮЩИМ ТРУДОСПОСОБНЫМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ.
1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее — лица, осуществляющие уход).
Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 февраля 2000 г. N 163.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЛИЦ МОЛОЖЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ..
По вопросу, касающемуся запрета на применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, см. статью 265 Трудового кодекса РФ..
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) Правительство Российской Федерации постановляет:.
Утвердить прилагаемый перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.[9].
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 2006 г. N 410.
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА ИНДЕКСАЦИИ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
В целях реализации статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2001, N 44, ст. 4152; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 28, ст. 2887) Правительство Российской Федерации постановляет:.
1. Установить, что с 1 января 2006 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2006 г., составляет 1,085.
2. Фонду социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом коэффициента индексации, установленного настоящим Постановлением. 10].
ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
I. Общие положения.
1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются — пострадавшие).
2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).
3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.
4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется — учреждение здравоохранения).
В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.
5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.
6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
Финансовые аспекты системы обязательного социального страхования Доходы.
В связи с введением с 2000 г. Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», принятием части второй Налогового кодекса и введением с 2001 г. единого социального налога были внесены существенные коррективы в организационно-финансовые функции Фонда социального страхования.
Средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
· обязательных страховых взносов страхователей;
· взыскиваемых штрафов и пений;
· капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
· иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливается федеральным законом, проект которого ежегодно вносится Правительством в Государственную Думу.
Резервы Для устойчивой и бесперебойной работы новой системы страхования желательно сформировать адекватную систему резервов, включающую следующие основные их виды.
Резервы, являющиеся нормативами оборотных средств, направляемые на поддержание текущего оборота и позволяющие гасить краткосрочные и незначительные случайные колебания поступления страховых взносов и предусмотренных законодательством обязательств. Данные резервы уже задаются принимаемыми законами о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год. Но необходимо более четкое законодательное определение порядка их формирования и использования.
Средства, направляемые на формирование резерва предупредительных мероприятий. Такой резерв необходим для проведения профилактических мероприятий.
Средства, направляемые на покрытие дефицита средств при резких колебаниях объемов страховых выплат в случае возникновения неожиданных существенных отклонений от прогнозируемого уровня аварийности, травматизма, при крупных авариях и катастрофах, при непрогнозируемом ухудшении экономической конъюнктуры. Такие резервы обычно называют резервами колебания убыточности.
Средства резерва предупредительных мероприятий могут расходоваться на предприятиях страхователей только на следующие цели:
· на мероприятия по снижению профессиональной заболеваемости работников;
· улучшение условий труда и техники безопасности;
· проведение предварительных медицинских осмотров;
· реабилитационные мероприятия, в том числе на профессиональную реабилитацию пострадавших работников.
Также должны быть сформулированы требования к размещению страховых резервов. После принятия пакета законов по пенсионной реформе, включающего механизмы инвестирования пенсионных накоплений, можно ставить вопрос о размещении страховых резервов системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы.
Расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ. Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства от 02.03.200 № 184, установлены иными нормативными правовыми актами.
По данному виду обязательного социального страхования осуществляется страховое обеспечение:
· пособиями по временной нетрудоспособности, назначаемыми в связи со страховым случаем;
· страховыми выплатами;
· оплатой дополнительных расходов, связанных с причинением вреда здоровью застрахованного, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Дополнительными являются расходы на следующие мероприятия:
· дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение дополнительных лекарств;
· посторонний уход за пострадавшими, в том числе осуществляемый членами его семьи;
· санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период санаторно-курортного лечения и проезд к месту лечения и обратно, проезд пострадавшего, а в необходимых случаяхтакже сопровождающего его лица к месту санаторно-курортного лечения и обратно, их проживание и питание;
· протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт;
· обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт, приобретение горюче-смазочных материалов;
· профессиональное обучение (переобучение).
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности.
Размер единовременной страховой выплаты пострадавшему определяется в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день ее назначения.
Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованному в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного — лицам, имеющим право на их получение.
Конкретные виды, объемы и сроки проведения медицинской, социальной и профессиональной реабилитации указываются учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) в индивидуальной программе реабилитации пострадавшего.
Оплата дополнительных расходов приостанавливается или прекращается по решению Фонда в случае:
· отказа пострадавшего от назначенных учреждением МСЭ реабилитационных мероприятий, несогласия пострадавшего с заключением учреждения МСЭ;
· если пострадавший не прошел переосвидетельствование в установленные учреждением МСЭ сроки;
· наступления обстоятельств, влекущих изменение размера дополнительных расходов и утрату пострадавшим права на оплату дополнительных расходов;
· обжалования страховщиком в установленном порядке заключения учреждения МСЭ.
Оплата дополнительных расходов осуществляется по счетам на основании договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.
1. Расходы на дополнительное питание;
2. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
3. Посторонний специальный медицинский и бытовой уход, производится оплата дополнительных расходов на оба вида ухода;
4. Путевки на санаторно-курортное лечение;
5. Оплата дополнительных расходов при получении протезно-ортопедической помощи, аналогично производится оплата дополнительных расходов по обеспечению пострадавшего приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности;
6. Оплата дополнительных расходов на обеспечение пострадавшего специальным транспортным средством;
7. Оплата капитального ремонта специального транспортного средства;
8. Оплата расходов по профессиональному обучению (переобучению) пострадавшего профессии.
9. Оплата дополнительных расходов на постельные принадлежности, нательное, постельное белье и моющие средства. 12].
1.3 Опыт реабилитации инвалидов за рубежом Особенности развития реабилитации инвалидов всегда находятся под воздействием специфических условий развития каждой отдельной страны.
Так, характерным примером в этом отношении служит сравнение двух моделей социального обслуживания — европейской и американской.
В США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. Для них организуется медицинское обслуживание. Специализированные виды обслуживания предусмотрены для нетрудоспособных.
На основании законов об обеспечении инвалидов и лиц, имеющих недостатки умственного развития, местные органы власти США в пределах своей территории отвечают за социальную поддержку инвалидов. Практически она осуществляется с помощью специализированных инвалидных организаций и фондов, так как муниципалитеты (за плату) привлекают их для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг. Основными среди услуг являются: жилищно-бытовое устройство, транспорт, предоставление работы, обучение, адаптация, выплата специальных пособий и компенсаций. Последние предусмотрены для проведения мероприятий социально-реабилитационного характера, способствующих повышению дееспособности инвалида, а также на протезирование, профессиональную подготовку или общее образование.
Адаптационная подготовка помогает инвалиду приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привлекаются члены семьи и близкие инвалидов. Ее цель — обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность инвалида. Подготовка к труду призвана облегчить трудоустройство инвалида, укрепить его стремление приспособиться к работе и добиться в ней успеха. 12].
Помощь инвалиду в обустройстве жилья призвана создать условия для нормального и независимого быта, самообслуживания. Благодаря переустройству квартиры, приобретению специальных приспособлений удается наладить жизнь инвалида дома, а не в стационаре. Устранить или уменьшить неудобства — это главное в перестройке квартиры. К приспособлениям, повышающим дееспособность инвалида, относятся: автомобиль, специально оборудованный мотороллер, дополнительное оборудование для автомобиля, информационно-текстовая аппаратура к телевизору, телефон с подключенным дисплеем, устройства, позволяющие заниматься посильными видами физкультуры и спорта. Для их приобретения инвалиду выплачивают специальные пособия.
Оказывая транспортные услуги, социальные службы доставляют человека с тяжелыми формами инвалидности на работу, в учебное заведение, на культурные мероприятия, в бассейн и т. д.
В США многое говорит о радикальном изменении прежнего представления об инвалидности, о растущей категории людей, сталкивающихся с физическими и когнитивными проблемами, которые хотят, чтобы их способности и изобретательность, а не телесные ограничения, определяли, чего они могут добиться, чему научиться и чем наслаждаться. Перед ними могут стоять трудности, связанные с передвижением, мышечным контролем, слухом, речью или зрением. Но многие из тех, кого прежде общество могло обречь на скудный жизненный выбор, социальную изоляцию и даже зависимость, пользуются сегодня плодами работы многочисленных инженеров, конструкторов и предпринимателей, разрабатывающих и поставляющих на рынок технические средства, обычно называемые «вспомогательной техникой» которые помогают людям жить более активной, независимой, творческой и радостной жизнью.