Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Замещение зависимостью неудовлетворённой потребности. Зависимость заполняет в сознании и жизни подростка некую нишу, потребность в заполнении которой очень высока. Это может быть нехватка любви, внимания, восхищения. Так, например, компьютерная зависимость, как показало исследование «Фонда развития Интернет», проведённое Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой, позволяет подросткам… Читать ещё >

Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящем разделе будут раскрыты сущность и принципы комплексного подхода к профилактике социальных зависимостей подростков, который позволит более эффективно решать профилактические задачи и качественно улучшить организацию социально-педагогической и воспитательной работы с подростками.

Прежде, чем разрабатывать принципы комплексного подхода, определимся с понятием профилактики социальных зависимостей.

В общем виде под профилактикой понимается «комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска»[1].

Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

Под профилактикой зависимого поведения в целом и социальных зависимостей в частности понимают систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях (общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социальнопсихологическом), направленных на предупреждение и снижение рисков возникновения социальных зависимостей, на предотвращение проблем, связанных с аддиктивным поведением.

В зависимости от объектов профилактики выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику социальных зависимостей.

Объектом первичной профилактики выступают все подростки, вторичной — подростки группы риска, третичной — подростки, у которых уже сформировалась социальная зависимость.

Первичная профилактика направлена на общее информирование о зависимости и её объектах, вторичная — на снижение риска возникновения зависимостей, оказание подросткам социально-педагогической, психологической поддержки и помощи в предупреждении зависимостей и снижение риска их возникновения, третичная — на недопущение перехода зависимости в более тяжёлую форму.

Под педагогической профилактикой социальных зависимостей в научной литературе понимается процесс выявления причин и условий отклонений в поведении, поиск путей и способов недопущения и предотвращения фактов неконструктивного поведения подростков в отношении объекта зависимости. Цель профилактики — формирование у подростков таких установок и смысловых ориентаций, при которых объект зависимости и неконструктивное взаимодействие с ним перестают быть ценностными для личности.

Говоря о педагогической профилактике социальных зависимостей, важно отметить, что она предотвращает начало неконструктивного взаимодействия подростка с объектом зависимости, повторяющееся неконструктивное поведение, отрицательное влияние зависимости и её объекта на развитие личности подростка и на общество в целом.

Исходя из приведённых определений, под педагогической профилактикой социальных зависимостей подростков мы будем понимать:

  • — комплекс педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение рисков возникновения у подростков социальных зависимостей;
  • — процесс выявления причин и условий отклонений в поведении подростков, повышающих риск возникновения социальных зависимостей, поиска и применения различных путей и способов недопущения и предотвращения фактов неконструктивного поведения подростков в отношении объектов зависимости в их комплексе.

Мы считаем необходимым подходить к профилактике социальных зависимостей подростков комплексно, опираясь на сходные механизмы и сценарии их возникновения, общие модели конструктивного и неконструктивного взаимодействия подростков с объектами зависимости.

Комплексность предлагаемого подхода выражается в следующем:

  • — выявление сходных механизмов, причин и сценариев возникновения социальных зависимостей и разработка единого педагогического инструментария их профилактики, так как, несмотря на кажущиеся внешние различия, разные формы аддиктивного поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы;
  • — обеспечение направленности профилактической работы на комплекс факторов и причин, вызывающих социальные зависимости: биологические, социальные, психологические, педагогические;
  • — комплексное воздействие на социальную среду, сознание и поведение подростка в отношении объекта зависимости и его готовность к предупреждению и преодолению зависимости;
  • — комплексное воздействие на когнитивную, ценностномотивационную и поведенческую сферы личности подростка;
  • — взаимодействие в профилактической работе различных социальных институтов и ведомств (образовательные и социальные учреждения, семья, государственные, региональные и муниципальные органы власти, учреждения культуры, здравоохранения, органы внутренних дел, общественные и некоммерческие организации, церковь и религиозные организации и др.);
  • — проведение профилактической работы не только с подростками группы риска, но и со всеми учащимися;
  • — привлечение к профилактическим мероприятиям специалистов различного профиля (классных руководителей, учителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инспекторов полиции, священнослужителей, медицинских работников и др.);
  • — использование в профилактической работе комплекса форм, методов, технологий, позволяющих провести анализ условий формирования социальных зависимостей, создать социально-педагогическую среду, препятствующую их возникновению и закреплению у подростков, сформировать готовность к построению конструктивного взаимодействия с объектом зависимости и готовность к предупреждению и преодолению зависимостей.

Для того, чтобы разработать комплексный подход к профилактике социальных зависимостей подростков, мы выделили общие признаки таких зависимостей, исходя из которых определили принципы комплексного подхода. Опишем эти общие признаки и вытекающие из них принципы комплексного подхода.

Неспособность подростка противостоять зависимости — как правило, подросток всецело поглощён зависимостью и не может с ней справиться. Соответственно, профилактика должна быть направлена на развитие рефлексии, способности прогнозировать последствия своих действий и волевых качеств. Исходя из этого, мы выделяем принцип обучения подростка способам прогнозирования последствий зависимости.

Дискомфорт при отсутствии объекта зависимости. В случае химической зависимости это может быть физиологический дискомфорт, «ломка». В случае нехимических аддикдий, если оторвать подростка от объекта зависимости (компьютера, телефона, игры, магазина и др.), то у него быстро развивается эмоциональный, а потом и физический дискомфорт. Соответственно, чтобы снизить дискомфорт, необходимо заместить объект зависимости конструктивной, социально полезной альтернативой. Например, вместо компьютерных «стрелялок» предложить учебные компьютерные игры. Причём профилактика будет более эффективной в том случае, если замещающий объект будет предъявлен подростку ещё до возникновения привыкания. В этой связи мы выделяем принцип превентивного замещения объекта зависимости.

Неосознанность зависимости. Психологические исследования показывают, что наличие зависимости осознаёт 1 из 100 подростков. Нежелание осознавать зависимость выступает как своеобразная форма психологической защиты. Поэтому в качестве принципа профилактики зависимостей необходимо выделить принцип развития рефлексии, заключающийся в обучении подростков умению обнаруживать у себя риски возникновения зависимостей.

Постоянное увеличение времени взаимодействия с объектом зависимости, потеря контроля над поведением, ослабление волевых функций. Источником возникновения зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему особой привлекательностью для человека. По мере развития отношений с объектом влечение усиливается и становится непреодолимым, что выражается в потере контроля над поведением. Аддиктивные реализации ослабляют волевые функции, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Так, компьютерная зависимость возникает, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, как следствие, формируется патологическое пристрастие и необходимость постоянно увеличивать время пребывания за компьютером. Ребёнок теряет контроль над временем пребывания в социальных сетях, занятий компьютерными играми. Принципом профилактики зависимостей в этой связи выступает принцип развития волевых качеств.

Ограничения в свободе и самовыражении личности. Аддиктивное поведение всегда характеризуется как защитно-оборонительное и формируется и проявляется в условиях ограниченной свободы или её отсутствия[2]. Зависимый человек находится в глубокой рабской зависимости непреодолимой власти[3]. Метафорически аддиктивным поведением называется зависимость от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне (от наркотиков, пищи, власти, азартных игр — любой системы или объекта, требующих от человека тотального повиновения и получающих его). Такое поведение выглядит как добровольное подчинение[4]. Для преодоления такой ситуации необходима её рефлексия, осознание ограничений и самостоятельное волевое действие по освобождению от власти объекта зависимости. Поэтому принципом профилактики выступает принцип развития самостоятельности.

Интенсивные эмоции. По мнению исследователей, аддиктивная личность проявляет склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний. Аддиктивное поведение определяется в научной литературе как один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определённых видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций[5]. Большинство зависимостей возникают как способ получения положительных эмоций. Человек пытается «зацепить» свои удовольствия за что-то во внешнем мире. Таким образом, причина возникновения зависимости — недостаток определённых положительных эмоций, а проявление зависимости характеризуется интенсивными эмоциями. Соответственно, профилактика зависимостей должна быть связана с развитием у подростка способности управлять своими эмоциями и находить адекватные способы получения положительных эмоций. В этой связи мы выделяем принцип эмоциональной регуляции.

Поглощённость зависимостью, вытеснение других личностно и социально значимых мотивов и видов деятельности. Анализ научной литературы и клинических проявлений зависимости показывает, что признаком перехода увлечения в зависимость является отказ от других социально полезных видов деятельности, отношений, кроме отношений с объектом зависимости. Так, человек, страдающий работоголизмом, не может полноценно отдыхать, уделять время семье, занятиям спортом и т. д. Поглощённый компьютерными играми подросток забывает о необходимости выполнять домашние задания, помогать родителям по дому и т. д. Значит, чтобы предупредить возникновение зависимостей, необходимо включать подростка в различные виды деятельности и создавать условия для формирования положительной мотивации этих видов деятельности, добиваться осознания их значимости для саморазвития, самореализации. Тогда взаимодействие с объектом зависимости не станет для подростка всепоглощающим и не перерастёт в зависимость. Поэтому в качестве принципа профилактики зависимостей мы выделяем принцип включения подростка в разнообразные виды деятельности, способствующие сбалансированному развитию различных сфер его личности.

Абсолютизация гедонистических мотивов. Динамика формирования зависимого поведения определяется результатом разрешения конфликтов между стремлением человека к удовольствию и необходимостью учитывать интересы других людей и общества. Если такой конфликт разрешается в пользу стремления к удовольствию, зависимость закрепляется и становится вредной для личности и общества. То есть следствием зависимости является неспособность учитывать интересы других людей, общества и даже собственные интересы. Поэтому принципом профилактики зависимостей выступает принцип баланса интересов личности и общества.

Обусловленность аддиктивного поведения особенностями личности подростка, объекта зависимости, уровнем (стадией) её сформированности и сценарием её возникновения — «аддиктивное поведение появляется не вдруг, а представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Мотивация поведения различна на разных стадиях сформированности зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, от вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей адцикта»[6]. Кроме того, в зависимости от личностных особенностей и условий среды подросток генерирует те или иные сценарии возникновения и закрепления зависимости: «зависимость как результат взаимодействия с асоциальной группой/личностью», «зависимость как ответ на провокацию», «зависимость как способ получения удовольствия», «зависимость как способ ухода от жизненных проблем», «зависимость как результат протеста подростка» и др. В зависимости от генерируемых сценариев варьируются цели, содержание и методы профилактической работы. В этой связи мы выделяем принцип сочетания комплексности профилактики зависимостей с её индивидуализацией в зависимости от особенностей личности подростка, предпочитаемых им объектов зависимости и проявляющихся у него сценариев возникновения зависимости.

Одушевление предметных отношений и опредмечивание межличностных отношений. Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие с неодушевлёнными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта тут почти всегда гарантирован. Неодушевлёнными предметами легко манипулировать, поэтому растёт уверенность в способности контролировать ситуацию. Манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с предметным миром происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с агентами аддикции и «опредмечиваются» межличностные отношения[7]. В этой связи принципом профилактики социальных зависимостей подростков должен выступать принцип формирования готовности к полноценным межличностным отношениям, социальному взаимодействию.

Уход от ответственности — аддиктивная личность проявляет неспособность нести ответственность за свои действия. Соответственно, принципом профилактики социальных зависимостей выступает принцип формирования отношений ответственной зависимости.

Замещение зависимостью неудовлетворённой потребности. Зависимость заполняет в сознании и жизни подростка некую нишу, потребность в заполнении которой очень высока. Это может быть нехватка любви, внимания, восхищения[8]. Так, например, компьютерная зависимость, как показало исследование «Фонда развития Интернет», проведённое Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой, позволяет подросткам удовлетворять следующие потребности: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; потребность в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, потребность в признании со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека[9]. Соответственно, принципом профилактики социальных зависимостей выступает принцип выявления неудовлетворённых потребностей личности подростка и оказания ему помощи в удовлетворении этих потребностей социально одобряемым путём, не ведущим к риску возникновения зависимости.

Уход от реальности. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева считают, что «элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния». «Проблема аддикций, — отмечают авторы, — начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности»[10]. Кроме того, зачастую зависимости поддерживаются системой неадекватных представлений личности о реальности. В этой связи принципом профилактики социальных зависимостей выступает принцип реалистичности, заключающийся в коррекции неадекватных представлений подростков о реальности и социальных зависимостях и предупреждении «бегства от реальности в зависимость».

Амбивалентность объекта зависимости — в зависимости от типа выстраиваемого взаимодействия подростка с объектом зависимости, последний может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на личность подростка и общество в целом. Так, например, В.Н. Друзин[11] отмечает, что «компьютерные игры могут выступать как фасилитатором процесса социализации подростков, так и фактором, способствующим формированию игровой компьютерной аддикции, в зависимости от личностных и социальных особенностей, а также от типа выстраиваемого взаимодействия с компьютерной игрой, который детерминируется степенью погружения в игровое пространство игры и степенью и характером отождествления себя с героем игры». В этой связи мы выделяем принцип формирования у подростков конструктивного, социально— и личностно-полезного типа взаимодействия с объектом зависимости. Педагогам и родителям необходимо акцентировать внимание не на отрицательных последствиях аддикций, а на освоении и раскрытии ресурсов психики и личности, способной сделать здоровый и ответственный выбор.

Обобщённо принципы комплексного подхода к профилактике социальных зависимостей в их взаимосвязи с общими признаками зависимостей представлены в табл. 3.

Таблица 3.

Принципы комплексного подхода к профилактике социальных зависимостей подростков в их взаимосвязи с общими признаками зависимостей.

Общие признаки социальных зависимостей

Принципы комплексного подхода к профилактике социальных зависимостей

Неспособность подростка противостоять зависимости.

Принцип обучения подростка способам прогнозирования последствий зависимости.

Дискомфорт при отсутствии объекта зависимости.

Принцип превентивного замещения объекта зависимости.

Неосознанность.

Принцип развития рефлексии.

Постоянное увеличение времени взаимодействия с объектом зависимости, потеря контроля над поведением, ослабление волевых функций.

Принцип развития волевых качеств.

Ограничения в свободе и самовыражении личности.

Принцип развития самостоятельности.

Интенсивные эмоции.

Принцип эмоциональной регуляции.

Поглощенность зависимостью, вытеснение других личностно и социально значимых мотивов и видов деятельности.

Принцип включения подростка в разнообразные виды деятельности.

Абсолютизация гедонистических мотивов.

Принцип баланса интересов личности и общества.

Обусловленность аддиктивного поведения особенностями личности подростка, особенностями объекта зависимости и уровнем (стадией) её сформированное™.

Принцип сочетания комплексности профилактики зависимостей с её индивидуализацией в зависимости от особенностей личности подростка, предпочитаемых им объектов зависимости и проявляющихся у него сценариев возникновения зависимости.

Одушевление предметных отношений и опредмечивание межличностных отношений.

Принцип формирования готовности к полноценным межличностным отношениям, социальному взаимодействию.

Уход от ответственности.

Принцип формирования отношений ответственной зависимости.

Замещение зависимостью неудовлетворенной потребности.

Принцип выявления неудовлетворённых потребностей личности подростка и оказания ему помощи в удовлетворении этих потребностей социально одобряемым путём, не ведущим к риску возникновения зависимости.

Уход от реальности.

Принцип реалистичности.

Амбивалентность объекта зависимости.

Принцип формирования у подростков конструктивного, социальнои личностнополезного типа взаимодействия с объектом зависимости.

Итак, мы описали ведущие идеи и принципы комплексного подхода к профилактике социальных зависимостей подростков.

  • [1] Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ro.wikipedia.org (дата обращения: 12.09.2012).
  • [2] Психология зависимости: хрестоматия / сосг. К. В. Сельчёнок. Минск: Харвсст, 2004. 592 с.
  • [3] Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для сгуд. высш. учеб, заведений М.: Изд. центр «Академия», 2004. 288 с.
  • [4] Вермеер Л. Компульсивность и конфликт. Различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. М.: Класс, 2000. С. 56.
  • [5] Короленко Ц. П., Донских А. П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. С. 41.
  • [6] Симатова О. Б. Психология зависимости: учеб, пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. 308 с.
  • [7] Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения вподростковом возрасте. Новосибирск: ИМИ, 1998. 156 с.
  • [8] И гром алия. Реальные истории анонимных игроков. М.: Рокада, 2006. 70 с.
  • [9] Солдатова Г. В., Гостимская О. С., Кропалева Е. Ю. Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009» //Фонд развития Интернет. URL: http://www.fid.su (дата обращения: 05.09.2012).
  • [10] Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 460 с.
  • [11] Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикцииподростков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2011. 23 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой