Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контроль как функция управления в социальной сфере региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для сравнительного анализа федерального и регионального законодательства в социальной сфере (бюджетного регулирования) были привлечены 25 экспертов из числа депутатов и ведущих специалистов аппарата Законодательного Собрания Пензенской области, специалистсв аппарата Главного федерального инспектора по Пензенской области, министерств и ведомств социального блока Правительства Пензенской области… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Теоретико-методологические основы исследования контроля как функции управления в социальной сфере»
    • 1. Контроль как категория социологии управления
    • 2. Социальная сфера как объект управления
    • 3. Нормативные основы управленческого контроля в социальной сфере
  • Глава 2. «Механизм управленческого контроля в социальной сфере региона»
    • 1. Государственно-общественный контроль в социальной сфере региона: структура и технологии
    • 2. Контрольная функция представительной власти субъекта РФ и реализация общегосударственных норм в бюджетном регулировании социальной сферы
    • 3. Проблема взаимодействия органов государственного управления, органов местного самоуправления и общественных организаций в осуществлении управленческого контроля в социальной сфере

Контроль как функция управления в социальной сфере региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российском обществе наметились некоторые тенденции выхода из того системного кризиса, в котором оно оказалось в 90-х годах XX века. Эти тенденции связаны, прежде всего, с усилением государственного регулирования социально-экономических процессов и продолжением рыночных реформ. Следует отметить, что эти весьма противоречивые тенденции делают необходимым теоретический анализ особенностей управления социальной сферой в современных условиях и, в частности, контроля как одной из важнейших функций этого управления.

Контроль как функция управления в социальной сфере выступает как разновидность социального контроля, имеющего прочную традицию в качестве социологической категории.

Социальный контроль — это одно из сложных явлений общественной жизнедеятельности. Он охватывает разнообразные сферы социальной действительности и находит специфическое выражение в рамках многих общественных процессов. Но, превде всего, естественно, он связан с проблемой власти и государственного управления, — той проблемой, которая актуализируется в современных российских условиях.

Ясно, что нашему государству необходима сильная, эффективная власть. И одновременно власть умная, компетентная, гибкая, органически включающая столь же гибкие и эффективные механизмы социального контроля.

В силу своей универсальности контроль выступает как необходимая составная часть любой высокоорганизованной деятельности, поддержания социального порядка, обеспечения безопасности общества и т. п.

Но особое значение он имеет в управлении социал>ной сферой, так как именно в ней происходит воспроизводство субъектов социального процесса, т. е. в пространстве социальной сферы реализуется социальная политика государства, социальные и гражданские права человека.

Специфика социальной сферы определяется деятельностью людей (являющейся интегративной стороной, свойством, конституирующим её становление), направленной на удовлетворение данной общественной потребности, социальными отношениями, возникающими в её ходе и социальными субъектами данной деятельности и отношений.

При этом в силу разнообразия социально-экономических, политических и культурных условий, проблема контроля в управлении социальной сферой имеет ярко выраженную региональную специфику.

Концепция социального контроля как самостоятельное направление социологических исследований была обоснована и сформулирована Г. Тардом, Э. Россом, У. Томасом, Ф. Знанецким и др. Значительное развитие эта теория получила в системно-функциональной школе в американской социологии.

Благодаря многолетним усилиям исследователей, понятие «социальный контроль» прочно вошло в категориальный аппарат современной социологии управления Концепция социального контроля, как правило, включается в лекционные курсы и учебные пособия и рассматривается в качестве перспективного направления социологических исследований.

Проблема контроля, безусловно, привлекала внимание отечественных исследователей. В 70−80 г. г. XX века появилось немало работ, в которых обстоятельно рассматривались различные виды социального контроля, подробно разбирались вопросы технологии контрольной деятельности в различных сферах общественной жизни, а также в области управления социальной сферой (М.С. Студеникина,.

A.M. Яковлев, Г. А. Соловьев, К. Е. Игошев, И. В. Шмаров, А. Я. Слива,.

B.М. Горшенев, И. Б. Шахов и другие).

В этих работах раскрыта специфика отдельных институтов и механизмов социального контроля, конкретных форм и методов их деятельности.

Так же следует отметить исследования социологов г. Саратова, где сложилась своеобразная научная школа изучения социального контроля во главе с Г. В. Дыльновым, а также научную школу регионологии г. Саранска под руководством А. И. Сухарева.

Авторы последовательно проводят мысль о необходимости раскрыть роль социального контроля в стабилизации обстановки в стране, ее возрождении и прогрессивном развитии. В ряде работ рассматриваются региональные и муниципальные аспекты контрольной деятельности.

Большой вклад в определение понятия социальной сферы, ее развитие, обобщение накопленного практического опыта управлением социальными процессами в обществе внесли Э. М. Андреев, Г. А. Антонюк, Ю. Е. Волков, В. И. Герчиков, Т. М. Дридзе, Л .Я. Дятченко В. Н. Иванов, Л. Н. Коган, Н. И. Лапин, П. П. Лузан, А. И. Пригожин, В. З. Роговин, В. М. Рутгайзер, Ж. Т. Тощенко, В. В. Щербина и др. В их работах изложены результаты изучения проблем управления социальной сферой на предприятии и в организации, вопросы диагностики в системе социального управления, социального планирования и проектирования, предложены социальные технологии.

Масштабные исследования и тщательный анализ реальной социальной ситуации и социальной политики нашли отражение в монографиях В. И. Жукова, К. И, Микульского, Г. В. Осипова, Т. И. Заславской, Н. М. Римашевской и других.

В продолжение российской социологической традиции анализа структуры общества в направлении более системной детализации ее элементов внесли важную лепту работы: В. Г. Афанасьева, B.C. Барулина, И. Н. Барыгина, В. В. Василькова, В. Г. Виноградского, Г. Е. Зборовского, М. В. Лашиной, В. П. Рожина, В. А. Ребрина, М. Н. Руткевича, Э.С.

Маркаряна, В. М. Соколова, А. К. Уледова, Р. И. Эпштейна, И. П. Яковлева и других.

Далее в отношении социальной сферы обозначились различные подходы, а дальнейший теоретический анализ связан с именами В. З. Роговина, С. И. Барзилова, Б. В. Князева, Н. И. Дряхлова, В. Я. Нечаева, С. Д. Шавеля, Г. М. Кац и других.

Наибольший вклад в разработку категории «социальная сфера» и вопросов управления в социальной сфере внесли ученые школы «социологии социальной сферы», сформировавшейся с 90-х годов прошлого века на базе Московского государственного социального университета (В.И. Жуков, В. Н. Ковалев, Г. И. Осадчая, О. А. Уржа и другие).

Вследствие этого, можно констатировать определенную степень изученности темы, что подготовило почву для дальнейших шагов по пути исследования. Однако сам за себя говорит тот факт, что на сегодняшний день нельзя назвать ни одной монсграфической работы, раскрывающей с достаточной полнотой специфику контрольной деятельности в социальной сфере.

Поэтому можно сделать вывод о том, что данный аспект управления социальной сферой недостаточно освещен в отечественной социологической литературе и нуждается в дальнейшем систематическом изучении.

Этим определяется выбор цели диссертационного исследования: раскрыть теоретико-методологические основы и социологический аспект регионального механизма контроля в управлении социальной сферой.

Исходя из целевой установки исследования, автор ставит следующие задачи исследования:

— представить управленческий контроль в социальной сфере как вид социального контроля в условиях модернизации российского общества.

— показать социальную сферу как специфический объект управленческого контроля.

— выявить основные связи контроля с другими функциями и методами управления в социальной сфере.

— проанализировать механизм управленческого контроля в социальной сфере регионе и выявить его основные компоненты и взаимосвязи между ними.

Объектом исследования выступает социальная сфера региона.

Предметом исследования является контроль как функция управления социальной сферой региона.

Теоретическая и методологическая основы исследования были сформированы на базе комплексного социологического подхода, связанного с системным подходом к исследованию предмета Именно такой подход, реализуемый в диссертационном исследовании, дает возможность перейти от общего теоретического обоснования принципов и функций управления социальной сферой к выработке конкретной и целостной концепции регионального управления этой сферой в контексте социально-контрольной деятельности.

В качестве методологической основы диссертации использованы, прежде всего, системный подход и структурно-функциональный анализ, позволяющие раскрыть взаимосвязь предмета исследования с глубинными общественными структурами и закономерными социальными процессами конкретного общества. В изучении отдельных сторон предмета исследования использовались специальные методы: анализ документов и статистических данных, экспертные оценки, вторичный анализ ряда социологических исследований, проведенных Институтом государственной службы и управления Пензенского государственного университета с участием автора.

Существенное значение в концептуальном обосновании диссертационного исследования имели идеи выдающихся отечественных и зарубежных исследователей о сущности, механизме и формах функционирования социального контроля, о социальной сфере и управлении.

В осмыслении современного состояния социальгой сферы в российском обществе, управленческого контроля в ней диссертант опирается на конструктивные идеи, выводы, обобщения, представленные в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе, периодической печати последних лет.

Учитывая то, что тема диссертационного исследования находится «на стыке» ряда гуманитарных и экономических дисциплин, автор обращается к материалам смежных наук, к данным, опубликованным в специальной литературе.

Эмпирической основой диссертационного исследования были законодательно-нормативные документы Российской Федерации и Пензенской области, материалы государственной и ведомственной статистики, официальные документы контрольных органов (аппарата Главного федерального инспектора по Пензенской области, Счетной палаты Пензенской области, Контрольно-ревизионного управления (в настоящее время — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) Минфина России в Пензенской области).

Для сравнительного анализа федерального и регионального законодательства в социальной сфере (бюджетного регулирования) были привлечены 25 экспертов из числа депутатов и ведущих специалистов аппарата Законодательного Собрания Пензенской области, специалистсв аппарата Главного федерального инспектора по Пензенской области, министерств и ведомств социального блока Правительства Пензенской области. Использовались материалы социологического исследования уровня и качества жизни населения, проживающих в зоне защитных мероприятий объекта хранения химического оружия в Пензенской области — 1 тыс. взрослых представителей семей (домохозяйств) в 2000 году с участием автора и 892 взрослых представителей семей (домохозяйств) в 2002 году по представленным выборкам (критерии отбора: количество членов в семье, источники доходов).

Научная новизна исследования связана с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в социологическойлитературе.

Конкретные элементы новизны состоят в следующем:

— впервые представлена социологическая концепция контроля как функции управления в социальной сфере в условиях трансформации российского общества.

— выдвинуто и обоснованно положение о государственно-общественном управленческом контроле в социальной сфере как одной из разновидностей социального контроля и одном из условий формирования социального государства.

— показана связь функций контроля с программно — целевым и нормативными методами управления в социальной сфере.

— выявлена структура и технологии государственно-общественного контроля в социальной сфере региона. При этом структура представлена в следующих основных видах: государственный, муниципальный, ведомственный, внутриорганизационный, независимый (аудит) и общественный контроль. Технологии — в формах предварительного, текущего, последующего контроля и мониторинга, осуществляемых с помощью методов: анализа, обследования, проверки и ревизии. показана контрольная функция представительной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией общегосударственных норм в региональном социальном законодательстве, представлена технология сравнительного анализа общегосударственного и регионального законодательства бюджетного регулирования социальной сферы. проанализирован механизм взаимодействия органов государственного управления, местного самоуправления и общественных организаций в осуществлении управленческого контроля в социальной сфере.

Поставленные исследовательские задачи, а также методологические подходы и направления их реализации определили характер и содержание основных положений, выносимых на защиту:

1. Социальный контроль является объективно обусловлешым процессом, необходимым фактором развития общества. Контроль играет существенную роль в исполнении законов, в эффективности управления социальными процессами.

Контроль как социальный феномен носит двуединый характер: он направлен, во-первых, на выполнение конкретных управленческих решенийво-вторых, на поддержание, соблюдение социальных норм, создающих необходимые условия для реализации намеченных программ целенаправленной деятельности.

Контрольная функция служит одним из способов организованного воздействия на поведение социальных субъектов в целях решения определенных общественных задач (в т.ч. задачи создания правовой государственности). Социальный контроль содействует поддержанию целостности и организованности общества в период всесторонней модернизации, укреплению конституционного порядка, осуществлению объективно необходимых реформ в социальной сфере.

2. В условиях преобразований, которые происходят в российском обществе, роль контроля, осуществляемого органами государственного и муниципального управление неуклонно возрастает. Такой вывод диктуется не только логикой теоретических рассуждений и практическими уроками, которые наше общество вынесло из недавнего прошлого, но и рядом объективных факторов такими, как необходимость экономической, социальной и политической стабилизации, усиление борьбы с организованной преступностью, бюрократизмом и коррупцией в госаппарате, разработка действенных мер, способствующих нравственному оздоровлению общества.

3. Подчеркивая необходимость развертывания еще не использованного потенциала контрольной деятельности, осуществляемой системой управления в социальной сфере, не следует рассматривать ее как некое универсальное средство, обеспечивающее успех любой стратегии.

Контроль эффективен лишь в контексте разумной, научно обоснованной социальной политики, использования программно-целевого механизма её реализации. Это должен быть научно обоснованный процесс, сочетающий в себе повышение эффективности институтов социального контроля с соответствующим нормативно-организационным обеспечением.

4. В современных условиях приоритетной задачей является теоретическое осмысление и практическое совершенствование контрольной функции деятельности органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций в социальной сфере.

Особого внимания заслуживает проблема укрепления социально-нормативной основы контрольной деятельности путем развития нормотворческой функции государства, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В этом направлении важно, чтобы в процессе правотворчества региональный законодатель учитывал конкретные особенности субъекта Российской Федерации. Без учета реальных факторов, прежде всего, бюджетного регулирования, нормотворческая деятельность будет носить декларативный, формальный характер, а продвижение к социальному государству будет осуществляться лишь на словах, а не на деле.

5. Программно-целевому управлению и нормативному обеспечению реализации социальной политики должен соответствовать механизм взаимодействия органов государственного управления, местного самоуправления и общественных организаций в осуществлении управленческого контроля в социальной сфере. Он содержит в себе следующие основные компоненты:

— контроль за соответствием регионального законодательства, местных нормативных актов, общегосударственным нормам и их исполнением в социальной сфере;

— оценка обоснованности выделяемых бкджетных средств для нужд учреждений и организаций социальной сферы, отдельных категорий гражданоценка эффективности использования государственной и муниципальной собственности, находящейся в управлении учреждениями и организациями социальной сферы;

— контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств;

— выявление отклонений, представление соответствующим органам предложений по устранению нарушений, применение к нарушителям санкций административного характера и морального воздействия.

Отсюда следует, что развитие социально-контрольных функций управленческих структур служит закономерным, необходимым фактором процесса становления социальной государственности, от которого зависит стабилизация всех общественных структур, успешное осуществление модернизации российского общества.

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с тем, что теоретические выводы являются определенным приращением знаний в области теории и практики формирования правового государства.

В работе содержится ряд авторских трактовок и новых методологических подходов к анализу конкретных особенностей, форм и условий осуществления социально-контрольных функций триадой властных структур в процессе реформирования российского общества.

Сформулированные в диссертации конкретные рекомендации могут быть использованы в практической работе по совершенствованию контрольной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на современном этапе.

Результаты диссертационной работы имеют опредшенное значение для планирования и организации эмпирических исследований процесса социального контроля. Основные полокения и выводы диссертации могут найти применение в педагогической практике — в процессе преподавания общей и политической, экономической социологии, социологии управления, социологии государства, права и других дисциплин для специальностей социально-экономического и правового профиля.

Теоретические положения, методологические подхэды, практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на заседаниях, теоретических семинарах и научно-практических конференциях кафедры «Управление и социология» Института государственной службы и управления Пензенского государственного университета.

Основные выводы исследования были представлены в виде сообщений и тезисов на всероссийских и международных научно-практических конференциях по темам: «Актуальные проблемы развития современного российского общества» (Пенза, 2003 г.), «Прогнозирование и программирование социально-экономических процессов» (Пенза, 2003 г.), «Менеджмент и маркетинг в социальной сфере» (Пенза, 2004 г.).

Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания" (Пенза, 2004 г.), основные положения диссертации отражены в восьми авторских публикациях.

Диссертация была обсуждена на кафедре «Управление и социология» Института государственной службы и управления Пензенского государственного университета (2004 г.) и рекомендована к защите.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенный в диссертационном исследовании социологический анализ некоторых теоретических и практических вопросов, связанных со сложной и многогранной проблемой социального контроля, осуществляемого тремя ветвями власти в условиях правового государства, позволяет сделать следующие выводы.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что социальный контроль выступает необходимым атрибутом общественного развития, это объективно детерминированный процесс, специфика которого определяется особенностями конкретных этапов эволюции общества. Контроль правомерно рассматривать как органический элемент (функцию) системы социального управления. От систематичности, действенности контроля во многом зависит качественная сторона управления, его оперативность, гибкость, оптимальность. Функция контроля играет существенную роль в исполнении законов и обеспечении социальной стабильности общества.

Контроль как социальная функция носит двуединый характер: он направлен, во-первых, на выполнение конкретных управленческих решений, во-вторых, на поддержание, соблюдение социальных норм, создающих необходимые условия для реализации намеченных программ общественной жизнедеятельности. Контрольная функция служит одним их путей организованного воздействия на поведение социальных субъектов в целях решения тех или иных общественных задач.

На «поверхности» общественной жизни контроль проявляется, главным образом, в виде применения тех или иных санкций (принуждение, наказание) либо каких-то мер поощрения, стимулирования позитивной активности граждан. Но задача исследователяпопытаться раскрыть глубинную сущность того или иного социального феномена. На наш взгляд, сущность социального контроля заключается в том, что он способствует разрешению противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития общества. Его осуществление связано с объективной необходимостью сохранения динамического равновесия субъекта и объекта в процессе общественных преобразований и реформ. Социальный контроль содействует поддержанию целостности и организованности общества, укреплению конституционного порядка, совершенствованию исторически конкретных общественных отношений.

Проблема стабилизации социальной системы и обеспечения ее устойчивого развития приобретает особую актуальность в нашем обществе на современном этапе. Процессы широкомасштабных преобразований, начатые во второй половине 80-х гг., достаточно сложны и противоречивы. Сделаны лишь первые шаги по пути формирования гражданского общества и правового государства. Командно-административная система в экономической сфере подорвана, но далеко не разрушена. Полностью не преодолены негативные последствия тоталитарного режима, его рецидивы и пережитки сильны не только в массовом сознании, но и в социально-политической практике.

Сумеет ли общество преодолеть эти опасные тенденции? Для этого необходимы не только решительность, готовность к переменам, но и действенные средства для реализации назревших задач. К их числу, несомненно, относятся не только властные структуры правового государства, но и элементы гражданского общества, осуществляющие важные функции в сфере социального контроля.

Такой вывод диктуется не только логикой теоретических рассуждений, практическими уроками, которые наше общество вынесло из недавнего прошлого. Разумеется, нельзя рассматривать правовую государственность и конституционный контроль, осуществляемый системой троевластия, как некое универсальное средство, обеспечивающее успех любой стратегии. Он эффективен лишь в контексте разумной, научно-обоснованной социальной политики. Но ясно другое: социальный контроль — не формальный элемент, а сущностная, объективно необходимая черта нашего времени.

В связи с этим важно подчеркнуть, что призыв к совершенствованию социального контроля не следует воспринимать как требование его ужесточения. Дело в том, что бесконтрольность является не только криминогенным фактором. Практика показала: любое ослабление социального контроля (или, говоря социологическим языком, дисфункции в его деятельности) ведет к множеству негативных последствий — нарастанию элементов стихийности в общественном развитии, кризису социальной системы, распространению негативных явлений в сфере духовной жизни.

Совершенствование контроля позволяет более активно и последовательно бороться с проявлениями бюрократизма в деятельности государственного аппарата, сводить к минимуму волокиту и формализм в осуществлении управления, добиваясь неукоснительного исполнения правовых норм и управленческих решений.

В связи с этим огромное значение имеет функционирование системы «сдержек и противовесов», возникающей и действующей в результате разделения властей в демократическом конституционном государстве. По сути дела такая система выступает в качестве эффективного политико-правового механизма, способствующего, с одной стороны, обеспечению целей и задач государства, а с другойзащите прав и свобод гражданина.

Многие современные отечественные политики, воспитанные на авторитарных традициях политической жизни недавнего прошлого, с большим трудом усваивают элементарную истину: в демократшеском обществе единственным сувереном — источником и ограничителем государственной власти является народ, гражданин, личность. И нельзя силой навязать ему чуждые его интересам политику, законы, юридические нормы. Вот почему, как мы пытались показать, всесторонняя теоретическая разработка и практическая оптимизация контроля со стороны законодательной, исполнительной и судебной власти демократического государства приобретает ныне приоритетное значение. Это, в первую очередь, необходимо для обеспечения успешной и эффективной деятельности всех звеньев социального контроля.

Можно выделить ряд основных направлений оптимизации контрольной деятельности. Пристального внимания заслуживает проблема совершенствования правовой основы социального контроля путем развития нормотворческой функции государства. Очень важно, чтобы в процессе правотворчества законодатель учитывал конкретные особенности социальной действительности. Он должен как бы «соизмерять» содержание и задачи разрабатываемых норм с возможностями конкретных механизмов социального контроля. Без учета этих реальных факторов правотворческая деятельность будет носить декларативный, формальный характер, а продвижение по пути к правовому государству будет осуществляться лишь на словах, а не на деле.

При определении критериев эффективности необходимо обращаться к категориям цели и результата. Меру приближения к цели, результативность можно рассматривать как важнейший показатель эффективности. При этом результативность контроля должна быть соотнесена с общей системой социальных ценностей и норм, а также целей, которые ставит перед собой конкретное общество. Это требование зачастую нарушалось в условиях чрезмерной централизации управления экономикой, тоталитарных методов в организации государственной деятельности, вследствие чего рождалась бюрократическая практика «контроля ради контроля». Такая практика, типичная для застойного периода истории нашей страны, является весьма вредной и недопустимой на современном этапе, когда ставятся и решаются задачи формирования правовой демократической государственности.

В условиях становления правового государства очень важно обеспечить такие условия, чтобы в полной мере раскрывался социально-контрольный потенциал каждой ветви государственной власти. Это возможно лишь в атмосфере демократизации всей общественной жизни, развития основных институтов народовластия. Реализация при" ципов демократии ставит целый комплекс сложных проблем перед органами контроля.

Жизнь показывает, что наиболее перспективным, глубинным резервом усиления действенности контроля служит развитие инициативы социальных групп, коллективов и ассоциаций, ширских кругов населения. Будучи объективной тенденцией в процессе социального контроля в гражданском обществе, демократизация не происходит автоматически, стихийно, а реализуется через сознательную деятельность организаций, партий, органов прессы и других социальных субъектов.

Предпосылкой практических мер в этом направлении, на наш взгляд, выступает развитие эмпирических и теоретических исследований данной проблемы. Прежде всего, следует отметить значение конкретно-социологических исследований реального процесса социального контроля, осуществляемого тремя ветвями власти, с применением новейших методик, средств обработки информации и т. д. Пока таких изысканий осуществляется очень мало.

Для их развития необходима разработка теоретической базы, а именно-формирование теории социального контроля на основе методологических принципов и концептуальных положений политической социологии, теории государства и права, сравнительного правоведения.

Теория социального контроля должна включать и тактическую, прикладную часть — систематизированный набор теоретически осмысленных практических рекомендаций для оптимизации контроля в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта задача носит комплексный характер и может быть решена лишь усилиями специалистов различного профиля.

Необходимо продолжить формирование системы государственно-общественного контроля, так как сейчас отдельные элементы этой системы действуют зачастую разрозненно. Координация элементов этой системы должна основываться на программно-целевом механизме реализации социальной политики и управления в социальной сфере, опираться на соответствующую нормативную основу: социальное законодательство и государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).

Необходимо выработка единых принципов и подходов, реализуемых в государственном, муниципальном, ведомственном, внутриорганизационном, независимом (аудите) и общественных видах контроля, при сохранении «естественной» специфики каждого из них.

В решении этой задачи большую роль играет развитие технологий управленческого контроля (в формах предварительного, текущего, последующего контроля и мониторинга, осуществляемых с помощью методов: анализа, обследования, проверки, ревизии), которые должны иметь соответствующее социологическое обеспечение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от ЗОЛ 1.94г.№ 51-ФЗ.
  3. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96 г.№ 14-ФЗ.
  4. Гражданский Кодекс РФ (часть третья) от 26.11.01 г.№ 146-ФЗ.
  5. Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 г. № 117-ФЗ
  6. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.
  7. Указ Президента РФ от 25.07.96 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».
  8. Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ».
  9. Постановление Правительства РФ от 06.08.98 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».
  10. Приказ МФ РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 07.12.99 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов МФ РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)».
  11. И. Закон Пензенской области от 07.04.98 г. № 72-ЗПО «О Счётной палате Пензенской области».
  12. Закон Пензенской области от 07.04.03 г. № 463-ЗПО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области».
  13. Постановление Правительства Пензенской области от 24.03.03 г. № 107-пП «Об утверждении Положения об Управлении финансов Пензенской области».
  14. Решение Пензенской городской Думы от 26.06.98 г. № 197/19 «О Положении «О Контрольно-счетной палате Пензенской городской Думы».
  15. О.Г., Дыльнов Г. В. Социальный контроль и возрождение России. Саратов, Изд-во Саратовского гос. универстета, 1999.
  16. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск: Наука и техника, 1986.
  17. О.А. Мир без России: Прогнозы, перспективы, предсказания. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2002.
  18. Р.В. Теория государственного управления-М.: 1997.
  19. В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.: Политиздат. 1981.
  20. Афанасьев JLA. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2000.
  21. С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. 2002.-№ 11.
  22. Е.И., Ионии В. Г. Социальная политика всовременной России и опыт Запада // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2003. -№ 3.
  23. Э. М. Теория социального управления. Объективная необходимость и сущность социального управления// Социально гуманитарные знания.—2000.-№ 6.
  24. А.А. Без квалифицированного финансового контроля не может быть эффективной государственной власти// Финансы.-2003 .-№ 9.
  25. А.Ю. Экономическая и антропологическая интерпретации социального обмена// Социологический журнал. 2001. -№ 3.
  26. С. А., Маликов Н. С. Качество жизни населения: теория и практика: (По результатам исследования качества жгони населения г. Белгорода) И Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 10.
  27. О.М. Регион как объект управления// Социологические исследования.-2002.-№ 7.
  28. С.К. Прогностика: первые шаги науки// Вопросы философии. -2003. -№ 4.
  29. В. Уровень и доступность социальных гарантий // Человек и труд. 2001. -№ 12.
  30. В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования- 2003 № 2.
  31. В.Н. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. 2001. -№ 9.
  32. A.M., Павлова Л. И. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  33. Т.Ф. Индивидуальность как объект и субъект социальной защиты. М.: Союз, 2000.
  34. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  35. С.И. Социальная сфера и самоуправление. Саратов:1989.
  36. Н.Р. Экономика социальной сферы Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.
  37. Бауман 3. Мыслить социологически (пер. с англ.). М.: 1996.
  38. И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социологические исследования. 2000 — № 4.
  39. Безработица: новые принципы и технологии социальной поддержки безработных граждан и незанятого населения.- М.: Союз, 2002.
  40. Р., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии (пер. с англ.). М., 1961.
  41. Ч. О преступлениях и наказаниях (пер. с англ.). М.:1989.
  42. Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001.
  43. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества, М.: Наука, 1987.
  44. А.А. Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля в РФ// Законодательство и экономика.-2003.-№ 1.
  45. Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования 2003 — № 4 .
  46. Ю. Государственный финансовый контроль в социальной сфере// Экономист. 2001. -№ 1.
  47. Т.Н. Социальные службы в России и их деятельность: история и современность. М.: Союз, 2001.
  48. В.М., Чикарина Л. Я. Лица без определенного места жительства и занятий. Правовой статус- социологический портрет- социальная помощь. Краснодар: Центральная, 2001.
  49. Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. М.: Ad Marginern, 1999.
  50. В.Р. Социальная организация пространства. М.: Наука, 1988.
  51. Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Учебное пособие. СПб., 2002.
  52. Волновые процессы в общественном развитии (В.В.Василькова, И. П. Яковлев, И. Н. Барыгин и др.). Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992.
  53. В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Методология с позиции практики. -Новосибирск: Наука, 1984.
  54. В.М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: 1987.
  55. Государственное регулирование социальной сферы / О. Н. Викторов, В. Л. Кураков, Н. В. Бондаренко и др.- Под ред. Л. П. Куракова, М. П. Владимировой. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  56. И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М.: Центр творчества «Беловодье», 2001.
  57. А.И. Принципы формирования социальных институтов государства: Применительно к институту вооруженных сил Минск: УП «ТЕХНО-ПРИНТ», 2001.
  58. В. Парламентский контроль исполнения бюджета (вопросы совершенствования)// обозреватель.— 2003. № 5.
  59. С. Бюджет — 2004: все тот же вопрос выбора соц. экономической политики// Роагаский эконом. Журнал.- 2003. № 8.
  60. В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения// Социологические исследования. — 2002. № 4.
  61. В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса// Финансы. — 2002. № 10.
  62. Государство и малоимущие: на чем основывается социальная помощь // Человек и труд. 2002. — № 1.
  63. Р. Социальное партнерство: признаки и призраки // Российская Федерация сегодня.-2003 .-№ 6.
  64. А.А., Чураков А. Н. Системный подход к анализу данных мониторинга обществ. Мнения.// Социологические исследования — 2002. № 7.
  65. И.Г. Кооперативы и социальная защита // Социальный мир.- 2002. -№ 1.
  66. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социологические исследования. 2002. — № 10.
  67. И.Ф. Методы социологического исследования. 2-е изд., испр. — М.: Книжный Дом «Университет», 2002.
  68. Динамика ценностей населения реформируемой России (под ред. А.Р.Здравомыслова). М.: 1996.
  69. А.В., Иванов О. И., Голофаст В. Б. Комплексное социально-экономическое исследование. Л.:Наука Ленингр. отделение, 1978.
  70. Э. Педагогика и социология. М.: 1995.
  71. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами.-Москва-Белгород: ЦСТ, 1993.
  72. В.Я. Воспроизводство общества и человека М., 1988.
  73. ЕляковА.Д. Феномен информационного общества. Самара: ГоС. Экон. Акад., 2001.
  74. В.И. Глобализация. Глобализм. Россия. М.: Изд-во МГСУ, 2002.
  75. В.И. Компаративистика в современной социологии: методологические и методические подходы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
  76. В.И. Проблема народонаселения в современной сравнительной социологии: Доклад на X Международных социологических чтениях 1 февраля 2003 г. М.: Изд-во МГСУ, 2003.
  77. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
  78. Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М.: Дело, 2002.
  79. Т. Актуальные проблемы исследования социальных механизмов трансформационных процессов // Безошсность Евразии — 2003 -№ 1.
  80. А., Климовская М. Возможности устойчивого развития России в условиях изменений глобального климата // ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2003. — № 1 (79).
  81. Н.В. Правовое регулирование социальной годдержки населения в субъектах Российской Федерации в 90-х гг. XX в. М.: Статус, 2000.
  82. Р.Е. Пространство как время и формы социального бытия. Свердловск: 1974.
  83. Ф. Мемуары как объект исследования // Социологиеские исследования. 1989 — № 1.
  84. Е.М. Семья как объект социальной работы // Региональный опыт. Чебоксары, 1999.
  85. В.Н. Россия: Варианты выбора. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
  86. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений: Проблемы социального контроля. М.: 1980.
  87. Итоги работы системы социальной защиты населения в 2003 году. Пенза: Изд-во Пензенского РЦСОН, 2004.
  88. С. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002 .-№ 10.
  89. С. Функциональная структура социального государства // Человек и труд. 2002. — № 6.
  90. С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство// Человек и труд.-2003.-№ 9.
  91. Кара-Мурза С.Г. О социальной напряженности в обществе // Русский дом. 2003. -№ 5.
  92. В.Ю. Совершенствование законодательства в области социальной политики// Современное право.- 2003. -№ 2.
  93. Концепция социального государства Российской Федерации // Народонаселение. 2003. — № 1.
  94. В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социологические исследования. — 2003-№ 11.
  95. М. Динамика общественных статусов за 20 лет // Мониторинг общественного мнения. 2002. -№ 5.
  96. Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования — 2003 № 4.
  97. В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах // Социологические исследования. — 2002 № 4.
  98. К формированию системы общегосударственного финансового контроля в РФ// Вопросы экономики-2002. № 7.
  99. М.С. Новые подходы к исследованию социальной сферы //Вестник Московского университета. Сер.6 Экономика.- 1993 № 4.
  100. ЮО.Кац P.M. Методологические проблемы изучения социальной сферы жизни общества: Автореферат дисс. на соискание учшой степени ДФН.-М.: 1988.
  101. В.Н. Социология управления социальной сферой.-М.: Академический Проект, 2003.
  102. М.И. Россия в «сумерках» трансформаций: Эволюция, революция или контрреволюция? М.: Молодая гвардия, 2001.
  103. Л.Н. Социальное планирование: работа, образование, быт. М.: Мысль, 1970.
  104. О.А. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  105. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации.- М., 2000.
  106. Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России// Социологические исследования.— 2003. № 6.
  107. М.В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. М.: 1983.
  108. В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. М.: Academia, 2001.
  109. П.П. Планирование социального развития производственного коллектива. М.: Мысль, 1972.
  110. ПО.Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие// Российский зсономический журнал. -2001. № 9.
  111. Ш. Литвинов В. А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения: история, методология, перспективы //Уровень жизни населения регионов России. 2002.-№ 12.
  112. И. Социальная политика в сфере высшего образования: вчера и сегодня // Высшее образование в России. 2002. -№ 6.
  113. Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2002.-№ 2.
  114. Материалы коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по итогам работы в 2003 г.- Пенза: 2004.
  115. Э. Важная составляющая социальной поддержки // Социальное обеспечение. 2001. — № 12.
  116. Г. П. Нецелевое использование бюджетных средств. Арбитражная практика// Финансы. — 2002. № 4.
  117. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» http:#www.ptpu.ru/default.asp.
  118. С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма// Законодательство и экономика.— 2003. -№ 12.
  119. Н. Национальные интересы и национальная безопасность России // Власть. 2000. — № 3.
  120. В.А., Михеев А. В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 5.
  121. Л.Н. Социальная трансформация российского общества и социологическая теория // Социально-гуманитарные знания.-2001 № 5.
  122. П.С. Социальные параметры России в сопоставлении с европейскими странами // Уровень жизни населения регионов России. 2003. — № 2.
  123. Е. От прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету// Человек и труд. 2003. -№ 5.
  124. М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организациив России. М.: Дело и Сервис, 2001.
  125. В.В. Социальное программирование. Пенза: Изд-во ПГУ, 1998.
  126. В.В. Леонидовский арсенал: проблемы и решения // Биржевая газета.-2004.-№ 10 (18 марта).
  127. Э.Р. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности. М.: Наука, 1972.
  128. Марксистско-ленинская социология (под ред. Н. И. Дряхлова, Б. В. Князева, В.Я.Нечаева). М.: Изд-во Московского университета, 1989.
  129. Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.- Городец: Городец-издат, 2000.
  130. Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования.-1992.-№ 4.
  131. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: 1992.13 2. Микульский К. И. Социально-экономическая политика в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1978.
  132. На пути к социальному государству: Сборник материалов заседания круглого стола по обсуждению проекта Концепции социального государства 19 ноября 2002 г. / Под общ. ред. Н.Н. Гриценкс/.-М.: 2002.
  133. В. Возможно ли справедливое распределение доходов? // Экономист. 2003. -№ 4.
  134. Г. В. Парадигма нового мирового порядка и Россия.- М.: Институт эколого-технологических проблем, 1999.
  135. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М.: НОРМА-ИФРА-М., 2002.
  136. Р. Современное общество (из наследия американского социолога Р. Парка)// Личность. Культура. Общество.-2001.-№ 3.- Выпуск 4.
  137. Т. Общий обзор. Американская социология.- М., 1972.
  138. Т. О структуре социального действия. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2002.
  139. Пересмотренная Европейская Социальная Хартия. Социальная Хартия, 1999.
  140. Политика доходов и качество жизни населения (под ред. И.А.Горелова). Спб.: Питер, 2003.
  141. Нб.Пригожин А. И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.
  142. Прогнозное социальное проектирование. Теоретико-методологические и методические проблемы (под ред. Дридзе Т.М.). М.: Наука, 1994.
  143. М.А. О биологической безопасности // Вестник российской академии наук. 2003. -№ 2.
  144. Л.В., Шишканов А. И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих // Социологические исследования. -2002.-№ 5.
  145. В. Общество и власть // Свободная мысль-2001- № 4.
  146. А. О некоторых предпосылках анализа современных экономических процессов// Российский экономический журнал. -2003 .-№ 5−6.
  147. В. Без сильной власти невозможен прорыв в будущее// Российская федерация сегодня.-2003.-№ 10.
  148. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1.
  149. Реформирование системы социальной помощи// Человек и труд. -2002. -№ 5.
  150. Т.Ф. Финансовые проблемы функционирования бюджетных учреждений в современных условиях// Финансы и кредит. — 2002. -№ 22.
  151. Д. Условия жизни в России// Социологические исследования. — 2000. -№ 3.
  152. В. К оценке социальных параметров правительственных бюджетных проектировок на грядущий год// Российский экономический журнал. -2003 .-№ 8.
  153. В.О. Какой Россия видится изнутри и издалека// Социально-гуманитарные знания 2003. — № 3.
  154. Р.В. Образ жизни населения России: Социальные последствия реформы 90-х годов// Социологические исследования. — 2001. -№ 4.
  155. П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. М.: Ad Marginern, 1997.
  156. В.А. Методологические проблемы социалистического, общественного сознания. Новосибирск,! 974.
  157. Региональные аспекты развития социальной инфраструктуры. Медико-социальные проблемы / Сост. Ю. Н. Казаков, Б.С. МовчанУ -Владивосток, 1988.
  158. Региональные модели социальной защиты населения: проблемы, технологии. М.: Союз, 1998.
  159. Реформа социальной сферы РФ (статистический сборник Министерства труда и социального развития РФ). М., 2004.
  160. Н., Дискин И. Россия: социальная доктрина переходного периода.-М.: 1995.
  161. В.И. Введение в марксистскую социологию.- Л.: 1962.
  162. А.В. Финансовый контроль. М.: Дело и Сервис, 2003.
  163. В.М. Социальная сфера: проблемы планирования.-М.: Экономика, 1989.
  164. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: 1986.
  165. М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества// Социальное исследование. -2001-№ 4.
  166. Н.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М.: 1990.
  167. А .Я. Контрольная деятельность Советов. М.: 1987.
  168. Р.А. Экономический контроль в системе управления.-М.: 1980.
  169. Э.В. Культура и личность. Л.: 1972.
  170. В.М. Социология нравственного развития личности. -М.: Политиздат, 1986.
  171. Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества: Коллективная монография. Институт Европы РАН.-М.: 2002.
  172. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М.: 2001.
  173. Социальная политика (под общ. редакцией Н.А. Волгина). М.: Изд-во РАГС, 2003.
  174. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: 2002.
  175. Социальная политика: парадигмы и приоритеты / Под общ. ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ, 2000.
  176. Социальная сфера России: социологический анализ (1990−2000) / Под ред. В. И. Жукова. М.: Союз, 2001.
  177. Социальное управление теория и методология (под общ. Редакцией В. Н. Иванова). М.: Муниципальный мир, 2004.
  178. Социальное государство: Библиографический указатеть. М.: Информационно-издательский центр Академии труда и социальных отношений, 2002.
  179. Социальные ресурсы и социальная политика / С. С. Шаталин, Ю. А. Левада, Е. В. Устюжанина и др.)-Отв. ред. С. С. Шаталин В.Г. Гребенников- А.Н. СССР, Отд-ние экономики, Науч. совет по комплекс, пробл. социал. и культ, развития. М.: Наука, 1990.
  180. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-декабре 2003 г. (статистический бюллетень). Пенза, 2003.
  181. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-феврале 2004 г. (статистический бюллетень). Пенза, 2004.
  182. Социологические методы изучения образа жизни (Отв. ред. Андреев Э. М., Левыкин И.Г.).- М.: Наука, 1985.
  183. М.С. Государственный контроль в сфере управления. М, 1974.
  184. .А. Социальная служба: состояние и перспектива М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001.
  185. А.И. Основы регионологии. Саранск: НИИ регионологии, 1996.
  186. Е. Социальная сфера села: взгляд из региона// Человек и труд. 2002.№ 1.
  187. И.Н. Об основах формированш пропорций социально-политического развития общества // Социально-гуманитарные знания 2003 — № 5.
  188. В. О нормативно-целевой модели общества // Общество и экономика. —1999 № 12.
  189. А. Как смягчить социальные последствия глобализации? // Человек и труд. 2003. — Ns 1.
  190. А., Короткое А. Социальная политика и проблемы инвалидности // Социальное обеспечение. 2002. -№ 4.
  191. А. Уровень гарантий по международным стандартам// Социономия (приложение к //Социальная защита). 2003. — № 3.
  192. Г. Г. Социально-политическая безопасность личности, общества, государства // Безопасность Евразии — 2001. № 2.
  193. И. Социальная сфера жизнедеятельности государства и стратегические риски// Безопасность Евразии.-2003.-№ 1.
  194. С. Новые задачи новые способы решения (о государственном финансовом контроле)//Российский эсоном Журнал.-2001. -№ 10.
  195. JI. Качество жизни в российских регионах// Экономист. -2002. № 10.
  196. Е.С. Совершенствовать финансовый контроль// Финансы. 2002. — № 12.
  197. А. Существует ли государственный контроль?// Человек и закон.-2003.-№ 3.
  198. Г. Социальная логика.- Спб., 1991.
  199. Н.Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика выбор без альтернативы// Социалогические исследования.-2001.-№ 3.
  200. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки. Американская социологическая мысль. М., 1996.
  201. Л. Уровень жизни населения и государственные меры по повышению социальных гарантий// Социальное обеспечение. 2001. -№ 9.
  202. .Т., Аитов Н. А., Лапин Н. И. Социальное проектирование.-М.: Мысль, 1982.2Ю.Тулеев А. Социальная защита населения приоритетноенаправление социальной политики администрации области // Социальная работа. 2002.-№ 1.
  203. Э.И. Адаптация населения в трансформируемых обществах // Социально-гуманитарные знания. — 2003. № 5.
  204. Т.Ч. Целевое использование бюджетных средств// Финансы. 2002. — № 9.
  205. И.А. Национальная безопасность, интересы России и современная цивилизация // Вестник МГУ. Сер. «Политические науки». -1999. -№ 4.
  206. В. Социальное обслуживание: вектор развития// человек и труд. 2003. -№ 5.
  207. В. Новые инструменты управления бюджетным процессом в регионе// Экономист. — 2001. № 6.
  208. А. К. Некоторые актуальные аспекты формирования единой социальной политики в РФ// Представительная власть. 2002. -№ 4.
  209. А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.
  210. О.А. Социальное управление: проблемы и возможности // Материалы Первых Афанасьевских чтений «Современное социальное управление: теория, технологии и подготовка кадров"г М.: 2003.
  211. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001.
  212. В.И. Современные основы соцшльного управления. -М.: Институт организационных систем, 1997.
  213. С. А. Социальная сфера общества и личность. Минск: Наука и техника, 1988.
  214. И.Т. Социальная политика: сущность, функции, практика. Уфа: БНИИСХ. 2000.
  215. Л.Т. Социальное партнерство: состояние и перспективы. М.: Союз, 2001.
  216. В.В. Проблема менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами. // Социологические исследования.- 2003.- № 7.
  217. Экспертное заключение на проект федерального бюджета на 2004 год и прогноз социально-экономического развития РФ на 2004−2006 годы// Банковское дело. 2003.- № 11.
  218. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная политика и тендер в риторике предвыборной борьбы// Социологические исследования. 2002. — № 11
  219. Экономика социальной сферы: Учебное гособие для вузов / В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин, В. И. Бутов и др. Ростов н/Д: Март, 2001.
  220. Р.И. Категория «социальное пространство» и соотношение ее с категорией «общественно-экономическая формация»// Взаимодействие базисных и надстроечных явлений развитого социализма. -Свердловск.: 1980.
  221. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности.- М.: 2000.
  222. A.M. Теория криминологии и социальная практика.- М.:1985.
  223. Beijing declaration and platform for action with the Beijing +5 political declaration and outcome document. United Nations. New York.2001.
  224. Change in continuity. Concepts and tools for a cultural approach to development, UNESCO 2000.
  225. Comparing social welfare system in Nordic Europe and France. Volume 4 / Copenhagen Conference.
  226. Deacon В. Hulse M., Hubby P. Global Policy International Organizations and the future of welfare. SAGE Publ., 1977.
  227. Graham Allan, Graham Crow. Families, households and society., 2001.
  228. Gernng J. Social Science Methodology: a criterial framework. -Cambridge University Press, 2001.
  229. Homans G. Contemporary theory in sociology // Handbook of modern sociology. Chicago, 1964.
  230. Living arrangements of older persons: critical issues and policy responses / Population bulletin of the United Nations. Special issue Nos. 42/43. -New York, 2001.
  231. Reconstructing social work research / Finnish methodological adaptations. Jyvaskyla, 1999.
  232. Ross E. Social control: A survey of the foundations of order.- N. Y., L., 1978.
  233. Sumner W. Folkways.- L., 1958.
  234. Unemployment, social protection and families with children in the Russian federation and in Finland/ Joint Russian Finnish Research Project, 1997.
  235. William H. Neman, Constructive Control: Design and Use oj Control Systems. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1975.
  236. Woodiwiss A. The visual in social theory. The Athlone Press. London & New York, 2001.
Заполнить форму текущей работой