Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей
Диссертация
С 1917 года музыкальное воспитание детей в семье претерпевает значительные изменения. Школа, как носитель и проводник новых воспитательных идеалов, стала оказывать решительное влияние и на семейное воспитание. Однако, в первые годы существования советской педагогики учеными и руководителями образования отстаивалась идея о незаменимости семейного воспитания /Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Л. Социальные основы музыкальных традиций русского народа
- 1. 2. Музыка как фактор социализации в семье до 1917 года
- 1. 3. Музыкальное воспитание в советское время
- 1. Л. Социальные основы музыкальных традиций русского народа
- 2. 1. Сущностная характеристика взаимосвязи нравственного и музыкального воспитания детей
- 2. 2. Педагогический потенциал музыки в условиях семейного воспитания
Список литературы
- Абдуллин. Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителей музыки в системе высшего педагогического образования. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
- Актуальные проблемы социального воспитания. М. — Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. — 168 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1989. 257 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КУ, 1998. — Кн. 1. — 568 е.- Кн. 2. — 320 с.
- Аникин В. П. Русский фольклор. М.: Выс. шк., 1987. — 285 с.
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-252 с.
- Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
- Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб. и доп. -M.: Медицина, 1982. — 335 с.
- Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1971. — 150 с.
- Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Апраксина О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М., 1977. — С. 3−14.
- Апраксина О. А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1977. — С. 66−76.
- Арнольдов А. И. Введение в культурологию. Учеб. пособие. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993 — 352 с.
- Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
- Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. -284 с.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. — Л.: Музыка, 1965. — 151 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1971. -376с.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Афасижев М. Н. Структура эстетической потребности человека // Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975.
- Бабанский Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1971. — № 8. — С. 31−37.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 180 с.
- Бакштейн И. М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений культуры. Дис. канд. филос. наук. М., 1985.
- Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
- Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-334 с.
- Беренбойм Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1979. -352 с.
- Батицкий М. В. Знаете ли вы музыку?: Занимательные задачи-головоломки, ребусы, кроссворды для школьников. М., 1982.
- Белинский В. Г. Избранные эстетические работы: В 2-х т. / Сост. и ком-мент. Н. К. Гея. М.: Искусство, 1986.
- Белинский В. Г. Соч. в 4-х т. Т. 1. Спб., 1900.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.- 212 с.
- Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность / филосовские размышления о жизненных проблемах. М.: Мысль, 1990. — 287 с.
- Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Блок Б. М. Заметки композитора о музыкальном воспитании детей // Педагогика, 1992, № 9−10. С. 46−50.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
- Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка, 1974. — 144 с.
- Бодина Е. А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. М., 1989.
- Божович Л. И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы /7 Вопросы психологии, 1977, № 2. С. 29−39.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 — 463 с.
- Бонфельд М. Ш. Музыка как речь и мышление. Дис. д-ра искусствоведческих наук. М., 1993.
- Боровиков В. С. Социальные механизмы взаимодействия интересов и политической активности советской молодежи. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
- Бочарова В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. I.-М.-Тула, 1993.-С. 34−48.
- Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Буева Л. П. Личность и среда. М., 1972.
- Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Дис. д-ра филос. наук. Минск, 1989.
- Васильев Ю. К. Педагогическое управление: методология, теория, практика. М.: Педагогика. 1990. — 230 с.
- Васильев Ю. А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах. М.: Сов. композитор, 1976. — 95 с.
- Ваховский Л. Ц. Развитие взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся (1917−1945 гг.). Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 391 с.
- Ветлугина Н. А. Детский оркестр. М.: Музыка, 1976.
- Ветлугина Н. А. Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. -С. 185−208.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.
- Вершловский С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, 1981. — 143 с.
- Вершловский Г. С. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
- Виленский М. Я. Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М.: Прометей, 1993. -117 с.
- Вилькорейская Т. Музыкальное воспитание дошкольников в Ленинграде (1917−1960) // Дошкольное музыкальное воспитание детей. Л., 1962.
- Вишнякова Н. Ф. Развитие творческой активности младших школьников / на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня. Дне. канд. пед. наук. М., 1980.
- Владыкина-Бачинская Н. М. П. И. Чайковский. Монография. 4-е изд. — М.: Музыка, 1975.-208 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Возрождение народной культуры и художественное воспитание подрастающего поколения в социальной среде. Вып. 7. М. — Новосибирск, 1991. -220 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
- Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.- 135 с.
- Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка. 1975. -128 с.
- Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979. — 351 с.
- Воспитывающий город. Модель социальной работы в малом городе России / Из опыта работы /. Боровск, 1994. — 143 с.
- Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. -256 с.
- Вульфов Б. 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-94 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
- Выготский Л. С. Основы педологии. М., 1934.
- Выготский Л. С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- Гарбер Jl. А. Вопросы формирования музыкальных способностей у детей раннего возраста // Сов. педагогика, 1965, № 3. С. 83−90.
- Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977.-471 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1973.
- Гершунский В. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
- Головская К. В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания // Известия АНН РСФСР. Вып. II. М., 1947. — С. 43−53.
- Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
- Горюнова Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 7. -М.: Музыка, 1971.-С. 16−26.
- Горюнова Л. В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
- Гребенников И. В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1971.
- Григорян Б. Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. -319с.
- Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
- Гришин Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Дис. д-ра пед. наук. Калуга, 1978.
- Гришин Д. М., Карташев Н. В. Учитель-исследователь. Программа спецкурса-практикума. Калуга, 1994. — 22 с.
- Гришин Д. М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992. — 108 с.
- Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77 с.
- Гулиев С. М. Теоретические основы совместной деятельности школы, семьи, общественности и трудового коллектива по нравственному воспитанию школьников. Дис. д-ра пед. наук Тбилиси, 1988.
- Гуманистическая воспитательная система: Вопросы теории / Под ред. Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика. М., 1993. — 121 с.
- Гуров В. Н. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании детей и учащихся // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. I. М., 1993. — С. 310−320.
- Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 170 с.
- Гурьянова М. П. Социальная педагогика села: Вопросы теории и истории. -М., 1994. 88 с.
- Данилов А. А. Воспитательный потенциал народного искусства // Сов. педагогика, 1989, № 3. С. 33−37.
- Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191 с.
- Диагностика профессиональных способностей, системы профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников М., 1994. — 127 с.
- Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопр. философии, 1977, № 2, С. 48−59.
- Динамика культуры: методологические проблемы. М., 1989.
- Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: Музыка, 1974. — С. 71−86.
- Дмитриева Л. Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников. М., 1982.
- Дмитриева Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М., 1982. — С. 96−111.
- Дубов Г. В. Проблема свободы художественного творчества в истории общественной мысли и е социальной практике современного демократического общества. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
- Дугин Е. Я. Средства массовой информации как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
- Думова Н. Г. Московские меценаты. М.: Мол. гвардия, 1992. — 333 с.
- Егоров А. Г. Проблемы эстетики. М.: Сов. писатель, 1977. — 464 с.
- Егошина В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. — 70 с.
- Емельянова Н. Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова. Воронеж, 1984. — 159 с.
- Жоробеков Т. А. Совместная деятельность школы и семьи в музыкально-художественном воспитании младших школьников на народных традициях (На материале республики Кыргызстан). Дис. канд. пед. наук. М., 1993.
- Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
- Залкинд А. Б. Педология в СССР. М., 1929. — 61с.
- Зимянина Н. О Рихтере // Юность, 1984, № I. С. 66−79.
- Иванова Н. Н., Заводилкина О. В. Дети в приемной семье. М.: Дом, 1993. -31 с.
- Из музыкального прошлого. Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. -М., 1960. -Вып. 1.-519 е.- 1965. Вып. 2, — 342 с.
- Изучение духовных потребностей школьников: Научные труды НГПИ. Вып. 48. -Новосибирск, 1970. 303 с.
- Изучение профессиональной компетентности педагогов. Методические рекомендации. Калуга: ИУУ, 1994. — 40 с.
- Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. — 61 с.
- Ильенков Э. В. Вопросы эстетики. Вып. 6. М.: Искусство, 1964.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
- Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы. -Орел: ОГПУ, 1995.- 240 с.
- Исследование художественных интересов школьников / Под ред. Ж. В. Квятковского и Ю. У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
- Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. JI. В. Бадя. -М., 1994. -255 с.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1982. — 213 с.
- Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1976.
- Кабалевский Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе // Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.
- Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопр. психологии, 1992, № 1−2. С. 14−21.
- Карташев Н. В. Взаимосвязь нравственного и музыкального воспитания младших школьников на внеклассных занятиях в группах продленного дня. Дис. канд. пед. наук. Калуга, 1991.
- Карташев Н. В. Народное творчество во внеурочной работе с детьми / Под ред. А. Ф. Иванова. Калуга: КГПИ, 1991. — 36 с.
- Карташев Н. В. Музыкальное воспитание ребенка в семье. Учебн. пособие. Калуга: КГПУ, 1996.
- Карташев Н. В. Организация музыкальных занятий в семье. Методические рекомендации. Калуга: КГПУ, 1996.
- Катинене А. И., Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей в семье // Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994. — С. 177−182.
- Кирнарская Д. К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах // Вопр. психологии, 1992, № 1−2.
- Кирнос Д. И. Индивидуальность и теоретическое мышление. М., 1992. -174 с.
- Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГИК, 1993. — 164 с.
- Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. / Под ред. В. Л. Янина. Т. 9. — М.: Мысль, 1987.
- Ковалев А. Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. — 94 с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психологии, 1993, № 1. С. 13−23.
- Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
- Колесникова И. А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. Спб., 1994. — 55 с.
- Колпакова Н. П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. — 135 с.
- Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987.- 63 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 269 с.
- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Корчак Я. Как любить детей М.: Знание, 1991. — 190 с.
- Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Под ред. Н. И. Павленко. М.: Республика, 1992. -303 с.
- Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1989.-319 с.
- Крупская Н. К. Семья и школа//Свободное воспитание. 1913−1914. — № 1.
- Культурная жизнь в СССР. 1917−1927. Хроника. М.: Наука, 1975. — 768 с.
- Культурная среда и ее освоение. М., 1988. — 142 с.
- Куценко В. И. Социальная задача как категория исторического материализма. Киев, 1972. — 371 с.
- Куцев Г. Ф. Новые города. М.: Мысль, 1982. — 269 с.
- Кучмаева И. К. Культурное наследие- современные проблемы. М.: Наука, 1987. — 173 с.
- Леквеишвили Г. Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси: ТГУ, 1987. — 167 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
- Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. -167 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебн. пособие.- М.: Прометей, 1995. 282 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Луначарский А. В. В мире музыки: Статьи и речи. 2-е изд., доп. — М.: Сов. композитор, 1971. — 540 с.
- Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. — 352 с.
- Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
- Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Ч. 1. -М.: Музыка, 1967. 752 с.
- Малахова И. Н. Первые шаги в мире звуков. М.: Знание, 1977. — 96 с.
- Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. -М.: Прометей, 1993.- 176 с.
- Мальковская Т. Н. Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов. -М., 1984.
- Маляренко Г. Ю. Природа творчества и пути его активизации. М.: Прометей, 1991. — 68 с.
- Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. 2-е изд. — М., 1951. — 116 с.
- Матонис В. П. Музыка в системе эстетического воспитания. Дис. д-ра фи-лос. наук. М., 1990.
- Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки // Восприятие музыки. 1980. — С. 178−194.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240 с.
- Методика исследования взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании учащихся: Методическое пособие / Сост. А. М. Низова., 1976. -73 с.
- Методические рекомендации по использованию фольклора в музыкальном воспитании младших школьников для студентов факультета начальных классов / Сост. Л. И. Боровиков. Новосибирск, 1987. — 28 с.
- Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях. Тамбов, 1994. — 85 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 402 с.
- Минаваров А. К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания. Дис. д-ра пед. наук. Ташкент, 1989.
- Михайловская H. М. Музыка и дети. М.: Сов. композитор, 1977. — 260 с.
- Мир Человека. Спб., 1994. — № I.
- Молодежь и культура. Проблемы досуга художественного творчества, становления личности. М.: НИИК, 1985. — 144 с.
- Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика / Опыт экспериментального исследования /. М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
- Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / Пер. с итальянского. 2-е изд. — М., 1915. — 375 с.
- Морозова Г. М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993. — 260 с.
- Морозова 3. П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1979.
- Морозова С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б. JI. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка. 1977.-С. 75−85 с.
- Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия / Общ. ред., предисл. и прим. Ю. Н. Александрова. М.: Правда, 1989. — 544 с.
- Московский музыковед. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1990.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994. — 172 с.
- Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5−6 лет: Из опыта работы муз. руководителей дет. садов. М.: Просвещение, 1983. -280 с.
- Музыка и телевидение / Сост. Г. Я. Троицкая, Н. С. Афонина. М.: Сов. композитор, 1978. — 256 с.
- Музыка созидающая и разрушающая / Сост. А. В. Лисенков. М.: Сов. Россия, 1989, — 128 с.
- Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности // Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1985. -С. 214−240.
- Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1977. -488 е.- Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1988. — 272 с.
- Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А. Р. Костюк. Киев: Муз. Украина, 1986. — 126 с.
- Мустафаев Ф. Г. Духовная потребность и художественная культура. Дис. д-ра филос. наук. Баку, 1992.
- Мухина В. С. Детская психология. Спб.: Просвещение, 1992. — 302 с.
- Мясищев В. Н. Психологические функции и отношения // Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — С. 120−136.
- Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. — С. 91−111.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 382 с.
- Народ и интеллигенция. М.: Тв-кое объединение СОБОР, 1990. — 116 с.
- Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг. М.: Педагогика, 1974.-560 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. Спб., 1911.
- Наторп П. Философия как основа педагогики. М., 1910.
- Наука и ценности / Под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л., 1990. — 184 с.
- Науменко С. И. Формирование музыкальности у младших школьников процессе индивидуального обучения // Вопр. психологии, 1987, № 4. С. 71−76.
- Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия. Прибавление к «Московским ведомостям», 1783, № 2.
- Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем. Кн 2. М., 1993.
- Носуленко В. Н. Психологические основы взаимодействия человека и акустической среды. Дис. д-ра психол. наук. М., 1989.
- Образцова И. О музыке и музыкантах. М., 1952. — 247 с.
- Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства Сб. научных трудов. М.: НИИ школ, 1981. — 89 с.
- Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г. Н. Филонова. -М., 1996, — 102 с.
- Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Дис. канд. пед. наук. М., 1985.
- Одоевский В. Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // Отечественные записки, 1845. Т. 43.
- Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология СССР. -Т. 1. М.: Мысль, 1966. — С. 470−529.
- Опыт исследования аудитории концертов популярной музыки. Научно-практические рекомендации. М., 1988.
- Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -Киев: Муз, Украина, 1975. 197 с.
- Остроменский В. Д. Формирование музыкального познания. Кишинев: Штиинца, 1988. — 157 с.
- Отмахова Н. А., Коновалова В. Ф. Межполушарные различия и взаимодействие полушарий // Успехи физиологических наук, 1988. Т. 19. — № I.
- Паламарчук А. И. Формирование музыкального интереса у младших школьников в условиях внеклассной музыкальной работы. Дис. канд. пед. наук. -М., 1981.
- Панкевич Г. И. Искусство музыки. М.: Знание, 1987. — 112 с.
- Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. М. В. Крупениной. М., 1930.
- Писарев Д. И. Влияние искусства на воспитание (Рецензия на статью Э. М. А.) // Полн. собр. соч. Т. 1. — Спб., 1894.
- Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Плиев А. Г. Социальные тенденции как детерминанты развития художественной культуры. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
- Полукаров В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся. Дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Проблемы духовного возрождения России и задачи учреждений образования и социокультурной сферы. Орел: ОГИК, 1993. — 151 с.
- Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 151 с.
- Пузыревский А. И. Пение в семейном воспитании // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. М., 1901, № 1. — С. 1−64.
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1949.
- Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Развитие личности ребенка / Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.-269 с.
- Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкальных творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М., 1982. -272 с.
- Разумный В. А. Клуб и эстетическое воспитание в семье: Пособие для клубных работников. М.: ВНМЦНТИКПР, 1988. — 100 с.
- Рикк Брэй. Как жить в ладу с собой и миром? М.: Школа-Пресс, 1992. -128 с.
- Розинер Ф. Я. Ваши дети, вы и музыка. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Под ред. А. Л. Готсдинера. Л.: Музыка, 1980. — 104 с.
- Ромах О. В. Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи. Дис. д-ра пед. наук. Спб., 1992.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохо-ва. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Румер М. А. О детском музыкальном творчестве / из истории вопроса // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14. М.: Музыка, 1979. — С. 89−94.
- Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забелиным /. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: Книга Принтшоп, 1990. — 616 с.
- Русская школа. Вып. 1. М.: МП «Роман-газета», 1993. — 110 с.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа: Народный календарь. М.: Сов. Россия, 1990. — 176 с.
- Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. — 237 с.
- Семенов В. Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Свердловск, 1990.
- Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
- Сермяжко Е. И. Воспитание детей в семье // Сов. педагогика, 1988, № 2. -С. 11−116.
- Сидоров В. М. На вершинах. М.: Сов. писатель, 1988. — 410 с.
- Сикорский И. А. Семья как воспитательная среда // Педагогическая хрестоматия. Спб., 1905.
- Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. — 266 с.
- Симонов П. В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: поди сверхсознании // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т. 4. Тбилиси, 1985.
- Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. — 141 с.
- Симонов П. В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
- Смирнова Е. С., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопр. психологии, 1991. № 6. С. 30−37.
- Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч. 1. М., 1993. — 145 е.- Ч. 2. — М., 1993. — 147 с.
- Соколов Р. В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. Учебно-методическое пособие для участников общественно-педагогического движения. М., 1992. — 190 с.
- Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Дис. д-ра филос. наук. -Л., 1981.
- Соколова Н. Д. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников. Дис. д-ра пед. наук. М., 1993.
- Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Социальная педагогика: Вопросы теории и практики: Методические материалы. М., 1994, — 109 с.
- Социальная поддержка в России, благотворительность: история, традиции и современность / Под ред. Л. А. Темниковой. Калуга: КГПУ, 1995. — 106 с.
- Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М.: Наука, 1987. -351 с.
- Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. — 269 с.
- Социальный педагог и семья. Боровск, 1994. -31 с.
- Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., допол. — Л.: Музыка, 1975.-64 с.
- Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Сравнительный анализ организации культурной жизни в различных типах поселений. М.: НИИ культуры, 1990. — 33 с.
- Среда — Система — Управление в педагогике / Ред. Ю. С. Мануйлов. -Кустанай: ГУ О, 1994. 106 с.
- Стельмахович М. И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедаго-гики украинского народа. Дис. д-ра пед. наук. Киев, 1989.
- Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М.: МГИК, 1991.- 116 с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / Этика коммунистического воспитания /. М.: Педагогика, 1989. — 286 с.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 1. -С. 267−538.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 1. — С. 25−266.
- Сычев Ю. В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
- Тараканов М. Е. Психология процессов художественного творчества. М., 1980.
- Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. В 2-х ч. М.: Союз, 1994. -Ч. 1. -339 с.- Ч. 2, — 199 с.
- Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт
- Под. ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. В 2 т. М. — Тула, 1993. — Т. 1. -460 с.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. -536 с.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Вып. II. М., 1947. — С. 7−26.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т.- Т. 1. М.: Педагогика, 1985. — С. 42−222.
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 351 с.
- Титов Б. А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества. Дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
- Ушинский К. Д. Избр. соч., Т. 1. М.: Педагогика, 1974.
- Ушинский К. Д. Соч., Т. II. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М. — Л., 1950. — Т. 8. — С. 11−679.
- Фамицын А. С. Скоморохи на Руси. Спб., 1889.
- Фельдштейн Д. И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1990. -206 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -223 с.
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М., 1995. — 23 с.
- Формирование коммунистической нравственности школьников / Под ред. О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1983. — 105 с.
- Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.
- Харчев А. Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
- Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. — 186 с.
- Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб. трудов / Сост. и ред. М. М. Берлянчик. Новосибирск, 1989. -Вып. 13.- 245 с.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Д. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
- Цуккерман В. С. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. — 204 с.
- Чаадаев П. Я. Философские письма // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. Спб., 1991.
- Человек в современном мире: Сб. научных работ / Под ред. Т. Н. Малярен-ко. Тамбов: ТГПУ, 1994. — 45 с.
- Человек в современном мире. Межвузовский сб. научных тр. Вып. 2 / Под ред. Т. Н. Маляренко. Тамбов: ТГПУ, 1995. — 33 с.
- Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь: ПГИК, 1989.-280 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. — 174 с.
- Чернышевская Н. М. Н. Г. Чернышевский и Саратов. Саратов: Привол. кн. изд-во, 1978. — 191 с.
- Чижевский А. Л. Я молнию у неба взял. Автобиографические очерки. -Калуга, 1994.
- Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.
- Шавель С. А. Социальная сфера и мотивация творческой активности. Дис. д-ра филос. наук. Минск, 1990.
- Шацкая В. Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. М.: Работник просвещения, 1923.
- Шацкая В. Н. Бодрая жизнь / Из опыта детской трудовой колонии. М., 1924.
- Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
- Шацкий С. Т. Бодрая жизнь, // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. — С. 295−450.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1 — 304 е., Т. 2.-414 с.
- Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. — С. 258−266.
- Шацкий С. Т. Школа и строительство жизни // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. -С. 122−151.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
- Шевлягина В. Ф. Музыкально-просветительская деятельность С. И. Танеева в первой Народной консерватории в России // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1978. — С. 19−28.
- Шингаров Г. X. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Школа — центр образования, воспитания и социальной, педагогики. Обнинск, 1995. -94 с.
- Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации. Дис. д-ра филос. наук. М., 1992.
- Шульгин В. Н. Основные вопросы социального воспитания. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1924. — 127 с.
- Щекотихина И. В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся сельской малокомплектной школы в условиях учебного и свободного времени. Дис. канд. пед. наук. Брянск, 1994.
- Щербакова Т. А. Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XIX века. Дис. д-ра искусствоведения. М., 1989.
- Экспериментальная программа по музыке для 1-х классов. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1974.
- Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психологии, 1992, № 3−4. С. 3−13.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии, 1971, № 4. С. 6−20.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Энциклопедический музыкальный словарь / Отв. ред. Г. В. Келдыш. М., 1959. — 327 с.
- Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И. А. Эфрон (Спб.). Репринт изд. М.: «Терра», 1992.-Т. 12.-С. 842.
- Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издате ли: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И. А. Эфрон (Спб.). Репринт изд. М. «Терра», 1992. — Т. 20. — С. 941−942.
- Якобсон П. М. Психология чувств. 2-е изд., доп. — М.: АПН РСФСР, 1958 — 348 с.
- Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966 -291 с.