Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология модерации. 
Интерактивные образовательные технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Визуализация результатов совместной деятельности участников призвана выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления, помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы, прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы. Композиционность: плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы… Читать ещё >

Технология модерации. Интерактивные образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе модерации групповой работы лежат базовые процессы, которые можно условно назвать четырьмя «китами модерации»: визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.

Процесс визуализации. А. В. Петров [56] выделяет четыре основных принципа, объясняющих необходимость наглядного представления любого знания:

  • 1. Необходимость чувственного восприятия внешнего мира в качестве исходного материала для мыслительной деятельности.
  • 2. Необходимость владения языком символов как определенной системы чувственно воспринимаемых знаков (сигналов), являющихся носителями значения, смысла.
  • 3. Необходимость на любой ступени абстрактного мышления создавать опоры на чувственный материал в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графиков и т. п.
  • 4. Обязательная связь мыслительной деятельности любой степени абстрактности с практикой, представляющей собой предметную, чувственную деятельность.

Визуализация результатов совместной деятельности участников призвана выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления, помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы, прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы.

Принципы визуализации обычно формулируются следующим образом.

Доступность: всем участникам должен быть обеспечен доступ к материалу.

Композиционность: плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы и многообразием форм. Символы и записи должны быть видны с 3 — 4 метров, кроме того, должны быть выдержаны композиционные правила в размещении текста и рисунков. Необходимо учитывать особенности чтения участников.

Анонимность: для придания работе объективного характера и исключения авторитарного влияния отдельных людей на группу необходимо добиваться анонимности представленных материалов.

Таблица 4.

Классификации вопросов, используемых в процессе модерации взаимодействия

Форма вопроса.

Назначение.

Воздействие.

Открытый.

Как вы это видите, что скажете?

Сбор информации, мнений.

Располагающее к диалогу.

Закрытый.

Вы против этого мнения?

Вопрос, дающий возможность сделать выбор, управлять дискуссией.

Контролирующее.

Внушающий.

Вы ведь согласитесь, что так будет лучше?

Ориентация на приоритетную идею.

Привнесение доминирующей идеи.

Уточняющий.

Правильно ли я понял, что???

Уточнение, прояснение.

Направляющее.

уточняющее.

Риторический.

Вы же нс хотите сказать, что???

Обращение к противоречию.

Побуждение к рефлексии.

Альтернативный.

Вам ближе первая или вторая позиция?

Определение приоритетов.

Заставляет сделать выбор

Встречный.

Почему вы об этом спрашиваете?

Побуждение к ответу.

Пугающее или побуждающее к анализу.

Направляющий.

С какой проблемой связана наша тема?

Расширение зоны обсуждения.

Побуждение к новому знанию.

Информация, представленная в виде письменной или устной речи, может быть воспринята и понята участниками групповой работы поразному. Если к письменному тексту можно вернуться и еще раз попытаться вникнуть в смысл представленной информации, то в ситуации вербальной коммуникации это возможно не всегда. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей.

В практике модерации сочетается деловая и социально-эмоциональная фаза вербальной коммуникации и соответствующие им техники аргументации и снижения эмоционального напряжения.

Техника постановки вопросов является одной из самых важных составляющих модерации групповой работы. Мудрость гласит: «Кто спрашивает, тот руководит».

Для достижения целей групповой работы модератор должен учитывать при се организации еще одно обстоятельство — страх перед публичными выступлениями у участников групповой работы. И в этом смысле пассивное участие (иногда безучастие) человека в дискуссии вовсе нс является его содержательной и эмоциональной отстраненностью от процесса решения групповой задачи, а принадлежит к группе социальных затруднений. Причиной тому могут быть негативные переживания предыдущего опыта публичных выступлений, ситуации социальной изоляции в ходе групповой работы и т. п. Обстоятельства, провоцирующие страх публичных выступлений, у каждого человека могут быть разными. Однако можно утверждать, что многие люди чувствуют себя не совсем уютно в случаях, если:

  • — попадают в непривычную ситуацию общения;
  • — встречаются с незнакомыми людьми;
  • — выступают перед большой группой слушателей;
  • — обсуждают очень сложные для них проблемы;
  • — разговор заходит о личных и интимных сторонах жизни.

Обобщение и конкретизация результатов работы, презентация результатов зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах (согласно классификации Л.И. У майского):

  • — совместно-индивидуальная: каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»);
  • — совместно-дополняющая (последовательная): результат деятельности каждой группы является самостоятельным фрагментом, необходимым для общего решения проблемы;
  • — совместно-взаимодействующая: из предложений первой группы выбираются наиболее значимые идеи, остальные группы дополняют их, а затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»).

Результаты групповой работы могут быть представлены в различных формах, таких как карточки, коллажи, стенгазеты, модели, картины, сценические постановки, слайды, видеофильмы и т. п. Наработки каждой микрогруппы могут оценивать все участники.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой