Технология модерации.
Интерактивные образовательные технологии
Визуализация результатов совместной деятельности участников призвана выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления, помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы, прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы. Композиционность: плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы… Читать ещё >
Технология модерации. Интерактивные образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе модерации групповой работы лежат базовые процессы, которые можно условно назвать четырьмя «китами модерации»: визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.
Процесс визуализации. А. В. Петров [56] выделяет четыре основных принципа, объясняющих необходимость наглядного представления любого знания:
- 1. Необходимость чувственного восприятия внешнего мира в качестве исходного материала для мыслительной деятельности.
- 2. Необходимость владения языком символов как определенной системы чувственно воспринимаемых знаков (сигналов), являющихся носителями значения, смысла.
- 3. Необходимость на любой ступени абстрактного мышления создавать опоры на чувственный материал в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графиков и т. п.
- 4. Обязательная связь мыслительной деятельности любой степени абстрактности с практикой, представляющей собой предметную, чувственную деятельность.
Визуализация результатов совместной деятельности участников призвана выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления, помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы, прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы.
Принципы визуализации обычно формулируются следующим образом.
Доступность: всем участникам должен быть обеспечен доступ к материалу.
Композиционность: плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы и многообразием форм. Символы и записи должны быть видны с 3 — 4 метров, кроме того, должны быть выдержаны композиционные правила в размещении текста и рисунков. Необходимо учитывать особенности чтения участников.
Анонимность: для придания работе объективного характера и исключения авторитарного влияния отдельных людей на группу необходимо добиваться анонимности представленных материалов.
Таблица 4.
Классификации вопросов, используемых в процессе модерации взаимодействия
Форма вопроса. | Назначение. | Воздействие. | |
Открытый. | Как вы это видите, что скажете? | Сбор информации, мнений. | Располагающее к диалогу. |
Закрытый. | Вы против этого мнения? | Вопрос, дающий возможность сделать выбор, управлять дискуссией. | Контролирующее. |
Внушающий. | Вы ведь согласитесь, что так будет лучше? | Ориентация на приоритетную идею. | Привнесение доминирующей идеи. |
Уточняющий. | Правильно ли я понял, что??? | Уточнение, прояснение. | Направляющее. уточняющее. |
Риторический. | Вы же нс хотите сказать, что??? | Обращение к противоречию. | Побуждение к рефлексии. |
Альтернативный. | Вам ближе первая или вторая позиция? | Определение приоритетов. | Заставляет сделать выбор |
Встречный. | Почему вы об этом спрашиваете? | Побуждение к ответу. | Пугающее или побуждающее к анализу. |
Направляющий. | С какой проблемой связана наша тема? | Расширение зоны обсуждения. | Побуждение к новому знанию. |
Информация, представленная в виде письменной или устной речи, может быть воспринята и понята участниками групповой работы поразному. Если к письменному тексту можно вернуться и еще раз попытаться вникнуть в смысл представленной информации, то в ситуации вербальной коммуникации это возможно не всегда. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей.
В практике модерации сочетается деловая и социально-эмоциональная фаза вербальной коммуникации и соответствующие им техники аргументации и снижения эмоционального напряжения.
Техника постановки вопросов является одной из самых важных составляющих модерации групповой работы. Мудрость гласит: «Кто спрашивает, тот руководит».
Для достижения целей групповой работы модератор должен учитывать при се организации еще одно обстоятельство — страх перед публичными выступлениями у участников групповой работы. И в этом смысле пассивное участие (иногда безучастие) человека в дискуссии вовсе нс является его содержательной и эмоциональной отстраненностью от процесса решения групповой задачи, а принадлежит к группе социальных затруднений. Причиной тому могут быть негативные переживания предыдущего опыта публичных выступлений, ситуации социальной изоляции в ходе групповой работы и т. п. Обстоятельства, провоцирующие страх публичных выступлений, у каждого человека могут быть разными. Однако можно утверждать, что многие люди чувствуют себя не совсем уютно в случаях, если:
- — попадают в непривычную ситуацию общения;
- — встречаются с незнакомыми людьми;
- — выступают перед большой группой слушателей;
- — обсуждают очень сложные для них проблемы;
- — разговор заходит о личных и интимных сторонах жизни.
Обобщение и конкретизация результатов работы, презентация результатов зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах (согласно классификации Л.И. У майского):
- — совместно-индивидуальная: каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»);
- — совместно-дополняющая (последовательная): результат деятельности каждой группы является самостоятельным фрагментом, необходимым для общего решения проблемы;
- — совместно-взаимодействующая: из предложений первой группы выбираются наиболее значимые идеи, остальные группы дополняют их, а затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»).
Результаты групповой работы могут быть представлены в различных формах, таких как карточки, коллажи, стенгазеты, модели, картины, сценические постановки, слайды, видеофильмы и т. п. Наработки каждой микрогруппы могут оценивать все участники.