Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус военного юрисконсульта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание правового статуса военного юрисконсульта представляет собой основанную на профессиональной компетенции деятельность, направленную на реализацию требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОГО ЮРИСКОНСУЛЬТА
    • 1. 1. Теоретические основы понятия правового статуса военного юрисконсульта и его место в системе правовых статусов
    • 1. 2. Элементы правового статуса военного юрисконсульта
    • 1. 3. Содержание правового статуса военного юрисконсульта
  • Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ВОЕННОГО ЮРИСКОНСУЛЬТА
    • 2. 1. История развития отечественного законодательства о военных юрисконсультах и международный опыт правового регулирования деятельности военных юрисконсультов
    • 2. 2. Современное состояние и направления совершенствования законодательства о статусе военного юрисконсульта

Правовой статус военного юрисконсульта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации1 немыслима без опоры на закон. Правовая работа в войсках напрямую влияет на их боеготовность и способствует эффективному выполнению задач по обеспечению обороны и безопасности государства. Необходимость в четко организованной, высокопрофессиональной юридической службе в Вооруженных Силах не вызывает сегодня сомнений. Совершенствование ее структуры и повышение качества работы военных юрисконсультов являются важными задачами командования в условиях реформирования войск и сокращения их штатной численности. Решение этой задачи предполагает опору на научно обоснованные выводы и рекомендации, выработанные в ходе исследований в области военного права, изучение вопросов организации и деятельности военно-юридической службы. Это, в свою очередь, обусловливает повышенное внимание к такой категории военнослужащих, как военные юрисконсульты.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, обеспечение законности в Вооруженных Силах немыслимо без эффективной военно-юридической службы. Ее самостоятельность, нацеленность на действенное правовое обеспечение боевой готовности па всех уровнях — залог укрепления законности в Вооруженных Силах.

Во-вторых, основу военно-юридической службы составляют высокопрофессиональные специалисты — военные юрисконсульты, права, обязанности и ответственность которых должны быть четко определены и нормативно зафиксированы.

В-третьих, нормативное регулирование правовой работы в войсках, вопросы организации и деятельности юридической службы Вооруженных Сил требуют сегодня дальнейшего совершенствования, которое целесообразно проводить с учетом научно обоснованного понимания.

1 Далее — Вооруженные Силы. правового статуса военного юрисконсульта, не имеющего сегодня должного нормативного закрепления.

В-четвертых, правовой статус военного юрисконсульта имеет определенные особенности и специфику, обусловленные его профессиональной компетенцией, которая, в свою очередь, носит унифицированный характер, основана на исторически сложившемся и нормативно определенном понимании профессии юрисконсульта в отечественном законодательстве. Изучение особенностей правового положения юрисконсульта в условиях Вооруженных Сил по отношению к общему представлению о профессии юрисконсульта позволит повысить эффективность правовой работы в войсках.

И в-пятых, вопросы организации и деятельности военно-юридической службы являются предметом постоянного научного интереса и рассматривались в ряде диссертационных исследований1- исследованы правовые статусы иных военно-юридических специальностей2 — военного судьи и военного прокурора. Исследований, посвященных изучению правового статуса военного юрисконсульта, не имеется, и едва ли это оправдано.

Таким образом, можно констатировать объективную необходимость и целесообразность научного исследования категории правового статуса военного юрисконсульта, на базе которого можно будет развивать научные представления о его профессиональной компетенции и формулировать рекомендации по совершенствованию организации и деятельности военно-юридической службы и правовой работы в войсках.

1 См.: Казимиров Е. М. Юридическая служба Министерства обороны СССР: (Организационно-правовые вопросы): Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВКИ, 1988; Золотухин Г. А. Правовые основы организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Овчаров О. А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000.

2 См.: Правовой статус судьи военного суда: Дис. канд. юрид. наук / Буробин В. Н. -М.: ВУ, 1996; Правовой статус военного прокурора: Дис. канд. юрид. наук/Дудин В.И. -М.: ВУ, 2002.

Степень научной разработанности проблемы.

В процессе исследования диссертантом изучались работы, посвященные общим положениям и теоретическим основам категории правового статуса личности и гражданина, а также работы, направленные на исследование правового статуса отдельных категорий лиц, выделяемых по принципу принадлежности к определенной социально-профессиональной группе1. Кроме того, исследовались труды ученых юристов, предметом которых являлась профессиональная деятельность юрисконсультов, организация правовой работы и деятельность юридических служб.

Общие вопросы категория правового статуса личности и гражданина рассматривались в исследованиях2 таких ученых, как Д. Н. Бахрах, Н. А. Боброва, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Н. С. Маленин, Г. В. Мальцев, Н.И.

1 См.: Смирнов J1.B. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1996; Хатюшенко О. М. Административно-правовой статус государственного служащего Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1999; Буробин В. Н. Правовой статус судьи военного суда: Дис. канд. юр. наук. — М., ВУ, 1996; Дудин В. И. Правовой статус военного прокурора: Дисс. канд. юрид наук. — М.: ВУ, 2002.

2 См.: Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права Государство и право. — 1998 № 3 — С. 19- Боброва Н. А. Об организационно-правовых гарантиях статуса личности/ЯТравопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. — Саратов, 1980; Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. — С. 187- Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997; Маленин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. — М., 1981. — С. 101- Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. — Саратов, 1972. -С.194- Матузов Н. И. Правовой статус личности: понятие и структура//Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. — Саратов, 1980; Новоселов В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. — Саратов, 1977; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР: Правовые аспекты взаимоотношений. — М., 1974. — С.197−198- Придворов Н. А. Идея достоинства личности в конституционном статусе лица//Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. -Саратов, 1980; Пхаладзе Б. В. Юридическая форма положения личности в советском обществе. — Тбилиси, 1969; Ровный В. В. О категории «правовой модус» и ее содержании // Государство и право. — 1998. — № 4. — С.86 — 88- Шайнепов Н. А. Правовой статус личности и ее интсресы//ХХУН съезд КПСС и развитие теории права. — Свердловск, 1982; Якимов АЛО. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. — М., 1999; Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право. — 1996. — № 8.

Матузов, В. И. Новоселов, В. А. Патюлин, Н. А. Придворов, Б. В. Пхаладзе, В. В. Ровный, Ю. А. Тихомиров, Н. А. Шайненов, JI.C. Явич, АЛО. Якимов и другие.

Исследованиям специальных правовых статусов были посвящены работы1 Б. Б. Каминского, Н. Н. Ковалевой, А. В. Корепиной, JT.B. Смирнова, О. М. Хатюшенко и других.

Специальный правовой статус военнослужащих и их отдельных категорий, вопросы его реализации были предметом исследований2 военных ученых-правоведов Х. М. Ахметшина, Д. Н. Артамонова, В. Н. Буробина,.

A.Н. Грекова, A.M. Добровольского, В. И. Дудина, Г. И. Колибабы, Н. И. Кузнецова, Ю. И. Мигачева, П. И. Романова, В. П. Серегина, Б. Ф. Старова,.

B.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, С. В. Тихомирова, а также зарубежных ученых: К. Хессе, Ж.-К. Рокепло, Р. Крокера и ряда других.

Учеными также изучались отдельные вопросы профессиональной деятельности юрисконсульта. Так, О.Н. Чекунова3 провела в 1987 году анализ деятельности юрисконсульта в судах первой инстанции при.

1 См.: Смирнов Л. В. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1996. — 178 е.- Корепина А. В. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2001. — 174 е.- Хатюшенко О. М. Административно-правовой статус государственного служащего Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1999. — 166 е.- Ковалева Н. Н. Административно-правовой статус предприятий: Дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2001. — 199 е.- Григореико С. М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2001. — 197 е.- Каминский Б. Б. Индивидуальный правовой статус личности: Дис. канд. юрид. паук. — Свердловск, 1986. — 179 с.

2 Буробин В. Н. Правовой статус судьи военного суда: Дис. канд. юрид. наук. — М., ВУ, 1996; Дудин В. И. Правовой статус военного прокурора: Днсс. канд. юрид наук. — М.: ВУ, 2002. Артамонов Н. В. Правовой статус военнослужащих и его обеспечение. — М., 1984. с.6- Добровольский A.M. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. — СПб., 1913. — с.3−4- Греков А. Н. Правовое положение армии в государстве. — СПб., 1908. — с.9,86- А. В. Кудашкин. Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук.-М.: РАГС, 1998; Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Правовое положение военнослужащих Российской Федерации и ФРГ // Государство и право. — 1997. — № 8. — с. 41−43.

3 Чекунова О. Н. Участие юрисконсульта в судах первой инстанции при рассмотрении гражданских дел: Дис. канд. юрид. наук. — Л., 1987. — 176 с. рассмотрении гражданских дел. О.М. Щуковская1 в 2001 году исследовала правовые основы оказания юридических услуг, частично затрагивая деятельность юрисконсульта. Однако в целом, правовые основы профессиональной деятельности юрисконсульта, его профессиональный статус и специфика работы в условиях Вооруженных Сил до сих пор остаются неисследованными.

Отдельные стороны профессиональной деятельности военных юрисконсультов отражены в работах, посвященных организации и Л деятельности военно-юридической службы. Однако в них содержатся хотя и очень важные, но все-таки отдельные характеристики правового положения военных юрисконсультов. В то же время до настоящего времени отсутствуют не только монографии, но даже более или менее обстоятельные статьи, посвященные этой военно-профессиональной группе в целом. С учетом изложенного, принципиально важное значение имеет вопрос о правовом статусе военных юрисконсультов в структуре Вооруженных Сил.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу деятельности военного юрисконсульта, реализации им прав и обязанностей, а также привлечения его к ответственности, основанной на его профессиональной компетенции.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие правовое положение и профессиональную деятельность военного юрисконсульта, а также правоотношения и мероприятия,.

1 Щуковская О. М. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2001. — 213 с.

2 См.: Казимиров Е. М. Юридическая служба Министерства обороны СССР: (Организаниопно-правовые вопросы): Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВКИ, 1988; Золотухин Г. А. Правовые основы организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. паук. — М.: ВУ, 2000; Овчаров О. А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Харитонов С. С. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000. возникающие в процессе реализации военным юрисконсультом своей профессиональной деятельности.

С учетом изложенного целью данного диссертационного исследования является выработка научно обоснованных рекомендаций по нормативному определению правового положения военного юрисконсульта и совершенствованию правового регулирования его деятельности на основе исследования отдельных направлений работы военно-юридической службы и аспектов правовой работы в Вооруженных Силах, предполагающих участие военного юрисконсульта.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

1. На базе имеющихся научных представлений о категории правового статуса личности и специального правового статуса военнослужащего, с учетом имеющихся представлений и положений законодательства о деятельности юрисконсульта как одного из видов юридической специальности, определить правовой статус военного юрисконсульта, реализующего свою деятельность в условиях Вооруженных Сил.

2. Раскрыть содержание и выявить особенности структуры правового статуса военного юрисконсульта по отношению к общему правовому статусу личности, специальному правовому статусу военнослужащего и правовому положению юрисконсульта как вида юридической специальности.

3. Провести анализ действующего законодательства, определяющего правовое положение военного юрисконсульта и регламентирующего его деятельность в условиях Вооруженных Сил.

4. Исследовать деятельность должностных лиц военно-юридической службы в разрезе их функций, прав, обязанностей и ответственности.

5. Выработать научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативной правовой базы о статусе военного юрисконсульта и определить направления дальнейшего развития законодательства о профессиональной деятельности военных юрисконсультов на федеральном и ведомственном уровнях.

Научная новнзна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексной оценки правового статуса военного юрисконсульта, определено его место в общей системе правовых статусов личности и военнослужащего, раскрыты структура и содержание, исследованы функции, права, обязанности и ответственность военного юрисконсульта, выявлены особенности правового регулирования его компетенции в условиях Вооруженных Сил. Кроме того, подготовлены конкретные предложения по усовершенствованию правового регулирования профессиональной деятельности военного юрисконсульта и закреплению его правового статуса.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Авторское определение правового статуса военного юрисконсульта. Под правовым статусом военного юрисконсульта понимается особая модификация правового статуса военнослужащих, представляющая собой юридически гарантированное положение военного юрисконсульта в Вооруженных Силах, определяемое совокупностью основанных на его профессиональной компетенции прав, обязанностей и ответственности^ предусмотренных как общим, так и специальным военным законодательством.

2. Выявленная автором общая система правового статуса и место правового статуса военного юрисконсульта в этой системе.

Система правового статуса представляет собой последовательно организованные элементы, каждый из которых является определенным видом правового статуса (общий, специальный, индивидуальный) и отличается от других элементов системы по отраслям и сферам правового регулирования, источникам и объему правового регулирования, а также по степени конкретизациитеоретически обоснован специальный правовой статус военнослужащих, который в системе правовых статусов является исходным и наиболее значимым для правового статуса военного юрисконсульта.

Правовой статус военного юрисконсульта является производным правового статуса военнослужащего, его можно обозначать как его подвид или правовой модус, который имеет определенную специфику, обусловленную характером профессиональной деятельности юрисконсульта в условиях Вооруженных Сил. Специфика правового статуса военного юрисконсульта как разновидности правового статуса военнослужащего проявляется в содержании уего должностных прав и обязанностей.

3. Авторский подход к содержанию правового статуса военного юрисконсульта, в основе которого выделяется общепрофессиональная компетенция юрисконсульта как одной из юридических специальностей, которая реализуется в условиях Вооруженных Сил с определенными особенностями, обусловленными спецификой военной службы, и предполагает особые требования к лицам, претендующим на замещение должностей военных юрисконсультов.

4. Основные направления совершенствования правового регулирования статуса военного юрисконсульта, среди которых выделяются: совершенствование федерального законодательства о профессиональной деятельности юрисконсульта, в части его обновления и унификации, применительно к различным сферам деятельностисовершенствование военного законодательства о статусе военнослужащих, в части закрепления юридических гарантий реализации профессиональной деятельности отдельными категориями военнослужащих, в том числе военными юрисконсультами;

— совершенствование нормативной базы Минобороны России о военно-юридической службе и об организации правовой работы в войсках, в части нормативного определения прав и обязанностей военных юрисконсультов, определения их ответственноститребований, предъявляемых к лицам, замещающим должности военных юрисконсультовкритериев оценки профессионального уровня их подготовки и эффективности их работыпорядка повышения профессиональной подготовки и использования юридических кадров.

5. Предложения и рекомендации органам военного управления по нормативному закреплению правового статуса военного юрисконсульта и эффективному использованию его профессионального потенциала.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней впервые на базе накопленных научных представлений о категории правового статуса личности и специального правового статуса военнослужащих определен специфический правовой статус военного юрисконсульта, выявлена его специфика, структура, раскрыто содержание его прав и обязанностей и ответственности. В ходе исследования впервые проведен комплексный анализ законодательства о профессиональной деятельности, военного юрисконсульта: с позиций праксиологического подхода рассмотрено военное законодательство в разрезе реализации военным юрисконсультом своей профессиональной компетенцииисследован зарубежный опыт правового регулирования деятельности военных юрисконсультов. На базе полученных результатов в дальнейшем возможно исследование правового положения иных специфических категорий военнослужащих (например, военно-медицинского персонала, военных инженеров, строителей и т. п.), кроме того, полученные в ходе исследования теоретические выводы могут быть использованы при научном рассмотрении вопросов организации правовой работы в войсках и деятельности подразделений военно-юридической службы.

Практическое значенне исследования, прежде всего, заключается в обозначении проблем правового регулирования положения военного юрисконсульта в Вооруженных Силах и выработанных предложениях по их разрешению. Разработанные проекты изменения федерального законодательства и нормативной правовой базы Минобороны России могут стать основой для комплексного совершенствования правового регулирования профессиональной деятельности отдельных категорий специалистов в условиях Вооруженных Сил. Сформулированные в исследовании рекомендации органам военного управления помогут повысить качество работы подразделений военно-юридической службы и эффективность использования профессионального потенциала отдельных специалистов юридического профиля. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе с целью повышения уровня подготовки юридических кадров, или написания учебной и монографической литературы по военному праву и правовой работе в Вооруженных Силах, а также в практической деятельности руководителей, начальников юридических подразделений и юрисконсультов военных организаций.

Методология и методика исследования.

Методологической основой исследования послужили научные теории, доктрины и концепции, такие общенаучные методы исследования как, диалектический, системный, формально-логический, исторический, исторической реконструкции, анализ и синтез, аналогии и др. Были использованы и частнонаучные методы познания: сравнительно-правовой, структурно-правовой, технико-юридический и другие.

Кроме того, автор опирался в исследовании на личный опыт и наблюдения.

Нормативно-правовую базу исследования составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующее законодательство в части правового обеспечения деятельности военных организаций, правовые источники России XIX — начала XX века, советское законодательство, а также зарубежное.

Достоверность результатов исследования обеспечена юридической обоснованностью исходных положений. Основные выводы диссертационного исследования базируются на достижениях таких юридических наук, как теория государства и права, конституционное, административное и военное право. При этом всё исследование проводилось с применением положений теории системного анализа. Диссертация обсуждалась на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института ФСБ России.

Основные выводы, полученные в процессе исследования, сообщались на научно-практических конференциях и нашли отражение в опубликованных научных статьях (общий объем 2 п.л.).

Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе:

1. Законодательство о правовом регулировании деятельности военного юрисконсульта и его статуса имеет богатую историю. В армиях развитых зарубежных стран юридические службы являются неотъемлемой частью военной организации. Развитие и совершенствование законодательства о деятельности военных юрисконсультов в современной России должно прежде всего опираться на соответствующий отечественный и положительный зарубежный опыт.

2. История организации военно-юридической службы в России показывает, что задачи, методы и способы, которыми руководствовались юрисконсульты на всех этапах развития государства, ее военной организации, представляют интерес с точки зрения развития и совершенствования действующего законодательства, и должны быть использованы и в настоящее время в деятельности военных юрисконсультов. Ретроспективное исследование организационно-правовых основ деятельности юридической службы вооруженных сил России позволяет извлечь из богатейшего дореволюционного наследия важные уроки, имеющие особую ценность и актуальность для современного этапа военного строительства и развития военного законодательства о статусе юрисконсульта.

3. Действующее законодательство, определяющее правовое положение юрисконсультов нуждается в дальнейшем совершенствовании по направлениям законодательного закрепления с учетом современных условий основных задач юридической службы, порядка ее участия в правовой работе, современных методов работы.

4. Ведомственное законодательство Минобороны России о военных юрисконсультах также нуждается в дальнейшем совершенствовании в части унифицирования основных элементов правового статуса военного юрисконсульта, совершенствования гарантий реализации им должностных полномочий, его профессиональной ответственности, нормативном закреплении единых квалификационных требований к должности военного юрисконсульта, создания эффективной системы профессиональной аттестации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С принятием Конституции Российской Федерации, которая явилась завершением очередного исторического развития России и началом качественно нового этапа в становлении российской государственности, роль юридической службы неуклонно возрастает. Современный период развития Российского государства связан с укреплением государственности и законности на всех уровнях государственной власти.

Укрепление правовых основ государственной и общественной жизни, законности и правопорядка — важнейшее условие полноценного поступательного развития нашего общества, построения демократического правового государства. Строительство правового государства — одна из наиболее трудных и в то же время принципиально важных проблем, требующих радикального изменения всей системы общественных отношений. Применительно к военному строительству эта задача не менее актуальна: без создания и совершенствования правовых основ и механизма планирования военного строительства, повышения профессионального уровня военных кадров, оптимизации их структуры и функций невозможно коренное реформирование современной Российской армии, а следовательно, и эффективное обеспечение национальной безопасности в оборонной сфере1.

Деятельность Вооруженных Сил регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г., другими международными договорами Российской Федерации, применяемыми в период вооруженных конфликтов, а также актами органов военного управления. В связи с реформированием армии и.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2001 г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 2. — Ст. 170. флота, большими изменениями в нормативной базе перед юридической службой российских Вооруженных Сил ставятся ответственные задачи. Поднятие статуса юридической службы Вооруженных Сил в целом позволяет более эффективно проводить единую правовую политику по поддержанию на должном уровне правопорядка и законности в войсках, осуществлять меры по правовому обеспечению законопроектных работ в Министерстве обороны, также по судебной защите прав и законных интересов в органах военного управления, военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности.

Важнейшей задачей на этом пути становится дальнейшее совершенствование законодательства в области строительства и применения Вооруженных Сил, развитие собственной нормативной базы Министерства обороны Российской Федерации, повышение эффективности в работе по защите интересов Министерства обороны в судах, проведение мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, повышению качества подготовки военных юристов.

Юридическая служба Вооруженных Сил, являясь структурно обособленным подразделением федерального органа исполнительной власти, предназначена для осуществления правового обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Не секрет, что органы военного управления, командиры (начальники) в своей повседневной деятельности вынуждены руководствоваться нормами действующего законодательства, которое не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации и нормам международного права. При наличии ряда законов в области обороны по отдельным вопросам не предусматривается механизма их реализации.

Совершенствование структуры, организации деятельности подразделений (должностных лиц) юридической службы Вооруженных Сил во многом зависит от обновления всей системы законодательства, применения научно обоснованных средств и методов при реализации ее функций, при использовании исторического и зарубежного опыта. Ведь в конечном счете, итогом военной реформы, реформы юридической службы является создание современной армии, в которой обеспечивается правовая защищенность военнослужащих. Современное состояние правового обеспечения во многом определяется правовым прошлым. В свою очередь правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день. Историко-правовой метод позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся причин возникновения того или иного государственно-правового явления, условий их развития в прошлом и настоящем, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем. Это в полной мере относится и к институту военного юрисконсульта.

Особенность работы юрисконсульта в воинской части (особенно в рыночных отношениях) заключается в том, что он должен быть одной из ключевых фигур воинской части. Ни одно из организационных, кадровых, а тем более правовых решений командир не должен принимать без правовой экспертизы и визы юрисконсульта (суть дела не в формальном визировании). Анализ исполнения ряда хозяйственных договоров показывает, что убытки, понесенные воинскими частями, результат того, что юриста не используют в качестве первого помощника и советника в вопросах сбалансирования интересов воинской части и законов (чтобы инициатива и предприимчивость не входили в противоречие с Законом). Здесь, на наш взгляд, кроется неисследованная проблема положения юрисконсульта в воинских частях (проблема доверия между офицером-юристом и командиром).

Статус военного юрисконсульта (помощника командира по правовой работе) предполагает высокую степень доверия между ним и командованием.

Если взять такие направления деятельности юрисконсульта, как подготовка и издание приказов командира воинской частиучастие в составлении договоров и последующий контроль их исполненияорганизация претензионной и исковой работыустранение дебиторской и кредиторской задолженностирешение правовых вопросов, возникающих в ходе прохождения военной службы и трудовые отношения, то речь сегодня должна идти о реальном повышении статуса военного юрисконсульта.

По нашему мнению, военный юрисконсульт сегодня — это, прежде всего, человек, обладающий профессиональным знанием закона, который, образно говоря, находится между законом и военнослужащим. Его основная функция, пожалуй, в том и состоит, чтобы военнослужащие знали, исполняли и уважали закон. Едва ли надо доказывать, что в правовом государстве, к которому мы стремимся, все вопросы функционирования любых управленческих структур должны решаться на серьезной правовой основе, с помощью соответствующих юридических служб, оснащенных современной оргтехникой и обеспеченных современными правовыми базами данных. Именно юрисконсульты своим трудом внедряют в повседневную жизнь армии элементы права, способствуют ликвидации правовой неграмотности военнослужащих. Военные юрисконсульты и их труд должны быть востребованы военнослужащими и гражданским персоналом армии как участниками правового оборота. Без этого рассчитывать на серьезную постановку дела нельзя.

Ретроспективный анализ отечественного законодательства свидетельствует, что в целом профессия юрисконсульта детально регламентировалась и нормировалась как в период дореволюционной, так и Советской России. В переходный же период «коренной ломки» отечественного законодательства начала 90-х годов она как бы выпала из поля ведения новейшего законодательства и на протяжении десятилетия оставалась в состоянии неопределенности. Негативные последствия такого положения трудно переоценить. Отсутствие государственной поддержки юрисконсультов, законодательного закрепления их прав и гарантий осуществления профессиональной деятельности практически свело на нет эффективность их работы.

Движение в развитии законодательства о деятельности юрисконсультов, инициированное Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г.

N 528 хотя и решает многие основные вопросы, но объективно не может быть оценено как окончательное решение проблемы правового регулирования профессии военного юрисконсульта в целом. Несомненно, дальнейшее правовое регулирование деятельности юрисконсульта будет более эффективным, опираясь на научно обобщенный отечественный опыт правового регулирования в данной сфере, а также на опыт других государств.

Проведенное исследование позволяет оценить сложную и емкую категорию правового статуса военного юрисконсульта, оценить действующее законодательство о статусе военного юрисконсульта и выдвинуть предложения по его совершенствованию. В этой связи можно констатировать следующее:

1. Правовой статус военного юрисконсульта, обладая общими с юридическим статусом военнослужащего чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную определенность. Выявление основных признаков правового статуса военного юрисконсульта позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках нормативные положения в рамках одной правовой институции.

Можно констатировать следующие важные с точки зрения исследования правового статуса военного юрисконсульта теоретические выводы.

Во-первых, правовой статус абстрактного субъекта представляет собой его нормативно определенное положение в различных общественных отношениях.

Во-вторых, система правового статуса представляет собой последовательно организованные элементы, каждый из которых является определенным видом правового статуса (общий, специальный, индивидуальный) и отличается от других элементов системы по отраслям и сферам правового регулирования, источникам и объему правового регулирования, а также по степени конкретизации.

В-третьих, теоретически обоснован специальный правовой статус военнослужащих, который в системе правовых статусов является исходным и наиболее значимым для правового статуса военного юрисконсульта.

И в четвертых, правовой статус военного юрисконсульта является производным правового статуса военнослужащего, его можно обозначать как его подвид или правовой модус, который имеет определенную специфику, обусловленную характером профессиональной деятельности юрисконсульта в условиях Вооруженных Сил.

2. Структуру правового статуса составляют такие элементы, как права, обязанности, гарантии их реализации и ответственность.

3. Специфика правового статуса военного юрисконсульта как разновидности правового статуса военнослужащего проявляется в содержании его должностных прав и обязанностей. При этом в целях наиболее полного и обобщенного подхода к специфике правового статуса военного юрисконсульта, вне зависимости от условий замещаемой им конкретной должности, целесообразно определить в качестве специфического элемента структуры правового статуса военного юрисконсульта его компетенцию, которая понимается как комплекс служебных прав и служебных обязанностей военного юрисконсульта, закрепленных на уровне федерального и ведомственного законодательств.

4. Модифицируя изложенные представления о структуре правового статуса по отношению к военному юрисконсульту, можно выделить в нем две группы обязательных элементов: 1) статический компонент статуса, выражающий положение военного юрисконсульта как субъекта конституционного права- 2) компетенционный компонент статуса (его составляют должностные права, обязанности, гарантии их реализации и ответственность).

5. Важнейшим условием обладания статусом военного юрисконсульта является специальная правосубъектность. Как своеобразное право на статус, правосубъектность служит основанием статуса военного юрисконсульта, и поэтому она должна рассматриваться в качестве особого предстатусного элемента. Правосубъектность военного юрисконсульта выражается в соответствии определенным квалификационным требованиям, предъявляемым к должности военного юрисконсульта.

6. Содержание правового статуса военного юрисконсульта представляет собой основанную на профессиональной компетенции деятельность, направленную на реализацию требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности. Эта деятельность реализуется военным юрисконсультом посредством нормативно определенных прав и обязанностей и обеспечивается соответствующими гарантиями и ответственностью.

7. Законодательство о правовом регулировании деятельности военного юрисконсульта и его статуса имеет богатую историю. В армиях развитых зарубежных стран юридические службы являются неотъемлемой частью военной организации. Развитие и совершенствование законодательства о деятельности военных юрисконсультов в современной России должно прежде всего опираться на соответствующий отечественный и положительный зарубежный опыт.

8. История организации военно-юридической службы в России показывает, что задачи, методы и способы, которыми руководствовались юрисконсульты на всех этапах развития государства, ее военной организации, представляют интерес с точки зрения развития и совершенствования действующего законодательства и должны быть использованы и в настоящее время в деятельности военных юрисконсультов. Ретроспективное исследование организационно-правовых основ деятельности юридической службы Вооруженных Сил позволяет извлечь из богатейшего дореволюционного наследия важные уроки, имеющие особую ценность и актуальность для современного этапа военного строительства и развития военного законодательства о статусе юрисконсульта.

9. Действующее законодательство, определяющее правовое положение юрисконсультов, нуждается в дальнейшем совершенствовании по направлениям законодательного закрепления с учетом современных условий, основных задач юридической службы, порядка ее участия в правовой работе, современных методов работы.

10. Ведомственное законодательство Минобороны России о военных юрисконсультах также нуждается в дальнейшем совершенствовании в части унифицирования основных элементов правового статуса военного юрисконсульта, совершенствования гарантий реализации им должностных полномочий, его профессиональной ответственности, нормативном закреплении единых квалификационных требований к должности военного юрисконсульта, создания эффективной системы профессиональной аттестации.

Вышеизложенные результаты исследования позволили сформулировать следующие положения:

1. Под правовым статусом военного юрисконсульта понимается особая модификация правового статуса военнослужащих, представляющая собой юридически гарантированное положение военного юрисконсульта в Вооруженных Силах, определяемое совокупностью основанных на его профессиональной компетенции прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных как общим, так и специальным военным законодательством.

2. Система правового статуса представляет собой последовательно организованные элементы, каждый из которых является определенным видом правового статуса (общий, специальный, индивидуальный) и отличается от других элементов системы по отраслям и сферам правового регулирования, источникам и объему правового регулирования, а также по степени конкретизациитеоретически обоснован специальный правовой статус военнослужащих, который в системе правовых статусов является исходным и наиболее значимым для правового статуса военного юрисконсульта.

Правовой статус военного юрисконсульта является производным правового статуса военнослужащего, его возможно обозначать как его подвид или правовой модус, который имеет определенную специфику, обусловленную характером профессиональной деятельности юрисконсульта в условиях Вооруженных Сил. Специфика правового статуса военного юрисконсульта как разновидности правового статуса военнослужащего проявляется в содержании его должностных прав и обязанностей.

3. В содержании правового статуса военного юрисконсульта выделяется общепрофессиональная компетенция юрисконсульта как одной из юридических специальностей, которая реализуется в условиях Вооруженных Сил с определенными особенностями, обусловленными спецификой военной службы, и предполагает особые требования к лицам, претендующим на замещение должностей военных юрисконсультов.

4. Основные направления совершенствования правового регулирования статуса военного юрисконсульта: совершенствование федерального законодательства о профессиональной деятельности юрисконсульта, в части его обновления и унификации, применительно к различным сферам деятельностисовершенствование военного законодательства о статусе военнослужащих, в части закрепления юридических гарантий реализации профессиональной деятельности отдельными категориями военнослужащих, в том числе военными юрисконсультами;

— совершенствование нормативной базы Минобороны России о военно-юридической службе и об организации правовой работы в войсках, в части нормативного определения прав и обязанностей военных юрисконсультов, определения их ответственноститребований, предъявляемых к лицам, замещающим должности военных юрисконсультовкритериев оценки профессионального уровня их подготовки и эффективности их работыпорядка повышения профессиональной подготовки и использования юридических кадров.

В заключение хотелось бы отметить, что правовой статус военного юрисконсульта является сложным и многогранным явлением и представляет собой совокупность элементов, совершенствование каждого из которых будет способствовать повышению его эффективности. В то же время правовой статус военного юрисконсульта является одним из элементов сложной системы обеспечения законности в Вооруженных Силах. Научное осмысление этого процесса еще предстоит. В этой связи полученные результаты исследования не претендуют на оценку в качестве абсолютной истины, а скорее являются предложением к дальнейшей научной работе в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с. 128.
  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации'7/Российская газета от 23 декабря 1997 года.
  3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. -№ 1.
  4. Федеральный закон № 5-ФЗ от 14.06.94 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания"//"Российская газета» от 15.06.94 г.
  5. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998.-N22.
  6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — N 13. — Ст. 1475.
  7. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном оборонном заказе’У/Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 1. Ст. 6.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. «Овнесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 47. — Ст. 4472.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 30. — Ст. 3610.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне’У/Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. № 23.-Ст. 2750.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации’У/Собрание законодательства. 1994. -№ 7. — Ст. 697.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации7/Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. -№ 2.-Ст. 170.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. № 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 46. — Ст. 5652.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1994 г. № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской
  16. Федерации’У/Собрание актов Президента Российской Федерации. 1994. -№ 3.-Ст. 182.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — N 51. — Ст. 4931.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах'7/Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 42. — Ст. 5013.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы'7/Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 38. — Ст. 4534.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. № 642 «О мерах по развитию органов юстиции"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 19. — Ст. 2259.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 40.-Ст. 4941.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1119 «Вопросы Государственно-правового управления Президента Российской
  23. Федерации’У/Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1992. — № 13. — Ст. 1010.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов федеральных органов исполнительной власти’У/Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№ 22.-Ст. 2663.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 49.-Ст. 5533.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 1998 г. № 594 «О государственной комиссии Российской Федерации по военному строительству'7/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 22.-Ст. 2411.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 31. — Ст. 3839.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.-№ 31.-Ст. 3840.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. № «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 32. — Ст. 3337.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. № 220 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в области обороны и безопасности’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 10. — Ст. 1155.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов"//"Российская газета» от 06.04.94 г.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 24. Ст. 2868.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1994 г. № 1473 О программе «Становление и развитие частного права в России». Программа «Становление и развитие частного права в России’У/Собрание законодательства. 1994. — № 11.- Ст. 1191.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 23. — Ст. 2857.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля1993 г. № 307 «О регистрации об опубликовании ведомственных нормативных актов"//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 16. — Ст. 1348.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа1994 г. № 986 «О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании» // Собрание законодательства Российской
  37. Федерации. 1994. — № 18. — Ст. 209.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 27. -Ст. 3176.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 733 «Об утверждении Временного положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации’УЛРоссийская газета» от 28.06.94 г.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. № 1236 «О продовольственном обеспечении военных и приравненных к ним потребителей Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 43. — Ст. 4927.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 1991 г. № 47 «О порядке подготовки проектов законодательных актов РСФСР и решений Правительства РСФСР’У/Собрание Постановление Правительства РСФСР.- 1991. -№ 11.-Ст. 148.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 24. — Ст. 2281.
  43. Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 года № З05)//Российские вести. 1992. — № 11.
  44. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 января 1992 г. № 68-р «О создании рабочей группы для проведения экспертизы нормативных актов по вопросам организации и деятельности Вооруженных Сил».
  45. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 60-р «О праве заместителей Председателя Совета Министров
  46. Правительства Российской Федерации издавать исполнительно-распорядительные акты"//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 3. Ст. 295.
  47. Приказ министра обороны «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 января 2001 г. № 10.
  48. Приказ министра обороны «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 января 2001 г. № 10.
  49. Приказ министра обороны 1990 г. № 75 «Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и дополнительных протоколов к ним».
  50. Приказ министра обороны Российской Федерации «О состоянии работы по защите законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию» от 21 мая 2002 г. № 200.
  51. Приказ министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 115 «О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации».
  52. Приказ министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 25 «О порядке подготовки, оформления и выполнения международных договоров в Министерстве обороны Российской Федерации».
  53. Приказ министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 450 «О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации».
  54. Приказ министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 500 «Об утверждении Положения об Управлении делами Министерства обороны Российской Федерации».
  55. Приказ министра обороны Российской Федерации 1998 г. № 100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».
  56. Приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 160 «О мерах по совершенствованию контроля за исполнением служебных документов в Министерстве обороны Российской Федерации».
  57. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  58. Приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  59. Приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  60. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 июля 2001 г. № 305 «О некоторых мерах по укреплению юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации» // Российская газета. 2001. — 22 августа.
  61. Приказ министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 5 «Об учреждении знака отличия Министерства обороны Российской Федерации «Юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации».
  62. Приказ министра обороны СССР 1987 г. № 245 «О дальнейшем улучшении правового обслуживания личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота и других граждан».
  63. Приказ министра обороны СССР 1987 г. № 250 «О введении в действие Наставления по правовой работе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте».
  64. Приказ министра обороны СССР 1988 г. № 160 «О работе по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и приему посетителей в армии и на флоте».
  65. Директива Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 1977 г. № ДГШ-31 «О дальнейшем улучшении правовой работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте».
  66. Директива Министра обороны Российской Федерации 1995 г. № Д-14 «О работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их действия и решения».
  67. Директива Министра обороны Российской Федерации 1995 г. №Д-14 «О работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их действия и решения».
  68. Директива Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № Д-10 «О выездных заседаниях коллегии Министерства обороны Российской Федерации».
  69. Директива Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № Д-3 «Об упорядочении рассмотрения проектов документов в Министерстве обороны Российской Федерации».
  70. Директива Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № Д-4 «О внесении изменений в директиву Министра обороны Российской Федерации 1998 года № Д-10».
  71. Директива Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № Д-6 «О правовых минимумах».
  72. Директива первого заместителя Министра обороны СССР 1990 г. № Д-53 «Об активизации работы по совершенствованию военного законодательства».1. МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ
  73. ЮЬАбова Т.Е. и др. Правовая работа в условиях перестройки. М.: ИГПАН, 1989.
  74. А.Б. Локальные формы информационно-правового обеспечения//Государство и право. 1992. — № 5. — С. 75−81.
  75. B.C. Правовая работа в народном хозяйстве в условиях рыночной экономики. Воронеж, 1996.
  76. Ю. М. и др. Правовая работа на промышленном предприятии. -М., 1972.
  77. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. -М., 1984.
  78. Н.В., Кузнецов Н. И., Старов Б. Ф. Разработка научных основ обеспечения законности в военном управлении // Сборник статей ВКИ. -М., 1990.
  79. Н.В., Орлов Г. В. Проблемы правового статуса военнослужащих в СССР // Сов. государство и право. 1990. — № 1.
  80. Г. В. Государственное управление: Проблемы методологии правового исследования. М.: Юрид. лит., 1975.
  81. Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.
  82. И.А. Функции органов управления. (Правовые проблемы оформления и реализации). -М.: Юрид. лит., 1976.
  83. Ш. Бельская Е. В., Каллистратова Р. Ф. К вопросу о понятии «правовая работа» // Правовая работа в условиях перестройки. — М., 1989.
  84. В.М., Гордон А. П., Цепков Т. И. и др. Юридическая служба в народном хозяйстве. М., 1974.
  85. ПЗ.Бикеев А. А., Сафин З. Ф., Рябов А. А. и др. Организация правовой работы в народном хозяйстве. Казань. 1988.
  86. Н.А. Об организационно-правовых гарантиях статуса личности//Правопорядок и правовой статус личности в развитомсоциалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980.
  87. Н.А. Об организационно-правовых гарантиях статуса личности//Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980.
  88. Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. — № 3.
  89. С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.
  90. О.Н. Юридическая служба в народном хозяйстве. -Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1976.
  91. Е.В., Каллистратова Р. Ф. К вопросу о понятии «правовая работа» // Правовая работа в условиях перестройки. М., 1989.
  92. Н.А. Военное управление и его особенности // Труды ВЮА. 1945. — № 5.
  93. Ю.Е. Надзор военного прокурора за законностью актов советского военного управления. М.: ВКИ, 1979.
  94. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  95. Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987.
  96. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  97. Военная администрация / Под ред. Кузнецова Н. И. М.: ВКИ, 1998.
  98. Военное право / Под ред. Кузнецова Н. И. М., 1996.
  99. Военное право: состояние и перспективы развития. («Круглый стол» журнала «Государство и право») // Государство и право. 1994. — № 8−9.- С. 342.
  100. X. Правовед без прав // Хозяйство и право. 1992. — № 11.
  101. А.Н. Правовое положение армии в государстве. СПб., 1908.
  102. A.M. Особенности положения военнослужащих вобласти публичного права. СПб., 1913.
  103. В., Грабовский И. Правовые средства служат экономике // Хозяйство и право. 1992. — № 6.
  104. С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: понятие, социальное значение и место в правовой системе российского общества // Право и экономика. 1995. — № 3−4 (49−50). -С. 23−25.
  105. А. Упорядочить статус юрисконсульта // Хозяйство и право. 1992.-№ 12.
  106. А.А., Чудновский Н. Е., Юшков С. В. О проекте концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Государство и право. 1996. — № 1.
  107. Законодательные акты Петра I. Акты о высших государственных установлениях / Под Ред. и с предисловием Б. И. Сыромятникова. JL, Изд-во АН СССР. — 1945. -Том I.
  108. Р.И. Гарантии конституционных прав и обязанностей советских граждан // Ученые записки Саратовского юр. ин-та. Саратов, 1968.-Вып. XVII.
  109. JI. Планирование методического руководства правовой работой в народном хозяйстве // Советская юстиция. 1989. — № 18.
  110. М., Кузнецов С. Реформы и проблемы правотворчества // Экономика и жизнь. 1994. — № 34.
  111. Л.Я. Юридическая служба. JL, 1988.
  112. С.Д. Некоторые вопросы законодательного обеспечения административно-правового статуса российских граждан // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004.
  113. А.П. Нормы административного права и их применение. -М., 1978.
  114. А.В. Социальная защита военнослужащих. М.: изд-во «Диамант СВ», 1995. 254 с.
  115. Н.И. Акты советского государственного управления. Убеждение и принуждение в советском государственном управлении. М.: ВПА., 1968.
  116. Н.И. Контроль в Вооруженных Силах СССР. М., 1976.
  117. Н.И. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ее сущность и задачи // Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. -М.: ВУ, 1995.
  118. В.А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  119. .М. Компетенция органов государственного управления. — М.: Юрид. лит., 1972.
  120. К.К. Правовое обслуживание бизнеса. М., 2001.
  121. Р.З. Теория права: Учебник М.: Изц-во БЕК. — 1994. -216с.
  122. Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. д-ра. юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатурова. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во «Юридический центр «Пресс», 2004.
  123. Е.А. Общая теория прав человека. — М., 1996.
  124. Е.А. Права и свободы человека // Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. М., 1996.
  125. Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981.
  126. В.К., Циммерман Ю. С., Михайлин С. З. и др. Организация хозяйственно-правовой работы на предприятии. -М.: Юрид. лит., 1975.
  127. A.M. Организация правовой работы в народном хозяйстве. Свердловск: Изд. УрГУ. — 1979.
  128. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
  129. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  130. Н.И. Правовой статус личности: понятие и структура // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическомобществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980.
  131. Н.И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса личности // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
  132. Ю.И., Тихомиров С. В. Правовое положение военнослужащих Российской Федерации и ФРГ // Государство и право. -1997.-№ 8.
  133. .И. Какие документы визирует юрисконсульт//Хозяйство и право. 1983. — № 2. — С. 63−65.
  134. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
  135. В.И. Два понятия правового положения граждан в СССР//Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов. 1980.
  136. В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977.
  137. Организация деятельности помощника командира соединения по правовой работе и старшего юрисконсульта объединения: Учеб. Метод, пособие, № 205/2/745. М.: Управление делами Министерства обороны СССР, 1990.-72 с.
  138. В.Н. Деятельность юридической службы как составная часть правовой работы // Правовые аспекты совершенствования хозяйственного механизма. М.- 1979.
  139. В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.
  140. А.Г. Юридическая служба в хозяйстве. М.: Россельхозиздат, 1977.
  141. А.С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика). М.: Юрид. лит., 1968. — 168 с.
  142. A.C., Рахманина Т. К. Российский закон: подготовка и принятие // Дело и право. 1993. — № 4. — С. 25−32.
  143. А.С., Студеникина М. С., Рахманина Т. К. О понятиях «законодательный акт» и «законодательство» // Право и экономика. — 1994. -№№ 11−12.-С. 164.
  144. И.Г., Пронская Г. В., Григоренко М. П. и др. Договорно-правовая и претензионно-исковая работа / Под общ. Ред. И. Г. Побирченко. — Киев: Высшая школа, 1977.
  145. В.В. Исполнительная власть и гражданин: проблемы гарантирования административно-правового статуса гражданина // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004.
  146. Н.А. Идея достоинства личности в конституционном статусе лица//Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980.
  147. Г. В. Правовой статус юридической службы в народном хозяйстве. — Киев: Высшая школа, 1978.
  148. .В. Юридическая форма положения личности в советском обществе. -Тбилиси., 1969.
  149. В.В. О категории «правовой модус» и ее содержании // Государство и право. 1998. — № 4.
  150. И.М. Вопросы методического руководства правовой работой в народном хозяйстве // Вестник МГУ. 1979. — № 3.
  151. П.И. Общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил СССР. М., 1965.
  152. В.И. Правовая работа в народном хозяйстве: понятие, задачи, пути совершенствования//Советское государство и право. 1988. -№ 2. — С. 60−65.
  153. В.И. Совершенствование правового статуса юридической службы в народном хозяйстве / Правовая работа в условиях перестройки. —1. М., 1989.
  154. Стандарт предприятия «Организация работы юридической службы’У/Хозяйство и право. 1992. — № 12.
  155. Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
  156. Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. -М., 1980.
  157. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Наука, 1975.
  158. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти.-М., 1997.
  159. Н.Ю. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004.
  160. С.А. Договорная работа. Свердловск, 1986.
  161. С.А. Организация и техника договорной работы на предприятии. Свердловск: Изд. СЮИ. — 1982.
  162. В.И. Полпреды закона. -М.: Юрид. лит., 1977.
  163. В.И. Юридическая служба предприятия в современных условиях. М.: Экономика, 1970.
  164. Н.А. Правовой статус личности и ее интересы//ХХУП съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982.
  165. Шаш В. И. Понятие и особенности актов органов советского военного управления. М.: ВПА, 1973.
  166. В. Как самому разобраться в законодательстве // Хозяйство и право. 1993. — № 11. — С. 57−69.
  167. Шор JI.M. Организация юридической службы на предприятии и в совнархозе. М.: Юрид. лит., 1964.
  168. ., Радченко В. Прямое действие Конституции Российской Федерации и конкретизация ее деятельности // Российская юстиция. 1994. -№ 7.-С. 7−9.
  169. К.С., Зайцев И. М. Юридическая служба в народномхозяйстве. — Саратов: Изд. Саратовского университета, 1976.
  170. В.А. Правоприменительная деятельность органов военного управления. -М.: Юрид. лит. 1979. — 136 с.
  171. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право. 1996. — № 8.
  172. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: 1999.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  173. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ
  174. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис. д-ра юрид. наук. М.: ВКИ, 1986.
  175. А.Т. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1996.
  176. В.Н. Правовой статус судьи военного суда: Дис. канд. юрид. наук. М., ВУ, 1996.
  177. С.М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. — 197 е.-
  178. К.Н. Процесс нормотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-Н-Новгород, 1994.
  179. В.И. Правовой статус военного прокурора: Дисс. канд. юрид наук. М.: ВУ, 2002.
  180. Г. А. Правовые основы организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.
  181. И.JT. Юридическая служба предприятий (объединений) в условиях радикальной экономической реформы: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1986.
  182. Е.М. Юридическая служба Министерства обороны СССР: (Организационно-правовые вопросы): Дис. канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1988.
  183. .Б. Индивидуальный правовой статус личности: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. — 179 с.
  184. Н.Н. Административно-правовой статус предприятий: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. — 199 е.-
  185. Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории: Дис. д-ра юрид. наук. М.: 1980.
  186. А.В. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. — 174 е.-
  187. А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2003.
  188. Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1981.
  189. JT.K. Юридическая служба как гарантия законности деятельности социалистических организаций: Дисс. канд. юрид. наук. -Свердловск, 1975.
  190. А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управлений: Дис. д-ра юрид. наук. -Саратов, 1967.
  191. Ю.И. Конституционные права военнослужащих. (Сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ): Дис. канд. юрид. наук. М., 1993. — 321 с.
  192. Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. (Сравнительно-правовое исследование): Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999. — 565 с.
  193. О.А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.
  194. В.Н. Правовая работа юридической службы производственного объединения, предприятия (по материалам БССР): Дис. канд. юрид. наук. М., 1980.
  195. Н.В. Нормотворческая деятельность областных Советов депутатов трудящихся: Дис.. канд. юрид. наук. М.: 1975, 196 с.
  196. П.И. Правовые отношения в советском военном управлении: Дис.. канд. юрид. наук, М.: ВЮА, 1953.
  197. С.А. Юридические аспекты управления правовой работой па предприятиях нефтегазового комплекса (на примере Тюменской области): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2000.
  198. JI.B. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996.
  199. JI.B. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996. — 178 с.
  200. И.С. Теоретические аспекты совершенствования правовой деятельности министерств и ведомств СССР: Дис. канд. юрид. наук. М., 1988,217 с.
  201. .Ф. Обеспечение боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации средствами прокурорского надзора: Дис. д-ра юрид. наук. -М., 1993.
  202. В.Д. Основные требования социалистической законности в правотворчестве Советского государства: Дис. канд. юрид. наук. -Харьков, 1986,214 с.
  203. С.С. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части: Дисс. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.
  204. О.М. Административно-правовой статус государственного служащего Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук.-М., 1999.- 166 с.
  205. О.Н. Участие юрисконсульта в судах первой инстанции при рассмотрении гражданских дел: Дис. канд. юрид. наук. JL, 1987. — 176 с.
  206. О.М. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2001. — 213 с.
  207. Crocker L.P., Lawrence P.M. The Army officer’s guide. 44th edition. -Harrisburg, 1988.
  208. Espinas. Les Origines de la Technologie // Revue Philosophique. XVth year. XXX.
  209. Gesetz uber die Rechtstellung der Soldaten (Soldatengesetz) in der Fassung der Bekanntmachung vom 19 August 1975 // BGBL. I S. 2273.
  210. Loi portant sur statut general des militaires 13 juillet 1972 // Journal officiel. 1972. — № 114. — Juillet.
  211. Roqueplo J.-C. Le statut des militares. Paris, 1979. лв1. Приложеиие 1
  212. Предложения по внесению дополнений в Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
  213. Ст. 1231 Юрисконсульт полка (помощник командира полка по правовой работе)
Заполнить форму текущей работой